Консультация для музыкальных руководителей «Использование системы вокальных упражнений для развития звуковысотного слуха»
консультация по музыке на тему
Пение является одним из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Перед музыкальным руководителем стоят задачи, с одной стороны, поддерживать у детей желание петь и получать удовольствие от пения. С другой стороны, необходимо эффективно развивать у воспитанников ладовое чувство и звуковысотный слух, отвечающих за чистоту интонации и являющихся одними из важных и сложных процессов музыкального воспитания.
Существуют разные системы по развитию музыкального слуха, самые распространенные среди них - абсолютная и относительная (релятивная). Формирование звуковысотного слуха у детей дошкольного возраста целесообразно начинать в условиях лада, так как в мелодии всегда ощущается ладовое тяготение, помогающее ребенку различать звуки по высоте и воспроизводить их.
В связи с этим, я в своей работе взяла за основу релятивную систему (З.Кодаи), где положение пальцев и кисти руки обозначает определенную ступень (высоту звука) в звукоряде. Я дополнила каждую ступень красочным образом Гномика (приложение 1) и вокальными упражнениями в виде песен Гномиков (приложение 2). Упражнения нацелены на решение следующих задач:
- знакомство со «ступенью - Гномиком»,
- развитие у детей ощущения тоники – главной ступени лада, устойчивых и неустойчивых ступеней, тяготения неустойчивых ступеней к устойчивым,
- развитие умения допевать до тоники,
- формирование навыка чистого интонирования каждой ступени, упражнений, попевок.
Все перечисленные задачи помогают развивать звуковысотный и ладотональный слух, чистоту интонации.
Первый этап моей работы представляет собой постепенное знакомство с каждой ступенью лада, жестом руки и образом гномика, обозначающих ступень; разучивание упражнений и их пропевание в разных тональностях (в условиях певческого диапазона).
На втором этапе происходит закрепление звуковыстного ощущения ступени лада с помощью пения с ручными знаками попевки или песни из программного репертуара, построенной на данной ступени.
На третьем этапе, после того, как у детей сформировано представление о звуковысотном расположении ступеней в ладу, ощущение ладового тяготения к основной ступени, необходимо развивать с помощью музыкально-дидактических игр умение определять ступени на слух и пропевать их.
Данную работу можно начинать с детьми второй младшей и средней групп. Поскольку певческий диапазон ребенка 3-4 лет ограничен расстоянием ре-ля первой октавы, с детьми данного возраста разучиваются упражнения и попевки в пределах первых пяти ступеней лада, а VI и VII ступени переносятся на октаву ниже и пропеваются осторожно, не напрягая голос.
В старшей и подготовительной группах добавляются новые упражнения, построенные по звукам устойчивых ступеней, по восходящему и нисходящему звукоряду, с использованием скачков от устойчивых звуков к неустойчивым и наоборот.
В ходе работы с детьми над упражнениями музыкальным руководителем моделируется игровая ситуация, где детям предлагается помочь гномику построить с помощью песен музыкальный дом или научить героя петь песни и т.д. Кроме того, при разучивании упражнения музыкальный руководитель обращает внимание детей на движение мелодии по лесенке на наглядном пособии, приучает детей петь с ручными знаками.
Работа по данной системе дает положительный результат в развитии музыкально-слуховых представлений и ладового чувства, благодаря чему дети умеют чисто интонировать мелодии песен, выразительно исполнять произведения, успешно разучивать трудные участки мелодии с помощью упражнений.
Подготовила музыкальный руководитель
МБУ д/с №200 «Волшебный башмачок»,
МООД Гая, 8
Романычева Ольга Викторовна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
romanycheva.rar | 2.89 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация для музыкальных руководителей
«Использование системы вокальных упражнений для развития звуковысотного слуха»
Подготовила музыкальный руководитель
МБУ д/с №200 «Волшебный башмачок»,
МООД Гая, 8
Романычева Ольга Викторовна
Пение является одним из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Перед музыкальным руководителем стоят задачи, с одной стороны, поддерживать у детей желание петь и получать удовольствие от пения. С другой стороны, необходимо эффективно развивать у воспитанников ладовое чувство и звуковысотный слух, отвечающих за чистоту интонации и являющихся одними из важных и сложных процессов музыкального воспитания.
Существуют разные системы по развитию музыкального слуха, самые распространенные среди них - абсолютная и относительная (релятивная). Формирование звуковысотного слуха у детей дошкольного возраста целесообразно начинать в условиях лада, так как в мелодии всегда ощущается ладовое тяготение, помогающее ребенку различать звуки по высоте и воспроизводить их.
В связи с этим, я в своей работе взяла за основу релятивную систему (З.Кодаи), где положение пальцев и кисти руки обозначает определенную ступень (высоту звука) в звукоряде. Я дополнила каждую ступень красочным образом Гномика (приложение 1) и вокальными упражнениями в виде песен Гномиков (приложение 2). Упражнения нацелены на решение следующих задач:
- знакомство со «ступенью - Гномиком»,
- развитие у детей ощущения тоники – главной ступени лада, устойчивых и неустойчивых ступеней, тяготения неустойчивых ступеней к устойчивым,
- развитие умения допевать до тоники,
- формирование навыка чистого интонирования каждой ступени, упражнений, попевок.
Все перечисленные задачи помогают развивать звуковысотный и ладотональный слух, чистоту интонации.
Первый этап моей работы представляет собой постепенное знакомство с каждой ступенью лада, жестом руки и образом гномика, обозначающих ступень; разучивание упражнений и их пропевание в разных тональностях (в условиях певческого диапазона).
На втором этапе происходит закрепление звуковыстного ощущения ступени лада с помощью пения с ручными знаками попевки или песни из программного репертуара, построенной на данной ступени.
На третьем этапе, после того, как у детей сформировано представление о звуковысотном расположении ступеней в ладу, ощущение ладового тяготения к основной ступени, необходимо развивать с помощью музыкально-дидактических игр умение определять ступени на слух и пропевать их.
Данную работу можно начинать с детьми второй младшей и средней групп. Поскольку певческий диапазон ребенка 3-4 лет ограничен расстоянием ре-ля первой октавы, с детьми данного возраста разучиваются упражнения и попевки в пределах первых пяти ступеней лада, а VI и VII ступени переносятся на октаву ниже и пропеваются осторожно, не напрягая голос.
В старшей и подготовительной группах добавляются новые упражнения, построенные по звукам устойчивых ступеней, по восходящему и нисходящему звукоряду, с использованием скачков от устойчивых звуков к неустойчивым и наоборот.
В ходе работы с детьми над упражнениями музыкальным руководителем моделируется игровая ситуация, где детям предлагается помочь гномику построить с помощью песен музыкальный дом или научить героя петь песни и т.д. Кроме того, при разучивании упражнения музыкальный руководитель обращает внимание детей на движение мелодии по лесенке на наглядном пособии, приучает детей петь с ручными знаками.
Работа по данной системе дает положительный результат в развитии музыкально-слуховых представлений и ладового чувства, благодаря чему дети умеют чисто интонировать мелодии песен, выразительно исполнять произведения, успешно разучивать трудные участки мелодии с помощью упражнений.
Приложение 2
Упражнение на I ступень лада
Жил веселый добрый гном.
Он хотел построить дом.
Но без помощи друзей
Не построить дом скорей.
Упражнение на II ступень лада
Если дома нет у гнома,
Гном второй придет скорей.
Будут вместе строить домик,
Будет вместе веселей!
Допевание до тоники – пропевание сначала II, затем I ступеней с ручными знаками.
Упражнение на III ступень лада
Третий гномик, раз, два, три,
Он читает, посмотри,
Любит цифры и сейчас
Посчитает – три, два, раз.
Допевание до тоники – пропевание ступеней от III к I с ручными знаками.
Упражнение на IV ступень лада
Вот четвертый милый гном,
Тоже делом занят он –
Вниз ступеньки сосчитает
И четвертую прибавит.
Допевание до тоники – пропевание ступеней от IV к I с ручными знаками.
Упражнение на V ступень лада
Раз, два, три, четыре, пять,
С гномом встретились опять.
Первый гномик шлет – «Привет!»
Пятый гном кивнет в ответ.
Допевание до тоники – пропевание ступеней от V к I с ручными знаками.
Упражнение на VI ступень лада
Познакомьтесь - гном шестой,
Гномик очень занятой,
По ступенькам вниз шагает –
До шести он сосчитает.
Допевание до тоники – пропевание ступеней от VI к I с ручными знаками, а так же восходящее движение по трем ступеням от VI к I (верхней тонике).
Упражнение на VII ступень лада
Здравствуй, гномик, ты – седьмой,
Познакомимся с тобой.
- «К гному первому иду,
Дом построить помогу!»
Допевание до тоники – пропевание ступеней от VII к I (верхней тонике).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Разработка и внедрение в практику вокально-хоровой работы с детьми методов и приемов развития звуковысотного слуха. Знакомство с нотной грамотой."
Пение-важный раздел в музыкальном развитии ребёнка. И многое зависит от меня,как педагога.Я сама умею и люблю петь,меня этому научили мои учителя.А для моих ребят я всегда буду первым учителем пения.П...
Музыкально - дидактическая игра на развитие звуковысотного слуха "Музыкальное лото"
Музыкально - дидактическая игра на развитие звуковысотного слуха...
Упражнения для развития звуковысотного слуха для детей средней группы
Данный матеиал будет полезен для родителей и музыкальных руководителей. Детям будет интересно заниматься, смотря на веселые, добрые картинки...
Музыкально-дидактическая игра М. Ю. Картушиной на развитие звуковысотного слуха «Кошка и котенок» .
Игра предназачена для детей от 2-ух до 3-х лет. Спобствует развитию звуковысотного слуха....
Песни-упражнения для развития звуковысотного слуха и чистоты интонирования
Песни-упражнения для развития звуковысотного слуха и чистоты интонирования[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26561139","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"148","widt...
Консультация для музыкального руководителя "Использование музыкально-дидактических игр в работе с детьми с нарушением зрения"
Музыкальное воспитание в детском саду играет большую роль в развитии творческой личности ребенка. А в работе с детьми с нарушением зрения занимает одно из важных мест, так как благодаря использованию ...
Технологическая карта организации непосредственно-образовательной деятельности музыкального руководителя с детьми по развитию звуковысотного слуха «Музыкальные зверята»
Предлагается авторский подход к развитию относительного звуковысотного слуха в части соотношения звуков по высоте при движении мелодии через использование музыкально-дидактической игры "Музы...