План работы по самообразованию на 2017-20178 учебный год Тема: «Развитие творческих способностей через восприятие музыки, песню, движение»
календарно-тематическое планирование по музыке

Ринчинова Наталья Константиновна

Музыка – один из видов искусства, который обращён непосредственно к человеческому чувству. Музыка располагает своими специфическими средствами воздействия на состояние человека, она воздействует на человека с самых первых дней его жизни. В дошкольном возрасте у ребёнка ещё не сложились принятые в обществе стереотипы вкусов, мышления. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их представления о музыке всех времён и стилей. Накопление разнообразных музыкальных впечатлений позволяет формировать у детей интонационный музыкальный опыт. Музыка помогает в нравственно-эстетическом развитии ребёнка, так как музыка – источник благородства сердца и души, это язык чувств. Музыка помогает открыть в человеке любовь к людям, готовность творить красоту, и, наконец, музыка – это источник мысли и огромное средство самовоспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_po_samoobrazovaniyu.doc87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Булжамуур»

Иволгинского района Республики Бурятия

План работы по самообразованию

на 2017-20178 учебный год

Тема: «Развитие творческих способностей через восприятие музыки, песню, движение»

Подготовил:

Учитель ритмики

Ринчинова Н.К.

2017-2018 г.

Пояснительная записка

 «Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок – музыкантом или врачом, ученым или рабочим, задача педагогов – воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление»

К. Орф

Музыка – один из видов искусства, который обращён непосредственно к человеческому чувству. Музыка располагает своими специфическими средствами воздействия на состояние человека, она воздействует на человека с самых первых дней его жизни. В дошкольном возрасте у ребёнка ещё не сложились принятые в обществе стереотипы вкусов, мышления. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их представления о музыке всех времён и стилей. Накопление разнообразных музыкальных впечатлений позволяет формировать у детей интонационный музыкальный опыт. Музыка помогает в нравственно-эстетическом развитии ребёнка, так как музыка – источник благородства сердца и души, это язык чувств. Музыка помогает открыть в человеке любовь к людям, готовность творить красоту, и, наконец, музыка – это источник мысли и огромное средство самовоспитания.

Мир музыки, музыкальная деятельность очень близки детям. В восприятии музыки, оценке, творчестве ребёнок видит собственную значимость. В процессе музыкальной деятельности дети знакомятся с лучшими образцами народной и классической музыки, что способствует обогащению их духовного мира.

Помочь детям почувствовать красоту и силу воздействия музыки – задача сложная. Музыкально-образовательная деятельность развивает воображение, эстетический вкус, формирует нравственно - эмоциональную сферу.

Музыкальная деятельность – сочетание всех видов музыкальной деятельности в процессе музыкального развития. В современной теории и методике воспитания дошкольников развитие творческих способностей включает в себя: восприятие музыки, использование разных жанров, разных стилей и эпох; исполнительство (пение, игра на музыкальных инструментах и музыкально-ритмические движения) ; творчество (песенное, танцевальное и игровое, музицирование на инструментах) ; музыкально-образовательную деятельность (сообщение сведений общего характера о музыке и специальных знаний о способах исполнительства) ; музыкально-игровую деятельность (театрализованные музыкальные игры, игры с пением, музыкально-дидактические игры, музыкально-ритмические игры) .

Музыкальная игра – деятельность детей, связанная с активным слушанием музыки в процессе движения; средство музыкального воспитания, способствующее развитию творческих способностей .

«Человек овладевает и родной речью, и азбукой музыкальной культуры – способностью воспринимать, понимать, чувствовать, переживать красоту мелодии только в годы детства. Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии. Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую высоту культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту – маленький человек осознаёт своё достоинство».

В. А. Сухомлинский.

Актуальность

Музыкальная деятельность способствует развитию творческих способностей воспитанника, оптимизации его эмоционального состояния, характера самооценки, личностных качеств, взаимодействию со сверстниками и взрослыми.

Современное понимание проблемы музыкального воспитания  и развития творческих способностей детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры.

Игровой метод – это основной механизм обучения, который позволит:  помочь детям войти в мир музыки без ущерба здоровью, создать предпосылки к формированию творческого мышления; благополучной психологической среде,  способствовать практическому усвоению музыкальных знаний с использованием здоровьесберегающих технологий.

Цель: повышать педагогическую компетентность в вопросе развития творческих способностей воспитанников через восприятие музыки, песню, движение и  использования здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

- Изучение  современных технологий использования различных  музыкальных видов деятельности в процессе развития творческих способностей воспитанников.

- Изучение основных психолого-педагогических условий, способствующих большей эффективности музыкального развития воспитанников на музыкальных занятиях.

- Изучение современной технологии проверки эффективности проведенной работы по развитию музыкально-творческих способностей воспитанников.

- Изучение технологии развития  творческих способностей детей воспринимать музыку (чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание), воображение, фантазии и творческие способности, развитие  потребности самовыражения в движении под музыку, музыкальной памяти, двигательных качеств и умений (развитие ловкости, точности координации движений), чувства уверенности в себе.

- Анализирование литературы по  теме самообразования.

- Обогащение духовного мира воспитанников через высокохудожественные образцы музыкального искусства и приобщение к истокам мировой и русской народной культуры.

- Развитие эмоциональной сферы воспитанников, способствование  удовлетворению их эстетических потребностей, вкуса, развитию эстетической оценки.

- Повышение  собственного уровня знаний, путём изучения необходимой литературы по теме самообразования.

- Изучение литературы по улучшению предметно – развивающей среды в группах.

- Изучение и подбор песенного материала для разных тематических уголков.

- Подбор, изучение и изготовление дидактического материала по теме самообразования для занятий и организации самостоятельной деятельности воспитанников.

- Изучение и подбор музыкального материала для прослушивания на занятиях, составление картотеки музыкальных произведений.

- Разработка  системы творческих заданий, способствующих музыкально-творческому развитию воспитанников.

№п/п

Раздел изучаемой литературы

Формы работы

Сроки проведения

Практические выходы

1

Самореализация и изучение методической литературы

Подобрать методическую литературу по теме самообразования

Знакомство и анализ новинок учебно-методической литературы

Изучить подобранную методическую литературу

Постоянное пополнение музыкальной медиатеки для творческой деятельности

Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через методическую литературу и Интернет

Провести мониторинг, целью которого является – определение особенности организации процесса творческой деятельности с воспитанниками

Изучить литературу: Гогоберидзе А.Г. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста», «Современные   педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие». – СПб., ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010 (выделить материал, соответствующий теме, составить конспект)

Презентация  по теме:

«Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

Изучение и применение опыта других музыкальных руководителей

Открытое занятие для педагогов (с применением ИКТ)

Мастер-класс «Использование ИКТ на музыкальных занятиях»

Разработать сценарий «В гостях у Феи красоты» (музыкально-эстетическое воспитание)

Отчетный концерт «Весенняя капель»

Провести мониторинг музыкально-творческих способностей воспитанников

Итоги работы за учебный год

Трансляция собственного опыта на интернет – сайте nsportal/ru

Сентябрь-Октябрь

В течение года

Ноябрь

Ноябрь-Декабрь

Январь

В течение года

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Май

В течение года

Повышение собственного профессионализма

Анализ мониторинга

Конспект по изученной теме

Выступление на педагогическом совете

Повышение собственного профессионализма

Открытый просмотр

Открытый просмотр

Досуг «В гостях у феи Красоты»

Выступление воспитанников на концерте

Анализ мониторинга

Отчет на педагогическом совете

2

Работа с воспитанниками

Цикл бесед  «Внимательно слушаем музыку»

Провести первичный мониторинг детей с целью выявления уровня развития творческих способностей.

Всероссийский конкурс «Золотая осень» (подготовка к участию)

Хореографический кружок «Каблучок» (работа по подгруппам и индивидуально с учетом индивидуальных особенностей детей)

Постоянно включать в ООД комплексы упражнений, включающих здоровьесберегающие технологии

Приобщение воспитанников к сольным выступлениям на новогоднем празднике

Использовать для творчества детей музыкальные новинки

Подготовка к открытому просмотру ООД (разучивание песен, танцев, игра на детских музыкальных инструментах)

Мастер-класс «Детские музыкальные инструменты своими руками»

Подготовка к празднику 8 марта (разучивание песен, стихов, танцев, индивидуальная работа)

Подготовка к отчетному концерту «Весенняя капель» (разучивание песен, танцев, стихов, сценок, игра на детских музыкальных инструментов

Подготовка к выпускному утреннику «До свиданья, детский сад!» (разучивание песен, танцев, сценок, игра на детских музыкальных инструментах»

Мониторинг

Сентябрь-Октябрь

Ноябрь

Ноябрь

В течение года

Декабрь

Декабрь

В течение года

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Май

Конспект

Анализ мониторинга

Видеосъемка

Выступления коллектива «Каблучок» на праздниках и мероприятиях различного уровня

Использование на занятиях индивидуально-разработанных комплексов упражнений для развития вокально-певческих и ритмических навыков в игровой форме

Выступление на новогоднем празднике

Проведение праздников и развлечений с применением ИКТ

Проведение ООД

Проведение мастер-класса (совместно с родителями)

Праздник 8 марта

Выступление воспитанников на концерте (совместно с родителями)

Праздник «До свиданья, детский сад!»

Анализ мониторинга

3

Работа с педагогами

Индивидуальная беседа:

«Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста»

Консультация на тему: «Использование игровых приемов в процессе обучения детей музыкально-ритмическим движениям»

Методическая шкатулка  «Музыкальные игры для творческого развития малышей»

Выставка работ воспитателей «Музыкально-дидактические игры»

Консультация: «Использование пальчиковых игр Е.Железновой в самостоятельной деятельности»

Анкетирование  воспитателей: «Музыкальные потребности детей»

Презентация «Вокальное развитие дошкольников»

Оформление с воспитателями стен-

газеты на тему «Мы танцуем круглый год»

Разработать совместно с воспитателями занятия по различным образовательным областям с интеграцией в них музыкальной деятельности

Сентябрь

Октябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Май

В течение года

Памятка

Конспект

Конспект, презентация музыкальных игр

Подведение итогов выставки

Выступление на педагогическом совете

Анализ результатов анкетирования

Выступление на педагогическом часе

Стенгазета

Конспекты

4

Работа с родителями

Совместное проведение праздников

Выявление и развитие музыкальных, творческих способностей ребёнка дошкольника

Консультации для родителей по теме: «Роль музыкально ритмических

 движений в развитии детей»

Совместный праздник «День матери»

Выставка «Золотые мамины ручки»

Методическая шкатулка  «Музыкальные игры для малышей», «Как организовать   досуг детей дома»

Родительская гостиная «Какую музыку мы слушаем дома»

Стендовая информация:

Русские народные песни и танцы, как средство воспитания патриотизма и нравственных качеств

День открытых дверей

Подготовка к празднику «До свиданья, детский сад» (разучивание совместных номеров с детьми, песен и танцев)

В течение года

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Март

Апрель

Май

Участие родителей в праздниках: «Золотая Осень», «День ребенка», «День матери», «Новый год», «День защитника Отечества», «Мамин праздник», «До свиданья, детский сад»

Памятка

Конспект

Совместное участие в празднике родителей и детей

Стендовая информация

Участие в проведении родительской гостиной

Материал для стенда

Участие родителей в Дне открытых дверей (посещение занятий)

Выпускной праздник

5

Перспективы работы

Продолжать работу по развитию музыкально-творческих способностей воспитанников

Планировать дальнейшие выступления творческого коллектива «Каблучок» на мероприятиях различного  уровня

Развивать сольное исполнительство у воспитанников на сцене перед аудиторией

Перспективы дальнейшего творческого роста воспитанников после окончания детского сада

Литература:

  1. «Вокально-хоровая работа в детском саду» М.Картушина
  2. «Учимся петь и танцевать, играя» А.Евтодьева
  3. «Музыка, дети, здоровье» О.Кацер, С.Коротаева
  4. «Музыкальное воспитание в детском саду» Н.Ветлугина
  5. Логопедические распевки Т.Овчинникова

      6. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой
7. «Сценарии оздоровительных досугов», автор М.Ю.Картушина

  1. «Танцевальная мозаика», автор С.Л.Слуцкая
  2.   «Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду», автор О.Н.Арсеневская
  3. «Танцы,  игры, упражнения для красивого движения» авторы: М.А.Михайлова, Н.И.Воронина

       11. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Детство с музыкой. Современные   педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – СПб., ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010

        12. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М., 1982


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Материалы содержат рекомендации музыкальному руководителю для  музыкальных занятий, на которых дети не только обучаются практическим музыкальным умениям и навыкам, но и расширяют свои творческие ...

Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста

Каждый ребенок обладает своеобразным сочетанием способностей и личных качеств. Известно, что у дошкольников ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобразительны в передаче интонаций, под...

Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей дошкольного возраста.

Мною была  разработана и написана часть образовательной программы дошкольного образования с учетом ФГОС ДО в образовательной области "Художественно- эстетическое развитие"...

Тема самообразования: «Развитие творческих способностей через восприятие музыки, песню, движение»

В начале учебного года мной был составлен индивидуальный план работы по теме самообразования: «Развитие творческих способностей детей через восприятие музыки, песню, движение».Актуальность...

Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста. «Музыка – воображение – фантазия – сказка – ...»

Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста. «Музыка – воображение – фантазия – сказка – ...»...

Тема самообразования: «Развитие творческих способностей через восприятие музыки, песню, движение»

Тема самообразования:«Развитие творческих способностей через восприятие музыки, песню, движение»...

Развитие творческих способностей через восприятие музыки, песню, движение для детей с 6 до 7 лет

Развитие творческих способностей через восприятие музыки, песню, движение для детей с 6 до 7 лет...