Проект "Весёлый ритм"
проект
Проект по развитию чувства ритма у старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vesyolyy_ritm.docx | 29.32 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Иркутска детский сад №1
Рассмотрено педагогическим советом
МБДОУ г. Иркутска И.О. заведующего МБДОУ г. Иркутска
детский сад № 1 детский сад № 1
Протокол № Гончарова О. И. ____________
от 2021 г.
Проект
«Весёлый ритм»
Для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет
Составитель:
Музыкальный руководитель
Калинина О. Н.
Паспорт проекта: Проект по развитию чувства ритма у старших дошкольников.
Название проекта: «Весёлый ритм».
Составитель: Музыкальный руководитель Калинина О. Н.
Тип проекта: Долгосрочный.
Вид проекта: Игровой, творческий.
Этапы проекта:
I этап - подготовительный
II этап - практический
III этап – заключительный
Срок реализации: 2021-2022 учебный год
Возраст детей: 5-7 лет
Участники проекта: Музыкальные руководители, воспитатели, дети старших и подготовительных групп, родители.
Проблема: Можно ли научиться играть на музыкальных инструментах как взрослые?
Цель: Развивать ритмический слух у детей старшего дошкольного возраста посредством игры на детских музыкальных инструментах.
Или Формировать осознанное отношения к ритму во всех видах музыкальной деятельности, как к одному из средств музыкальной выразительности.
Задачи проекта:
Для педагога:
- сформировать музыкальные способности, слышать различный ритмический рисунок в музыке, умение передавать его хлопками, голосом, на детских музыкальных инструментах;
- развивать чувство ритма, тембровый и динамический слух;
- развивать эстетическое восприятие, музыкальную память, внимание;
- вызвать интерес к ритмическим играм и упражнениям;
Для родителей:
- привлечение родителей к участию в мастер - классе;
- повышение интереса к ритмической деятельности, удовлетворение от совместной деятельности с детьми;
- убеждение, что создание условий по развитию чувства ритма дома, способствуют развитию музыкально-творческих способностей детей.
Для воспитателей:
- создают условия для самостоятельной творческой деятельности в группе;
- проводят беседы, закрепляют с детьми игры и упражнения, разученные на музыкальных занятиях;
- проявляют активность во взаимодействии с родителями.
Форма занятий – групповая, индивидуальная, дистанционная.
Актуальность проекта:
Музыкальная деятельность невозможна без развитого чувства музыкального ритма, которое является одной из основных музыкальных способностей ребенка. У детей часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма.
При проведении мониторинга, не все дети справились с заданием воспроизвести ритмический рисунок с помощью голоса, хлопков или танцевальных движений; выяснилось, что у детей музыкально-ритмические навыки недостаточно сформированы, дети замкнуты, двигательная активность слабая, недостаточно хорошо развита речь и координация движений. Поэтому, появилось актуальная необходимость в разработке данного проекта, который поможет в работе с детьми, для развития чувства ритма. Развитое чувство ритма является залогом успешной музыкальной деятельности, оказывает благоприятное влияние на физическое развитие детей, способствует становлению творческой личности ребенка.
Ожидаемые результаты:
- возрастет интерес к музыкально-ритмической деятельности;
- накопление детьми музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с ритмическими упражнениями и играми.
-умение детей через ритмические картинки понять и воспроизводить ритмический рисунок музыкальных произведений;
- умение самостоятельно придумывать собственный ритмический рисунок;
- развитие речевой активности детей, активный словарь должен пополниться новыми словами.
1 этап. Подготовительный.
Сроки | Мероприятия |
Сентябрь-октябрь | Изучение методической литературы по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста. |
В течение года | Разработка конспектов к ООД. |
Ноябрь-март | Подбор игр и упражнений на развитие чувства ритма. |
В течение года | Приобретение и изготовление атрибутов для игр и упражнений на развитие чувства ритма. |
2 этап. Практический.
Сроки | Работа с детьми |
Октябрь | Исследование чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста. |
Ноябрь | Знакомство с речевыми ритмическими играми и упражнениями. |
Декабрь | Игры с палочками, с картинками, знакомство с длительностями и ритмическими карточками. |
В течение года | Использование музыкально-ритмических игр и упражнений для улучшения развития чувства ритма. |
Ноябрь-декабрь | Работа с воспитателями Мастер-класс для воспитателей: «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях через ритмические игры и упражнения». |
Декабрь | Пополнение предметно-развивающей среды группы по теме проекта. |
Январь | Мастер-класс «Сказки - шумелки». |
Работа с родителями | |
Ноябрь | Анкетирование |
Декабрь | Памятка для родителей «Этот удивительный ритм» |
Декабрь | Мастер-класс «Изготовление музыкальных орешков» |
Февраль | Изготовление книжки-малышки «Шумовые инструменты» |
Март | Мастер-класс «Изготовление маракасов» |
3 этап. Заключительный
Сроки | Мероприятия |
Декабрь | Участие в МО «Школа педагогического мастерства» с темой: «Развитие чувства ритма на музыкальных занятиях у детей старшего дошкольного возраста посредством видеосказок» |
Апрель | Тематическое мероприятие «Где живет Король Ритм?» |
Повторное исследование с использованием тех же методик и заданий | |
Апрель-май | Создание методической разработки по обогащению развивающей предметно пространственной среды «Инструменты делаем сами – своими руками» https://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-razrabotka-instrumenty-delaem-sami-svoimi-rukami.html |
Апрель-май | Анализ деятельности |
Май | Концерт для родителей и детей «Музыкальная шкатулка» |
- Этапы реализации проекта:
1 . Подготовительный этап.
- изучение методической литературы педагогов новаторов (Тютюнниковой Т.Э., Новоскольцевой И.А., Каплуновой И.М., Гринер В.А., Волкова Г.А., Румер М.А., Бурениной А.И., Чурикова Е.В.);
- разработка конспектов к музыкальным занятиям;
- восприятие и воспроизведение несложных ритмических рисунков;
- подбор игр и упражнений на развитие чувства ритма:
1. «Имена и ритмы». Цель: упражнять в прохлопывании и пропевании своего имени.
2. «Подбери картинку». Цель: упражнять в различении и назывании жанра музыки (песня, танец, марш).
3. «Слушай и повтори». Цель: упражнять в воспроизведении ритмического рисунка на ДМИ.
4. «Эхо» - упражнять в запоминании ритма и воспроизведении его при пропевании слов.
5. «Передай ритм» - развивать ритмический слух, умение воспроизводить ритмический рисунок.
6. «Где спрятался ритм» - упражнять в соотнесении ритма со схемой.
7. «Выложи ритм» - упражнять в схематизации ритма.
8. «Прохлопай по схеме» - упражнять в воспроизведении ритмического рисунка по схеме.
9. «Шаг и бег» - упражнять в соотнесении движений с музыкой.
10. «Повтори движение» - упражнять в воспроизведении заданного движения в определенном ритме.
Музыкально-ритмическая игра: «Маракас играет».
Используется три шумовых инструмента – маракас, барабан и ладоши, а на проигрыш обладатель инструмента придумывает свой ритм.
1. Маракас играет, весело звенит, песню начинает, мягко он шуршит.
2. Барабан хохочет, всюду «бам» да «бом»,
Песню продолжает очень громко он.
3. Бубен наш играет «рон-тон-пати-тон», песню украшает серебристый звон.
11. Сыграй по ритмической партитуре:
2. Основной этап.
- Усложнение ритмических рисунков:
- в стихах, в речевых ритмических играх, в играх с палочками, с использованием ритмических картинок, карточек;
- Развитие чувства ритма:
-в пении, в восприятии музыки, в музыкально-ритмических движениях, в играх на детских музыкальных инструментах.
Речевые ритмические игры.
1. «Топ-топ, топотушки».
Топ-топ, топотушки (топаем, отмечая метрический пульс)
Скачет зайка на опушке (прохлопываем фразы по очереди)
Скачет ежик на пеньке, скачет чижик на сучке.
Скачет песик на крылечке, скачет котик возле печки
Скачет мышка возле норки, скачет козочка на горке.
Скачет утка на реке, черепаха на песке!
Топ-топ, топотушки (топаем), пляшут лапки, пляшут ушки (хлопаем)
Пляшут рожки и хвосты… что стоишь? Пляши и ты! (разводим в стороны)
2. «Шла веселая собака».
Шла веселая собака, чики-брики-гав! (прохлопываем ритм)
А за ней бежали гуси, головы задрав (скользящие хлопки в ритме)
А за ними поросенок, чики-брики-хрю! (шлепки по коленям)
Чики-брики, повтори-ка, что я говорю! (протопываем ритмический рисунок).
3. «Зайчик» (речевой твистер).
Длинноухий озорник, в огород ходить привык.
Он по грядкам прыгать стал, всю капусту потоптал.
Мы за ним, он скок-поскок, с огорода наутек.
- В играх с палочками:
«Палочки-игралочки», «Палочка-выручалочка».
- В музыкально-ритмических движениях.
1. Упражнение «Послушай и прохлопай».
Цель: упражнять в восприятии ритмического рисунка – сильные хлопки, слабые хлопки и чередование сильных и слабых хлопков (варианты: хлопки, шлепки, притопы); комплексы хлопков, состоящих из различного количества с короткими и длинными паузами.
2. «Музыкальные стульчики». Цель: упражнять в передаче ритма с помощью шумовых или музыкальных инструментов.
3. «Повтори – придумай ритм». Цель: развивать умение придумывать и повторять ритм при игре на ДМИ.
4. «Быстро и медленно». Цель: упражнять в выполнении музыкально-ритмических движений в соответствии с ритмом музыки.
5. Ритмическая игра: «Добрый жук».
Цель: вырабатывать у детей быстроту реакции, внимание, умение действовать коллективно, развивать координацию движений (в таких играх используются звучащие жесты – хлопки, шлепки по коленям, щелчки).
6. Поэтическое музицирование – озвучиваем любое стихотворение или сказку. Например, возьмем стихотворение «Ночь».
Поздней ночью двери пели, песню долгую скрипели (трещотка)
Подпевали половицы – «Нам не спится, нам не спится» (кастаньеты)
Ставни черные дрожали и окошки дребезжали (колокольчик)
И забравшись в уголок, печке песню пел сверчок (свистулька).
7. Сказка «Теремок» (дети учатся различать звучание инструментов по тембрам, развивается чувство ансамбля, владение темпом, динамикой).
8. Поем молча, упражнение «Испорченная пластинка».
Песня В. Шаинского «Кузнечик». Поем и одновременно сопровождаем пение ритмическими хлопками (четная строка поется вслух, нечетная - про себя).
9. Ритмический оркестр «Новоселье у гномов». Способствует развитию слухового внимания, чувства темпа в игре на музыкальных инструментах.
10. Релакс. Музыка Бетховена «К Элизе» (передают мячик).
11. Дидактическая игра «Веселые подружки».
Игровой материал: плоские фигурки (5 штук), можно использовать варианты: все куклы одной величины, но раскрашены по-разному, или куклы разного размера (по типу матрешек) в одежде с различными узорами итд.
Ход игры: фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Звучит р.н.п. «Светит месяц».
3. Заключительный этап.
-обобщение результатов;
-анализ деятельности.
Результат проектной деятельности.
В процессе музыкальных занятий с использованием ритмических игр и упражнений укрепляется организм ребенка, координация движений, развиваются музыкальный слух, память, внимание.
Результатом моей работы стали выступления на утренниках и развлечениях, их всегда дети ждут с большим нетерпением, ведь танцы и игра – украшение любого праздника. Именно на таких выступлениях дети становятся дисциплинированными, внимательными, а если зрители – не только дети, но еще и любимые родители, то и радость от успеха чувствовалось вдвойне.
Можно сделать выводы, что использование ритмических игр и упражнений на музыкальных занятиях приносит очень хорошие результаты. Уже 85% детей не испытывают трудности при разучивании песен и танцев.
Родители получили удовлетворение от совместной деятельности с детьми.
Конечно, нельзя сказать, что все запланированное удалось, были определенные трудности и проблемы, часть из которых я старалась решать в течение года и которые еще предстоит решить в дальнейшем. Тем не менее, считаю, что данная работа дает положительные результаты в развитии музыкальных способностей детей и в частности музыкально-ритмического слуха.
Перспектива развития проекта.
Данный проект имеет перспективу развития, так как ритмические игры и упражнения, использованные на музыкальных занятиях, вызывают большой интерес, эмоциональный отклик у детей.
Практической значимостью является и то, что данная работа будет представлять интерес для молодых музыкальных руководителей, воспитателей и родителей, заинтересованных в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста.
Проект можно использовать при подготовке к педсоветам, семинарам и РМО музыкальных руководителей; является практическим материалом для повышения квалификации молодых специалистов.
Используемая литература.
1. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Этот удивительный ритм» СПБ: Композитор, 2005.
2. Виноградов Л.В. Развитие музыкальных способностей дошкольников. СПБ: Речь. Образовательные проекты; М: Сфера, 2009.
3. Белая А.Е. Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников – М: ООО «фирма» Издательства АСТ, 1999.
4. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников» Москва. Просвещение 1982.
5. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для дошкольников) М. Просвещение 1984.
6. Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2005.
7. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М. 1995.
8. Бакланова Т.И. Новикова Г.П. Музыкальный мир. М.2008
9. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Спб.2015
10. Мухаметзянова Р.К. Янкина Д.Р. Музыка в детском саду. (Игры, песни, упражнения на башкирском и русском языках).
11. Тютюнникова Т.Э. Теория элементарного музицирования. М.2008
12. Филатова Ю.О., Гончарова Н.Н., Прокопенко Е.В. Логоритмика. М.2017
13. Румер М.А. Таблицы по нотной грамоте. М.1960
14. Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. М.1951
15. Чурикова Е.В. Ложки понемножку. Тюмень 2022
11. Информационные ресурсы: сеть интернет, использование компьютерных технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РИТМ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОНЯТИЕ РИТМА В ОФОРМЛЕНИИ КАЗАЧЬЕЙ ГОРНИЦЫ.
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ....
"Ритм и Речь" (использование ритма в развитии речи детей младшего дошкольного возраста) - буклет
Данный буклет разработан для родителей, дети которых испытывают трудности в заучивании стихотворных текстов. Буклет содержит краткий аннотационный материал, виды текстов - от простого к сл...
Упражнения для развития РИТМА Цель: развитие сенсорной основы формирования звукослоговой структуры слова, формирование слухоречевого ритма.
Цель: развитие сенсорной основы формирования звукослоговой структуры слова, формирование слухоречевого ритма....
Проект по развитию ритма у старших дошкольников "В ритме детства"
Проект "В ритме детства"...
2019-2020 . Памятка для родителей, которые хотят развивать у детей чувство ритма. "Игры, развивающие чувство ритма у детей"
Интересный материал для родителей...
Проект по развитию чувства ритма у старших дошкольников: «В ритме музыки».
laquo;Нельзя петь ритмично, если не умеешь ритмично дышать и говорить». Э. Жак – Далькроз....
Музыкальный ритм. упражнения для развития ритма.
Консультация для родителей....