Статья Особенности театра теней и его возможности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста. 2024г.
статья по музыке

Гриник Елена Александровна

Статья посвящена вопросу художественно-эстетического развития детей в процессе реализации театральной деятельности, способствующей развитию творческого воображения детей. Предложена техника организации театральной деятельности посредством театра теней, которая позволяют педагогически действенно влиять на развитие творческого потенциала детей. В статье так же уделяется внимание особенностям теневого театра и  его роль в создании развивающей предметно-пространственной среды.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Особенности театра теней и его возможности в развитии

 творческого воображения  детей дошкольного возраста.

Гриник Е.А. музыкальный руководитель

МБДОУ Детский сад №95 «Рябинушка»

общеразвивающего вида г. Улан-Удэ

Аннотация: статья посвящена вопросу художественно-эстетического развития детей в процессе реализации театральной деятельности, способствующей развитию творческого воображения детей. Предложена техника организации театральной деятельности посредством театра теней, которая позволяют педагогически действенно влиять на развитие творческого потенциала детей. В статье так же уделяется внимание особенностям теневого театра и  его роль в создании развивающей предметно-пространственной среды.

Ключевые слова: творческое воображение, театр теней, развитие творческого потенциала,  учебно-воспитательная  деятельность в дошкольном учреждении, специфика театрального обучения, совместная творческая деятельность взрослых и детей,  творческая инициатива ребенка, музыкально-театрализованная развивающая предметно пространственная среда.

  На сегодняшний момент определяющими факторами в дошкольном образовании, с точки зрения гуманистической психологии и педагогики, являются внутренняя творческая активность личности ребенка, его потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию. Приоритетным направлением реализации ФОП в рамках образовательной области художественно-эстетического развития ребенка является создание условий для выявления, развития и реализации творческого потенциала каждого ребенка с учетом его индивидуальности, поддержки его готовности к творческой самореализации и сотворчеству с другими людьми (детьми и взрослыми). В Федеральном государственном образовательном стандарте, в качестве основной задачи дошкольного детства определяют» сохранение и поддержку индивидуальности ребенка, развитие его индивидуальных способностей и творческого потенциала» [4].

В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов, в частности творческого воображения. Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является основным компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. Воображение выступает не только предпосылкой успешного овладения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в дошкольном учреждении.

Отечественный психолог С.Л. Рубинштейн прямо указывает на то, что воображение – это «способность творить нечто новое, которая проявляется в том, что человек преобразует то, что он видел, слышал, ощущал, испытывал когда-то в новые образные формы, в картины того, чего на самом деле не существует» [3]. Подобную мысль высказывает и Е.Г. Игнатьев, который основным признаком воображения считает «способность перерабатывать и преобразовывать образы восприятия и прошлый опыт в новые оригинальные представления и образы» [2].

Вопросы изучения творческого воображения находят свое отражение в работах таких педагогов и психологов как: Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, О. М. Дьяченко, А. В. Запорожец, Э. В. Ильенков, Л. С. Коршунова, Р. С. Немов, С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе и др.

Театрализованная  деятельность обладает большими возможностями в развитии творческого воображения у детей, так как является одной из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Одним из наиболее привлекательных и незаслуженно забытых в современном образовании является театр теней. Отличительной чертой театра теней является условность изобразительных средств. Выразительные свойства театра теней достаточно скупы и обусловлены магическим свойством тени превращать любую вещь в художественный образ. Теневая фигура — это визуальный образ. Она может трансформироваться, причудливо изменяться на экране на глазах у зрителей. Плоскую фигуру в театре теней зрители наблюдают опосредованно, сквозь полотно экрана, они видят размытую тень от цветных фигур, или черный силуэт. Таким образом, на экране создается иллюзия реальности и у зрителей появляется возможность до фантазировать, домыслить увиденное [1].

В театре теней дети видят силуэты знакомых персонажей, которые оживают, двигаются, говорят. Таинственность и необычность зрелища захватывает ребенка, переносит в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно и все возможно. [5]

         На сегодняшний день теневой театр существует в виде множества инсценировок сказок или стихотворений, повестей или рассказов и это всё служит не только прекрасным средством и техникой развития творческого воображения детей, но и это инструмент развития их как индивидов.

  Репертуар теневого театра для детей может быть самым разнообразным. Несомненно, большую роль в развитии творческого  воображения играют сказки, но не всякая, даже очень хорошая сказка пригодна для постановки в теневом театре. В нём, например, невозможно показать массовое действие, нельзя располагать фигуры одна за другой – получится бесформенная тень. Надо, чтобы на экране одновременно действовали только две-три фигуры. Необходимо помнить, что шевелится и жестикулирует только та фигурка, которая в данный момент разговаривает, остальные должны быть недвижимы. 

Музыка – основной элемент всех постановок теневого театра: она украшает спектакль. Как правило, спектакль начинается музыкальным вступлением. По своему характеру она должна соответствовать содержанию пьесы. Музыкальным вступлением может послужить какая-нибудь народная мелодия, например «Светит месяц». К сценке «Наступление весны» подходит первая часть «Жаворонка» Глинки или какая-нибудь коротенькая музыка с подражанием журчанием ручейка. Перед появлением Петуха надо сыграть мелодию песенки: «Петушок, петушок, золотой гребешок» в бодром, весёлом темпе.                                 

Техника теневого театра проста, она позволяет мгновенно менять декорации, производить различные театральные эффекты. Необходимо обратить внимание, на то что фигуроводов в теневом театре всего два, в некоторых редких случаях понадобится незначительная помощь и третьего участника. Фигуроводы сидят позади «рабочей рамки» - один справа, другой слева. Поэтому при «сборке» вырезанных фигурок необходимо учитывать, справа или слева будет двигаться фигура и кто из фигуроводов будет её водить.

Рекомендуется избегать лишних движений, надо чтобы исполнители двигались по одной линии, на равном расстоянии от экрана, иначе тени будут разной величины. Исполнители не должны заслонять друг друга, иначе может получиться бесформенная тень.

Теневой театр в детских садах, как правило, показывают на небольшом экране (натянутое белое полотно). Для освещения нужны лампы точечного горения или близкие к точечным (т. е. имеющие короткую нить накала). Каждую сказку можно поставить как пьесу или как рассказ чтеца, который иллюстрирует свою речь показом движущихся фигурок. В этом случае чтец говорит за автора и всех персонажей и читает весь пояснительный текст.  

    При подготовке спектакля можно  разыграть с детьми маленькие диалоги. Например, показывая собаку и зайчика, персонажи здороваются друг с другом и знакомятся. Одним из важных моментов театральных занятий, которые работают на развитие воображения ребенка это речь. Пока образ не сформирован или недостаточно отчетлив, попытки описать его словесно  ведут к повышению устойчивости этого образа. Это говорит о том, что в закреплении образов наша задача — научить ребенка грамотно и точно излагать свои мысли и переживания, используя мимику, жесты.

Специфика театрального обучения детей состоит в том, что каждый ребенок пробует, учится вести себя в соответствии с выдуманными или предложенными обстоятельствами, используя в своей работе инструменты, которые ему дала природа: тело, движение, речь, голос, жест, мимика. А также ум, память, воображение, наблюдательность, эмоциональность и т. п. Известно, что совместная творческая деятельность вовлекает в процесс работы над спектаклем даже недостаточно активных, нерешительных детей, помогая им преодолевать зажатость, застенчивость, излишнюю скромность.

Возможности использования театра теней в педагогическом процессе мы находим и в обогащении развивающей предметно-пространственной среды детского сада, которая, согласно ФГОС ДО, должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Театр теней в полной мере отвечает этим критериям. Мы считаем, что работа с дошкольниками становится более продуктивной, если использовать все положительные качества театра теней и задействовать этот потенциал в развивающей предметно-пространственной среде. Развивающая предметно-пространственная среда детского сада, включающая элементы театра теней, доступна и комфортна для освоения детьми на всех уровнях - восприятие, исполнительство, творчество. Такая среда обеспечивает каждому ребенку свободное и активное развитие с учетом его индивидуальных особенностей. Использование элементов театра теней в детском саду позволяет педагогам обеспечить психологический комфорт, создать возможности для реализации права ребенка на свободный выбор деятельности. Участие в просмотрах, подготовке и постановке теневых спектаклей доставляет детям огромное удовольствие и радость. Систематическое использование искусства театра теней в образовательном процессе детского сада позволяет увидеть достаточно высокие результаты развития ребенка (познавательного, эмоционального, социально-личностного, художественноэстетического). Необходимым условием при этом является включение дошкольника в активные формы деятельности и становление его субъектной позиции. Восприятие спектакля, участие в его подготовке и постановке - это деятельность, в которой осуществляются мечты, проигрываются желания, раскрываются способности, корректируется поведение, появляются свои цели. Занятия в театре теней, прежде всего, способствуют развитию творческих способностей ребенка-дошкольника. Вместе с тем они оказывают влияние на развитие познавательной активности, формирование нравственного поведения дошкольника, способствуют пониманию им смыслов и ценностей человеческих отношений.                  

Театр теней следует рассматривать как синтетический вид искусства, имеющий многовековые традиции, доступный детям дошкольного возраста и обладающий высоким педагогическим потенциалом.

Предполагаем, что театр теней может быть эффективным средством развития творческого воображения детей дошкольного возраста, поскольку  использование словесных, бессловесных, зрительных образов, объектов в пространстве, а также игровой методики театральной деятельности при проведении этюдов будет способствовать созданию новых образов. Работа над спектаклем в теневом театре побуждает творческую инициативу и самостоятельности в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения и предоставляет возможность для экспериментирования.

Используемая литература.

  1. Ворошнина Л. В. Формирование творческой самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в театрализованных играх / Л. В. Ворошнина // Игровая деятельность в дошкольных учреждениях: сб.науч.тр. — Ульяновск, 1989. — С. 18–25.
  2. Заика, Е.В. Учитесь мыслить играя [Текст] / Е.В. Заика // Наука и жизнь. – 2013. – № 4. – С. 54-56
  3. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2015. – 712 с
  4. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013., № 1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. — Москва: 2013 г.
  5. Федотов А.Я. Ожившие силуэты (Театр теней). - М.: Молодая гвардия, 1961. - 96 с.,

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование света и тени в элементарном экспериментировании с детьми старшего дошкольного возраста"

В статье отражён опыт практической деятельности в элементарном экспериментировании с детьми старшего дошкольного возраста. Также рассказывается о современном подходе к проектированию образовательного ...

Статья «Особенности коммуникативной деятельности у детей с ослабленным зрением старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе СБО».

Зрительные нарушения осложняют формирование реальных представлений об окружающем мире и развитие речи детей со зрительной патологией. Сенсорное развитие для детей с нарушениями зрения осуществляется б...

Статья :«Особенности использования ИКТ в различных видах музыкальной деятельности детей дошкольного возраста»

Музыкальные занятия в детском саду имеют свою специфику. Педагогу необходимо учитывать возрастные особенности детей и помнить, что ведущей формой деятельности дошкольников является игра. Поэтому занят...

Статья: «Особенности организации зимней прогулки (прогулки-досуга) с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ»

Статья: «Особенности организации зимней прогулки (прогулки-досуга) с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ»...

«Особенности музыкального воспитания и обучения в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»

quot;Особенности музыкального воспитания и обучения в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"...

Статья "ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДОБРЕ И ЗЛЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Статья "Особенности представлений о добре и зле у детей старшего дошкольного возраста"...

Статья «Особенности музыкального воспитания и обучения в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ».

коррекционно - развивающие задачи. - Улучшение общего эмоционального состояния детей, оздоровление психики.- Развитие и коррекция познавательной сферы.- Нормализация психических процессов и свойств: п...