музыкально- двигательные игры для дошкольников
картотека по музыке (старшая группа)
картотека цикла музыкально-двигательных игр предназначается для работы педагогам в ДОУ, рекомендуется использовать с детьми среднего и старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
музыкально -двигательные игры в детском саду | 24.04 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Цикл музыкально-двигательных игр, направленных на развитие чувства ритма, координации движени , умение сочетать пение и ритмические упражнения, динамический слух у детей дошкольного возраста
«Мишки и пчелы»
Цель: Развивать эмоции, выразительность движений, способность координировать движения с музыкой и текстом.
Ход игры: Дети – мишки встают в круг. В центре круга стоят 3-4 ребенка. Это «пчелы». Дети- мишки, взявшись за руки, идут по кругу и поют, «пчелы» показывают движения:
Стоит большая бочка На высокой кочке Пчелы бочку стерегут | Дети соединяют руки над головой. Округляют руки перед грудью, показывая бочку. Вращают перед грудью указательными пальцами. |
Мишкам меду не дают Раз, два, три, четыре, пять! Мишек будем догонять! | Грозят пальцем. Хлопают в ладоши. Топают ногами, поставив руки на пояс Мишки убегают, «пчелы» стараются «ужалить». |
«Паучок и мушки»
Цель: Развивать эмоции, выразительность движений. Воспитывать выдержку, умение подчиняться правилам игры, укреплять дружеские, доброжелательные взаимоотношения.
Ход игры: Двое детей-«паучков» берутся за обе руки и поднимают их («ловушка»). Остальные дети-«мухи» берутся за руки и проходят через «ловушку» под песню.
Жил на свете паучок, быстроногий старичок.
Паучку нужна сноровка, сети он раскинет ловко –
И висит ловушка, берегитесь, мушки!
«Ловушка» захлопывается с окончанием пения. Пойманный ребенок встает в круг, берет за руки детей-«паучков» и поднимает вместе с ними руки вверх. Игра повторяется, только «мухи» двигаются «змейкой» через «ловушку». С каждым повторением игры «ловушка» становится все больше. Побеждают дети, которые останутся не пойманными.
«Найди щенка»
Цель: Развитие динамического слуха в сочетании с выразительным пением.
Музыкальный материал: любая знакомая детям песня, которую можно петь без музыкального сопровождения.
Игровой материал: маленькая фигурка щенка.
Ход игры: Дети сидят, образуя полукруг. Педагог вместе с детьми выбирает водящего, который закрывает глаза. Дети протягивают сомкнутые ладошки педагогу, кому-то он в ладошки прячет щенка (по принципу игры «Колечко») .
Дети зовут водящего:
Вот щенок наш убежал, спрятался за бочки.
Во дворе их много так, не найти его никак.
Ну-ка, Саша, поспеши и щенка нам отыщи!
Мы не будем помогать, будем песню распевать!
Водящий подставляет каждому ребенку обе ладошки, в которые дети поочередно вкладывают закрытые свои. При этом дети тише или громче поют знакомую песенку, и по ее динамическому звучанию водящий пытается найти щенка.
«Кот и Мыши»
Цель: Развивать образность и выразительность движений, исполнять движения в соответствии с содержанием текста песни, передавая характерные черты игрового образа.
Ход игры: Ребенок-Кот стоит в центре, дети двигаются на носочках вокруг «кота», изображая мышат, поют:
Дети 1. Тише мыши, тише мыши! Кот сидит на нашей крыше!
Старый кот, толстый кот громко песенку поет!
Кот поет: Мур-мур-мяу! Мур-мур-мяу! Мур-мур-мяу! Всех поймяу!
Дети: 2. Он, хитро прищурив глаз, стережет, наверно нас!
Старый кот, толстый кот громко песенку поет…
Кот поет припев.
Дети: Но сегодня, Васька злой, не поймаешь, ни одной.
Не поймаешь, не поймаешь, не поймаешь ни одной!
В конце игры Кот ловит «мышей».
«Игра с Мишкой»
Цель: Передавать характер песни, действовать в соответствии с ее содержанием.
Воспитывать у детей дружеские, доброжелательные отношения.
Ход игры: Дети стоят свободной группой, на противоположной стороне «спит» Мишка (ребенок). Дети идут к Мишке и поют:
По тропинке, по дорожке мы к берлоге подойдем.
Мы похлопаем в ладошки и немного подождем.
Мишка просыпается, протягивается. Он поет, обращаясь то к одному, то к другому ребенку:
Кто здесь хлопал? Кто здесь топал?
Дети: Нет, не я. Нет, не я!
Мишка: Ты здесь хлопал? Ты здесь топал? Догоню вас я! Р-р-р…
В конце игры Мишка догоняет детей.
«Колобок»
Цель: Развивать динамический слух в сочетании с чистотой интонирования в пении. Воспитывать у детей дружеские, доброжелательные отношения.
Музыкальный материал: любая знакомая детям песня, которую можно петь без музыкального сопровождения.
Игровой материал: игровое поле, молоточек и несколько небольших предметов, изображающих стог сена, бревно, пенек, муравейник, елочку.
Ход игры: Педагог расставляет все фигурки на игровом поле в любом порядке. Дети рассматривают фигурки, а затем вместе с педагогом выбирают водящего, который отворачивается от остальных играющих. Дети договариваются, за какую фигурку они спрячут «колобок» и зовут водящего:
Укатился колобок, колобок – румяный бок.
Как же нам его найти, к деду с бабкой привести?
Ну-ка, Лена, по дорожке походи, походи
И по песенке веселой колобочек отыщи.
Дети поют любую знакомую песенку, а водящий в это время берет молоточек и водит им по игровому полю от фигурки к фигурке. Если молоточек находится далеко от той фигурки, за которой спрятан колобок, дети поют тихо, если близко – громко.
«Пчела»
Цель: Развивать песенное творчество детей, вызывать интерес к сочинению мелодий разных по настроению, добиваться выразительных песенных импровизаций.
Ход игры: Дети стоят по кругу, взявшись за руки, и поют:
«Целый день спешит пчела, у нее с утра дела.
На полянку за медком, а потом в пчелиный дом»
Дети останавливаются, обращаются к «пчеле»:
«Пчелка, пчелка, пожужжи, о себе нам расскажи,
Пчелка, пчелка пожужжи о себе нам расскажи»
По окончании песни Пчела исполняет песенную импровизацию. Участники игры должны определить словами настроение песенки. Ведущим игроком становится тот, кто подберет наиболее точные определения.
«Заяц и лис»
Цель: Развивать координацию движений, чувство ритма, умение выразительно выполнять движения в соответствии с текстом песни.
Ход игры: Дети встают парами в колонну, повернувшись лицом в одну сторону. С одной колонны прыгает «заяц», с другой – стоит «лис». Дети поют песню, выполняя движения.
Стой, зайчонок, не беги По тропинке узенькой, Лучше ты побереги Хвостик свой малюсенький | Дети грозят пальцем. Вытягивают вперед прямые руки, приблизив их друг к другу («тропинка») . Грозят пальцем. Руками прикрывают «хвостик». |
Заяц встает позади колонны. С другой стороны крадется «лис». | |
Лис крадется вдоль тропы Щелк-щелк, топ-топ-топ. Вряд ли ищет он грибы Щелк-щелк, топ-топ-топ | – по очереди выставляют руки вперед, раздвинув пальцы, как когти. Щелкают пальцами (2 раза, притопывают (3раза) - покачивают головой, руки на поясе. Щелкают пальцами (2 раза, притопывают (3раза) |
«Лис» встает рядом с зайцем. Они образуют последнюю пару. | |
Ты, зайчонок, не зевай, А от лиса убегай! | Грозят пальцем, Бегут на месте. |
Дети берутся за руки и поднимают их, образуя «ворота». На проигрыш «заяц» и «лис» проходят через «ворота» и встают впереди всех. Они поворачиваются друг к другу спиной.
Раз, два, три! Беги! Хлопают в ладоши. «Лис» обегает колонну с одной стороны, «заяц» - с другой. Вернувшись на то же место, ребенок становится победителем.
«Белые гуси»
Цель: Развивать образность и выразительность движений, исполнять движения в соответствии с содержанием текста песни, передавая характерные черты игрового образа.
Ход игры: Дети, свободно группируясь, идут по комнате и поют:
Белые гуси к ручейку идут, белые гуси гусяток ведут.
Белые гуси вышли на луга, крикнули гуси: «Га-га-га! »
Окончив песню, останавливаются. Ведущий говорит:
Из леса, из лесочка вышла хитрая лиса!
На встречу выходит Лиса и говорит:
Лиса: Гуси, гуси, я вас съем!
Гуси: Подожди, лиса, не кушай,
Нашу песенку послушай! Га-га-га! (поют) .
Лиса: надоело мне вас слушать, я сейчас вас буду кушать!
Дети-гуси убегают на свои места, лиса их ловит.
«Ребята и медведь»
Цель: Развивать образность и выразительность движений, исполнять движения в соответствии с содержанием текста песни, передавая характерные черты игрового образа.
Ход игры: Для игры выбирается Медведь, который садится в стороне и делает вид, что спит в своей берлоге.
Дружно за руки возьмемся, в лес зеленый мы пойдем. По полянке мы пройдемся, песню весело споем! Нагибайся, погляди-ка, что краснеет под кустом? Ты не прячься, земляника, все равно тебя найдем. Комары звенят над нами, комары кусают в лоб. Мы воюем с комарами, мы в ладоши – хлоп, хлоп, хлоп! | Дети идут гулять в лес. Останавливаются, собирают землянику. Хлопают в ладоши. |
С окончанием пения Медведь просыпается, выходит из берлоги, говорит:
Кто это поет? Спать мне не дает?
Дети быстро присаживаются, сидят, не шевелясь.
Медведь: Нет, нету никого возле дома моего.
Пойду опять в берлогу спать!
Медведь уходит, а дети повторяют песню. С окончанием пения снова появляется Медведь: Кто в лесу гуляет? Кто мне спать мешает?
Дети быстро присаживаются, прячась от Медведя, Если кто-нибудь зашевелится, Медведь берет того за руку и говорит:
Вот кто здесь гулял, кто мне спать мешал.
Пойманного Медведь уводит в свою берлогу. Дети подходят к Медведю, просят его:
Медведь, не тащи, медведь, отпусти!
Медведь: Так и быть, не потащу! Так и быть, отпущу! Пусть только спляшет!
Дети вместе с Медведем пляшут под веселую народную мелодию.
«С кем дружит зайчонок? »
Цель: Формировать у детей слуховые ощущения фразы, ее начало и окончание. Сохранять темп движений на протяжении всей игры, развивать чувство ритма.
Ход игры: Дети стоят в кругу лицом друг к другу (в руках у детей музыкальные инструменты). Педагог держит зайчонка в руках и со словами идет по кругу с внешней стороны.
Зайка – верный, добрый друг, к нам пришел играть он в круг.
С кем он дружит, назовите, никого не пропустите.
В конце первого предложения педагог останавливается напротив кого-нибудь из детей и лапкой зайчонка дотрагивается до одного игрока. Остальные называют его имя (например, «с Сашей»). Ребенок отстукивает на инструменте ритм, дети его повторяют. На второе предложение по кругу с игрушкой идет «Саша» и лапкой зайчонка дотрагивается до одного из игроков. Дети называют имя этого участника игры и т. д.
«Зимняя пляска»
Цель: Формировать у детей слуховые ощущения фразы, ее начало и окончание. Сохранять темп движений на протяжении всей игры, развивать чувство ритма.
Ход игры: Дети стоят в кругу лицом друг к другу или в шахматном порядке.
р.н.м. «Пойду, выйду ль я»
1.На дворе мороз и ветер, - дети идут по кругу,
На дворе гуляют дети. потирая руки
Ручки, ручки потирают,
Ручки, ручки согревают.
2. Не замерзнут ручки-крошки, - хлопают в ладоши
Мы похлопаем в ладошки.
Вот как хлопать мы умеем,
Вот как ручки мы согреем.
3. Чтоб не зябли наши ножки, - топают ногами
Мы потопаем немножко.
Вот как топать мы умеем,
Вот как ножки мы согреем.
«Прогулка»
Цель: Развивать образность и выразительность движений, исполнять движения в соответствии с содержанием текста песни
Очень холодно зимой, дети скрещивают руки на груди и легко похлопывают
ладонями по плечам
Но мы пойдем гулять с тобой. «пробегают» указательными и средними пальцами
по бедрам
Я надену шубку, проводят ладонями от плеч по груди вниз
Я надену шапку, - двумя руками поглаживают голову
Я надену шарфик поглаживают шею одной ладонью,
И еще платок. другой ладонью
А потом красивые, поглаживают по очереди руки, как бы
Теплые, пушистые надевая рукавицы
Крошки-рукавички
На ручки натяну.
И хотя мы маленькие, выставляют на пятку сначала одну
У нас есть валенки. ногу затем другую.
«Воротики»
Цель: Развивать у детей умение воспринимать ритмическое разнообразие (долгие, короткие звуки) посредством движений под музыку. Воспитывать у детей дружеские, доброжелательные отношения.
Музыкальный материал: «Марш» И. Дунаевского из к/ф «Веселые ребята», «Полька» С. Рахманинов – 2-я часть.
Движения, используемые в игре: энергичный шаг на полной стопе и легкий бег на носочках.
Ход игры: Дети делятся на первые-вторые номера или «ромашки, колокольчики». Дети с одинаковыми номерами становятся парами, образуя круг. Пары под первыми номерами чередуются с парами под вторыми номерами. Под звучание марша все дети парами идут по кругу энергичным шагом. С окончанием звучания музыки (в паузе между музыкальными фрагментами) педагог или ребенок-ведущий дает команду, например: «Первые номера! » - и это значит, что дети, стоящие под этими номерами, должны быстро поднять сцепленные руки вверх, образуя «воротики».
Под звучание польки, не названные, номера легким бегом пробегают в «воротики», образованные названными номерами. Далее игра повторяется сначала, но «воротики» могут образовывать другие номера.
«Жмурка»
Цель: Развивать у детей восприятие смены темпа в музыке и точной реакции на нее посредством движения.
Ход игры: Дети выбирают «жмурку». Звучит медленная музыка, дети становятся на одно колено (спина прямая, жмурка ходит между ними. Под звучание быстрой музыки дети легким бегом передвигаются вокруг жмурки, который «спит». С окончанием музыки «жмурка» ловит детей. Если «жмурка» догоняет кого-то, то они меняются ролями.
«Кто скорее найдет свой кружок»
Цель: Развивать координацию движений, чувство ритма, умение различать контрастные части музыки, развивать танцевальное творчество.
Ход игры: Дети располагаются в два круга. Мальчики вокруг – Петуха, девочки вокруг – Лисы. Звучит любая народная мелодия, под первую часть музыки – Лиса и Петух играют на музыкальных инструментах (Лиса - на трещотках, Петух – на бубне, дети, взявшись за руки, топающим шагом двигаются по кругу. На вторую часть музыки дети хлопают в ладоши, Лиса и Петух пляшут, используя русские народные плясовые движения. На третью часть музыки дети пляшут врассыпную, затем присаживаются на корточки, закрыв глаза. Лиса и Петух тихонько занимают новое место в зале. С окончанием музыки дети должны найти свой кружок и взяться за руки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальные двигательные игры-диалоги.
Время перед школой - возможность укрепить взаимопонимание....
Двигательные игры для дошкольников
Подвижные игры в детском саду...
Музыкально – двигательная игра по сказке «Колобок» с музыкальными инструментами
Вспомнить героев сказки, закрепить знания о них, закрепить умение играть на музыкальных инструментах, побуждать детей играть дружно, помогать друг другу....
Семинар-практикум для педагогов «Музыкально – двигательные игры как эффективное средство эмоционального развития детей»
Семинар – практикум для педагогов«Музыкально – двигательные игры как эффективноесредство эмоционального развития детей»...
Семинар – практикум для педагогов «Музыкально – двигательные игры как эффективное средство эмоционального развития детей»
Семинар – практикум для педагогов«Музыкально – двигательные игры как эффективноесредство эмоционального развития детей»...
Музыкально-двигательная игра "Непослушные листочки"
Музыкально-двигательная игра для дошкольников среднего и старшего возраста....
Музыкально-двигательная игра "Волшебный зонтик"
Музыкально-двигательная игра для дошкольников среднего возраста....