«Боди перкуссия для детей дошкольного возраста»
консультация по музыке

Суворова Татьяна Юрьевна

Выступление на методическом объединении музыкантов по теме:

СЛАЙД 1      «Боди перкуссия для детей дошкольного возраста».

Подготовила: Суворова Т.Ю.

Боди перкуссия - один из подходов в музыкально-ритмической деятельности для дошкольников, где в качестве инструмента используется тело, а не голос. Данная техника используется в музыкальной педагогической практике, поскольку она помогает дошкольнику не просто услышать, а прочувствовать ритм, ощутить его внутри себя и воспроизвести.

Главная цель данного направления – раскрыть творческий потенциал детей через движение тела.

В XX веке в поиске новых технологий, инновационных подходов, нового звучания, музыканты пришли к пониманию, что собственное тело само по себе представляет отличный музыкальный инструмент с различными оттенками звучания. Это не только самый доступный инструмент, но и, в то же время, самый тонкий и сложный. Палитра звуков, извлекаемых им практически безгранична.

СЛАЙД 2 «Body  Percussion  (перкуссия  тела)  –  искусство  владения  своим  телом  как «музыкальным инструментом» с элементами танца. Человеческий организм – это оригинальный и единственный ударный инструмент, которым обладает каждый. Благодаря своей  доступности это направление широко      используется       в         музыкальном       мире.

 

СЛАЙД 3 Карл Орф был одним из первых, кто воплотил в своём новаторском подходе к музыкальному обучению детей синтез движения, пения, игры и импровизации, заложив основу этого направления.

Слушать и слышать свое тело, играть на нем как на перкуссии – это значит пропустить музыку, ее ритм непосредственно через себя. Идея исполнения музыки, для которой не         нужны          инструменты– это гениально              и очень      подходит     ребенку.

 

СЛАЙД 4 Музыка тела доступна для всех с раннего возраста. Примеры Body Percussion мы видим в детских играх, песнях, танцах («ладушки», «танец маленьких утят», считалки и др.). Детям нравится взаимодействовать с различными частями своего тела.

Экспериментируя с движениями тела, ритмические рисунки исполняются на разных его частях. Например, это топот ногами или притопы различной силы, похлопывания по коленям или шлепки одной или двумя руками по бедру, хлопки в ладоши раскрытыми или согнутыми «лодочкой» ладонями, щелчки пальцами. Можно менять окраску звука от положения ладоней при хлопке и от месторасположения рук.

Такие упражнения помогают прочувствовать ритм всем телом, научиться выражать свое состояние звуками и движениями своего тела, получить опыт использования тела, как музыкального инструмента.

 

СЛАЙД 5 Body Percussion – это искусство исполнения ритмов, без использования музыкальных инструментов. Только тело, движение, голос. Главная цель данного направления – раскрыть творческий потенциал детей через движения тела.

Body Percussion способствует проявлению индивидуальности, развитию фантазии, импровизации, помогает открыть возможности своего тела, как музыкального инструмента.

СЛАЙД 6 Телесная музыка в форме современного искусства основана на традиционных формах разных стран. Это и индонезийский саман (танец, состоящий из различных движений туловищем и руками, и неизменно сопровождающийся песнями), ирландский стэп, пальмас во фламенко (ритм секция, которая создается при помощи хлопков в ладоши), эфиопская музыка подмышки, хамбоне в Соединенных Штатах (музыкальная техника, в которой человеческое тело выступает в качестве инструмента).

 

СЛАЙД 7 В мировой педагогической практике есть одной из самых известных, распространенных более чем в пятидесяти странах мира, является концепция музыкального воспитания Карла Орфа «Шульверк. Музыка для детей». «Шульверк» - особая разновидность учебной игры или игра в музыку.

Традиционно используют четыре основных body-звука (в порядке от самого низкого до самого высокого):

-Топ - топ – шагание ногами по полу ;

-Шлеп - шлеп – хлопки ладонями или по коленям (поочередно или одновременно);

-Хлоп-хлоп – хлопанье в ладоши;

- Щелк - щелк – щелчки большим и средним пальцами.

«Body-звуки», которые так же используются:

-Тум – удар двумя ногами;

-Тэка-тэка – хлопки по животу (поочередно или одновременно);

-Клап- клап - хлопки ладонями по бедрам (поочередно или одновременно);

-Тока-тока – хлопки по груди (поочередно или одновременно);

Научившись выражать свое состояние с помощью звуков тела, ребенок становится соавтором и создателем собственного музыкального мира, в этом заложена успешность в обучении и воспитании активной творческой личности.

 

СЛАЙД 8 Также хочется отметить и оздоровительные возможности телесной перкуссии.

Телесная перкуссия действует в трех областях:

•       на физическом уровне она стимулирует понимание тела, контроль над движениями и мышечную силу, координацию и равновесие, имеет массажное воздействие;

•       на уровне психики она улучшает концентрацию, память и восприятие, когнитивные способности в целом;

•       в социально-эмоциональной сфере она помогает выстраивать отношения в группе и ведет к снижению беспокойства при социальных взаимодействиях.

        СЛАЙД 9. Предлагаю вам тоже немного оздоровиться, выполняя энергичные хлопки по своему телу как это делают ежедневно китайцы………(видео).

                СЛАЙД 10. Приемы работы с детьми  в технике боди перкуссия следующие:

Начинают работу над этой моделью с установления метрического пульса самыми простыми способами: вместе с детьми выполняем шлепки по коленям. На этом фоне педагог начинает выразительно и ритмично декламировать текст песни.

Затем предлагает детям повторять текст по фразам, как эхо.

При повторениях ревой игры предлагает детям декламировать текст по-разному: громко, как рассказчик; тихо, как ябеда; писклявым голосом; басом ит. д. Когда текст будет выучен и произносится детьми свободно и легко, можно добавить движения: метрические шаги по залу врассыпную, по кругу, с различными вариантами остановок, приседаний, поворотов и т. д.

СЛАЙД 11. Алгоритм по освоению приемов (по Е. В. Чуриковов. г.Орехово-Суево):

      Взять простое движение, придумать к нему стишок или ассоциацию для доступности детям.

      Отрабатывать это движение без музыки, с музыкой, постепенно, потихонечку, по три минутки, пока не появится уверенность и легкость исполнения (занятий столько, сколько потребуется).

      Когда хорошо выучили со словами, убираем слова (слова про себя), выполняем без слов, слушая ритм.

      Усвоенному движению даем новое развитие: включаем в пение, игру, танец или делаем музыкальную композицию с бодиперкуссией как концертный номер.

      Учим следующее движение.

СЛАЙД 12. Предлагаю вашему вниманию р.н.п. «Во кузнице» (модель: Е.В.Чуриковой), рабочий вариант (видео).

 

 

 

СЛАЙД 13. Для лучшего запоминания приёмов Боди перкуссии можно вместе с детьми придумать интересные названия или ассоциации.

Приемы (по Е.В.Чуриковой):

«Шлёпа-хлоп»: 2 шлепка по коленкам, 2 хлопка в ладоши.

«Лыжник»: Топ- топ, 2 скользящих хлопка по бёдрам (назад- вперед).

 

СЛАЙД 14. «Голубь, воробей. дятел, соловей» (или «Груша, апельсин, киви, мандарин»)

- «Го-лубь,

Хлопок- одной рукой по груди

 

Во-ро-бей,

Хлопок- поочередно обеими руками по груди

Дя- тел,

Хлопок- одной рукой по груди

Со- ло- вей»

Хлопок- поочередно обеими руками по груди

 

СЛАЙД 15. «Раздаем чернику из бидона»: Хлопок, щелчок, хлопок, удар по груди поочередно правой и левой рукой.

СЛАЙД 16. «Зайчик» (или «заячьи ушки»): Топ, удар скрестный по плечам или груди, удар кистями рук тыльной стороной.

 

СЛАЙД 17.  Со своими детьми на музыкальных занятиях мы тоже играем в Речевые игры в технике «Боди перкуссия». Для наглядности я использую «Альбом» (Демонстрация АЛЬБОМА).

Игра-приветствие «Здравствуйте» для младшего и среднего возраста (используются простые хлопки, шлепки и притопы):

Взрослый: Здравствуйте, ручки!

Дети: Здравствуйте! (хлопают)

Взрослый: Здравствуйте, ножки!

Дети: Здравствуйте! (топают)

Взрослый: Здравствуйте, коленочки!

Дети: Здравствуйте! (шлепают по коленям)                                          

СЛАЙД 18. Игра «Мишка» («Уронили мишку на пол»).

СЛАЙД 19. В речевых играх в технике «боди перкуссия» для детей старшего дошкольного возраста появляются новые комбинации, появляется возможность использовать их в играх:

Игра «Цигали, Бугали и Ца»

Ход игры

1 вар. Дети выучивают комбинацию движений за педагогом, темп можно постепенно ускорять от раза к разу.

Описание движений:

цигали - удар двумя ладошками по грудной косточке

бугали - удар двумя ладошками по коленям

ца - хлопок в ладоши

Комбинация движений:

цигали-цигали, ца-ца

бугали-бугали, ца-ца

цигали, ца

бугали, ца

цигали, бугали, ца

 

2 вар. Игра проходит в тесном кругу. Дети стоят парами лицом друг к другу, но повернувшись боком в круг, комбинация движений та же, что и в 1 вар., но на движение «ца» дети делают хлопок друг другу по ладошкам, как только дети выполнят комбинацию движений в первый раз, на вторую комбинацию (на повтор) дети поворачиваются на 180 градусов и оказываются лицом к партнеру, который до этого стоял за его спиной. Образуются новые пары, игра повторяется.

СЛАЙД 20. Предлагаю посмотреть фрагмент индивидуальной работы с детьми: Разучивание скороговорки «Грека» в технике Боди перкуссия с использованием «Альбома».

СЛАЙД  21. Разучиваем «Польку» (М. И. Глинка) по схеме (младший возраст).

СЛАЙД 22. Вариант более сложный для подготовительной группы.

СЛАЙД 23. Демонстрация настольно- печатных игр для детей для индивидуальной или подгруппой работы.

СЛАЙД 24.  Использование «Альбома» на занятии, в индивидуальной работе, в группе…

СЛАЙД 25. В своей работе использую видео-ролики «Елены МУЗЫКВЭЙ»  «Весёлые ритмы» - яркие, красивые, нравятся детям, разнообразят занятие.

СЛАЙД 26. Используемые ресурсы:

  1. Гарифуллина, Р.Н. Музыкальное направление - боди перкуссия [Электронный ресурс] / Р.Н. Гарифуллина. - Режим доступа: https://multiurok.ru/files/muzykal-noie-napravlieniie- bodi-pierkussiia.html
  2. Перкуссия [Электронный ресурс] // Медицинская энциклопедия. - Режим доступа: http://www.medical-enc.ru/15/percussion.shtml.
  3. Шульверк Карла Орфа и система элементарного музыкального воспитания детей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00492424_0.html

СЛАЙД 27. Спасибо за внимание!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx25.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении музыкантов по теме:

СЛАЙД 1      «Боди перкуссия для детей дошкольного возраста».

Подготовила: Суворова Т.Ю.

Боди перкуссия - один из подходов в музыкально-ритмической деятельности для дошкольников, где в качестве инструмента используется тело, а не голос. Данная техника используется в музыкальной педагогической практике, поскольку она помогает дошкольнику не просто услышать, а прочувствовать ритм, ощутить его внутри себя и воспроизвести.

Главная цель данного направления – раскрыть творческий потенциал детей через движение тела.

В XX веке в поиске новых технологий, инновационных подходов, нового звучания, музыканты пришли к пониманию, что собственное тело само по себе представляет отличный музыкальный инструмент с различными оттенками звучания. Это не только самый доступный инструмент, но и, в то же время, самый тонкий и сложный. Палитра звуков, извлекаемых им практически безгранична.

СЛАЙД 2 «Body  Percussion  (перкуссия  тела)  –  искусство  владения  своим  телом  как «музыкальным инструментом» с элементами танца. Человеческий организм – это оригинальный и единственный ударный инструмент, которым обладает каждый. Благодаря своей        доступности это направление        широко        используется        в        музыкальном        мире.

СЛАЙД 3 Карл Орф был одним из первых, кто воплотил в своём новаторском подходе к музыкальному обучению детей синтез движения, пения, игры и импровизации, заложив основу этого направления.

Слушать и слышать свое тело, играть на нем как на перкуссии – это значит пропустить музыку, ее ритм непосредственно через себя. Идея исполнения музыки, для которой        не        нужны        инструменты– это гениально        и очень         подходит        ребенку.

СЛАЙД 4 Музыка тела доступна для всех с раннего возраста. Примеры Body Percussion мы видим в детских играх, песнях, танцах («ладушки», «танец маленьких утят», считалки и др.). Детям нравится взаимодействовать с различными частями своего тела.

Экспериментируя с движениями тела, ритмические рисунки исполняются на разных его частях. Например, это топот ногами или притопы различной силы, похлопывания по коленям или шлепки одной или двумя руками по бедру, хлопки в ладоши раскрытыми или согнутыми «лодочкой» ладонями, щелчки пальцами. Можно менять окраску звука от положения ладоней при хлопке и от месторасположения рук.

Такие упражнения помогают прочувствовать ритм всем телом, научиться выражать свое состояние звуками и движениями своего тела, получить опыт использования тела, как музыкального инструмента.

СЛАЙД 5 Body Percussion – это искусство исполнения ритмов, без использования музыкальных инструментов. Только тело, движение, голос. Главная цель данного направления – раскрыть творческий потенциал детей через движения тела.

Body Percussion способствует проявлению индивидуальности, развитию фантазии, импровизации, помогает открыть возможности своего тела, как музыкального инструмента.

СЛАЙД 6 Телесная музыка в форме современного искусства основана на традиционных формах разных стран. Это и индонезийский саман (танец, состоящий из различных движений туловищем и руками, и неизменно сопровождающийся песнями), ирландский стэп, пальмас во фламенко (ритм секция, которая создается при помощи хлопков в ладоши), эфиопская музыка подмышки, хамбоне в Соединенных Штатах (музыкальная техника, в которой человеческое тело выступает в качестве инструмента).

СЛАЙД 7 В мировой педагогической практике есть одной из самых известных, распространенных более чем в пятидесяти странах мира, является концепция музыкального воспитания Карла Орфа «Шульверк. Музыка для детей». «Шульверк» - особая разновидность учебной игры или игра в музыку.

Традиционно используют четыре основных body-звука (в порядке от самого низкого до самого высокого):

-Топ - топ – шагание ногами по полу ;

-Шлеп - шлеп – хлопки ладонями или по коленям (поочередно или одновременно);

-Хлоп-хлоп – хлопанье в ладоши;

- Щелк - щелк – щелчки большим и средним пальцами.

«Body-звуки», которые так же используются:

-Тум – удар двумя ногами;

-Тэка-тэка – хлопки по животу (поочередно или одновременно);

-Клап- клап - хлопки ладонями по бедрам (поочередно или одновременно);

-Тока-тока – хлопки по груди (поочередно или одновременно);

Научившись выражать свое состояние с помощью звуков тела, ребенок становится соавтором и создателем собственного музыкального мира, в этом заложена успешность в обучении и воспитании активной творческой личности.

СЛАЙД 8 Также хочется отметить и оздоровительные возможности телесной перкуссии.

Телесная перкуссия действует в трех областях:

•        на физическом уровне она стимулирует понимание тела, контроль над движениями и мышечную силу, координацию и равновесие, имеет массажное воздействие;

•        на уровне психики она улучшает концентрацию, память и восприятие, когнитивные способности в целом;

•        в социально-эмоциональной сфере она помогает выстраивать отношения в группе и ведет к снижению беспокойства при социальных взаимодействиях.

        СЛАЙД 9. Предлагаю вам тоже немного оздоровиться, выполняя энергичные хлопки по своему телу как это делают ежедневно китайцы………(видео).

                СЛАЙД 10. Приемы работы с детьми  в технике боди перкуссия следующие:

Начинают работу над этой моделью с установления метрического пульса самыми простыми способами: вместе с детьми выполняем шлепки по коленям. На этом фоне педагог начинает выразительно и ритмично декламировать текст песни.

Затем предлагает детям повторять текст по фразам, как эхо.

При повторениях ревой игры предлагает детям декламировать текст по-разному: громко, как рассказчик; тихо, как ябеда; писклявым голосом; басом ит. д. Когда текст будет выучен и произносится детьми свободно и легко, можно добавить движения: метрические шаги по залу врассыпную, по кругу, с различными вариантами остановок, приседаний, поворотов и т. д.

СЛАЙД 11. Алгоритм по освоению приемов (по Е. В. Чуриковов. г.Орехово-Суево):

        Взять простое движение, придумать к нему стишок или ассоциацию для доступности детям.

        Отрабатывать это движение без музыки, с музыкой, постепенно, потихонечку, по три минутки, пока не появится уверенность и легкость исполнения (занятий столько, сколько потребуется).

        Когда хорошо выучили со словами, убираем слова (слова про себя), выполняем без слов, слушая ритм.

        Усвоенному движению даем новое развитие: включаем в пение, игру, танец или делаем музыкальную композицию с бодиперкуссией как концертный номер.

        Учим следующее движение.

СЛАЙД 12. Предлагаю вашему вниманию р.н.п. «Во кузнице» (модель: Е.В.Чуриковой), рабочий вариант (видео).

СЛАЙД 13. Для лучшего запоминания приёмов Боди перкуссии можно вместе с детьми придумать интересные названия или ассоциации.

Приемы (по Е.В.Чуриковой):

«Шлёпа-хлоп»: 2 шлепка по коленкам, 2 хлопка в ладоши.

«Лыжник»: Топ- топ, 2 скользящих хлопка по бёдрам (назад- вперед).

СЛАЙД 14. «Голубь, воробей. дятел, соловей» (или «Груша, апельсин, киви, мандарин»)

- «Го-лубь,

Хлопок- одной рукой по груди

Во-ро-бей,

Хлопок- поочередно обеими руками по груди

Дя- тел,

Хлопок- одной рукой по груди

Со- ло- вей»

Хлопок- поочередно обеими руками по груди

СЛАЙД 15. «Раздаем чернику из бидона»: Хлопок, щелчок, хлопок, удар по груди поочередно правой и левой рукой.

СЛАЙД 16. «Зайчик» (или «заячьи ушки»): Топ, удар скрестный по плечам или груди, удар кистями рук тыльной стороной.

СЛАЙД 17.  Со своими детьми на музыкальных занятиях мы тоже играем в Речевые игры в технике «Боди перкуссия». Для наглядности я использую «Альбом» (Демонстрация АЛЬБОМА).

Игра-приветствие «Здравствуйте» для младшего и среднего возраста (используются простые хлопки, шлепки и притопы):

Взрослый: Здравствуйте, ручки!

Дети: Здравствуйте! (хлопают)

Взрослый: Здравствуйте, ножки!

Дети: Здравствуйте! (топают)

Взрослый: Здравствуйте, коленочки!

Дети: Здравствуйте! (шлепают по коленям)                                          

СЛАЙД 18. Игра «Мишка» («Уронили мишку на пол»).

СЛАЙД 19. В речевых играх в технике «боди перкуссия» для детей старшего дошкольного возраста появляются новые комбинации, появляется возможность использовать их в играх:

Игра «Цигали, Бугали и Ца»

Ход игры

1 вар. Дети выучивают комбинацию движений за педагогом, темп можно постепенно ускорять от раза к разу.

Описание движений:

цигали - удар двумя ладошками по грудной косточке

бугали - удар двумя ладошками по коленям

ца - хлопок в ладоши

Комбинация движений:

цигали-цигали, ца-ца

бугали-бугали, ца-ца

цигали, ца

бугали, ца

цигали, бугали, ца

2 вар. Игра проходит в тесном кругу. Дети стоят парами лицом друг к другу, но повернувшись боком в круг, комбинация движений та же, что и в 1 вар., но на движение «ца» дети делают хлопок друг другу по ладошкам, как только дети выполнят комбинацию движений в первый раз, на вторую комбинацию (на повтор) дети поворачиваются на 180 градусов и оказываются лицом к партнеру, который до этого стоял за его спиной. Образуются новые пары, игра повторяется.

СЛАЙД 20. Предлагаю посмотреть фрагмент индивидуальной работы с детьми: Разучивание скороговорки «Грека» в технике Боди перкуссия с использованием «Альбома».

СЛАЙД  21. Разучиваем «Польку» (М. И. Глинка) по схеме (младший возраст).

СЛАЙД 22. Вариант более сложный для подготовительной группы.

СЛАЙД 23. Демонстрация настольно- печатных игр для детей для индивидуальной или подгруппой работы.

СЛАЙД 24.  Использование «Альбома» на занятии, в индивидуальной работе, в группе…

СЛАЙД 25. В своей работе использую видео-ролики «Елены МУЗЫКВЭЙ»  «Весёлые ритмы» - яркие, красивые, нравятся детям, разнообразят занятие.

СЛАЙД 26. Используемые ресурсы:

  1. Гарифуллина, Р.Н. Музыкальное направление - боди перкуссия [Электронный ресурс] / Р.Н. Гарифуллина. - Режим доступа: https://multiurok.ru/files/muzykal-noie-napravlieniie- bodi-pierkussiia.html
  2. Перкуссия [Электронный ресурс] // Медицинская энциклопедия. - Режим доступа: http://www.medical-enc.ru/15/percussion.shtml.
  3. Шульверк Карла Орфа и система элементарного музыкального воспитания детей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00492424_0.html

СЛАЙД 27. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...

План по самообразованию на 2021-2022 учебный год. Тема: «Телесная перкуссия как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста».

План по самообразованию на 2021-2022 учебный год. Тема:  «Телесная перкуссия как средство развития чувства ритма  у детей дошкольного возраста». Цель:·...

Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Данные методические рекомендации адресованы руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям детей дошкольного возраста.В сборник включены: актуальность, цели, подхо...