Картотеки музыкальных игр
картотека по музыке

Петрова Алина Гурьевна

Музыкальные игры

КАРТОТЕКА МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ИГР

Музыгралочка (картотека игр)

Танцевальные игры-превращения

Увлекательные танцевальные разминки для детей

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КАПЛИ и капельки.

Большие капли, с неба упали,

Большие капли в ладошки попали. (хлопаем медленно справа, слева и говорим хлоп, хлоп)

Маленькие капельки с неба упали

Маленькие капельки в ладошки попали. (частые хлопки в ладоши)

Большие капли, с неба упали,

И на коленях у нас заплясали. (медленные шлепки по коленям и говорим шлеп, шлеп)

Маленькие капельки с неба упали

И на коленях у нас заплясали. ( частые шлепки по коленям)

Большие капли, с неба упали,

И под ногами у нас побежали. (топаем и говорим топ, топ)

Маленькие капельки с неба упали

И под ногами у нас побежали (топаем часто и говорим топ-топ- топ)

Вариант с ДМИ: барабаны и палочки, треугольники и колокольчики, ксилофон и погремушки.

Дождик – кап.

Птица: кар-кар-кар! -машут руками как крыльями.

Ветер: хлоп-хлоп-хлоп! - хлопки.

Дождик: кап-кап-кап! - по коленям пальчиками.

Ноги: топ-топ-топ. – топают.

Дети: ха-ха-ха! - за живот.

Мама: ах-ах-ах! - за голову.

Дождик: кап-кап-кап-кап-кап! – по всему телу.

Туча: бах! Бах! Бах! - прыгают.

Петух.

Мой игрушечный петух у-у-УХ!

Развивает утром слух У-у-ух!

Слышно песню далеко о-о-О!

Кукареку! Ко-ко-ко! (много раз).

Про смех.

Все игрушки любят смех. Ха 7 раз.

Это хаханьки для всех. Ха 7.

Им смешинки в рот попали. Хи 7.

И в животике застряли. Хи 7.

Мишки весело хохочут. Хо-хо-хо.2

Низким голосом грохочут Хо-хо-хо 2.

А мартышки верещат. Хи 7.

Тонким голосом пищат. Хи 7.

Разминка.

Ручки растираем и разогреваем.

И лицо теплом своим нежно умываем.

Пальцы убирают все плохие мысли.

Ушки растираем сверху-вниз мы быстро.

Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки.

А потом ладошкой хлопаем по щечкам.

Муравьи.

Муравьи проснулись рано на корточках трут глаза.

Потянулись, встали прямо. Встать, руки вверх.

Прыг-скок! 2р. Новый начался денек. Прыжки.

Вместе весело живем. Хорошо быть муравьем. ходьба.

Улыбнулись всем друзьям. Улыбки во все стороны.

Побежали по делам! бегают до конца звукового сигнала.

Кто как поет.

В мире звуки хороши. К ним прислушаться спеши.

уши-локаторы.

У цыпленка голос тонок. Пи-пи-пи. пищат, крылышки.

Слушай, как пищит цыпленок.

И тигренок не молчит. Ры-ры-ры! Когти.

Низким голосом рычит.

А бычок мычит упрямо. Рожки, мычат.

Просит молока у мамы.

Высоко порхают птицы. Твить-твить-твить! Прыжки.

Любят петь и веселиться. Полетели.

Три медведя.

Три медведя шли домой. Вперевалочку.

Папа был большой-большой. Руки вверх.

Мама чуть поменьше ростом. Руки у груди.

А сынок – малютка просто. Присесть.

Очень маленький он был. Качаются сидя.

С погремушкою ходил. Дзинь-дзинь.

Разным ритмом справа-слева.

Весна.

До того, как солнце встало, все морозом трепетало. Брррр!

С 1м солнечным лучом зажурчал снежок ручьем.

Жур-жур-жур!

Кап-кап-кап хлопки в весеннем хоре

Ручейкам сосульки вторят.

Ох-х! Вздохнул большой сугроб.

Припекает снежный бок. (лоб).

Шлеп! по коленям. Упала льдинка с крыши.

Р-р-р! Медведь погреться вышел. вперевалочку.

Даже соням не до сна. потягушки.

Начинается весна! руки в стороны, кружиться.

С каждым часом звуки громче. Голоса весны слышны.

С каждым часом глубже, звонче, ярче музыка весны!

Повторить все звуки тутти.

Сороконожка.

В колонне, руки на плечах друг друга

Шла сороконожка по сухой дорожке. Идут пружиня.

Вдруг закапал дождик. Кап! Ой промокнут 40 лап.

Слегка присесть

Насморк мне не нужен, обойду я лужи. Ноги высоко.

Грязи в дом не принесу. Каждой лапкой потрясу.

Трясут каждой ногой.

И потопаю кругом. Ой какой от лапок гром!

Мелко топают с продвижением.

На водопой.

Жарким днем лесной тропой звери шли на водопой.

Шаг на 2 слога.

За мамой лосихой топал… топать

За мамой лисицей крался….. на носочках.

За мамой ежихой катился…. На корточках.

За мамой медведицей шел….. вперевалочку.

За мамой белкой скакали ….. с ноги на ногу

За мамой зайчихой скакали…. На прямых ногах.

Волчица вела за собой …. На четвереньках.

И мамы и дети напиться хотят… лакают.

Три мишки.

Жили-были 3 мишутки.

Большой, средний и малютка. Показывают.

Очень мишки те дружили. Руки жмут.

Вместе в лес они ходили.

Старший Мишенька шагает: Топ-топ. Топ0топ.

Ноги Мишка поднимает. Топ-топ. Топ-топ.

Средний Мишка догоняет: хлоп-хлоп

И в ладоши ударяет: хлоп-хлоп.

Младший Мишка-торопыжка шлепы-шлеп 2р.

Шлепает по лужам Мишка: Шлепышлеп 2р.

Мишки танец начинают: Траля-ля 2р.

Мишки головой качают: тра-ля-ля.

Мишки вместе покружились,

Обнялись и поклонились. Вот так!

Топ-топотушки.

Топ-топ-топотушки. Пляшут зайки на опушке.

Пляшет ежик на пеньке. Пляшет чижик на сучке.

Пляшет песик на крылечке. Пляшет котик возле печки.

Пляшет мышка возле норки. Пляшет козочка на горке.

Пляшет утка на реке, черепашка на песке. Пляшут лапки и хвосты. Что стоишь? Пляши и ты!

Веселая зарядка.

Эй, девчонки, руки вверх! Мы присядем ниже всех.

А теперь все дружно встали. Руки на бочок поставим.

Шаг вправо, шаг влево. Покачались на качели.

Эй, мальчишки, руки скрестим и попрыгаем на месте.

А руками вверх и вниз. Всем похлопаем на бис!

А теперь чихнули дружно и уже смеяться можно.

А теперь на плечи руки, чтобы ни тоски, ни скуки.

Ногу правую вперед, а потом наоборот.

Все на корточки присели. Встали-сели, встали-сели.

И по кругу полетели. Словно мы на карусели.

А сейчас команду слушай:
ухватить себя за уши…. И пошире локотки.

И наружу языки. И сказали: Вя-я-я!

А теперь все вместе запрыгали на месте.

Молодцы!



Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКИХ ИГР

  1. Игровое упражнение «Ходят по морю суда». Музыка Н.А. Римского-Корсакова «Море», фортепиано. Голубая вода П.Мориа.

Задачи: продолжать учить детей двигаться в соответствии с изменением динамики звучания музыкальных произведений, согласовывать свои действия с партнерами и членами подгруппы.

Ход игры.

Педагог говорит детям, что они будут изображать корабли, и плыть им придется то по морской глади, когда штиль, то по грозному морю, ныряя с одной волны на другую, когда шторм. Много раз меняется погода на море, сумейте услышать. Дети встают парами в затылок один другому и берутся за руки по типу «саночки». Условие – не сталкиваться с другими парами и не разъединяться.

Усложнение. Дети делятся на подгруппы: корабли и волны. Дети «волны» берут голубую капроновую ткань и изображают волны легкими или активными взмахами, корабли лавируют между или под ними.

  1. «На катке». Музыка: «Рондо-каприччио» Л.Бетховена, «Приглашение к танцу» фрагмент К. Вебера, «Верхом» Ф.Пуленк, «Вальс» отрывок М.Равеля.

Задачи: учить согласовывать свои движения с характером музыки, с движениями партнера; укреплять мышцы ног, развивать плавность движений, способствовать творческим проявлениям, коммуникативности.

Ход.

Педагог предлагает детям отправиться на каток, под музыку Бетховена все бегут легким бегом вдоль стен зала и по окончании ее останавливаются. Под музыку Вальса дети имитируют катание на коньках, плавно скользя ногами и перенося вес тела вправо и влево, держа руки за спиной или ритмично ими покачивая. С окончанием музыки красиво поклониться.

Закончить упражнение организованной ходьбой для успокоения дыхания.

Усложнение. 1. Кататься парами, держась за руки, координируя и синхронизируя свои движения.

#1050;ататься парами, держась руками накрест, поочередно выдвигать правую и левую ноги.

#1050;ататься «Звездочкой», т.е., держась правыми руками за плечо партнера, объезжать вокруг друг друга, затем поменять на левую руку.

4. Придумать свой танец под фрагменты разных мелодий.

  1. Игра «Зайцы и лиса». Музыка А.Майкапара «В садике».

Задачи: развивать слуховую сосредоточенность, музыкально-слуховые представления; упражнять в высоком беге с остановкой, кружении на прыжках с одновременными хлопками стимулировать детей к образному выполнению движений, характерных для персонажей игры, к творчеству.

Ход игры.

Определить 4 домика для зайцев, где они прячутся. Лиса берет колокольчик.

Такты 1-2. Лиса, стоя у 1го домика, отзванивает ритмический рисунок.

Такты 2-4. Легко перебегает к следующему домику. Шаг 1\8.

Такты 5-6. Отзванивает ритмический рисунок у 2го домика.

Такты 7-8. Перебегает к следующему домику.

Такты 9-10. Отзванивает ритмический рисунок у 3го домика.

Такты 11-12. Перебегает к 4му домику.

Такты 13-14. Отзванивает ритмический рисунок.

Такты 15-16. Убегает и прячется.

Такты 17-19. Зайцы поднимаются и выглядывают из домиков.

Такт 20. Выпрыгивают из домиков, кисти рук свободно висят перед грудью, плечи опущены.

Такт 21-23. Высоко поднимая ноги, бегут к середине.

Такт 24. Останавливаются прыжком на обе ноги.

Такт 25-27. Повернувшись друг за другом, бегут по кругу.

Такт 28. Останавливаются прыжком на обе ноги.

Такты 29-32. Кружатся прыжками на 2х ногах. На 32м такте Лиса выбегает и ловит зайцев (без музыки). Зайцы прячутся в домиках.

Усложнение. На тактах 29-32 зайцы:

  1. прыгают на 2х ногах и одновременно хлопают в ладоши;
  2. придумывают каждый свой танец.
  3. Лиса может выбрать другой инструмент (бубен, клавесы, маракасы, кастаньеты, румбу).
  1. Упражнение-игра «Козлята и волк». Музыка Т. Ломовой «Волк», «Козлята».

Задачи: развивать музыкальные представления, учить различать форму, характер и средства выразительности музыкальных произведений и передавать в движении; развивать скоординированность движений рук и ног; использовать характерные движения персонажей; поощрять творческие проявления.

Ход игры.

Дети надевают шапочки козлят и волков. Когда звучит музыка озорная, отрывистая, легкая, козлята прыгают и скачут по полянке, качают рожками. Как только зазвучит музыка суровая, размашистая, бодрая, выходит волк и двигается широкими шагами, почти прыжками. Козлята при появлении волка сразу убегают. Музыка чередуется несколько раз. Волков тоже может быть несколько.

Усложнение. Предлагается другая музыка - песенка из М\ф «Волк и семеро козлят» А.Рыбникова и «Необычайное происшествие» Гречанинова.

Детям предстоит придумать более разнообразные эмоционально-выразительные компоненты: Козлятам – танец с использованием звучащих жестов, характерных танцевальных элементов (выбрасывание ног, «козлик», «бодание» в парах). Волку – принюхиваться, ускорять и замедлять шаг, резкие повороты, царапанье когтями и т.д.

  1. Сюжетная игра-этюд «Солнечные лучики».

Музыка «Вальс» из к\ф «Берегись автомобиля» Н.Петрова.

Задачи: учить танцевальными и имитационными движениями отразить характер, форму и отдельные средства музыкальной выразительности произведения; способствовать проявлению и развитию детской творческой инициативы.

Ход.

Педагог читает текст. Ранним утром, едва солнце показалось над горизонтом, первый солнечный луч скользнул по земле, травам, деревьям. Посмотрел на свое отражение в капельке росы, улыбнулся и побежал дальше. Он считал себя посланцем солнца, который должен сообщить всем вокруг о наступлении нового дня. И это было именно так. Поэтому лучик спешил заглянуть в каждую норку, гнездышко, окошко, позолотить купола церквей и сверкнуть отражением в воде. На пути он встречал своих братьев, тоже спешащих по утренним делам. Лучики, пересекаясь друг с другом, весело здоровались, и от этого только ярче разгорались, и будоражили всю округу… Солнце было уже высоко, когда откуда ни возьмись, появилось облако и закрыло его. Лучики заскользили по холодным бокам облака, закружились в его мягкой пене, пробиваясь наружу. Облаку не понравилось такое обращение, и оно направилось в сторону, играя с ветром. Лучики обрадовались и снова юркнули на землю, в свои любимые местечки, где им всегда были рады!

Усложнение. Дети импровизируют без текста, только под музыку. Можно использовать ленты, шарфики, платочки, а можно их вообразить в своих руках. Не лишним будет научить детей отмечать конец музыки каким - либо выразительным жестом - «точкой».

  1. «На речке». Музыка П.И. Чайковского «Старинная французская песенка».

Задачи: закреплять умение согласовывать свои действия со строением музыкального произведения, вовремя переключать действия, совершенствовать качество и выразительность как широких жестов, так и мелкой моторики, ориентацию в пространстве, выражать мимикой свое эмоциональное состояние; способствовать раскрепощению и релаксации.

Ход упражнения.

Педагог говорит, что сейчас ребята совершат путешествие к речке. Правда, сама речка и путешествие будут воображаемыми, но увидеть речку возле себя каждому поможет его фантазия, а так же замечательная музыка композитора П.И.Чайковского.

Перед началом звучания пьесы педагог просит всех представить, ка обычно человек подходит к речке - к ней надо подходить аккуратно, вдруг оступишься и замочишь ноги. Поэтому пусть каждый из детей подожмет ноги под свой стульчик и внимательно смотрит вперед. Следует указать детям, в какую сторону течет река - с началом музыки они должны будут медленно поворачивать голову в ту сторону, словно провожая взглядом речной поток. При этом дыхание должно быть спокойным и ровным – мы убедились, что река не причинит нам никакой опасности, и успокоились. Следует потренироваться, чтобы вместе произвести несколько глубоких вдохов и выдохов, следя за тем, чтобы они были ровными, тихими.

Идет слушание первой части произведения, во время которого происходит ослабление напряжения.

Перед прослушиванием второй (средней) части педагог просит представить, что мы спокойно подошли к речке. Ведь мы уже убедились, что это речка тихая, добрая, неглубокая, прозрачная. Попробуем положить на водную гладь свои ладони. Сделаем это осторожно - положим на колени кисти ладонями вниз. Наверное, нам покажется сперва, что ладоням немного прохладно. Но прошло мгновение, и они уже нагрелись. Как это передать мимикой? Наверное, сначала несколько настороженным выражением лица, а затем - спокойным, даже с улыбкой. Потому что вода в реке теплая, чистая настолько, что в ней виден каждый камушек, приятная на ощупь.

Идет слушание второй части.

Третья часть - повторение первой. Во время звучания дети прощаются с речкой, которая, как они убедились, совсем не страшная, а тихая, певучая, красивая. Дети снова провожают е взглядом, машут рукой на прощание. Можно даже набрать горсть воды и плеснуть вверх.

Усложнение. Дети берут шелковые платочки и располагаются по залу свободно. С началом музыки они импровизируют движения с платочками (легкие взмахи, кружение, плавное продвижение) и к завершению 1 части встают в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии метра или больше, как бы формируя речку.

На 2 часть они присаживаются, кладут платочек на пол и одной рукой, работая пальцами, сминают его в кулачок, подбрасывают и сминают другой рукой. Придерживаясь метра, проделывают это на протяжении всей части.

На 3 часть дети поднимаются и снова импровизируют с платочками. В заключении «ставят точку», подбросив платок высоко вверх, чтобы он свободно упал на пол.

  1. «Дождь и радуга».

- музыкальное сопровождение «Дождь и радуга» С.Прокофьева.

Задачи: развивать музыкально-слуховые представления (умение выразить их словесно), двигательную активность и творческие способности.

Задача для детей – представить себе теплый летний дождь, после которого в небе появляется радуга, и рассказать о музыке, передающей эти два природных явления. Так, капли дождя композитор изображает отрывистыми музыкальными звуками. А радуга изображается плавными отрывками мелодии, которые словно рисуют перед нами изогнутые разноцветные линии, из которых состоит радуга. Пусть дети подтвердят свое понимание музыки движениями. Подставленные кверху ладони будут изображать капающий сверху дождик, нарисованные в воздухе круги – радугу. Как при этом будет меняться настроение? Возможно, встреча дождя будет восприниматься с досадой - в дождь нельзя гулять – это надо выразить соответствующим выражением лица. Зато окончание дождя и появление на небе радуги сопровождается радостной улыбкой.

8. «Жучок». Л.В.Бетховен «К Элизе».

- предложить детям лечь на пол на спину, ноги согнуть в коленях, положив одну на другую. Дети выполняют то, о чем говорит педагог: такты 1 – 8 (с повторением) дети лежат и слушают. Затем начинают двигаться: встают, легко бегут, руки согнуты в локтях, повторяют мелкие потряхивания кистями (маленькими крылышками), издавая звук «З-з-з». На музыку Б, когда речь пойдет о большом жуке, дети выполняют широкие движения руками, сопровождая их звуком «Ж-Ж». В дальнейшем по желанию детей можно разделиться на подгруппы и выполнять по ролям (последовательное включение).

Маленький жучок лежал на спинке в самой серединке цветка. У него было шесть лапок. Две он положил под голову, две сложил на животе, а две положил друг на друга и , покачивая одной из лапок, смотрел на небо.

По небу плыли облака, они были разные: большие и маленькие, маленькие и большие.

«Интересно, а я умею летать?» - подумал жучок. Он перевернулся на живот, встал на колени и вытянулся. Вдруг за спиной у него что – то щелкнуло – это раскрылись маленькие крылышки. Он глубоко вздохнул и … полетел. «Ура! Я умею летать!» - радовался жучок. Его маленькие крылышки издавали нежный звенящий звук.

Вдруг жучок услышал рядом с собой громкое низкое жужжание «Ж-ж-ж» - и увидел, что мимо него летит большой майский жук. Жучок на какое – то мгновение замер в воздухе. Майский жук пролетал так близко от него, что жучок хорошо разглядел крепкие блестящие крылья и замечательные пышные усы! У жучка даже дух захватило от такой красоты!.. Жучок старался изо всех сил лететь рядом с жучком, но крылышки его были совсем еще слабые и очень скоро он устал. Опустившись на серединку цветка и сложив крылышки, жучок лег на спинку, положил две лапки под голову, две сложил на животе, а две положил друг на друга. Глядя на летящие облака, жучок стал мечтать о том, что когда он вырастет, станет таким же большим и красивым майским жуком и у него обязательно вырастут такие же замечательные, на просто великолепные пышные усы!

  1. «Последний летний ветерок». Джойс «Осенний сон».

Дети сидят или лежат на полу в разных позах. Они - листочки. Ребенок – ветерок, пробегая между ними, легко касается их пальцами или султанчиком или шарфиком. Листочек, которого коснулся ветерок, начинает движение: перекатывается на полу или поднимается и летит, кружась в плавном танце. С окончанием музыки листочки опускаются на пол.

Педагог читает: Последний теплый летний ветерок, почувствовав приближение осени, решил улететь в южные края. Его путь лежал через парк, в котором жили его друзья – листочки. Ветерок во что бы то ни стало, хотел с ними попрощаться. Подлетая к парку, ветерок ахнул от восхищения: на земле лежал необыкновенной красоты ковер из разноцветных листьев – красных, желтых, зеленых, оранжевых! «Как же они похорошели», - подумал ветерок. Он опустился вниз и стал шевелить листочки и играть с ними, подбрасывая их, один за другим в воздух. Листья кружились, взлетали вверх, как стайка веселых птиц, разлетались снова и кружились, кружились… И весело напевали: «Ш-ш-ш! Ш-ш-ша! Ш-шу! Ш-ш-шо! Ш-ш-ши!».

Но вот ветерок последний раз махнул своим теплым крылом и улетел. А листочки стали опускаться на землю и старались лечь так, чтобы получился яркий разноцветный ковер с необычным узором.



Предварительный просмотр:

МУЗЫГРАЛОЧКА

Развивающее пособие по музыкальному воспитанию «Музыгралочка» предназначено для детей дошкольного возраста и способствует развитию их музыкальных способностей средствами методики «элементарного музицирования» К.Орфа. Элементарное – значит состоящее из первичных, коренных элементов, обращенное к простейшим средствам музыкального языка, его «праэлементам»: ритму, тембру, динамике, звуковысотности. Элементарная музыка неразрывно связана с речью и движением, потому что они являются ее первоосновой. В ней есть все, что близко детям: своя веселая поэзия, простейшие жесты и движения, доставляющие им радость физической активности; пение, переходящее в речь, и речь, переходящая в пение от избытка чувств, и даже крик от восторга. «Дети, сочиняя или декламируя стихи, упиваются ими как музыкой, не вникая в смысл: их увлекает ритмика и созвучия стиха» (К.И.Чуковский). Так же детские стихи и песенки неотделимы от пляски, они ее организуют. Поэтому движение в музыкальном воспитании присутствует как естественный и обязательный компонент, являющийся ее составной частью. Элементарные инструменты – это человеческое тело (голос плюс игра со звуками своего тела: хлопки, щелчки, притопы, шлепки) и простейшие ударные: шумовые и звуковысотные инструменты (барабаны, маракасы, бубны, кастаньеты, ксилофоны, румбы). Элементарные композиции пользуются средствами, которые легко запоминаются без нотной записи, помогают овладеть способами звукоизвлечения, позволяют импровизировать и создавать новое, свое. То есть развивать помимо музыкальных творческие и коммуникативные способности детей.

В пособие входят: простейшие шумовые инструменты, в том числе и самодельные; карточки, содержащие приблизительные модели для игрового телесного и инструментального музицирования; карточки для развития чувства ритма.

Получив представление и первичные навыки, вы с детьми легко и весело шагнете в мир элементарного музыкального творчества.

Пчелы водят хоровод

текст

инструменты

движения

Пчёлы водят хоровод.

Брум, брум.

В барабан ударил кот

Трум, трум.

Стали мыши танцевать-

Тир-ля, ля

Так, что начала дрожать

Вся земля.

расчески

барабан, стучалки

бубенчики, колокольчики

все вместе - тутти

дети топают на месте

хлопки«тарелочками»

имитация игры на барабане.

выставляют ногу на пятку.

хлопки в ладоши и притопы.

Утро.

текст

инструменты

голос

Ранним утром на рассвете

То ли аист, то ли ветер

Пролетел среди берез. Новость свежую принес. И по лесу слухи, слухи

Зазвенели будто мухи. Прокатился лесом гул,

То спросонья лес вздохнул .

И посыпалась роса.

Зазвенели голоса!

ладошки, маракасы

глиссандо на м/ф вверх

глиссандо вниз

хлопки, бубны

колокольчики

кулачками по коленям,барабан

шелест

щелчки, м\фон, треугольник

все одновременно-тутти – тремоло.

шур-шур-шур

Шшух! -вверх-

ШШух! -вниз -

Бу-бу-бу! Бу-бу-бу!

Зу-зу-зу! Зу-зу-зу!

Гу-гу-гууу!

У-ух! – вниз-

Динь-динь-динь-динь!

Все разными голосами и длительностями.

Капель. Озвучить самостоятельно.

Кап-кап-кап, капель звенит,

Словно с нами говорит.

Плачут от тепла сосульки

И на крышах талый снег.

Но у всех людей весною

Это вызывает смех!

Дождик –кап!

текст

инструменты

Движения

Птица: кар-кар-кар!

Ветер: хлоп-хлоп-хлоп!

Туча: бах-бах-бах!

Дождик: кап-кап-кап!

Ноги: топ-топ-топ!

В лужах – шлеп-шлеп-шлеп!

Мама: ах-ах-ах!

Дети: ха-ха-ха!

Подобрать самостоятельно!

локти

руками по бедрам

прыжки

хлопки

топанье

хлопки по коленям

руки к голове, покачать

за живот.

Музыкальные молоточки.

Можно использовать любые ударные инструменты.

Запев. Возьмем молоточки, подружка, с тобой.

Я первой сыграю,

а ты вслед за мной.

#1044;ятел сядет на сучок.

Тук – тук - ТУК! Тук - тук - ТУК!

Дятел смотрит, где жучок.

Тук - тук - ТУК! ТУК - ТУК – ТУК!

2. Над дубравой сильный град.

Туки-туки-ТУК! Туки – туки – ТУК!

С дуба желуди летят.

Туки - туки – ТУК! Туки – туки – ТУК!

3. Строят хатку два бобра.

ТУК - ТУК! тук-тук! ТУК - ТУК! тук - тук!

Без гвоздей, без топора.

ТУК - ТУК! тук-тук! Тук - ТУК! тук - тук!

Ноги и ножки.

Произносить в разном темпе и регистре (высоте).

Большие ноги шли по дороге:

То-о-п, то-о-п, то-о-п.

То-о-п, то-о-п, то-о-п.

Бубны, барабан

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Топ-топ-топ-топ-топ!

Топ-топ-топ-топ-топ!

Колокольчики, палочки

История бельчат.

Осенью бельчата бегали по лесным тропинкам, старательно собирая грибы и орешки на зиму (негромко постукивать в бубен). Но вот на землю стали тихо опускаться пушистые белые снежинки (металлофон), постепенно они укутали озябшую землю красивым белоснежным покрывалом, на котором стали заметны следы шустрых бельчат (треугольник). В своих уютных и тёплых домиках на деревьях бельчата грызли орешки (ложки). Тепло их домиков хранил коврик из сухих листьев (шуршалочки). А снаружи было холодно, дул ледяной ветер (флейта).

Угадай по звуку

После знакомства с инструментами предложите ребенку встать к вам спиной, прислушаться и назвать (или показать) инструмент, который будет звучать в ваших руках.

Матрешка. Дети выбирают инструменты и на слова «Ух-ах!» ритмично извлекают звуки.

Ты, матрешка, попляши,
- Ух-ах! Ух-ах
!

Свои ножки покажи!

- Ух-ах! Ух-ах! - до 4х повторений -
Мы похлопаем в ладошки.
- Ух-ах! Ух-ах!

Пусть танцуют твои ножки!

- Ух-ах! Ух-ах!
Мы попрыгаем немножко.
- Ух-ах! Ух-ах!

Веселятся наши ножки! -

- Ух-ах! Ух-ах!

Дождик накрапывает. Дети простукивают ритм, подражая каплям дождя. Обратить внимание на необходимость играть тихо и осторожно, передавая характер звуков дождя.

Мелкий дождик моросит

Кап- кап- кап -кап !

маракасы

щелчки

В листьях сада шелестит

Кап –кап- кап- кап!

шумелки

ладошками

Мокнет мячик у ворот,

Кап- кап- кап- кап!

палочки

шлепки

Мокнет поле, огород.

Кап-кап-кап-кап!

тутти

вместе.

“Весенние голоса».

Дети озвучивают текст, используя голос и шумовые инструменты.

  • Читает педагог
  • Выполняют дети
  • Инструменты

Пригрело весеннее солнышко (дети поднимают руки вверх, каждый негромко поет «Ах» в своем регистре), металлофон-звукоряд вверх.

С пригорка побежал веселый ручеек (болтушка языком «бл-бл» в высоком регистре), колокольчики.

До краев наполнил большую глубокую лужу. Перелился через край.

И дальше побежал. ( «бл-бл» на глиссандо опускаются голосом в нижний регистр),

бубны – тремоло.

Выбрались из - под коры жучки жжж»- в низком регистре), шумелки

и букашки, ззз» в высоком регистре), шумелки.

расправили крылышки и полетели кто куда. (тр-тр-тр шепотом на разной высоте), расчески

Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало, (шур-шур) шуршалка

Вылез ежик и засопел (сопим носом энергично), шуршалка

Ожил под теплым солнцем муравейник (поем острые веселые звуки), пищалка Лес наполнился веселыми весенними голосами. Вот и пришла весна! (имитация птичьих голосов всеми одновременно), тутти звуков и голосов.

“Осенины, осенины”. Озвучиваем текст.

Осенины, осенины -

У дождинок именины. металлические звуки щелчки

Осенины, осенины -

Паутинок именины. маракасы трем ладони

Осенины, осенины –

Разных красок именины. бубны хлопки

Осенины, осенины-

Тихих звуков именины. шуршалки легкий выдох «ф-ф».

Про смех. Слоги из заглавных букв долгие, ударные.

Все игрушки любят смех. ха –ха- ха - ха - ха – ха -ХА! 7 раз

Это хаханьки для всех. ха –ха - ха - ха - ха- ха -ХА! 7 раз

Им смешинки в рот попали. хи –хи-хи – хи - хи – хи -ХИ! 7 раз

И в животике застряли. хи –хи - хи -хи- хи - хи -ХИ! 7 раз

Мишки весело хохочут. хо-хо-ХО! хо-хо-ХО! 2раза

Низким голосом грохочут хо-хо-ХО! хо-хо-ХО! 2раза.

А мартышки верещат. ХО-хо! ХИ-хи! аха-ха-ХА! 2+2+3

Тонким голосом пищат. ХО-хо! ХИ-хи! аха-ха-ХА! 2+2+3

Было тихо. Озвучиваем стихотворение голосом, инструментами и звучащими жестами: каждый последующий звук накладывается на предыдущие.

Было тихо, очень тихо: ночь на всей земле.

Лишь будильник тихо тикал на моем столе.

Было тихо, очень тихо, тихий- тихий час…

Лишь будильник тихо тикал, мышь в углу скреблась.

Было тихо, очень тихо – дрема без забот…

Лишь будильник тихо тикал, мышь скреблась, сверчок пиликал,

Да мурлыкал кот.

Было тихо, очень тихо –тихий час теней…

Лишь будильник тихо тикал, мышь скреблась, сверчок пиликал,

Козлик мекал, кот мяукал.

Поросенок дерзко хрюкал в тихий час теней.

На полянке.

Подобрать инструменты и озвучить персонажей.

На солнечную полянку прибежали погреться лесные животные: медленно переваливался и громко топал медведь, быстро прыгал зайчик, осторожно кралась лисичка, тихо шуршал в траве ежик, ловко скакали с ветку на ветку белки, всюду звенели птичьи трели.

Едем на тележке.

  • Читает педагог * Произносят дети
  • Инструмент *Движения и жесты

Едем, едем не тележке распевать в лесу потешки.

Скрип-скрип-скрип. Скрип-скрип-скрип. Расческа. Пружинки

Листья шуршат ш-ш-ш-ш . Шумелки. Тряска кистями.

Птички свистят фить-пирю! Фить-пирю! Свистульки. Клювики ладошками.

Белка на ветке орешки грызет. Цок-цок. Цок-цок. Палочки. Кулачки.

Рыжая лисица хвостиком метет.

Шух-шух, шух-шух. Бумага. Качать бедрами.

Едем, едем не тележке распевать в лесу потешки.

Скрип-скрип-скрип. Скрип-скрип-скрип. Расческа. Пружинки

Ручеек журчит, в речку он бежит. Колокольчик. Болтушка языком

Долго-долго ехали, наконец, приехали! УХ! - хором. Топнуть.

“В доме моем тишина”

текст

инструмент

движение

1. В доме моем тишина,

В доме моем я одна.

Только где-то шуршунчики шуршат (2 р)

2. В доме моем тишина.

В доме моем я одна,

Только слышно- стукунчики стучат (2р)

3. В доме моем тишина,

В доме моем я одна.

Только слышно - звучунчуки звучат (2р)

4. В доме моем тишина,

В доме моем я одна,

Только слышно – бурчунчуки бурчат (2 р)

5. В доме моем тишина,

В доме моем я одна,

Только слышно – скрипунчики скрипят(2р)

6. В доме моем тишина,

В доме моем я одна,

Только слышно – сопунчики сопят. (2 р)

В завершении повторить все звуки подряд или вразнобой.

маракасы

палочки

колокольчик

баночка с горохом

расческа

бумага

трем ладошки

хлопки

шлепки

произносить «бр – бр - бр»

ногтями по полу

сопеть носом

Репка. Озвучиваем любимую сказку.

Жили-были дед с бабкой, да внучка

БУБЕН

И были у них собака Жучка,

кошка Муська

и мышка-норушка.

ПОГРЕМУШКА

ТРЕУГОЛЬНИК

КОЛОКОЛЬЧИК

Посадил как-то дед репку, и выросла репка большая-пребольшая — рук не хватит обхватить!

МЕТАЛЛОФОН

глиссандо вверх

Стал дед репку из земли тащить:

тянет-потянет, вытянуть не может.

МЯТЬ БУМАГУ (шуршать)

Позвал дед на помощь бабку. Пришла бабака.

ШУМЕЛОЧКА

Бабка за дедку, дедка за репку:

тянут-потянут, вытянуть не могут.

ЛОЖКИ,

БУМАГА

Позвала бабка внучку. Пришла внучка.

ШУРШАЛОЧКА

Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку:

тянут-потянут, вытянуть не могут.

ЛОЖКИ,

БУМАГА

Кликнула внучка Жучку.

Прибежала Жучка.

ПОГРЕМУШКА

Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

ЛОЖКИ,
БУМАГА

Кликнула Жучка кошку.

Прибежала кошка.

ТРЕУГОЛЬНИК

Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка

за бабку, бабка за дедку, дедка за репку:

тянут-потянут, вытянуть не могут

ЛОЖКИ,

БУМАГА

Кликнула Муська мышку.

Прибежала Мышка.

КОЛОКОЛЬЧИК

Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут — вытащили репку.

ЛОЖКИ, БУМАГА,

МЕТАЛЛОФОН

ТУТТИ!



Предварительный просмотр:

Танцевальные игры – превращения.

Цель – развитие у детей музыкально-слуховых представлений, фантазии, воображения, творческих способностей.


«Зеркало»
Дети стоят в парах лицом друг к другу. Один из них показывает движения, другой их повторяет как отражение в зеркале. Игра с тем же содержанием может называться «Обезьянки».


«Чудо-юдо»
Дети присаживаются, опускают голову и обхватывают руками колени, изображая таинственный кокон. Под музыку из коконов начинают появляться фантастические обитатели других планет.


«Мокрые котята»
Дети изображают промокших под дождем котят, которые лежат на ковре, «свернувшись клубочком». После дождя котята вытягивают лапки, стряхивают капельки, выгибают спинку, умываются, греются, веселятся.


«Снеговик»
Дети стоят врассыпную: ноги широко расставлены, руки на поясе, тело напряжено, спина прямая, осанка горделивая. Играющие изображают «толстых» снеговиков. Взрослый произносит: «Выглянуло солнце, стало пригревать, снежок стал таять». «Снеговики» постепенно расслабляют мышцы, начинают «оседать», «таять», опуская голову, плечи, руки. В конце опускаются на пол, превращаясь в «лужицу».


«Снежинки-ручейки»
Игра развивает ориентировку в пространстве, пластику движений. Сопровождается нежным звучанием колокольчиков или металлофона. Все действия выполняются по словесному указанию взрослого.

1ч. «Снегопад»
Детиснежинки» плавно кружатся по залу. Руки разведены в стороныэто лучики снежинок, их нельзя «сломать», снежинки очень хрупкие. Замирают звуки металлофонадети застывают в красивой позе или опускаются на одно колено.
Выглянуло солнышко и растопило снежинки (глиссандо). Снежинки тают и превращаются в капельки. Дети опускают руки вниз, округляют их, изображая капельку.

2 ч. «Ручейки»

Капельки стекаются в ручеек. Ручейков может быть несколько. Дети встают друг за другом паровозиком и двигаются под музыку в разных направлениях. Ручейки стекаются в лужицы. Дети из «паровозиков» перестраиваются в кружочки и двигаются по кругу, держась за руки. Эти лужицы стекаются в озеро. Кружочки объединяются в одни большой круг, дети приседают с окончанием музыки. По желанию педагога капельки испаряются, поднимаются в Облачко, там превращаются в снежинок и, снова кружась, надают на землю. Игра повторяется сначала.




Предварительный просмотр:


Увлекательные танцевальные разминки для детей

«Прекрасные цветы»
Дети располагаются врассыпную по залу, изображая бутоны, из которых с началом музыки начинают «распускаться прекрасные цветы». Музыкальное сопровождение побуждает играющих к пластичности движений, выразительной мимике. Под палящими лучами солнца цветы начинают вянуть; дети, медленно расслабляясь, опускаются на одно колено. А под дождиком снова оживают, поднимаются. Действия сопровождаются соответствующей мимикой. Роли Солнышка и Дождика могут исполнять дети.

«Зернышко»
Дети изображают зернышко, которое, прорастая, превращается в растение или дерево. Каждый ребенок придумывает, во что он будет превращаться. Характерные особенности этого растения или дерева должны отразиться в жесте, позе, движении, мимике. Например: ельветки вниз, топольвверх, иваруки расслаблены, кактуспальцы растопырены.

«Карнавал животных»
Под музыку Сен-Санса «Карнавал животных» дети должны изобразить характерные движения тех персонажей, о которых рассказывает произведение. Можно использовать наиболее образные фрагменты сюиты: «Куры и петухи», «Слоны», «Кенгуру», «Аквариум», «Королевский марш львов», «Лебедь».

«Цыплята»
Для танцевальной миниатюры используется музыка из сюиты М. П. Мусоргского «Картинки с выставки» — «Балет невылупившихся птенцов». Дети изображают птенчиков, которые постепенно появляются из скорлупок, отряхиваются, чистят перышки, учатся ходить, радуются, знакомятся, танцуют.

«Магазин игрушек»

Цель: расширение двигательного опыта, развитие фантазии.
Дети изображают какую-нибудь игрушку, принимая для этого необходимую позу. Из числа играющих выбирается продавец, который «заводит» игрушки, и покупатель, который пришел в магазин подобрать подарок. Задача покупателя: по движениям, мимике, жестам угадать образ задуманной ребенком игрушки.

«Марионетки»

Цель: тренировка мышечного тонуса
Дети изображают кукол-марионеток и по сигналу должны принять любую позу. Необходимо обратить внимание детей на то, что в движении участвуют все части тела.

«Передай настроение»

Цель: содействие эмоциональному раскрепощению, творческому самовыражению..
По просьбе взрослого дети изображают: походку бабушки, движения веселого клоуна, задумчивого или рассеянного человека, радостно бегущего к маме ребенка, походку малыша, который учится ходить, походку осторожного охотника. Вариант. Чтобы детям было интересней, можно приготовить карточки, на которых изображены сказочные герои: Буратино, Мальвина, Винни-Пух и так далее. Дети изображают данного персонажа.

«Самолеты»

Задачи: учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу.

Описание:
педагог называет имена 3-4 детей и предлагает им приготовиться к полету, показав предварительно, как заводить мотор и как летать. Названные дети выходят и становятся произвольно на одной стороне площадки или комнаты. Педагог говорит: "К полету приготовиться. Завести моторы!" Дети делают вращательные движения руками перед грудью и произносят звук "р-р-р". После сигнала педагога "Полетели!" дети разводят руки в стороны (как крылья у самолета) и летят - разбегаются в разные стороны. По сигналу педагога "На посадку!" они направляются к своим стульчикам и садятся на них. Затем играет другая группа детей.
Указания к проведению:
Педагог должен показать детям все игровые движения. При проведении игры в первый раз он выполняет движения вместе с детьми. При повторном проведении игры можно вызывать большее число детей, а после многократных повторений можно предложить всем детям полетать на самолетах.


«Поезд».
Задачи: учить детей ходить и бегать друг за другом небольшими группками, сначала держась друг за друга, затем не держась; приучать их начинать движение и останавливаться по сигналу педагога.
Описание:
Педагог предлагает нескольким детям стать друг за другом, сам становится впереди них и говорит: "Вы будете вагончиками, а я - паровозом". Паровоз дает гудок - и поезд начинает двигаться сначала медленно, а затем быстрее. Движение сопровождается звуками, которые произносят играющие. Время от времени паровоз замедляет ход и останавливается, воспитатель говорит при этом: "Вот и остановка". Затем паровоз вновь дает гудок - и поезд движется дальше.
Указания к проведению:
Сначала к игре привлекается небольшая группа детей. При повторении может быть большее число участвующих (12-15). Первое время каждый ребенок держится за одежду впереди стоящего, затем дети свободно идут друг за другом, двигают руками, подражая движению колес паровоза, и произносят в такт: "Чу-чу-чу". Роль паровоза вначале выполняет педагог или ребенок старшей группы. Лишь после многократных повторений роль ведущего поручается наиболее активному ребенку. Паровоз должен двигаться медленно, чтобы вагончики-дети не отставали. Играющие строятся друг за другом произвольно. При многократном повторении игры можно предложить малышам выйти на остановке погулять, нарвать цветы, собрать ягоды, поиграть, попрыгать. Услышав гудок, дети должны быстро построиться в колонну.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека музыкальных игр для развития музыкально-ритмических движений

картотека музыкальных игр для развития музыкально-ритмических движений...

Картотека музыкальных игр. Игры с музыкальными инструментами

Материал в копилку педагогам: воспитателям, музыкальным руководителям...

Картотека музыкальных игр. Музыкально-дидактические игры.

Материал в копилку педагогам: воспитателям, музыкальным руководителям...

Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей

Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...

Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей

Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...

Картотека музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей дошкольников на основе ТРИЗ технологии

Музыкально-дидактические игры можно использовать на музкальном занятии и в самостоятельной деятельности....