Конспект музыкального занятия "В поисках нот"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект музыкального занятия
«В поисках нот»
Цель: Развивать музыкальные способности дошкольников через познавательно-исследовательскую, художественно-творческую, коммуникационную, музыкальную, игровую, двигательную, оздоровительную деятельность.
Программные задачи.
Обучающие:
- передавать в движении определённые образы, двигаться ритмично, соблюдая темп музыки;
- совершенствовать вокальные навыки и звуковысотный слух при распевании и знакомстве с нотами;
- слышать в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы, узнавать характерные образы, расширять словарный запас детей;
- добиваться активного участия детей в занятии путем использования наглядных пособий;
- закреплять навык игры на шумовых инструментах, знать их название; уметь самостоятельно воспроизводить заданный ритмический рисунок;
- закреплять у детей представление о жанровом разнообразии танцевальной музыки посредством соответствующих элементов танцевальных движений;
- закреплять навык пения без напряжения, начинать петь самостоятельно после вступления, точно попадая на 1 звук; осваивать умение петь с солистом.
Развивающие:
- развивать дыхание, голос и координацию движений посредством логоритмики;
- синхронизировать речь и движение;
- развивать эмоциональную отзывчивость, слуховое внимание;
- продолжать развивать звуковысотный слух, чувство ритма;
- инсценировать движения в соответствии с музыкой;
- формировать певческий голос и выразительность движений.
Воспитательные:
- воспитывать культуру слушания, любовь и интерес к музыке, желание заниматься музыкальной деятельностью;
- воспитывать самостоятельность, активность, доброжелательное отношение друг к другу.
Ход занятия.
- Организационный этап.
Дети заходят в зал. Их встречает музыкальный руководитель.
Муз. рук.: Ребята, я очень рада вас видеть, а, вы сегодня, когда пришли в детский садик, здоровались друг с другом?
Дети: Да!
Муз. рук.: А давайте еще раз поздороваемся друг с другом и с гостями и скажем доброе утро.
Сначала мы будем говорить шепотом....
А теперь громко......
А сейчас грустно.....
А сейчас радостно и весело....
Ну что, настроение у всех поднялось?
Дети: Да!
Муз. рук.: Вот и замечательно!
Ребятки, вот мы с вами находимся в музыкальном зале. А что можно делать в музыкальном зале?
Ответы детей: Петь, танцевать, играть, бегать, прыгать…
Муз. рук.: Да, я знаю, что вам здесь особенно нравится двигаться. А еще вам нравится петь песенки.
Беседа.
Муз. рук.: Значит, вы будете сейчас петь весёлую песенку?
Дети: Да!
Муз. рук.: Здорово! Ребята, но прежде чем вы её нам споёте, я хотела бы у вас кое-что узнать. Как вы думаете, где живёт ваша песенка? Откуда она берёт своё начало?
Ответы детей.
Муз. рук.: Да, фантазия у вас работает хорошо! Но я вижу, вам нужна моя помощь. На самом деле все песни, да и вообще музыкальные произведения живут вот в таких книгах (показывает детям ноты), где музыка записывается специальными знаками. Кто-нибудь из вас может сказать, как они называются?
Ответы детей.
Совершенно верно! Кстати, и книги эти тоже называются НОТЫ. Может, вы знаете, и сколько всего нот существует?
Ответы детей.
Я вам сейчас расскажу. Музыкальный руководитель подводит детей к доске с изображением нотного стана и нот.
В музыке всего 7 нот, но каждая имеет своё название –
(пропевает и показывает) ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.
Муз. рук.: Чтобы вы лучше их запомнили, я спою про ноты песенку, а в конце мы каждую нотку пропоём вместе, нам будет указывать на нотки.
Песня «Каждый звук имеет своё имя или Песенка про ноты»
(«Музыкальная палитра» №1/2010 – с.10)
Распевка «Ноты».
Дети по тонам пропевают мелодию вверх.
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО.
М. р.: Ребята, куда сейчас шла мелодия, вверх или вниз? Дети отвечают.
А теперь давайте пропоём мелодию вниз.
ДО, СИ, ЛЯ, СОЛЬ, ФА, МИ, РЕ, ДО.
Муз. рук.: Ну, что, ребята, теперь вы мне можете ответить, где живёт ваша песенка?
Дети: В нотах!
Муз. рук.: А вот и ноты «Весёлой песенки».
(Берёт с пианино макет нот «Весёлой песенки»)
Подходите к пианино, сейчас мы её споём.
(Садится за инструмент, открывает песенку, а там всего 2 ноты)
Проблемная ситуация.
Муз. рук.: Так, так, так! Ребята, вы ничего не замечаете? Здесь всего 2 ноты, а должно быть…сколько?
Дети: Семь!
Муз. рук.: Да, значит, сегодня мы песню спеть не сможем.
Ну, ладно, не огорчайтесь, я помогу вам найти нотки, но только если вы выполните мои задания. Согласны?
Дети: Да!
Муз. рук.: Тогда не будем терять время и отправимся на поиски
нот.
- Ритмическое упражнение «Едем, едем на лошадках» Нота.
- (Подходят к дереву). Ребята, смотрите, здесь под деревом лежат картинки. Давайте их рассмотрим. (Показывает картинки детям и просит назвать то, что они видят).
Вот с помощью этих картинок я бы хотела поиграть с вами в игру «Угадай мелодию». Вы будете слушать музыку, определять её характер и показывать соответствующую картинку. А чтобы вам было легче определять музыку, я вам дам подсказку. Музыку сочиняет кто?
Дети: Композитор.
Муз. рук.: Вот все произведения, которые вы услышите, написаны одним композитором – П. И. Чайковским. Я много раз показывала вам его портрет, поэтому вы без труда должны узнать его среди других русских композиторов. Подойди, (имя ребёнка), к столу и найди нам портрет П. И. Чайковского. Покажи его всем детям.
Когда ребёнок показывает портрет детям, то замечает на обратной его стороне приклеенную нотку.
Муз. рук.: О! А вот и первая пропавшая нотка! Поздравляю! Сейчас мы её вернём в вашу песенку.
(Отклеивает нотку от портрета и прикладывает к линеечке в песенке).
Чтобы найти следующую нотку, вернёмся к нашим картинкам и поиграем. Присаживайтесь на стульчики возле пианино, я раздам картинки. Слушайте внимательно, не отвлекайтесь.
Слушание.
Музыкально-дидактическая игра «Угадай мелодию».
1. Звучит «Новая кукла». Поднимают картинки те дети, у которых изображёно солнышко.
Муз. рук. спрашивает одного из поднявших картинку детей, что это за произведение П. И. Чайковского. Ребёнок отвечает.
2. Звучит «Болезнь куклы». Детям задаются те же вопросы.
Муз. рук.: А теперь самый интригующий момент. На этом столе те же картинки, что и у вас, только под одной из них находится вторая нотка. А вот под какой, вы мне сейчас скажете, прослушав ещё раз один из отрывков. Звучит «Новая кукла». Дети узнают, хором отвечают. Вызванный ребёнок подходит к столу, поднимает соответствующую картинку и находит за ней нотку. Муз. рук. отклеивает нотку и прикладывает её к линеечке.
Муз. рук.: Чтобы найти третью ноту, я приглашаю вас на полянку, вот к этим трём пенёчкам. Дети проходят и садятся на пол возле пеньков.Посмотрите, они все разной высоты, как и звуки в музыке. Есть звуки высокие (произносит высоким голосом и показывает рукой на высокий пенёк), средние (произносит нормальным голосом и показывает рукой на средний пенёк) и низкие (произносит низким голосом и показывает рукой на низкий пенёк).
Муз. рук. замечает за пенёчками резиновую игрушку медведя.
Муз. рук.: Так! А кто это там спрятался? (Достаёт и показывает детям).
Дети: Медведь!
Муз. рук.: Да он там не один! (Достаёт остальных). Сколько же их здесь?
Дети: Три!
Муз.рук.: А они вам никакую сказку не напоминают?
Дети: Три медведя!
Муз. рук: Точно! А давайте рассадим этих мишек на пеньках. Но для этого вам надо вспомнить, кто каким голосом говорил.
Развитие звуковысотного слуха.
Музыкально-дидактическая игра «Кто поёт?»
Муз. рук. идёт к пианино, играет и поёт низким голосом в низком регистре.
Муз. рук.: «Кто лежал в моей кроватке?» - спросил… кто?
Дети: Михайло Иваныч.
Муз. рук.: На каких звуках я играла, Даня? Ребёнок отвечает. Посади, пожалуйста, медведя на пенёк, соответствующий низким звукам. Ребёнок выполняет задание.
Далее игра проходит по тому же принципу с остальными медведями.
Муз. рук.: Ребята, с помощью героев этой сказки мы не только закрепили знания о высоте звуков, но и приблизились к нашей третьей нотке. А лежит она под одним из этих пенёчков. Чтобы узнать под каким, внимательно слушайте, чей сейчас голос будет звучать.
Муз. рук. поёт в среднем регистре «Кто лежал в моей кроватке?»
Дети по звучанию определяют, за каким пеньком лежит нотка. Одному из детей предлагается проверить правильность ответа. Ребёнок достаёт нотку и отдаёт её муз. руководителю.
Муз. Рук.: Молодцы, ребята! У нас есть уже шесть нот! Сколько же нам ещё осталось найти? Ответы детей. Правильно, ещё одна нотка.
Только что-то мы с вами засиделись, поэтому я предлагаю выйти на коврик, стать в круг и поиграть в последнюю игру «Ищи»
Муз. Рук.: Тогда начнём!
Муз. рук.: Вы отлично справились с этим заданием, поэтому я сразу вручаю вам последнюю нотку (муз. рук. прикладывает её к нотному стану) и с радостью сообщаю, что теперь, когда все недостающие пять нот вернулись в вашу Весёлую песенку, вы наконец-то сможете её спеть.(муз. рук. включает запись «Весёлой песенки», звучит вступление). А вот она уже заиграла!
Пение.
Весёлая песенка (музыка А.Ермолова)
Подведение итогов.
Муз. рук.: Ребятки, я хочу отметить, что сегодня вы меня очень порадовали. Вы справились со всеми заданиями, смогли найти все недостающие нотки для своей песенки.
Муз. рук.: А что сегодня на занятии для вас показалось самым интересным?
Ответы детей.
Муз. рук.: А вам было сегодня трудно? Ответы детей.
А какое задание было самое трудное для вас? Ответы детей.
Муз. рук.: До свидания, ребята!
Дети под песню «Дорогою добра» уходят из зала в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект музыкального занятия с использованием здоровье сберегающих технологий в группе музыкального развития «Солнышко» «Музыка укрепляет здоровье наше» Цель: Развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах м
Конспект музыкального занятия с использованием здоровье сберегающих технологий в группе музыкального развития «Солнышко»«Музыка ...
Конспект музыкального занятия для детей младшего дошкольного возраста "На поиски цыплят"
Конспект музыкально-ритмического занятия для детей младшего дошкольного возраста"На поиски цыплят"Цель. Способствовать развитию эмоционального отклика на музыку через театрализованную деятельнос...
Конспект музыкального занятия . Тема «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ»
Форма организации деятельности: подгрупповаяСредства обучения:1. Оборудование:-музыкальный центр-проектор- ноутбук- музыкальные инструменты: птичка-свистулька, шишки, султанчики, орехи, де...
Конспект музыкального занятия "В поисках осеннего сундучка"
Конспект музыкального занятия в форме квест-игры "В поисках осеннего сундучка"...
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе "В поисках мелодий"
Цели и задачи: Создать и поддержать атмосферу творчества, стимулировать детскую инициативу.Обогатить и закрепить музыкально-слуховой опыт детей....
Конспект музыкального занятия для детей младшего дошкольного возраста "В поисках мышат"
Конспект музыкального занятия для детей младшего дошкольного возраста «В поисках мышат» Цель: Развитие эмоциональной отзывчивости на музыкальном занятии. Задачи: - побуждать к эмоциональной отзывчи...
Конспект музыкального занятия "В поисках ноток"
Этот конспект будет интересен музыкальным руководителям. На занятии, детки активно и с большим интересом участвуют в поиске ноток, знакомятся с ними и запоминают имена каждой нотки. на протяжении всег...