Музыкально-дидактические игры "Музыкальный кубик", "Орнаментальный хоровод"
учебно-методическое пособие по музыке (средняя, старшая, подготовительная группа)

Ивко Людмила Геннадьевна

Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в основном на музыкальных занятиях, где под руководством педагога ребенок старается проявить себя в исполнении песни, танца, передаче образа игры, составлении пляски-импровизации, сочинении и подборе мелодий при игре на музыкальных инструментах.

Умение самостоятельно действовать, выполняя музыкальные задания, позволяет детям лучше, качественнее исполнять музыкальный материал, способствует развитию контроля за собственным исполнением, музыкально-эстетических представлений и музыкально­-сенсорных способностей.

Педагогические исследования, проведенные в этой области, доказывают, что эффективному музыкально-сенсорному воспитанию способствует наглядность обучения, возникновение в сознании детей естественных ассоциаций музыкальных звуков со звуками окружающей жизни. Оперируя звуками. Дети начинают внимательно относиться к их свойствам, сочетаниям, что развивает их ориентировку в музыкальных явлениях. Сенсорное развитие детей осуществляется в процессе самых разнообразных музыкальных действий на занятиях и в повседневной жизни детского сада.

Музыкально-дидактические игры всегда содержат развитие действия, в котором сочетаются элементы занимательности, соревнования с сенсорными заданиями. Цель игровых действий заключается в том, чтобы помочь ребенку услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков, а именно: их высоту, силу, длительность, тембр. Игровые правила и действия, регулярно проводимых с детьми музыкально-дидактических игр, помогают планомерному и систематическому развитию музыкального слуха, вырабатывают умения не просто слышать музыкальные произведения, а вслушиваться в них, различать смену регистра, динамики, ритма в одном и том же произведении.

Музыкально-дидактическая игра всегда требует значительной слуховой сосредоточенности, которая и приводит к совершенствованию процесса развития слухового восприятия. Следовательно, в ходе игры ребенок все время должен вслушиваться в смену звучаний и реагировать на это движением или действием, а не автоматически выполнять задание. То есть музыкально-дидактическая игра не должна включать этап выработки навыка, иначе она не достигает своей цели.

Область применения.

Представленные музыкально-дидактические игры «Музыкальный кубик» и «Орнаментальный хоровод» объединяют все виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, упражнения в виде игры.

Основное назначение этих музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме.

 

Задачи:

  • развивать у детей чувство ритма;
  • побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
  • обогащать детей новыми впечатлениями, развивать у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального слуха.

Педагогическая ценность представленных музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребёнком путь применений полученных знаний в жизненной практике.

Музыкально-дидактические игры можно использовать для детей среднего и старшего дошкольного возраста, они просты и доступны, интересны и привлекательны, вызывают у детей желания петь, слушать, играть и танцевать.

Ожидаемый результат:

  • развитие музыкально - сенсорных и творческих способностей.
  • формирование у детей представлений о свойствах музыкального звука, о выразительных возможностях музыки, различение характера музыки, настроения.
  • развитие активности, самостоятельности детей в музыкальной деятельности.

Музыкально-дидактические игры с использованием музыкального кубика

Д/и «Какой инструмент так называется?»

Игра для среднего дошкольного возраста.

Цель: Закрепить знания детьми русских народных музыкальных инструментов.

Правила игры:

На гранях кубика изображены русские народные музыкальные инструменты. Педагог называет инструмент, ребенок показывает, какой инструмент так называется.

Д/и «Музыкальный кубик»

Вариант 1. Игра для детей средней группы

Цель. Развивать у детей интерес к игре на музыкальных инструментах, воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу. Доставить детям радость от совместной игры.

Ход игры.

На столике находятся детские музыкальные инструменты: ложки деревянные, барабан, бубен, маракас, дудочка, колокольчик. (Такие же детские музыкальные инструменты с их изображением размещаются на гранях кубика). Дети, стоя в кругу, передают кубик под весёлую знакомую музыку со знакомыми словами:

Кубик движется по кругу,

Передайте кубик другу.

Подскажи нам поскорей

Кто начнёт игру быстрей?

Бросающий кубик ребёнок, называет картинку на верхней грани кубика (инструмент), берет его и играет заранее выученную несложную русскую народную мелодию или другую на выбор самого ребёнка.

В конце игры дети ему аплодируют. Ребенок возвращает инструмент на столик. Игра продолжается несколько раз по желанию детей.

Д/и «Кубик-шумовой оркестр»

Вариант 2. Игра для детей старшего дошкольного возраста.

Цель. Развивать коммуникативные навыки, слуховое внимание, чувство ритма, навыки элементарного музицирования в оркестре; воспитывать интерес к игре на музыкальных инструментах.

Ход игры.

Дети в кругу под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая слова:

Кубик движется по кругу,

Передайте кубик другу.

Кубик может показать, На чем тебе теперь играть!

Каждый ребенок по очереди кидает кубик, берет выпавший инструмент со стола и кладет на свой стульчик. Игра повторяется, пока все дети не возьмут себе инструменты. Затем все вместе играют в «ШУМОВОЙ ОРКЕСТР». Целесообразно разбить детей на подгруппы.

По желанию детей игру можно повторить несколько раз, чтобы дети поиграли на разных инструментах и получили удовольствие от совместного музицирования.

Игра для старшего дошкольного возраста

Цель. Учить согласовывать движения орнаментального хоровода со схематичным изображением.

Ход игры.

   Музыкальный руководитель показывает на бумажных тарелках элементы узоров гжели и предлагает станцевать «ОРНАМЕНТАЛЬНЫЙ ХОРОВОД», который нарисован на бумажных тарелочках-кругах.

   Дети берутся за руки и танцуют, выполняя движения в соответствии с рисунками на тарелочках, которые по очереди показывает педагог. Музыкальное сопровождение - любая спокойная народная мелодия.

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №2 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ПОГРАНИЧНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА»

Музыкально-дидактическая игра

«Музыкальный кубик»

«Орнаментальный хоровод»

Музыкальный руководитель

Ивко Л.Г.

пгт. Пограничный, 2022

Пояснительная записка

Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в основном на музыкальных занятиях, где под руководством педагога ребенок старается проявить себя в исполнении песни, танца, передаче образа игры, составлении пляски-импровизации, сочинении и подборе мелодий при игре на музыкальных инструментах.

Умение самостоятельно действовать, выполняя музыкальные задания, позволяет детям лучше, качественнее исполнять музыкальный материал, способствует развитию контроля за собственным исполнением, музыкально-эстетических представлений и музыкальносенсорных способностей.

Педагогические исследования, проведенные в этой области, доказывают, что эффективному музыкально-сенсорному воспитанию способствует наглядность обучения, возникновение в сознании детей естественных ассоциаций музыкальных звуков со звуками окружающей жизни. Оперируя звуками. Дети начинают внимательно относиться к их свойствам, сочетаниям, что развивает их ориентировку в музыкальных явлениях. Сенсорное развитие детей осуществляется в процессе самых разнообразных музыкальных действий на занятиях и в повседневной жизни детского сада.

Музыкально-дидактические игры всегда содержат развитие действия, в котором сочетаются элементы занимательности, соревнования с сенсорными заданиями. Цель игровых действий заключается в том, чтобы помочь ребенку услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков, а именно: их высоту, силу, длительность, тембр. Игровые правила и действия, регулярно проводимых с детьми музыкально-дидактических игр, помогают планомерному и систематическому развитию музыкального слуха, вырабатывают умения не просто слышать музыкальные произведения, а вслушиваться в них, различать смену регистра, динамики, ритма в одном и том же произведении.

Музыкально-дидактическая игра всегда требует значительной слуховой сосредоточенности, которая и приводит к совершенствованию процесса развития слухового восприятия. Следовательно, в ходе игры ребенок все время должен вслушиваться в смену звучаний и реагировать на это движением или действием, а не автоматически выполнять задание. То есть музыкально-дидактическая игра не должна включать этап выработки навыка, иначе она не достигает своей цели.

Область применения.

Представленные музыкально-дидактические игры «Музыкальный кубик» и «Орнаментальный хоровод» объединяют все виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, упражнения в виде игры.

Основное назначение этих музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме.

Задачи:

  • развивать у детей чувство ритма;
  • побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
  • обогащать детей новыми впечатлениями, развивать у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального слуха.

Педагогическая ценность представленных музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребёнком путь применений полученных знаний в жизненной практике.

Музыкально-дидактические игры можно использовать для детей среднего и старшего дошкольного возраста, они просты и доступны, интересны и привлекательны, вызывают у детей желания петь, слушать, играть и танцевать.

Ожидаемый результат:

  • развитие музыкально - сенсорных и творческих способностей.
  • формирование у детей представлений о свойствах музыкального звука, о выразительных возможностях музыки, различение характера музыки, настроения.
  • развитие активности, самостоятельности детей в музыкальной деятельности.

Музыкально-дидактические игры с использованием музыкального кубика

Д/и «Какой инструмент так называется?»

Игра для среднего дошкольного возраста.

Цель: Закрепить знания детьми русских народных музыкальных инструментов.

Правила игры:

На гранях кубика изображены русские народные музыкальные инструменты. Педагог называет инструмент, ребенок показывает, какой инструмент так называется.

Д/и «Музыкальный кубик»

Вариант 1. Игра для детей средней группы

Цель. Развивать у детей интерес к игре на музыкальных инструментах, воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу. Доставить детям радость от совместной игры.

Ход игры.

На столике находятся детские музыкальные инструменты: ложки деревянные, барабан, бубен, маракас, дудочка, колокольчик. (Такие же детские музыкальные инструменты с их изображением размещаются на гранях кубика). Дети, стоя в кругу, передают кубик под весёлую знакомую музыку со знакомыми словами:

Кубик движется по кругу,

Передайте кубик другу.

Подскажи нам поскорей

Кто начнёт игру быстрей?

Бросающий кубик ребёнок, называет картинку на верхней грани кубика (инструмент), берет его и играет заранее выученную несложную русскую народную мелодию или другую на выбор самого ребёнка.

В конце игры дети ему аплодируют. Ребенок возвращает инструмент на столик. Игра продолжается несколько раз по желанию детей.

Д/и «Кубик-шумовой оркестр»

Вариант 2. Игра для детей старшего дошкольного возраста.

Цель. Развивать коммуникативные навыки, слуховое внимание, чувство ритма, навыки элементарного музицирования в оркестре; воспитывать интерес к игре на музыкальных инструментах.

Ход игры.

Дети в кругу под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая слова:

Кубик движется по кругу,

Передайте кубик другу.

Кубик может показать, На чем тебе теперь играть!

Каждый ребенок по очереди кидает кубик, берет выпавший инструмент со стола и кладет на свой стульчик. Игра повторяется, пока все дети не возьмут себе инструменты. Затем все вместе играют в «ШУМОВОЙ ОРКЕСТР». Целесообразно разбить детей на подгруппы.

По желанию детей игру можно повторить несколько раз, чтобы дети поиграли на разных инструментах и получили удовольствие от совместного музицирования.

Игра для старшего дошкольного возраста

Цель. Учить согласовывать движения орнаментального хоровода со схематичным изображением.

Ход игры.

   Музыкальный руководитель показывает на бумажных тарелках элементы узоров гжели и предлагает станцевать «ОРНАМЕНТАЛЬНЫЙ ХОРОВОД», который нарисован на бумажных тарелочках-кругах.

   Дети берутся за руки и танцуют, выполняя движения в соответствии с рисунками на тарелочках, которые по очереди показывает педагог. Музыкальное сопровождение - любая спокойная народная мелодия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-дидактическая игра "Веселые кубики"

Многофункциональная музыкально-дидактическая игра "Веселые кубики" изготовлена мной для конкурса "Дидактические игры в детском саду". Используется как на музыкальных занятиях , так и в игровой деятель...

Учебно-методическое пособие.Музыкально-дидактическая игра " Занимательный кубик"

Музыкально-дидактическая игра " Занимательный кубик" для детей 3-5 лет имеет игровую задачу: воплотить образ животного или птицы.используя движение, звукоподражание,мимику,пантомиму,жесты.Игра подходи...

Музыкально-дидактические игры "Музыкальный кубик", "Орнаментальный хоровод"

Представленные музыкально-дидактические игры «Музыкальный кубик» и «Орнаментальный хоровод» объединяют все виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, упражн...

Музыкально - дидактическая игра "Ритмический кубик"

Цель:  развитие чувста ритма у детей дошкольного возраста...

Музыкально-дидактическая игра "Музыкальные кубики".

Музыкально-дидактическая игра для детей. Представлено четыре варианта игры. Игра усложняется, в зависимости от возраста детей....

Музыкально-дидактическая игра "Музыкальный кубик"

Музыкальный материал:на выбор музыкального руководителя, по программе.Карточки 4 цветов (красный, зелёный, синий, жёлтый), кубик с указательной стрелкой наверху.ХОД  ИГРЫДети выстраиваются по кру...