Вокально - хоровая работа в детском саду.
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) на тему
Игровая методика обучения детей пению через 2 этапа: речевой и певческий. Подробное описание с конкретными примерами занятия. Мастер класс по вокально-хоровой работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vokalno_-_horovaya_rabota_v_dou.docx | 21.12 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Вокально – хоровая работа в Детском саду».
ИГРА – это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Детей не нужно учить играть; не нужно заставлять их играть. Дети играют спонтанно, охотно, с удовольствием, не преследуя никаких определенных целей. (Г.Л. Лэндрет)
Ребенок в мир любого искусства должен проходить через «волшебный мост» игры, при помощи которой можно научить его петь, играть на инструментах, красиво двигаться, танцевать и слушать музыку. Для ребенка-дошкольника преобладающими являются эмоционально-образное мышление, отличающееся яркостью восприятия, наглядная образная память, богатство воображения. Поэтому введение ребенка в атмосферу искусства пения должно быть неожиданным, загадочным и обязательно личным, через обращение к звукам, интонации, слову. Игра делает незаметными целенаправленные процессы обучения и воспитания. Играя, дети не задумываются над тем, легко это или трудно, хорошо это или плохо. Они интуитивно усваивают манеру говорить, петь, ходить, общаться, действовать. Непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния, потому что в ней есть все необходимое для развития: интерес, положительные эмоции, образ, фантазии, речевое общение, движение.
Безусловно, в игре необходима эмоциональность и выразительность педагога при показе игровых упражнений, так как они облегчают подражание, эмоционально заряжают детей. Главное – не допустить «надзирательного учительского тона» и тем самым не нарушить атмосферу доверия, не снизить интерес к игре.
Поддержание атмосферы непринужденности, радости и взаимного общения на занятиях зависит только от педагога.
Игровая методика обучения детей пению реализуется в два этапа.
Цель первого, речевого, этапа заключается в том, чтобы легко и незаметно подготовить голоса детей к пению: «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата, обострить интонационный слух, сделать обучение легким, понятным, привлекательным занятием.
Основными видами деятельности на речевом этапе являются:
1) артикуляционная гимнастика, которая помогает устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти; развить мимику, артикуляционную моторику, выразительную дикцию. Например:
а) «Взял пальто в прихожей
Раз-два-три, и я – прохожий»
б) «Катя, Катя, ха-ха-ха «щёлкают» языком
Оседлала петуха. Петух заржал
На базар побежал»
в) «сказка про язык»:
«Жил-был Язычок. Проснулся как-то утром рано. Постучал в зубки (стучат языком в зубы), в губки (стучат языком в губы), постучал в щёчки (стучат языком в щёки). Рассердился, да и выпрыгнул! (высовывают язык). Потянулся к солнышку (язычок наверх), посмотрел на травку (язычок вниз), на солнышко, на травку. Взял и подразнил всех (дразнят друг друга языком)».
2) игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание. У детей дошкольного возраста певческое дыхание повторяет тип речевого дыхания. И речевое, и певческое дыхание у детей более глубокое и интенсивное, так как рассчитано не на один слог, а на несколько слов. Поэтому, развивать певческое дыхание лучше параллельно с речевым, поскольку способ выдоха – родственный, более длительный и экономный; Например: встать прямо, держать ладонь на диафрагме, сделать вдох, задержать дыхание и выдохнуть. При вдохе рука должна ощутить движение диафрагмы вперёд. Следить, чтобы при вдохе плечи не поднимались; вдох – на 3 счёта, пауза – на 2 счёта,
Выдох - 5 (выдыхая, произносить звуки: С, Ш, Ф, У).
3) развивающие игры с голосом – подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу, голосам животных, звукам неживой природы. Звукоподражания очень выразительны, поэтому игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты. Например:
Педагог Дети
«Лес ночной – он полон звуков х-х-х……
Кто-то «укал» у-у-у……
Кто-то хрюкал хрю-хрю…..
Кто мяукал мяу…….
Кто-то топал топают
Кто-то крыльями захлопал руками по телу
И кричал «Ау» «А-ууууу…..»
И глазищами вращал штробас
Лес не спал наперебой говорят
всё, что хотят из вышесказанного.
Ну а кто-то тихо-тихо говорят на высоких тонах
Тонким голосом молчал
Второй, певческий, этап предполагает следующие основные виды деятельности:
- формирование и развитие певческой интонации;
а) исполнять попевки на движении, на гласном звуке (а, о, у) на одной высоте,
б) трезвучии (ма-мо-му, ку. )
в) нисходящие и восходящие мелодии, прием легато, стакатто.
2) песенное творчество;
а) лады в музыке: мажор, минор.
б) ритмический рисунок;
в) динамика.
3) работа над разучиванием песенного материала.
а) Вступления, ансамбль, темп, передача характера произведения подачей звука, мимика.
Самое главное на первом году обучения пению – это не требовать от детей чёткого выполнения интонационных требований. Интонация будет развиваться со временем, параллельно музыкальному слуху.
Игровая методика обучения пению обеспечивает детям радость и эмоциональный подъём, при этом интерес и внимание к музыке у детей становятся более устойчивыми, разучивание песни происходит легко и радостно.
Мастер - класс по вокально – хоровой работе.
Первый, речевой этап.
Музыкальная зарядка.
- Артикуляционная гимнастика с двигательными упражнениями:
а) Пиджачок.
«Взял пальто в прихожей (круговое движение плечами вперед 2 раза)
Раз-два-три, и я – прохожий» (движение плечами назад 2 раза)
б) «Катя, Катя, ха-ха-ха (Пружинка)
Оседлала петуха. Петух заржал
На базар побежал» (легкий бег на месте «щёлкают» языком)
в) Сказка про язычок.
г) «Машина» упругость губ. (до – соль, соль – до)
2. Дыхательное упражнение.
А) Стрельникова, шмыгать носом: «Погончики», «Насос», «Ладошки».
Б) Глубокий вдох с задержкой и медленный выдох на звуке: С, Ш. Руке на диафрагме, отслеживать выдох.
В) Глубокий вдох и выдох губы трубочкой, заставить балеринку танцевать.
3. Развивающие игры с голосом:
Интонация, глиссандо, низко – высоко.
Тигр, очищение связок.
Второй, певческий этап. Следить за осанкой, плечи свободны, не напряжены
А) один звук с динамикой.
Б) «Вот идем мы вверх, вот идем мы вниз» (до – соль) движение рук вверх, на носочки подъем, руки вниз, опустились на корточки.
В) шагаем по трезвучию, прыгаем (лё, да, ма) dur.
Г) динь-динь в миноре (ля – фа – ре)
Разучивание песни «Рождественская» (все присели, , сидим, как стоим).
- показ песни;
- проговорить с хлопками, (дикция, ритмический рисунок);
- Пропевание с показом движении мелодии (интонация, дыхание, фразы)
- Исполнение 1 куплета стоя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Вокально-хоровая работа в детском саду"
quot;Вокально-хоровая работа в детском саду"...
Вокально-хоровая работа в детском саду
Курт ЗаксСтатья разработана по методике М.Ю Картушиной формирования вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста....
Консультация "Вокально - хоровая работа в детском саду"
Пение удивительное искусство. Оно развивает музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость, способствует развитию внимания, памяти и мышленияПение в хоре даёт возможность узнать чувства локтя, испытать...
"Вокально-хоровая работа в детском саду по М. Ю. Картушиной" (21.04.2022)
Консультация для родителей....
«Вокально-хоровая работа в детском саду»
laquo;Запоют дети – запоет народ», – писал К.Д. Ушинский.А будут любить пение дети или нет, во многом зависит от взрослых.Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения....
Вокально-хоровая работа в детском саду по Картушиной
Вокально-хоровая работа в детском саду по М. Ю. Картушиной. Немецкий музыковед Курт Закс, живший в прошлом веке, говорил, что музыка начинается с пения.Ещё несколько десятилетий назад жизнь малыш...
Технология -Вокально-хоровая работа в детском саду. М.Ю. Картушина.
Цель- Развитие певческих способностей детей, воспитание у ребенка интереса и любви к пению, создание условий для интеллектуального и личностного развития дошкольников, формирование общей культуры поср...