Самообразование "Формирование вокально-певческих навыков у дошкольников"
материал

Первенецкене Дарья Владимировна

Формирование вокально-певческих навыков у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_2024.docx159.02 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

План работы Самообразования на тему:

Формирование вокально-певческих навыков

                                            у дошкольников»

(Срок реализации 2024-2025г.г.)

 

 

 

 

 

 

                    Муз. Рук. МАДОУ д/с №123  

        Первенецкене Дарья Владимировна         

         

 

 

 

 

Содержание

1

I. Введение

стр.3

2

II. Основная часть

стр.3 

3

План формирования вокально-певческих навыков

стр.4

4

Основные         моменты         внедрения         педагогической         технологии         формирования вокально-певческих навыков

 стр.4

5

Приоритетная задача – индивидуально-дифференцированный подход

стр.5

6

Основные принципы в работе.

стр.5

7

Вокально-певческие навыки

стр6

8

Примеры артикуляционных упражнений

стр7

9

Песенное творчество. Этапы работы над песней

стр10

10

Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и родителями в развитии певческих  навыков

стр12

11

III. Заключение

стр12

12

Список литературы

стр12

13

Приложение

стр 13

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. ВВЕДЕНИЕ  «Каждый человек при рождении  получает уникальный дар - голос.  И уникальность его заключается в том, что у него не одна функция, а несколько.» О.В. Кацер

          Пение по праву считается первичным из всех видов музыкального исполнительства.

Пение - путь к здоровью. Развитие вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста - важная и сложная задача, которая включает разнообразные игровые методы  и приемы развития голоса ребенка. «Голос является частью той энергии, жизненной силы, которая дарована каждому ребенку. Голос – это инструмент общения человека с окружающим миром. Голос-это «озвученная душа», звучит он  по-разному: задорно, робко, восторженно, величаво».

«Голос может стать музыкальным инструментом. При помощи этого инструмента можно выразить свое настроение, передать в пении свое эмоциональное и душевное состояние. Голос может не только красиво звучать, но он способен оздоровить поющего человека». Пение гармонизирует деятельность всех жизненно важных органов, освобождает человека от негативных эмоций, мыслей. Снимает нервное напряжение, приводит человека к состоянию покоя и радости.

Пение, музыкальное интонирование зависит от нескольких факторов.          

  • наличие наследственных музыкальных способностей;
  • окружающая музыкально-певческая среда;
  • процесс обучению пению включает в себя формирование и развитие певческих навыков и певческого голоса.

Процесс формирования и развития певческого голоса оказывает на детей всестороннее воздействие:

  • способствует развитию музыкальных способностей: мелодического слуха, ладового чувства,  музыкальной памяти;
  • активизирует работу левого (логического) и правого (образного) полушария мозга, что проявляется в повышении работоспособности, улучшения настроения, активизации внимания;
  • развивает и укрепляет дыхательную систему, что особенно важно в детском возрасте;
  • естественным образом тренирует мышцы гортани, голосовые связки;
  • улучшает тембр голоса, что содействует выразительности речи и пения;
  • расширяет диапазон голоса, речевые и певческие возможности;
  • речевой голос ребенка становится более устойчивым и выносливым: не срывается, не дрожит и выдерживает длительную речевую нагрузку;
  • создает самые благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры.

 «Методика вхождения ребенка в мир искусства проходит через «волшебный мостик» игры. Игра – это «волшебная палочка», при помощи которой можно научить ребенка петь». У детей дошкольного возраста певческое дыхание повторяет тип речевого дыхания. И речевое, и певческое дыхание у детей более глубокое, интенсивное, так как рассчитано не на один слог, а на несколько слов. Спокойное дыхание гарантирует речь и пение без напряжения. В детском возрасте лучше использовать мягкую атаку: вдох и постепенный выдох ведут к мягкому, звонкому, легкому звучанию.

ЦЕЛЬ: развитие вокально-певческих умений и навыков у детей дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ: -развитие способности петь выразительно, естественным голосом

           -развитие правильного дыхания;

           -развитие умения передавать характер песни, петь легко, весело, театрально.            -развитие эмоциональной отзывчивости детей на музыку;

                                                                II. Основная часть

План формирования вокально-певческих навыков

  1. Песенки - распевки;
  2. Дыхательная гимнастика;
  3. Артикуляционная гимнастика;
  4. Пальчиковые игры;
  5. Валеологические игры;
  6. Игры и упражнения на развитие голоса и слуха;
  7. Система упражнений для развития голоса и слуха.

 

Основные моменты внедрения педагогической технологии формирования  вокально-                            певческих навыков

Пение используется во всех видах образовательной деятельности, досугах, развлечениях. Дети выражают свою радость от красоты музыкального произведения словами. Подбирая песни для исполнения детьми, стараюсь опираться на яркие образцы высокохудожественных детских песен:

песни о дружбе, бережном отношении к природе, любви к животным. Дети выступают на родительских собраниях, на концертах. Ежегодно дети принимают участие в Муниципальном фестивале-конкурсе «Созвездие талантливых дошколят» Красногвардейского района Республики Крым.

Для развития певческих навыков у детей необходимы многократные повторения: у детей формируется устойчивый интерес к пению, стабильно развиваются певческие умения и навыки, развиваются креативные свойства личности ребенка: театральность, артистичность, способность к творческому воображению. Дети особенно охотно поют, находясь в игровой ситуации, они получают удовольствие и радость от пения, дети поют, выступая в роли сказочных героев и  кукольных театрах.

  Моей главной задачей является - научить ребёнка петь красиво, певуче, выразительно проговаривая внятно каждое слово, исполняя с любовью и настроением, а самое  главное с большой самоотдачей, что мы и  стараемся реализовать в процессе занятий.

  Формирование певческих навыков – один из наиболее сложных и важных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Обучая малышей вокалу, я учитываю, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Поэтому необходимо не только владеть методикой обучения пению, но и беречь голос ребёнка, мною были подобраны такие приёмы вокальной техники, которые наиболее эффективно способствовали развитию детского голоса. Системная работа позволяет учесть физиологические и вокальные особенности каждого ребёнка, поэтому приоритетным в работе считаю индивидуально-дифференцированный подход к способностям каждого ребёнка

  Опираясь на современные методики и рекомендации известных педагогов, хочу изучить метод формирования певческих навыков ребенка дошкольного возраста. Для этого планирую использовать в своей работе практические советы, а также методы и приёмы работы с детьми в формировании вокально-певческих навыков следующих известных педагогов; вокальные упражнения Е.Тиличеевой, Н.Ветлугиной, М. Картушиной, О. Кацер, упражнения на развитие голосового аппарата по системе В.Емельянова; методику комплексного воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры человека. Д.Е. Огороднова. 

  Чтобы начать обучение пению необходимо определить диапазон звучания, тип и особенности голоса ребенка, и систематически его укреплять, создавая благоприятную «звуковую атмосферу», способствующую развитию голоса и слуха. А координация голоса и слуха – важнейшее условие развития певческих способностей детей.

  Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, разъяснять родителям вредность крикливого пения и разговора у детей, не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду.

Приоритетная задача-индивидуально-дифференцированный подход.

Основные принципы в работе. 

В работе с детьми я руководствовалась следующими принципами: 

  1. Целенаправленность, систематичность, плановость - заключается в чётком планировании занятий с детьми, их систематичность и целенаправленность. Для музыкального развития детей очень важно, чтобы песня звучала в разных видах деятельности дошкольников, а не только на музыкальных занятиях. Песня может звучать на утренней гимнастике, на прогулке в тёплое время года, во время трудовых процессов и так далее.
  2. Принцип дифференцированного подхода к работе с детьми и учёта их индивидуальных особенностей
  3. Принцип доброжелательности и открытости.

  Подбор репертуара, пожалуй, самая важная и сложная задача – найти такую песню, которая была бы созвучна настроению детей, отражала их интересы и представления об окружающем мире, духовно развивала их, была доступна для исполнения. Для каждой возрастной группы подбираю интересный и доступный материал, с помощью которого можно решить различные проблемы развития вокальных навыков. Ведь песни, потешки, прибаутки, дразнилки вызывают у детей всплеск положительных эмоций, создают радостное настроение, воспитывают оптимистический характер и обязательно в своей работе использую работу над жестами.  

  В первую очередь, детям напоминаю правила певческой установки и постоянно контролирую их выполнение, ведь от того, насколько свободно и, в то же время, активно чувствует себя поющий ребёнок, зависит соответствующее физическое состояние, верное дыхание, необходимый характер звука, эмоциональность.

  Певческая установка это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению слежу за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.

Певческая установка (правила пения):

  • сидеть (стоять) ровно;
  • не сутулиться;
  • корпус и шею не напрягать
  • голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения;
  • дыхание брать свободно (не брать в середине слова);
  • петь естественным голосом, избегая резкого, форсированного звучания;
  • рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого звука;

Я с детьми говорю так: «Ножки - раз, ручки - два, спинка - три! Певческая фигура, замри!» Вокально-певческие навыки

  • распевание; - дыхание; - звукообразование; - дикция; - чистота интонирования; - ансамбль.

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Систематическое использование маленьких песенок-распевок помогает выровнять звучание голоса, добиться естественного лёгкого пения. Эмоциональность и выразительность педагога при исполнении песни необходимы, так как они облегчают подражание и эмоционально заряжают детей.

Песенки-распевки не должны быть скучными и длинными. Наилучший вариант – несложные тексты и мелодии, состоящие из звуков мажорной  гаммы. Трезвучия на гласные звуки:

ма-мо-ми-мо-му, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат, подготавливают голос к пению. Например, упражнение для распевания: «Мы поём, мы поём, весело поём». Предложить выполнить упражнение более способным детям, поощряю оригинальность исполнения, использую приёмы театрализации: пение вместе с театральной куклой, использую попевки-приветствие, упражнения на развитие голоса и слуха по программе «Ладушки» - разработанная адекватно возрастным возможностям детей. В разделе «Распевание, пение» развивается голосовой аппарат ребенка, расширяется певческий диапазон, совершенствуется четкая артикуляция звуков. Программу «Ладушки» отличает тесная связь с художественным словом. В процессе различных видов музыкальной деятельности дети слышат много прибауток, считалок, небольших. стихов, которые впоследствии используют в повседневной жизни.  

Певческое дыхание существенно влияет на чистоту и красоту звука, выразительность исполнения.  

Дыхательная гимнастика:

1.Задержи дыхание, набери полные лёгкие воздуха и выпусти медленно. Порциями у-у-у-у-у-у

  1. Разомкнуть зубы, опустить подбородок. Дети должны представить, что в руках у каждого из них роза. Вот цветок распускается и  становится большим и пышным. Одновременно со взмахом руки педагога дети произносят: «Ах! Нюхаем цветок, затем руку отводим –а-а-а-а-ах».
  2. Упражнение с пёрышком, которое подвешивается на прикреплённой к палочке  ниточке. Дети делают певческий вдох, а затем медленно  непрерывно выдыхают, стараясь,  чтобы пёрышко, отклонившись от потока воздуха, не упало.
  3. Спеть песню издалека, пение по «телевизору».

Артикуляционно - дыхательная гимнастика:

-вдох длинный 5сек., затем три выдоха;

-короткий вдох – длинный выдох;

-длинный звук «с», «ш»;

-массируем крылья носа (постучать пальчиками);

-три раза широко открыть рот;  

-распевание по трезвучьям;

-упражнения для языка, губ, как бы в рот попала горячая картошка.

В дальнейшем задача усложняется – дети учатся быстрому спокойному вдоху в подвижных песнях и между фразами.  Работа над певческим дыханием связана со звукообразованием. Использую показ жестом, помогающим вовремя взять дыхание. Предлагаю после вступления к песне «понюхать цветок» и сразу начать петь. Для развития дыхания использую гимнастику по системе Стрельниковой: «кошечка», «обними маму», «насос» и другие.  Игры и упражнения для развития дыхания: «Одуванчик», «Воздушный шарик». Основная цель артикуляционной гимнастики – у детей повышаются показатели уровня развития речи, формируются певческие навыки, улучшается музыкальная память, внимание.

                                     Артикуляционная гимнастика.

Например, игра «Язычок».

Артикуляционная игра для малышей. Игра заключается в том, что язычок «путешествует» по рту ребенка и тем самым разогревает все необходимые мышцы. Во время игры детям рассказывается стишок и они должны повторять за ведущим все движения).

Также неоценимое значение оказывают упражнения по системе В.Емельянова, которые делятся на статические и динамические.

 Примеры статических артикуляционных упражнений: 

  1. «Птенчик» - широко открыть рот;
  2. «Улыбка» - широко улыбнуться, чтобы были видны верхние и нижние зубы (челюсти при этом сжаты);
  3. «Трубочка» - губы вытянуты вперёд, как при произнесении звука У.

 Примеры динамических артикуляционных упражнений:

  1. «Часики» – рот открыт, губы в улыбке. Острый кончик языка совершает движения на «раз» - к левому уголку рта, на «два» - к правому. Вместо счёта «раз-два» произносим звукоподражания:

«тик-так»;

  1. «Улыбка – трубочка» - на «раз» - губы в улыбке, на «два» - губы вытянуть вперёд трубочкой. Это же упражнение представляем детям, как «Весёлый и грустный»: улыбка – весёлый человечек, губы в положении «трубочка» - грустный. Музыкальное сопровождение –пьеса «Клоуны» Д. Кабалевского;

  Артикуляционная гимнастика не только укрепляет речевой аппарат, но и развивает певческий голос, способствует его охране, а также укрепляет здоровье ребёнка.

  На занятиях использую валеологические песенки. (Валеология обучает качествам, необходимым для здоровой и успешной повседневной жизни). Песенки поднимают детям настроение, задают позитивный к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат в коллективе. Валеологические песенки – отличное начало для любой непосредственно образовательной деятельности.

  Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть естественным, звонким и лёгким, дети должны петь без крика и напряжения. Для правильного звукообразования большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Чтобы научить детей петь протяжно, напевно, надо, начиная с младшей группы, учить их протягивать отдельные звуки, концы музыкальных фраз. Например, в русской народной песне «Петушок» надо петь протяжно последний слог в слове «петушок» или в песне «Корова» М. Раухвергера последний слог в слове «по лужку» (конец музыкальной фразы). Протяжность в пении зависит от правильно взятого дыхания и от преобладания гласных, что характерно для народных песен (например, «Во поле береза стояла»). Развитию протяжности помогает пение песен, написанных в умеренном или медленном темпе, а также разучивание песен сначала в замедленном темпе. Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных.

   Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения. Работа над дикцией начинается с формирования округлых гласных и отчётливое произношение согласных в умеренных по темпу песнях, а затем, и в весёлых, шуточных, которые требуют подвижности артикуляционного аппарата. Я стараюсь научить детей певческой дикции, объясняю им, что надо петь песню так, чтобы слушатели могли понять, о чем в ней поется, показываю, как произносятся отдельные фразы и слова. Условием хорошей дикции и выразительного пения являются понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни.  Поэтому мы сначала определяем содержание песни, расшифровываем непонятные слова, находим кульминацию. Для выработки навыка выразительной дикции рекомендуется использовать: упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, чистоговорки, речевые зарядки, ритмодекламации.

   Ритмодекламация – это синтез поэзии и музыки. Задача речедвигательных упражнений – ритмичное исполнение стихотворного текста, развитие тонких движений пальцев рук. Ритмодекламация - одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма и выразительного речевого интонирования у детей.  Ритмодекламация развивает у детей чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе.

  Работу над интонированием (точное воспроизведение мелодии) начинаю с понятия высоты звука.

Чистота интонации зависит от музыкального окружения ребенка. Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха. Одна из причин неверной интонации – не умение пользоваться средним и верхним регистром. В этом случае я использую транспонирование мелодии в удобную ребенку тональность. Сначала я предлагаю детям выполнить упражнения на

звукоподражания, затем петь прибаутки. Желательно, чтобы мелодия шла сверху вниз: это сразу дает настройку голосового аппарата на высокое звучание.

   Чтобы дети могли легко определить направление движения мелодии, я использую моделирование (показ движения рукой, дидактические игры, ). Для эффективности использую пособия «живые картинки» с движущими деталями (упражнения «Лесенка», «Домик на горе», «Пой со мной» и другие). Также для налаживания чистоты интонации в пении, я использую систематическое повторение выученных песен с сопровождением и a cappella. 

  Особый интерес вызывают у детей пальчиковые игры. Они развивают речь ребёнка, двигательные качества, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием.

  Стройное, чистое пение в унисон закладывает основы ансамбля – целостности, слитности звучания. В пении, я стараюсь приучить детей слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Этого можно достичь, акцентируя внимание детей на одновременном вступлении, выдерживании общего темпа, одновременном начал и окончании пения фраз.  

  Ансамбль у детей достигается постепенно. Во второй младшей группе в начале года малыши включаются в пение лишь после того, как начнет петь педагог, а уже в конце года начинают песню по окончании музыкального вступления.

  Заметный результат в формировании навыков ансамбля и строя и у малышей, и у старших детей – даёт приём пения «цепочкой». Малыши осваивают его, «играя с песенкой». Для такой игры подходят песенки с повторяющимися музыкальными фразами, (например, р.н.п. «Петушок» обр. М. Красева, «Зайчик» обр. Г.Лобачёва и другие). В средней группе использую разнообразные варианты перекличек: пение «по цепочке», дуэтом, трио (вместе с воспитателем), поочерёдное пение

(воспитатель, дети, и музыкальный руководитель). В такой же последовательности совершенствуется ансамблевый строй и у детей старших групп. Здесь к пению «по цепочке» добавляются «песенки-эхо» и «пение про себя». Такая работа по выработке навыка стройного, слитного пения имеет цель – научить детей интонационно точно исполнять мелодии при коллективном пении в унисон.

  Для того чтобы научить детей стройному, слитному пению, можно также пользоваться следующими приемами. Прежде всего, перед началом пения надо собрать внимание детей. Если в песне есть фортепианное вступление, дать знак - взмах рукой или движение головой, чтобы все начали песню одновременно, после вступления. Если такого вступления нет, то рекомендуется проиграть начало песни (запев, первую музыкальную фразу), а иногда и всю песню.

  Можно собрать внимание детей, проиграв первый интервал песни или первый ее звук. Дети поют его тихо на слог «ту» или закрытым ртом, а затем начинают петь по знаку – кивок головы. При тихом пении детям легче сосредоточить свое внимание.

Песенное творчество. Этапы работы над песней.  

  В развитии певческих навыков придаю большое значение детской песенной импровизации. Умению творить, самостоятельно искать песенные интонации детей надо обучать, формировать у них музыкальный вкус, добиваться устойчивых певческих навыков. И главное, развивать умение чисто интонировать с музыкальным сопровождением и без него, петь естественным голосом.

  Стремление к песенному творчеству проявляется у детей рано. Начиная с младшей, средней групп выявляю эти склонности и содействую их успешному развитию. В старшей и подготовительной группах продолжаю работать над закреплением навыков, полученных детьми в младшем дошкольном возрасте.  Главная цель – расширить музыкальный опыт детей, сформировать навык самостоятельных импровизаций, а также помочь детям преодолеть неуверенность, стеснение, снять напряжение, развить воображение, внимание, память.

  Все вокальные навыки (звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации, стройное, слитное пение) тесно связаны между собой. Работа над ними ведется одновременно, а навыки развиваются постепенно.

Работа над песней:

1 этап – ознакомление с новым музыкальным произведением.

Различные методические приёмы, применяемые мною в воспитательно-образовательном процессе, подготавливают детей к целенаправленному прослушиванию песни:

  • краткое вступительное слово о данном произведении (название песни, авторы музыки и текста);
  • пояснение непонятных слов;
  • чтение стихотворений и мини-рассказа, которые настраивают детей на более глубокое восприятие музыкального образа;
  • разгадывание загадок, ребусов;
  • вовлечение детей в диалог при обсуждении песенного образа.

Такие приёмы помогают пробудить в детях интерес к песне, желание более внимательно её слушать и приступить к разучиванию.

  1. этап – разучивание песни. 

 Задача этого этапа – создать атмосферу сопереживания данному произведению. Очень важно, при восприятии детьми музыки, развивать их воображение, эмоциональный отклик, мышление, суждение. Необходимо петь так красиво, эмоционально чтобы заинтересовать детей новой песней.  После прослушивания песни провожу беседу с детьми о характере сочинения, его содержании, наиболее ярких средствах, которыми пользовался композитор. Такой анализ подготавливает детей к разучиванию песни и, в то же время, показывает, насколько внимательно они прослушали музыку и как глубоко её поняли, и помогает раскрыть художественный образ произведения.

  На этом этапе большую роль играют упражнения для развития певческих навыков. Дети учатся по подражанию, поэтому я показываю приемы исполнения, а их закрепление происходит на упражнениях. Упражнение я даю как распевание, перед пением песен. С их помощью дети разучивают трудные мелодические ходы, встречающиеся в песне. Работа над трудными мелодиями на материале самой песни требует многократных повторений, которые снижают интерес детей к песне. Поэтому упражнения, которые помогают преодолевать трудности, приобрести певческие навыки даются в игровой форме.  Для того чтобы дети быстро запомнили песню помогаю указаниями («Эта песня легкая, ты её должен быстро запомнить») и вопросами («Как начинается первый куплет?», «О чем поется во втором? «Какой куплет тебе нравится больше всего?», «Или припев?»)

  Играем с детьми в «Подсказку»: пою песню с остановками и жду, когда дети подскажут слово, которое «забыла». Или предлагаю отгадать по губам слово, которое забыли дети. На последующих этапах разучивания обращаю внимание на то, чтобы дети без опоздания, вовремя начинали каждый куплет. Конечно, часто у детей с нарушением речи из-за недостаточной концентрации произвольного внимания это вызывает затруднение. В таких случаях стараюсь больше хвалить детей, чтобы у них не развился комплекс «Я не умею, я не могу». Качество исполнения песни зависит не только от ее правильного выбора, но и от методики разучивания.

  1. этап – исполнение песни.

  Дети уже овладели певческими навыками и свободно исполняют выученный материал. Если песня полюбилась, дети поют ее по собственному желанию не только на занятиях. Они надолго запоминают ее, включают в игры, с удовольствием «выступают» перед зрителями.

Каждая песня требует своего сценического воплощения. Этот этап работы с песней детям наиболее любим.

III. Заключение  

Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями в развитии певческих навыков.

  Для успешного освоения детьми певческих навыков необходима совместная работа музыкального руководителя и воспитателей.

 Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.  

 Воспитатели оказывают действенную помощь в обучении детей пению, они умело организовывают предметно-развивающую среду для развития музыкальных способностей детей. В группах есть центры музыкального развития где дети свободно могут поиграть на любом детском музыкальном инструменте, кроме того дети часто поют спонтанно в самостоятельной деятельности, в режимных моментах, в свободной игре или же во время игры на свежем воздухе.  

 

Список литературы:  

 «Тутти». Авторская программа.  А. Буренина, Тютюнникова; Музыкальный букварь. Н. Ветлугина  «Ладушки» Каплунова. Новоскольцева.

Хоровое сольфеджио Г. Струве;

Игровая методика обучения детей пению О.В. Кацер.

Логопедические распевки, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, интернет- ресурсы.

 

 

 

 

 

Приложение № 1.

Применение игровой методики обучения детей пению

О. В. Кацер на музыкальных занятиях. Игры на развитие речевого и певческого дыхания.

- Взял пальто в прихожей

Раз-два-три, и я – прохожий

Я по улице иду у прохожих на виду

Ни толкаюсь, ни кричу, быть я вежливым хочу.

(Стихотворение для общей организации, дети ходят в произвольном порядке).

-Град, а Град? Ты чему так рад? Ударяют пальцами по голове Прыгаешь, смеёшься, да ещё дерёшься?

Отвечает град: -Я совсем не рад по щекам 

Просто солнца луч просверлил бока у туч.

И я вывалился, лечу, с досадой всех колочу! по бровям 

(Цокают 4-5 раз, руками имитируя работу с лошадиными поводьями) 

-Катя, Катя, ха-ха-ха щёлкают языком 

Оседлала петуха,

Петух заржал,

На базар побежал

(«Тпрррру» - 2-3 раза)

-Федя-медя, требуха кусают кончик языка 

Съел корову и быка,

Съел пятнадцать поросят,

Только хвостики торчат»

(Резко размыкают губы на вдохе – 2-3 раза)

Игры на дыхание без звука.

   Детям в игровой форме предлогаются такие упражнения: сдувать с руки «снежинку», дуть на «пёрышко», погреть ладошки, соревнования с педагогом «чья снежинка улетит дальше?», кто дольше сможет подуть. Выдувать воображаемые мыльные пузыри. Далее удлиняем выдох на звуках «Ж», «Ш», «З», «С», «Ф», «У». Для этого используем различные образы, например, как летит пчела, жук, комар. Изображать ветер (лёгкий, сильный и т.д.). По возможности игры на дыхание необходимо соединять с движениями туловища, рук, ног, пальцев.

   Например, упражнение «Кач-кач», где дети превращаются в деревья и ритмично покачиваются, выполняя вдох и выдох. В упражнении «Воздушные шарики» говорю детям: «Ребята, посмотрите, какие разноцветные шарики я принесла! Давайте их надуем!» Выполняем образные движения раздачи шариков, и мы начинаем их «надувать».

   Во время выполнения упражнений на дыхание, обращаю внимание детей, чтобы они не поднимали плечи во время вдоха. Детям старшего возраста объясняю, что вдох короткий и спокойный, затем задерживаем дыхание, а выдох более продолжительный. Постепенно усложняю упражнения на дыхание, добавляя закрытый звук «у».

  Упражнения для правильного ощущения работы диафрагмы (по методике А.Карягиной): представить, что дорогу перебегает чёрная кошка, или в огород прилетели вороны и клюют ягоды, сказать им «кш» так, чтобы выдох долетел до них и они испугались. Затем чередовать активные выдохи «кш»-«ч»; «кш»-«хь»; «кш»-«с»; «кш»-«ф» с хлопками в ладоши или под удары метронома. Освоив чередование двух звуков, выполнить всю цепочку «кш-ч-хь-с-ф» через хлопок.

Ещё примеры: 

а) лёжа на спине, положить руки на диафрагму, дышать ровно, глубоко; б) встать прямо, держать ладонь на диафрагме, сделать вдох, задержать дыхание и выдохнуть. При вдохе рука должна ощутить движение диафрагмы вперёд. Следить, чтобы при вдохе плечи не поднимались.

   Игры с голосом способствуют развитию не только интонационного и фонематического слуха, но расширению диапазона речевого и певческого голоса. Игры с голосом - это подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу (крик, смех, плач), голосам животных (мяукать, хрюкать, куковать, шипеть и т.д.), звукам окружающего мира (тикать, капать, гудеть, выть, скрипеть и т.д.). Игры помогают ребенку воспроизводить интонации различной высоты, устранить неравномерности развития голоса. Систематическое использование голосовых игр готовит ребенка к управлению своим голосом и артикуляцией, развивает фонематический, интонационный и музыкально-певческий слух, устранению ряда дефектов речи.

  Еще одно упражнение – «страшная сказка». Оно активизирует работу гортани. Исходное положение: рот открыт, движением вперед - вниз (это условие обязательное!), губы расслаблены, пальцы на щеках не дают закрывать рот, испуганное выражение лица. Упражнение выполняется приемом «эхо». Педагог показывает – ребёнок повторяет.

  Следующее упражнение: последовательность гласных: У - УО-УОА-УОАЭ-УОАЭЫ (или в обратном направлении). Можно произносить гласные тихим голосом в речевом диапазоне, можно выйти из грудного в фальцетный режим, соединять звуки на легато или наоборот, исполнять пульсирующим стаккато, с различными динамическими оттенками. В фальцете педагог может придумывать различные интонации, а ребёнок точно повторяет их. Это упражнение дает множество вариантов, рождает разные образы: звуки леса, голоса зверей и птиц, сказочных персонажей. Можно пофантазировать, меняя эмоциональную окраску (весело, плаксиво, устрашающе, пугливо…).

Педагог Дети

«Лес ночной – он полон звуков х-х-х…… 

Кто-то «ухал» у-у-у…… Кто-то хрюкал хрю-хрю….. 

Кто мяукал мяу……. 

Кто-то топал топают 

Кто-то крыльями захлопал руками по телу 

И кричал «Ау» «А-ууууу…..» 

И глазищами вращал штробас Лес не спал наперебой говорят всё, что хотят из вышесказанного 

Ну а кто-то тихо-тихо говорят на высоких тонах Тонким голосом молчал».

Речевые ритмо-интонационные игры и упражнения.

  Речевые ритмо-интонационные игры и упражнения доставляют детям много радости, так как в таких играх все дети чувствуют себя успешными. Например, речевая игра «Имена», в которой каждый ребенок проговаривает свое имя и имена других детей в разных вариантах, дополняя хлопками, шлепками по коленям.

  Очень весело и легко проходят игры с использованием потешек, считалок, пословиц, поговорок, так как они мелодичны и ритмичны. Стараюсь использовать игры в разных вариантах: первый раз с изменением динамики, затем с изменением регистров голоса и темпа произношения. Тексты речевых игр не разучиваю с детьми, они запоминают их в процессе игры.

 

  Использование речевых упражнений - помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, исправлению речевых дефектов, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, активизирует дыхательную мускулатуру. Прием произношения текста песни активным шепотом на крепком выдохе вызывает ощущение опоры на дыхание, активизирует дыхательную мускулатуру. Детям предлагается произносить несложные четверостишия на выдохе в ладошку. Декламация текстов песен в темпоритме, их выразительное чтение. Работа над скороговорками в различных вариантах говорения: от шепота, до громкого звучания; от медленного темпа, до быстрого. Используя различные интонации и жестикуляцию, выделять в них различные ключевые слова. Распределение текста по ролям с педагогом

(диалогические скороговорки), при этом учитывать эмоциональное исполнение, чтобы текст не был "сухим", является одним из способов создания в воображении детей ярких и живых образов.

Например: вместе с педагогом рассказывают стихотворение с максимальной мимикой:

-Ехал странный пассажир

Вёз в кошолке рыбий жир выделяют слово «жир» (с отвращением) 

Чуть трамвай притормозит,

Пассажир вперёд спешит наклон вперёд 

Чуть трамвай прибавит ход

Пассажир назад ползёт наклон назад 

Все, кто ехал с пассажиром

Вышли смазанные жиром выделяют слово «жиром» (с отвращением) 

 

Ритмодекламация – чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме, основная цель которого заключается в развитии музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. 

Например:

а) вместе с педагогом рассказывают стихотворение с выразительной жестикуляцией:

-Ванна – море, руки в сторону 

Я – пароход, руки перед собой в «замок» 

Полный назад, шаг назад 

Полный вперёд, шаг вперёд 

Права руля, руки вправо 

Лево руля, руки влево 

Мчусь я по морю, вращают руками перед собой 

Руками бурля

Я бы доплыть да Австралии смог плавательные движения перед собой Жаль, что на кухне протёк потолок меняют высоту голоса от «писка» до баса 

б) вместе с педагогом рассказывают стихотворение на свободу жестикуляции и мимики:

-Мне Катька язык показала, а я ей – карман оторвал.

Она всё отцу рассказала, и вышло, что я – хулиган. Зачем я с ней только связался, стою вот в углу и реву

(шёпотом) Второй-то карман ведь остался!

(громко) Я завтра его оторву!!! 

 

Приём пения «про себя». Для начала, чтобы ребенок понял суть: фрагмент знакомой песни беззвучно

«поет» педагог, а ребенок угадывает ее по артикуляции. Применяем его и при работе над разучиванием репертуара (развивается артикуляция, артистизм, при этом связки регулярно будут «безопасно» тренироваться). 

«Включаем и выключаем звук в телевизоре» Например, ребёнок поёт разучиваемую песню, а педагог то «включает» звук, то «выключает», показывая какой-либо знак рукой. Получается весело, и неплохо тренирует «внутренний слух». Этот игровой прием примените после того, как будет достигнута чистая интонация в упражнениях. 

 

  При формировании певческого голоса на начальном этапе, необходимо следить за тем, чтобы дети не увлекались силой звучания, не переходили на крик, так как это отрицательно влияет на точное интонирование и ведет к потере полётности, звонкости голоса. Например, при знакомстве детей с новой песней можно «превратить» всех детей в Птиц, Лошадок, Медведей или Зайцев. Условно Птицы летают по всему залу. Объясняю: «Как только вы услышите раскаты грома (звуки барабана), сразу собирайтесь на своем «дереве» и сидите тихо». В это время исполняю новую песню или часть новой песни. Как только прекращаю петь, дети «птицы» вновь начинают летать по всему залу (лесу, парку). Когда детям надоедает один образ, предлагаем выбрать другой.

Для разучивания песни с детьми активно использую такую организационную форму, как работа в кругу. Дети могут стоять в кругу или сидеть на ковре, но при этом каждый ребенок может ощутить свою значимость для других детей, некоторую психологическую поддержку. В другой раз можно предложить детям поводить хоровод, но на первую музыкальную фразу надо поднять руки вверх, на вторую – опустить вниз и т.д. Во всех вариантах показ песни делается без музыкального сопровождения. Заметила, что при таком приеме дети быстро запоминают слова, постепенно сами начинают подпевать, разучивая мелодию.

  В практике всегда встречаются нечисто поющие дети, с низкими или хриплыми голосами. Неточное пение нескольких человек отрицательно влияет на общее звучание и создает дополнительные трудности хорошо поющим детям. В этом случае, предлагаю детям разделиться на «птичек» – правильно поющих и «рыбок» – с неустойчивой интонацией, неналаженной координацией слуха и голоса. Для начала предлагаем всем детям петь «рыбками», старательно артикулируя, но без пения вслух. А затем вместе и «птичками», и «рыбками». Таким образом, дети – «рыбки» эффективно совершенствуют свой музыкальный слух и координацию.

  А звуковой массаж голосовых связок, проводимый в игровой форме - это самый простой и доступный способ профилактики и оздоровления голоса. В.В.Емельянов предлагает голосом «рисовать» динозаврика. Можно изобразить голосом разных зверей: высокого жирафа и маленького колючего ёжика, толстого бегемота и мягкого котика. Для этого потребуются звуки не только в разных регистрах, но и звуки на легато и стаккато. Расширению вокального диапазона способствует упражнение «вопросы – ответы». Оно строится на скользящей вверх вопросительной интонации и спускающейся вниз утвердительной. Выглядит это так: у-У? У-у!; у-О? У-о! и т.д. Последовательность гласных: У-О-А-Э-Ы. Соединяются звуки грудного и фальцетного режимов. Следить, чтобы рот свободно, широко открывался. Стараться минимизировать внешние движения губ. Так можно «поговорить» с гномиком, ежиком, мышкой, инопланетянином… Получается очень забавно. Выразительная мимика лица и соответствующие жесты руками являются элементом психогимнастики. 

  Вокальные упражнения требуют многократного повторения, а играя в фонетические игры, дети будут всегда увлечены певческим процессом. Они не занимают много времени и, выполняя роль распевания, делают занятие динамичным, формируют артистические и коммуникативные способности. 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие вокально-певческих навыков на занятиях вокального кружка

В данном материале  представлены методы и приемы работы над вокально-певческими навыками на занятиях вокального кружка в нашем детском саду...

Индивидуальная работа с детьми по развитию вокально-певческих навыков.

Воспитывать у детей интерес к певческой  деятельности. Создать радостную, доброжелательную атмосферу, которая способствует успешному  вхождению ребенка в мир вокального искусства....

Развитие вокально – певческих навыков у детей через исполнение произведений русского фольклора

Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать им очень много. В нем заключен большой потенциал эмоционального, музыкального и познавательного развития. Какую ...

Развитие вокально-певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке;  обогащаются переживания ребенка, эмоциональная отзывч...

Развитие вокально-певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Пение является важным средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребенка....

Формирование вокально-певческих навыков младших дошкольников с использованием игровых технологий

В данной разработке я представляю опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста по формированию и развитию вокально-певческих навыков с помощию игровых технологий...

развитие вокально-певческих навыков у старших дошкольников

  Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям....