Приёмы развития звуковысотного слуха у дошкольников
учебно-методический материал по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.55 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Приемы развития звуковысотного слуха у дошкольников.
Актуальность темы предопределена практикой работы с детьми дошкольного возраста в детском саду. В наше время родители, приводя детей в детский сад с расчетом на то, что педагоги, работающие в детском учреждении, смогут выявить и развить все способности. Поэтому на музыкальных занятиях, мне, как педагогу, в первую очередь хочется, чтобы дети были заинтересованы, чтобы им было интересно и не скучно.
Музыка и связанная с нею деятельности должна вызывать в ребенке особую потребность, желание общаться с нею, и по мере возможности, «рассуждать в ней» (термин Б. Кабалевского). В этом эстетический аспект музыкального воспитания и только в условиях создания эстетической атмосферы успешно осуществляется всестороннее развитие личности ребенка.
На музыкальных занятиях в детском саду развиваются различные музыкальные способности детей. Однако, самое трудное – развить у ребенка звуковысотный слух, а это возможно только при условии систематических занятий и использовании конкретных, результативных приемов.
С раннего детства нужно подводить детей к осознанному восприятию высоких и низких звуков во всех ее видах.
Очень помогают в этом музыкально – дидактические игры по принципу «высоко – низко», «большой – маленький» (младший возраст).
«Восприятие музыки» - с первой младшей группой на каждом занятии необходимо проводить образное слушание, в котором ребенок находит образные зрительные ассоциации к музыке.
Если мелодия сыграна в высоком регистре, значит, музыка своей волшебной кисточкой нарисовала нам птичку, бабочку, цветок, дождик, зайчика и т. д.., при этом необходимо делать акцент на то, что только высокая музыка позовет к нам этих персонажей, а на звучание средней или низкой музыке к нам в гости придут медвежонок, тигренок, машина и т. д. В старших группах дети к услышанной музыке сочиняют целые пейзажи, зарисовки, подбирают героев и сюжеты сказок.
Теоретическое и слуховое распознание высоких, средних звуков очень важно закреплять на практике голосом, для этого и существуют «распевание» на музыкальных занятиях. Как правило, детям нравится петь. А распеваться?
Раздел «распевание» - это «белое пятно» в программе музыкального воспитания детского сада, он слабо разработан и имеет сравнительно небольшой репертуар. «Музыкальный букварь» Н. Ветлугиной, который используем на занятиях, но время не стоит на месте, и наша творческая работа подсказывает нам новые пути и подходы в обучении детей пению, расширению репертуара и в этом виде деятельности.
Почему дети не любят раздел «распевание»? Для них он скучен, неинтересен, монотонен и не всегда понятен. Диапазон и вокальные позиции распевок довольно однообразны. И как следствие этого, проходит эта часть музыкального занятия почти формально, а главное нерезультативно. А как же дети споют большие скачки в песнях на сексту и даже септиму, если распевки на одной ноте практически не обучают этому, т. е. смысл распевания, как такового пропадает!
Есть прекрасные вокальные упражнения, такие как «Птичка и птенчики», «Качели», «Бубенчики» и т. д. Н. А. Ветлугиной, их обязательно надо продолжать использовать, но их очень мало, невозможно практиковать только их. Для того, чтобы восполнить этот пробел, я использовала методику А. Евдотьевой «Учимся петь и танцевать, играя!»
Игровое распевание включает в себя два образа, две музыкальные фразы на высокое и среднее звучание голоса. Алла Евдотьева взяла знакомые и понятные детям сюжеты, героев сказок или образные зарисовки, придумала для них несложный текст и мелодию в двух регистрах: среднем и высоком.
Наглядность и образность этих картинок помогает детям озвучивать данных героев в разных звуковых позициях. Контрастность этих образов помогает детям четко сопоставлять и воспроизводить их голоса и, что немало важно, играть в них.
Диапазон этих распевок намеренно расширен, так как современные детские песни предлагают нам интересные мелодии и, отнюдь, не в пределах квинты. Поэтому, так считает автор методики и яс ним полностью согласна, проходящие низкие и высокие ноты должны присутствовать и в распевках, иначе как они будут чисто интонировать в песнях?
Такое игровое распевание многофункционально:
- Благодаря наглядности и игровой ситуации, оно развивает образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса (среднего или высокого) в связи с озвучиванием знакомых персонажей, т. е. чистое интонирование.
- Формирует самоконтроль, умение анализировать свое пение и пение товарищей;
- Развивает дикцию, артикуляцию, дыхание в пении;
- Развивает творческие способности детей, формирует навыки театральной деятельности, так как игровое распевание предполагает разыгрывание театральных этюдов с использованием различной мимики и жестов героев, пение по ролям.
- Игровое распевание может плавно перейти в музыкальную игру, танец, повтор и закрепление музыкально – ритмических движений детей.
Игровые распевки могут быть использованы, помимо своего основного назначения, и в других частях занятия, а также на утренниках.
Игровое распевание чрезвычайно нравится детям, так как оно наглядно, понятно ребятам, проходит в игровой форме и, как показывает опыт, является весьма результативным в достижении контрастного интонирования, которое так необходимо в пении. Дети воспринимают игровое распевание как первую из песен и ждут его с нетерпением. Чередование распевок и смена иллюстраций только подогревает интерес детей к этому виду деятельности, делая его занимательным и творческим! Тут и пение, и игра, и преемственность с работой воспитателя – повтор прочитанных сказок.
Эти цветные картинки так и просятся в музыкальный уголок: Театрализованная деятельность + пение!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ЗВУКОВЫСОТНОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Сообщение из опыта работы о том, как развивать у детей звуковысотный слух. Сообщение заинтересует восспитателей и музыкальных руководителей ДОУ....
"Разработка и внедрение в практику вокально-хоровой работы с детьми методов и приемов развития звуковысотного слуха. Знакомство с нотной грамотой."
Пение-важный раздел в музыкальном развитии ребёнка. И многое зависит от меня,как педагога.Я сама умею и люблю петь,меня этому научили мои учителя.А для моих ребят я всегда буду первым учителем пения.П...
Консультация для педагогов "Развитие звуковысотного слуха у детей дошкольного возраста"
Для улучшения качества пения большое значение имеет развитие музыкального слуха. У многих дошкольников недостаточно развит звуковысотный слух или совершенно отсутствует правильное воспроизведени...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/07/picture-217584-1367933238.jpg)
Консультация для музыкальных руководителей «Использование системы вокальных упражнений для развития звуковысотного слуха»
Пение является одним из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Перед музыкальным руководителем стоят задачи, с одной стороны, поддерживать у детей желание петь и получать удовольс...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/26/picture-564948-1556254451.jpg)
Развитие звуковысотного слуха у детей дошкольного возраста
В данной статье рассматривается актуальность проблемы развития звуковысотного слуха, как одного из компонентов основных музыкальных способностей у детей дошкольного возраста. Описаны приемы, методы и ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/26/picture-1167383-1569525391.jpg)
Интерактивная музыкально-дидактическая игра на развитие звуковысотного слуха для младших дошкольников "Куда пошла Матрёшка?"
Задание:•Большая матрёшка спускается по лестнице вниз ↓. Маленькая матрёшка ...
Консультация для родителей «Развитие звуковысотного слуха у дошкольников»
Поиграйте с ребенком в игру-диалог. Представьте, что встретились два человека: один большой-большой, с низким голосом, а другой малюсенький, с тоненьким голоском. Великан басом начал расспрашивать мал...