Консультация для педагогов «Использование современных музыкальных диатонических инструментов в развитии музыкальности и творчества дошкольников»
консультация
Консультация рассказывает о современных диатонических детских музыкальных инструментах. Об их использовании в работе музыкального руководителя для развития музыкальности и творчества дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для педагогов | 28.56 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 3»
«Использование современных музыкальных диатонических инструментов в развитии музыкальности и творчества дошкольников»
Слободян Ольга Анатольевна,
музыкальный руководитель
высшей категории
Курск
1. Реализуя основные задачи ФГОС ДО, мы используем в образовательной деятельности по музыкальному развитию современные формы и методы обучения. Любое обучение должно быть ярким, интересным!
Кто из нас в детстве не пробовал играть в шумовой оркестр – стучать ложкой по столу, греметь крышками кастрюль, палкой стучать по железной трубе, барабанить ботинками по полу… Эти ритмические игры привлекают нас с детства!
Игре на детских музыкальных инструментах в любом дошкольном образовательном учреждении должно уделяться особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, динамической приспособляемости, способности к взаимному слушанию, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, повышению самооценки, расширяет музыкальное воспитание ребенка. Самое главное, что ребенок посредством игры на музыкальном инструменте самовыражается. Дети слышат звучание детских музыкальных инструментов и играют сами (в зависимости от возраста) во время различных видов деятельности: пения, музыкально-ритмических движений, слушания, развлекательных игр.
Работа по обучению игре на музыкальных инструментах проводится организованно и последовательно. Знакомство с инструментами осуществляется на непосредственно образовательной деятельности, музыкальных развлечениях, досугах и во время индивидуальной работы с детьми.
На каких инструментах играют дети в детском саду?
- Стандартные барабаны, ложки, металлофоны, ксилофоны, бубны, трещотки и т. д… Мы тоже с детьми играем на этих инструментах. Но шагая в ногу со временем, я не могла пройти мимо новых современных разновысотных музыкальных инструментов: диатонических колокольчиков (два вида) и трубок Boomwhackers. А также познакомиться с системой музицирования «Цветные ноты» с использованием этих инструментов, т.к. совместное музицирование на диатонических инструментах способствует развитию и формированию:
- мелкой и крупной моторики,
- слуховой, зрительной и тактильной способности к восприятию,
- чувства ритма, музыкального, гармонического, полифонического, тембрового, динамического слуха,
- музыкальной памяти, внимания (дети играют по цветным партитурам),
- навыков вербального и невербального общения,
- дисциплинированности,
- целеустремлённости,
- ответственности за правильное исполнение своей партии,
- готовности и умения действовать в коллективе,
- творческого отношения к процессу обучению.
Эти диатонические музыкальные инструменты легко создают как ритм, так и мелодию. Их можно использовать в различных видах музыкальной деятельности дошкольников: играть во всевозможные игры, танцевать, играть в оркестре, организовывать игры на развитие фантазии, воображения, внимания, игры на ориентирование в пространстве.
Все музыкальные комплекты состоят из 8 штук инструментов. Каждый инструмент имеет своё звучание от ноты «до» 1-й октавы, до ноты «до» 2-й октавы, повторяя расположение белых фортепианных клавиш.
В нашем детском саду мы приобрели два комплекта диатонических колокольчиков и один комплект «бумвокерсов».
Диатонические колокольчики – это ударные музыкальные инструменты с определенной высотой звука, отличающиеся особой нежностью и прозрачностью. Диатонические колокольчики – прекрасный музыкальный инструмент для детей разных возрастов, начиная от самых маленьких. Колокольчик берут правой рукой за ручку, зажав его в кулаке и прижать его к плечу – это исходная позиция. Так как колокольчики не требуют палочек, каких-то дополнительных умений – ребенку очень удобно извлекать приятные мелодично насыщенные звуки (встряхнув колокольчиком или нажав на кнопку). И этот нежный хрустальный звук очень радует исполнителей.
«Бумвокерс» – это музыкальные инструменты, относящиеся к классу ударных, – цветные перкуссионные пластиковые трубки. Звук из них извлекается ударом по звучащему телу (руке, дереву, металлу и т.д.) «Бумвокерсы» звучат по-разному в зависимости от цвета и размера – каждому оттенку соответствует отдельная нота в октаве. Синхронно звучащие музыкальные трубки легко создают как ритм, так и мелодию. Появились они относительно недавно – их изобрел Грег Рамсел (США) в 1995 г. Эти инструменты все более и более активно используются не только педагогами-музыкантами, но и применяются в музыкальной терапии и логопедии.
Занятия по игре на этих музыкальных инструментах проходят как в индивидуальной, так и в групповой форме. Один комплект инструментов предназначен для работы с группой детей из 8 человек. Для работы со всеми детьми, следует использовать несколько наборов диатонических колокольчиков или бумвокерсов, тогда один звук будут играть несколько детей. Здесь каждый ребёнок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей, что приводит к психологической раскованности и помогает справиться с излишней застенчивостью и скованностью, формируя дружелюбную атмосферу в группе.
Знакомство и первый опыт игры на инструментах начинается с младшего возраста. Дети пробуют играть на «бумвокерсах» как на дудочке, превращают их в «лошадок», смотрят в трубки как в подзорную трубу и т. д. Колокольчики – капельки дождика. На непосредственно образовательной деятельности мы играем в «Цветной оркестр», в речевые игры с потешками, озвучиваем сказки.
У детей 4-5 лет активно развивается ритмический слух. Это позволяет использовать на занятии ритмическую гимнастику, разнообразные ритмические игры и элементы речевого музицирования.
Дети старшего возраста придумывают ритмические импровизации, играют в оркестре, используя цветные партитуры.
Сегодня я хочу познакомить вас с системой музицирования «Цветные ноты». Цветная партитура является доступным и интересным способом знакомства детей с миром музыки и формирование художественного вкуса.
В природе много разных цветов. А все музыкальные знаки черного цвета и, конечно же, не вызывают у детей большого интереса. Но если добавить немного волшебства и сделать ноты цветными, тогда появится интерес.
Кто же объединил цвета и музыку? Впервые Александр Скрябин расположил ноты по цветовому спектру. Семь нот – семь цветов радуги. Все гениальное — просто!
Красный – до 1-й октавы
Оранжевый – ре 1-й октавы
Желтый – ми 1-й октавы
Зеленый – фа 1-й октавы
Голубой – соль 1-й октавы
Синий – ля 1-й октавы
Сиреневый – си 1-й октавы
Белый (в наборе «бумвокерс» красный)– до 2-ой октавы.
Постепенно цветные ноты стали использовать для обучения музыкальной грамоте детей по всему миру.
Система музицирования «Цветные ноты» – это способ не только освоить нотную грамоту, но и интересный способ развития интеллекта ребёнка. Общий принцип всех инструментов системы «Цветные ноты» – 7 нот – 7 цветов – 7 предметов.
Цветные партитуры могут быть различных вариантов:
- для упражнений,
- для игр,
- концертные.
На партитурах нарисованы цветные кружки, прямоугольники, фигурки – ноты соответствующие цвету инструмента. На длительность звука указывает размер кружка или предмета – ноты: маленькая – короткий звук, большая нотка – долгий. Короткий звук играется одним частым ударом. Долгий –
продолжительным.
Педагог показывает ноты с помощью указки. Дети начинают играть в тот момент, когда указка покажет ноту, совпадающую с цветом колокольчика у вас в руке, и играть до тех пор, пока указка показывает на ноту. Если в партитуре есть слова, то петь их следует по такому же принципу.
Удобно использовать видеопартитуры, которые подсказывают ребенку точное начало звучания его инструмента во время звучания музыки.
На начальном этапе обучения колокольчики лучше раздавать в порядке звукоряда, так удобнее проводить предварительную работу при разучивании партитур. Так же следует использовать музыкальные игры для развития внимания, быстроты реакции и совершенствование контроля за движением руки, в которой находится инструмент.
Умелое и грамотное использование «Цветной» нотной грамоты музыкальным руководителем и воспитателями является интересным и доступным методом в процессе музыкального воспитания дошкольников в области музицирования.
Обучаясь игре на диатонических инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания инструментов. У них улучшается качество пения, музыкально-ритмических движений.
Эти инструменты очень просты в использовании. Почувствовав в себе способность играть, ребенок верит в свои возможности! И поэтому, в процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности. Для многих детей игра на этих инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
Детское музицирование обогащает ребенка впечатлениями, оказывает воздействие на развитие его творческих способностей, формирует моральный облик. Музыкальный опыт, который дети приобретают на занятиях, позволяет успешно применять полученные знания на детских праздниках, развлечениях и, конечно заниматься самостоятельной музыкальной деятельностью.
Благодаря диатоническим инструментам, музицирование для ребят стало самым любимым делом. Дети чувствуют себя настоящими артистами, ведь они играют не на шумовых инструментах, а на музыкальных, издающих настоящие музыкальные звуки!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Использование современных технологий в речевом развитии дошкольников"
Консультация...
Консультация для педагогов "Использование современных технологий в художественно - эстетическом развитии дошкольников"
Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сф...
Консультация для педагогов "Использование современных образовательных технологий для развития мыслительных операций дошкольников дошкольников"
Консультация для педагогов "Использование современных образовательных технологий для развития мыслительных операций дошкольников дошкольников"...
Консультация для педагогов "Использование геокешинга как педагогического инструмента в процессе всестороннего развития дошкольников в условиях детского сада
Знакомство педагогов с геокешингом и его применение в воспитательном процессе....
Консультация для педагогов. «Использования нетрадиционной техники рисования как средства развития детского изобразительного творчества».
Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изобразительное ...
Консультация для педагогов "Использование современных технологий в художественно - эстетическом развитии дошкольников"
В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать ...
Консультация для педагогов "Использование современных технологий в художественно-эстетическом развитии дошкольников"
В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные...