Использование шумовых инструментов для развития музыкальности у дошкольников
учебно-методическое пособие по музыке

Мысова Ирина Александровна

Игра на музыкальных инструментах-один из видов детского исполнительства.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Игра на музыкальных инструментах - один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатление дошкольников, развивает их музыкальные способности. Программа воспитания в детском саду наряду с пением, музыкально-ритмическими движениями и слушанием музыки предполагает обучение детей игре на детских шумовых музыкальных инструментах. Давайте спросим себя: что будет делать ребенок, оказавшись в музыкальном зале и увидев там бубен? Конечно, он непременно его возьмет и начнет изучать – звенеть им, ударять по нему, доводя до полного изнеможения педагога. Затем ребенок будет бегать с ним и прыгать. И все это не молча, а что-нибудь, приговаривая или выкрикивая, а лицо его будет выражать самозабвенное счастье и радость, бьющую через край. Это и есть идея «элементарного музицирования» в его самом прямом проявлении – в невыразительном единстве речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном, импровизационном и обязательно радостном общении с музыкой. Игровое исследование звучащего мира начинается в самом раннем детстве: посудный оркестр на кухне, деревянные кубики и мебель, пищалки, свистульки, бумага, связки ключей, мешочек с орехами, куда можно запустить руку и услышать чудесный шорох. Раздражающие взрослых звуки доставляют детям наслаждение, и они готовы упиваться ими, особенно если получается ритмично. Дети безотчётно стремятся ко всем предметам, из которых они могут самостоятельно извлечь звуки. В роли музыкального инструмента с одинаковым успехом могут выступать и концертный рояль и расчёска. Детский игровой мир озвучен простейшими инструментами (звучащими предметами). Цель самостоятельной инструментальной игры – импровизационное звукоподражание. Вот в детской игре всходит солнце – и «дребезжание» на какой-нибудь железке вполне символично соответствует торжественности природного явления. Появляется кикимора – дети голосом или на свистульке тут же неподражаемо изобразят её причитание. Обязательным является использование на всех ступенях обучения самодельных шумовых инструментов. Самодельные инструменты позволяют начать процесс приобщения детей к музыке в отсутствии настоящих инструментов. В данном случае речь идёт не о том, что «голь на выдумки хитра». Идея использовать в работе с детьми самодельные инструменты и конструировать их вместе с детьми проста и мудра: детские музыкальные инструменты на первоначальной ступени должны быть игрушками в прямом и высоком значении этого слова. Музыкальными игрушками, которые будят творческую мысль, помогают понять, откуда и как рождаются звуки. Нам Оркестр нужен свой. Стали думать и гадать: Из чего его создать? И, немного оглядевшись, Стали дружно собирать банки из-под майонеза, Ключи, пробки из железа, от орехов скорлупу и другую чепуху! Принес папа инструмент: дрель, сверло и клей «Момент», Мама - крупы и мешочки, нитки, пуговки, шнурочки, Ножницы, бумагу, скотч… Ну, и я помочь не прочь – кое-что еще взяла, И пошли кипеть дела! Вышло что, друзья, у нас, Расскажу я вам сейчас!!! В своей музыкальной практике с детьми, мы используем различные музыкальные инструменты, сделанные своими руками! Разделенные на две группы: звучащие и незвучащие. #1041;убенцы «Веселые ребята» «Яблонька». Бубенчики издают мелодичный звук, купить их можно в магазинах для рыболовов. Инструменты с бубенцами и колокольчиками понравятся даже малышам. Звуком бубенчиков можно сопровождать песни и пляски. Бубенцы способствуют развитию чувства ритма и музыкального слуха, улучшают мелкую моторику рук, координацию движений, развивают музыкальную память, творческое и логическое мышление. Инструмент удобно держать за палочку. Для привлечения внимания можно сделать основу игрушки в виде головы человечка, зверушки и т.п. #1047;венящие браслетики. Звенящий браслетик на липучке или же на резинке можно надевать на ручку малыша. Кстати, очень удобно во время прогулки — вы всегда услышите, где ваш кроха, когда рядом много детишек. #1050;астаньеты. Кастаньеты отлично тренируют координацию движений и моторику, особенно, если задействованы обе руки. Вам понадобятся спичечные коробки и грецкие орехи. Чем крупнее скорлупки, тем ниже звук. Различие в высоте звучания будет хорошо заметно, если орехи будут в 1, 5-2 раза отличаться по размерам. Для правой и левой руки можно сделать разное звучание. Так же кастаньеты можно сделать из картона и металлических крышек. ;Ритмо-палочки». Способствует развитию чувства ритма. Упражнения с ритмо-палочками очень хорошо воздействуют на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал. Звучание этих ритмо-палочек, напрямую зависит от дерева, от размера и т.д. 5. «Молоточки». Этот музыкальный инструмент вызывает особый восторг у детей дошкольного возраста, сначала они смотрят на него с умилением и не пониманием, «На них разве можно играть?», первый вопрос который увидев их задают мне дети! Не только можно, но и нужно… Упражнения с использованием «детских ложечек», так же способствуют развитию чувства ритма у детей. ;Волшебные ключики». Давно забытые ключи. Чем не шумелка для меломана? Прикрепите их на палочку или карандаш и вручите малышу. ;Металлофон».Надоело наступать босыми ногами на разбросанные по дому карандаши и фломастеры? Сделайте из них музыкальный инструмент. Ттттрррррень сверху вниз и снизу вверх… ;Барабаны».Кто бы мог подумать, что лопнувшие воздушные шарики еще пригодятся. Натяните их на баночки — и барабаны готовы! ;Маракасы». Маракасы можно сделать из любых емкостей. Внутрь попробуйте насыпать различные крупы, бусинки — звук будет отличаться. 10Ксилофон из сосновых палочек. Из круглых деревянных палочек разной длины делаем подвесной ксилофон. Его можно использовать для спонтанной или ритмичной звукоподражательной импровизационной игре.Способ звукоизвлечения: ударом палочки, для изготовления понадобится 6 палочек разной длины26,21,19,15,13,7см, нить. С двух сторон насквозь делаем отверстия с помощью электродреля. Соединяются палочки между собой нитью, каждую палочку закрепляем узелками. Длина нити между палочек 1 см. От этого хотя не зависит звук инструмента, но передает к инструменту ;Сыпучки». Баночки разной емкости и величины так же можно наполнить различными крупами (горох, фасоль, гречка и тд), звучание всегда будет отличаться. Так же мы используем в процессе музыкального развития и незвучащие музыкальные инструменты. ;Незвучащие мешочки». Темные тканевые мешочки с не звучащим наполнением. #1050;артинки с нотным станом с имитацией фортепиано. Развивает воображение и мелкую моторику, обычно детям очень нравится представлять как будто они великие исполнители этюдов, полек и т.д. ;Балалайка», «Гусли», «Гитара». Порадовать юного музыканта можно вот такими инструментами. Струны будут «звонче», если сделать их из толстой лески. Лёгкость самостоятельных действий с нетрадиционными инструментами, возможность манипуляций являются основными факторами педагогического успеха в работе с детьми. Музицирование на нетрадиционных музыкальных инструментах помогает детям дошкольного возраста найти свои собственные формы общения с музыкой, по-новому услышать мир звуков. Через собственное прикосновение ребёнок узнаёт каким может быть звук от удара, поглаживания, потряхивания предмета, постукивания одним пальцем, ладошкой и т.д. Играя на самодельных инструментах, дети понимают: все, что их окружает - звучит, и каждый звук может стать музыкой. Нужно только постараться услышать эту музыку. Может быть, вас заинтересовали какие - то музыкальные инструменты? предлагаем вам рассмотреть их поближе, самим ощутить всю прелесть их и доброту и простоту изготовления, особенно если вы их будете мастерить вместе с детьми. Тогда прекрасный мир музыки наполнится для вас и ваших воспитанников новыми интересными звуками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метафорического инструмента в развитии коммуникативных навыков дошкольников

Метафорические карточки могут послужить вам помощником в развитии коммуникативных навыков дошкольников. Используя этот инструмент в своей работе вы сможете раскрыть потенциал каждого ребёнка, научитес...

Использование шумовых инструментов в музыкальном воспитании дошкольников

Шумовые инструменты способствуют развитию у детей звуковысотного, тембрового, динамического и ритмического слуха, музыкальной памяти, познавательную, волевую сферы ребенка, такие личностные качества, ...

Музыкальное занятие с использованием шумовых инструментов

Дети заходят в спортивный зал под спортивный марш и строятся в шеренгу).Музыкальный руководитель проводит музыкальное приветствиеМузыкальный руководитель.-Ребята, у нас в детском саду произошло несчас...

Консультация для педагогов «Использование современных музыкальных диатонических инструментов в развитии музыкальности и творчества дошкольников»

Консультация рассказывает о современных диатонических детских музыкальных инструментах. Об их использовании в работе музыкального руководителя для развития музыкальности и творчества дошкольников....

Методические рекомендации по использованию шумовых инструментов из подручного материала.

Методические рекомендации по использованию шумовых инструментов из подручного материала....