Методические рекомендации по проведению музыкального занятия
методическая разработка по музыке
Музыкальное занятие совмещает в себе различные виды деятелности, такие как пение, музыкально-ритмические двлижения, слушание, игра на детских музыкальных инструментах. В каждом виде деятельности я использую технологии, о которых подробно расписала в методических рекомендациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_provedeniyu_muzykalnogo_zanyatiya.docx | 26.45 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по проведению
музыкального занятия.
Подготовила музыкальный руководитель
МАДОУ «Бурцевский детский сад «Радуга»»
Вилкова Юлия Владимировна.
Считаю необходимым обозначить ряд основных правил, которые соблюдаю в своей работе.
Все новое – это хорошо забытое старое. Лишь изучив и освоив труды педагогов-классиков можно двигаться вперед: варьировать и внедрять инновации.
Во всех видах музыкальной деятельности участвуют все дети группы с учетом индивидуальных способностей. Сольные номера, дуэты или ансамбли готовим на индивидуальных занятиях или по подгруппам.
Нельзя нагружать детей подготовкой одновременно к нескольким «грандиозным» мероприятиям. Практика показывает, что реалии сегодняшнего дня: участие в конкурсах, фестивалях, праздниках и череде различных мероприятий детского сада, вносят определенные коррективы в работу всего учереждения и в работу музыкального руководителя, в частности. В Программе детского сада прописан план основных праздников. Все остальные мероприятия проходят в форме тематических или комплексных занятий, развлечений, музыкальных гостиных, не требующих огромной подготовки детей. Используем уже знакомый детям музыкальный репертуар, танцы по показу, игры, импровизации. Очень доступно раскрывает эту тему (и многие другие в том числе) Татьяна Эдуардовна Тютюнникова.
Пение под фонограмму используем крайне редко, когда уже уверенно освоено музыкальное произведение. Очень редко мы слышим пение a capella вообще. Если честно, то не слышим почти никогда! А оно должно присутствовать! Иначе у детей складывается стереотип: петь, не имея сопровождения, вообще невозможно! Возможно, потому что у каждого из нас есть свой единственный и неповторимый музыкальный инструмент – голос, и сопровождение – наше тело (хлопаем, топаем, щелкаем и тд.) = бодиперкуссия. По всем видам музыкальной деятельности детей дошкольного возраста существуют различные образовательные технологии. Их использование определяется различными факторами: ФГОС ДО (п. 2.10), ФОП.
В работе с дошкольниками по всем видам музыкальной деятельности использую элементы следующих технологий:
Слушание музыки
Элементы технологии формирования основ музыкальной культуры у дошкольников «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой использую при проведении всех видов занятий, бесед-концертов, интегрированных занятий познавательного цикла и по художественному творчеству, театрализованных постановок, праздников, концертов, физкультурно-спортивных мероприятий, а также рекомендую родителям для домашнего прослушивания. Ребѐнку нужно накопить музыкальные впечатления и постепенно пополнять примерный словарь, характеризующий эмоционально-образное содержание музыки; музыкальный руководитель должен уметь увлечь детей беседой о музыкальном произведении; знакомство с произведением никогда не предваряю показом иллюстраций, но читаю созвучные по настроению стихи и сообщаю детям название произведения; важно дать понять, что, изображая какие-либо конкретные жизненные явления, музыка всегда выражает настроения, переживания, чувства; если ребѐнок сам находит выход из проблемной ситуации, то он приучается самостоятельно мыслить, искать, начинает верить в свои силы; большое значение в музыкальном воспитании имеют тон речи педагога, мимика, и манера его общения с детьми.
Пение
Основное требование программы - научить ребенка выразительному, искреннему исполнению понятных, интересных ему несложных песен. Художественно – педагогическое значение пения состоит в том, чтобы помочь детям правильно понять содержание музыкальных образов, овладеть необходимыми навыками, проявить свои чувства в непринуждѐнном, естественном пении. Системная работа позволяет учесть и вокальные, и физиологические особенности каждого ребѐнка, поэтому приоритетным в работе считаю индивидуальный подход к способностям каждого ребѐнка. Основные задачи в процессе занятий следующие:
- формировать у детей певческие умения, навыки, способствующие выразительному исполнению;
- учить детей исполнять песни с помощью воспитателя и самостоятельно в сопровождении и без сопровождения инструмента на занятиях и вне их;
- развивать музыкальный слух, приучая различать правильное и неправильное пение, высоту звуков, их длительность, направление движения мелодии, слышать себя во время пения, замечать и исправлять ошибки (слуховой самоконтроль);
- развивать голос, формируя естественное детское звучание, укрепляя и расширяя певческий диапазон, преодолевая монотонное "гудение" у низко и неточно поющих детей;
- помогать проявлению творческих способностей, самостоятельному использованию знакомых песен в играх, хороводах, игре на детских музыкальных инструментах.
Чтобы успешно решить задачи, необходимо обучить детей навыкам и умениям, которые включают в себя певческую установку и вокально - хоровые навыки» (дыхание, звукообразование, дикция, артикуляция, чистота интонирования, пение в ансамбле). Элементы технологии развития голоса и музыкального слуха у детей дошкольного возраста «Учим петь детей» С.И. Мерзляковой применяю на каждом занятии. При распевании и в песенном творчестве использую упражнения для развития голоса и музыкального слуха. Песни первой и второй ступени трудности, песенный репертуар применяю для усвоения певческих навыков и восприятия музыки (в собственном исполнении). Освоенный материал использую в проведении различных мероприятий ДОО. Отдельно нужно остановиться на певческом дыхании, которое оказывает огромное влияние на красоту и чистоту звука, выразительность исполнения. Это постепенный процесс, поэтому на начальном этапе обучения он сводится к освоению плавного и равномерного вдоха и выдоха, не прерывающего музыкальную фразу. Выдох во многом зависит от верно взятого дыхания. Необходимо показать ребенку, как правильно и в какой момент брать дыхание. Очень важно, чтобы ребенок понял, что от него хотят. Основное указание: не «разрывать» слово. Мы делаем упражнения дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой ("Ладошки", "Кошка", "Обними плечи", "Насос" и другие) и системы Д. Огороднова («Понюхать цветок»). В вокальной работе использую упражнения Е. Тиличеевой, Н. Ветлугиной, С. Мерзляковой, Г. Струве.
С желанием занимаемся с детьми песенным творчеством. Начиная с младшей, средней групп выявляем склонности к нему и содействуем их успешному развитию. В старшей и подготовительной группах продолжается работа над закреплением навыков, полученных детьми в младшем дошкольном возрасте, но на более сложном и качественном уровне. Результаты работы следующие:
· дети любят петь;
· понимают многие вокальные термины и дирижерские жесты;
· научились слышать и передавать в пении поступенное и скачкообразное движение мелодии;
· умеют начинать петь самостоятельно, после музыкального вступления и проигрыша, точно и вовремя попадая на первый звук;
· научились слышать и оценивать правильное и неправильное пение.
Музыкально-ритмические движения
Элементы технологии развития ритмической пластики у детей дошкольного возраста «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной применяю для формирования средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей и качеств личности. При освоении материала по данной технологии использую «вовлекающий» показ. Полисенсорная основа (вижу, слышу, чувствую) способствует гармоничному развитию личности ребѐнка. В качестве музыкального сопровождения – целостные произведения. Предлагаемый репертуар – ритмические композиции – используется не только на музыкальных и физкультурных занятиях, но и на утренней зарядке, бодрящей гимнастике после дневного сна, на вечерах досуга, на праздниках и утренниках.
Игра на детских музыкальных инструментах
Технология Н.Г. Кононовой «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах» исчерпывающе и доступно освещает все методы и подходы в освоении данного вида деятельности. Мы используем неозвученные и озвученные музыкальные игрушки-инструменты, но, к сожалению, не в таком многообразии, в каком предлагает автор. Элементы технологии развития природной музыкальности у дошкольников Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование» использую для открытия пути к совместной музыкальной деятельности, инструментального музицирования, развития творческой активности и музыкальных способностей детей 3-7 лет. Для применения данной технологии существуют различные музыкальные инструменты: изготовленные на производстве и те, которые мы мастерим своими руками или при помощи родителей.Элементы технологии «Праздник каждый день» Каплуновой И.М., Новоскольцевой И.А. использую на каждом занятии. Авторами разработаны подробные конспекты на целый год по всем возрастным группам с нотными и аудиоматериалами. Принцип построения занятий – традиционный, но с введением необычных игровых моментов, сюрпризов, которые так нравятся детям. Каждое занятие включает в себя: музыкально-ритмические движения, пальчиковую гимнастику, распевание, развитие чувства ритма, пение, слушание музыки, игры, танцы и пляски. Отсутствует раздел «Игра на детских музыкальных инструментах».
Необходимо обратить внимание на музыкально-дидактические игры дошкольников, так как они объединяют все виды музыкальной деятельности. Музыкально – дидактические игры обогащают музыкально-слуховые представления детей. Играют с детьми, в объеме решаемых ими задач, и музыкальный руководитель и воспитатель. В образовательной деятельности важна мотивация к деятельности по закреплению певческих умений при помощи игровых приемов (музыкальное приветствие (вопрос, задание); музыкальные загадки, считалки, сюрпризные моменты, использование элементов костюмов персонажей, загадок, видеоряда), направленные на закрепление певческих умений. На этапе закрепления песни использую практический метод. На этом этапе большую роль играют упражнения. Ребята учатся подражанию, поэтому показ педагогом приемов исполнения и закрепление их на упражнениях очень важны.
За основу некоторых занятий я выбираю театрализацию.
Музыкально- театрализованная деятельность способствует решению следующих задач:
- Пробуждение в душе каждого ребенка чувства прекрасного, прививается любовь к искусству, активизируется познавательный интерес детей.
2. Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, наблюдательности, находчивости, фантазии, воображения, образного мышления.
3. Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников и воспитание таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
4. Развитие чувства коллективизма, ответственности друг за друга, формирование опыта нравственного поведения.
5. Формирование потребности у детей духовно обогащаться через театрализованную деятельность, музыку.
6. Формирование у детей театрально – творческих способностей, навыков театральной культуры.
7. Развитие у детей коммуникативных способностей: умение общаться со взрослыми и детьми, опираясь на правила речевого общения, побуждать к умению строить ролевые диалоги в процессе обыгрывания сказки.
8. Снятие зажатости и скованности.
9. Создание условий для развития творческой активности детей.
10. Развитие умения произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал.
11. Пополнение и активизация словаря детей, ознакомление детей с основными театральными терминами.
Музыкально-театрализованная деятельность представляет собой синтетическую форму работы с детьми.
Она включает в себя:
- восприятие музыки;
- песенно-игровое творчество;
- пластическое интонирование;
- инструментальное музицирование;
- художественное слово;
- театрализованные игры;
- сценическое действие с единым художественным замыслом.
Элементы театрализации я использую как при проведении развлекательных мероприятий и праздников, так и на основных занятиях, начиная с младшей группы. Важной составляющей театральной деятельности является эмоциональное развития детей, а самым эффективным видом такой деятельности являются игры-драматизации. Эффективность эмоционального развития детей в процессе драматизации обеспечивается с помощью синтеза пения, движения и театральной деятельности. Поэтому на своих занятиях использую пантомимические этюды, упражнения, развивающие мимику, которые помогают детям выразить эмоциональные состояния героев, их образы. Например: зайчика угостили сладким яблочком (радость); но вот из леса вышел косолапый медведь (страх, волнение); прошу показать под музыку, как прыгает лягушка, ходит лисичка, при этом наблюдаем вместе с детьми различия в передаче образов и музыки. Эта работа помогает лучше передать характер персонажа.
В работе с детьми над мимикой лица использую пиктограммы. Дети выбирают карточку с изображением соответствующим настроению и образу героя и пытаются передать его. Также сама предлагаю темы мимических этюдов. Например: Вы идёте по лесу и увидели красивый цветок. Подойдите к нему, удивитесь, сорвите и изобразите восхищение от чудного аромата цветка, а затем подарить его другу.
Также с помощью какого-либо образа можно выучить и закрепить музыкально-ритмические движения – подскоки как у зайчика, галоп как у лошадки и т.д. В вокальной работе использую пропевание самых привычных слов с различной интонацией, меняя лад, темп. Например: «Здравствуйте», пропеть радостно, приветливо, угрюмо, грустно; делаем вокально-двигательную гимнастику (упражнения на развитие координации движений с пением). Слушая музыку, предлагаю ребенку самостоятельно определить по картинке настроение музыкального образа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по проведению музыкально-дидактических игр
А. С. Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба». Дидактическая игра позволяет осуществить весь к...
Методические рекомендации по проведению логоритмических занятий
Стендовый доклад на городском семинаре "Логоритмика в работе с детьми с нарушением речи"...
Методические рекомендации по проведению игр занятий с детьми до 3 лет.
работа с детьми раннего возраста...
В пособии даны методические рекомендации по проведению физкультурных занятий с детьми 5— 6 лет. Раскрывается структура занятий, подробно описана методика обучения основным видам движений и общеразвивающим упражнениям. Конспекты физкультурных занятий разра
В пособии даны методические рекомендации по проведению физкультурных занятий с детьми 5— 6 лет. Раскрывается структура занятий, подробно описана методика обучения основным видам движений и общер...
Методические рекомендации к проведению музыкальных занятий в ГКП
Рекомендации, описание...
Методические рекомендации по проведению музыкальных занятий в ДОУ
Музыка как часть культуры, искусство, отражающее окружающую действительность в звуковых художественных образах, является одним из средств воспитания и развития детей дошкольного возраста. Основная фор...
Возможности онлайн педагогики в дефектологии. Методические рекомендации по проведению онлайн занятий для учителя логопеда. Приложение к методическому пособию в виде презентации.
Компьютеризация процесса образования в Российской Федерации в последнее время набирает темп и силу, а дистанционное непрерывное образование для категории детей и подростков с ОВЗ, безусловно, является...