Консультация "Вокально - хоровая работа в детском саду"
консультация
- Пение удивительное искусство. Оно развивает музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость, способствует развитию внимания, памяти и мышления
- Пение в хоре даёт возможность узнать чувства локтя, испытать единение с товарищами
- Исполнение песен помогает ребёнку выразить свои чувства
- Развитие слуха и голоса сказывается на формировании речи, а речь является материальной основой дошкольника
Цель вокально – хоровой работы
- Формировать детский голосовой аппарат;
- Развивать песенные и исполнительские умения и навыки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vokalno.docx | 25.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Вокально – хоровая работа в детском саду»
- Вокально – хоровая работа в детском саду
- «Запоют дети – запоёт народ»
К.Д. Ушинский
- Значение пения в жизни ребёнка
- Пение удивительное искусство. Оно развивает музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость, способствует развитию внимания, памяти и мышления
- Пение в хоре даёт возможность узнать чувства локтя, испытать единение с товарищами
- Исполнение песен помогает ребёнку выразить свои чувства
- Развитие слуха и голоса сказывается на формировании речи, а речь является материальной основой дошкольника
- Цель вокально – хоровой работы
- Формировать детский голосовой аппарат;
- Развивать песенные и исполнительские умения и навыки
- Создать при поддержки воспитателей, педагогов и родителей для детей атмосферу, которая побуждала их к свободе самовыражения, через общение с вок
альным искусством и активную эстетическую деятельность
- Основное требование учебной программы в детском саду – это научить ребёнка выразительному, искреннему исполнению понятных и интересных ему несложных песен.
В процессе обучения
Реализуются задачи ознакомления ребёнка с разнообразными песнями, обогащающими духовный мир ребёнка, побуждающего к добрым чувствам, к эстетическим переживаниям, к становлению интересов и первых проявлений музыкального вкуса;
- Усваиваются вокально – хоровые навыки, которые последовательно усложняются от группы к группе и связаны усложнением песен и укреплением голосового аппарата;
- Постепенно совершенствуется мелодический слух, что создаёт основу для дальнейшего обучению пению по нотам;
- Обучение приобретает осознанный, активный характер, детей знакомят с элементами музыкальной грамоты, сообщают некоторые сведения о музыкальных терминах, о характере исполнения, о форме произведения;
- Развиваются творческие наклонности, которые обогащают личность в целом;
- Применяются знакомые песни, разученные на занятиях, праздниках, развлечениях, в самостоятельной деятельности, ритмической движениях, в игре на детских музыкальных инструментах, а также на занятиях художественным чтением, физкультурой, рисованием, на прогулке, в играх.
- Особенности детского голоса:
- Детский голос сильно отличается от голоса взрослого. У дошкольников он ещё не сформирован и слаб
- Голосовой аппарат ребёнка дошкольного возраста формируется лишь к семи годам
- Звук детского голоса отличается мягкостью и «серебристостью», головным звучанием и ограниченностью силы звука
- Дети имеют небольшой голосовой диапазон, в силу возрастных особенностей
- Дошкольники не обладают ладовым чувством
- Диапазон – звуковой объём голоса (инструмента) от самого нижнего до самого верхнего звука
Певческий диапазон у детей дошкольного возраста небольшой в силу несформированности голосового аппарата
Методом развития певческого голоса детей, также как и взрослых, является концентрический – расширение как в сторону нижнего , так и верхнего регистра
Основоположником концентрического метода является русский композитор и замечательный вокальный педагог М.И. Глинка
- Общий диапазон голоса у детей дошкольного возраста (по Гуцману)
Группа | Возраст | Певческий диапазон |
1 группа раннего возраста 2 младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа | 2 – 3 года 3 – 4 года 4 – 5 лет 5 – 6 лет 6 – 7 лет | Ми – ля Ре – ля Ре – си Ре - до До - до |
- Охрана детского голоса
- Занятия нужно проводить в хорошо проветренных помещениях;
- Выбор песенного репертуара должен строиться с учётом диапазона детей дошкольного возраста;
- Количество песен на музыкальном занятии должно соответствовать для каждой возрастной группы (младший возраст 2 – 3, старший 4 - 6);
- Следить, чтобы дети пели без напряжения;
- Не допускать крика во время пения;
- По возможности ограничить пение во время болезни;
- Не разрешать петь детям на улице в холодную и сырую погоду;
- С разгорячённым голосовым аппаратом нельзя выходить на улицу в холодное время года, необходимо несколько остыть;
- В случае болезни органов голосового аппарата необходимо срочно обращаться к врачу фониатору.
- Подбор репертуара
Репертуар – совокупность произведений, исполняемых на концерте или изучаемых в процессе занятий
Правильный подбор репертуара – важнейшая задача музыкального руководителя
Достаточно разучить с дошкольниками в год 12 – 15 песен, включая игры с пением и хороводы.
- Правила при подборе репертуара
- Художественная ценность произведения;
- Его доступность для понимания детей;
- Соответствие возрастному диапазону;
- Песня должна представлять интерес для детей;
- Песня должна способствовать вокальному росту ребёнка.
- Вокально – хоровая работа
Работа над приобретением детьми вокально – хоровых навыков происходит с помощью вокальных упражнений, которые должны присутствовать на каждом музыкальном занятии.
Упражнения предназначены для выработки тех или иных конкретных качеств голоса.
Упражнения должны быть ритмически простыми и мелодически ясными, не содержать больших интервалов, не охватывать большой отрезок диапазона, не требовать для исполнения большого звука и длинного дыхания, должны петься в умеренном в умеренном темпе и подыгрываться на фортепиано.
Направленность вокально – хоровых упражнений
- Работа над дыханием;
- Работа над атакой звука;
- Работа над звукообразованием;
- Работа над звуковедением;
- Работа над интонацией;
- Работа над развитием ладового чувства;
- Работа над артикуляцией и дикцией;
- Работа над расширением диапазона;
- Работа над динамикой;
- Работа над ритмом;
- Работа над темпом;
- Работа над выразительностью исполнения.
- Методика работы над песней:
- 1 этап – Разучивание песни (7 – 8 занятий);
- 2 этап – Закрепление текста;
- 3 этап – Работа над качеством исполнения;
- 4 этап – Закрепление песни;
- 5 этап – Концертное исполнение;
- 6 этап – Использование знакомой песни в свободной игровой деятельности
- Заключение
- Певческая работа на занятии должна вестить постоянно и планомерно.
- Вокальные упражнения можно включать не только в традиционный раздел пения и музыкальных игр, но и музыкально - ритмические упражнения, слушания музыки, но и в качестве динамических пауз.
- Задача музыкальных руководителей - с самого раннего детства научить малыша любить песню и способствовать тому, чтобы пения для каждого ребёнка стало естественной потребностью, чтобы музыка и песня вошли в его жизнь, чтобы он испытывал то чувство счастья, которое даёт исполнение любимой песни.
- Обучение пению процесс достаточно сложный и длительный, требующий от педагога большого терпения и умение строить учебный процесс так, чтобы ни одна минутка не была потрачена зря.
- Спасибо за внимание!
Приложение к консультации «Вокально – хоровая работа в детском саду»
Для того чтобы дети быстрее и лучше запоминали песни я в своей работе использую игровые приёмы:
- Распевка «Баба Яга» работа над осанкой, мы, как только начинаем её петь так дети сами для себя не заметно начинают следить за тем, как они сидят.
- Распевка «Сидит дед» - работаем над певческой установкой. Часто дети при пении забывают о правильной осанке. Чтобы напомнить им о правильном положении корпуса, можно использовать эту распевку.
- Упражнение «Здравствуйте!» - упражнение на точное интонирование тонической терции, помогает ощутить ладовую опору.
- Песенки - распевки «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь». В этих песенках закрепляем понятие низкие и высокие голоса, продолжаем работу над пением группами и индивидуально, также продолжаем работу над пением по ролям.
- Распевка «Воздушный шар» дети учатся правильно пользоваться дыханием. Проговариваем слова без музыки, выполняем движения по тексту, в этот момент дети незаметно для себя запоминают слова. А затем разучиваем мелодию.
- Песня «Маленький ёжик» - для лучшего усвоения слов песни во время знакомства с ней я использую мультфильм. Где ёжик поёт эту песенку, дети смотрят и запоминают слова.
- Песня «Капитошка» - посмотрев мультфильм, дети запомнили кто такой Капитошка, и с удовольствием стали учить песню.
- Песня «Шла коза на каблуках» при разучивании песен я использую музыкальные инструменты. Звучит песня дети одновременно проговаривают слова песни и отбивают ритмический рисунок.
- Песенка – игра «Как у Деда Ермолая» - исполняем песенку, а капелла, т.е. без сопровождения. В конце каждой фразы выполняем ритмический рисунок.
- Песня «Песня «Киска» - эту песню можно петь по ролям (кошка, хозяева).
В этой песни можно поработать над пением индивидуально 1 солист – кошка, 2 солист – хозяин, 3 солист – щенок, так же можно петь подгруппами. Делим детей на три подгруппы: 1 подгруппа – кошка, 2 подгруппа – хозяева, 3 – щенок. Так же эту песню можно инсценировать, детям дать шапочки героев.
- «Кузнец» поётся двумя подгруппами в разных голосовых регистрах, как диалог.
- Песня «Мышка» - шуточная песенка для малышей с повторяющимися слогами в конце музыкальной фразы. Эту песенку можно обыграть, инсценировать.
- Песня «Мишка» - дети, слушая, отгадывают какой инструмент, принёс Мишка. Затем, когда песенку разучили, часть детей поёт её, а остальные играют на музыкальны инструментах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вокально - хоровая работа в детском саду.
Игровая методика обучения детей пению через 2 этапа: речевой и певческий. Подробное описание с конкретными примерами занятия. Мастер класс по вокально-хоровой работе....
"Вокально-хоровая работа в детском саду"
quot;Вокально-хоровая работа в детском саду"...
Вокально-хоровая работа в детском саду
Курт ЗаксСтатья разработана по методике М.Ю Картушиной формирования вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста....
"Вокально-хоровая работа в детском саду по М. Ю. Картушиной" (21.04.2022)
Консультация для родителей....
«Вокально-хоровая работа в детском саду»
laquo;Запоют дети – запоет народ», – писал К.Д. Ушинский.А будут любить пение дети или нет, во многом зависит от взрослых.Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения....
Вокально-хоровая работа в детском саду по Картушиной
Вокально-хоровая работа в детском саду по М. Ю. Картушиной. Немецкий музыковед Курт Закс, живший в прошлом веке, говорил, что музыка начинается с пения.Ещё несколько десятилетий назад жизнь малыш...
Технология -Вокально-хоровая работа в детском саду. М.Ю. Картушина.
Цель- Развитие певческих способностей детей, воспитание у ребенка интереса и любви к пению, создание условий для интеллектуального и личностного развития дошкольников, формирование общей культуры поср...