ПЛАН-КОНСПЕКТ БЕСЕДЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОБ ИНСТРУМЕНТАХ СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА
план-конспект занятия по музыке

Щигорева Елена Валерьевна

ПЛАН-КОНСПЕКТ БЕСЕДЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОБ ИНСТРУМЕНТАХ СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА

ХОД ЗАНЯТИЯ:

(Звучит музыка Э. Григ «Утро»)

Воспитатель: 

Тихо, тихо рядом сядем — входит музыка в наш дом

В удивительном наряде разноцветном, расписном.

Добрый день, ребята! Я рада видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и весёлые. Сегодня мы с вами познакомимся с музыкальными инструментами симфонического оркестра и поговорим об их волшебном звучании.

 Ребята, а как мы называем людей, которые сочиняют музыку?

Дети: композиторы.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Я хочу прочесть вам замечательные слова великого музыканта и композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского: «Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее».

Далее воспитатель обращает внимание детей на экран, где они видят большую группу музыкантов.

Воспитатель: Ребята, что вы видите на экране?

Предполагаемые ответы детей (Оркестр).

Воспитатель: Да, это оркестр — группа музыкантов, которые исполняют вместе одно музыкальное произведение. Каждый музыкант играет свою партию по нотам, которая называется партитура. Партитуры стоят на специальных подставках — пюпитрах.

А теперь, я хочу загадать вам загадку. Попробуйте её отгадать.

Он оркестром управляет,

Радость людям доставляет.

Только палочкой взмахнёт,

Музыка звучать начнёт.

Он не врач и не шофёр.

 Кто же это?.. Дети. (Дирижёр).

Воспитатель: Чтобы оркестр звучал слаженно и гармонично — им управляет дирижёр. Он стоит лицом к музыкантам. Дирижёр может заставить оркестр играть и быстро, и медленно, и тихо, и громко — как угодно! Но при этом не произносит ни одного слова. Он пользуется только своей волшебной дирижёрской палочкой. Поднимет её, стукнет легонечко о подставку для нот — пюпитр — и в оркестре воцаряется полная тишина. Взмахнёт ею, и все инструменты заиграют согласно, гармонично и дружно.

Но однажды в дружном оркестре произошла следующая история.

В некотором царстве, в некотором государстве,

Жила-была Гармония, по имени Любовь.

Жили, поживали, друг друга уважали,

И всегда в оркестре место звуку уступали.

Но в один ненастный день, холодный и дождливый.

Появилась злая тень — тень раздора, ссоры, злобы.

Музыка пропала и людям страшно стало.

И целый день звучит лишь дребедень.

Гармония рыдала, ведь палочки не стало,

А злая тень так громко хохотала,

Она её забрала, и добрых песен совсем не стало.

Теперь в том государстве не слышны инструменты,

Они играть не стали, а только всё бренчали, свой голос потеряли.

 

— Ребята, помогите, любовь в тот край верните и палочку найдите. А чтобы помочь Гармонии найти дирижёрскую палочку и навести порядок среди музыкальных инструментов, нам нужно выполнить несколько непростых заданий. Вы готовы?

Дети: да!

Воспитатель: Ну, тогда, в путь!

 Музыканты долго думали, как быть?

 И решили их по группам разделить.

 Чтоб не путали в оркестре никогда

 Инструментов этих чудо-голоса!

 

Ребята, на какие группы можно разделить все музыкальные инструменты?

(Предполагаемые ответы детей).

Оркестр делится на несколько групп: струнную, деревянно-духовую, медно-духовую, ударную. В состав струнной группы входят: скрипка, альт, виолончель и контрабас. Попробуйте отгадать загадку про один из этих инструментов:

—Как будто девушка запела,

И в зале словно посветлело.

Скользит мелодия так гибко.

Затихло все: играет…

Дети: Скрипка.

Воспитатель: Правильно, это скрипка — королева оркестра. Голос у неё высокий, мягкий, певучий. Давайте покажем, как играют на скрипке.

(звучит музыкальный фрагмент, и дети имитируют игру на скрипке).

Играют на скрипке смычком: трость, на который натянут конский волос. Им водят по струнам, и скрипка начинает звучать.

Теперь мы перейдём к следующей группе музыкальных инструментов: деревянно-духовой. К ним относятся: флейта, гобой, кларнет, фагот. Самый маленький представитель этой группы: флейта. Флейту придумали древние пастухи. Они услышали, как ветер дует в тростник, срезали его и тоже стали дуть. Так появилась свирель, а потом и флейта.

Мы послушаем с вами пьесу композитора Иоганна Себастьяна Баха, которая называется «Шутка».

Прослушивание пьесы.

А сейчас мы перейдём к группе медно-духовых инструментов. К ним относятся: труба, валторна, фагот, туба. Как вы думаете, про какой из этих инструментов следующая загадка:

Звучит сигнал, на бой зовёт!

Вставай, солдат, она поёт.

Дети: труба

Воспитатель: Правильно. У трубы высокий чистый звук, очень подходит для фанфар. Фанфары используется для подачи сигналов — торжественных или воинственных на праздничных торжествах, военных парадах. Давайте покажем, как играют на трубе.

Музыкальный фрагмент.

Воспитатель: Следующая оркестровая группа — ударные инструменты. Попробуйте отгадать загадку:

По нему стучу, стучу,

Извлекая звук,

Музыкантом стать хочу

Инструмент — мой друг.

Дети: барабан.

Воспитатель: Молодцы! Звук барабана отрывистый и сухой. А как играют на этом ударном инструменте?

звучит музыкальный фрагмент, и дети имитируют игру на барабане

Воспитатель: Следующая загадка:

Он стоит на трех ногах,

Ноги в черных сапогах.

Зубы белые, педаль.

Как зовут его? Дети: рояль

Воспитатель: Да, это рояль — король всех музыкальных инструментов, красивый, сложный, большой, называется клавишным ударным инструментом. Голос рояля легко запомнить, звук может быть громким, и тихим. Покажите пальцами, как играют на клавишном инструменте пианино или рояле

звучит музыкальный фрагмент, и дети имитируют пальцами игру на пианино.

Воспитатель: И последняя загадка:

Богиня инструментов всех,

Звучит журчанье, шелест.

По струнам пальцы пролетят,

Что даже птицы замолчат. (ответы детей)

Воспитатель: Арфа является одиночным инструментом и относится к щипковым струнным инструментам. Красота и внешний вид ее превосходят всех остальных «участников».

А теперь проверим, знаете ли вы голоса инструментов. Вам нужно на слух определить, какой инструмент играет. Если вы угадаете, этот инструмент появится в царстве. Постарайтесь не спутать голоса инструментов.

 1 — пианино, 2 — барабан, 3 — арфа, 4 — скрипка, 5 — труба.

Воспитатель: В заключение нашего путешествия мы с вами поиграем в игру. Посмотрите на изображение инструментов и определите, какой инструмент лишний. Объясните, почему?

Муз.-дидактическая игра «Что лишнее».

Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы справились, все задания выполнили. (Достает дирижерскую палочку). Вот и наша дирижерская палочка! Давайте, проверим, ушла ли из оркестрового государства тень раздора, ссоры и злобы? Вы сегодня молодцы! Постарались от души! Доброе сердце вернуло любовь, И музыку счастья услышим мы вновь.

Звучит музыкальный фрагмент симфонического оркестра, дети имитируют движения дирижера.

Воспитатель: Мы справились с вами с трудностями и помогли обрести оркестру гармоничное звучание! А теперь давайте подведём итог нашей беседы. Мы поближе познакомились с основными группами музыкальных инструментов. (Струнные, духовые, клавишные, ударные). Узнали об их разнообразии, прослушали звучание инструментов, определяли их по слуху. А что вам больше понравилось на занятии?

Ответы детей

Воспитатель: Ребята, нарисуйте, пожалуйста, дома один из музыкальных инструментов, который вам больше всего понравился. А потом в музыкальном зале, из ваших рисунков, создадите свой симфонический оркестр.

Дети под «Вальс» П. И. Чайковского покидают зал.

 

Музыкальный материал: И. С. Бах «Шутка», «Вальс» из балета «Щелкунчик», «Утро» муз. Э. Грига, музыкальные фрагменты со звучанием разных инструментов симфонического оркестра.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл noyabr.docx20.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ БЕСЕДЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОБ ИНСТРУМЕНТАХ СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА

ХОД ЗАНЯТИЯ:

(Звучит музыка Э. Григ «Утро»)

Воспитатель:  

Тихо, тихо рядом сядем — входит музыка в наш дом

В удивительном наряде разноцветном, расписном.

Добрый день, ребята! Я рада видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и весёлые. Сегодня мы с вами познакомимся с музыкальными инструментами симфонического оркестра и поговорим об их волшебном звучании.

 Ребята, а как мы называем людей, которые сочиняют музыку?

Дети: композиторы.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Я хочу прочесть вам замечательные слова великого музыканта и композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского: «Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее».

Далее воспитатель обращает внимание детей на экран, где они видят большую группу музыкантов.

Воспитатель: Ребята, что вы видите на экране?

Предполагаемые ответы детей (Оркестр).

Воспитатель: Да, это оркестр — группа музыкантов, которые исполняют вместе одно музыкальное произведение. Каждый музыкант играет свою партию по нотам, которая называется партитура. Партитуры стоят на специальных подставках — пюпитрах.

А теперь, я хочу загадать вам загадку. Попробуйте её отгадать.

Он оркестром управляет,

Радость людям доставляет.

Только палочкой взмахнёт,

Музыка звучать начнёт.

Он не врач и не шофёр.

 Кто же это?.. Дети. (Дирижёр).

Воспитатель: Чтобы оркестр звучал слаженно и гармонично — им управляет дирижёр. Он стоит лицом к музыкантам. Дирижёр может заставить оркестр играть и быстро, и медленно, и тихо, и громко — как угодно! Но при этом не произносит ни одного слова. Он пользуется только своей волшебной дирижёрской палочкой. Поднимет её, стукнет легонечко о подставку для нот — пюпитр — и в оркестре воцаряется полная тишина. Взмахнёт ею, и все инструменты заиграют согласно, гармонично и дружно.

Но однажды в дружном оркестре произошла следующая история.

В некотором царстве, в некотором государстве,

Жила-была Гармония, по имени Любовь.

Жили, поживали, друг друга уважали,

И всегда в оркестре место звуку уступали.

Но в один ненастный день, холодный и дождливый.

Появилась злая тень — тень раздора, ссоры, злобы.

Музыка пропала и людям страшно стало.

И целый день звучит лишь дребедень.

Гармония рыдала, ведь палочки не стало,

А злая тень так громко хохотала,

Она её забрала, и добрых песен совсем не стало.

Теперь в том государстве не слышны инструменты,

Они играть не стали, а только всё бренчали, свой голос потеряли.

— Ребята, помогите, любовь в тот край верните и палочку найдите. А чтобы помочь Гармонии найти дирижёрскую палочку и навести порядок среди музыкальных инструментов, нам нужно выполнить несколько непростых заданий. Вы готовы?

Дети: да!

Воспитатель: Ну, тогда, в путь!

 Музыканты долго думали, как быть?

 И решили их по группам разделить.

 Чтоб не путали в оркестре никогда

 Инструментов этих чудо-голоса!

Ребята, на какие группы можно разделить все музыкальные инструменты?

(Предполагаемые ответы детей).

Оркестр делится на несколько групп: струнную, деревянно-духовую, медно-духовую, ударную. В состав струнной группы входят: скрипка, альт, виолончель и контрабас. Попробуйте отгадать загадку про один из этих инструментов:

—Как будто девушка запела,

И в зале словно посветлело.

Скользит мелодия так гибко.

Затихло все: играет…

Дети: Скрипка.

Воспитатель: Правильно, это скрипка — королева оркестра. Голос у неё высокий, мягкий, певучий. Давайте покажем, как играют на скрипке.

(звучит музыкальный фрагмент, и дети имитируют игру на скрипке).

Играют на скрипке смычком: трость, на который натянут конский волос. Им водят по струнам, и скрипка начинает звучать.

Теперь мы перейдём к следующей группе музыкальных инструментов: деревянно-духовой. К ним относятся: флейта, гобой, кларнет, фагот. Самый маленький представитель этой группы: флейта. Флейту придумали древние пастухи. Они услышали, как ветер дует в тростник, срезали его и тоже стали дуть. Так появилась свирель, а потом и флейта.

Мы послушаем с вами пьесу композитора Иоганна Себастьяна Баха, которая называется «Шутка».

Прослушивание пьесы.

А сейчас мы перейдём к группе медно-духовых инструментов. К ним относятся: труба, валторна, фагот, туба. Как вы думаете, про какой из этих инструментов следующая загадка:

Звучит сигнал, на бой зовёт!

Вставай, солдат, она поёт.

Дети: труба

Воспитатель: Правильно. У трубы высокий чистый звук, очень подходит для фанфар. Фанфары используется для подачи сигналов — торжественных или воинственных на праздничных торжествах, военных парадах. Давайте покажем, как играют на трубе.

Музыкальный фрагмент.

Воспитатель: Следующая оркестровая группа — ударные инструменты. Попробуйте отгадать загадку:

По нему стучу, стучу,

Извлекая звук,

Музыкантом стать хочу

Инструмент — мой друг.

Дети: барабан.

Воспитатель: Молодцы! Звук барабана отрывистый и сухой. А как играют на этом ударном инструменте?

звучит музыкальный фрагмент, и дети имитируют игру на барабане

Воспитатель: Следующая загадка:

Он стоит на трех ногах,

Ноги в черных сапогах.

Зубы белые, педаль.

Как зовут его? Дети: рояль

Воспитатель: Да, это рояль — король всех музыкальных инструментов, красивый, сложный, большой, называется клавишным ударным инструментом. Голос рояля легко запомнить, звук может быть громким, и тихим. Покажите пальцами, как играют на клавишном инструменте пианино или рояле

звучит музыкальный фрагмент, и дети имитируют пальцами игру на пианино.

Воспитатель: И последняя загадка:

Богиня инструментов всех,

Звучит журчанье, шелест.

По струнам пальцы пролетят,

Что даже птицы замолчат. (ответы детей)

Воспитатель: Арфа является одиночным инструментом и относится к щипковым струнным инструментам. Красота и внешний вид ее превосходят всех остальных «участников».

А теперь проверим, знаете ли вы голоса инструментов. Вам нужно на слух определить, какой инструмент играет. Если вы угадаете, этот инструмент появится в царстве. Постарайтесь не спутать голоса инструментов.

 1 — пианино, 2 — барабан, 3 — арфа, 4 — скрипка, 5 — труба.

Воспитатель: В заключение нашего путешествия мы с вами поиграем в игру. Посмотрите на изображение инструментов и определите, какой инструмент лишний. Объясните, почему?

Муз.-дидактическая игра «Что лишнее».

Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы справились, все задания выполнили. (Достает дирижерскую палочку). Вот и наша дирижерская палочка! Давайте, проверим, ушла ли из оркестрового государства тень раздора, ссоры и злобы? Вы сегодня молодцы! Постарались от души! Доброе сердце вернуло любовь, И музыку счастья услышим мы вновь.

Звучит музыкальный фрагмент симфонического оркестра, дети имитируют движения дирижера.

Воспитатель: Мы справились с вами с трудностями и помогли обрести оркестру гармоничное звучание! А теперь давайте подведём итог нашей беседы. Мы поближе познакомились с основными группами музыкальных инструментов. (Струнные, духовые, клавишные, ударные). Узнали об их разнообразии, прослушали звучание инструментов, определяли их по слуху. А что вам больше понравилось на занятии?

Ответы детей

Воспитатель: Ребята, нарисуйте, пожалуйста, дома один из музыкальных инструментов, который вам больше всего понравился. А потом в музыкальном зале, из ваших рисунков, создадите свой симфонический оркестр.

Дети под «Вальс» П. И. Чайковского покидают зал.

Музыкальный материал: И. С. Бах «Шутка», «Вальс» из балета «Щелкунчик», «Утро» муз. Э. Грига, музыкальные фрагменты со звучанием разных инструментов симфонического оркестра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Развиваем выносливость в беговых заданиях и ловкость в упражнениях с мячами»

План-конспект совместной деятельности с детьми подготовительного дошкольного возраста. При написании конспекта были использованы технологии: развивающая - Таишева М.М., Яковлева А.И.; здоровьесберегаю...

План-конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста коррекционной группы № 4. Тема: "Наши руки не для скуки".

Тема: "Наши руки не для скуки"Интеграция: труд, социализация, коммуникация, познание, здоровье, художественное творчество.Оборудование и материал:- музыкальная картина (пение птиц, шум водопада);- пев...

«А-начало алфавита, тем она и знаменита!»- план-конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Игры со звучащим словом вызывают большой интерес у дошкольников. Их привлекают игры-задания со звуками и буквами. Каждое задание должно быть мотивировано. Буду рада, если мой опыт работы пригоди...

План-конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста коррекционной группы «Здравствуй, музей-тарелки»

Возрастная адресованность: 6 лет, коррекционная группа детского садаДлительность мероприятия: 25 минутЦель: приобщение детей к истокам русской народной культуры, формирование познавательной мотивации ...

План-конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста коррекционной группы «Дед Мазай и зайцы»

Возрастная адресованность: 6 лет, коррекционная группа детского садаЦель: систематизировать представление детей о весенних явлениях в природе Предварительная работа:Чтение рассказа «Дед Мазай и ...

План – конспект ситуации общения с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с правилами безопасности на дороге «Как понять автомобиль».

Этот материал педагоги могут использовать при организации работы по профилактике дорожно - транспортного травматизма....

План-конспект проведения досуга с детьми старшего дошкольного возраста «День здорового питания»

Цель: Уточнить представление детей о здоровой пище.Задачи: Образовательные:1. Совершенствовать знания детей о здоровом, правильном питании;2. Закрепление знания детей о полезных продуктах и витаминах...