Серия занятий для детей младшего и среднего дошкольного возраста «Звуки рядом»
материал по музыке

Кузнецова Татьяна Владимировна

Накопление  у детей музыкального опыта – актуальная проблема для всего периода дошкольного детства в целом, и для каждого музыкального руководителя в частности. Ребёнок, начиная с раннего возраста,   нуждается, прежде всего, в открытии для себя мира звуков и музыки. Важность этого для педагогического процесса в детском саду  была установлена отечественными и зарубежными специалистами по воспитанию и развитию ребёнка – дошкольника ещё в прошлом столетии (М. Монтессори, Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Л.А. Венгер, Н.П. Сакулина, Н.П. Поддъяков, Е. Незайкинский «Психология музыкального восприятия»).

            Реализовать все идеи сенсорного и музыкального воспитания поможет игровая технология! Надо только ловко спрятать решение образовательных и развивающих задач в игру.

            Игровое общение на музыкальных занятиях обладает большим творческим потенциалом, богатством эмоциональных оттенков, неожиданностью поворотов ситуаций, смен ролей. Дети с удовольствием откликаются на возможность такого общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seriya_zvuki_ryadom.docx34.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Серия занятий для детей младшего и среднего дошкольного возраста «Звуки рядом»

Современные педагогические образовательные технологии/

методики

Цель использования технологии/методики

Описание  применения технологии/методики в практической

деятельности

Результат использования технологии/

методики

 

Игровая технология

«элементарного музицирования»

(технология музыкального восприятия в игре)

 

 

 

Цели:

- формирование моти-вации к музыкальной деятельности;

- развитие музыкальности детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

- воспитание у ребёнка интереса к миру музыкальных и немузыкальных звуков, элементарному музыкальному анализу;

- развитие у детей восприятия музыкальных и немузыкальных звуков;

- обогащение звукового сенсорного опыта детей;

- обогащение музыкального опыта детей;

- активизация эмоциональных реакций малышей на музыку;

- развитие у детей музыкально-игровых импровизаций, исполнительских умений и творческих способностей в художественных видах деятельности.

 

Этапы:

1 Обогащаем и активизируем звуковой опыт детей; развиваем интерес и восприятие музыкальных и немузыкальных звуков, музыкальных произведений у детей.

2 Используем накопленный музыкальный опыт детей на развивающих занятиях и в совместной деятельности.

3 Организуем самостоятельную деятельность детей с использованием накопленного музыкального опыта

4 Организуем итоговую диагностику

 

Главным показателем является желание детей музицировать, общаться с музыкой

А также:

- у детей формируется способность восприятия звука, как одного из свойств окружающего мира

(исходя из особенностей музыкальности детей младшего дошкольного возраста)

Пояснительная записка

        Накопление  у детей музыкального опыта – актуальная проблема для всего периода дошкольного детства в целом, и для каждого музыкального руководителя в частности. Ребёнок, начиная с раннего возраста,   нуждается, прежде всего, в открытии для себя мира звуков и музыки. Важность этого для педагогического процесса в детском саду  была установлена отечественными и зарубежными специалистами по воспитанию и развитию ребёнка – дошкольника ещё в прошлом столетии (М. Монтессори, Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Л.А. Венгер, Н.П. Сакулина, Н.П. Поддъяков, Е. Незайкинский «Психология музыкального восприятия»).

        Реализовать все идеи сенсорного и музыкального воспитания поможет игровая технология! Надо только ловко спрятать решение образовательных и развивающих задач в игру.

        Игровое общение на музыкальных занятиях обладает большим творческим потенциалом, богатством эмоциональных оттенков, неожиданностью поворотов ситуаций, смен ролей. Дети с удовольствием откликаются на возможность такого общения.

Предварительная работа

Начальная диагностика

        Цель: изучение особенностей звукового опыта детей, выявление своеобразия восприятия детьми немузыкальных и музыкальных звуков.

 

Серия диагностических игр для детей

         Игра «Угадай-ка».

Цель: изучение особенностей немузыкального звукового опыта детей младшей группы

          Игра «Послушаем тишину» - проводится индивидуально.

Цель: выявление способности детей к интерпретации звуков.

         Игра «Музыкальная шкатулка»

Цель: изучение  особенностей музыкального звукового опыта детей.

         Игра «Кукла спит.  Кукла пляшет».

Цель: выявление особенностей эмоциональной реакции детей на музыку.

         Игра  «Какой зверь прячется за дверью»

        Цель: изучение особенностей восприятия детьми низкого и высокого         

                звучания музыки.

 

        К результатам диагностики детей можно добавить анкетирование родителей на предмет изучения возможностей музыкального развития ребёнка в домашних условиях.                                                                                                          

Первый этап

(работа с подгруппами детей и индивидуально)

 

1.      Задания по теме «Знакомимся со звуками»:

- «Знакомимся со звуками, которые живут в доме» («Мамина кухня»);

- «Знакомимся со звуками улицы» («Моя машина»);

- «Знакомимся со звуками – голоса природы (весны, лета, осени, зимы; голоса зверей и птиц. Например, «Идём в зоопарк», «Прогулка в лес)».

2.      Задания на воспроизведение детьми немузыкальных звуков

(с игрушками – зверями).

3.      Задания, связанные с извлечением детьми немузыкальных звуков из различных предметов.    

4.      Задания для детей, связанные с их исполнением музыкальных произведений на шумовых (немузыкальных) инструментах под сопровождение аккомпанемента или аудиозапись какой-нибудь народной мелодии.

 

Музыкально-игровое занятие с детьми младшей группы «Прогулка в лес»

(один из примеров по теме «Знакомимся со звуками – голосами природы»)

 

Вид занятия – подгрупповое (12 человек).

Тип занятия – тематическое.

Форма занятия – игра – путешествие.

Связь с другими ОО: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное

        развитие», «Речевое развитие».

Цель: обогащение и активизация звукового опыта дошкольников.

Материалы и оборудование: декоративная ширма, отделяющая часть пространства музыкального зала от декоративной «лесной полянки»; аудиозапись «Голоса птиц»; музыкальный репертуар – «Прогулка»,  «В лесу»,  муз. Т. Ломовой.

 

План занятия

1.      Организационный момент -  музыкальное приветствие.

2.      Мотивация  к  деятельности – приглашение на прогулку в лес.

3.      Игра- путешествие «Прогулка в лес».

4.      Выход из игровой атмосферы - прощание с ёжиком.

5.      Закрепление – составление коллективного рассказа.

 

        Необходимо помнить, что игровое общение с детьми младшего возраста отличают повышенная  эмоциональность, использование широкого спектра игровых приёмов и средств активизации внимания каждого ребёнка.

Ход занятия

 

        Педагог - музыкальный руководитель встречает детей в музыкальном зале, и приветствует детей   музыкальной песенкой М. Картушиной «Здравствуйте!»

 

Муз. рук.- Ребята, мы сегодня с вами отправимся на прогулку. Хотите

        прогуляться? (дети отвечают)  Прогулка наша будет необычной…, потому         что мы пойдём с вами в лес. Но это будет не простой лес, а волшебный. Там         мы сможем услышать с вами много разных звуков и встретить много всяких         зверей.  Но сначала давайте посмотрим, кто же из нас собирается пойти в лес,         и чтобы никто не заблудился, не потерялся, сделаем музыкальную         перекличку.

        Педагог медленно обходит детей и просит каждого ребёнка пропеть своё        имя. Желательно обращаться к детям, если это возможно,         последовательно, рифмуя имена. Например, Оля – Коля,  Даша – Саша,         Лена – Гена, Валя – Галя.

Муз. рук.- Теперь можно отправляться.

        Педагог исполняет на фортепиано «Прогулку» Т. Ломовой; дети         спокойно идут         по залу, гуляют. Воспитатель убирает ширму.         Взору         детей открывается «лесная полянка».

 

Муз. рук.- Ребятки, мы вошли в лес… послушайте, как тихо (Все остановились,         слушают тишину).

        Много разных звуков окружает нас,

        Даже, если тихо, кажется сейчас.

        Раним, ранним утром всюду тишина,

        Но её послушай – звуками полна.

        Только чуть слышен шелест листьев… (Дети вместе с         педагогом         произносят «ш-ш-ш», постепенно усиливая звучание голосом и         потирая ладошки).  Где-то         бежит ручеек… (показывает жестом) Нам         повстречался звонкий,         весёлый ручеёк. Давайте         попробуем изобразить         наш ручеёк – «ля-ля-ля».         (Дети повторяют) Ручеёк         бежит вниз (голос         понижается, педагог         помогает детям рукой изобразить движение         ручейка ), а потом         наверх         побежал наш ручеёк         (повышение         голоса, рука - вверх).

        Педагог приглашает детей отдохнуть на лесной полянке, посидеть и         послушать голоса леса.

 

 

Муз. рук.- Ребятки, прислушайтесь, это ведь дятел стучит по дереву, (в записи         звучит         стук по дереву, издаваемый дятлом), трудится – «тум-тум-тум».         (Дети         повторяют).  А это зяблик – (запись) – «рюм-рюм-рюм». (дети         повторяют). А вот иволга прилетела (запись) – «фиу-лиу, фиу-лиу, фиу-        лиу». (Дети повторяют) А это кто запел, ребята, (запись). Правильно,         кукушка: «ку-ку, ку-ку, ку-ку»? (Дети повторяют) Наши пернатые друзья         приглашают нас с вами на лесной концерт.

 

        Музыкальный руководитель, учитывая интересы и пожелания каждого ребёнка, распределяет, кто из детей будет кукушкой, кто зябликом, кто дятлом, кто иволгой. Сначала дети пропевают по очереди свою «птичью» песенку, затем все вместе, но каждый поёт свою. Педагог – дирижёр, который помогает малышам вступить в «птичий» хор или прекратить пение той или иной птички. Петь лучше стоя.

Муз. рук.- Молодцы! Какой мы с вами, ребята, красивый концерт устроили! Вам

        понравилось, как пели наши птички? Давайте продолжим наше путешествие,         и, может быть, мы ещё кого-нибудь встретим? Давайте прислушаемся.         (Слушают тишину. Затем педагог имитирует «писк» зайчика).        Слышите, запищал тоненьким голоском зайчик, тихо, тихо. Зайчик -         трусишка, боится не только лису, волка или медведя, но и каждого шороха в         лесу.  (Дети изображают зайчиков, исполняя характерные звуки)         Наверное, где-то прячется волк или даже медведь?! (Педагог имитирует         «песню - вой» волка, либо рычит, как медведь. Дети угадывают, и         повторяют все вместе, изображая волка или медведя, каждый по-        своему, добавляя к голосу соответствующие имитационные движения.)

Муз. рук.- А вот зафыркал ёжик (педагог «фыркает»), он рассердился, что мы не

        даём ему спрятаться в травке и поспать. Как фыркает наш недовольный         ёжик?  (Дети «фыркают», изображая ёжика) Не волнуйся, ёжик, нам уже         пора возвращаться в детский сад, и когда мы уйдём, ты сможешь выспаться.         Давайте, ребята,         скажем волшебному лесу «спасибо» за гостеприимство и         попрощаемся с         ним. (Дети благодарят и прощаются с лесом). До новой         встречи!

«Лесная полянка» закрывается декоративной ширмой.

Муз.рук.- Понравилась вам, дети, наша прогулка? Что вам запомнилось особенно?  

Дети отвечают.

Муз. рук.- А сейчас давайте послушаем музыку и попробуем узнать наших лесных

        друзей.

        Педагог исполняет на фортепиано произведение «В лесу» композитора Т. Ломовой.

Муз. рук.- Ребята, похожа эта музыка на нашу с вами прогулку по лесу? Кто что         услышал? Кто кого узнал?

        Дети вместе с педагогом составляют коллективный рассказ, музыкальный руководитель сопровождает его музыкальными «зарисовками». Педагог эмоционально-положительно оценивает участие детей в работе, каждого в отдельности и всех вместе.

        Один из вариантов продолжения занятия (для детей постарше или, имеющих более богатый звуковой опыт)– составление музыкального  рассказа о прогулке в лес с использованием музыкальных инструментов (маракасов, колокольчиков, барабанных палочек, металлофон, гуслей).

Самоанализ занятия

1.      Занятие является обобщающим по одной из тематик («Знакомимся со звуками – голоса природы, зверей и птиц).

2.      Образовательные цели и задачи решаются  посредством использования игровых приёмов и заданий.

3.      Дети были активны и эмоциональны благодаря игровой мотивации занятия.

4.      Дети проявляли интерес к звучащему миру, с удовольствием подражали голосам птиц и зверей.

5.      В ходе игры-путешествия реализовывались не только задачи музыкального воспитания, но и по развитию речи: побуждение детей к составлению рассказа (связная речь), к звукоподражаниям (ЗКР); коммуникативные – взаимодействие малышей в «птичьем» хоре, а также дети смотрели, чтоб никто не потерялся во время прогулки, не отстал; воспитательные - при встрече с ёжиком дети поняли, что пора уходить, не надо мешать лесным жителям.

Второй этап

        Представляет собой цикл занятий,  содержание которых направлено на обогащение накопленного музыкального опыта детей новыми музыкальными впечатлениями.

        На занятиях используется наглядно-демонстративный и раздаточный материал, аудиозаписи (звуковые иллюстрации), детям предлагают литературные  и звуковые загадки, творческие задания на создание игрового образа, звукоподражания, имитацию звуков с использованием голоса и шумовых и музыкальных инструментов, музыкально-дидактические игры, игровые упражнения, музыкальные игры.

Тематика игровых занятий

         «Домашние животные»; «Домашние птицы»

         «Кто как кричит»

         «Транспорт»

         «Бытовые звуки»

         «Путешествие в страну звуков»  

 

Третий этап

Цель: обогащение музыкального уголка в группе для самостоятельной         деятельности детей.

 

Оснащение музыкального уголка

         Детские музыкальные инструменты – барабаны, колокольчики, свистульки, дудочки, гармошки, ложки, металлофон, трещотки, маракасы, пластиковые баночки с разными наполнителями (песок, горох, мелко нарезанная бумага, гречневая крупа).

         Музыкальные игрушки – неваляшка, шарманка, звучащие игрушки – животные и звучащие книжки.

         Картинки с изображением детей, играющих на различных музыкальных инструментах; карточки с изображением инструментов, стихи в картинках, посвящённые звукам, музыкально-дидактические игры, например, «Кто как говорит?», «Кто в домике живёт?», «Угадай-ка», «Откуда берутся звуки?».

         Фонотека с записями звуков окружающей среды, например, «Голоса животных и птиц», «Из чего появилась музыка», «Звуки природы», а также с записями потешек, стихов и детских песенок.

                    В игровой зоне должны быть представлены разнообразные игрушечные         звери, побуждающие детей к использованию своего звукового сенсорного         опыта.

 

Четвёртый этап

Цель: итоговая диагностика особенностей музыкальности детей младшего

        дошкольного возраста.

 

Серия диагностических игр для детей

 

         Игра «Кто как поёт?»

Цель: выявить степень сформированности восприятия звука как одного из свойств окружающего мира.

         Игра «Кто как говорит?»

Цель: та же.

         Игра «Отгадай – кто это?»

Цель: выявлять, насколько у ребёнка развито умение определять звучание голосов животных и птиц.

         Игра «Что звучит?»

Цель: изучить, насколько у ребёнка развито умение запоминать, узнавать звуки окружающего мира.

         Игра «Быстро – медленно»

Цель: изучать особенности восприятия детьми темпа звучания через различение движений со сменой быстрого и медленного темпа.

         Игра «Громко – тихо»

Цель: изучать особенности восприятия динамических оттенков музыки и изменения характера движений в соответствии с ними.

         Игра «Отгадай, что звучит?»

Цель: изучать восприятие ребёнка тембра музыкальных звуков.

         Игра «Длинная или короткая дорожка?»

Цель: выявлять умение детей различать длительность звучания.

 

Ожидаемые результаты

 

         Дети проявляют интерес к звучащему миру, с удовольствием играют в звуки, экспериментируют  с ними.

         Легко узнают звуки.

         Умеют дифференцировать их по способу воспроизведения, называют источник звука.

         Ориентируются в их назывании.

         Правильно воспроизводят их.

         Пытаются самостоятельно играть в звуки.

 

 

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ   ЛИТЕРАТУРА

 

1.      Гогберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. – СПб. Издательство «Детство-Пресс», 2010.

2.      Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста.- Дубна: Феникс+, 2011.

3.      Тютюнникова Т.Э. Бим-бам-бом! Сто секретов музыки для детей. Вып.1. Игры звуками.. СПб.: ЛОИРО, 2003.

4.      Аудиокассета «Голоса птиц и животных». Издательство «Весть-ТДА».

5.      Музыкальный репертуар: музыка Т. Ломовой, пьесы «Прогулка» и «В лесу».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл занятий "Чем занять ребенка дома". Занятие № 10 "Музыкальные игры на развитие музыкального слуха у детей младшего и среднего дошкольного возраста"

Уважаемые родители! На этом занятии я предлагаю вам музыкальные игры на развитие музыкального слуха у детей младшего и среднего дошкольного возраста.Чтобы развить музыкальный слух у ребенка, вовсе не ...

Сценарий развлечения "День смеха" детей младшего и среднего дошкольного возраста. Сценарий развлечения "День смеха" детей старшего дошкольного возраста.

Сценарии развлечения "День смеха" для дошкольников. К детям приходят Клоуны, которые проводят с детьми игры, конкурсы и танцы. Развлечения не требуют специальной подготовки....

Сценарий развлечения "День смеха" детей младшего и среднего дошкольного возраста. Сценарий развлечения "День смеха" детей старшего дошкольного возраста.

Сценарии развлечения "День смеха" для дошкольников. К детям приходят Клоуны, которые проводят с детьми игры, конкурсы и танцы. Развлечения не требуют специальной подготовки....

Конспект занятия по развитию навыков культурного общения у детей младшего и среднего дошкольного возраста «Как паровозик с вагончиками подружился»

Ход занятия:- Здравствуйте дети. (Дети приветствуют психолога).- Сегодня мы с Серегой (мягкая игрушка) пришли к вам в гости, чтобы посмотреть, как вы дружите, относитесь друг к другу, деретесь или нет...

Дидактический материал к занятию с детьми младшего и среднего дошкольного возраста "Составление рассказа по серии сюжетных картинок".

Дидактический материал «Истории в картинках» - это серии сюжетных картинок, предназначенные для самостоятельного составления рассказов детьми, помогут формировать у детей грамматиче...