«Богатыри земли русской»
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Методическая разработка интегрированного музыкального занятия, посвящённого Дню защитника Отечества, для подготовительной группы ДОУ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bogatyri_zemli_russkoy.docx30.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Конезаводской детский сад»

 «Богатыри земли русской»

Методическая разработка интегрированного музыкального занятия, посвящённого Дню защитника Отечества, для подготовительной группы ДОУ

Музыкальный руководитель: Данильченко Юлия Анатольевна

2023 г.

Цель: Развитие у дошкольников патриотических чувств посредством погружения детей в музыкально-художественные образы былинных героев русского эпоса.

Задачи:        

  • Обучающие: углубить знания детей об истории Родины; обогатить словарный запас.
  • Развивающие: активизировать детей в музыкальной деятельности; развивать вокально-хоровые, музыкально-ритмические навыки.
  • Воспитательные: воспитывать у детей чувство гордости за героическое прошлое нашей Родины; формировать нравственные качества личности ребёнка; воспитывать патриотические чувства.
  • Здоровьесберегающие: развивать координацию движений в ритмической гимнастике и подвижной игре; развивать артикуляционный аппарат в музыкально-ритмической игре и пении песен.

Участники: дети 6-7 лет (подготовительная группа).

Методы: словесный, наглядный, игровой методы; наблюдение; мотивация и исследование.

Приёмы: музыкально-дидактические игры с применением логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера; карточки-схемы жанров музыки; интеграция образовательных областей.

Предварительная работа: подготовить карточки-схемы для музыкально-дидактической игры «Песня. Танец. Марш»; атрибуты для музыкально-дидактических игр. Разучить с детьми песни: «Труба», музыка Е. Тиличеевой, слова М. Долинова; «Бравые солдаты», музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной; «Будем в армии служить», музыка Ю. Чичкова, слова В. Малкова; «Будущий солдат», музыка Д. Трубачёва, слова В. Трубачёва и А. Пилецкой; подготовить записи пьес М. Мусоргского «Богатырские ворота», Р. Шумана «Смелый наездник», «Марш» А. Филиппенко.

Материалы и оборудование:        экран, проектор, ноутбук, музыкальный центр, флеш-накопитель с записями музыки.

Данный конспект можно использовать, чтобы поговорить со старшими дошкольниками о Дне защитника Отечества в рамках программного занятия. Музыкальные произведения, артикуляционные и ритмические игры объединены сквозной темой – образами былинных защитников-богатырей. Кроме музыкальных упражнений занятие содержит познавательный блок об образах богатырей в искусстве.

Ход занятия

Дети входят в зал под «Марш» А. Филиппенко. Музыкальный руководитель произносит музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята!». Напоминает, что идёт подготовка к празднику 23 Февраля, когда мы поздравляем дедушек, пап, братьев в семье. Спрашивает ребят, что это за праздник, дети отвечают, что это День защитника Отечества.

Музыкальный руководитель:

А хотите заглянуть в прошлое нашей Родины и узнать, какие были защитники в старину – русские богатыри? Как богатырская тема отражалась в разных видах искусства: музыке, живописи?

Дети отвечают. Музыкальный руководитель предлагает им для начала как будущим защитникам Отечества выполнить перестроения в три колонны и гимнастику.

Ритмическая гимнастика

Дети выполняют ритмическую гимнастику под песню «Будущий солдат», музыка Д. Трубачёва, слова В. Трубачёва и А. Пилецкой.

Музыкально-дидактическая игра «Песня. Танец. Марш»

Сразу после гимнастики дети играют. Нужно угадать жанр музыки, под которую выполняли гимнастику, и поднять карточки-схемы. Правильный ответ: две карточки – песня и марш.

Слушание музыки

Музыкальный руководитель предлагает расположиться перед экраном и показывает картину В. Васнецова «Три богатыря», рассказывает об Илье Муромце, о Добрыне Никитиче и об Алёше Поповиче:

Виктор Васнецов – очень известный русский художник. Все знают его картину «Три богатыря». Васнецов писал её около 27 лет!

На картине три былинных героя: в центре – Илья Муромец, слева от него, на белом коне, Добрыня Никитич, а с правой стороны – Алёша Попович. Илья Муромец выглядит самым крупным, самым сильным богатырём. Посмотрите, он всматривается вдаль, он всегда начеку. С руки у него свисает тяжёлая булатная палица. Палица – это старинное оружие, которое представляет собой палку с утолщённым концом. В другой руке у богатыря – острое и длинное копьё для битвы. Добрыня Никитич, всматриваясь вдаль, вынимает свой тяжёлый богатырский меч. А вот Алёша Попович, который сидит на красно-золотистом коне, выглядит более спокойным. В руках у него – лук, от стрелы которого ни один враг не может увернуться. Сила Алёши Поповича в хитрости и смекалке.

Предания рассказывают, что богатырь Илья Муромец был из простой крестьянской семьи. Жили они около города Мурома, отсюда и прозвище богатыря – Муромец. В детстве он сильно болел и даже не мог двигаться. Но однажды случилось чудо, он выздоровел и пообещал использовать свою силу, чтобы помогать другим людям. Говорят, он всегда побеждал врагов, но никогда не хвастался этим и мог отпустить побеждённого. Об этом много говорили люди, и слава об Илье Муромце как о бравом герое быстро расходилась в народе.

Добрыня Никитич, по историческим данным, родился в городе Рязани в купеческой семье. Как полагается в купеческих семьях, Добрыня был образованным. В детстве его обучали грамоте. Он был творчески одарён, мастерски играл в шахматы, поговаривают, что в этой игре однажды обыграл самого татарского хана, предводителя своих врагов. Он был метким стрелком, храбрым и мужественным и потому часто брался за такие задания, от которых другие отказывались. В свободное время Добрыня играл на народных музыкальных инструментах типа гуслей, свирели.

Алёша Попович был не так силён, как Илья и Добрыня, но был смел, ловок, умён и смекалист – то есть быстро схватывал информацию и принимал решения. Интересно, что в свободное время он любил играть на гуслях.

Автор картины Виктор Васнецов так описал своё произведение: «Богатыри Добрыня, Илья и Алёша Попович на богатырском выезде – примечают в поле, нет ли где врага, не обижают ли кого». Оригинал картины хранится в Третьяковской галерее в Москве, в постоянной экспозиции.

 После рассказа о богатырях музыкальный руководитель показывает детям эскиз «Богатырские ворота» В. Гартмана, обращает внимание на изображения шлема богатыря и кокошника, знакомит с циклом пьес «Картинки с выставки» М. Мусоргского.

Музыкальный руководитель:

Определите, ребята, характер музыки М.П. Мусоргского «Богатырские ворота» (фортепиано и оркестровое изложение).

Дети отвечают: Богатырская, мощная, сильная, торжественная, плавная мелодия, величественная, громкая.

Физкультминутка под стихотворение «Февраль» С.Я. Маршака

Под стихотворение «Февраль» С.Я. Маршака дети делают разминку.

Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.

Поднимаем руки вверх и качаем ими.

Змейкой мчится по земле
Лёгкая позёмка.

Совершаем волнообразные движения руками.

Поднимаясь, мчатся вдаль
Самолётов звенья.

Раскрываем руки, как крылья,

Это празднует февраль

Приставляем руку к виску,

Армии рожденье.

жест военных, которые отдают честь.

Музыкальный руководитель:

Молодцы, ребята! Давайте вернёмся к картине трёх богатырей. Посмотрите, они сидят на конях. Как называется человек, сидящий верхом на коне? (Всадник, наездник.)

Артикуляционная игра «Всадники»

Под музыку Р. Шумана «Смелый наездник». На 1-й и 3-й частях (негромкие) дети щёлкают языком, вытянув губы вперёд. Во 2-й части музыка звучит громко – дети громко щёлкают языком, широко растянув рот в улыбке.

Музыкально-дидактическая игра «Определи музыкальную форму»

Под музыку Р. Шумана «Смелый наездник» дети с помощью логических блоков Дьенеша должны самостоятельно выложить трёхчастную форму, выбрав по-своему желанию форму и цвет фигур. Например, .

Музыкально-дидактическая игра «Угадай звук – та или ра»?

Под музыку Е. Тиличеевой «Труба» дети рассматривают иллюстрации медного духового инструмента – трубы. Затем угадывают и показывают звуки музыки Тиличеевой. Верхние звуки – указываем рукой вверх «ра», нижние – вниз «та».

Музыкально-дидактическая игра «Выложи ритм»

Под песенку Е. Тиличеевой «Труба» дети прохлопывают ритм в ладоши и подпевают. С применением палочек Кюизенера выкладывают рисунок.

Пение

Дети рассматривают иллюстрации о солдатах Российской армии, затем встают полукругом в центре зала. Исполняют песни: «Бравые солдаты», музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной; «Будем в армии служить», музыка Ю. Чичкова, слова В. Малкова. Музыкальный руководитель проводит вокально-хоровую работу над исполнением песен в ансамбле. Учит самостоятельно начинать петь после вступления и проигрыша.

Игра «Найди себе пару!» под музыку Т. Ломовой

Водящий стоит в середине круга, дети  – парами по кругу, повернувшись боком к водящему. На 1–2-й такты делают две «пружинки», на 3–4-й такты – поворачиваются к другому партнёру, делают 4 шага и берутся за руки. Повторяют движения и возвращаются к своему первому партнёру. Во второй части музыки нужно заменить подскоки на прямой галоп и пояснить, что ребята – всадники на конях, как богатыри. Ребята двигаются врассыпную по всему залу, свободно ориентируются. С окончанием музыки нужно найти себе любую пару и встать по кругу, как в начале игры. Выигрывают те, кто быстро находит себе пару! Водящего можно выбрать считалочкой.

Считалка:

Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!

Музыкальный руководитель:

Замечательно у вас получилось, ребята! Давайте вспомним, что мы сегодня делали на занятии. Мы слушали музыку и смотрели картины. Кто вспомнит название этих произведений искусства? («Три богатыря», «Богатырские ворота».) Я предлагаю вам, ребята, нарисовать в свободное время свои картины про богатырей. Потом вы отдадите их воспитателю, и мы сделаем выставку рисунков.

Музыкальный руководитель спрашивает детей, что понравилось больше всего на занятии, что запомнилось. Потом предлагает снова «сесть на коней» – скакать прямым галопом – и под весёлую музыку найти своё место по кругу.

Музыкальное прощание «До свидания»

Дети успокаиваются и под «Марш» А. Филиппенко покидают музыкальный зал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Богатыри земли Русской.

Дать детям знания о былинах, как жанре народного творчества; сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси (в те времена русский народ славился богатырской силой)...

итоговое мероприятие по теме "Богатыри земли русской"в старшей группе детского сада

В конспекте рассматриваетсяобраз защитника Родины через образы реально существовавших исторических личностей, былинных и сказочных богатырей....

Сценарий досуга по теме:"Богатыри земли русской"

Игра-драматизация, которая является итогом работы по проекту "Богатыри Земли русской"....

В рамках проекта "Русские богатыри". Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»

                         Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»Программное содержание:  - учить рисовать ру...

Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Русские богатыри». В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель:  Формировать представление о героических защитниках русской земли.Задачи: 1.Продолжить знакомство с одним из видов изобразительного искусства (портрет).2.Развивать умение передавать пропорц...

Конспект НОД по музейно – педагогической программе: «Здравствуй, музей!». Тема: «Богатыри земли Русской: сила русская, богатырская…»

Занятие было проведено по музейно педагогической программе "Мы входим в мир прекрасного"Дошкольное отделение-Здраствуй музей!. Занятие интегрированное.....