Музыкальные игры для дошкольников, как нетрадиционная здоровьесберегающая технология.
статья

Шмыткина Любовь Константиновна

Музыкальные игры для дошкольников, как нетрадиционная здоровьесберегающая технология.

Давно доказано положительное влияние музыки на ребёнка. Дети более чувствительны, открыты и эмоциональны, чем взрослые, поэтому способны улавливать различные подробности музыкальных произведений. Но специальные занятия по приобщению к этому виду искусства предусмотрены в детском саду только дважды в неделю: там большей частью происходит обучение вокальным навыкам и основным ритмическим движениям. Поэтому детям обязательно необходима практика, где они могли бы упражнять усвоенные знания и приобретённые способы действий. В этом им могут помочь музыкальные игры. Эта деятельность должна быть неотъемлемой частью не только утренников, но и обычных занятий, режимных моментов и просто свободного времени.

Значение музыкальной игры для дошкольника

Задача любого дошкольного учреждения — создать самые благоприятные условия для раскрытия личности ребёнка. Музыкальные игры, действительно, очень способствуют снятию напряжённости и раскрепощению дошкольников.  Музыкальные игры в этом плане имеют особое значение, поскольку решают одновременно множество задач:

1. Отрабатывают вокальные и ритмические навыки, развивают эстетический вкус. В ходе игры дошкольник выполняет разного рода задания, действия его направлены на процесс узнавания мелодии, определение её характера. И музыкальная игра в отличие от обычного танца стимулирует детей слушать мелодию внимательно и сознательно, согласовывая свои движения с началом и окончанием композиции. Помимо этого, музыкальные игры закрепляют знание музыкальных инструментов.

2. Развивают у детей быстроту реакции, активизируют чувства, воображение, образное мышление. Ведь в подобных играх действия обычно эмоционально окрашены, здесь имеют большое значение мимика, жестикуляция, интонация.

3. Развивают внимание, память, умение ориентироваться в пространстве, контролировать движения собственного тела.

4. Улучшают настроение, способствуют социализации детей, позволяют преодолеть индивидуальные психологические проблемы. Эта деятельность позволяет увлечь слишком активных дошкольников, имеющих проблемы с дисциплиной, и раскрепостить чересчур застенчивых детей, повысить их контактность. Музыкальные игры способствуют адаптации в новом коллективе.

5. Имеют оздоровительное значение. Прежде всего, это укрепление дыхательной и сердечно-сосудистой систем, костно-мышечного аппарата, становление правильной артикуляции, общей и мелкой моторики. Танцевальные движения позволяют эффективно снимать эмоциональное и мышечное напряжение.

Приёмы организации музыкальной игры в разном дошкольном возрасте

В раннем дошкольном возрасте (2–3 года) музыкальные игры носят ознакомительный характер. Они простые, подвижные, хороводные, совершенно не осложнённые теорией (например, воспитатель ходит с малышами под музыку «паровозиком», инсценирует коротенькую песенку или водит хоровод с очень простыми действиями).

Во второй младшей группе (3–4 года) дети уже знакомятся с простейшими музыкальными инструментами, учатся элементарно характеризовать мелодии (высокие и грустные, тихие и громкие, медленные и быстрые), осваивают некоторые танцевальные движения.( «Птички и птенчики», «Отгадай, на чём я играю», «Какой колокольчик звенит?») При этом воспитатель активно использует жесты (низкие звуки — держит руки на животе, средние — соответственно, на груди и высокие — возле головы), картинки (бодрая музыка — изображение марширующих ребят, спокойная — спящих), игрушки (аналогично показывает, как кукла шагает или спит). В младшей группе усложняются подвижные игры: малыши должны выполнить движения согласно темпу музыки. Музыкальные атрибуты также начинают включаться в сюжетно-ролевые игры («Семья», «Детский сад»).

Дети среднего возраста (4–5 лет) уже имеют определённый музыкальный опыт, поэтому к вышеуказанным играм добавляются самостоятельные действия с дидактическими материалами («Озвучь инструмент на картинке»). Воспитатель должен создавать дошкольникам среду для самостоятельной деятельности — предлагать им настольно-печатные пособия: например, музыкальное лото или домино. Более успешно проходят игры из серии «Спокойное музицирование» на определение характера музыки. Однако музыкальные подвижные игры с правилами ещё вызывают затруднение. Некоторым детям сложно сориентироваться, они запаздывают, начинают двигаться лишь после своих товарищей, не могут выдержать долгих пауз (убегают на место). Это обусловлено особенностями развития нервной системы, либо ребёнок часто болеет и редко посещает детский сад. К таким ребятам необходим индивидуальный подход. К примеру, педагог подсказывает: «Когда музыка станет громкой, будет танцевать Гоша, а когда тихой — Маша». Хороводные игры с дошкольниками пятого года жизни уже не вызывают затруднений. Исключением могут стать лишь игры на определение силы звучания: чем тише музыка, тем медленнее нужно идти в хороводе.

Музыкальные же игры для старших дошкольников становятся уже более сложными и разнообразными. Дети подготовительной группы (6–7 лет) уже вполне самостоятельно занимаются с дидактическими пособиями, способны даже проводить без педагога небольшим коллективом подвижные и хороводные игры, сами подбирают необходимые атрибуты. Исключением опять-таки будут недостаточно усидчивые ребята, с неуравновешенной психикой либо часто болеющие. Некоторые активные дети любят брать на себя роль педагога, проводят подвижные игры, однако, чересчур увлекаясь, они, иногда не способны охватить вниманием весь коллектив, делают паузы по ходу игрового действия. Сюжетно-ролевые игры музыкальной тематики в старшем дошкольном возрасте становятся более развёрнутыми, замысловатыми по сюжету. Например, ребята воображают себя участниками оркестра, преподавателями школы искусств, членами жюри и участниками вокального или танцевального конкурса (материал для игр заимствуется, в том числе, из просмотра телепередач) магазин музыкальных инструментов.

Среди музыкальных игр можно выделить несколько видов в зависимости от их задачи и методов развёртывания действия.

Спокойное музицирование. Это игры, нацеленные на восприятие мелодии, например, «Отгадай характер музыки», «Определи, из какого мультфильма эта песенка», «Отгадай музыкальный инструмент по его звучанию». Сюда же относится природная звуковая тематика: «Солнышко и дождик», «Звуки природы» (шум ветра, моря, пение птиц на фоне мелодии). Такие игры можно адаптировать под каждое время года (весна: капель, журчание ручейков, зима: сильная вьюга, тихо падающие снежинки). К такой деятельности оптимально привлекать подгруппу детей из нескольких человек. Полезно будет внести в игру соревновательный элемент с вручением символических призов (флажок или фишка). Например, цель игры — научить определять тембр инструментов: например, барабана, погремушки, дудочки. Дошкольники делятся на три подгруппы: первой при ударах барабана нужно имитировать руками игру на этом инструменте, другой при звуках погремушки — взмахивать кистями рук, третьей — воспроизводить игру на дудочке. При этом инструменты многократно звучат в различной последовательности, а в конце педагог отмечает подгруппу, которая наиболее быстро и точно реагировала. К такой игре можно продумать интересную награду, к примеру, по желанию ребят включить песню из мультфильма.

Дидактические музыкальные игры

Данный вид игр можно проводить как на занятиях, так и в свободное время. Для организации такой деятельности необходим специальный наглядный материал. Можно использовать печатную продукцию либо музыкальные игрушки. Приведём примеры дидактических игр музыкальной тематики:

  1. «Что лишнее?». Дошкольникам предлагаются карточки с изображением четырёх музыкальных инструментов, среди которых есть один лишний (например, три духовых и один ударный).
  2. «Звенят колокольчики». Предлагается два вида картинок с изображением больших и маленьких колокольчиков. Звучит мелодия, а малыши должны составить её рисунок (обозначить тихие и громкие моменты).
  3. «Какой инструмент исчез?». Перед дошкольниками выставляется несколько музыкальных инструментов либо их изображений. Воспитатель просит закрыть глаза, а потом убирает один предмет. Задача ребят — определить, что именно исчезло. Как вариант игры — инструменты можно менять местами.
  4. «Сыграй мелодию на ксилофоне». Педагог размещает на доске в определённом порядке цветные карточки (на ксилофоне есть клавиши такого же цвета). Дошкольники должны расшифровать мелодию — сыграть её с помощью музыкального инструмента.

Очевидно, что дидактические музыкальные игры помогают развитию внимания, памяти, становлению логических операций.

Подвижные игры с музыкой

Эти игры характеризуются динамикой действия. Дошкольники, внимательно слушая мелодию, реагируют на неё определёнными движениями. Например, при громких звуках танцует одна команда, а при тихих — другая.

В ясельном и младшем дошкольном возрасте соревновательный момент ещё отсутствует: малыши просто выполняют движения по тексту песни — инсценируют её. В качестве материала хорошо подойдут песенки Е. Железновой либо народные потешки и прибаутки. Также начиная с 3–4 лет дети уже могут показывать характер музыки: это игры типа «Солнышко и дождик», «Весело и грустно».

В более старшем возрасте (начиная со средней группы) уже можно вносить в игру соревновательный элемент. Наградой будет не символический приз, а сам процесс соревнования (в ловкости или скорости). Например, всем, даже людям, далёким от дошкольной педагогики, известна игра «Займи стульчик» (она часто практикуется на корпоративах, свадьбах и пр.). Под весёлую музыку участники бегают по кругу вокруг стульев, при этом стульев на один меньше, чем детей. Когда мелодия умолкает, все, кроме одного человека, садятся. После этого движение возобновляется, но выбывает один участник и убирается один стул. В итоге остаётся одно место на двух человек, и выявляется победитель. Эту игру можно немного видоизменить — вместо стульев взять какие-либо предметы, например, кегли или мягкие игрушки (в зависимости от возраста дошкольников).

Ещё один популярный пример подвижной музыкальной игры – «Море волнуется раз». Дети произвольно двигаются под мелодию, а когда она замолкает, все должны «замереть», изображая заранее оговоренного персонажа (в классическом варианте — морского обитателя).

Хороводные игры схожи с подвижными своей динамичностью. Однако, в отличие от предыдущих, дошкольники движутся по кругу, взявшись за руки, иногда прерываясь на какие-то действия. Часто игра проводится под какую-то песню. При этом обычно во время куплета идёт перемещение по кругу, а на припеве остановка с выполнением определённых движений (на месте, направляясь в центр, вокруг себя). Хороводная игра тоже может содержать соревновательный элемент. Например, организуются два либо три круга дошкольников. На высокие звуки движутся ребята первого круга, на звуки среднего регистра — второго, ну а на низкие звуки — третий круг. Победителем становится тот круг, что более оперативно и точно реагировал на изменение звучания.

Сюжетно-ролевые игры

Музыка успешно включается в сюжетно-ролевые игровые действия воспитанников детского сада. Например, это колыбельная песня кукле (игра «Семья»). Либо, отправляясь в путешествие на импровизированном пароходе, поезде, самолёте, ребята исполняют соответствующую весёлую песню. Игра может быть напрямую связана с музыкой, например, «Оркестр», «Музыкальный магазин», «Школа искусств». Иногда дети используют известную песню вместо считалки для распределения ролей в игре.

В младшем дошкольном возрасте, когда сюжетно-ролевая игра только начинает развиваться, воспитатель должен сам создавать игровые ситуации и включать в них песни. Более старшие ребята уже сами организуют необходимую обстановку, подбирают атрибуты, например, игрушечные музыкальные инструменты. Однако дети всё равно не должны быть предоставлены сами себе, руководство педагога должно быть косвенным: напомнить, дать совет, самому исполнить песенку, предложить дополнительные атрибуты.

Вариации одной темы в разных видах музыкальных игр

Интересно, что одну и ту же тему можно задействовать в разных видах музыкальной игры. Рассмотрим это на конкретных примерах.

«Снеговики и снежинки».

Цель игры: учить дошкольников различать бодрую и спокойную мелодию.

1. Спокойное музицирование. Педагог исполняет на пианино мелодию польки и вальса. В первом случае дошкольники должны хлопать в ладоши, во втором — делать плавные вращательные движения кистями рук. Музыка чередуется в разной последовательности.

2. Подвижная игра. На одной стороне зала сидят «снеговики», на другой – «снежинки». Под звуки польки первые движутся подскоками, под мелодию вальса вторые медленно кружатся.

3. Хороводная игра. аналогичное задание выполняется в двух кругах.

«Три медведя».

Цель игры: закреплять различение звуков по высоте.

Дошкольники сидят за столами. У каждого три картонных медведя разного размера. Когда звучит мелодия в высоком регистре, выходит гулять самый маленький мишка, в среднем — среднего размера, при низких звуках — самый большой медведь.

Ребята делятся на команды Мишутки, Настасьи Петровны и Михаила Потапыча. При звучании музыки определённого регистра команда выходит и начинает танцевать.

Аналогичное задание выполняется в хороводе из трёх кругов.

«Погода».

 Цель игры: учить определять общий характер музыки.

У каждого ребёнка три карточки с изображением дождика, града, снежинок. Звучат вариации русской народной песни «Во саду ли…» — дошкольники поднимают картинку с соответствующим природным явлением (например, отрывистая музыка — это град, более плавная — дождь, тихая и медленная — снегопад).

В комнате располагаются три тучки: белая, синяя и чёрная. Возле каждой находится команда детей. В соответствии с мелодией определённая подгруппа выполняет движения: дети кружатся, бегают, подпрыгивают. То же самое происходит в ходе хороводной игры — только участники движутся по кругу вокруг своей тучки.

Общие особенности организации игр музыкального характера

Музыкальные игры, как правило, проводятся на занятиях (особенно для этого подходят комплексные музыкальны занятия, но также это может быть математика, развитие речи, познание окружающего мира, физкультура), а также в свободное от них время. В тёплый сезон такая деятельность вполне уместна и на прогулке.

Обязательное условие для эффективности таких игр — наполнение музыкального уголка в группе различными пособиями (в соответствии с возрастом воспитанников). Многие дидактические игры легко сделать своими руками. Педагог должен ответственно подходить к подбору музыкального материала для игровых действий: это могут быть народные мелодии, отрывки из авторских произведений, хорошо, если музыкальный руководитель сам сочиняет простые пьесы. Музыкальное произведение, но основе которого разворачивается игровое действие, дети должны воспринимать целостно, а не только выделять музыкально-выразительные средства.

Каждую игру педагог тщательно продумывает, детально прорабатывает образы, структуру. Независимо от результатов деятельности в конце следует непременно поблагодарить ребят за старание, воодушевить их. Дети должны получать удовольствие от игры, а не только стремиться к успеху.  Музыкальные игры можно дифференцировать для мальчиков и девочек (девочки могут манипулировать с куклами — под быструю мелодию танцевать с ними, а под медленную — укачивать. Мальчишкам же можно превратиться в «роботов»: они перемещаются под быструю музыку, а под медленную – «выключаются»)

В каждой игре разграничиваются три этапа. Первый — создание мотивации, объяснение дошкольникам правил, подготовка к действиям. Второй — проверка необходимых для игры навыков: вокальных, двигательных, речевых. Третий — это автоматизация этих навыков, действия детей уже становятся самостоятельными.

Картотека музыкальных игр для дошкольников

 «Колокольчики». Дети сидят в три ряда. У каждого ряда плоскостной колокольчик определённого размера (в первом ряду самые маленькие). При звучании громкой музыки нужно поднимать самые большие колокольчики и т. д.

«Море и ручеёк». У одной группы дошкольников картинки с изображением ручейка, а у другой — рисунок морских волн. Когда звучит быстрая мелодия, вверх поднимается карточка с ручейком, если медленная — то море.

«Угадай, чей это звук». У ведущего за ширмой спрятан поднос с музыкальными инструментами (здесь же могут быть и другие предметы, из которых можно извлечь звук — обычные ложки, деревянные кубики, стеклянные стаканчики). Дети заранее с ними знакомятся. Суть игры в том, что педагог извлекает звук из предмета, а дети должны определить его.

«Угадай мелодию». Воспитатель подбирает несколько мелодий известных детских песен (или мелодий из мультфильмов) и тематические картинки к каждой композиции. Когда включается музыка, дошкольники показывают соответствующую картинку.

Практиковать такие игры можно со второй младшей группы (второе полугодие), в более старшем возрасте просто увеличивается количество используемых предметов

Подвижные игры

В ясельном и младшем возрасте будут уместны музыкальные игры-инсценировки, когда малыши выполняют движения соответственно словам песенки.

«Музыкальные Инструменты»

На пианино ля-ля-ля

На пианино ля-ля-ля

Так музыканты играют.

На барабане бам- бам- бам

На барабане бам- бам- бам

Так музыканты играют.

А на гитаре пам- па- пам

А на гитаре пам- па- пам

Так музыканты играют

На саксофоне па- па- пам

На саксофоне па- па- пам

Так музыканты играют.

А на трубе ду-ду-ду

А на трубе ду- ду-ду

Так музыканты играют.

Колокольчики дзинь- дзинь- дзинь

Колокольчики дзинь- дзинь- дзинь

Так в детском саду мы играем.

фа фа фа ля до ля фа соль соль фа ми ре до

 «Музыкальные игрушки»

Динь-динь-динь-динь колокольчик

Динь-динь-динь-динь колокольчик

Динь — слушай колокольчик

Бам-бам-бам-бам — барабанчик

Бам-бам-бам-бам — барабанчик

Бам — слушай барабанчик

Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши

Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши

Хлоп — хлопаем в ладоши!

«Попрыгаем»

Вот носик, вот ушки, вот щечки, вот рот

Вот ножки, вот ручки, вот грудь, вот живот

Вот спинка, вот шейка, вот брови, вот лоб

А вот и ладошка и я по ней хлоп.

Вот носик, вот ушки, вот щечки, вот рот

Вот ножки, вот ручки, вот грудь, вот живот

Вот спинка, вот шейка, вот брови, вот лоб

А вот и ладошка и я по ней хлоп.

«Различи темп». Подбирается мелодия или песня, где чередуется быстрый и медленный темп. Педагог показывает соответствующие два вида движений. Включается музыка, и дети начинают двигаться.

«Зайчики и волк». Звучит мелодия, символизирующая утро, — зайки поднимаются из своего домика полукруг (из стульев), потягиваются, умываются. Музыка меняется на более весёлую — начинаются прыжки по «лужайке». Мелодия становится грозной — это пришёл волк, который начинает догонять зайцев. В младшем возрасте роль вола исполняет педагог, в средней же группе это может быть ребёнок.

Игры для старшей и подготовительной группы целесообразно объединить. Ведь некоторые ребята в 6 лет уже идут в школу, и поэтому желательно сформировать у них к этому времени самые разные навыки.

  1. «Надеть шляпку». Эта весёлая игра развивает коммуникативные и актёрские способности. Ребята стоят в кругу и под музыку передают друг другу шляпу. Когда мелодия замолкает, ребёнок, у которого оказался головной убор, должен надеть его на себя и выполнить задание, например, пройтись по кругу как лиса (медведь, зайчик, утка, пингвин и т. д.). В следующий раз задание меняется. Игру можно немного видоизменить — предлагать в каждом круге разные головные уборы (фуражка полицейского, военная пилотка или ковбойская шляпа), в соответствии с которыми строится задание (изобразить солдата, ковбоя и т. д.).
  2. «Снежный ком». Аналогичная игра только на зимнюю тематику (будет актуальна на новогоднем утреннике). Ребята перекатывают друг другу большой «снежный ком»: это может быть объёмный мешок, набитый тканью. Тот ребёнок, у которого он остался (при выключении музыки), должен изобразить Деда Мороза, Снегурочку, снежинку и пр.
  3. «Танец на газетке». Игра способствует коммуникации детей (нужно действовать с партнёром сообща), развивает у них ловкость и координацию движений. Ребята делятся на пары, каждая из них становится на развёрнутый газетный лист. Начинается танец. Когда же замолкает музыка, нужно свернуть газету вдвое, чтобы плясать дальше. В итоге побеждает пара, которая смогла станцевать на самом маленьком кусочке газеты, при этом не дотронувшись ногами до пола.
  4. «Ручки-ножки». Дошкольники делятся на зрителей и танцоров. На первом этапе конкурса танцевать можно только руками. После следует пляска ногами, затем — головой и (самое сложное) глазами. Определяется лучший танцор, после чего две группы участников меняются местами.

Хороводные игры

Следующие игры подойдут для первой и второй младшей группы.

«Ровным кругом»

(Дети, взявшись за ручки, идут по кругу. Педагог в это время поёт. По окончанию слов ребята останавливаются и повторяют определённое движение вслед за воспитателем, к примеру, приседают, хлопают в ладоши, прыгают, поднимают ручки вверх и пр.)

Ровным кругом

Друг за другом

Мы идём за шагом шаг,

Стой на месте!

Ну-ка вместе

Дружно сделаем вот так!

«Ходит Ваня»

(Один ребёнок стоит в кругу, остальные вместе с воспитателем водят хоровод. Педагог поёт. Малыш, который стоит в центре круга, выбирает для себя «дружочка» и танцует вместе с ним. Остальные хлопают. Затем игра продолжается со сменой ведущего)

Ходит Ваня, ходит Ваня,

Ищет Ваня, ищет Ваня,

Для себя дружочка.

Нашёл Ваня. Нашёл Ваня

Для себя дружочка.

«Мы по лесу идём»

(Дети ходят по кругу, взявшись за руки. Педагог поёт. Вместо зайца можно звать любого зверя: лисичку, медведя, волка, кошку и т. д.)

Мы по лесу идём,

Зайца громко позовём:

«Ау-ау-ау!»

Никто не откликается,

Лишь эхо отзывается,

«Ау-ау-ау!»

«Зайка»

(Малыши образуют круг, один ребёнок становится в центре. Под музыку все водят хоровод и поют)

Зайка, попляши,

Зайка, поскачи.

Кружочком повернись,

Бочком посторонись.

Вприсядку, зайка, нагнись,

Подпрыгни и потянись.

Начиная со средней группы можно практиковать музыкальные хороводные игры с ускорением темпа движений.

«Карусели».

(Воспитатель предлагает детям покататься на карусели. Образуется круг. Педагог поёт. В конце движение замедляется.)

Еле-еле-еле-еле
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!
Побежали, побежали,
Побежали, побежали!
Тише, тише, не спешите,
Карусель оста-но-ви-те.
Раз-два, раз-два (пауза),
Вот и кончена игра.

Хороводная игра «Ёлочки-пенёчки».

На ёлках иголки тонкие и колкие.

А пеньки смолистые, липкие, душистые.

Стройная, пушистая, ёлка серебристая,

А пеньки с сучками, а сучки с крючками.

Ёлочки, пенёчки, пенёчки, ёлочки,

Ёлочки-ёлочки, пенёчки-пенёчки,

Ёлочки, ёлочки, ёлочки, пенёчки

Пенёчки, пенёчки, ёлочки, пенёчки…

При пении первого четверостишия дети идут в кругу, взявшись за руки. А затем выполняют такие движения: при слове «пенёчки» нужно присесть, при слове «ёлочки» — встать. Слова песни повторяются, при этом ускоряется её темп.

 «Тётя весельчак».

(Первые две строки каждого четверостишия — дети водят хоровод. В остальное время делают соответствующие движения)

У меня есть одна тётя, эта тётя — весельчак
Когда она танцует, она делает вот так:
Ах, руки мои руки, мои руки хороши
Ах, руки мои руки вместе пляшем для души!
У меня есть одна тётя, эта тётя — весельчак
Когда она танцует, она делает вот так:
Ах, плечи мои плечи, мои плечи хороши
Ах, плечи мои плечи вместе пляшем для души!
У меня есть одна тётя, эта тётя — весельчак
Когда она танцует, она делает вот так:
Ах, боки мои боки, мои боки хороши
Ах, боки мои боки вместе пляшем для души!
У меня есть одна тётя, эта тётя — весельчак
Когда она танцует, она делает вот так:
Ах, ножки мои ножки, мои ножки хороши
Ах, ножки мои ножки вместе пляшем для души!
У меня есть одна тётя, эта тётя — весельчак
Когда она танцует, она делает вот так:
Ах, ухи мои ухи, мои руки хороши
Ах, ухи мои ухи вместе пляшем для души!
У меня есть одна тётя, эта тётя — весельчак
Когда она танцует, она делает вот так:
Ах, ручки мои ножки, мои ножки хороши
Ах, боки мои плечи вместе пляшем для души!
У меня есть одна тётя, эта тётя — весельчак
Когда она танцует, она делает вот так:
Ах, губы мои губы, мои губы хороши
Ах, губы мои губы улыбнёмся для души!

Сюжетно-ролевые игры

Для младшего и среднего возраста подойдёт игра «Путешествие в деревню».

 Воспитатель сообщает малышам, что бабушка пригласила их в гости к себе в деревню. Ехать детям предлагается на поезде из стульчиков. Дети садятся на импровизированный паровозик, имитируют движение колёс и поют с воспитателем какую-нибудь песню про паровоз (например, из мультфильма «Паровозик из Ромашкова»). Далее идёт остановка на станции — малыши пересаживаются в автомобиль (соответствующая песня под музыку). Затем приезд к бабушке, путешествие по скотному двору. Под музыку дети изображают собачку, кошку, курочку, лошадку, гусей. Бабушка угощает всех пирожками (песня «Пирожки»). Ребята возвращаются домой снова на автомобиле и поезде.

Со старшими дошкольниками можно организовать игру «Музыкальный радиоспектакль».

 Педагог сообщает, что детская радиостанция «Киндер-FМ» попросила их записать музыкальную сказку — в ней должны звучать песни и музыкальные инструменты. Дошкольники выбирают сказку, вспоминают её содержание. Далее определяются певцы (для каждого персонажа) и музыканты (будут играть певцам на инструменте). Ещё одно важное действие — обустройство радиостудии. Нужно подготовить аппаратуру для работы: микрофон, наушники, ноутбук, пульт управления звуком. Выбирается также звукорежиссёр (это может быть воспитатель).

Музыкальная игра «Листики и ветерок»

Дети с листочками сидят на корточках по краю зала. По музыкальному сигналу дует ветер и выходит гном-дворник с метлой убирать листья: малыши в это время бегут в центр зала и двигаются под музыку.

Музыкальная подвижная игра «Снежный ком» для старших дошкольников

Дети по кругу катают большой «снежный» ком под музыку. Когда мелодия останавливается, ребёнок, у которого в руках ком, должен надеть большие валенки и танцевать.

Музыкально-дидактическая игра «Что делают в домике» (для младших дошкольников)

Малышам показывают изображение домика, а затем картинку, где дети внутри его (в комнате) выполняют какие-то действия — танцуют, поют, маршируют и пр. Задача ребят — назвать каждое действие.

Как известно, игра — самый главный вид деятельности дошкольников. Она помогает усвоению любых знаний, навыков, в том числе вокальных и ритмических. Многообразие различных видов музыкальных игр помогает ребёнку гармонично развиваться: дидактические — способствуют становлению логического мышления, закреплению математических понятий, совершенствуют речь, сюжетно-ролевые — учат детей применять на себя новые социальные роли. Подвижные игры связывают музыку с физической активностью, а хороводные — поддерживают давние славянские традиции. Такую деятельность нужно практиковать уже с младшего дошкольного возраста, усложняя её по мере взросления детей. Задача педагога — продумывать интересные сценарии для игр и подбирать к ним подходящие атрибуты.

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические условия реализации традиционных и нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в целостном развитии дошкольника

Проект " Педагогические условия реализации традиционных и нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в целостном развитии дошкольника" включает в себя практический материал который можно использова...

Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий при подготовке дошкольника к школьному обучению

Одной из основных целей дошкольного образования в условиях его модернизации с утверждением Федеральных государственных требований становится создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспи...

Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий при подготовке дошкольника к школьному обучению.

Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий при подготовке дошкольника к школьному обучению...

Деловая игра «Значение и использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в различных видах деятельности»

Деловая игра «Значение и использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в различных видах деятельности»...

Здоровьесберегающий проект «Использование инновационных методов и приемов в развитии музыкальных способностей дошкольников с применением здоровьесберегающих технологий»

В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий.В связи с введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов...

"Музыкальные игры и упражнения с применением здоровьесберегающих технологий"

В пособии представлена система музыкально-оздоровительной работы в условиях современного ДОУ, раскрывающая виды здоровьесберегающих технологий, интерактивные формы взаимодействия детского сада и родит...

Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей "Музыкальные игротренинги как нетрадиционная здоровьесберегающая технология в ДОУ"

Данный материал знакомит со значением, структурой и содержанием музыкальных игротренингов, содержит практический материал....