Взаимодействие с педагогами
консультация
Только в совместной согласованной деятельности можно достигнуть цели, поставленной в программе: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку; решить задачи: развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Анкета для педагога-воспитателя
1. Знаю все программные требования по музыкальному воспитанию.
2. Знаю музыкальный репертуар своей группы
3. Могу показывать образцы точного выполнения движений / оказываю помощь.
4. Провожу регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.
5. Разучиваю движения с отстающими детьми.
6. Углубляю музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.
7. Развиваю музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.
8. Владею элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, бубне, треугольнике, барабане, деревянных ложках и др.).
9. Развиваю самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.
10. Создаю проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.
11. Привлекаю детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.
Реклама
12. Использую имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.
13. Включаю музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.
14. Принимаю непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.
15. Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.
16. Готовлю тематические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным утренникам.
#1054;казываю помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.
18. Проявляю артистичность, изобретательность, эмоциональную адекватность
Предварительный просмотр:
ДЕЛОВАЯ ИГРА для педагогов ДОУ
Музыкальная предметно – развивающая
среда ДОУ
Цель: Сформировать профессиональные знания и умения по разделу «Самостоятельная музыкальная деятельность».
Создать условия для активизации творческого потенциала педагогов.
Условия проведения:
- Формирование команд.
- Оценочные критерии выполнения заданий - 1 балл (нота) за правильный ответ, учитывается:
- правильность и точность;
- быстрота;
- оригинальность.
Уважаемые педагоги, сегодня мы проведем деловую игру по разделу «Самостоятельная музыкальная деятельность». Для этого мы с вами организуем две команды, желательно по возрастным группам.
Назначение экспертов, которые объявляют итоги после выполнения задания.
I этап «Приветствие»
Название , девиз, эмблема, выбор капитана.
Варианты: «Соловушка»,
Приветствие команд. Выступление экспертов.
II этап «Разминка»
Мозговой штурм. Командам будут заданы по пять вопросов.
Название команды | Название команды |
1. Автор, создатель муз. произведений? (композитор) 2. Многочисленный коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах? (оркестр) #1055;есня, под которую укачивают, укладывают спать ребёнка?(колыбельная) 4. Знаки, при помощи которых записывают муз. произведение? (ноты) #1050;акой инструмент звучит? 6. Угадайте песню наоборот: «Увядали дыни и арбузы» «(Расцветали яблони и груши») | 1. Чей это портрет? (П.Чайковский) #1040;нсамбль из трех исполнителей?(трио) 3. Бальный танец, во время которого пары плавно кружатся? ( вальс) #1057;таринный муз. инструмент бродячих музыкантов, внешне похожий на ящик, издающий звуки при помощи ручки? (шарманка) 5. Какой муз инструмент звучит? 6. Угадайте песню наоборот: «Гаснет солнце, гаснет тусклое» (« Светит месяц, светит ясный») |
Подведение итогов экспертами.
III этап «Теоретический»
Групповое задание. Определение требований, необходимых для создания музыкальных зон и модулей (5 пунктов), и классификации оборудования для музыкальных зон (4 пункта).
Из разрезанных полос составить перечень требований и классификацию оборудования.
Подведение итогов экспертами.
Мы с вами вспомнили основные требования по созданию музыкальных зон и их предметную составляющую и вплотную подошли к вопросу взаимодействия со специалистами. Перед тем как перейти к практике, я хочу напомнить о тех переменах, которые вновь должны объединить усилия специалистов и воспитателей.
«В соответствии с современной научной концепцией дошкольного воспитания» (Давыдов, Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства в новом варианте программы на 1-й план выдвигается развивающая функция образования, которая
- Обеспечивает становление личности ребенка,
- Раскрывает его индивидуальные особенности.
Ч т о н о в о г о ?
- отказ о политизации
- отказ от жесткой регламентации занятий ( предметный центризм)
Т р а д и ц и и : - комплексные решения задач развития
- всестороннее развитие
- амплификация (обогащение) развития детей в разнообразных видах деятельности.
IV этап «Дидактический»
Куб дидактический : Математика (закрепление счета) + названия плодов деревьев, овощей, листьев деревьев и т.д.) + Музыка (развитие чувства ритма, творчества, координации, владения своим телом)
Музыка ( закрепление названия инструментов, выполнение роли музыканта, творческие приемы игры на воображаемых инструментах)
Одна команда играет с муз. кубом, др.- с математическим.
Таблица взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя.
Словарь эмоций.
Подведение итогов экспертами.
V этап «Практический» или «Музыкальная библиотека»
Творческое ( групповое) задание: создать музыкальную книгу, т. е. книгу о музыкальном инструменте и паспорт музыкального инструмента.
Необходимо проявить творчество, применить музыкальные знания и умение проектировать, способности редактора издания. Книги должны быть эстетичные , красочные, привлекать внимание детей. Одно из условий: книга должна иметь форму музыкального инструмента, о котором в ней говорится.
VI этап «Музыкальная сказка» (тема взаимодействия со специалистами)
Для её рассказывания необходимо каждому участнику изготовить музыкальный инструмент из того материала, который находится в мастерской Деда Мороза. Именно эти инструменты придадут сказке особое настроение, участие каждого в создании и развитии сюжетной линии.
Изготовление индивидуального инструмента для иллюстрации сказки.
Выступление команд. Подведение итогов экспертами.
VII этап Подведение итогов деловой игры.
Организовать в группе музыкальную зону для самостоятельной деятельности детей. Развивать творческую активность детей, создавать предпосылки для самовыражения, закреплять знания детей, полученные в музыкальной, а так же других видах деятельности с помощью оборудованных музыкальных уголков. Активизировать родителей для создания музыкальных модулей, зон и оборудования к ним. Продолжать активно взаимодействовать с музыкальными руководителями, использовать комплексное решение задач всестороннего развития детей дошкольного возраста.
ИТОГОВЫЙ ПРОТОКОЛ
задание | команда | Команда |
#1055;риветствие #1056;азминка #1058;еоретическое #1044;идактическая игра #1052;узыкальная библиотека 6. Музыкальная сказка 7. Подведение итогов |
Решение: Команда_________________________ _______ баллов
Команда_________________________ _______ баллов
Жюри: _______________
_______________
_______________
Предварительный просмотр:
Музыка как часть образовательной среды в детском саду
Успехи в музыкальном развитии детей, эмоциональное восприятие ими музыки тесно связаны с работой воспитателя. Именно воспитатель, обладающий широким кругозором, определенной музыкальной культурой, понимающий задачи музыкального воспитания детей, является проводником музыки в повседневную жизнь детского сада. Хорошие деловые взаимоотношения музыкального руководителя и воспитателя благотворно влияют на детей, создают здоровую, дружественную атмосферу, одинаково необходимую как для взрослых, так и для детей.
Основной формой музыкального воспитания и обучения ребенка в дошкольном учреждении является музыкальные занятия. В процессе занятий дети приобретают знания, умения, навыки по слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на ДМИ. Музыкальные занятия – это художественно-педагогический процесс, способствующий развитию музыкальности ребенка, формированию его личности и освоению действительности через музыкальные образы. Музыкальные занятия играют важную роль в развитии выдержки, воли, внимания, памяти, в воспитании коллективизма, что способствует подготовке к обучению в школе. На них осуществляется планомерное воспитание каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.
Проведение музыкальных занятий не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которую ведет воспитатель.
Жизнь ребенка становится красочнее, полнее, радостнее, если не только на музыкальных занятиях, но и в остальное время в детском саду создаются условия для проявления его музыкальных склонностей, интересов, способностей.
Умения, полученные на занятиях, обязательно должны закрепляться и развиваться также вне них. В разнообразных играх, на прогулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности, дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать музыку, подбирать простейшие мелодии на металлофоне. Таким образом, музыка входит в быт ребенка, музыкальная деятельность становится любимым занятием.
На музыкальных занятиях сообщаются новые сведения о музыкальных произведениях, формируются певческие и музыкально-ритмические навыки, обеспечивается последовательное музыкальное развитие всех детей по определенной системе. В повседневной жизни детского сада роль среды для музыкального развития отводится воспитателю. Учитывая возраст детей, он определяет формы включения музыки в режим дня. Многие стороны жизни детского сада допускают связь с музыкой и приобретают от этого большую эмоциональную наполненность.
Музыка может быть использована в сюжетно-ролевых творческих играх детей, утренней гимнастике, при проведении некоторых водных процедур, во время прогулки (в летнее время), вечеров развлечений, перед сном. Допускается включение музыки в занятия по разным видам деятельности: изобразительной, физкультурной, по ознакомлению с природой и развитию речи.
Игра, безусловно, является основной деятельностью ребенка вне занятий. Включение музыки в игру делает ее более эмоциональной, интересной, привлекательной. Возможны различные варианты применения музыки в играх.
В одних случаях она является как бы иллюстрацией к действиям игры. Например, играя, дети поют колыбельную песню, празднуют новоселье, пляшут. В других случаях дети отражают в играх впечатления, полученные на музыкальных занятиях, праздниках. Проведение сюжетно-ролевых игр с музыкой требует очень осторожного и гибкого руководства воспитателя. Он, наблюдая ход игры, побуждает детей к пению, пляскам, игре на ДМИ. Многие сюжетно-ролевые игры возникают лишь тогда, когда детям дают игрушечный телевизор, пианино, театральную ширму. Дети начинают играть в «музыкальные занятия», «театр», выступать с концертами по «телевидению», т.е. необходимо создать среду, побуждающую ребенка к действию.
Музыка может входить как составная часть и в разные занятия. Эстетическое восприятие природы порождает у детей любовь к Родине. Музыка же помогает им более глубоко эмоционально воспринимать образы природы, ее отдельные явления. В то же время, наблюдения за природой углубляют восприятие музыки. Она становится более понятной и доступной. Например, если, идя на прогулку в парк или лес, дети обратят внимание на красивую стройную березку, то воспитатель должен предложить детям внимательно ее рассмотреть, вспомнить о ней стихотворение, а еще лучше спеть песню или водить хоровод.
Таким образом, воспитатель закрепляет детские впечатления, полученные от непосредственного наблюдения природы при помощи музыкального произведения. Кроме того, воспитатель может проводить летом на прогулках игры с пением. Это придает прогулкам содержательность. Заранее разученный на музыкальных занятиях музыкальный материал, связанный с темой природы, позволяет детям быть более внимательными при наблюдениях. Дети начинают понимать, что каждое явление природы, каждое время года по-своему прекрасно. Музыка, в зависимости от задач, которые ставит воспитатель, или предшествует наблюдению, или закрепляет детские впечатления.
Музыку целесообразно включать и в занятия по развитию речи, например при рассказывании сказки. Но при этом необходимо позаботиться, чтобы музыка не нарушала целостности сказочного образа, а наоборот дополняла его. Удобно вводить музыку в такие сказки, на текст которых написаны оперы или детские музыкальные игры. («Сказка о царе Салтане», «Теремок», «Гуси-лебеди»). Исполнение песен по ходу сказок придает им особую эмоциональность.
Музыка может быть использована и при проведении бесед на разные темы. (О временах года, наступающем празднике, о Родине и т.д.)
В тесной связи с музыкальным воспитанием находится работа над речью. Пение улучшает произношение слов и способствует устранению дефектов речи.
Между музыкальным воспитанием и изобразительной деятельностью тоже легко наладить взаимосвязь. С одной стороны, музыка углубляет те впечатления, которые дети выразили в рисунке или лепке. С другой - дает материал для ее проведения. Темой рисунков, лепки, аппликации может быть содержание хорошо знакомой песни или программного инструментального произведения. Таким образом, объединение музыкальной и изобразительной деятельности помогает ребенку в восприятии каждого вида искусств.
Музыка, включаемая воспитателем в различные моменты повседневной жизни детей, вызывает у них положительные эмоции, радостные чувства, создает приподнятое настроение. Рекомендуется чаще использовать народные песни, прибаутки. Их тонкий юмор, яркая образность обладают гораздо большей силой воздействия на поведение ребенка, чем нравоучение или прямое указание.
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Музыкальное занятие - это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей. На музыкальных занятиях осуществляется также разностороннее развитие детей (умственное, эстетическое, физическое). Участие воспитателя зависит от возрастной группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия. Его роль, чередование активного и пассивного участия, различны в зависимости от частей занятия и их задач.
Активность воспитателя зависит от трех факторов
1. От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.
2. От раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании
3. От программного материала: в зависимости новый или старый материал
Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей. Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте». Необходимо (желательно!), чтобы на занятиях поочередно присутствовали оба воспитателя. Зная репертуар, они могут включать те или иные песни, игры в повседневную жизнь детей.
Виды музыкальной деятельности
Музыкальное занятие состоит из нескольких разделов:
1. Вводная часть: движения в различных построениях (колонны, шеренги, звенья, пары, по кругу), ходьба, бег, танцевальные шаги (поскок, прямой, боковой галоп, дробный, хороводный шаг и пр.). Движения под музыку создают бодрое, веселое настроение, способствуют улучшению осанки, координации рук и ног.
2. Слушание музыки
3. Пение и песенное творчество
4. Обучение игре на детских музыкальных инструментах (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах)
5. Танец
6. Игра (игра-драматизация)
Слушание – основной вид музыкальной деятельности. Эта деятельность, будучи самостоятельной, в то же время является обязательной составной частью любой формы музицирования, любого вида музыкальной деятельности. Для эстетического развития дошкольников используется в основном 2 вида музыки: вокальная, инструментальная музыка. Для раннего и младшего возраста доступнее вокальная форма звучания. Более старшие дети слушают инструментальную музыку («Клоуны», «Лошадка»). Необходимо не только научить ребенка слушать музыку, но и эмоционально отзываться о ней (характер), дать некоторые названия (танец, марш, колыбельная), познакомить со средствами выразительности (темп, динамика, регистр) и именами композиторов. Слушая неоднократно произведение, дети постепенно запоминают его, у них развивается вкус и определенное отношение к тому или иному произведению, появляются любимые произведения
Функционал воспитателя во время слушания музыки:
· личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;
· во время исполнения следить за тем как дети воспринимают музыку;
· когда дети мало высказываются по поводу услышанного, воспитатель помогает им наводящими вопросами;
· следит за дисциплиной;
· оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.
Пение и песенное творчество - один из самых любимых детьми видов муз. деятельности. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального общения. На первом этапе детям доступно только подпевание и воспроизведение звукоподражаний.
Функционал воспитателя во время распевания и пения:
· не участвует во время быстрых опросных упражнений;
· следит за правильной осанкой;
· во время упражнений один из приемов работы: первый раз исполняет музыкальный руководитель, повторно – воспитатель, затем -дети.
· поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию;
· воспитатель следит, все ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают слова следит за правильным произношением слов в песне (поскольку музыкальный руководитель находится около инструмента, он не всегда способен заметить, кто из детей спел то или иное слово неправильно;
· поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности;
· при совершенствовании разучивания песни подпевает в трудных местах;
· не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении (исключение — пение с детьми раннего и младшего возраста).
Музыкально-ритмические движения включают танцы, танцевальное творчество, музыкальные игры, хороводы упражнения. Дети учатся двигаться в соответствии с характером музыки, со средствами музыкальной выразительности. Развивают чувство ритма, развивают художественно-творческие способности. На первоначальном этапе, при разучивании плясок. Движений, необходим показ воспитателя. В дальнейшем даются только словесные указания по ходу исполнения, исправляются ошибки. Дети учатся передавать различные образы (птички летают, лошадки скачут, зайчики прыгают). Воспитатель словесно помогает более точно передать сходство с персонажами. В старших группах добиваемся от детей осознанного отношения к своей роли и качественного исполнения в выполнении движений. Следовательно? развивается творческая активность детей путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения, мышления. К несложным творческим заданиям относится инсценирование песен.
Функционал воспитателя во время музыкально-ритмического движения и игры:
· участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям;
· исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары,
· следит за правильной осанкой;
· следит за качеством выполнения всего программного материала;
· дает точные, четкие, эстетичные эталоны движений (исключение — упражнения на развитие творческой активности детей);
· принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые танцы, пляски дети исполняют самостоятельно;
· корректирует выполнение движений отдельными детьми во время танца или пляски;
· разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения;
· берет одну из ролей в сюжетной игре;
· наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.
Обучение игре на детских музыкальных инструментах знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах. В этом виде деятельности развиваются сенсорные музыкальные способности, чувство ритма, музыкальный слух, музыкальное мышление. Игра в оркестре способствует развитию внимания, самостоятельности, инициативности, умение различать звучание инструментов
Функционал воспитателя во время игра на ДМИ:
· участвует в показе либо в моделировании приемов игры;
· принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов; в творческих (импровизационных) заданиях дети исполняют свои партии самостоятельно, воспитатель является равноправным участником;
· помогает «дирижирует» подгруппой детей (при игре по партитуре с разными партиями); детям;
· корректирует исполнение с отдельными детьми при затруднениях;
· оказывает помощь при распределении (сборе) инструментов, организации детей подгруппами
· наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.
Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:
1. Воспитатель сидит с безучастным видом
2. Воспитатель перебивает исполнение
3. Дают словесные указания наравне с муз. руководителем (хотя двух центров внимания быть не может)
4. Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала)
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов по теме
«Музыкально- игровая деятельность детей
в музыкальной предметно- развивающей среде ДОО»
Составитель: музыкальный руководитель
МБДОУ«Детский сад №2"
Хороших Светлана Николаевна
Цель мастер-класса:
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивации на системное использование
в самостоятельной деятельности детей музыкально-дидактических игр,
игр на шумовых музыкальных инструментах.
Задачи мастер-класса:
- приобщать воспитателей к музыкальной культуре, расширять их кругозор;
- познакомить со способами активизации интереса детей к музыкальному искусству и самостоятельной музыкальной деятельности детей;
- познакомить участников мастер-класса с новыми музыкально- дидактическими играми и приёмами игры на шумовых музыкальных инструментах.
Форма проведения: практическое занятие с педагогами.
Продолжительность мастер-класса: 30 минут.
Практическая значимость мастер-класса: освоение педагогами ДОУ (воспитателями) приемов организации музыкально-игровой деятельности детей.
Участники мастер-класса: воспитатели ДОУ.
Структура мастер-класса:
- Теоретическая часть
- Вступительное слово «Актуальность проблемы»
- Теоретическое обоснование темы «Музыкальная игра как вид музыкальной деятельности детей в группе»
- Практическая часть
- Музыкально-дидактические игры
- Сказки-шумелки
- Пословицы и поговорки
- Рефлексия — итог занятия
Актуальность проблемы
Известно, что музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специальной предметно- развивающей среды. Хорошо организованная музыкальная среда способствует поддержанию эмоционального благополучия детей и их эстетическому развитию. Огромное значение для развития у детей самостоятельности, инициативности в музыкальной деятельности имеют оборудование, пособия, которые успешно используются детьми в их самостоятельных и специально организованных музыкально-творческих проявлениях. Предметная среда должна быть максимально обеспеченной разнообразными музыкально-дидактическими материалами.
При создании предметно-развивающей среды необходимо учитывать и половозрастные особенности дошкольников. Желательно, чтобы дети принимали участие в оформлении и преобразовании предметно- развивающей среды в группе, а воспитатель незаметно и мудро направлял бы активность своих воспитанников.
Важной ролью воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей является создание проблемных ситуаций, побуждение детей к вариативным самостоятельным действиям, развитие способности применять усвоенное в новых условиях. При этом художественное оформление усиливает впечатления детей. Под влиянием радостного звучания музыки, выразительного слова, элементов костюмов у детей будут возникать яркие положительные эмоции. Все это будет побуждать их выражать свои чувства и в пении, и в танце, и в игре, а также способствовать формированию интереса к музыке и музыкальной деятельности в целом.
Рассмотрим различные виды музыкальной деятельности детей в группе:
1. Игра на детских музыкальных инструментах.
Дети очень любят играть на музыкальных инструментах. Они могут исполнять попевки, ритмические рисунки, выученные на занятиях, или же придумывают и исполняют свои мелодии, проявляя творчество.
Роль воспитателя — поощрять творческую активность детей, учить их договариваться, следить, чтобы игра не превратилась в ссору.
Самые оригинальные инструменты можно изготовить с помощью родителей и детей. Ими станут шумелки, шуршалки, щипалки, стучалки, звенелки
и свистелки, сделанные из подручных материалов.
При помощи шумовых инструментов ребенок может выполнять различные игровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп:
- Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам
- Импровизация звуковых картин на заданную тему
- Звуковая иллюстрация стихов
- Сказки-шумелки
Одной из наиболее ярких форм музыкальной самостоятельной деятельности детей является музыкальная игра.
Старшие дошкольники уже сами создают условия, необходимые для игры. Игра может иметь развернутый характер: объединяются несколько видов деятельности (отгадывание песни по ее мелодии и хоровод и т.д.). В других сюжетно — ролевых играх дети используют песни, соответствующие
их игровым действиям. В этом виде самостоятельной деятельности детей воспитатель продолжает формировать у воспитанников умение договариваться (кто, что будет делать), может подсказать завязку сюжета для игры, поддержать активность любого ребенка и помогает ему организовать коллективную игру.
Типы музыкальных игр:
-подвижные
-хороводные
-настольные
Характерным для каждой игры является наличие в ней:
-обучающей задачи
-содержания
- правил
- игровых действий
- Музыкально-дидактические игры, используемые в самостоятельной музыкальной деятельности развивают у ребят способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука
Виды музыкально-дидактических игр:
-для развития звуковысотного слуха
-на развитие чувства ритма
- на развитие тембрового слуха
- на развитие диатонического слуха
- на развитие памяти и слуха
Все пособия условно разделены на три группы:
- пособия, цель которых дать детям представление о характере музыки (веселая, грустная), музыкальных жанрах (песня, танец, марш)
- пособия, которые дают представления о содержании музыки, о музыкальных образах
- пособия, которые формируют у детей представления о средствах музыкальной выразительности
Практическая часть
Музыкально-дидактические игры:
- МДИ на развитие детского творчества «Кто в корзиночке моей»
- МДИ на развитие детского творчества «Музыкальные подарки для елочки»
- МДИ на развитие чувства ритма «Музыкальный кубик»
- МДИ на развитие ритмического слуха «Любим мы в оркестр играть»
- МДИ на развитие ритмического слуха «Веселый дождик»
Одной из самых увлекательных форм музыкально-ритмических игр
с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок- шумелок. В такой сказке текст составляется так, что после одной-двух фраз ребенку дается возможность что-либо изобразить шумом.
У меня на столе находятся разные шумовые инструменты. Возьмите, пожалуйста себе по одному.
Сказки-шумелки Наступила осень
- Рассказ с использованием шумовых музыкальных инструментов
Наступила осень (звучит бубен).
Под ногами зашуршали первые опавшие листья (звуки шуршащей бумаги).
Подул осенний ветер (звучит панфлейта, можно заменить пластиковой бутылкой ),
Пригнал темные тучи (звуки барабана).
Закапал дождик (звучит металлофон),
А потом все чаще и чаще (звучит металлофон),
Побежали ручьи по дорогам (звучат «буль-бульки» ). /дуем в баночку с водой через трубочку/
Холодно и сыро стало вокруг... Но вот дождь закончился
И из-за тучи выглянуло солнышко (звучат металлические тарелки, крышки от кастрюли),
Осветило солнышко осеннюю полянку (снова звучат тарелки, крышки от кастрюли),
и увидели мы красивые, разноцветные деревья. Ветер подул на них (звучит панфлейта),
и деревья зашумели своей листвой (раздаются звуки погремушек из пластиковых бутылочек).
Где-то далеко застучал дятел (звучат палочки или колпачки),
Белка готовила запасы на зиму и прыгала по веткам (звучит бутылочка- колокольчик),
зайка спешил поменять свою шубку (звучат барабанчики разной высоты).
Птицы запели в последний раз перед тем, как улететь на юг (свист птички-свистульки).
Днем все собрались на полянке: и солнышко, и деревья, и листья,
и ветер — и стали радоваться последним теплым денькам (звучат все инструменты).
Но вот наступил вечер и все вокруг умолкло.
Стало тихо-тихо
- «Наш оркестр» (игра на шумовых музыкальных инструментах) Ведущий. На этой веселой ноте я заканчиваю свой мастер-класс Чему-нибудь и как-нибудь
Вы научились понемногу? (Да.)
И в детство вы нашли дорогу? (Да.)
Ну что ж, оценим ваши знанья. (Ведущий берет корзинку с орешками.)
Есть у меня орешки мудрости И в них сокрыт секрет...
Их раздам я вам,
В одних пословицы — конец, В других — ее начало.
Звучит музыка. Ведущий раздаёт орешки. Коллеги открывают орешки. В ходе обсуждения собирают пословицы и поговорки по смыслу.
Пословицы и поговорки
- Детишек воспитать — не курочек пересчитать.
- В одиночку не одолеешь и кочку.
- Ребенок — это воск, что хочешь, то и сольешь.
- Играть играй, да дело знай.
Ведущий. Какие мудрые пословицы... Они подтверждают:
Нет ничего прекраснее на свете
Счастливой дружной садовской семьи, Где педагоги, родители и дети
Живут в мире, дружбе, любви! Мир без искусства
Вы все убедились, друзья.
А музыка — главное чудо на свете,
И с детства — наша путеводная звезда.
Список литературы
- Девятова Т.Н. Звук — волшебник: материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего
дошкольного возраста — М.ЛИНКА —ПРЕСС, 2006 г.
- Бугельский Ю.А. «Игрушки — самоделки в детском саду», М., 1995.
- Тютюнникова Т. Видеть музыку и танцевать стихи. Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. Либроком, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организации совместной деятельности воспитателя и детей младшей группы во взаимодействии с педагогом-психологом по сюжету сказки «У солнышка в гостях»
Организация совместной деятельности с детьми по сюжету сказки "У солнышка в гостях" ....
перспективный план работы взаимодействия с педагогами
Перспективны план работы с педагогами по развитию интелллектуальных компенций детей старшего дошкольного возраста...
перспективный план работы взаимодействия с педагогами
Перспективны план работы с педагогами по развитию интелллектуальных компенций детей старшего дошкольного возраста...
Система занятий "Картинки помогают говорить" во взаимодействии детей, педагогов и родителей
Презентация рассказывает о методике использования рисуночного письма в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками. Предложенная система работы помогает закреплять навык плавной и с...
Доклад "Необходимость взаимодействия между педагогами и мед.персоналом"
Доклад "Необходимость взаимодействия между педагогами и мед.персоналом"...
План физкультурно-оздоровительной работы по взаимодействию с педагогами и родителями воспитанников на 2013 – 2014 гг
План физкультурно-оздоровительной работы по взаимодействию с педагогами и родителями воспитанников на 2013 – 2014 гг...
Методическая работа в МБДОУ по направлению "Эффективные формы взаимодействия с педагогами в рамках профессиональной деятельности педагога-психолога"
Цель: поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем; выработка внутренней позиции по отношению к профессиональной деятельности, ориентир...