развитие вокально-певческих навыков у старших дошкольников
методическая разработка (старшая группа)
Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.
С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы эстетического сознания, появляется потребность в художественной деятельности. Поэтому необходимо наполнить жизнь ребенка искусством, вводить его в мир музыки, театра, танца.
Одна из важнейших и самых сложных задач, требующих от нас, музыкальных педагогов, высокого профессионализма – это обучение детей пению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_vokalno-pevcheskih_navykov_u_starshih_doshkolnikov.docx | 99.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №56 «НАДЕЖДА» г. ОРСКА»
Обобщение опыта
на городском объединении музыкальных руководителей
Тема: «Развитие вокально-певческих навыков у старших дошкольников»
Подготовила:
музыкальный руководитель
Панакулова Ж.И.
г. Орск, 2019
«Без музыки трудно представить себе жизнь
человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бледна...
Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся».
(Дмитрий Шостакович)
Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.
С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы эстетического сознания, появляется потребность в художественной деятельности. Поэтому необходимо наполнить жизнь ребенка искусством, вводить его в мир музыки, театра, танца.
Одна из важнейших и самых сложных задач, требующих от нас, музыкальных педагогов, высокого профессионализма – это обучение детей пению.
Голос – это особое богатство, природный дар, данный человеку от бога. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. Музыкальный образ песни, благодаря словесному тексту, становятся понятным и близким детям. Это развивает у них эмоциональную отзывчивость на музыку – главную составляющую музыкальности. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное, ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением. В пении как, ни в каком другом виде музыкальной деятельности очень успешно развивается интонационный звуковысотный слух – одна из основных музыкальных способностей, без которой музыкальная деятельность невозможна вообще.
Также в последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению детского здоровья. Кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу – оздоровительно-коррекционную. Пение благотворительно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение позволяет адаптировать ребенка к сложным условиям или ситуациями при исполнении; сольное пение воспитывает самостоятельность, активность.
Дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для становления основных певческих навыков. Поскольку пение психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и другое, важно, чтобы голосообразование было правильно, чтобы ребенок испытывал ощущение комфорта, пел легко, с удовольствием.
Опираясь на вышесказанное мною было выбрано приоритетное направление в работе – это «Развитие вокально-певческих навыков у дошкольников», которое мы осуществляем в кружковой работе по дополнительной общеразвивающей программе «Волшебный микрофон».
Цель программы: приобщение дошкольников к вокальному искусству с использованием здоровьесберегающих технологий.
Для достижений цели были поставлены задачи:
Обучающие:
- формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения);
- формирование и совершенствование вокально-хоровых навыков;
- выработка правильного дыхания, звукообразования, интонирования, артикуляции;
- настрой детей на выразительное пение, попытки передать в песне характер, настроение, интонацию.
Развивающие:
- развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса, чувства ритма;
- развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции;
- развитие музыкальных и творческих способностей дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка, звуковой культуры речи воспитанников, связной речи и ее грамматического строя.
Воспитательные:
- воспитывать положительное отношение ребёнка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе;
- воспитывать уважительное отношение к культуре народа, страны, родного города, создавать положительную основу для воспитания патриотических чувств;
- приобщение к концертной деятельности, создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха;
Оздоровительные:
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье дошкольников;
- создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка;
- с помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма ( активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям);
- формировать правильную осанку, гигиенические навыки.
Для достижения поставленной цели и задач были подобраны следующие методы и приемы обучения:
- наглядно-слуховой;
- наглядно-зрительный;
- репродуктивный;
- словесный;
- игровой;
- импровизация сценического движения.
Одним из ведущих приемов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения.
Каждое занятие по вокалу имеет свою структуру:
- настройка певческих голосов (комплекс упражнений для работы над певческим дыханием
- дыхательная гимнастика;
Несколько дыхательных упражнений из дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.
Дыхательная гимнастика заключается в тренировке короткого, резкого, шумного вдоха через нос с частотой приблизительно 3 вдоха за две секунды с последующим абсолютно пассивным выдохом через нос или через рот.
Упражнение “ладошки” (разминочное )
Упражнение “обними плечи”
Упражнение “насос”
Упражнение “кошка».
- артикуляционная гимнастика;
Фонопедические игры на развитие артикуляционного аппарата.(метод Емельянова В.В.)
''Сказки о веселом Язычке''.
Цель: Научить ощущать мышцы артикуляционного аппарата, управлять ими (поднимать губы, двигать языком, эластично открывать рот).
- речевые упражнения;
ИНТОНАЦИОННО-РЕЧЕВАЯ ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ ЯЗЫЧКА» (О.Кацер, Игровая методика обучения детей пению)
Основным элементом этого упражнения является скользящая (глиссирующая), восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и, наоборот, с характерным «переломом» голоса, который называется «регистровый порог» (для детей «Вопрос - ответ»):
- пальчиковые игры;
Использую пальчиковые игры Е. Железновой, В. Коноваленко, О. Узоровой, которые чаще всего проводятся под музыку ( как попевки и песенки).
- игровой самомассаж;
Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом, что существенно помогает активизировать акупунктурные зоны, имеющие оздоровительную направленность. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим — сконцентрировать внимание, снять возбуждение.
- распевание (валеологические песенки-распевки);
Музыкальные занятия начинаю с валеологических песенок распевок. Несложные, добрые тексты (из программы « Здравствуй» М. Лазарева, « Системы музыкально- оздоровительной работы в детском саду» О.Н. Арсеневской и др.) и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.
« Доброе утро!» ( разработка О.Н. Арсеневской)
Доброе утро! Улыбнись скорее! (Поворачиваются друг к другу)
И сегодня весь день будет веселее. (поднимают руки вверх, выполняя фонарики)
Мы погладим лобик, носик и щечки. ( гладят)
Будем мы красивыми, как в саду цветочки!
Разотрем ладошки сильнее, сильнее ( трут ладошки)
А теперь похлопаем смелее, смелее! (Хлопают в ладоши )
Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем. ( трут ушки)
Улыбнемся снова, будьте все здоровы! ( разводят руки в стороны)
- работа над произведением;
- анализ занятия.
Весь процесс обучения над песней делится на 3 этапа:
- Начальный этап обучения – ознакомление, восприятие;
- Этап углубленного разучивания песни;
- Этап закрепления и совершенствования исполнения песни.
На начальном этапе работы над песней применяются наглядный и словесный методы. Новое произведение всегда показывается целиком, исполняются все куплеты максимально выразительно, чтобы дети поняли, к чему они должны стремиться при разучивании и исполнении песни. Далее используется образное слово, проводится беседа о характере песни, стремясь этим пробудить интерес к ней, желание ее выучить. Обращается внимание на настроение, переданное в музыке, пробуждающее детей к высказыванию о характере песни в целом, о смене настроения в ее частях. Например, если дети определили характер песни как ласковый, нежный, спокойный, им объясняется, что и петь ее надо напевно, протяжно.
На этапе углубленного разучивания песни, помимо наглядного и словесного методов, используется практический метод. Традиционно песня разучивается частями: фразами, предложениями, куплетами, начинаем обычно с первого куплета или припева, если он мелодически легко запоминается. На этом этапе большую роль играют упражнения для развития певческих навыков. Дети учатся по подражанию, поэтому показываются приемы исполнения, а их закрепление происходит на упражнениях. Упражнение даётся как распевание, пением песен. С их помощью дети разучивают трудные мелодические ходы, встречающиеся в песне. Работа над трудными мелодиями на материале самой песни требует многократных повторений, которые снижают интерес детей к песне. Поэтому упражнения, которые помогают преодолевать трудности, приобрести певческие навыки даются в игровой форме. При исполнении этих упражнений у детей постоянно тренируется певческий голос, развивается музыкальный слух, координация слуха и голоса, чистота интонации. .
На этапе закрепления и совершенствования исполнения песни дети уже овладели певческими навыками и свободно исполняют выученный материал . Исполняют песни с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Если песня полюбилась, дети поют ее по собственному желанию не только на занятиях. Они надолго запоминают ее, включают в игры, с удовольствием «выступают» перед зрителями.
Репертуар подбирается с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действиями должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание детей, кроме пения, занято танцевальными движениями или актерской игрой.
Программа «Волшебный микрофон» рассчитана на 3 года обучения и ориентирована на дошкольников от 4-7 лет. К каждой возрастной группе детей составлен тематический план, который включает 4 раздела:
- «За песенкой по лесенке»,
- «Этот удивительный ритм»,
- «Мы – артисты»,
- «Детское народное творчество».
Итак, систематичность в подходах к работе, варьирование разнообразных методических приемов, планомерное выполнение поставленных задач, последовательное (поэтапное) изучение новых песен, многократное использование знакомого материала, постепенное усложнение репертуара, дифференцированный подход к детям – все это позволило достичь положительных результатов в обучении и развитии вокальных навыков детей дошкольного возраста. Дети активно участвуют в праздниках,которые проходят в нашем детском саду а также в городских мероприятиях которые были в прошлом году-это вокальный конкурс « Голос "Дошколёнок"» и др.
Участие в концертах, выступления перед родителями и перед своими сверстниками – все это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые упражнения «Глаз – мысль – рука» в системе работы по развитию познавательной активности у старших дошкольников с ЗПР
Игровые упражнения «Глаз – мысль – рука» в системе работы по развитию познавательной активности у старших дошкольников с ЗПР...
Проект «Развитие патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным краем» для детей старшей группы.
Участники проекта – воспитатели, дети старшей группы и их родители.Тип проекта – педагогическийМасштаб – долгосрочный (сентябрь 2015г. – май 2016г.)Актуальность:У каждого из нас на свете есть ме...
Консультация для родителей старшей группы компенсирующей направленности "Развитие произвольного внимания у старших дошкольников"
В данной консультации раскрываются причины нарушения внирмания у детей; описываются приёмы развития произвольного внимания у старших дошкольников....
Методическая разработка по развитию связной монологической речи старших дошкольников с задержкой психического развития
Особенности формирования речевой деятельности, процесса овладения языком и навыками связных высказываний у детей с ЗПР до сих пор остаются недостаточно хорошо изученными.В практике коррекционной педаг...
Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников через организацию режиссёрской игры "Зоопарк" старшая группа
Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольниковчерез организацию режиссёрской игры «ЗоопаркВид проекта: информационно-творческий, игровой, познавательныйСроки реализации проекта: долгоср...
Консультация для родителей старшей группы компенсирующей направленности: «Причины нарушения внимания у детей. Приёмы развития произвольного внимания у старших дошкольников».
Консультация для родителей старшей группы компенсирующей направленности: «Причины нарушения внимания у детей. Приёмы развития произвольного внимания у старших дошкольников». Причины нарушений ...
Проект «Русские народные игры как средство развития физических качеств у старших дошкольников». Старшая группа «Сказка»
Проект направлен на привлечение дошкольников к изучению игр русского народа.Актуальность настоящего проекта определяется стремлением расширить познания дошкольников об истории русского народа , его ку...