Картотека музыкальных игр
картотека по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад«Родничок»г. Надыма»
Подготовила: Баева Инна Ивановна
Сафронова Эльвира Салаватовна
музыкальный руководитель
«СОЛНЫШКО»
Задачи:Закрепитьнавыкивыполненияодновременно«пружинок»ихлопков,прыжкови хлопков.
Ход игры:
\Солнышко, \солнышко,
/Выгляни в\окошко:
\Твои детки\ плачут,
/По камушкам\ скачут.
Ход игры:
На1-юи2-юстрочкитеставзрослыйвместесдетьмивыполняетчастыеполуприседания-
«пружинки»-и одновременно хлопает в ладоши.
Подтекст3-йи4-йстрочеквыполняютсяпрыжкисодновременнымихлопкамив ладоши.
Методические рекомендации
Текстпроизноситсявмедленномтемпе,нараспев,сярковыраженнойметрической пульсацией, без остановок, ускорений и замедлений.
Нисходящая интонация голоса приходиться на каждую сильную долю:
\Солнышко,\ солнышко,/Выгляни в\окошко и т.д.
«ПОСКОК»
Задачи:Развиватьвыразительностьвыполнениялегкихпрыжков,мягкогопружинногошага. Скок, скок - поскок продвигаются вперед
Молодой дроздок, прыжками
По водичку пошел, идут мягким пружинным
Молодичку нашел. шагом
Молодиченька, сужают круг
Невеличенька,
/Сама с вершок, присаживаются
Голова с горшок. прикладывают ладони к щекам
покачивают головой.
Ход игры:
Детистоятпокругу,согнуврукивлоктях,кулачкиприжатыкплечам-имитируют крылышки. В центре круга -птичка (игрушка)
Методические рекомендации:
Текст игры произноситься не спеша, ритмично. На слова
«самасвершок»-интонацияголосаповышаетсяиделаетсянебольшаяпауза.Последняя строка произносится чуть быстрее предыдущих.
«КИСКА,БРЫСЬ!» СЛ. НАРОДНЫЕ
Задачи: Совершенствовать навык ходьбы на месте, навык заканчивать движение с окончанием текста. Ход игры:
Киска, киска, киска, брысь! дети грозят пальчиком
На дорожку не садись:
Наша деточка пойдет, шагают на месте
Через киску упадет!
Бах! приседают
Методические рекомендации.
При ходьбе следует обращать внимание на осанку детей, для улучшения которой необходимо поставить руки на пояс. Окончание произнесения текста должно быть четко зафиксировано - дети приседают.
«ТРА-ТА-ТА»
русская народная потешка
Задачи: Развитие крупной моторики, координации движений.
Ход игры:
Тра-та-та! Тра-та-та! Дети хлопают в ладоши
Вышла кошка за кота!
За кота Котовича, делают шлепки по коленям двумя
руками одновременно
За кота Петровича! Делают шлепки по коленям двумя
двумя руками поочередно
Методические рекомендации:
Текстпроизноситсямедленноритмично,нараспев.Впервойстрокехлопкивладоши приходятся на каждую сильную долю: \тра - та- \таи т.д
«ОГУРЕЧИК»
Задачи:Закрепитьнавыкивыполнениялегкихпрыжковспродвижениемвперед,мягкого пружинного шага и легкого стремительного бега.
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик, Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызёт.
Дляигрывыбирается«ловишка».Имможетбытькто-либоизвзрослыхилиребенок.
«Ловишка»уходит в другой конец зала .Руки у играющих находятся на поясе.
Ход игры:
«Ловишка садиться на стул у одной из стен комнаты, дети собираются стайкой у другой стены. На текст 1-й и 2-й строки дети продвигаются в направлении «ловишки». Под текст 3-й строки дети продолжают движение мягким пружинный шагом, грозя пальчиком «ловишке». Последняяфразапроизноситьсядетьми.Стоящиминаместе,иявляетсясигналомкбегу.
«Ловишка»догоняет убегающих от него детей.
Методические рекомендации:
Текст произноситься выразительно, нараспев, в конце 3-й строки должна быть небольшая пауза, голос при этом «забирается вверх»: там мышка
жи/вет .Последняя строчка произноситься скороговоркой.
«ПАРОВОЗ»
Задачи:закрепитьнавыкдробногошагаспродвиженимвперед.Развитиевоображенияи творческие способности детей
Чух, чух, пыхчу, Пыхчу, ворчу.
Стоять на месте Не хочу.
Колесами стучу, верчу, Садитесь скорее, Прокачу: чух, чух!
Ход игры:
Дети стоят друг за другом, руки согнуты в локтях, пальцы крепко сжаты в кулачки. Ноги удобнее слегка согнуты в коленях.
Взрослый предлагает отправиться в путешествие. На весь текст выполняется ритмичное движение дробного шага с ускорением темпа его выполнения к концу игры.
Методические рекомендации. Текст произноситься очень легко, ритмично, с ускорением. Следует обращать внимание на хорошую прямую осанку детей, а так же следить. Чтобы шаг был коротким, не шаркающим. Игру можно продолжить, предложив детям выйти из вагонов и погулять по лесу, собирая цветы, ягоды, или набирая букеты осенних разноцветных листьев. По сигналу «Ту-ту!
«СОЛНЫШКО и ДОЖДИК»
М.Ю. Картушина
Задачи:Развиватьвыразительностьдвижений,совершенствоватьнавыклегкогобега(наносочках), умения согласовывать движения с текстом песни.
Ход игры:
Светит солнышко с утра, вращают руками
Значит нам гулять пора. «фонарики»
Хорошо под солнышком бегают врассыпную
Бегать и играть, по залу
Хорошо под солнышком Во дворе гулять.
Кап-кап-кап!- по дорожке стучат пальчиком по ладошке
«КОТИМЫШИ»
М.Ю.Картушина
(нарусскуюнародную мелодию
«Восаду лив огороде»)
Задачи:Формироватьнавыкдвиженияпокругу,умениясогласовыватьдвижения с текстом. Развивать координацию и быстроту реакции. Воспитывать выдержку.
Ходигры:Детиобразуюткруг,взявшисьзаруки.Вцентрекругакот. Мыши водят хоровод. дети идут по кругу вокруг кота
Належанкедремлеткот
-Тише,мыши,нешумите Грозятдругдругу пальчиком
КотаВаськунебудите.
КакпроснетсяВаська-кот- вытягиваютвперед
Разобьетвесьхоровод. Рукиладонями вверх
Шевельнулушамикот- прикладываютладошкикголове-«уши»
Иисчезвесь хоровод. убегаютнаместа
Методические рекомендации:Текст поетсяв размеренном темпе, предпоследняя фраза -в замедленном, растягивая слова.А последняя скороговоркой. Необходимо. Чтобы дети разбегались на окончание последней фразы.
«АИСТИ ЛЯГУШАТА»
(намотивбелорусскойнароднойпольки «Янка»)
Задачи:Совершенствованиепрыжковогодвиженияспродвижениемвперед.
Ходигры:
Скачут, скачут лягушата- дети-лягушатапрыгают
Скок-поскок,скок-поскок. надвухногахвпроизвольномнаправлении
Скачут бойкие ребята- Прыгнакочку,подлисток.
Аиствышелнаболото «лягушата»выполняют«пружинки»,аистходит
Погулять,погулять. вокруг
Прячьтесьживо, лягушата, лягушатаприседаютине шевелятся
Чтобнесмогвасотыскать!, аистходитмеждуними,задевая рукой
пошевелившихся
Методические рекомендации: На слова «...погулять, погулять / » должна быть небольшая пауза (остановка), голос при этом забирается вверх. Последняя фраза произноситься четко, с акцентом на каждое слово.
«МЯЧИК»
\ Вот какой, \ вот какой детисидят на местах
\Мячикпестрый,\озорной. исмотрят,как ведущий
\Никогдане\плачет, подпеснюударяет мячом
\Подорожке\скачет. обполиловитего.
Мячврукахя подержу. держитмячиходитперед
Иребяткампокажу. детьми,показываяего малышам
Кому дать? Кому дать? Ктожебудетмячкидать?
МячикКоленькеядам. даетмячребенку
МячикКоляброситсам. ребеноккидаетмячобратно ведущему
Методическиерекомендации:
Удармячикаприходитьсянакаждуюсильнуюдолю. Ребенок возвращает мяч после слов «бросит сам...»
«МИШКАУЧИТЬСЯСЧИТАТЬ»
Задача:Развитиеэмоций,выразительностидвижений,мелкоймоторики.
Ходигры:
Мишкаполесугуляет, детитопают ногами,
Вкорзинушишкисобирает. переваливаясьсбокунабок
-Шишкараз,шишкадва- однойрукойсобирают
Положуяихсюда. складываютвладоньдругой
«ДОЖДИК,ЛЕЙ!»
(русснарод. закличка)
Задача:развитиеэмоциональнойсферы,координациидвижений. Дождик, лей, лей, лей. Помахивают кистями рук
Наменяиналюдей. Рукикгрудииразводятвстороны
Налюдейположке, ладошкисложеныв «ложки»- углубления
Наменяпокрошке, рукикгрудиипальцысложенывщепотку
Анаб-а-буЯгу Рукамисхватитьсязаголову,покачатьголовой
Лейпо целому\ ведру. Рукиброситьвнизснаклономтуловища
«ЗАВОДИТЕХОРОВОД»
Задачи:Воспитыватьчувстворитма,закреплениянавыкадвиженияпокругу.
Ходигры:
Заводитехоровод Вцентрекруга-ребенок,играющийнагармошке.
Вокруггармошки- Дети,взявшисьзарукиидутвокругнего
Вышеручки, останавливаются,поднимаютрукивверх
Хлопвладошки, одинразхлопаютв ладоши.
Топ - топ, ножки! 4 раза топают ногами. Упражненияповторяются,нагармошкеиграетдругойребенок.
«ГОСТИ»
Задачи:Развитиетанцевальноготворчества,выразительностидвиженийвсоответствиис игровым образом, чувства ритма.
Ходигры:Ведущийнадеваетшапочкидомашнихживотныхиптиц,приглашаетмалышей встать в круг.
Припев:
Тук—тук-тук, отворите, дети3разахлопаютвладоши
3разашлепаютладонямипоколеням В гости поскорей пустите! Попеременно топают ногами Приходи к нам петушок, хлопают, в центр круга
Попляши для нас, дружок. выходит ребенок Очень весело у нас в шапочке петушка Развеселый будет пляс. произвольнотанцует Припев:
Мысобачкувыйтипросим:
Кнамидисобачкавгости. Очень весело у нас Развеселый будет пляс.
Припев: делаюттеже движения
Кнамкозленокприскакал
Ножкамизатопотал в центр круга выбегает
Оченьвеселоунас, козленокипляшет
Развеселыйбудетпляс.
Припев:
Серый котик прибежал, Хвостикомсвоиммахал. Очень весело у нас Развеселый будет пляс.
«ТИХОИГРОМКО»
Задачи:Развитиевыдержкииуменияслушать.
Развитие способности прогнозировать события. Развитиеспособностиконцентрироватьвнимание.
Материал:
Равноеколичествобубенцовибубнов—поодномуинструментунакаждого участника.
Портативныйсинтезаторилимузыкальнаяаудиозапись.
Количествоучастников:
От 6 до 10.
Ход игры: Участники делятся на две группы соответственно типам инструментов, садятся напротивдругдругаиготовятсяигратьпоочереди.Ведущийобъясняет,чтогруппасбубенцами должна играть тихо, а группа с бубнами — громко. Звучит музыка, и группы соответствующим образом играют.
Методическиерекомендации:
Вкаждойгруппеможетбыть«руководитель»,или«дирижер».
Поначалу можно делать перерыв между различными по стилю музыкальными фрагментами. Возможно,некоторымучастникамнужнопомочьслушатьиожидатьсвоейочереди,когдаиграет другая группа.
Другиеварианты:Можноиспользоватьконтрастнуюмузыку—какэнергичную,так и спокойную. У каждой группы может быть своя песня или музыкальная тема
«БУБЕНЦЫИ БУБНЫ»
Задачи:Развитиесотрудничествавгруппеиспособностиконцентрироватьвнимание Развитие умения наблюдать.
Развитиеуменияслушать.
Материал:
Равноеколичествобубенцовибубнов—поодномуинструментунакаждого участника.
Портативныйсинтезаторилимузыкальнаяаудиозапись.
Количествоучастников:
От 6 до 10.
Ходигры:
Участникираспределяютсяпогруппамсоответственнотипаминструментов:воднойгруппе
— с бубнами, в другой — с бубенцами. Когда начинает звучать музыка, все танцуют, свободно передвигаясьпокомнате.Когдамузыкасмолкает,участникисбубенцамиобразуютоднугруппу, а участники с бубнами — другую. Музыка звучит вновь, группы смешиваются, и все танцуют.
Играпродолжаетсятакимжеобразом
Методическиерекомендации:
Вначалевзрослыемогутпринятьучастиевигре,чтобывнужныймоментпомочь объединению в группы
Другиеварианты:Можноиспользоватьидругиеподходящиеинструменты, задействовать не два, а три вида инструментов.
«ХЛОПЫ- ШЛЕПЫ»
сл. народные
Задачи:Развитиечувстваритма,координации движенийвсоответствиитемпоммузыки.
Ходигры:исходноеположение-широкорасставивноги,детисидятна полу.
/Хлоп\раз, хлопокнаслово«хлоп»
/ Еще \ раз ударладошекпоколеням на слово «раз»
/Мыпох \лопаем\ сейчас повтор движений
Апотомскорей, скорей ритмичныеударыладошекоб
Шлепай,шлепайвеселей. пол
Методическиерекомендации:
Первые три строчки произносятся с ярко выраженной ритмической пульсацией, нисходящаяинтонация голоса приходиться на каждую сильную долю.
Последниедвестрочкиприговариваютсявускоренномтемпе
«БУБЕН»
М.Ю.Картушина
(намотиврусскойнародной песни
«Какунашихуворот»)
Задачи:Развитиечувстваритма.Эмоциональнойотзывчивостинамузыку. Бубен, бубен, позвени. Ведущий ходит перед
Ребятишеквесели детьми,встряхиваетбубен
Деточки играют Вбубенударяют.
Хлопай-рази держитбубенперед
хлопай-два!
ребенком,малыш
Интереснаяигра.
ударяетладошкой. Танечка (Ванечка,...) играет, В бубен ударяет.
Играповторяетсясдругим участником
«ЛЯГУШАТАИРЕБЯТА»
Задача:развитиечувстваритма.
Ходигры:
Лягушатавсепо лужам
Шлеп-шлеп-шлеп, детиделаютшлепки
шлеп-шлеп-шлеп! по коленям
Аребятаподорожке-
То-топ-топ,топ-топ-топ!Перетопыногами.
Рядом весело идут, Вместепесенкупоют:
Ля-ля-ля,ля-ля-ля! Хлопаютв ладоши
«ВЕСЕЛЫЙДОЖДИК»
Задача:Развитиечувстваритма.
Детиберутинструменты(колокольчик,палочкиидр.)иритмичноотмечаютритмическую пульсацию.
Дождиккапнулналадошку- Кап-кап, кап-кап-кап!
Нацветокинадорожку- Кап-кап, кап-кап-кап!
Застучалпокрышеон- Кап-кап, кап-кап-кап!
Ираздалсячистыйзвон- Кап-кап, кап-кап-кап!
-Акакая это шишка?
протягиваютладошкивперед
-Янезнаю,-шепчетмишка.
пожимаютплечами
Научиммишкумы считать:
Один,два,три,четыре,пять.детизагибаютпальчикиисчитаютих
«ЕЖИК»
Задача: Развитие ритмической координации, выразительности движений, способности координировать движения с музыкой и текстом, развитие внимания.
Ходигры:Детивстаютвкруг,взявшисьзаруки.Ежисидитвцентрекруга. Жил в лесу колючий ежик, да, да, да. идут по кругу
Былклубочкомибезножек,да,да,да.
Неумелонхлопать- качаютголовой
Хлоп-хлоп-хлоп. Хлопки.
Неумелонтопать- качаютголовой
топ-топ-топ. притопы
Неумелонпрыгать качаютголовой
Прыг-прыг-прыг. прыжкина двух ногах
Тольконосомшмыгал- качаютголовой
Шмыг-шмыг-шмыг. показатьпальчикомнос В лес ребята приходили, да, да ,да.те же движения И ежа плясать учили, да, да, да.
Научилихлопать-хлоп,хлоп,хлоп. Научили топать - топ, топ, топ.
Научилипрыгать-прыг,прыг,прыг
Аоних..носомшмыгать,шмыг,шмыг,шмыг.
«СОРОКОНОЖКА»
Задача:Учатсячёткопроговариватьтекст,вритместихотворениявыполнятьдвижения.
Выполняетсябезмузыки
Детивыстраиваютсявколонну.Кладутрукидругдругунаплечи,изображая сороконожку..
Ходигры:
Шла сороконожка
Посухойдорожке детиидутритмичнымшагом,слегка пружиня
Вдругзакапалдождик:кап!
-Ойпромокнутсороклап! детиостанавливаются,слегкаприседают
Насморкмнене нужен
Обойду я лужи! идутвысокоподнимаяколени,будтошагаячерезлужи
грязивдомнепринесу
Каждой лапкой потрясу (останавливаются.Трясутоднойногой0 И потопаю потом
Ой,какойотлапокгром!(детитопаютногами)
«УГАДАЙ,КОГОЯ ПОЗОВУ».
Задача:развитиеслухового восприятия.
Педагогпредлагаетвстатьтемдетям,чьиименасостоятизтакогоколичестваслогов,сколько хлопков он сделает.
Ходигры:
Например,педагогхлопаеттрираза,детисчитают(просебя)количествохлопков,послечего встать должны Се-ре-жа, Ма-ри-на, Ок-са-на. Та-ма-ра и др
«ХЛОПНИВЛАДОШИ»
Задачи:Развитиечувстваритма,координации,умениясогласовыватьдвижениястекстом.
Ходигры:
Тень-\тень,поте\ тень. Ритмичныехлопкипо
Села\кошкаподпле\тень. коленям
Налетеливоробьи, Взмахиваюткистями рук
«крылышки»
\Хлопниимв\ладошки. хлопки
Улетайтеворобьи! Грозятпальчиком
Берегитеськошки!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека музыкальных игр для развития музыкально-ритмических движений
картотека музыкальных игр для развития музыкально-ритмических движений...

Картотека музыкальных игр. Игры с музыкальными инструментами
Материал в копилку педагогам: воспитателям, музыкальным руководителям...

Картотека музыкальных игр. Музыкально-дидактические игры.
Материал в копилку педагогам: воспитателям, музыкальным руководителям...

Картотека музыкальных игр. "Творчество в игре на музыкальных инструментах"
Материал для музыкальных руководителей ДОУ...

Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей
Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...

Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей
Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...

Картотека музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей дошкольников на основе ТРИЗ технологии
Музыкально-дидактические игры можно использовать на музкальном занятии и в самостоятельной деятельности....