"Весенний вальс в Петербурге"-занятие по направлению "Художественно-эстетическое развитие. МУЗЫКА"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Шугарова Оксана Александровна

Представляем вашему вниманию конспект к занятию по направлению "Художественно-эстетическое развитие. Музыка" в ДОУ. Занятие ориентировано на детей подготовительной группы, целью является расширение знаний детей по теме "Танцевальные жанры музыки", а также обобщает знания детей по теме  "Струнная группа музыкальных инструментов симфонического оркестра". Кроме того, занятие предполагает обогащение знаний детей по теме "Любимый город, его музыкальные театры", может быть проведено в интеграции с программой воспитания юного петербуржца и элементами театральной педагогики. К проведению занятия была подготовлена презентация с музыкальными, ритмическими и художественными иллюстрациями (изображение Мариинского театра, его помещений, оркестровой ямы, сцены, симфонического оркестра и музыкальных инструментов)

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №73 присмотра и оздоровления

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия по ОО «Художественно-эстетическое развитие»

для старшего дошкольного возраста

на тему «Весенний вальс в Петербурге»

(музыкальное развитие)

Разработал:

Музыкальный руководитель

Шугарова О.А.

Санкт-Петербург

2022


Цель:

Расширять представления детей о танцевальных жанрах через освоение вальсового ритма и характера.

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать знакомить детей с танцевальными жанрами польки и вальса.
  • Дать представления о разнообразии вальсовой музыки через освоение 3-х дольного ритма и вальсового характера во всех видах музыкальной деятельности.
  • Формировать у детей умение различать эти два танца по характерным признакам каждого из них в процессе слушания музыкальных фрагментов и движения под музыку, активного участия во всех видах музыкальной деятельности.
  • Активизировать музыкальный словарь детей словами: жанры музыки, дирижер, ритм, пауза, вальс, полька.

Развивающие:

  • Развивать умения детей передавать ритм польки и вальса в различных видах музыкальной деятельности.
  • Развивать у обучающихся слуховое внимание, чувство ритма, звуковысотный слух.

Воспитательные:

  • Пробуждать интерес к родному городу, его культурному наследию через приобщение к музыкальной, театральной и концертной жизни города.
  • Формировать облик юного петербуржца средствами музыки
  • Воспитывать чувство любви и интереса к родному городу через создание игровой ситуации средствами музыки.

Оборудование для НОД:

  • СД-запись музыкальных произведений А. Петрова, И. Штрауса, П.И. Чайковского, Е. Обуховой, вальсовой разминки
  • Проектор, экран
  • Презентация к занятию
  • Игры «Найди портрет композитора» и «Прочитай ритм» (ЭОР) или карточки с ритмом и фланелеграф на замену ЭОР
  • Видеоряд с ритмоформулами и музыкальным сопровождением для игры на ДМИ (ЭОР)
  • Набор детских музыкальных инструментов – тоновых колокольчиков, тарелок, треугольников, металлофонов (для исполнения «Венского вальса» И. Штрауса)
  • Шапочка льва для игры
  • Цветы на руки по количеству девочек для танца-подарка

Музыкальный материал к занятию:

  1. А. Петров «Гусарский марш».
  2. П.И. Чайковский «Вальс цветов из балета «Щелкунчик».
  3. Музыкально-двигательный тренаж из нескольких произведений:
  • И. Штраус Полька-Анна (фрагмент)
  • Ж. Оффенбах. Кан-кан (галоп, фрагмент)
  • А. Хачатурян «Вальс» драма Лермонтова «Маскарад» (фрагмент)
  • Г. Свиридов «Вальс» повесть Пушкина «Метель» (фрагмент)
  • Оркестр «Венское настроение», муз. И. Штрауса
  1. Вальсовый тренаж «Раз, два, три, на носочки» в авторской обработке Сафоновой Т.Ю.
  2. Песня «Прекрасен город мой», сл. и муз. С.Е. Кожуховской.
  3. Хороводная игра «Каменный лев», сл. С. Сивцовой, муз. И. Смирновой.
  4. Песня «Весенний вальс» музыка и слова Елены Обуховой (сопровождение к танцу с весенними цветами, движения авторские).

Ход занятия:

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Звучит музыка (А. Петров. Гусарский марш)

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем друг друга и наших гостей

Песенка-приветствие «Как ваше настроенье?»

Слайд «Весенний Петербург»

Музыкальный руководитель: Ребята, вы вошли сейчас в зал под очень бравурную музыку. Удобно вам было под нее шагать? К какому жанру вы бы ее отнесли?

Верно, это марш. Звучит он радостно, приподнято. Посмотрите! В наш город вернулась весна! Весенний город так красив! Я предлагаю вам немного прогуляться по любимому городу. А как мы будем двигаться – вам подскажет музыка:

Музыкально-ритмическая разминка на основные виды танцевального движения (муз. - И. Штраус «Полька Анна», «Галоп» Ж. Оффенбах, «Вальс» П. Чайковский и А. Хачатурян).

Музыкальный руководитель: Ребята, вы правильно подобрали движения. Кто из вас может назвать, какой жанр музыки нам сейчас помогал двигаться? Верно, это была музыка в танцевальном жанре.

Звучит фонограмма шума и настройки оркестра. Слайд «Мариинский театр»

Музыкальный руководитель: Ребята, смотрите! Во время прогулки мы с вами пришли к какому-то очень красивому зданию. Вы знаете, что это за здание?

Оттуда доносятся какие-то странные звуки (опять звучит шум настройки оркестра, а после него на экране появляется дирижер)

Текст аудиодорожки слайда: «Дорогие ребята, я – дирижер оркестра. Я очень люблю весну в нашем чудесном городе. Ведь скоро, в конце весны, в городе будет замечательный праздник. Вы знаете, какой?

Верно, скоро у нашего города будет День Рождения? Мы с оркестром готовили необычный подарок – музыкальный весенний букет для прекрасного весеннего бала

Слайд «Весенний букет»

Но случилась большая неприятность – все цветы музыкального букета разлетелись по нашему театру. Чтобы их собрать обратно в букет, нужно выполнить музыкальные задания каждого цветка. Помогите нам, пожалуйста, их собрать.

Дети входят в зал под музыку, останавливаются в полукруге, исполняют песенку-приветствие

Ответы детей

Дети выполняют общие ритмические движения (легкий бег, поскок, боковой галоп) в соответствии с характером музыкального сопровождения.

Предположения детей

Ответы детей

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Музыкальный руководитель: Ребята! Мы можем помочь? Хотите отыскать музыкальные цветы и выполнить задания?

Тогда давайте войдем в театр и поищем цветы

Слайд «Вход в Мариинский театр»

Музыкальный руководитель: Посмотрите внимательно, где спрятался первый цветок!

Слайд «Фойе театра и первый цветок»

Вот и первой задание: назовите произведение, которое сейчас зазвучит, и его автора! Давайте внимательно послушаем музыку (напомнить правила слушания музыки)

П.И. Чайковский Вальс цветов из балета «Щелкунчик» (фрагмент)

Музыкальный руководитель: Ребята, вам понравилась музыка, которая сейчас звучала? Вам знакомо это произведение? Назовите его.

Давайте попробуем подобрать самые выразительные слова об этой музыке. Правда, это красивый танец вальс. Какие еще танцы вы знаете? (вальс, полька, галоп, танго…)

Ребята, а как мы можем понять, что это вальс? Какой счет в вальсе самый важный?

Посмотрите на экран, найдите портрет и назовите композитора, который написал эту музыку

Слайд «Портреты композиторов»

МДИ «Найди портрет композитора»

Музыкальный руководитель: Ну, вот, отлично, первый цветок у нас есть! А вот и второй! (Слайд «Фойе театра и 2й цветок»)

 Задание второго цветка – найдите среди этих карточек ритм, подходящий для вальса.

Слайд «Ритм вальса» и «Ритм польки»)

Музыкальный руководитель: Как же мы сможем это определить? Верно, давайте прохлопаем ритмический рисунок каждой карточки!

МДИ «Прочитай ритм» (вальс и полька)

- Какая из этих карточек изображает ритм вальса?

- Отлично! Вот и второй цветок - у нас!

Музыкальный руководитель: Смотрите внимательно, мы с вами зашли в зал театра. Где еще спрятались цветы? Слайд «Занавес и 3й цветок»

Верно, вот еще один цветок. Посмотрим, какое же у него задание («Слайд «Спой песню о городе»): споем песню о городе?

- Давайте сядем ровно (певческая установка, песенка «Если хочешь сидя петь…» Л. Абеляна) Давайте настроим наши голоса, чтобы песня получилась красивой, споем нежную и протяжную песенку про вальс

Распевка «Вальс, нежный вальс…» (авт.)

Поем, обращая внимание на кантилену и метрическую пульсацию 3-хдольного размера.

- Отлично, мы настроились, будем исполнять песню выразительно и напевно.

Песня «Прекрасен город мой», сл. и муз. С.Е. Кожуховской

(работаем над четкостью произнесения текста и ритмичным исполнением, сравниваем веселый характер 2-хдольной песенки с лиричным характером вальсовой)

Музыкальный руководитель: Отлично, ребята, мы справились, и получили третий цветок! Посмотрите внимательно, где спрятался еще один?

Слайд «Оркестровая яма, 4-й цветок»

Музыкальный руководитель: Послушайте задание: «В оркестре музыканты играют нежный вальс. Сыграть как музыканты мы просим вас сейчас!»

- Ребята, а мы с вами можем стать музыкантами оркестра и исполнить красивый вальс? Что должны делать музыканты, чтобы все инструменты в оркестре играли слаженно? Верно, мы тоже будем внимательно следить за ритмом музыки и самым важным счетом-раз!

Оркестр «Венское настроение»

муз. И. Штраус.

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята, очень дружно у нас получилось. И цветок еще один теперь на месте. Вы видите, где спрятался еще один?

Слайд «Партер. Цветок № 5»

У этого цветка для нас вот такое задание: «Оркестр в сборе, музыка чудесная тоже есть. Не хватает только нежного весеннего танца!». Как это исправить? Какой танец вы бы выбрали, чтобы он был нежным и весенним?

- Конечно, давайте станцуем прекрасный вальс.

Вальсовый тренаж «Раз, два, три, на носочки»

Обработка Сафоновой Т. Ю.

Музыкальный руководитель: Отлично! Молодцы! Мы с вами смогли получить и этот цветок. Остался последний цветок. Никак не могу найти его…

Слайд «Партер. Цветок №6»

Музыкальный руководитель: Последнее задание такое: «Оживите каменного льва!». Что же это за задание такое? Ведь в нашем городе очень много каменных львов! Как же их оживить?

Давайте поиграем!

Игра «Каменный лев», сл. С. Сивцовой, муз. И. Смирновой

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята, нам удалось выполнить и такое сложное задание!

Слайд «Дирижер и весенний букет»

Аудиодорожка слайда: «Дирижер: Спасибо вам, друзья! Благодаря вашим стараниям букет цветов снова собрался и украсил наше весеннее поздравление!»

Ответы детей

Ответы детей

Дети слушают музыку

Ответы детей

Ответы детей

Дети выбирают из предложенных вариантов портрет Чайковского

Предложения детей

Дети прохлопывают ритм и определяют подходящий для вальса вариант

Ответы детей.

Дети исполняют распевку

Дети исполняют песню, в работе с педагогом исправляют качество пения

Ответы детей

Дети исполняют на ДМИ оркестровку пьесы

Ответы детей. Дети находят на слайде изображение цветка

Ответы детей

Дети встают в пары и исполняют вальсовый тренаж

Дети находят последний цветок

Дети отвечают, что нужно спеть песню и поиграть. Дети играют в хороводную игру, выполняя игровые действия под музыку

Заключительная часть (рефлексивный этап)

МР: Ребята, мы сегодня с вами помогли дирижеру собрать весенний букет музыкальных поздравлений. Как нам это удалось? (Какие жанры музыки мы сегодня встречали? Какой танец мы узнали во время слушания? Ритм какого танца прохлопали? Какие еще танцы вы встретили?)

Вам понравилось наше сегодняшнее приключение?

Я надеюсь, что вы с родителями сходите на прогулку по нашему городу в день его рождения и обязательно на какой-нибудь площади или улице услышите и узнаете звучание вальса.

А теперь пора прощаться

Песенка  – прощание «До свидания, друг мой!»

ВОЗМОЖНО в рамках обмена музыкально-танцевальным материалом:

*** (доп. материал) Музыкальный руководитель: Ребята, я предлагаю подарить нашим гостям и городу прекрасный «Весенний цветочный вальс»

«Весенний вальс»,

сл. и муз. Е. Обуховой, движения авторские

Ответы детей

Ответы детей

Дети исполняют песенку-прощание и выходят под музыку из зала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ (МУЗЫКА) "КОГО ВСТРЕТИЛ КОЛОБОК?"

НОД по музыкальному развитию по сказке во второй младшей группе...

Тематическое занятие «Дождик» (Художественно - эстетическое развитие, " Музыка")

Музыкальное тематическое занятия для детей 2 младшей группы.Программные задачи:Развивать у детей музыкальный слух, память, внимание, мышление, воображение, речь.Развивать умение импровизировать на муз...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (музыка) по теме: "Пришла весна" для детей средней группы

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (музыка) по теме "Пришла весна" для детей средней группы...

Презентация к занятию по художественно-эстетическому развитию (музыка) по теме: "Музыкальные профессии" для детей старшей группы с использованием ЭОР

Презентация к занятию по художественно-эстетическому развитию (музыка) по теме: "Музыкальные профессии" для детей старшей группы с использованием ЭОР...

Конспект занятия по художественно - эстетическому развитию (музыка) для детей средней группы . Тема: «Путешествие в сказку"

Конспект занятия по формированию музыкальных способностей у детей средней группы...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (музыка) детей старшей группы дошкольного возраста «День рождения щенка»

laquo;Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»...

Конспект занятия по художественно - эстетическому развитию (музыка) для детей подготовительной группы детского сада «Путешествие в музыкальную страну»

Конспект занятия по художественно - эстетическому развитию (музыка) для детей подготовительной группы детского сада «Путешествие в музыкальную страну» Цель: Способствовать развитию ли...