План работы по самообразованию на 2017-20178 учебный год Тема: «Развитие творческих способностей через восприятие музыки, песню, движение»
календарно-тематическое планирование по музыке
Музыка – один из видов искусства, который обращён непосредственно к человеческому чувству. Музыка располагает своими специфическими средствами воздействия на состояние человека, она воздействует на человека с самых первых дней его жизни. В дошкольном возрасте у ребёнка ещё не сложились принятые в обществе стереотипы вкусов, мышления. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их представления о музыке всех времён и стилей. Накопление разнообразных музыкальных впечатлений позволяет формировать у детей интонационный музыкальный опыт. Музыка помогает в нравственно-эстетическом развитии ребёнка, так как музыка – источник благородства сердца и души, это язык чувств. Музыка помогает открыть в человеке любовь к людям, готовность творить красоту, и, наконец, музыка – это источник мысли и огромное средство самовоспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.doc | 87 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Булжамуур»
Иволгинского района Республики Бурятия
План работы по самообразованию
на 2017-20178 учебный год
Тема: «Развитие творческих способностей через восприятие музыки, песню, движение»
Подготовил:
Учитель ритмики
Ринчинова Н.К.
2017-2018 г.
Пояснительная записка
«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок – музыкантом или врачом, ученым или рабочим, задача педагогов – воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление»
К. Орф
Музыка – один из видов искусства, который обращён непосредственно к человеческому чувству. Музыка располагает своими специфическими средствами воздействия на состояние человека, она воздействует на человека с самых первых дней его жизни. В дошкольном возрасте у ребёнка ещё не сложились принятые в обществе стереотипы вкусов, мышления. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их представления о музыке всех времён и стилей. Накопление разнообразных музыкальных впечатлений позволяет формировать у детей интонационный музыкальный опыт. Музыка помогает в нравственно-эстетическом развитии ребёнка, так как музыка – источник благородства сердца и души, это язык чувств. Музыка помогает открыть в человеке любовь к людям, готовность творить красоту, и, наконец, музыка – это источник мысли и огромное средство самовоспитания.
Мир музыки, музыкальная деятельность очень близки детям. В восприятии музыки, оценке, творчестве ребёнок видит собственную значимость. В процессе музыкальной деятельности дети знакомятся с лучшими образцами народной и классической музыки, что способствует обогащению их духовного мира.
Помочь детям почувствовать красоту и силу воздействия музыки – задача сложная. Музыкально-образовательная деятельность развивает воображение, эстетический вкус, формирует нравственно - эмоциональную сферу.
Музыкальная деятельность – сочетание всех видов музыкальной деятельности в процессе музыкального развития. В современной теории и методике воспитания дошкольников развитие творческих способностей включает в себя: восприятие музыки, использование разных жанров, разных стилей и эпох; исполнительство (пение, игра на музыкальных инструментах и музыкально-ритмические движения) ; творчество (песенное, танцевальное и игровое, музицирование на инструментах) ; музыкально-образовательную деятельность (сообщение сведений общего характера о музыке и специальных знаний о способах исполнительства) ; музыкально-игровую деятельность (театрализованные музыкальные игры, игры с пением, музыкально-дидактические игры, музыкально-ритмические игры) .
Музыкальная игра – деятельность детей, связанная с активным слушанием музыки в процессе движения; средство музыкального воспитания, способствующее развитию творческих способностей .
«Человек овладевает и родной речью, и азбукой музыкальной культуры – способностью воспринимать, понимать, чувствовать, переживать красоту мелодии только в годы детства. Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии. Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую высоту культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту – маленький человек осознаёт своё достоинство».
В. А. Сухомлинский.
Актуальность
Музыкальная деятельность способствует развитию творческих способностей воспитанника, оптимизации его эмоционального состояния, характера самооценки, личностных качеств, взаимодействию со сверстниками и взрослыми.
Современное понимание проблемы музыкального воспитания и развития творческих способностей детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры.
Игровой метод – это основной механизм обучения, который позволит: помочь детям войти в мир музыки без ущерба здоровью, создать предпосылки к формированию творческого мышления; благополучной психологической среде, способствовать практическому усвоению музыкальных знаний с использованием здоровьесберегающих технологий.
Цель: повышать педагогическую компетентность в вопросе развития творческих способностей воспитанников через восприятие музыки, песню, движение и использования здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
- Изучение современных технологий использования различных музыкальных видов деятельности в процессе развития творческих способностей воспитанников.
- Изучение основных психолого-педагогических условий, способствующих большей эффективности музыкального развития воспитанников на музыкальных занятиях.
- Изучение современной технологии проверки эффективности проведенной работы по развитию музыкально-творческих способностей воспитанников.
- Изучение технологии развития творческих способностей детей воспринимать музыку (чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание), воображение, фантазии и творческие способности, развитие потребности самовыражения в движении под музыку, музыкальной памяти, двигательных качеств и умений (развитие ловкости, точности координации движений), чувства уверенности в себе.
- Анализирование литературы по теме самообразования.
- Обогащение духовного мира воспитанников через высокохудожественные образцы музыкального искусства и приобщение к истокам мировой и русской народной культуры.
- Развитие эмоциональной сферы воспитанников, способствование удовлетворению их эстетических потребностей, вкуса, развитию эстетической оценки.
- Повышение собственного уровня знаний, путём изучения необходимой литературы по теме самообразования.
- Изучение литературы по улучшению предметно – развивающей среды в группах.
- Изучение и подбор песенного материала для разных тематических уголков.
- Подбор, изучение и изготовление дидактического материала по теме самообразования для занятий и организации самостоятельной деятельности воспитанников.
- Изучение и подбор музыкального материала для прослушивания на занятиях, составление картотеки музыкальных произведений.
- Разработка системы творческих заданий, способствующих музыкально-творческому развитию воспитанников.
№п/п | Раздел изучаемой литературы | Формы работы | Сроки проведения | Практические выходы |
1 | Самореализация и изучение методической литературы | Подобрать методическую литературу по теме самообразования Знакомство и анализ новинок учебно-методической литературы Изучить подобранную методическую литературу Постоянное пополнение музыкальной медиатеки для творческой деятельности Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через методическую литературу и Интернет Провести мониторинг, целью которого является – определение особенности организации процесса творческой деятельности с воспитанниками Изучить литературу: Гогоберидзе А.Г. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста», «Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие». – СПб., ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010 (выделить материал, соответствующий теме, составить конспект) Презентация по теме: «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях» Изучение и применение опыта других музыкальных руководителей Открытое занятие для педагогов (с применением ИКТ) Мастер-класс «Использование ИКТ на музыкальных занятиях» Разработать сценарий «В гостях у Феи красоты» (музыкально-эстетическое воспитание) Отчетный концерт «Весенняя капель» Провести мониторинг музыкально-творческих способностей воспитанников Итоги работы за учебный год Трансляция собственного опыта на интернет – сайте nsportal/ru | Сентябрь-Октябрь В течение года Ноябрь Ноябрь-Декабрь Январь В течение года Январь Февраль Март Апрель Май Май В течение года | Повышение собственного профессионализма Анализ мониторинга Конспект по изученной теме Выступление на педагогическом совете Повышение собственного профессионализма Открытый просмотр Открытый просмотр Досуг «В гостях у феи Красоты» Выступление воспитанников на концерте Анализ мониторинга Отчет на педагогическом совете |
2 | Работа с воспитанниками | Цикл бесед «Внимательно слушаем музыку» Провести первичный мониторинг детей с целью выявления уровня развития творческих способностей. Всероссийский конкурс «Золотая осень» (подготовка к участию) Хореографический кружок «Каблучок» (работа по подгруппам и индивидуально с учетом индивидуальных особенностей детей) Постоянно включать в ООД комплексы упражнений, включающих здоровьесберегающие технологии Приобщение воспитанников к сольным выступлениям на новогоднем празднике Использовать для творчества детей музыкальные новинки Подготовка к открытому просмотру ООД (разучивание песен, танцев, игра на детских музыкальных инструментах) Мастер-класс «Детские музыкальные инструменты своими руками» Подготовка к празднику 8 марта (разучивание песен, стихов, танцев, индивидуальная работа) Подготовка к отчетному концерту «Весенняя капель» (разучивание песен, танцев, стихов, сценок, игра на детских музыкальных инструментов Подготовка к выпускному утреннику «До свиданья, детский сад!» (разучивание песен, танцев, сценок, игра на детских музыкальных инструментах» Мониторинг | Сентябрь-Октябрь Ноябрь Ноябрь В течение года Декабрь Декабрь В течение года Январь Февраль Март Апрель Май Май | Конспект Анализ мониторинга Видеосъемка Выступления коллектива «Каблучок» на праздниках и мероприятиях различного уровня Использование на занятиях индивидуально-разработанных комплексов упражнений для развития вокально-певческих и ритмических навыков в игровой форме Выступление на новогоднем празднике Проведение праздников и развлечений с применением ИКТ Проведение ООД Проведение мастер-класса (совместно с родителями) Праздник 8 марта Выступление воспитанников на концерте (совместно с родителями) Праздник «До свиданья, детский сад!» Анализ мониторинга |
3 | Работа с педагогами | Индивидуальная беседа: «Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста» Консультация на тему: «Использование игровых приемов в процессе обучения детей музыкально-ритмическим движениям» Методическая шкатулка «Музыкальные игры для творческого развития малышей» Выставка работ воспитателей «Музыкально-дидактические игры» Консультация: «Использование пальчиковых игр Е.Железновой в самостоятельной деятельности» Анкетирование воспитателей: «Музыкальные потребности детей» Презентация «Вокальное развитие дошкольников» Оформление с воспитателями стен- газеты на тему «Мы танцуем круглый год» Разработать совместно с воспитателями занятия по различным образовательным областям с интеграцией в них музыкальной деятельности | Сентябрь Октябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Май В течение года | Памятка Конспект Конспект, презентация музыкальных игр Подведение итогов выставки Выступление на педагогическом совете Анализ результатов анкетирования Выступление на педагогическом часе Стенгазета Конспекты |
4 | Работа с родителями | Совместное проведение праздников Выявление и развитие музыкальных, творческих способностей ребёнка дошкольника Консультации для родителей по теме: «Роль музыкально ритмических движений в развитии детей» Совместный праздник «День матери» Выставка «Золотые мамины ручки» Методическая шкатулка «Музыкальные игры для малышей», «Как организовать досуг детей дома» Родительская гостиная «Какую музыку мы слушаем дома» Стендовая информация: Русские народные песни и танцы, как средство воспитания патриотизма и нравственных качеств День открытых дверей Подготовка к празднику «До свиданья, детский сад» (разучивание совместных номеров с детьми, песен и танцев) | В течение года Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Март Апрель Май | Участие родителей в праздниках: «Золотая Осень», «День ребенка», «День матери», «Новый год», «День защитника Отечества», «Мамин праздник», «До свиданья, детский сад» Памятка Конспект Совместное участие в празднике родителей и детей Стендовая информация Участие в проведении родительской гостиной Материал для стенда Участие родителей в Дне открытых дверей (посещение занятий) Выпускной праздник |
5 | Перспективы работы | Продолжать работу по развитию музыкально-творческих способностей воспитанников Планировать дальнейшие выступления творческого коллектива «Каблучок» на мероприятиях различного уровня Развивать сольное исполнительство у воспитанников на сцене перед аудиторией Перспективы дальнейшего творческого роста воспитанников после окончания детского сада |
Литература:
- «Вокально-хоровая работа в детском саду» М.Картушина
- «Учимся петь и танцевать, играя» А.Евтодьева
- «Музыка, дети, здоровье» О.Кацер, С.Коротаева
- «Музыкальное воспитание в детском саду» Н.Ветлугина
- Логопедические распевки Т.Овчинникова
6. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой
7. «Сценарии оздоровительных досугов», автор М.Ю.Картушина
- «Танцевальная мозаика», автор С.Л.Слуцкая
- «Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду», автор О.Н.Арсеневская
- «Танцы, игры, упражнения для красивого движения» авторы: М.А.Михайлова, Н.И.Воронина
11. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – СПб., ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010
12. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М., 1982
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Материалы содержат рекомендации музыкальному руководителю для музыкальных занятий, на которых дети не только обучаются практическим музыкальным умениям и навыкам, но и расширяют свои творческие ...
Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста
Каждый ребенок обладает своеобразным сочетанием способностей и личных качеств. Известно, что у дошкольников ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобразительны в передаче интонаций, под...
Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей дошкольного возраста.
Мною была разработана и написана часть образовательной программы дошкольного образования с учетом ФГОС ДО в образовательной области "Художественно- эстетическое развитие"...
Тема самообразования: «Развитие творческих способностей через восприятие музыки, песню, движение»
В начале учебного года мной был составлен индивидуальный план работы по теме самообразования: «Развитие творческих способностей детей через восприятие музыки, песню, движение».Актуальность...
Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста. «Музыка – воображение – фантазия – сказка – ...»
Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста. «Музыка – воображение – фантазия – сказка – ...»...
Тема самообразования: «Развитие творческих способностей через восприятие музыки, песню, движение»
Тема самообразования:«Развитие творческих способностей через восприятие музыки, песню, движение»...
Развитие творческих способностей через восприятие музыки, песню, движение для детей с 6 до 7 лет
Развитие творческих способностей через восприятие музыки, песню, движение для детей с 6 до 7 лет...