Методическая разработка занятия "На поиски музыкальной семьи Солнышка"
методическая разработка по музыке (средняя группа)
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ:
ЦЕЛЬ: Развитие музыкально-творческих способностей детей.
ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- Различать характер музыкального произведения, выполнять соответствующие движения;
- Ассоциировать характер музыки с образом;
- Формировать навыки игры на детских музыкальных инструментах;
- Формировать певческие навыки.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- Развивать творческую фантазию;
- Развивать эмоциональную отзывчивость;
- Развивать чувство ритма, мелкую моторику рук;
- Формировать выразительную координацию движений;
- Развивать танцевально-ритмические движения;
- Развивать умения ориентироваться в пространстве.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- Воспитывать интерес к музыкальной деятельности;
Воспитывать интерес к игре на детских музыкальных инструментах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.33 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №224 «Здоровье» комбинированного типа
Методическая разработка участника регионального конкурса
«Пин-код успешности: открытое пространство»
Номинация: «Удивительный мир музыки»
Тема: «На поиски музыкальной семьи Солнышка»
Автор – составитель: Басманова Светлана Станиславовна
МБДОУ «Детский сад №224 «Здоровье»
музыкальный руководитель
Барнаул
2024
Пояснительная записка
«Счастлив тот, кто занимается любимым делом. И вдвойне счастлив тот, кто посвятил себя этому не по необходимости, а потому что сам так решил».
Эндрю Мэтьюз
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:
Для того, чтобы ребёнок вырос в нашем современном мире, добрым, открытым, отзывчивым и мог совершать добрые дела, сопереживать, помогать, радоваться от души за себя и за своих сверстников, нам взрослым необходимо окружить его заботой, любовью и всецело поддерживать знакомство с красотой искусства. Неисчерпаемым источником такого искусства считаются театр, живопись, музыка. Именно музыка сопровождает нас постоянно. Задача педагога –помочь ребёнку узнать и сделать своим духовным достоянием наследство родной культуры. Именно музыка побуждает ребёнка к самовыражению, знакомит с окружающим миром. 2024 год объявлен годом семьи, и поэтому я свою тему обозначила «На поиски музыкальной семьи Солнышка». Для детей дошкольного возраста, посещающих детский сад, именно садик становится начинающим звеном семьи, где мы создаём условия для общения с музыкой, развиваем их потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы, воображение, расширяем кругозор, побуждаем детей к творчеству через музыкально-художественную деятельность.
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ:
Свою методическую разработку занятия я предлагаю для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ:
ЦЕЛЬ: Развитие музыкально-творческих способностей детей.
ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- Различать характер музыкального произведения, выполнять соответствующие движения;
- Ассоциировать характер музыки с образом;
- Формировать навыки игры на детских музыкальных инструментах;
- Формировать певческие навыки.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- Развивать творческую фантазию;
- Развивать эмоциональную отзывчивость;
- Развивать чувство ритма, мелкую моторику рук;
- Формировать выразительную координацию движений;
- Развивать танцевально-ритмические движения;
- Развивать умения ориентироваться в пространстве.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- Воспитывать интерес к музыкальной деятельности;
- Воспитывать интерес к игре на детских музыкальных инструментах.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Дети проявляют интерес к искусству, могут определять средства музыкальной выразительности; определяют образное содержание музыкальных произведений и передают их в движении, умеют распознавать грустный и весёлый характер произведения. Накапливают музыкальные впечатления, двигаются в танце, согласно музыке и тексту, выражают положительные эмоции, поют песню, выполняют ритмический рисунок, владеют музыкальными инструментами, активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Путешествие.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ, ПРИЁМЫ:
Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, словесная, дидактические пособия.
РЕСУРСЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:
- Музыкальный центр;
- Проектор;
- Фортепиано;
- Дидактическое пособие «Ритмический тренажёр»;
- Дидактическое пособие: Солнышко, нотки, смайлики, звери (мишка, заяц, птичка);
- Дидактическое пособие: «Снегирь в варежке» (поддувалочка)
- Дидактическое пособие: «Загадки»
- Коробка для атрибутов;
- Платочки;
- Музыкальные инструменты: бубны, ложки;
- Записи фонограмм: «Паровоз» Г.Эрнесакс, «Зайчики» Ю.Рожавская, «Шагаем, как медведи» Е.Каменоградский; «Жаворонок»М.Глинка, «Пляска с платочком» русская народная мелодия.
ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
Организация: Под музыку дети входят в зал и встают в круг.
Приветствие:
Муз.рук: Ребята, я очень рада видеть вас, и мы будем здороваться сейчас:
Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки! (муз.рук пропевает мелодию приветствия в восходящем и нисходящем движении)
Давайте все похлопаем и ножками потопаем, друг другу улыбнемся, и за руки возьмемся, скажем всем: «Привет!» (вместе с детьми приветствие сопровождается действиями)
Настроение у нас хорошее и радостное!
(в записи слышится плач).
СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ.
Ой, а кто это плачет? (на стуле, возле фортепиано сидит Солнышко).
Солнышко: (в записи) Это я - Солнышко! И я музыкальное, потому что на моих лучиках живёт целая СЕМЬЯ удивительных нот! С которыми я могу и петь, и танцевать, и на музыкальных инструментах играть. Но случилась беда, налетел сильный ветер, и сдул с моих лучиков несколько ноток, и теперь, когда их не хватает, наша музыкальная семья не может радоваться, не может петь и танцевать…
Муз.рук: Ребята, что же нам делать? (надо найти нотки).
СОЗДАНИЕ МОТИВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ.
Правильно! А где же нам их искать? (звучит гудок паровоза). А поможет нам в этом паровозик. Скорее вставайте все друг за другом, и вместе с Солнышком мы отправляемся. Готовы?
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Музыкально-ритмические движения:
(звучит музыка «Паровоз» Г.Эрнесакса). По окончанию музыки, на экране проектора появляется красочная заставка «Удивительный мир музыки».
Муз.рук: Вот здесь то и живут: музыка, музыкальные инструменты, песни, танцы. Возможно наши нотки попали сюда. (На экране появляется рыжий пёс).
Пёс: (в записи) Здравствуйте, ребята! Я услышал, что вы собрались искать нотки для Солнышка, и решил вас отвезти на паровозике в этот прекрасный музыкальный мир. У меня есть вот такая удивительная коробочка, я думаю, что вы там найдете подсказку. (коробка стоит рядом с проектором).
Муз.рук: Интересно, что же там? (достает из коробки зайчика) Ребята, кто это? А давайте попрыгаем, как зайчики (под музыку), а кто же еще здесь есть? (достаёт мишку). Давайте пошагаем, как мишки. (Дети изображают в движении образы животных под музыку из сборника И.Каплуновой «Зайчики», «Шагаем, как медведи»).
Дыхательная гимнастика:
Какие вы все молодцы, весело показали, как двигаются животные.
Предлагаю вам выполнить дыхательную гимнастику:
«Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать, с первым снегом на рябине, он появится опять». Кто же это? (Снегирь)
Давайте носиком вдохнём, и подуем на снегиря, чтобы он улетал (поддувалочка «Снегирь в варежке»).
Ребята, посмотрите в коробочку, может в ней ещё что-то есть? (дети смотрят, и находят ноту). Мы нашли ноту! (прикрепляют на Солнышко).
Слушание:
Муз.рук: Ребята, нам надо немного отдохнуть и послушать, что же происходит в тишине. А вдруг нам будет ещё какая-то подсказка. (Дети рассаживаются на ковре, в это время звучит музыка).
Музыка: «Жаворонок» М.Глинка
Ребята, расскажите, какая была музыка? (ответы детей). А какое настроение у вас было, когда вы услышали эту музыку? Солнышко нам может помочь…(в кармашках у Солнышка находятся два смайлика с грустным и весёлым настроением, дети выбирают).
После определения характера музыки, появляется птичка с конвертом, в котором находятся: загадки, картинки Матрёшек, изображающие ритмический рисунок, 2 нотки, кошечка)
Муз.рук: Ребята, смотрите, вот и подсказка прилетела. Давайте откроем конверт и посмотрим, что же в нём:
Загадка: 1. Надели яркие сапожки, взяли кошки в лапы…(ложки) /иллюстрация/
2.Мишка очень дружелюбен, заиграл в весёлый…(бубен) /иллюстрация/
Развитие чувства ритма. Игра на музыкальном инструменте:
Смотрите ребята, птичка принесла нам картинки Матрёшек. Матрёшка считается нашим национальным сувениром. Ее всегда покупают люди, которые приезжают в гости, в нашу страну. И она не одна, у нее тоже своя семья. В каждой Матрёшке есть Матрёшка меньшего размера. На нашей картинке какие изображены Матрёшки? (большие и маленькие). Как мы будем в музыке называть больших Матрёшек? (ТА), а маленьких? (ти).
Я предлагаю вам поиграть на наших музыкальных инструментах. Картинки с Матрёшками нам помогут исполнить песенку «Андрей-воробей».
Оркестр: «Андрей-воробей» (детей разделить на две группы: по одному ритмическому рисунку играют дети на ложках, затем по другому ритмическому рисунку дети играют на бубнах)
Муз.рук: Молодцы, ребята! Вы настоящие музыканты! Смотрите, а в конверте еще есть нотки, (прикрепить нотки на Солнышко), и ещё есть кошечка. Давайте поиграем пальчиками, сделаем гимнастику.
Пальчиковая гимнастика: «Кошкин дом»
Динь, динь, (на каждое слово стучим кулачком каждой руки по ножкам) бом (хлопок в ладоши),
динь, динь, бом
Бежит лошадка (по коленям кисти рук изображают бег) с бубенцом (показать воображаемые колокольчики)
С нею котики верхом, едут в гости в кошкин дом (показать царапающие движения от кисти к локтю одной руки, затем другой руки)
Динь, динь, бом, динь, динь, бом (движения повторяются)
В дверь стучали кулачком (постучать кулачок об кулачок)
Кошка вышла с пирогом (стряпают пироги), напоила молочком (показать миску из ладошек)
Динь, динь, бом, динь, динь, бом (движения те же)
Танцевали каблучком (соединять и рассоединять кончики пальчиков обеих рук)
Пляска:
Я предлагаю вам потанцевать. «Пляска с платочком» русская народная мелодия (сборник И.Каплуновой)
(Музыкальный руководитель раздаёт платочки, а на двух платочках прицеплены две нотки, дети их находят и прикрепляют к Солнышку.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Пение:
Муз.рук: Ребята, посмотрите наше Солнышко, снова стало музыкальным! И давайте споём ему песенку.
Песня «Солнышко» А.Галямовой
Подведение итогов. Оценка деятельности детей и самооценка.
Муз.рук: Какие вы молодцы, что помогли Солнышку найти всю его музыкальную семью!
Солнышко: (в записи) Мне очень было приятно с вами играть! Спасибо, что нашли все мои нотки, теперь моя музыкальная семья в полном составе, у нас всё получилось, а почему?
Муз.рук: Потому что мы были очень дружные и делали всё вместе. Ведь только в дружной и доброй семье всегда всё получается! Музыкальная семья Солнышка всегда будет нас радовать своими удивительными прекрасными нотками.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:
- Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста
И.Каплунова, И.Новоскольцева;
- Музыкальное воспитание в детском саду М.Зацепина;
- Песня «Солнышко» А.Галямова (песня автора)
- «Праздник каждый день» И.Каплунова, И.Новоскольцева конспекты музыкальных занятий, средняя группа.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/03/31/whatsapp_image_2024-02-14_at_10.01.39.jpeg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/03/31/whatsapp_image_2024-02-14_at_10.02.48.jpeg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/03/31/whatsapp_image_2024-02-14_at_10.03.17.jpeg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/03/31/whatsapp_image_2024-02-14_at_10.03.45.jpeg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/03/31/whatsapp_image_2024-02-14_at_10.04.20.jpeg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/03/31/whatsapp_image_2024-02-14_at_10.05.13.jpeg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/03/31/whatsapp_image_2024-02-14_at_10.05.36.jpeg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/03/31/whatsapp_image_2024-02-14_at_10.07.20.jpeg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/03/31/whatsapp_image_2024-02-14_at_10.07.56.jpeg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/24/picture-708414-1587743369.jpg)
Методическая разработка занятия "Солнышко стучится-к нам весна примчится".
Данная методическая разработка показывает как можно познакомить детей со временем года, с его характерными признаками. В методической разработке используются дидактические игры, пальчиковая гимнастика...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/09/picture-1029701-1523292136.jpg)
Методическая разработка занятия по ФЭМП в старшей группе по теме «В поиске сказок»
Методическая разработка занятия по ФЭМП в старшей группе по теме «В поиске сказок»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/09/picture-391795-1391964060.jpg)
Методическая разработка занятия: «Путешествие за лучиками для нашего солнышка»
Методическая разработка занятия: «Путешествие за лучиками для нашего солнышка»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/09/picture-803354-1510247266.jpg)
Методическая разработка образовательной деятельности по теме «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко..»
Способствовать развитию общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками; дать детям элементарные представления о природном объекте - солнце, его влиянии на окружающий мир...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/27/picture-1051731-1535398286.jpg)
Методическая разработка занятия "Народные музыкальные инструменты" для детей подготовительной группы детского сада.
Методическая разработка по теме "Народные музыкальные инструменты" является разработкой итогового занятия, обобщающего знания, умения, навыки детей подготовительного к школе возраста, ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/10/picture-807423-1476105820.jpg)
«Методическая разработка занятия по физическому развитию с детьми подготовительной к школе группы с использованием нетрадиционного оборудования (Тренажер «Солнышко»).
В методической разработке занятия использовано нетрадиционное оборудование - тренажер "солнышко" ( авторское оборудование).Цель данного занятия - познакомить педагогов с новыми упражнениями ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/14/picture-1328263-1647239318.jpg)
"Методическая разработка занятия по музыкальному воспитанию в ДОУ "Музыка и Я - Лучшие друзья" (младшая группа)"
Заняие по музыкальному воспитанию...