Откуда берутся звуки?
опыты и эксперименты по музыке (старшая группа)

Мысова Ирина Александровна

Звуки окружают нас всю жизнь и посюду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkuda_berutsya_zvuki.doc43.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Откуда берутся звуки музыки?

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни. Аристотель писал: «Музыка - необходимый душевный атрибут человеческого существования».

Музыкальные инструменты возникли в глубокой древности, при археологических раскопках найдены инструменты, относящиеся к 2-3 вв. до нашей эры, которые являются прообразами ныне существующих.

Первые музыкальные инструменты изготавливались из костей животных, в них выдалбливались отверстия для вдувания воздуха.

Также были широко распространены различные ударные инструменты (колотушка, трещотка, погремушка из высушенных плодов с косточками внутри).

Потом люди начали использовать высушенную кожу, натягивая ее на пустой сосуд. Духовые музыкальные инструменты использовали звукоизвлечение путем вдувания воздуха. Материалом для них были стебли тростника, камыша, даже раковины, а позже дерево и металл.

В настоящее время существует два типа музыкальных инструментов-народные и возникшие на их основе инструменты симфонического оркестра. В обоих типах инструментов есть несколько основных групп: духовые, ударные, струнные.

В произведениях мировых классиков Моцарта, Шопена, Глинки красоту и совершенство, восхищающее взрослого, часто оставляет малыша совершенно равнодушным. Воспринимать классику у него еще нет духовных сил. Дорога к классике - это долгое восхождение. На высокую гору нельзя запрыгнуть. На нее можно только взойти.

Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е годы XX века стал известный музыкальный деятель и педагог Николай Афанасьевич Метлов. Стремился создать четкую систему музыкального воспитания детей, включающую слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах. Подчеркивал важность проведения развлечений и праздников в детских садах. Разработал методику слушания музыки, в которой большое внимание уделяется тщательному отбору инструментальных и вокальных произведений. Он является первым автором программ музыкальных дисциплин по подготовке педагогов-музыкантов и воспитателей детских садов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом смешанного). Провёл большую работу по созданию и по совершенствованию конструкции детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд металлофона и ксилофона. Игра на музыкальных инструментах - один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатление дошкольников, развивает их музыкальные способности.

Программа воспитания в детском саду наряду с пением, музыкально-ритмическими движениями и слушанием музыки предполагает обучение детей игре на детских шумовых музыкальных инструментах.

Давайте спросим себя: что будет делать ребенок, оказавшись в музыкальном зале и увидев там бубен? Конечно, он непременно его возьмет и начнет изучать – звенеть им, ударять по нему, доводя до полного изнеможения педагога. Затем ребенок будет бегать с ним и прыгать. И все это не молча, а что-нибудь, приговаривая или выкрикивая, а лицо его будет выражать самозабвенное счастье и радость, бьющую через край. Это и есть идея «элементарного музицирования» в его самом прямом проявлении – в невыразительном единстве речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном, импровизационном и обязательно радостном общении с музыкой.

Игровое исследование звучащего мира начинается в самом раннем детстве: посудный оркестр на кухне, деревянные кубики и мебель, пищалки, свистульки, бумага, связки ключей, мешочек с орехами, куда можно запустить руку и услышать чудесный шорох. Раздражающие взрослых звуки доставляют детям наслаждение, и они готовы упиваться ими, особенно если получается ритмично. Дети безотчётно стремятся ко всем предметам, из которых они могут самостоятельно извлечь звуки. В роли музыкального инструмента с одинаковым успехом могут выступать и концертный рояль, и расчёска.

Детский игровой мир озвучен простейшими инструментами (звучащими предметами). Цель самостоятельной инструментальной игры – импровизационное звукоподражание. Вот в детской игре всходит солнце – и «дребезжание» на какой-нибудь железке вполне символично соответствует торжественности природного явления. Появляется кикимора – дети голосом или на свистульке тут же неподражаемо изобразят её причитание.

Обязательным является использование на всех ступенях обучения самодельных шумовых инструментов. Самодельные инструменты позволяют начать процесс приобщения детей к музыке в отсутствии настоящих инструментов. В данном случае речь идёт не о том, что «голь на выдумки хитра». Идея использовать в работе с детьми самодельные инструменты и конструировать их вместе с детьми проста и мудра: детские музыкальные инструменты на первоначальной ступени должны быть игрушками в прямом и высоком значении этого слова. Музыкальными игрушками, которые будят творческую мысль, помогают понять, откуда и как рождаются звуки.

В музыкальной практике с детьми можно использовать различные музыкальные инструменты, сделанные своими руками. Вот некоторые из них:

1.Бубенцы «Веселые ребята» «Яблонька». Бубенчики издают мелодичный звук, купить их можно в магазинах для рыболовов. Инструменты с бубенцами и колокольчиками понравятся даже малышам. Звуком бубенчиков можно сопровождать песни и пляски. Бубенцы способствуют развитию чувства ритма и музыкального слуха, улучшают мелкую моторику рук, координацию движений, развивают музыкальную память, творческое и логическое мышление. Инструмент удобно держать за палочку. Для привлечения внимания можно сделать основу игрушки в виде головы человечка, зверушки и т.п.

2.Звенящие браслетики. Звенящий браслетик на липучке или же на резинке можно надевать на ручку малыша. Кстати, очень удобно во время прогулки — вы всегда услышите, где ваш кроха, когда рядом много детишек.

3.Кастаньеты. Кастаньеты отлично тренируют координацию движений и моторику, особенно, если задействованы обе руки. Вам понадобятся спичечные коробки и грецкие орехи. Чем крупнее скорлупки, тем ниже звук. Различие в высоте звучания будет хорошо заметно, если орехи будут в 1, 5-2 раза отличаться по размерам. Для правой и левой руки можно сделать разное звучание. Так же кастаньеты можно сделать из картона и металлических крышек.

4.«Ритмо-палочки». Способствует развитию чувства ритма. Упражнения с ритмо-палочками очень хорошо воздействуют на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал. Звучание этих ритмо-палочек, напрямую зависит от дерева, от размера и т.д.

5. «Молоточки». Этот музыкальный инструмент вызывает особый восторг у детей дошкольного возраста.

6.«Волшебные ключики». Давно забытые ключи. Чем не шумелка для меломана? Прикрепите их на палочку или карандаш и вручите малышу.

7.«Металлофон». Надоело наступать босыми ногами на разбросанные по дому карандаши и фломастеры? Сделайте из них музыкальный инструмент.

8.«Барабаны». Кто бы мог подумать, что лопнувшие воздушные шарики еще пригодятся. Натяните их на баночки — и барабаны готовы!

9.«Маракасы». Маракасы можно сделать из любых емкостей. Внутрь насыпать различные крупы, бусинки — звук будет отличаться.

10.«Сыпучки». Баночки разной емкости и величины так же можно наполнить различными крупами (горох, фасоль, гречка и тд), звучание всегда будет отличаться.

11.«Незвучащие мешочки». Темные тканевые мешочки с не звучащим наполнением.

12.Картинки с нотным станом с имитацией фортепиано. Развивает воображение и мелкую моторику, обычно детям очень нравится представлять, как будто они великие исполнители этюдов, полек и т.д.

13.«Балалайка», «Гусли», «Гитара». Струны будут «звонче», если сделать их из толстой лески.

Даже не имея специального музыкального образования, не владея методикой обучения игры на профессиональных музыкальных инструментах, можно привить детям интерес к красивым мелодичным звукам, если в музыкальный уголок группы добавить инструменты, сделанные своими руками, руками воспитанников и их родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наглядная информация для родителей «Откуда берутся болезни»

В материале представлены причины некоторых  заболеваний (ОРЗ, плоскостопие и т.д.) и их профилактика....

Что такое дислексия, или откуда берутся гении?

В презентации рассмотрены формы дислексии, речевая и неречевая симптоматика дислексии, психологические аспекты дислексии, а также мифы о дислексии...

Исследовательская деятельность на тему: «Откуда берутся мыльные пузыри?»

Исследовательская деятельность на тему: «Откуда берутся мыльные пузыри?» Цель: провести исследования имеющихся рецептовмыльных пузырей, выявить наиболее эффективный из них....

Исследовательская деятельность на тему: «Откуда берутся мыльные пузыри?»

Исследовательская деятельность на тему: «Откуда берутся мыльные пузыри?» Цель: провести исследования имеющихся рецептовмыльных пузырей, выявить наиболее эффективный из них. Задачи: познакоми...

"Откуда берутся агрессивные дети?"

Буклет "Откуда берутся агрессивные дети?" создан для родителей и любых других взрослых. раскрываются причины возникновения детской агрессии, формы агрессии. Даны рекомендации, как наиболее эффективно ...

Откуда берутся звуки?

Конспект мастер-класса по теме "Откуда берутся звуки?"...

Развлечение "Откуда берутся грязнули?"

Развлечение для детей среднего дошкольного возраста о чистоте, порядке, гигиене....