Технология вокально – хоровой работы в детском саду.
статья по музыке
Городской округ Красногорск
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Образовательный центр «Созвездие» дошкольное отделение
143404 Россия Московская область, г.о. Красногорск,
улица Большая Комсомольская д.13,
Контакты: +7(498)568-56-11 krgr_mbou_sozvezd@mosreg.ru
Технология вокально – хоровой работы в детском саду.
(М. Ю. Картушина)
Разработала:
музыкальный руководитель
Николаева Тамара Владимировна
г.о. Красногорк
Концептуальная часть
Дошкольный возраст - самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формирование речи, а речь, как известно является материальной основой мышления, Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения. Планомерное вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, пение не только доставляет удовольствие поющему, но также упражняет и развивает его дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечно-сосудистой, следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, ребенок укрепляет свое здоровье.
В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей:
эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления детей.
Обучение пению – процесс достаточно сложный и длительный, требующий от педагогов большого терпения и умения строить учебный процесс так, чтобы ни одна минутка занятия не была потрачены зря. Можно привести слова Протагора: «Нет ни искусства без упражнения, ни упражнения без искусства».
В работе представлен опыт развития вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста в период с 2020г. по 2023г. (младшие-подготовительные группы). На протяжении этого периода отслеживалось развитие вокальных навыков дошкольников, нарастание обучающих приемов в формировании детского вокального исполнительства.
Теоретическим обоснованием работы является методические разработки М.Ю. Картушиной «Вокально-хоровая работа в детском саду», Т. Орловой и С. Бекиной «Учите детей петь», а также разработки Н. Метлова, Д. Б. Кабалевского. Н. А. Ветлугиной, В. Емельянова, Д. Огороднова.
Изучая природу и развитие детского слуха и голоса, видный советский педагог-музыкант, кандидат педагогических наук Н.А. Метлов в своей методике определяет особенности голосового аппарата, физиологические возможности дошкольников, их певческие умения и навыки, диапазон голосов детей разных возрастных групп, требования к песенному репертуару детского сада. При этом музыкант-практик большую роль отводил вокальной технике самого педагога, занимающегося с дошкольниками: «Песня должна звучать не только на музыкальных занятиях, но и во время игр, на прогулках, входить в детскую жизнь. Это возможно, если воспитатель любит песни и умеет петь».
Формирование певческих навыков - один из наиболее сложных, многогранных и важных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Обучая малышей вокалу, следует учитывать особенности развития ещё неокрепшего голосового аппарата дошкольников. Поэтому необходимо не только владеть методикой обучения пению, но и беречь голос ребенка, относится к процессу обучения с большой осторожностью. Системная работа позволяет учесть физиологические и вокальные особенности каждого ребенка, поэтому приоритетным в работе должен быть индивидуально -дифференцированный подход к способностям каждого ребенка.
Содержательная часть
Цель: Формирование певческих навыков детей, посредством применения вокально-хоровых упражнений.
Исходя из цели педагогической технологии, был выдвинут ряд задач:
- Обучать способам певческих умений (естественность, звуковедение, дикция, интонирование, дыхание).
- Запоминать, исполнять большинство песен, разученных в течение года;
- Учить элементарной технике певческого исполнительства (пение с солистом, по подгруппам, по фразам);
- Обогащать восприятие определенных певческих умений, учить отмечать точность, ясность певческой дикции; верность интонирования мелодии и точность ритмического рисунка;
- Способствовать выразительному, исполнению песен различного характера;
- Поддерживать самостоятельное исполнение освоенной песни в повседневной жизни в детском саду, в семье;
- Охранять, беречь голос детей.
Мониторинг освоения детьми программного материала.
Перед началом работы необходимо провести первичную диагностику певческих способностей детей. Её цель – выявление основных свойств певческого голоса, к которым относятся звуковой динамический диапазон, качество тембра и дикции. Диагностика вокально-хоровых навыков детей проводится два раза в год (в начале года и в конце). Она помогает определить развитие ребенка, его способности и соответственно корректировать содержание занятий.
Планирование.
Также был составлен календарно – тематический план по развитию вокально – хоровых навыков воспитанников (приложение 1)
Работа над приобретением детьми вокально-хоровых навыков происходит с помощью вокальных упражнений, которые должны присутствовать на каждом музыкальном занятии.
При проведении упражнений необходимо следовать дидактическим правилам:
- Всегда ставить перед детьми конкретную учебную задачу – объяснить, что они должны сделать (делать под музыку короткий вдох и медленный выдох; спеть попевку на звук «у», при этом вытянув губы трубочкой и т.д.)
- Показать способ выполнения действия, словесно пояснить, т.е. использовать принцип «Делай как я»;
- Неоднократно повторять упражнение для усвоения умений, транспортируя его с этой целью по полутонам вверх и вниз или видоизменяя задачу;
- Постоянно контролировать выполнение детьми вокально-артикуляционных упражнений, чтобы дети приобрели навык выполнения того или иного упражнения;
- Включать вокально-хоровые упражнения в каждое занятие.
Непосредственно вокально-хоровая работа начинается с усвоения правил певческой установки.
Певческая установка - правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.
Певческая установка (правила пения):
- сидеть (стоять) ровно;
- не сутулиться;
- корпус и шею не напрягать;
- голову держать прямо, не запрокидывая ее и не опуская, но без
напряжения; - дыхание брать свободно (не брать в середине слова);
- петь естественным голосом, избегая резкого, форсированного
звучания; - рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во
избежание крикливого, «белого» звука; - нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.
На этапе формировании вокально-хоровых навыков в работу включаются одновременно почти все элементы вокально-хоровой техники, а в последующие периоды они углубляются.
Основные разделы вокально-хоровой работы:
- Работа над дыханием
- Звукообразование
- Звуковедение
- Работа над интонацией
- Развитие ладового чувства
- Артикуляция и дикция
- Расширение диапазона
- Работа над динамикой
- Работа над темпом
- Подбор репертуара
- Певческая работа.
Организация учебного процесса в работе над развитием певческих навыков.
Вначале идет работа над выработкой напевности звучания на основе элементарного овладения певческим дыханием, которое существенно влияет на чистоту и красоту звука, выразительность исполнения. Это сложный и длительный процесс, поэтому на начальном этапе обучения он сводится к овладению плавным и равномерным вдохом и выдохом, не прерывающим музыкальную фразу. Такой выдох во многом зависит от верно взятого дыхания. Очень важно научить ребенка правильно и в нужном месте брать дыхание. Необходимо, чтобы ребенок понял, что от него хотят.
Научить детей спокойному вдоху, не перегруженному воздухом, без участия
плеч помогают упражнения из дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой
(«Ладошки», «Погонщики», «Насос», «Кошечка» и другие) и системе Д. Огороднова («Понюхать цветок». в дальнейшем задача усложняется - дети учатся быстрому спокойному вдоху в подвижных песнях и между фразами).
Работа над певческим дыханием связана со звукообразованием. И здесь, конечно, необходима система - певческие упражнения и постепенные напоминания. Можно использовать показ жестом, помогающим вовремя взять дыхание. Чтобы дети не разрывали слово, показывать правильное и неправильное исполнение. Затем правильно исполнить упражнения. Для развития дыхания пропевать на выдохе гласные звуки, открытые слоги (например: да, та, ля), фразы, начиная с коротких и постепенно переходя к более длинным (например: «Я иду и пою»).
Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть естественным, звонким и легким, дети должны петь без крика и напряжения для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого неба с маленьким язычком). Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Чтобы научить детей петь протяжно, напевно, надо, начиная с младшей группы, учить их протягивать отдельных звуки, концы музыкальных фраз. Можно использовать карточки звуковедения. Протяжность в пении зависит от правильно взятого дыхания и от преобладания гласных, что характерно для народных песен (например, «Во поле береза стояла»). Развитию протяжности помогает пение песен, написанных в умеренной или медленном темпе, а также разучивание песен сначала в замедленном темпе. Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных.
Дикция — непременное условие вокального, в том числе хорового, исполнения; успех пения в хоре зависит от качества произношения каждого поющего и от однородности и одновременности произнесения всей хоровой. Дикция является одним из важнейших средств художественной выразительности в раскрытии музыкального образа, средством донесения текстового содержания произведения.
Многие дети дошкольного возраста имеют проблемы с произношением звуков. Одним из эффективных методов коррекции речевых нарушений является систематическое использование в процессе пения вокально-артикуляционных упражнений, цель которых — выработка четкости, ловкости, правильности работы всех частей артикуляционного аппарата. Пение очень полезно для детей, имеющих речевые нарушения, так как развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Практика пения вокально-артикуляционных упражнений усиливает эффективность логопедической работы, поскольку процесс пения, так же как и речевой, основан на работе одних и тех же групп мышц.
Вокально-артикуляционные упражнения представляют собой специально организованные упражнения, направленные на развитие и овладение навыками певческой дикции и артикуляции.
Цель вокально-артикуляционных упражнений конкретизируется в частных задачах:
- освобождение артикуляционных мышц от напряженности, скованности;
- развитие подвижности, моторики артикуляционного аппарата;
- преодоление дефектов произношения;
- развитие способности тянуть гласный звук, петь связно, при этом четко произнося согласные звуки;
- развитие способности петь слово интонационно чисто;
- овладение приемами произношения слова для улучшения вокальных качеств голоса.
Для правильного развития голоса сначала следует подбирать упражнения с наиболее вокально-устойчивыми гласными «а», «о», «у» и только затем к ним постепенно подстраивать более сложные гласные «е» и «и».
Первые вокально-хоровые упражнения предлагаются детям в виде песенок-игр, где музыкальный руководитель поёт запев, а дети отвечают за персонажа («Ворон», «Про филина»).
Для выработки навыка выразительной дикции рекомендуется использовать:
упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, чистоговорки, речевые зарядки, ритмодекламации.
Артикуляционная гимнастика
Основная цель артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. В результате этой работы у наших детей повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание. Чтобы вызвать у детей интересу этому занятию, можно придумывать истории. Например, для средней группы можно рассказать «Историю о том, как Язычок искал друга» (автор М. Картушина), а также озвученные артикуляционные упражнения, например «Ручеёк», «Мотоцикл» и др.
Также неоценимое значение оказывают упражнения по системе В. Емельянова, которые делятся на статические и динамические.
Данные артикуляционные упражнения предварительно отрабатываются на занятиях с учителем-логопедом перед зеркалом, чтобы дети имели возможность проконтролировать качество выполнения каждого движения.
На музыкальных занятиях детьми выполняются уже разученные артикуляционные упражнения, поэтому зрительный контроль в этом случае необязателен. На одном музыкальном занятии перед пением берется не более пяти упражнений. По мере их усвоения детьми, вводятся новые упражнения.
Примеры статических артикуляционных упражнений.
Статистические артикуляционные упражнения должны выполняться в медленном темпе (каждая артикуляционная поза удерживается в течении 3-7 секунд, после чего язык, губы и щеки принимают нейтральное положение на такое же время).
Цель статистических упражнений - выработка у ребенка умения удерживать органы артикуляции в определенном положении.
- «Птенчик» - широко открыть рот;
- «Улыбка» - широко улыбнуться, чтобы были видны верхние и нижние
зубы (челюсти при этом сжаты); - «Трубочка» - губы вытянуты вперед, как при произнесении звука У.
в отличие от статических, динамические упражнения служат для выработки умения переключаться с одной арт. позы на другую, поэтому должны выполняться в более быстром темпе.
Примеры динамических артикуляционных уnражнений:
- «Часики» - рот, открыт, губы в улыбке. Острый кончик языка совершает движения на «раз» - к левому уголку рта, на «два» - к правому. Вместо счета «раз-два» произносим звукоподражания: «тик- так»;
- «Улыбка - трубочка» - на «раз» - губы в улыбке, на «два» - губы вытянуть вперед трубочкой. Это же упражнение представляем детям, как «Веселый и грустный»: улыбка - веселый человек, губы в положении «Трубочка» - грустный. Музыкальное сопровождение - «Клоуны» музыка Д. Кабалевского.
Емельянов предложил и ряд фонопедических упражнений, способствующих расширению диапазона у дошкольников. Их певческий диапазон небольшой в силу несформированности голосового аппарата. При обучении пению диапазон, как правило, расширяется в сторону как нижнего, так и верхнего регистров. Целесообразно начинать работу по постановке голоса ребёнка с укрепления его примарного диапазона. Распевки и песни на начальном этапе обучения должны располагаться в этой области. Затем голос развивается вниз, а потом вверх, путём исполнения попевок по полутонам. Для укрепления голосового аппарата детей и расширению диапазона голоса можно использовать методическое пособие «Баба-Яга» М. Картушиной.
Важным элементом в работе над развитием певческих навыков является работа над интонацией. Начинать работу над точностью интонирования определённых звуков и интервалов необходимо с понятия высоты звука. Не теряет своей актуальности пособие «Музыкальный букварь» Н.А. Ветлугиной.
Так же способствовать выработке навыков чистого интонирования могут:
- Пение без сопровождения
- Пение в сопровождении металлофона
- Пропевание интонационно сложных элементов мелодии песни на звук «у»
- Пение с солистами.
- Узнавание попевок по графическому изображению мелодии
- Использование дидактических пособий с движущимися деталями, показывающими высоту звука
- Использование картинок, основанных на ассоциациях
- Показ направления движения мелодии указкой на рисунке или схеме
- Использование наглядных пособий
Планомерно и постоянно следует вести работу над развитием чувства ритма. Здесь могут помочь такие упражнения как: прохлопывание ритма, изображение ритмического рисунка песни графически, применение игр («Зеваки и торопыги», «Хлопки»).
Песенное творчество.
В развитии певческих навыков придается большое значение детской песенной импровизации. Умению творить, самостоятельно искать песенные интонации детей надо обучать, формировать у них музыкальный вкус,
добиваться устойчивых певческих навыков. И главное, развивать умение чисто интонировать с музыкальным сопровождением и без него, петь естественным голосом.
Стремление к песенному творчеству проявляется у детей рано. Начиная с младшей, средней групп выявляем эти склонности и содействуем их успешному развитию. В старшей и подготовительной группах продолжается работа над закреплением навыков, полученных детьми в младшем дошкольного возраста, но на более качественном уровне. Главная цель - расширить музыкальный опыт детей, сформировать навык самостоятельных импровизаций, а также помочь детям преодолеть неуверенность, стеснение, снять напряжение, развить воображение, внимание, память. Дети не только увлеченно импровизируют, но и пробуют рисовать песни графически. К примеру, песню плавного, напевного характера, рисуют волнистой непрерывной линией; высокое и низкое звучание песни отмечают восходящими или нисходящими линиями; песенки, построенные на чередовании долгих и коротких звуков, рисуют длинными и короткими линиями.
Все вышеперечисленные вокальные навыки (звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации, стройное, слитное пение) тесно связаны между собой. Работа над ними ведется одновременно, а навыки развиваются постепенно.
Методика работы над песней.
Разучивание песни — один из самых важных разделов музыкального занятия. Между тем нередко вся работа сводится к разучиванию текста и механическому повторению песни. Это приводит к тому, что песня быстро надоедает детям, оставаясь, по сути, недоученной. Чтобы этого не происходило, педагогу нужно четко осознавать, что разучивание песни — процесс длительный и интересный. Музыкальный руководитель должен ясно понимать, чего он хочет добиться от детей в данный момент, уметь четко ставить перед юными певцами конкретную задачу и подбирать методические приемы, не только целесообразные, но и интересные детям.
Обычно процесс работы над песней проходит в течение 7—8 занятий и состоит из нескольких этапов:
1) разучивание песни;
2) закрепление текста;
3) работа над качеством исполнения;
4) закрепление песни;
5) концертное исполнение.
Первый этап — разучивание песни. Традиционно разучивание песен нужно начинать с выразительного исполнения песни педагогом или с использования качественной фонограммы. Автор технологии предлагает песню лучше сразу учить с мелодических фраз. Разучивание должно вестись в удобной тесситуре и на первом этапе без сопровождения, чтобы дети учились слышать голос педагога и подстраиваться под него.
О.В. Кацер предлагает использовать следующие приемы:
- Дети двигаются в свободном направлении, подражая движениям, например, зайчика. По сигналу все собираются в круг и закрывают глаза. Педагог поет один куплет новой песни a capella, дети слушают. Игра повторяется, дети подражают движениям медведя, лисы, волка. В последний раз они встают в круг и поют песню.
- Запоминание песни во время релаксации. Дети ложатся на спину на ковер, закрывают глаза и слушают песню в течение нескольких занятий. Непременное условие — песня должна быть спокойной по характеру. Можно использовать фонограмму (если есть).
- Если песня исполняется с движениями, педагог поет песню, показывая их. Дети повторяют движения и подпевают.
- Дети встают в круг. Педагог поет новую песню. Один ребенок ходит внутри круга с «волшебной палочкой». На конец запева передает палочку другому ребенку и встает на его место. Игра повторяется.
Второй этап — закрепление текста. Для быстрого запоминания текста песни рекомендуется использовать моделирование, когда соответствующие иллюстрации или фигурки животных выставляются на фланелеграфе в процессе появления их в песне.
Для лучшего запоминания текста возможно использование следующих приемов:
- Проговаривание текста в ритме песни негромко или шепотом.
- Беззвучная активная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешнее звучание.
- Пение «эхом», когда фразу сначала поет педагог, а затем повторяют дети.
- Игра «Я и вы», основанная на перемежающемся пении, когда несколько тактов поет педагог, а после сигнала (громкого аккорда, жеста рукой, хлопка и т.п.) песню подхватывают дети.
Третий этап — работа над качеством исполнения — самый сложный и продолжительный. Он представляет собой работу над достижением ансамбля — интонационного, ритмического, динамического, тембрового, дикционного и др. Ансамблевые разновидности взаимосвязаны и подчинены логике развития музыкального произведения.
Приемы работы над ансамблем:
- Пение на звук «у» для выравнивания унисона.
- Пение a capella — оно побуждает исполнителей внимательнее относиться к собственной интонации, что способствует установлению чистого хорового строя.
- Пропевание наиболее сложных фрагментов со словами или вокализацией для уточнения интонации.
- Моделирование высоты звука рукой, схемой, рисунком в интонационно сложном фрагменте.
- Метод мысленного пения, активизирующий слуховое внимание, направленное на восприятие и запоминание звукового эталона для подражания.
- Прием «Уши - назад» (по В. В. Емельянову) на улучшение певческого интонирования. В процессе пения педагог командует: «Уши — назад!» По этой команде дети прикладывают к ушам спереди ладони с плотно сжатыми пальцами. В результате этого они начинают лучше слышать пение товарищей, стоящих сзади.
- Игра «Хлопки», которая позволяет проверить точность интонирования каждого ребенка. Дети поют начало песни все вместе, по хлопку педагога продолжают пение мысленно. После следующего хлопка педагог показывает на ребенка, который должен продолжить пение.
- Использование детских музыкальных инструментов для активизации слухового внимания и достижения ритмического ансамбля.
- Прохлопывание с пением или ритмичным проговариванием текста наиболее сложных в ритмическом отношении фраз.
- Игра «Узнай песню по ритму», когда педагог простукивает ритм одной из знакомых детям песен, а они ее называют.
- Пение с ритмическим аккомпанементом с целью создания единого темпового ансамбля.
- Вокализация песен на слог «лю» для выравнивания тембрового звучания.
- Задержка на одном звуке по дирижерскому показу, выполняемому педагогом, для достижения тембрового и интонационного единства.
- Пение по фразам вслух и про себя для понимания структуры песни.
Четвертый этап — закрепление песни. Только многократное повторение
дает прочность усвоения песни. На этом этапе требуется вариативность заданий при повторении за счет способа звуковедения, динамики, тембра, вокализируемого слога, эмоциональной выразительности.
Пятый этап - концертное исполнение. Концертное выступление - наиболее значимый для детей момент. Каждая песня требует своего сценического воплощения. Характер песни определяет статику или динамику сценического решения. Песни патриотического характера требуют строгого, выдержанного исполнения. А вот песни эстрадного направления подразумевают использование средств хореографии. При этом можно использовать пение солистов и выступление танцевальной группы в дополнение к их пению.
Музыкальное сопровождение лучше осуществлять «живым» музыкальным инструментом — фортепиано, аккордеоном, баяном. Можно использовать проигрыши на детских музыкальных инструментах (детский оркестр). При концертном исполнении предполагается определенное сценическое оформление: костюмы, аксессуары, иногда декорации. При этом костюмы должны соответствовать художественной направленности песни. Непременное условие — сохранение художественной меры и вкуса.
Дети уже овладели певческими навыками и свободно исполняют выученный материал. Если песня полюбилась, дети поют ее по собственному желанию не только на занятиях. Они надолго запоминают ее, включают в игры, с удовольствием «выступают» перед зрителями. Каждая песня требует своего сценического воплощения. Этот этап работы с песней детьми наиболее любим.
Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и
родителями в развитии певческих навыков.
Для успешного освоения детьми певческих навыков необходима совместная работа музыкального руководителя воспитателей и родителей В обучении детей пению помогает работа с родителями. На родительских собраниях и в индивидуальных беседах музыкальный руководитель рассказывает о том, чему учатся дети на музыкальных занятиях, об охране детского голоса. Для родителей выставляются папки-передвижки с материалами о музыкальном воспитании в семье, а также о развитии певческих навыков у дошкольников. В период целенаправленной работы по развитию певческих навыков у детей дошкольного возраста оформлялись родительские уголки: «Берегите голос ребёнка», «Пойте на здоровье». Так же в родительских уголках помещаются тексты разучиваемых песен. Родители воспитанников с удовольствием принимают участие в праздниках и вечерах развлечений, в подготовке и проведении мероприятий, создании музыкальной развивающей среды. Такая совместная работа детского сада и семьи оказывает благоприятное влияние на дошкольников. Родители доверчиво относятся к нашим консультациям и рекомендациям, и поэтому многие ребята, став школьниками, продолжают петь в вокальных студиях, поступают в музыкальную школу. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.
Для полноценной работы по представленной технологии необходимо тесное взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями. С каждым воспитателем индивидуально разучивается песенный репертуар, даются рекомендации по использованию знакомого музыкального репертуара на других занятиях и в повседневной жизни детского сада. Воспитатели оказывают действенную помощь в обучении детей пению, они умело организовывают предметно-развивающую среду для развития музыкальных способностей ребенка. В группах есть центр музыкального развития, диски и кассеты с музыкой для детей, в том числе музыкой для режимных моментов: колыбельные песни, музыка разного характера. Воспитатели проводят с детьми музыкально-дидактические и хороводные игры с пением, включают песни в повседневную жизнь дошкольников. Благодаря наличию в каждой группе вокального дидактического материала (картинки, сборники песен), воспитанники могут заниматься самостоятельной вокальной деятельностью, организовывать сюжетно-ролевые игры с вокальной тематикой (концерты, праздники в кукольной семье и так далее), кроме того дети часто поют спонтанно в самостоятельной деятельности, в режимных моментах, в свободной игре.
Результаты работы: Дети поют естественным, голосом, владеют приёмами звуковедения, правильно используют своё дыхание. При исполнении мелодии точно её интонируют и исполняют ритмически верно. Дикция детей чёткая и правильная; Песни выученные в течение года могут исполнить выразительно, эмоционально передав её содержание. Исполняют песни в повседневной жизни в детском саду, семье.
МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ УРОВНЯ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ
У ДОШКОЛЬНИКОВ ЗА 2020-2021 уч. год.
С – уровень сформирован
СФ - на стадии формирования
Н - уровень не сформирован
ЗА 2021-2022 уч. год
С – уровень сформирован
СФ - на стадии формирования
Н - уровень не сформирован
ЗА 2022-2023 уч. год.
С – уровень сформирован
СФ - на стадии формирования
Н - уровень не сформирован
Представленные результаты подтверждены сведениями проведённого мониторинга использования в практике технологии развития вокально-хоровых навыков у дошкольников и выражены в итоговой диаграмме:
Основой для проведения диагностики были взяты критерии, разработанные автором технологии М.Ю. Картушиной. Диагностика проводилась 2 раза в год, в каждой возрастной группе. Сочетание музыки и слова помогают детям выразить свои чувства, переживания. Целенаправленная работа повысила интерес детей к музыкальным занятиям, песенному творчеству, а песня прочно вошла в жизнь детей.
Заключение.
Подводя итоги работы, хочется подчеркнуть, что методов и приемов для формирования певческих навыков дошкольников достаточно много, но организуя работу в данном направлении, следует, прежде всего, ориентироваться на возможности детей, проводить работу систематически и последовательно, активно привлекать к сотрудничеству воспитателей и родителей.
В будущем планирую продолжать работу по обучению детей пению, развитию их вокальных навыков, по расширению певческого диапазона каждого воспитанника, используя наработанный опыт.
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
Сентябрь
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра-приветствие.
2.Артикуляционная гимнастика
3.Интонационно-фонетические упражнения.
4.Скороговорки. Чистоговорки.
5. Упражнения для распевания.
6. Песни.
|
Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.
Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.
Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Следить за правильной певческой артикуляцией.
Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же).
Упражнять детей в чистом интонировании поступенного и скачкообразного движения мелодии вверх и вниз.
Учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; Учить детей исполнять песни лёгким звуком в подвижном темпе и напевно в умеренном; Петь естественным звуком, выразительно, выполнять логические ударения в музыкальных фразах, отчётливо пропевать гласные и согласные в словах. Учить детей исполнять песни а капелла. |
«Приветствие» Картушиной
1. «Воздушный шар» 2. «Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос)
Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности.
«Жа-жа-жа», М.Ю. Картушина
«Кукушка» рус. нар. песня «Горошина» В. Карасевой
1. «Лисенок и бабочка» 2. «Колобок»
«Гуси», муз. и сл. Картушина
«Белые кораблики» муз. и сл. К. Костина
«Ходит зайка по саду, по саду» рус. нар. песня «Тучка» сл. и муз. Картушиной
|
Количество занятий - 4 |
Октябрь
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра-приветствие.
2.Артикуляционная гимнастика
3.Интонационно-фонетические упражнения.
4.Скороговорки. Чистоговорки.
5. Упражнения для распевания.
6. Песни.
|
Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.
Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.
Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Следить за правильной певческой артикуляцией.
Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же).
Упражнять детей в чистом интонировании поступенного и скачкообразного движения мелодии вверх и вниз.
Учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; Учить детей исполнять песни лёгким звуком в подвижном темпе и напевно в умеренном; Петь естественным звуком, выразительно, выполнять логические ударения в музыкальных фразах, отчётливо пропевать гласные и согласные в словах. Учить детей исполнять песни а капелла. |
«Приветствие» Картушиной
1. «Прогулка» (Занятие-игра). 2. «Чудо нос» 3. «Приключения язычка»
Пропевание гласных «А-Э-И-О-У» в разной последовательности.
«Шипящие звуки» сл. и муз. Картушиной «Плач» сл. и муз. Картушиной.
«Карусели» сл. и муз. Картушиной
1. «Кот и мышка» «Падают листики» сл. и муз. Картушиной
«Эхо», муз. и сл. Картушиной «Белые кораблики» муз. и сл. К. Костина |
Количество занятий – 4 |
Ноябрь
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
3.Игра-приветствие.
2.Артикуляционная гимнастика.
3.Интонационно-фонетические упражнения.
4.Скороговорки. Чистоговорки.
5 Упражнения для распевания.
|
Психологическая настройка на занятие.
Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.
Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Формировать звучание голоса ближе к фальцетному. Следить за правильной певческой артикуляцией.
Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же).
Расширять диапазон детского голоса. Учить точно попадать на первый звук. Слышать и передавать поступенное и скачкообразное движение мелодии. Самостоятельно попадать в тонику. 1. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; 2. Петь выразительно, передавая динамику не только куплета к куплету, но и по музыкальным фразам; 3. Выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические (смысловые) ударения в соответствии с текстом песен; 4. Петь лёгким, подвижным звуком, напевно, широко, с музыкальным сопровождением и без него. |
Упражнения: 1. «В гости». 2. «Здравствуйте». М. Картушина.
Упражнения: «Обезьянки». «Весёлый язычок» № 2.
Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности. Игра со звуком: «Волшебная коробочка».
Няня мылом мыла Милу…» «Сорок сорок ели сырок…» «Шла Саша…»
«Теремок». «Курочка Ряба» А.Евдотьевой
«Ежик», музыка С. Алексеевой, слова В. Борисова. «Поезд» муз. и сл. Картушиной Пение знакомых песен
|
Количество занятий – 4 |
Декабрь
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1.Коммуникативная игра-приветствие.
2.Артикуляционная гимнастика
3.Интонационно-фонетические упражнения.
4.Скороговорки, стихи.
5 Упражнения для распевания.
6.Пение.
|
Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.
Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.
Учить детей «рисовать» голосом, изображать звуковой кластер; Учить детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука.
Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д.
Закреплять у детей умение чисто интонировать при поступенном движении мелодии, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения.
Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Учить детей петь в унисон, а капелла. Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. Развивать у детей умение петь под фонограмму. Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения). |
«Лошадка» - прищёлкивание, язычок; «Ветер» Артикуляционная гимнастика «Кот Музик».
Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности Игра голосом: «Звуки Вселенной» Модель Т. Боровик. (Восход и заход солнца; парад планет – унисон). «По волнам», «Качели», «По кочкам».
Проговаривание текста песен, попевок. «Уточка», «На дворе трава». Знакомый репертуар.
«Лягушка и муравей», «Белочки» А.Евдотьевой, Знакомый репертуар.
«Села кошка на такси» муз. Картушиной, сл. нар «Колыбельная» сл. и муз. Картушиной
«Дед Мороз-художник» муз. И сл. Л.Еремеевой
Пение знакомых песен |
Количество занятий – 4 |
Январь
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
2.Артикуляционная гимнастика
3.Интонационно-фонопедические упражнения.
Стихи.
5.Упражнения для распевания.
|
Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.
Подготовить речевой аппарат к дыхательным и звуковым играм. Развивать дикцию и артикуляцию.
Учит детей ощущать и передавать интонацию в пении упражнений. Учить детей «рисовать» голосом, пропевать ультразвук. Учить детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука. Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат. Формировать слуховое восприятие. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо
Продолжать работу над развитием голоса детей. Петь плавно, добиваясь чистоты звучания каждого интервала
1. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; 2. Совершенствовать умение вовремя начинать пение после музыкального вступления, точно попадая на первый звук; 4. Чисто интонировать в заданном диапазоне; 5. Закреплять навыки хорового и индивидуального пения с музыкальным сопровождением и без него. 6. Совершенствовать исполнительское мастерство. 7. Учить детей работать с микрофоном.
|
«Приветствие» Модель И. Евдокимовой. «Здравствуйте» Картушина.
1. «Насос» 2. Артикуляционная гимнастика «Кот музик»
«Крик ослика» (Й – а…) «Крик в лесу» (А – у). «Крик чайки» (А! А!). «Кричит ворона» (Кар). «Скулит щенок» (И-и-и) «Пищит больной котёнок» (Мяу жалобно).
«Король на корону копейку копил». Чтение текста песен. Знакомый репертуар.
1. «Волк и красная шапочка» 2. «По щучьему веленью» А.Евдотьевой
«Дело было в январе» В.Шаинского
Повторение знакомых песен
|
Количество занятий – 4 |
Февраль
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра-приветствие.
2.Артикуляционная гимнастика
3.Интонационно-фонопедические упражнения.
4.Скороговорки. Чистоговорки.
5. Упражнения для распевания.
6. Песни.
|
Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.
Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.
Учить детей выполнять голосом глиссандо снизу вверх и сверху вниз с показом движения рукой. Исполнять в среднем и низком регистрах. Учить детей долго тянуть звук –У – меняя при этом силу звучания. Развивать ритмический слух.
Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия).
Упражнять детей во взятии глубокого дыхания. Развивать артикуляцию, прикрытый звук.
1. Уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук; 2.Чисто интонировать в заданном диапазоне. 3.Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания. 4. Развивать вокальный слух, исполнительское мастерство, навыки эмоциональной выразительности. 5.Учить детей работать с микрофоном.
|
«Приветствие» Модель И. Евдокимовой. «Здравствуйте» Картушина.
1. «Поехали» 2. Артикуляционная гимнастика «Принцесса»
«Самолёты», «Самолёт летит» М. Картушиной. «Мороз» (по методу Емельянова)
«Вёз корабль камень», «Ди-ги, ди-ги дай» «Петя шёл» «Думал – думал»
«Три медведя» А.Евдотьевой Знакомые распевки.
«Разговор с мамой», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной
|
Количество занятий – 4 |
Март
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Игра-приветствие.
2.Артикуляционная гимнастика
3.Интонационно-фонопедические упражнения.
4.Чистоговорки.
5.Упражнения для распевания.
6. Пение.
|
Психологическая настройка на занятие.
Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.
Формировать звучание голоса в разных регистрах, показывая высоту звука рукой Следить за правильной певческой артикуляцией.
Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. Расширять диапазон детского голоса. Учить детей точно попадать на первый звук. Самостоятельно попадать в тонику. Развивать «цепное» дыхание, уметь интонировать на одном звуке. Учить связывать звуки в «легато».
Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Закреплять умение петь в унисон, а капелла, пропевать звуки, используя движения рук. Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. Продолжать развивать умение у детей петь под фонограмму и с микрофоном. Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения). |
Упражнение: «В гости». «Здравствуйте». Картушина.
Упражнения: «Обезьянки». «Весёлый язычок».
Знакомый репертуар. «Лягушка и кукушка» Игры со звуком: «Волшебная коробочка», «Волшебные предметы».
«Няня мылом мыла Милу…» «Сорок сорок ели сырок…» «Шла Саша…» Знакомый материал.
«Дюймовочка и жук», «Стрекоза и рыбка», А. Евдотьевой
«Хомячок», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной Пение знакомых песен |
Количество занятий -4 |
Апрель
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра-приветствие.
2.Артикуляционная гимнастика
3.Интонационно-фонетические упражнения.
4.Скороговорки, стихи.
5.Упражнения для распевания.
6. Пение.
|
Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.
Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.
Формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании, тренировать артикуляционный аппарат.
Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Формировать слуховое восприятие. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д.
Добиваться более лёгкого звучания; развивать подвижность голоса. Удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения. Повысить жизненный тонус, настроение детей, уметь раскрепощаться.
Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами, и перед началом пения. Чисто интонировать в заданном диапазоне. Закреплять навыки хорового и индивидуального выразительного пения. Формировать сценическую культуру. Продолжать обучать детей работать с микрофоном. |
Модель И. Евдокимовой.
«Лошадка» - прищёлкивание, язычок; «Паровоз» - короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос).
Проговаривание текста песен, попевок. «Уточка», «На дворе трава». Знакомый репертуар.
«Я хороший», «Да и нет» В.Н.Петрушина. 1. «Стрекоза и рыбка» 2. «Кот и петух» А.Евдотьевой
«Куузнечик» сл. и муз. Картушиной
1. «Что такое семья?» Е.Гомоновой Пение знакомых песен
|
Количество занятий -4 |
Май
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра-приветствие.
2.Артикуляционная гимнастика.
3.Интонационно-фонетические упражнения.
4.Скороговорки, стихи.
5.Упражнения для распевания.
6. Пение.
|
Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.
Закреплять работу по развитию певческого голоса, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.
Закреплять умение выстраивать голосом звуковую линию; Закреплять умение детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука.
Закреплять умение детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость.. Использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д.
Повысить жизненный тонус, настроение детей, эмоциональное благополучие, уметь раскрепощаться. Закреплять вокальные навыки детей.
Совершенствовать вокальные навыки: Петь естественным звуком без напряжения; Чисто интонировать в удобном диапазоне; Петь а капелла, под аккомпанемент, под фонограмму; Слышать и оценивать правильное и неправильное пение; Самостоятельно попадать в тонику; Самостоятельно использовать навыки исполнительского мастерства, сценической культуры. |
1. «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. 2. «Здравствуйте» Картушина.
«Прогулка» М. Лазарев.
Голосовая разминка: «Весна», Модель Т.Боровик
Проговаривание текста песен, попевок. Знакомый репертуар.
«На лесной поляне», «Котенок и божья коровка», А. Евдотьевой
1. «Любимый детский сад» К.Костина Пение знакомых песен
|
Количество занятий - 4 |
Список использованной литературы:
1.Картушина М.Ю. «Вокально-хоровая работа в детском саду», М.: Скрипторий, 2018 г.
- Орлова Т. Бекина С. «Учите детей петь» 11 Москва «Просвещение» 1998
- Тарасова К. статья «К постановке детского голоса» 1/ «Музыкальный
руководитель» № 1 - 2005 г., с.2 - Шереметьев В. статья «Хоровое пение в детском саду» //
«Музыкальный руководитель» № 5 - 2005 г., № 1 - 2006 г. - Волкова Г.В. «Логопедическая ритмика» М., Владос, 2002 г.
- Тиличеева Е. «Маленькие песенки». « Вокальные упражнения для
детей дошкольного возраста». М., Музыка, 1978 г.
- Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж, СПб, 1997 г.
- Ветлугина Н.А. «Музыкальный букварь», М.: Просвещение, 1985 г.
- Битус А.Ф. «Певческая азбука ребенка». Минск: ТетраСистемс, 2007 г.
- Тютюнникова Т.Э. статья «Чтобы научиться петь, надо петь» 1/
Музыкальная палитра, № 5, 2004 г.
10.Кацер О.В. «Игровая методика обучения пению» изд. «Музыкальная
палитра», с-п - 2005 г.
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вокально - хоровая работа в детском саду.
Игровая методика обучения детей пению через 2 этапа: речевой и певческий. Подробное описание с конкретными примерами занятия. Мастер класс по вокально-хоровой работе....
"Вокально-хоровая работа в детском саду"
quot;Вокально-хоровая работа в детском саду"...
Вокально-хоровая работа в детском саду
Курт ЗаксСтатья разработана по методике М.Ю Картушиной формирования вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста....
Консультация "Вокально - хоровая работа в детском саду"
Пение удивительное искусство. Оно развивает музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость, способствует развитию внимания, памяти и мышленияПение в хоре даёт возможность узнать чувства локтя, испытать...
"Вокально-хоровая работа в детском саду по М. Ю. Картушиной" (21.04.2022)
Консультация для родителей....
«Вокально-хоровая работа в детском саду»
laquo;Запоют дети – запоет народ», – писал К.Д. Ушинский.А будут любить пение дети или нет, во многом зависит от взрослых.Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения....
Вокально-хоровая работа в детском саду по Картушиной
Вокально-хоровая работа в детском саду по М. Ю. Картушиной. Немецкий музыковед Курт Закс, живший в прошлом веке, говорил, что музыка начинается с пения.Ещё несколько десятилетий назад жизнь малыш...