Программа кружка "Голосок"
рабочая программа по музыке (средняя группа)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ГОЛОСОК»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vokalnaya_programma.docx | 43.41 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное УТВЕРЖДЕНА
образовательное учреждение приказом по МБДОУ «ДСОВ
«Детский сад общеразвивающего вида №41» № 41»
муниципального образования города Братска от « » 20 г. №
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ГОЛОСОЧЕК»
Адресат программы:
дети среднего дошкольного возраста
Срок реализации:
один учебный год
Разработчик программы:
Сапогова Ирина Сергеевна
музыкальный руководитель
I квалификационной категории
Братск, 2022
Содержание
1. Пояснительная записка …………………………………………………….. 3
2. Основные характеристики программы
2.1 Содержание программы …………………………………………………….. 5
2.2 Планируемый результат …………………………………………………….. 6
3. Организационно – педагогические условия реализации программы
3.1 Учебный план реализации программы …………………………………….. 7
3.2 Календарный учебный график ……………………………………………... 7
3.3 Оценочные материалы ……………………………………………………… 8
3.4 Методические материалы реализации программы ……………………….. 9
4. Компоненты программы
4.1 Условия ДОУ для реализации программы ……………………………….. 11
4.2 Список литературы ………………………………………………………… 11
4.3 Календарный учебно-тематический план ……………………………....... 12
1. Пояснительная записка
Программа по оказанию бесплатных образовательных услуг художественно-эстетического развития детей 4-5 лет «Голосочек» на 2022-2023 уч.г. (далее – Программа) разработана в соответствии с Основной образовательной программой дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 41», федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) и с учётом Программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» Каплуновой И., Новоскольцевой И., особенностей МБДОУ «ДСОВ №41», региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов родителей (законных представителей) воспитанников.
Программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному образованию:
– Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
– Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 -13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;
– Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
– Письмом Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 №06-1844 "О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей".
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто невозможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того, успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.
Характеристики воспитанников 4-5 лет
В этом возрасте у детей повышается чувствительность, возможность более точного различения свойств предметов и явлений, в том числе и музыкальных. Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности. Например, некоторые малыши могут точно воспроизвести несложную мелодию. Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности.
Происходит переход от ситуативной, речи к связанной, от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат. У ребенка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать.
Совершенствование процессов высшей нервной деятельности положительно влияют на формирование его голосового аппарата по-прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками недостаточно развиты. Связки короткие, звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) развит слабее, чем головной. Поэтому голос у детей 4-5 лет не громкий, но звонкий. Следует избегать форсирования звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.
Дети этого возраста поют уже в более широком диапазоне (ре1-до2). Низкие звуки звучат более напряженно, поэтому в работе надо использовать песни с удобной тесситурой. (Такие звуки могут быть проходящими) Примарными звуками являются (ми, фа-си) Именно в этом диапазоне звучание наиболее легкое, естественное, звук до1 звучит тяжело, его надо избегать.
Цели и задачи обучения детей вокальному искусству.
Цель программы: создание условий для формирования эстетической культуры дошкольника, развитие эмоционально-выразительного исполнения песен, становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.
Задачи:
Образовательные:
- Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
- Обучить детей вокальным навыкам;
Воспитательные:
- Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
- Привить навыки сценического поведения;
- Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;
Развивающие:
- Развить музыкально-эстетический вкус;
- Развить музыкальные способности детей;
Коррекционные:
- Создать условия для пополнения словарного запаса, укрепления артикуляционного аппарата, условия, обеспечивающие коррекцию нарушений развития, а также успешной социализации дошкольников.
2. Основные характеристики программы
2.1 Содержание программы
Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия в вокальном кружке проводятся с сентября по май. Основная форма работы с детьми – занятия длительностью по 20 минут, которые проводятся один раз в неделю с оптимальным количеством детей 10 человек.
В основу обучения положены следующие принципы педагогики:
- Воспитание человека – патриота, носителя традиций и чаяний народа. Через песни, народные праздники закладывается осознание детьми чувства Родины и любви к ней.
- Воспитание добропорядочности и любви к людям. Дети учатся миролюбивым взаимоотношениям, взаимопониманию.
- Воспитание трудолюбия. «Плохое пение – малое умение».
- Доброе, уважительное отношение к ребёнку. Важен ребёнок, постигающий мудрость в богатом песенном материале, в обрядах, праздниках.
- Природосообразности: воспитание бережного отношения к уникальности человека.
- Общинности: в ансамбле поют дети разных возрастов и степени подготовленности. Младшие с уважением относятся к старшим, а старшие учатся с заботой и пониманием относятся к младшим. Общинный характер занятий развивает в детях познавательные, коммуникативные и творческие способности. Каждый ребёнок занимается в коллективе с осознанием своей полезности общему делу сохранения народных традиций.
Содержание программы реализуется по этапам:
1 этап – диагностический. Определение начального уровня развития певческих навыков детей.
2 этап – практический. Организация работы по развитию певческих навыков и формирования певческой культуры детей.
3 этап – контрольный. Позволяет увидеть эффективность проведенной работы.
2.2 Планируемые результаты
В результате освоения программы вокального кружка «Голосок» дети смогут:
- Владеть начальными исполнительскими навыками (правильное положение корпуса, спокойный короткий вдох, свободный продолжительный выдох, пение на мягкой атаке, без напряжения, плавно, напевно или отрывисто в зависимости от музыкального образа песни, выразительная чистая интонация и дикция, правильная артикуляция, пение сольно и в ансамбле, с аккомпанементом и без него).
- Эмоционально реагировать на содержание и характер песни, различать и называть песни, прослушанные в течение года.
- Выражать свои впечатления о прослушанной песне в эстетических суждениях, художественных движениях под музыку, в рисунке.
- Проявлять творческую самостоятельность в исполнении песен и песенных импровизациях.
- Более уверенно ощущать себя в качестве певцов в концертных выступлениях.
3. Организационно – педагогические условия реализации программы
3.1 Учебный план реализации программы
№ | Тема | Всего | Теория | Практика | Форма контроля |
1. | Вводное занятие | 0,6 | 0,3 | 0,3 | |
2. | Русское народное творчество | 2,6 | 0,3 | 2,3 | Выступление на празднике |
3. | Певческое дыхание | 2,6 | 0,3 | 2,3 | Выступление на празднике |
4. | Эстрадная песня | 2,6 | 0,3 | 2,3 | Выступление на празднике |
5. | Песни из мультфильмов | 2,4 | 0,3 | 2,1 | Выступление |
6. | Формирование сценической культуры, работа с фонограммой | 0,6 | - | 0,6 | Мюзикл «Красная шапочка» |
7. | Работа над подготовкой к итоговым занятиям и концертам | 0,6 | - | 0,6 | Опрос по теории, итоговый концерт |
Всего: | 12 | 1,5 | 10,5 |
3.2 Календарный учебный график
Модуль\ | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май |
Теория | 0,3 | 0,65 | 1,3 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,3 | 0,2 |
Итоговая аттестация | Диагностика | Выставка | Беседа | Беседа | Беседа | Выставка | Выставка | Беседа | Беседа |
Практика | 0,3 | 0,65 | 1,3 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 6 | 0,4 |
Итоговая аттестация | Диагностика | Выступление | Праздник | Выступление | Выступление | Праздник | Выступление | Выступление | Выступление |
Всего | 0,6 | 1,3 | 2,6 | 1,3 | 1,3 | 1,3 | 1,2 | 1,8 | 0,6 |
3.3 Оценочные материалы
Для отслеживания уровня усвоения содержания программы и своевременного внесения коррекции используются следующие формы контроля:
1. Занятие контроля знаний (текущий контроль – практические, индивидуальные и групповые творческие задания);
2. Творческие отчеты (конкурсы, фестивали, концерты показательные выступления различного уровня).
Диагностика по программе включает:
- Начальную
- Промежуточную
- Итоговую.
Начальная диагностика проводится при приеме детей и в начале учебного года. Промежуточная диагностика проводится в середине года (декабрь) и итоговая (май) – при окончании программы.
Диагностика охватывает предметные, метапредметные, личностные результаты (самостоятельность, социальная и творческая активность, старание и прилежание) и качества исполнительской деятельности – творческого продукта – исполнение песни.
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проверки и оценки результатов освоения учебной дисциплины.
Дети оцениваются по следующим уровням развития: «3» - высокий, «2» -средний, «1» - низкий, данные исследования заносятся в следующую таблицу:
_______________ Учебный год________________________
Ф.И.О ребёнка | Музыкальный слух | Ритм | Чистое интонирование | Артистизм |
3.4 Методические материалы для реализации программы
Занятие состоит из двух частей: 1 часть - Распевание. Учить детей выпевать гласные (а, о, у, э, и), четко, но естественно произносить согласные (д, т, п, р). Учить распределять дыхание при протяжных фраз. Выразительно передавать в певческой интонации поэтический смысл текста.
2 часть - Разучивание и исполнение песен. Добиваться от детей исполнения песен с эмоциональным настроением: петь с любовью, гордостью, радостно, с сожалением и т.д. Закреплять навыки выразительного исполнения. Формировать у детей навыки слухового самоконтроля. Приучать детей к условным дирижерским жестам – начало и окончание песни, движение руки, соответствующее движению звуков мелодии. Приучать ребенка к оценке качества собственного пения и пения других детей.
Обучение по программе предполагает использование приоритетных форм занятий: индивидуальные и коллективные.
Тема 1. Вводное занятие.
Теория: Рассказ о правилах поведения на занятии. Знакомство детей с положением корпуса во время пения (певческая установка), творческими планами на год.
Практика: Прослушивание голосов. Исполнение педагогом песни Л. Абелян «Петь приятно и удобно» о положении корпуса во время пения. Стихотворение В. Степанова «Голос».
Разучивание артикуляционной гимнастики «Как мастер язычок делал ремонт», исполнение детьми знакомых и любимых песен.
Тема 2. Русское народное творчество
Теория: Обратить внимание на то, что русские народные песни воспитывают уважение к прошлому народа, к его характерным чертам, к русскому языку (музыкальному и вербальному), русской культуре в целом. Использовать народный материал для формирования у воспитанников патриотизма и интернационализма.
Практика. Упражнения для «языка»: Игры «Прятки», «Конфетка», «Позёвочки». Скороговорки. Разговорный тренаж – произношение текста песни: а) ритмично; б) нараспев; в) отчётливо; г) взволнованно и т.д. Интонационные игры - «Ой, во зелёном, во бору», «Жила – была одна блоха». Интонационные упражнения – интонации радости, бодрости, жалости.
Тема 3. Певческое дыхание
Теория: Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный. Правила дыхания –вдоха, выдоха, удерживания дыхания.
Практика: Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука», пение на дыхании. Координация дыхания и звукообразования. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание. Укрепление дыхательных функций в пении.
Тема 4. Эстрадная песня
Теория: Современная песня – сообщение о композиторе, об авторе слов (биография, творческий портрет). Раскрытие содержания музыки и текста, актуальности песни, особенностей художественного образа, музыкально – выразительных и исполнительских средств, разбор замысла интерпретации исполнения песни.
Практика: Гимнастика для губ и языка. Выполнение комплекса упражнений: «Влажная уборка во рту», «Иголочка», «Конфетка», «часики», «Лопаточка», «Лошадка». Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста (в речи и пении). Исполнение песни в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Познакомить детей с песенкой «Дед Мороз - гость наш новогодний». Учить детей реагировать на веселую, задорную музыку. Учить двигаться и согласовывать движения с музыкой и текстом песен и хороводов.
Тема 5. Песни из мультфильмов
Теория: Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных инструментах (барабан, бубен, ложки).
Практика: Работать над умением детей различать высокие и низкие звуки, упражнять в чистом пропевании поступенных и скачкообразных движений. Упражнение «Обезьянки», пропевание лечебных звуков – Ж,Ш,З,С,В, Н,М(по М.Лазареву).
Продолжать развивать умение у детей петь под фонограмму и с микрофоном. Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения). «Если добрый ты» муз. Савельева, сл. Энтина, «Гномик» муз. Юдахиной, сл.Новицкой, «Белая дорожка» муз. Ренева сл. Примельца.
Тема 6. Формирование сценической культуры, работа с фонограммой
Практика: Распевание. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста (в речи и пении). Исполнение песни в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры.
Разучить песенку Красной шапочки, песенку Волка, песенку Охотников.
Тема 7. Работа над подготовкой к итоговым занятиям и концертам
Практика: Подведение итогов года. Обсуждение программы ансамбля на новый учебный год. Собеседование с родителями о достижениях и проблемах ребёнка.
Выступление перед детьми младших групп «Песни весело поем!»
4. Компоненты программы
4.1 Условия ДОУ для реализации программы
Занятия проводятся в большом, хорошо освещенном музыкальном зале. Для проведения занятий собрана необходимая обучающая литература. Для реализации данной программы необходимо:
Технические средства обучения:
1. Фортепиано (баян, аккордеон);
1. Музыкальный центр, проектор;
2. Компьютер;
3. Мультимедийное оборудование;
4. Микрофоны;
5. Музыкальные инструменты;
6. CD, DVD диски, видео, фотоматериалы;
7. Сценические костюмы;
8. Реквизит для вокала.
Учебно - наглядные пособия:
1. Плакаты, схемы, иллюстрации, игрушки, музыкально-дидактические игры, упражнения используются при разучивании песен;
2. Комплексы дыхательной гимнастики – при работе над песней;
3. Артикуляционная гимнастика;
4. Программы, сценарии концертов;
5. Сборники песен, попевок.
4.2 Список литературы
1. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989. - 112 с.
2. Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005. – 48 с.
3. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
4. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.
5. Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования для детей раннего и дошкольного возраста. М. Просвещение, 2004г.
6.Мовшович А. Песенка по лесенке. М.: ГНОМ и Д, 2000. – 64 с.
7. Разуваева Н.А. Праздники и развлечения в детском саду. М. Музыка, 2004г.
8.Савельев Г. В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте. — М.: Просвещение, 2005. – 47 с.
9. Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5.
10. Шейн В.А. Гамма. Сценарии музыкально - развивающих игр по обучению детей дошкольного возраста музыкальной грамоте. М. ГНОМ и Д, 2002г.
4.3 Календарный учебно-тематический план
Месяц | Тема раздела | Объём часов | Форма занятия | Форма контроля |
Сентябрь | Вводное. | 0,6 | Игровая | Данные диагностики |
Октябрь | Русское-народное творчество. | Игровая | Выступление на празднике | |
Ноябрь | Певческое дыхание. Виды дыхания, правила. | Игровая | Выступление на празднике | |
Декабрь | Эстрадная песня. | Игровая | Выступление на празднике | |
Январь | ||||
Февраль | Песни из мультфильмов. | Игровая | Мюзикл «Красная Шапочка» | |
Март | ||||
Апрель | Формирование сценической культуры и работы с фонограммой | Игровая | Конкурс «Жемчужина Братска» | |
Май | Итоговые занятия и концерты | Игровая | Праздник – концерт «Песни весело поём» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И...
Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. Программа для установки через интернет
lt;div class="uchmag_main_162014"><div class="uchmag_table"><div class="uchmag_td_c" align="center"><a target="_blank" href="http://www.uchmag.ru/estore/e241522/?partner=507"><...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...