«Боди перкуссия для детей дошкольного возраста»
консультация по музыке
Выступление на методическом объединении музыкантов по теме:
СЛАЙД 1 «Боди перкуссия для детей дошкольного возраста».
Подготовила: Суворова Т.Ю.
Боди перкуссия - один из подходов в музыкально-ритмической деятельности для дошкольников, где в качестве инструмента используется тело, а не голос. Данная техника используется в музыкальной педагогической практике, поскольку она помогает дошкольнику не просто услышать, а прочувствовать ритм, ощутить его внутри себя и воспроизвести.
Главная цель данного направления – раскрыть творческий потенциал детей через движение тела.
В XX веке в поиске новых технологий, инновационных подходов, нового звучания, музыканты пришли к пониманию, что собственное тело само по себе представляет отличный музыкальный инструмент с различными оттенками звучания. Это не только самый доступный инструмент, но и, в то же время, самый тонкий и сложный. Палитра звуков, извлекаемых им практически безгранична.
СЛАЙД 2 «Body Percussion (перкуссия тела) – искусство владения своим телом как «музыкальным инструментом» с элементами танца. Человеческий организм – это оригинальный и единственный ударный инструмент, которым обладает каждый. Благодаря своей доступности это направление широко используется в музыкальном мире.
СЛАЙД 3 Карл Орф был одним из первых, кто воплотил в своём новаторском подходе к музыкальному обучению детей синтез движения, пения, игры и импровизации, заложив основу этого направления.
Слушать и слышать свое тело, играть на нем как на перкуссии – это значит пропустить музыку, ее ритм непосредственно через себя. Идея исполнения музыки, для которой не нужны инструменты– это гениально и очень подходит ребенку.
СЛАЙД 4 Музыка тела доступна для всех с раннего возраста. Примеры Body Percussion мы видим в детских играх, песнях, танцах («ладушки», «танец маленьких утят», считалки и др.). Детям нравится взаимодействовать с различными частями своего тела.
Экспериментируя с движениями тела, ритмические рисунки исполняются на разных его частях. Например, это топот ногами или притопы различной силы, похлопывания по коленям или шлепки одной или двумя руками по бедру, хлопки в ладоши раскрытыми или согнутыми «лодочкой» ладонями, щелчки пальцами. Можно менять окраску звука от положения ладоней при хлопке и от месторасположения рук.
Такие упражнения помогают прочувствовать ритм всем телом, научиться выражать свое состояние звуками и движениями своего тела, получить опыт использования тела, как музыкального инструмента.
СЛАЙД 5 Body Percussion – это искусство исполнения ритмов, без использования музыкальных инструментов. Только тело, движение, голос. Главная цель данного направления – раскрыть творческий потенциал детей через движения тела.
Body Percussion способствует проявлению индивидуальности, развитию фантазии, импровизации, помогает открыть возможности своего тела, как музыкального инструмента.
СЛАЙД 6 Телесная музыка в форме современного искусства основана на традиционных формах разных стран. Это и индонезийский саман (танец, состоящий из различных движений туловищем и руками, и неизменно сопровождающийся песнями), ирландский стэп, пальмас во фламенко (ритм секция, которая создается при помощи хлопков в ладоши), эфиопская музыка подмышки, хамбоне в Соединенных Штатах (музыкальная техника, в которой человеческое тело выступает в качестве инструмента).
СЛАЙД 7 В мировой педагогической практике есть одной из самых известных, распространенных более чем в пятидесяти странах мира, является концепция музыкального воспитания Карла Орфа «Шульверк. Музыка для детей». «Шульверк» - особая разновидность учебной игры или игра в музыку.
Традиционно используют четыре основных body-звука (в порядке от самого низкого до самого высокого):
-Топ - топ – шагание ногами по полу ;
-Шлеп - шлеп – хлопки ладонями или по коленям (поочередно или одновременно);
-Хлоп-хлоп – хлопанье в ладоши;
- Щелк - щелк – щелчки большим и средним пальцами.
«Body-звуки», которые так же используются:
-Тум – удар двумя ногами;
-Тэка-тэка – хлопки по животу (поочередно или одновременно);
-Клап- клап - хлопки ладонями по бедрам (поочередно или одновременно);
-Тока-тока – хлопки по груди (поочередно или одновременно);
Научившись выражать свое состояние с помощью звуков тела, ребенок становится соавтором и создателем собственного музыкального мира, в этом заложена успешность в обучении и воспитании активной творческой личности.
СЛАЙД 8 Также хочется отметить и оздоровительные возможности телесной перкуссии.
Телесная перкуссия действует в трех областях:
• на физическом уровне она стимулирует понимание тела, контроль над движениями и мышечную силу, координацию и равновесие, имеет массажное воздействие;
• на уровне психики она улучшает концентрацию, память и восприятие, когнитивные способности в целом;
• в социально-эмоциональной сфере она помогает выстраивать отношения в группе и ведет к снижению беспокойства при социальных взаимодействиях.
СЛАЙД 9. Предлагаю вам тоже немного оздоровиться, выполняя энергичные хлопки по своему телу как это делают ежедневно китайцы………(видео).
СЛАЙД 10. Приемы работы с детьми в технике боди перкуссия следующие:
Начинают работу над этой моделью с установления метрического пульса самыми простыми способами: вместе с детьми выполняем шлепки по коленям. На этом фоне педагог начинает выразительно и ритмично декламировать текст песни.
Затем предлагает детям повторять текст по фразам, как эхо.
При повторениях ревой игры предлагает детям декламировать текст по-разному: громко, как рассказчик; тихо, как ябеда; писклявым голосом; басом ит. д. Когда текст будет выучен и произносится детьми свободно и легко, можно добавить движения: метрические шаги по залу врассыпную, по кругу, с различными вариантами остановок, приседаний, поворотов и т. д.
СЛАЙД 11. Алгоритм по освоению приемов (по Е. В. Чуриковов. г.Орехово-Суево):
Взять простое движение, придумать к нему стишок или ассоциацию для доступности детям.
Отрабатывать это движение без музыки, с музыкой, постепенно, потихонечку, по три минутки, пока не появится уверенность и легкость исполнения (занятий столько, сколько потребуется).
Когда хорошо выучили со словами, убираем слова (слова про себя), выполняем без слов, слушая ритм.
Усвоенному движению даем новое развитие: включаем в пение, игру, танец или делаем музыкальную композицию с бодиперкуссией как концертный номер.
Учим следующее движение.
СЛАЙД 12. Предлагаю вашему вниманию р.н.п. «Во кузнице» (модель: Е.В.Чуриковой), рабочий вариант (видео).
СЛАЙД 13. Для лучшего запоминания приёмов Боди перкуссии можно вместе с детьми придумать интересные названия или ассоциации.
Приемы (по Е.В.Чуриковой):
«Шлёпа-хлоп»: 2 шлепка по коленкам, 2 хлопка в ладоши.
«Лыжник»: Топ- топ, 2 скользящих хлопка по бёдрам (назад- вперед).
СЛАЙД 14. «Голубь, воробей. дятел, соловей» (или «Груша, апельсин, киви, мандарин»)
- «Го-лубь, | Хлопок- одной рукой по груди
|
Во-ро-бей, | Хлопок- поочередно обеими руками по груди |
Дя- тел, | Хлопок- одной рукой по груди |
Со- ло- вей» | Хлопок- поочередно обеими руками по груди |
СЛАЙД 15. «Раздаем чернику из бидона»: Хлопок, щелчок, хлопок, удар по груди поочередно правой и левой рукой.
СЛАЙД 16. «Зайчик» (или «заячьи ушки»): Топ, удар скрестный по плечам или груди, удар кистями рук тыльной стороной.
СЛАЙД 17. Со своими детьми на музыкальных занятиях мы тоже играем в Речевые игры в технике «Боди перкуссия». Для наглядности я использую «Альбом» (Демонстрация АЛЬБОМА).
Игра-приветствие «Здравствуйте» для младшего и среднего возраста (используются простые хлопки, шлепки и притопы):
Взрослый: Здравствуйте, ручки!
Дети: Здравствуйте! (хлопают)
Взрослый: Здравствуйте, ножки!
Дети: Здравствуйте! (топают)
Взрослый: Здравствуйте, коленочки!
Дети: Здравствуйте! (шлепают по коленям)
СЛАЙД 18. Игра «Мишка» («Уронили мишку на пол»).
СЛАЙД 19. В речевых играх в технике «боди перкуссия» для детей старшего дошкольного возраста появляются новые комбинации, появляется возможность использовать их в играх:
Игра «Цигали, Бугали и Ца»
Ход игры
1 вар. Дети выучивают комбинацию движений за педагогом, темп можно постепенно ускорять от раза к разу.
Описание движений:
цигали - удар двумя ладошками по грудной косточке
бугали - удар двумя ладошками по коленям
ца - хлопок в ладоши
Комбинация движений:
цигали-цигали, ца-ца
бугали-бугали, ца-ца
цигали, ца
бугали, ца
цигали, бугали, ца
2 вар. Игра проходит в тесном кругу. Дети стоят парами лицом друг к другу, но повернувшись боком в круг, комбинация движений та же, что и в 1 вар., но на движение «ца» дети делают хлопок друг другу по ладошкам, как только дети выполнят комбинацию движений в первый раз, на вторую комбинацию (на повтор) дети поворачиваются на 180 градусов и оказываются лицом к партнеру, который до этого стоял за его спиной. Образуются новые пары, игра повторяется.
СЛАЙД 20. Предлагаю посмотреть фрагмент индивидуальной работы с детьми: Разучивание скороговорки «Грека» в технике Боди перкуссия с использованием «Альбома».
СЛАЙД 21. Разучиваем «Польку» (М. И. Глинка) по схеме (младший возраст).
СЛАЙД 22. Вариант более сложный для подготовительной группы.
СЛАЙД 23. Демонстрация настольно- печатных игр для детей для индивидуальной или подгруппой работы.
СЛАЙД 24. Использование «Альбома» на занятии, в индивидуальной работе, в группе…
СЛАЙД 25. В своей работе использую видео-ролики «Елены МУЗЫКВЭЙ» «Весёлые ритмы» - яркие, красивые, нравятся детям, разнообразят занятие.
СЛАЙД 26. Используемые ресурсы:
- Гарифуллина, Р.Н. Музыкальное направление - боди перкуссия [Электронный ресурс] / Р.Н. Гарифуллина. - Режим доступа: https://multiurok.ru/files/muzykal-noie-napravlieniie- bodi-pierkussiia.html
- Перкуссия [Электронный ресурс] // Медицинская энциклопедия. - Режим доступа: http://www.medical-enc.ru/15/percussion.shtml.
- Шульверк Карла Орфа и система элементарного музыкального воспитания детей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00492424_0.html
СЛАЙД 27. Спасибо за внимание!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo.docx | 25.61 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Выступление на методическом объединении музыкантов по теме:
СЛАЙД 1 «Боди перкуссия для детей дошкольного возраста».
Подготовила: Суворова Т.Ю.
Боди перкуссия - один из подходов в музыкально-ритмической деятельности для дошкольников, где в качестве инструмента используется тело, а не голос. Данная техника используется в музыкальной педагогической практике, поскольку она помогает дошкольнику не просто услышать, а прочувствовать ритм, ощутить его внутри себя и воспроизвести.
Главная цель данного направления – раскрыть творческий потенциал детей через движение тела.
В XX веке в поиске новых технологий, инновационных подходов, нового звучания, музыканты пришли к пониманию, что собственное тело само по себе представляет отличный музыкальный инструмент с различными оттенками звучания. Это не только самый доступный инструмент, но и, в то же время, самый тонкий и сложный. Палитра звуков, извлекаемых им практически безгранична.
СЛАЙД 2 «Body Percussion (перкуссия тела) – искусство владения своим телом как «музыкальным инструментом» с элементами танца. Человеческий организм – это оригинальный и единственный ударный инструмент, которым обладает каждый. Благодаря своей доступности это направление широко используется в музыкальном мире.
СЛАЙД 3 Карл Орф был одним из первых, кто воплотил в своём новаторском подходе к музыкальному обучению детей синтез движения, пения, игры и импровизации, заложив основу этого направления.
Слушать и слышать свое тело, играть на нем как на перкуссии – это значит пропустить музыку, ее ритм непосредственно через себя. Идея исполнения музыки, для которой не нужны инструменты– это гениально и очень подходит ребенку.
СЛАЙД 4 Музыка тела доступна для всех с раннего возраста. Примеры Body Percussion мы видим в детских играх, песнях, танцах («ладушки», «танец маленьких утят», считалки и др.). Детям нравится взаимодействовать с различными частями своего тела.
Экспериментируя с движениями тела, ритмические рисунки исполняются на разных его частях. Например, это топот ногами или притопы различной силы, похлопывания по коленям или шлепки одной или двумя руками по бедру, хлопки в ладоши раскрытыми или согнутыми «лодочкой» ладонями, щелчки пальцами. Можно менять окраску звука от положения ладоней при хлопке и от месторасположения рук.
Такие упражнения помогают прочувствовать ритм всем телом, научиться выражать свое состояние звуками и движениями своего тела, получить опыт использования тела, как музыкального инструмента.
СЛАЙД 5 Body Percussion – это искусство исполнения ритмов, без использования музыкальных инструментов. Только тело, движение, голос. Главная цель данного направления – раскрыть творческий потенциал детей через движения тела.
Body Percussion способствует проявлению индивидуальности, развитию фантазии, импровизации, помогает открыть возможности своего тела, как музыкального инструмента.
СЛАЙД 6 Телесная музыка в форме современного искусства основана на традиционных формах разных стран. Это и индонезийский саман (танец, состоящий из различных движений туловищем и руками, и неизменно сопровождающийся песнями), ирландский стэп, пальмас во фламенко (ритм секция, которая создается при помощи хлопков в ладоши), эфиопская музыка подмышки, хамбоне в Соединенных Штатах (музыкальная техника, в которой человеческое тело выступает в качестве инструмента).
СЛАЙД 7 В мировой педагогической практике есть одной из самых известных, распространенных более чем в пятидесяти странах мира, является концепция музыкального воспитания Карла Орфа «Шульверк. Музыка для детей». «Шульверк» - особая разновидность учебной игры или игра в музыку.
Традиционно используют четыре основных body-звука (в порядке от самого низкого до самого высокого):
-Топ - топ – шагание ногами по полу ;
-Шлеп - шлеп – хлопки ладонями или по коленям (поочередно или одновременно);
-Хлоп-хлоп – хлопанье в ладоши;
- Щелк - щелк – щелчки большим и средним пальцами.
«Body-звуки», которые так же используются:
-Тум – удар двумя ногами;
-Тэка-тэка – хлопки по животу (поочередно или одновременно);
-Клап- клап - хлопки ладонями по бедрам (поочередно или одновременно);
-Тока-тока – хлопки по груди (поочередно или одновременно);
Научившись выражать свое состояние с помощью звуков тела, ребенок становится соавтором и создателем собственного музыкального мира, в этом заложена успешность в обучении и воспитании активной творческой личности.
СЛАЙД 8 Также хочется отметить и оздоровительные возможности телесной перкуссии.
Телесная перкуссия действует в трех областях:
• на физическом уровне она стимулирует понимание тела, контроль над движениями и мышечную силу, координацию и равновесие, имеет массажное воздействие;
• на уровне психики она улучшает концентрацию, память и восприятие, когнитивные способности в целом;
• в социально-эмоциональной сфере она помогает выстраивать отношения в группе и ведет к снижению беспокойства при социальных взаимодействиях.
СЛАЙД 9. Предлагаю вам тоже немного оздоровиться, выполняя энергичные хлопки по своему телу как это делают ежедневно китайцы………(видео).
СЛАЙД 10. Приемы работы с детьми в технике боди перкуссия следующие:
Начинают работу над этой моделью с установления метрического пульса самыми простыми способами: вместе с детьми выполняем шлепки по коленям. На этом фоне педагог начинает выразительно и ритмично декламировать текст песни.
Затем предлагает детям повторять текст по фразам, как эхо.
При повторениях ревой игры предлагает детям декламировать текст по-разному: громко, как рассказчик; тихо, как ябеда; писклявым голосом; басом ит. д. Когда текст будет выучен и произносится детьми свободно и легко, можно добавить движения: метрические шаги по залу врассыпную, по кругу, с различными вариантами остановок, приседаний, поворотов и т. д.
СЛАЙД 11. Алгоритм по освоению приемов (по Е. В. Чуриковов. г.Орехово-Суево):
Взять простое движение, придумать к нему стишок или ассоциацию для доступности детям.
Отрабатывать это движение без музыки, с музыкой, постепенно, потихонечку, по три минутки, пока не появится уверенность и легкость исполнения (занятий столько, сколько потребуется).
Когда хорошо выучили со словами, убираем слова (слова про себя), выполняем без слов, слушая ритм.
Усвоенному движению даем новое развитие: включаем в пение, игру, танец или делаем музыкальную композицию с бодиперкуссией как концертный номер.
Учим следующее движение.
СЛАЙД 12. Предлагаю вашему вниманию р.н.п. «Во кузнице» (модель: Е.В.Чуриковой), рабочий вариант (видео).
СЛАЙД 13. Для лучшего запоминания приёмов Боди перкуссии можно вместе с детьми придумать интересные названия или ассоциации.
Приемы (по Е.В.Чуриковой):
«Шлёпа-хлоп»: 2 шлепка по коленкам, 2 хлопка в ладоши.
«Лыжник»: Топ- топ, 2 скользящих хлопка по бёдрам (назад- вперед).
СЛАЙД 14. «Голубь, воробей. дятел, соловей» (или «Груша, апельсин, киви, мандарин»)
- «Го-лубь, | Хлопок- одной рукой по груди |
Во-ро-бей, | Хлопок- поочередно обеими руками по груди |
Дя- тел, | Хлопок- одной рукой по груди |
Со- ло- вей» | Хлопок- поочередно обеими руками по груди |
СЛАЙД 15. «Раздаем чернику из бидона»: Хлопок, щелчок, хлопок, удар по груди поочередно правой и левой рукой.
СЛАЙД 16. «Зайчик» (или «заячьи ушки»): Топ, удар скрестный по плечам или груди, удар кистями рук тыльной стороной.
СЛАЙД 17. Со своими детьми на музыкальных занятиях мы тоже играем в Речевые игры в технике «Боди перкуссия». Для наглядности я использую «Альбом» (Демонстрация АЛЬБОМА).
Игра-приветствие «Здравствуйте» для младшего и среднего возраста (используются простые хлопки, шлепки и притопы):
Взрослый: Здравствуйте, ручки!
Дети: Здравствуйте! (хлопают)
Взрослый: Здравствуйте, ножки!
Дети: Здравствуйте! (топают)
Взрослый: Здравствуйте, коленочки!
Дети: Здравствуйте! (шлепают по коленям)
СЛАЙД 18. Игра «Мишка» («Уронили мишку на пол»).
СЛАЙД 19. В речевых играх в технике «боди перкуссия» для детей старшего дошкольного возраста появляются новые комбинации, появляется возможность использовать их в играх:
Игра «Цигали, Бугали и Ца»
Ход игры
1 вар. Дети выучивают комбинацию движений за педагогом, темп можно постепенно ускорять от раза к разу.
Описание движений:
цигали - удар двумя ладошками по грудной косточке
бугали - удар двумя ладошками по коленям
ца - хлопок в ладоши
Комбинация движений:
цигали-цигали, ца-ца
бугали-бугали, ца-ца
цигали, ца
бугали, ца
цигали, бугали, ца
2 вар. Игра проходит в тесном кругу. Дети стоят парами лицом друг к другу, но повернувшись боком в круг, комбинация движений та же, что и в 1 вар., но на движение «ца» дети делают хлопок друг другу по ладошкам, как только дети выполнят комбинацию движений в первый раз, на вторую комбинацию (на повтор) дети поворачиваются на 180 градусов и оказываются лицом к партнеру, который до этого стоял за его спиной. Образуются новые пары, игра повторяется.
СЛАЙД 20. Предлагаю посмотреть фрагмент индивидуальной работы с детьми: Разучивание скороговорки «Грека» в технике Боди перкуссия с использованием «Альбома».
СЛАЙД 21. Разучиваем «Польку» (М. И. Глинка) по схеме (младший возраст).
СЛАЙД 22. Вариант более сложный для подготовительной группы.
СЛАЙД 23. Демонстрация настольно- печатных игр для детей для индивидуальной или подгруппой работы.
СЛАЙД 24. Использование «Альбома» на занятии, в индивидуальной работе, в группе…
СЛАЙД 25. В своей работе использую видео-ролики «Елены МУЗЫКВЭЙ» «Весёлые ритмы» - яркие, красивые, нравятся детям, разнообразят занятие.
СЛАЙД 26. Используемые ресурсы:
- Гарифуллина, Р.Н. Музыкальное направление - боди перкуссия [Электронный ресурс] / Р.Н. Гарифуллина. - Режим доступа: https://multiurok.ru/files/muzykal-noie-napravlieniie- bodi-pierkussiia.html
- Перкуссия [Электронный ресурс] // Медицинская энциклопедия. - Режим доступа: http://www.medical-enc.ru/15/percussion.shtml.
- Шульверк Карла Орфа и система элементарного музыкального воспитания детей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00492424_0.html
СЛАЙД 27. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план интегрированных занятий с детьми по теме «Ознакомление детей с окружающей действительностью, как средство воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста», для детей старшего дошкольного возраста.
Планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию....
Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)
Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...
План по самообразованию на 2021-2022 учебный год. Тема: «Телесная перкуссия как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста».
План по самообразованию на 2021-2022 учебный год. Тема: «Телесная перкуссия как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста». Цель:·...
Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»
Данные методические рекомендации адресованы руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям детей дошкольного возраста.В сборник включены: актуальность, цели, подхо...