Методическая разработка
методическая разработка по музыке (младшая группа)

Козлова Елена Юрьевна

Методическая разработка "Использование пальчиковых игр на музыкальном занятии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchivye_igry.docx25.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

 

 

 

Методическая разработка

«Использование пальчиковых игр на музыкальном занятии для развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста»

   

 

Выполнила музыкальный руководитель

Козлова Елена Юрьевна детский сад № 55 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург-2024

 

«Использование пальчиковых игр на музыкальном занятии для развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста»

 

Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

В последнее время современные дети говорят все хуже и хуже.

Данный вопрос очень беспокоит родителей и педагогов. Поскольку уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, я в своей работе пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.  

В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики рук способствует развитию высших корковых функций (память, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность). 

Развитие мелкой моторики характеризуется как один из способов развития речи детей и подготовки их к школьному обучению. 

  Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.

Занятия пальчиковыми играми способствуют расширению словарного запаса, а если стихотворение не проговаривать, а напевать — то и музыкального слуха.

Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Пальчиковые игры детей раннего возраста - один из самых продуктивных и эффективных методов развития. Благодаря пальчиковым играм детям даются легче не только знания, но и происходит процесс воспитания, что влияет на гармоничное физическое, интеллектуальное, а также умственное развитие ребенка.

Развитие речи и мелкой моторики посредством пальчиковой игры невозможно без руководства взрослого. Для проведения данной работы необходимо я использовала различные методы и приемы:

  наглядный метод работы - показ, как должны двигаться пальцы при проведении пальчиковой гимнастики;

  словесный метод работы - проговаривание потешек, стихотворений при проведении пальчиковой гимнастики; заучивание наизусть стихотворений, потешек;

  практический метод работы - пальчиковая игра.

 

Этапы разучивания игр:

1.                 Взрослый сначала показывает игру с пальцами сам.

2.                 Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребенка.

3.                 Взрослый и ребенок выполняют движения одновременно, педагог проговаривает текст.

4.                 Ребенок выполняет движения с необходимой помощью педагога, который произносит текст.

5.                 Ребенок выполняет движения самостоятельно, текст произносят вместе.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр.

Важно помнить, что пальчиковые игры следует проводить согласно возрасту ребенка, иначе детям быстро они разонравятся, поскольку некоторые упражнения будет сложно выполнять, а порой и неинтересно.

Все виды движений выполняются в медленном темпе, сначала одной рукой, затем другой, а потом двумя руками вместе. Также возможна работа только одной рукой. Первоначально дети знакомятся с ладонью, названием пальцев руки, выполняют элементарные движения (хлопки, прятанье рук за спину и т.д.). Имитируются энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик и т.д). Составляются простые фигуры из пальцев и ладоней (колечко, ковшик), простые фигуры из пальчиков одной руки (зайчик, коза), согласованные действия двумя руками (домик, ворота). Педагог показывает образец положения пальцев во время пальчиковой игры, помогает, поправляет малыша.

Потешки или небольшие стихотворение читаются до игры 3-4 раза, рассматриваются иллюстрации, задаются вопросы: «Как зайка шевелит ушами?», «Как курочка открывает рот?» и т.д. При необходимости оказывается помощь ребёнку в выполнении движений.

С ребёнком так же рассматриваются фигурки животных, фотографии, отмечаются характерные особенности того или иного объекта, побуждая ребенка к звукоподражанию.

Перед началом упражнений дети разогревают ладошки лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

Каждая игра имеет свое название, проводится в течение нескольких минут, два-три раза в день.

Ни в коем случае не принуждайте ребенка к игре, если он не хочет. Попытайтесь узнать, по какой причине он не желает заниматься. Может ему не нравится определенная игра или у него просто нет настроения, а может он приболел?

Не следует ставить сразу перед ребенком несколько задач. Например, показывать движения пальцами и произносить текст одновременно.

Всегда поощряйте ребенка за его старания в игре и никогда не ругайте, если что-то у него не получается

Пальчиковые игры – это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребенка, стимулирующая его развитие. Проведение с детьми пальчиковых игр способствует развитию у них мелкой моторики рук, улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость, скованность. О пальчиковых играх можно говорить, как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале.

В жизни ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста это этап, в ходе которого обучающийся может открывать для себя новых друзей, а в его жизни появляются новые занятия. На этом этапе развития ребёнка важное место занимают именно пальчиковые игры, так как основные развивающие материалы подаются детям в игровой форме.

Приемы, применяемые при пальчиковых играх

             Разминание Можно организовать пальчиковую игру таким образом, чтобы дети разминали руки друг другу. Некоторые упражнения требуют участия обеих рук, что позволяет малышам научиться ориентироваться в таких понятиях, как «вправо-влево», «вверх-вниз», «вперед-назад».

             Массажные движения создают благоприятные условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов к другим. В зависимости от темпа проведения массаж может быть быстрым, средним и медленным. В первом случае повышается возбудимость нервной системы. При медленном массаже она, напротив, снижается. Если приемы выполняются в среднем темпе, обеспечивается успокаивающий эффект. Любой массаж снимает утомление, повышает физическую и умственную активность, вызывает легкость и бодрость.

               Поглаживание Его следует выполнять ритмично, спокойно, свободно и легко скользя по коже кончиками пальцев или ладонью. Поглаживания могут быть прямолинейными, спиралевидными, зигзагообразными, попеременными, продольными, кругообразными и комбинированными. Кроме того, применяются щипцеобразные, гребнеобразные поглаживания и просто глажение.

             Растирание В отличие от поглаживания при этом производится определенное давление на поверхность и рука не скользит по ней, а как бы немного сдвигает кожу, образуя впереди складку. Растирание выполняется подушечками пальцев или ладонью и также бывает зигзагообразным, спиралевидным и прямолинейным.

             Вибрация Весьма полезным массажным приемом в пальчиковых играх является вибрация, к которой относятся похлопывание, рубление, поколачивание, встряхивание, потряхивание и т. д. Она оказывает сильное воздействие на нервную систему. Так, слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная снижает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость.

             Массаж пальцев В процессе пальчиковых игр большое внимание уделяется массажу самих пальцев. При этом применяется несколько видов растирания: кругообразное подушечками пальцев, кругообразное ребром ладони, спиралевидное основанием ладони, зигзагообразные и прямолинейные «щипцы». Кроме всех перечисленных массажных приемов, во время игр активно используются встряхивание и поглаживание пальцев.

Все эти  приемы несут ребенку только здоровье.

 

Виды пальчиковых игр:

Название

Содержание

Цель

«Игры – манипуляции ловкие ручки»

Интересны игры и упражнения Г. Ф. Вихаревой для детей младшего дошкольного возраста под аккомпанемент. Эти игры рекомендуются с рифмованной подсказкой к заданным движениям. Тексты помогают детям ребенок в каждом пальчике видит определенный образ.

("Сорока-белобока", "Этот пальчик хочет спать", "Ладушки-ладушки")

Развитие речи, памяти, мышления, слухового восприятия; обогащение словарного запаса детей.

«Действия с предметами»

Ребёнок сначала разбирает, а затем собирает по кольцу пирамидку, соблюдая величину колец. В первый раз задание выполняется под замедленную музыку. Затем под музыку в нормальном темпе и, наконец, под музыку, исполняемую в ускоренном темпе. Аналогично проводятся игры с матрешками, вкладышами, кубиками.

Развитие тонких движений пальцев и кистей рук:


«
Мозаика»

Крупная, мелкая, напольная мозаика.

-выкладывание «по замыслу» (собери цветочек из лепестков)

-выкладывание «лучиков» и «дорожек»  разного цвета (солнышко и дождик);

-выкладывание узора по образцу пазлы-вкладыши;.

развитие творческих способностей, воображения, координации движений рук.   Ориентировка на плоскости, закрепление знаний цветов.  

Сюжетные пальчиковые упражнения

изображение предметов мебели и транспорта, птиц, домашних и диких животных, деревья, насекомых и т.д.

"Пальчики здороваются", "Грабли", "Цветы", "Ежик".

Развитие речи, памяти, мышления, слухового восприятия; обогащение словарного запаса детей.

Пальчиковые упражнения кинезиологические (гимнастика мозга)

"Колечко" — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо.

"Кулак - ребро - ладонь" — последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола .

"Ухо-нос" - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

Компенсация работы левого полушария;

Развитие внимания, сосредоточенности.

Игры, включающие самомассаж пальцев и кистей рук

Под спокойную музыку дети катают между ладонями граненый карандаш (движение ладоней вперёд-назад) или грецкий орех (движение по кругу). Важно не прекращать движение и не выронить

предмет из руки.

применяются традиционные массажные движения - растирание, разминание, пощипывание, надавливание. «Капуста», «Ежик».

развитие мелкомоторных навыков

«Театр в руке»

Разыгрывание небольшого сюжета под стихотворное сопровождение и музыку. «У оленя дом большой», «Закаляка».

Эти игры развивают память и внимание, повышают общий тонус, снимают эмоциональное напряжение.

Адаптационные пальчиковые игры

Любые игры со стихотворным сопровождением, понятным детям.

Позволяют наладить доверительные отношения между взрослым и ребенком;

Помогают  детям преодолеть стрессовые ситуации, связанные с протеканием процесса адаптации;

Дарят малышам минуты радости,  вызывают у них  положительное отношение к детскому саду. 

Пальчиковые игры полезны для развития ребёнка-дошкольника. Они увлекательны, содержательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Если говорить о возрастных потребностях, то в возрасте 5–7 лет ребёнку интересно показывать не отдельные картинки (зайчик шевелит ушами, волк крадётся, птичка летит), а целые сюжеты.

Таким образом можно даже разыграть пальчиковый спектакль. С детьми младшего дошкольного возраста нужно предварительно «порепетировать»., то есть проработать пальчиками все движения. Например, попросить ребёнка изобразить птицу, скрестив ладони перед собой или показать густой лес, подняв руки вверх, приложить указательные пальцы к голове, изображая козлёнка и т. д. Движения нужно уточнять и разнообразить.

Таким образом, развитие речи ребёнка будет не просто нудным занятием для детей, а познавательной, увлекательной и полезной игрой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...