Исследовательский проект «Где живёт звук?»
методическая разработка по музыке (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt_po_muzykalnomu_vospitaniyu_gde_zhivut_zvuki_-_kopiya.doc | 85 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Исследовательский проект
«Где живёт звук?»
Музыкальный руководитель: Мухаметзянова А.И.
Ханты-Мансийск
Участники проекта: дети старшей группы
Тип проекта: исследовательский
Продолжительность: средней продолжительности
Проблемные вопросы:
«что такое звуки?»
«как они получились?»
«почему их так много, целое море?»
Гипотеза: дрожит, значит звучит…
Цель: познакомить детей с принципами образования и улавливания звука. Определить, для чего нужны разные звуки, научить различать музыкальные и немузыкальные звуки
Задачи:
1.воспитывать интерес к звучащему миру
2.развивать наблюдательность
3.развивать изобретательность (при изготовлении шумовых инструментов из различных материалов)
Актуальность
Все звуки делятся на шумовые и музыкальные. Чем же отличается шумовой звук от музыкального? У шумовых звуков нет точной высоты – на слух звуковую высоту шума мы точно определить не сможем. Шум - он и есть шум. Воспроизвести в точности, как шумит дерево на ветру, ни голосом, ни с помощью музыкального инструмента невозможно.
В музыке, естественно, основное значение имеют музыкальные звуки, хотя нередко используются и шумовые – их создают многие ударные инструменты. У музыкального звука имеется своя высота, она – то и позволяет отличить один звук от другого, повторить услышанный звук голосом или на музыкальном инструменте – допустим, нажав на клавишу или тронув струну.
Обеспечение проекта
Материально-техническое:
• Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер.
• Детские музыкальные инструменты.
• Материал для продуктивной деятельности (предметы, издающие различные звуки: мелкие камешки, монетки, крупы и т. д.)
• Материал для изготовления игрушек-инструментов
Учебно-методическое:
• Детская художественная литература;
• Музыкальная литература для слушания, пения, игры на музыкальных инструментах;
• Музыкально-дидактические игры
Предполагаемый результат
-Дети научатся понимать, что их окружает мир звуков, что звуки бывают разные и разные предметы звучат по-разному, выяснят причины возникновения звуков и все это в совокупности, поспособствует развитию творческих способностей;
-У детей сформируется навык игры на разных музыкальных инструментах;
-Дети сделают своими руками шумовые игрушки-инструменты и по-иному воспримут окружающий мир, более внимательно станут относиться к звуку, с большей активностью будут включаться в совместное инсценирование, у детей будут развиваться творческие способности при звукоизвлечении на самодельных игрушках-инструментах.
-Играя в шумовом оркестре, дети станут более коммуникабельными, смогут выступать перед большим количеством людей, активно участвовать во всех видах деятельности.
Реализация проекта
Пособия и материалы | Задачи | Опыты | Дидакт. и речевые игры | Слушание |
«Почему все звучит?» | ||||
| закрепить у детей знание звуков улицы, дома; - подвести к пониманию причин возникновения звука, голоса через опыт, игру, экспериментирование звуками; - учить соотносить звуки и образы; - развивать фантазию и изобретательность в звукотворчестве, тембровый слух и ассоциативное мышление | «Музыка или шум», «Почему все звучит», «Откуда берется голос».
| «Замри и слушай»; «Где живут звуки?». | «Много разных звуков», нем. н.м., сл. Т. Боровик; А/з «Звуки окружающего мира» М. Потоловский. «Лошадка»; Э. Григ. «Птичка»; Л. Дакен. «Кукушка»; Д. Россини «Кошачий дуэт». |
«Знакомство с деревянными звуками». | ||||
деревянная посуда, игрушки, карандаши, кубики, шкатулки Музыкальные инструменты: ложки, трещотки, ксилофон | привлечь внимание детей к богатству и разнообразию мира звуков, издаваемых деревянными предметами и музыкальными инструментами; - развивать тонкость и чуткость тембрового слуха; - вовлечь в творческое исследование звуковых возможностей дерева. | «Найди звук»; «Коробоч- ка с секретом». | «Определи по ритму»; «Палочка-стукалочка». | П. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков»; Ю. Чичков. «Ложкари»; В. Мурадели «Дятел». |
«Знакомство с металлическими звуками» | ||||
металлическая посуда, связки ключей, гаек, пружинки, ведра металлические Музыкальные инструменты: металлофон, тарелки, треугольник, арфа, цимбалы, бубенцы. . | развивать темброво-ритмический и интонационный слух, фантазию, воображение, желание экспериментировать с металлическими предметами, извлекая звуки различными способами; - учить изобразительности, умению соотносить образ и динамику, темп и ритм в игре на различных музыкальных инструментах, предметах; - формировать метроритмическое чувство с помощью экспериментов со звуками в речевых играх, фантазиях и импровизациях. | «Как распространяется звук?» | «Колокольцы-бубенцы?» «Туча», шотл. нар. песня. | М. Андреева. «Перезвон колокольчиков»; В. Агафонников. «Сани с бубенцами»; З. Левина. «Неваляшки»; В. Гаврилин. «Тройка»; колокольный звон;В. Кикта. «Гусляр Садко» |
«Знакомство с шуршащими звуками» | ||||
бумажные листки различного размера, качества и толщины; бумажные «бабочки», длинные цветные ленты, султанчики, кусочки шуршащей ткани. Самодельные инструменты: маракасы (с различным наполнением), деревянные шкатулки, бумажные барабанчики, семечки, скорлупки, ракушки. | развивать тонкость тембрового слуха, способность различать различные шелестящие и шуршащие звуки; - побуждать к моделированию «шуршащих» композиций, в роли дирижера и музыканта, танцора и исследователя; - воспитывать коммуникативные качества в диалогах и спорах «бумажных персонажей». | «Почему не слышно?», «Сделай маракас» | «Шорох к шелесту спешит» Э. Мошковская, «Определи по тембру», «Мы-веселые мышата» | Ж. Косма. «Опавшие листья»; А. Токмакова «Медведь» |
«Знакомство со «стеклянными звуками» | ||||
); Пособия и материалы: стеклянные и хрустальные бокалы, фужеры, стаканы, бокалы разных размеров, бутылки разной величины. Музыкальные инструменты: металлофоны, валдайские колокольчики, треугольники. | привлечь внимание детей к особому качеству и красоте стеклянных звуков (опыты, эксперименты - побуждать к образным и свободным импровизациям с предметами из стекла и музыкальными инструментами; - развивать тембровый слух, воображение, умение соотносить звуки с эмоциональным состоянием литературного образа и озвучивать его. | «Почему стеклянные сосуды с разным объемом воды звучит по-разному?» | «Повтори звуки», «Хрустальный колокольчик» (В. Данько) | К. Сен-Санс. «Аквариум»; П. Чайковский. Танец феи Драже (балет «Щелкунчик») |
«Звуки природы» | ||||
Музыкальные инструменты: пальчиковые тарелочки, металлофон, свистулька, флейта, колокольчики, фужеры, треугольник, стеклянная бутылка. Материалы и пособия: пустая большая стеклянная банка, кусочки ткани, мяч | заинтересовать детей звуками природы, посредством опытов, экспериментов; - учить ярко воспринимать разнообразный мир природы через общение со звучащими произведениями искусства (художественное слово, музыка); - развивать слуховое восприятие, внимание, эстетические потребности, яркие творческие проявления (в игре, импровизации, театра музыки). | «Звуки в воде», «Где живет эхо?» | «Солнышко и тучка». «Море», «Что за желтый мячик?», «Шаловливые сосульки», «Весенний фонтан» Т. Боровик | «Осень» Г. Левдокимова; «Ветер» В. Степанова; «Дождик и ливень» Г. Левдокимова; «Осень» Ю. Чичкова; «Лес шу-мит», «Солнце крыши золотит» Р. Леденева;«Зима» Г. Свиридова; «Вальс снежных хлопьев» П. Чайковско-го;«Весна» А. Вивальди; «Музыка»Г. Струве. |
Итог проекта
1.Презентация
1. Концерт «Радуга звуков»
2. Выставка самодельных музыкальных и шумовых инструментов.
Результаты проекта:
В результате выполнения проекта у детей проявились:
- познавательный интерес,
- творческое мышление,
-развились коммуникативные навыки,
-предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы,
- умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно.
Выводы:
Таким образом, в результате работы над проектом дети ответили на проблемные вопросы, подтвердили гипотезы проекта.
В ходе самостоятельного поиска, исследовательской деятельности - у детей проявились творческие способности, произошло развитие творческих способностей, творческой активности, развитие самостоятельности, любознательности.
Метод проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но также стать непосредственными участниками музыкально – педагогического процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Таким образом, включение метода проектов в музыкально – педагогическую деятельность активизирует процесс обучения, способствует развитию познавательного интереса у детей, расширению представлений о музыке, вовлечению каждого ребенка в творческую деятельность, развитию творческих способностей, развитию музыкальной личности: мыслящей, с развитыми музыкальными способностями, творческой, самостоятельной и владеющей всеми навыками, не растерявшей доброты и сострадания.
Литература
1. Вахрушев А., Кочемасова Е. Здравствуй, МИР!, методическое пособие для воспитателей. – М.: Баллас, 2002
2. Петрикевич А. А. Метод проектов в образовании дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования: методич. рекомендации / А. А. Петрикевич – Мозырь: ООО Ид «Белый ветер», 2008
3. Тютюнникова Т. БИМ! БАМ! БОМ! Игры звуками.- СПб.: 2003
4. «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки» №1 – 2003. Изд – во «Либерия – Бибинформ», Москва, 2003
5.«Музыкальная палитра». Учебно-методический и музыкально-литературный журнал для музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки, руководителей художественных студий в домах детского творчества… №5 – 2006.- СПб
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект " Где живёт молоко?"
Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста...
Исследовательский проект "Где живёт звук?"
Исследовательская деятельность дошкольниковна музыкальных занятиях...
экспериментально- исследовательский проект «Где живёт звук?»
По составу участников - индивидуальныйТип проекта: исследовательскийПродолжительность: средней продолжительности (февраль- апрель)Пробл...
Исследовательский проект "Кто в улье живёт"
проект о пчёлах...
Исследовательский проект «Где живёт звук?»
Дети научатся понимать, что их окружает мир звуков, что звуки бывают разные и разные предметы звучат по-разному, выяснят причины возникновения звуков и все это в совокупности поспособствует развитию т...
исследовательская деятельность "Кто живёт в холоде?"
Технологическая карта занятия...
Презентация познавательно-исследовательского проекта 2 младшей группы «Кто в домике живёт?»
Формирование бережного и заботливого отношения к животным имеет большое значение в жизни ребенка. По словам ученого "Не может быть добрым человек, который не любит животных, который никогда не пр...