Музыкальные игротренинги как нетрадиционная здоровьесберегающая технология в ДОО
методическая разработка по музыке (средняя группа)
Методическая разработка на тему Музыкальные игротренинги как нетрадиционная здоровьесберегающая технология в ДОО.
Содержит:
основные понятия - здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в ДОУ, музыкальные игротренинги;
перечень основных модулей игротренингов;
примеры музыкальных игр для включения в игротренинг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_muzykalnye_igrotreningi.docx | 35.8 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальные игротренинги
как нетрадиционная здоровьесберегающая технология в ДОО
1. Понятие «здоровьесберегающие технологии в ДОУ».
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
В связи с этим актуальной становится интегрированное включение здоровье сберегающих технологий в образовательное пространство ДОУ.
Назначение таких технологий – объединить педагогов, медиков, родителей и самое главное – самих детей для сохранения, укрепления и развитие здоровья.
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и медицинского работника.
Цель здоровьесберегающих технологий
в дошкольном образовании
Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ должны быть направлены на решение задач ФОП ДО. (Включить цитату из ФОП ДО по здоровьесбережению).
Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
- медико-профuлактические;
- физкультурно-оздоровительные;
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
- здоровьесберегающие образовательные технологии
- технологии валеологического просвещения родителей.
Медико-профuлактические технологии в дошкольном образовании - технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
К ним относятся следующие технологии:
- организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
- углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники, коррекция возникающих функциональных отклонений, отслеживание характера течения хронической патологии, реабилитация соматического состояния здоровья;
- организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания;
- организация профилактических мероприятий в детском саду;
- организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ, витаминопрофилактика.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка:
- развитие физических качеств,
- двигательной активности и становление физической культуры дошкольников,
- закаливание,
- дыхательная гимнастика,
- массаж и самомассаж,
- профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье,
- спортивные развлечения и досуги,
- недели здоровья, соревнования, прогулки-походы и др.
Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.
Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса:
- на занятиях и прогулках,
- в режимные моменты и в свободной деятельности детей,
- в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.
Технологии социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника.
Основная задача этих технологий - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Валеология — это наука, изучающая внутренние резервы человеческого организма, пути их увеличения. Валеология заботится о сохранении здоровья во вредных условиях. В этом ее отличие от медицины, которая занимается только лечением больных людей или, в лучшем случае, профилактикой заболеваний.
Возможности использования здорвьесберегающих технологий в ДОУ.
В ДОУ чаще всего используют здоровьесберегающие технологии по следующим направлениям:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья (к ним относится музыкальный игротренинг).
2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
3. Коррекционные технологии.
Музыкально-игровой тренинг.
Основные понятия:
«Тренинг» – «Игротренинг» – «Музыкальный игротренинг»
Тренинг – от англ. Train, что значит «обучать, воспитывать» - это систематическая тренировка или совершенствование определенных навыков участников тренинга.
Тренинг - метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков, а также социальных установок.
Игротренинг – это комбинация игровых упражнений, при помощи которых отрабатываются те или иные умения и навыки.
Музыкальный игротренинг – это форма организации совместной деятельности музыкального руководителя и детей, которая представляет собой комплекс музыкальных игровых упражнений, логически связанных и выстроенных в определенном порядке, направленных на решение широкого спектра задач.
Музыкально-игровой тренинг состоит из 3-х частей:
- Организационная часть. Включает коммуникативно-тактильные и музыкально-речевые упражнения.
- Основная часть. Включает моторно-двигательные и имитационно- моделирующие упражнения.
- В заключительной части проводятся коммуникативно-релаксирующие упражнения
Комплекс упражнений музыкально-игрового тренинга включает:
- Коммуникативно-тактильные - способствуют развитию сенсорного восприятия, коммуникативных умений;
- Музыкально-речевые - обеспечивают совершенствование речевых функций;
- Моторно-двигательные - развивают моторику и координацию;
- Имитационно-моделирующие - способствуют воспроизведению реальных и условных ситуаций выразительными средствами;
- Коммуникативно-релаксирующие - способствуют снятию тревожности, умственного и эмоционального напряжения.
Содержание музыкального игротренинга,
направленного на здоровьесбережение дошкольников
1 модуль. Коммуникативно-тактильные игры
Здоровьесберегающая функция - способствуют развитию сенсорного восприятия, коммуникативных умений
Цель: Настроить детей на восприятие информации, помочь сосредоточиться («войти в тренинг»).
Задачи:
- Развивать отношения, построенные на равноправии или готовности (способности) конструктивно решать проблемы, связанные с занимаемым положением (статусом) в группе, помочь детям ощутить единение с другими.
- Развивать открытость, умение выражать интерес друг к другу и свое отношение к другим.
Примеры:
РУЧЕЁК
Цель: помочь детям войти в контакт, сделать эмоционально значимый выбор.
Дети в произвольном порядке разбиваются на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки и подняв сомкнутые руки вверх. Тот, кому не хватило пары, проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнёра. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеёк и ищет себе пару и т.д.
РИСУНОК НА СПИНЕ
Цель: развивать кожную чувствительность и способность различать тактильный образ.
Дети разбиваются на пары. Один ребёнок встаёт первым, другой — за ним. Игрок, стоящий сзади, рисует указательным пальцем на спине партнёра образ (домик, солнышко, ёлку, лесенку, цветок, кораблик, снеговика и т.д.). Партнёр должен определить, что нарисовано. Затем дети меняются местами.
ДРАКОН
Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.
Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник — «голова», последний — «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.
УЛИТКА
Цель: развитие выдержки и самоконтроля.
Описание игры: дети становятся в одну линию и по сигналу начинают медленно продвигаться к заранее оговоренному месту, причем нельзя останавливаться и разворачиваться. Побеждает пришедший к финишу последним.
Комментарий: чтобы выполнить правила этой игры, детям-дошкольникам требуется приложить немало усилий, так как они активны и подвижны.
Особенно полезно эту игру включать в работу групп, в которых участвуют конфликтные, агрессивные дети. Также её можно использовать в работе с гиперактивными детьми, но лишь на последних этапах коррекции.
2 модуль. Музыкально-речевые игры
Использование речевых игр в музыкальной деятельности позволяет детям овладевать всем комплексом выразительных средств музыки. И особенно большое значение речевые упражнения имеют в развитии чувства ритма.
Здоровьесберегающая функция - обеспечивают совершенствование речевых навыков.
Цели: Способствовать развитию речи и укреплению голосового аппарата дошкольников.
Задачи:
- развитие музыкальные и творческие способности;
- улучшать дикцию;
- развитие чувства ритма и тембрового слуха;
- обучение ритмическим движениям по показу;
- коррекция координации движений, слухового внимания и сосредоточения.
Примеры:
- Логоритмика
- Пальчиковая гимнастика
- Элементарное музицирование по Карлу Орфу
Игра «Зимняя прогулка»
Очень холодно зимой, Дети скрещивают руки на груди и легко
похлопывают ладонями по плечам.
Но мы пойдем гулять с тобой «Пробегают» указательными и средними
пальцами по бедрам.
Я надену шубку, Проводят ладонями от плеч по груди
Я надену шапку, Двумя руками поглаживают голову.
Я надену шарфик Поглаживают шею одной ладонью,
И еще платок. другой ладонью
А потом красивые, Крутят ручками
Теплые, пушистые
Крошки-рукавички Поглаживают по очереди руки, как бы
На ручки натяну. надевая рукавицы
И хотя я маленький, Выставляют на пятку сначала одну ногу,
У меня есть валенки. затем другую.
3 модуль. Моторно-двигательные упражнения
Здоровьесберегающая функция - развивают моторику и координацию.
Цель: Развитие двигательных навыков и творческих способностей.
Задачи:
- развивать координацию движений, умение свободно двигаться и ориентироваться в пространстве;
- формировать красивую осанку и походку;
- развивать творческое воображение и фантазию;
- обучать основным видам движений (хотьба, высокий шаг, бег на носочках, прыжки и т.п.);
- обучать основным танцевальным движениям («пружинка», выставление ноги на пятку, сочетание хлопков и притопов и т.п.);
- развивать психические процессы – внимание, память, восприятие, мышление.
Примеры:
Ритмические игры-танцы. Игры типа «Двигайся – замри».
Мульт-песенки для иллюстрации танцев (Арам-зам-зам и т.п.)
СНЕЖИНКИ
Дети стоят лицом к педагогу, в каждой руке держат по снежинке, произносят слова и выполняют движения:
Мы снежинки, мы пушинки, - качают плавно руками перед собой
Покружиться нам не лень, - кружатся на носочках, руки в стороны
Мы снежинки-балеринки, - выставляют перед собой сначала правый
носочек, потом левый
Мы танцуем целый день - кружатся на носочках, руки в стороны.
4 модуль. Имитационно-моделирующие упражнения
Здоровьесберегающая функция - такие игры сочетают в себе двигательную активность, психоэмоциональное и коммуникативное развитие.
Цель: Способствуют воспроизведению реальных и условных ситуаций выразительными средствами.
Задачи:
- развитие эмпатии, эмоциональной отзывчивости;
- улучшение пластики движений;
- развитие творческого воображения.
Примеры:
Имитация движений различных животных и сказочных героев.
Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика.
Театральные игры, этюды, сценки.
Песня-хоровод «Шёл весёлый Дед Мороз»
Шел по лесу дед Мороз, дед Мороз, дед Мороз, - дети ведут хоровод
Важно поднял красный нос, красный нос. - останавливаются
Так: «показывают нос», прикладывая руки с растопыренными пальцами к носу
А по тропочке лесной, по лесной, по лесной, - ведут хоровод
Прыгал зайка озорной, озорной. - останавливаются
Так: прыгают на месте, как зайки
И нарядна, хороша, хороша, хороша, - ведут хоровод
Шла лисичка не спеша, не спеша. - останавливаются
Так: - показывают лисичку
Мишка зайку догонял, догонял, догонял, - ведут хоровод
Он вразвалочку шагал, он шагал. - останавливаются
Так: - показывают мишку
Дедушка Мороз пришел, к нам пришел, к нам пришел,- ведут хоровод
В пляс веселый он пошел, он пошел. - останавливаются
Так: - танцуют плясовую, затем хлопают.
5 модуль. Коммуникативно-релаксирующие упражнения
Здоровьесберегающая функция - способствуют снятию тревожности, умственного и эмоционального напряжения.
Цель: Вывести детей из возбуждённого состояния после активных игр.
Задачи:
- развитие самоконтроля;
- снятие напряжённости, невротических состояний, страхов;
- развитие раскованности;
- преодоление гиперактивности;
- развитие способности к сосредоточению.
Примеры:
Дыхательная гимнастика – активизирует защитные силы организма, обогащает кровь кислородом, профилактика заболеваний органов дыхания.
Музыкотерапия – способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.
Сказкотерапия. Сказочная психогимнастика.
Игры, способствующие успокоению, уменьшению возбуждения и развитию самоконтроля.
РАССЛАБЛЕНИЕ МЫШЦ
Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать,
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.
(Медленнее.)
Есть у нас игра такая, очень легкая, простая,
Замедляется движенье,
И становится понятно –
Расслабление приятно.
СНЕЖИНКА
Покружилась звездочка - медленно кружатся, руки в стороны
В воздухе немножко,
Села и растаяла - медленно садятся на ковёр,
На моей ладошке. расслабляют всё тело (растекаются по полу)
Дыхательные упражнения с использованием сферы Хобермана (волшебный шар).
На вдох – сферу расширяем, на выдох – сужаем. Передаём сферу детям по очереди, контролируем скорость её расширения и сжатия в зависимости от дыхания.
Дыхательное упражнение «Воздушный шарик»
Три резких вдоха через нос (надули шарик – расширили сферу в три приёма), медленный выдох со звуком «тссссс.» (шарик сдувается – сфера постепенно уменьшается).
Список литературы
- Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения / авт.-сост. О.Н. Арсеньевская.- Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель. – 2004.
- Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы / Анисимова Г.И. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 96. с.
- Логоритмические музыкально-игровые упражнения для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 96 с.
- Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. - М.: - Педагогическое общество России, 2004. - 95 с.
- Музыкотерапия как средство воздействия на эмоциональную сферу дошкольников. Научная разработка. Авторы Скуратова Альбина и Марченко Наталья (МБДОУ д/с №49 г. Белгород).
- Коррекционно-развивающие занятия : комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии / сост. С. В. Лесина, Г. П. Попова, Т. Л. Снисаренко. – Изд. 2-е. – Волгоград : Учитель, 2014. – 164 с.
- Коммуникативные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) / Шаурбина Н.И. – Методическое пособие – 2018.
- Страна пальчиковых игр / Афонькин С.Ю., Рузина М.С. – СПб, 1997.
- Сборник упражнений для активизации умственной деятельности /под ред. Рябовой О.А. – Карпогоры, 2020. – 20 с.
- Преодоление тревожности и страхов у детей 5–7 лет: диагностика, занятия, рекомендации / авт.-сост. Н. Ф. Иванова. – Волгоград : Учитель. – 191 с.
- модель физкультурно-оздоровительного образования старших дошкольников : планирование, занятия, ресурсное обеспечение / авт.-сост. И. И. Вепрева, Г. М. Татарникова. – Волгоград : Учитель. – 128 с.
- Музыкально-двигательное физическое воспитание дошкольников / Н. А. Фомина, д-р пед. наук; С. Ю. Максимова, д-р пед. наук; Е. П. Прописнова, канд. пед. наук. – Волгоград : Учитель. – 238 с.
- Воспитание ценностей здорового образа жизни у детей 3–7 лет : планирование, занятия, игры / авт.-сост. М. Р. Югова. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград : Учитель. – 137 с.
- Комплексы гимнастик для занятий с детьми. Зрительная. Пальчиковая. Двигательная / авт.-сост. И. Н. Волкова, И. В. Ефимова, М. В. Карпова. – Волгоград : Учитель. – 47 с.
- Физкультурные занятия с элементами логоритмики/ авт.-сост. С.Ф. Копылова. – Волгоград: Учитель. – 81 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические условия реализации традиционных и нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в целостном развитии дошкольника
Проект " Педагогические условия реализации традиционных и нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в целостном развитии дошкольника" включает в себя практический материал который можно использова...
Комплексно-тематическое планирование Нод "Физическая культура во второй младшей группе с использованием нетрадиционных здоровьесберегающих технологий."
Предлагаю подробное планирование НОД в образовательной области "Физическая культура " во второй младшей группе с использованием нетрадиционн...
Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий при подготовке дошкольника к школьному обучению
Одной из основных целей дошкольного образования в условиях его модернизации с утверждением Федеральных государственных требований становится создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспи...
Музыкально-оздоровительная работа. Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности."
Данная презентация может использоваться на родительских собраниях, педагогических советах, семинарах-практикумах....
Методическая разработка образовательной деятельности «Педагогическая находка» (Художественно – эстетическое развитие, музыкальная деятельность): музыкальное занятие со здоровьесберегающими технологиями «Путешествие в сказочную страну «Здоровейка"
На данном занятии дети отправляются в путешесивме по сказочной стране "Здоровейка". В занятие включены здоровьесберегающие технологии....
Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей "Музыкальные игротренинги как нетрадиционная здоровьесберегающая технология в ДОУ"
Данный материал знакомит со значением, структурой и содержанием музыкальных игротренингов, содержит практический материал....
Музыкальные игры для дошкольников, как нетрадиционная здоровьесберегающая технология.
Музыкальные игры для дошкольников, как нетрадиционная здоровьесберегающая технология.Давно доказано положительное влияние музыки на ребёнка. Дети более чувствительны, открыты и эмоциональны, чем взрос...