«Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе занятия музыкой»
статья

В данном материале рассматривается проблема развития творческого воображения в период дошкольного детства: раскрывается такое понятие как воображение, рассказывается об особенностях его развития. Также делается попытка определить оптимальные условия для успешного развития творческого воображения, рассматривается детский рисунок, возникающий во время прослушивания музыки: его универсальность, процесс его развития, и особое внимание уделяется вопросу влияния занятия музыкой на развитие их творческого воображения детей.

Так же вы найдете материал об определении особенности развития творческого воображение у ребёнка дошкольного возраста, методику на определение уровня развития творческих музыкальных способностей, воображения, вариативности мышления, способности к ассоциированию, упражнения на развитие фантазии, образного мышления, художественного восприятия, воображения, а так же игры-конкурсы, тесты и многое другое.

 

 

 

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности»

Введение.

        В данном материале рассматривается проблема развития творческого воображения в период дошкольного детства: раскрывается такое понятие как воображение, рассказывается об особенностях его развития. Также делается попытка определить оптимальные условия для успешного развития творческого воображения, рассматривается детский рисунок: его универсальность, процесс его развития, и особое внимание уделяется вопросу о влиянии изобразительной деятельности детей на развитие их творческого воображения.

        

        В настоящее время чрезвычайно велика потребность общества в творческих людях, способных преобразить самих себя и мир  вокруг. Перед дошкольным образовательным учреждением стоит важная задача: развитие творческого потенциала подрастающего поколения, так как развитие детского творчества является одной из главных задач в формировании разносторонне развитой личности ребёнка.

        Почему данный вопрос всё больше и больше интересует человечество? Следует заметить, что воображение тесно связано с эмоциями, и эта связь проявляется как у детей, так и у взрослых. Воображение и чувства (эмоции) в жизни человека неразделимы. Влияние чувств на воображение и воображения на чувства давно было замечено учёными. Ещё в прошлом веке французский психолог Т. Рибо выяснил, что все формы творческого воображения заключают в себе сильные эмоциональные моменты, а так как человек и эмоции нераздельно связаны друг с другом, можно утверждать, что эмоция как бы собирает впечатления, мысли и образы, созвучные настроению человека. Так, Л. С. Выготский вывел «закон общего эмоционального знака», суть которого выразил словами: «… всякое чувство, всякая эмоция стремятся воплотиться в образы, соответствующие этому чувству…». Можно говорить о том, что богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие творческого воображения. Можно сделать вывод о том, что используя богатство эмоциональных состояний ребёнка можно успешно развивать его творческое воображение. Большие возможности для возникновения разнообразия эмоциональных состояний и представляет детям изобразительная деятельность.

Проблема исследования.

        Воображение складывается на протяжении всей жизни человека, в его деятельности, под определяющим влиянием условий жизни, обучения и воспитания. Для развития воображения необходимо накопление соответствующего опыта, расширение круга представлений об окружающей действительности.

        Существовало неправильное мнение, что воображение достигает своего расцвета у детей младшего возраста, а затем оно постепенно отмирает, уступая место трезвому мышлению. По этому поводу великий русский педагог и психолог К. Д. Ушинский писал: «…Думают, что с возрастом оно слабеет, тускнеет, теряет живость, богатство и разнообразие. Но это ошибка, противоречащая всему ходу развития человеческой души…». Жизнь требует от современного человека подвижности, гибкости мысли, творческого подхода к решению проблем, и если в период дошкольного детства воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Для того, чтобы творческое воображение у детей имело возможность развиваться в полной мере, необходима особая организация художественной, а в контексте её и изобразительной деятельности.

Актуальность исследования.

        Проблема развития творческого воображения в период дошкольного детства актуальна прежде всего тем, что воображением, являющимся психическим процессом, обеспечивается любая творческая деятельность человека. В настоящее время вопрос о развитии творческого воображении детей дошкольного возраста приобретает всё большее значение, так как  является одной из главных задач в формировании творческой личности ребёнка, и может по праву считаться «проблемой века».

        Велика роль в формировании творческой личности изобразительного искусства. Немыслимо представить изобразительное искусство без творчества. Всё, что чувствует, переживает человек, всё, что его волнует можно отобразить в пятнах, линиях, цвете. И для этого не обязательно быть художником. Именно здесь можно говорить о ценности открытий для себя. Нужно только показать ребёнку, как можно выразить себя через изобразительные материалы.

        Развитие творческого воображения у ребёнка дошкольного возраста имеет важное значение для подготовки к дальнейшему школьному обучению. Никакое школьное обучение не может происходить успешно, если оно не опирается на достаточно развитое воображение. Ведь воображение, неразрывно связанное с деятельностью ребёнка, в ходе развития превращается в относительно самостоятельную психическую деятельность. Для того, чтобы понять урок по географии, усвоить главу из учебника истории или решить задачу по физике, нужно уметь представить предмет или явление по описанию, т. е. воссоздать их в своём воображении, предпосылки к чему и закладываются в период дошкольного детства.

        Таким образом, учебная деятельность предъявляет большие требования к воображению, что ещё раз убеждает нас в необходимости развития его на этапе дошкольного детства.

        Благодаря овладению некоторыми основами наук, благодаря накоплению обширных знаний в период дошкольного возраста воссоздающее воображение младшего школьника становится более точным, а творческое воображение более целенаправленным, более глубоким по своему содержанию. Творческое воображение развивается не само собой, а требует определённых условий и прежде всего правильной организации воспитательной и образовательной работы. При отсутствии правильного педагогического руководства развитие творческого воображения сильно задерживается или же начинает идти в нежелательном направлении, из чего начинает складываться тип бездеятельного фантазёра, бесплодного мечтателя.

        Воспитывая детское творческое воображение, необходимо добиваться, чтобы оно было связано с жизнью, чтобы оно было творческим отображением нашей действительности.

        Знакомясь на прогулках, в беседах с воспитателем с окружающей жизнью, ребёнок затем отражает воспринятое в своих рисунках, играх, и в процессе этой творческой переработки накопленного опыта формируется творческое воображение.

        Необходимо помнить, что творческое воображение ребёнка – дошкольника развивается в разнообразных видах деятельности: это и движение под музыку, и сочинение сказок, стихов, и фантазирование перед сном, и, конечно же, рисование. Воображение свойственно всем без исключения детям, в той или иной мере. Дети могут отличаться возможностями, которыми наделила их природа в отдельных видах творческой деятельности, но само творчество, творческое воображение – обязательный компонент становления их личности.

 Проблема развития творческого воображения в период дошкольного детства

Понятие воображение, виды воображения, особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.

        Под воображением понимают психический познавательный процесс создания новых образов путём переработки материалов восприятия и   представления, полученных в прошлом опыте. Воображение присуще только человеку. Оно позволяет представить результат труда, рисования, конструирования и любой другой деятельности до её начала. Процессы воображения имеют аналитико – синтетический характер.

        Самые разнообразные определения воображения можно встретить в наше время на страницах специальной и неспециальной литературы. Л. С. Выготский отмечает, что «Всякая такая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, и будет принадлежать к творческой деятельности… Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением или фантазией. Обычно под воображением или фантазией имеется ввиду не совсем то, что подразумевается под этими словами в науке. В житейском обиходе воображением или фантазией называют всё то, что нереально, что не соответствует действительности и, что, таким образом, не может иметь никакого практического серьёзного значения. На деле же воображение  как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. В этом смысле всё решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличии от мира природы – всё это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.»

        Многие исследователи данного вопроса отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного материала. Природу воображения составляет синтез, единство логического и чувственного. С. Л. Рубинштейн доказывает, что «…воображение связано с нашей способностью и необходимостью творить новое… Воображение – это отлёт от прошлого опыта, преобразование его. Воображение – это преобразование данного, осуществляемое в образной форме.»

        Можно сказать, что чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, в том случае, когда необходимо отыскать новое решение, т. е. требуется опережающее практическое действие отражения, которое происходит в конкретно – образной форме, как результат оперирования образами.

Виды воображения.

        Изучив литературные источники по данному вопросу, можно предложить несколько классификаций видов воображения.

        Итак, по принципу активности различают пассивное, созерцательное воображение (сновидения, мечты) и активное, практически деятельное воображение (образы формируются сознательно с условием поставленной цели).

        Воображение так же может быть воссоздающим и творческим.         Воссоздающее – создание образа предмета по его описанию или с опорой на условное изображение. Ведущую роль в данном виде воображения играют образы памяти.

        Творческое – создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом. Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило, они используются человеком (а ребёнком особенно) неосознанно.

        Первый такой способ – агглютинация, т. е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок: кентавр (человек – зверь), птица Феникс (человек – птица) и даже современный человек – паук.

        Второй способ – гиперболизация. Этот парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. В этом случае можно привести примером такие сказочные персонажи как Карлик Нос, Гулливер, Маленький Мук, Мальчик – с – пальчик.

        Третий известный способ создания образов фантазии – схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчётливо прорабатываются лишь основные черты сходства. Это любой схематический рисунок.

        Четвёртым способом является типизация. Для этого способа характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком – то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, инженера, художника и т. д.

        Пятым способом называют акцентирование. Он характеризуется тем, что в создаваемом образе какая – то часть, деталь выделяется, особо подчёркивается, иными словами – на ней делается акцент. Классическим примером этого способа является шарж, карикатура.

        Основой создания любых образов воображения является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдалённой, ступенчатой. Например, внешний вид самолёта напоминает парящую птицу, это близкая аналогия. Космический корабль – отдалённая аналогия с морским кораблём. На использовании синтеза, аналогии и способа построения образов воображения строятся многочисленные приёмы диагностики воображения и его развития.

Особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.

        Многими учёными тщательно изучается процесс развития психических функций ребёнка в различные периоды его дошкольного возраста. Так в чём же особенность развития творческого воображения у дошкольника?

        В период дошкольного детства происходит активное физическое и психофизиологическое развитие ребёнка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Таким образом, к концу дошкольного возраста во всех сферах психического развития происходит важнейшие новообразования: преобразуется интеллект, личность и социальные отношения.

        Неправильно было бы сказать, что творческое воображение зависит только от возраста, оно зависит и от многих других факторов: умственного развития, индивидуальных особенностей личности и от правильно разработанного процесса обучения и воспитания.

        Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого человека, за кажущимся его богатством скрывается бедность, скупость, схематичность и стереотипность образов. Ведь в основе образов восприятия лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти.  А у дошкольника знаний и представлений ещё недостаточно. Видимое богатство воображения ребёнка связано с низкой критичностью детского мышления. Это недостаток и достоинство детского воображения.  Дошкольник легко объединяет разные представления и  некритически относится к полученным комбинациям, что особенно заметно в младшем дошкольном возрасте (Л. С. Выготский).

        До достижения детьми 5 – 6лет, на протяжении почти всего дошкольного возраста, у них отсутствует замысел или он крайне неустойчив, легко разрушается. Ребёнка привлекает сам процесс комбинирования, создания новых ситуаций, персонажей, событий, образов, имеющих яркую эмоциональную окрашенность в слове, в рисунке, в движении. С возрастом у детей возрастают творческие проявления в деятельности, появляются мечты о будущем. Они ситуативны, нередко неустойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик. Таким образом, воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове.

        Воображение позволяет малышу познавать окружающий мир, выполняя гностическую функцию. Оно заполняет пробелы в его знаниях, служит для объединения разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира.

        Творческое воображение у ребёнка начинает развиваться рано, оно безусловно слабее и беднее, чем у взрослого, но занимает больше места в его жизни.

        Говоря об особенностях развития творческого воображения у детей можно выделить этапы становления этого процесса:

- до трёх лет у детей воображение существует внутри других психических процессов. В три года происходит становление словесных форм воображения, т. е. воображение становится самостоятельным психическим процессом;

- в четыре – пять лет ребёнок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий;

- к шести – семи годам воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях. Появляются элементы творчества.

Механизм творческого воображения.

        Проблема развития творческого воображения широко рассматривалась в отечественной психологии и педагогике. А научное исследование стадий творческого процесса (подготовка, созревание, озарение и проверка) было начато в начале ХХ века Г. Уоллесом.

        Было выявлено, что творческое воображение возникает не сразу, а очень медленно, развивается из более элементарных и простых форм в более сложные и во многом зависит от накопленного человеком опыта. Это крайне сложный по своему составу процесс, и именно эта сложность составляет главную трудность в изучении процесса творчества и приводит зачастую к неверным представлениям относительно природы этого процесса и его характера как чего – то необычного и совершенно исключительного.

        То, что ребёнок видит и слышит, является первыми опорными точками для будущего творчества. Далее следует сложнейший процесс переработки этого материала. Важнейшими составными частями этого процесса являются диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений. Это умение выделить отдельные сложного целого имеет значение для всей творческой работы человека над впечатлениями. За процессом диссоциации следует процесс изменения, которому подвергаются эти диссоциированные элементы. В качестве примера такого внутреннего изменения можно привести имеющий огромное значение для воображения вообще и для воображения ребёнка в частности процесс преувеличения и преуменьшения отдельных элементов впечатлений.

        Следующим моментом в составе процессов воображения является ассоциация, т. е. объединение диссоциированных и изменённых элементов. Эта ассоциация может происходить на различной основе и принимать различные формы от чисто субъективного объединения образов до объективно научного, соответствующего, например, географическим представлениям.

        Заключительным и последним моментом предварительной работы воображения является комбинация отдельных образов, приведение их в систему, построение сложной картины. Но полный круг этой деятельности будет завершён тогда, когда воображение воплощается, или кристаллизуется, во внешних образах.

        Говоря об этом, можно выделить основные психологические факторы перехода воображения в действительность. Иными словами, от каких факторов зависит переход воображения в действительность?

        От потребности человека в приспособлении к окружающей среде. «Каждая потребность, - говорит Рибо, - стремление или желание отдельно или же вместе с несколькими другими может поэтому служить импульсом к творчеству… Потребности и желания сами по себе ничего создать не могут. Они являются только стимулами и движущими пружинами…»

        Ещё одним фактором являются опыт, потребности и интересы, в которых эти потребности выражаются.

        Также фактором можно назвать и комбинаторные способности и упражнения в этой деятельности, воплощение продуктов воображения в материальную форму.

        Нельзя не отметить и такой фактор, как технические умения, традиции, т. е. те образцы творчества, которые влияют на человека.

        Такой фактор, как окружающая среда тоже нельзя не упомянуть. Уже давно в психологии был установлен закон, согласно которому стремление к творчеству всегда бывает обратно пропорционально простоте среды.

        Творчество представляет собой исторически преемственный процесс, где всякая последовательная форма определена предшествующими.

        Таким образом, можно говорить о том, что целенаправленное воображение у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы, накапливать необходимый опыт. А затем дети самостоятельно представляют замысел и этот процесс наблюдается в продуктивных видах деятельности, там, где деятельность протекает с использованием реальных объектов, ситуаций и требует согласованности действий её участников. И уже позже произвольность воображения проявляется в индивидуальной деятельности, которая не обязательно предполагает опору на реальные предметы и внешние действия.

Условия успешного развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

        Одним из наиболее важных факторов, влияющих на творческое развитие  детей является создание условий, способствующих формированию их творческого воображения.

        Первым шагом к успешному развитию творческого воображения является раннее физическое развитие ребёнка: плавание, гимнастика, раннее знакомство с различными инструментами и материалами и их возможностями.

        Другим, не менее важным условием развития творческого воображения детей является создание обстановки, опережающей развитие, окружение ребёнка той средой и той системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность.

        Можно выделить ещё одно чрезвычайно важное условие эффективного развития творческого воображения, оно вытекает непосредственно из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.

        Необходимым условием является также предоставление ребёнку свободы в выборе деятельности, в чередовании занятий, которыми он хочет заниматься, в их продолжительности, в выборе способов и т. д. Всё это будет способствовать тому, что желание ребёнка, интерес его, положительные эмоции послужат гарантией того, что то самое максимальное напряжение сил не позволит ребёнку переутомиться, а пойдёт ему на пользу.

        Так же давно известно, что для развития творчества, творческого воображения необходима комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени. Взрослый должен создать такую психологическую базу, чтобы ребёнок чувствовал свою безопасность по возвращении из творческого поиска. Очень важно стимулировать ребёнка к творчеству, терпеливо относиться к его выдумкам, проявлять сочувствие к неудачам, исключить из обихода замечания и осуждения.         

        Формирование творческого воображения дошкольника будет эффективно лишь в том случае, если оно будет целенаправленным процессом, в ходе которого решаются и множества других педагогических задач, направленных на достижение конечной цели – разносторонне развитой личности.

Универсальность детского рисунка.

        Где бы ни жил ребёнок, к какой бы культуре ни принадлежал, он будет проходить через одни и те же этапы развития рисунка. Такая универсальность рассматривается даже как подтверждение психобиологического единства человечества. В детских рисунках до определённого возраста нет никаких признаков национальности. Даже чернокожие дети не закрашивают лица практически до подросткового возраста. Эти этапы соответствуют этапам развития интеллекта ребёнка: они начинаются детским зрительным реализмом и заканчиваются взрослым взглядом на окружающее. Одновременно с этим современный малыш, сопротивляясь универсальности, пытается выразить через рисунок уникальное видение своего места в мире.

        Начав рисовать, ребёнок постепенно создаёт небольшой набор графических правил, как бы формируя собственный словарь изобразительных средств. Все его элементы он придумал сам (никогда не задумываясь над этим и не обозначая их как словарь). Но они неотличимы от точно таких же элементов, которые рисуют дети, самостоятельно их придумавшие на другом конце земного шара, но относящиеся к тому же возрасту. К таким элементам относится подобие круга, которое он использует, чтобы нарисовать нос, уши, рот, глаза, голову, солнце.

        Эти первые каракули рассматриваются как результат зрительного мышления ребёнка, как его открытие принципа сходства предметов и их элементов. В примитивных каракулях ребёнок формулирует свои обобщения, работу мысли по классификации предметов, поиску порядка в объективном мире. Р. Арнхейм (1974) сравнивает рисующего ребёнка со взрослым, осваивающим новый язык. Имея небольшой запас выученных слов, он пытается выразить значительные мысли в простейшем предложении. Поэтому рисунок можно считать зримым мышлением.

        Ещё одним универсальным признаком детского рисунка считается тот факт, что в нём фигуры не заслоняют друг друга. Это также следствие детского реализма: наложить один объект на другой означает испортить один из них, нарушить его целостность и непрерывность.

        Универсальность проявляется и в том, что в своём развитии техника детского рисунка движется по стопам предков. Прослеживается одна и та же последовательность и в рисунке ребёнка, и эволюции наскальной живописи: сначала возникает обобщённый контур, затем он модифицируется в схематический, который в дальнейшем детализируется. Детализация изображения происходит параллельно тому, как ребёнок учится мыслить образами и видеть детали этих образов.

        Ещё один аспект универсальности связан с однотипностью соотнесения рисунка с его названием. Первоначально ребёнок узнаёт объекты на рисунке в процессе рисования, поэтому название появляется в конце рисунка. Затем он рисует и тут же называет своё произведение. И, наконец, название опережает рисунок.

        Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что рисование способствует развитию не только творческого воображения, но и зрительно – моторной координации, образного мышления, восприятия, формированию картины мира ребёнка.

Процесс развития детского рисунка.

        Первые детские рисунки называют по – разному: и «марания», и «каляки», и «каракули». В. Штерн (1915) соотносит их с детским лепетом, подчёркивая тот факт, что и лепет, и каляки – начало нового этапа освоения мира.

        Г. Кершенштейнер, в свою очередь, основываясь на данные своих систематических опытов, распределил весь процесс развития детского рисунка на четыре ступени, не учитывая при этом стадию каракулей.

        Первая ступень. Схема. Для рисунков этого периода характерно:

  • схематичность, человек изображается в виде головонога;
  • рисование по памяти, а не с натуры;
  • изображение в рисунке деталей, важных, по мнению ребёнка, но не всегда необходимых;
  • рентгеновский способ изображения;
  • несообразность и неправдоподобность деталей рисунка.

        Д. Селли говорит о том, что дети на этой ступени развития рисования больше символисты, чем натуралисты. В своих рисунках дети выделяют только самые главные (на их взгляд) признаки и ограничиваются их изображением. Психологи сходятся к тому мнению, что на этой стадии рисунок является графическим рассказом об изображаемом предмете.

        Вторая ступень. Возникающее чувство формы и линии. Ребёнок постепенно начинает не только перечислять конкретные признаки предмета, но и передавать формальные взаимоотношения частей. Для рисунков этой стадии характерно:

  • смесь формального схематического изображений;
  • большее число подробностей;
  • более правдоподобные детали;
  • отсутствие пропусков.

        Однако, эту ступень нельзя строго ограничить от предыдущей.

        Третья ступень. Правдоподобное изображение. Здесь схема исчезает, и рисунок приобретает вид силуэта или контура. В рисунках ещё отсутствует пластичность, перспектива, но изображение уже реальное. Дальше этой ступени дети редко идут без дополнительного обучения. Это происходит примерно с одиннадцати лет, когда начинает выделяться известный процент детей, обладающих определёнными способностями.

        Четвёртая ступень. Пластичное изображение. Отдельные части предмета изображаются выпукло при помощи света и тени, появляется перспектива, передаётся движение.

        Четвёртая ступень развивается, по данным Г. Кершенштейнера, либо одарённых, либо живущих в благоприятной среде. И это уже не спонтанная, не стихийно возникающая деятельность детей. Это творчество, связанное с определёнными умениями и навыками.

        Л. С. Выготский подчёркивает, что развитие детского художественного, как и любого другого творчества должно быть свободным, не принудительным и необязятельным. В переходном возрасте ребёнка не удовлетворяет рисунок сделанный как – нибудь, ему необходимы определённые навыки. Эта проблема двояка – с одной стороны, необходимо культивировать творческое воображение, а с другой, в особой культуре нуждается сам процесс воплощения задуманного на бумаге. Всякое искусство требует определённой техники исполнения, и чем эта техника сложнее, тем интереснее она для детей.

        Детское творчество проявляется везде, где можно направить интерес и внимание детей на новую область, в которой может проявиться творческое воображение человека.

        В заключении Л. С. Выготский подчёркивает важность установки педагогической работы на развитие и упражнение творческого воображения ребёнка, которые являются одной из основных сил в процессе подготовки его к будущему.

Влияние изобразительной деятельности на развитие творческого воображения детей.

        Незаменимым средством формирования творческого воображения является искусство – литература, музыка, народное творчество и, конечно же живопись. Учитывая то, что «… восприятие любого вида искусства побуждает детей не только чувствовать в этом гармонию, красоту, но и создавать их в любой деятельности», можно сделать вывод, что творческое воображение ребёнка – дошкольника необходимо развивать в продуктивных видах деятельности. Одним из наиболее эффективных средств развития я считаю изобразительную деятельность. Я считаю, что именно этот вид деятельности учит ребёнка творить, создавать вещи по законам красоты, способствует развитию индивидуальности, творческого воображения, обеспечивает развитие деятельности как продуктивной так и художественной.

        Занятия изобразительной деятельностью дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться  в своих рисунках рассказать о том, что увидел, пережил. Именно в изобразительной деятельности ребёнок имеет возможность наиболее легко выразить то, что его волнует в материале. Но чтобы развивать у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, воспитатель должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности. Педагог должен создавать все условия для развития творческого воображения в изобразительной деятельности: он прежде всего должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление, учить детей способам создания изображений, средствами их выразительного исполнения.

        Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.

        Изобразительная деятельность – одна их самых интересных видов деятельности для детей дошкольного возраста. В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приёмов – изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию и, как правило, невыразительны. Постепенно рисунки приобретают конкретную содержательность. У старших дошкольников образы в рисунках становятся всё более оригинальными. Образы воображения у ребёнка становятся всё более эмоциональными, пронизанными эстетическим, познавательным, личностным смыслом.

        Что же такое изобразительная деятельность? Прежде всего – это одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребёнка. Дети рисуют то, о чём думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображение своё отношение к нему, живут в рисунке. Но следует помнить, рисование – это не только забава, но и творческий труд.

        В тот момент, когда ребёнок рисует в работу включаются зрительные, двигательные и мускульно – осязательные анализаторы. Так детский рисунок помогает взрослому узнать ребёнка, раскрыть особенности мышления, воображения, эмоционально – волевой сферы. Что особенно важно, занятия рисованием развивают память, внимание, речь, приучая ребёнка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, и, как следствие этого, сочинять и воображать. Ведь всё, что только ребёнок способен вообразить, представить в своей фантазии, он пытается нарисовать. Рисование, как своеобразная игра, помогает ребёнку освоить его социальное окружение, мир, в котором он живёт.

        Широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность – все эти необходимые качества воображения возникают не спонтанно, а при условии систематического, правильного организованного влияния взрослых.

        Такое влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представление ребёнка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Взрослый должен помогать ребёнку знакомиться с действительностью, чтобы её изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Если не проводить с детьми работу по изобразительной деятельности, то воображение будет значительно отставать в развитии. Этого нельзя допустить, т. к. к концу дошкольного возраста должны появиться такие психические образования, как  произвольность, внутренний план действий, рефлексия и, как следствие этого, появляется и качественно новый вид воображения, без которого ребёнок  может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения.

        Таким образом, занимаясь с детьми изобразительной деятельностью, мы развиваем творческое воображение, не только совершенствуя этим познавательные процессы и способность творчески мыслить, но и формируя личность ребёнка. Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития творческого воображения, и от того, на сколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

        Непременно через удовольствие изобразительная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей, помогает преодолеть трудности, возникающие в процессе самовыражения при осуществлении творческой работы. Такой тип мышления позволяет ребёнку познать окружающий мир природы, науки, искусства всеми органами чувств, иметь личностное восприятие, суждение об изучаемом явлении, предмете, и на основе этого полно усваивать информацию о нём.

        Всё будущее человек постигает при помощи творческого воображения; ориентировка в будущем, поведение, опирающееся на будущее, и исходящее из этого будущего, есть главнейшая функция воображения, и поскольку основная воспитательная установка педагогической работы заключается в направлении поведения ребёнка по линии подготовки его к будущему, постольку развитие и упражнение его воображения являются одной из основных сил в процессе осуществления этой цели.

        Роль изобразительного искусства в формировании творческой личности человека очень велика. Немыслимо представить изобразительное искусство без творчества. Всё, что чувствует, переживает человек, всё, что его волнует можно отобразить в линиях, пятнах, цвете. И для этого не обязательно быть признанным художником. Именно здесь можно говорить о ценности открытий для себя. Нужно только показать ребёнку, как можно выразить себя через изобразительные материалы.

        Но для творческого развития совершенно недостаточно, следуя инструкциям, выполнять задания, главное – ребёнок должен постоянно решать проблемы (и простые, и сложные). Но и этого недостаточно: нужно, чтобы эти проблемы развивали его. Каждая проблема – это ступень лестницы, ведущая вверх, и взбираться по этой лестнице можно, лишь когда расстояние между ступеньками будет не слишком большим, и если они будут на месте. Пусть лестница удобна, и не одна ступенька не выломана, подняться по ней легко лишь в том случае, если путь будет интересен.

        Изобразительная деятельность комбинированное и пространственное мышление, чувство цвета и формы, но самое главное – изобразительная деятельность развивает интуитивное мышление, способность к озарению, творческое воображение.

        Творца от человека нетворческого отделяет пропасть. Но через эту пропасть проложено великое множество мостов: живопись, музыка, наука. Изобразительная деятельность – тоже своеобразный мостик.

Заключение.

        Таким образом, можно сделать вывод, что творческое воображение относится к  индивидуальным особенностям человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного характера. Необходимым условием развития творческого воображения детей является включение ребёнка в активные формы деятельности и, прежде всего, предметно – творческой. Изобразительная деятельность может быть успешно использована в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

        Для развития творческого воображения детей можно рекомендовать использование в работе с ними игры и упражнения, стимулирующие развитие воображения, ассоциативности через чувственно – эмоциональное постижение окружающего. Но этого не достаточно, необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей. В связи с несовершенством традиционно существующей в России системы дошкольного воспитания , почти не содержащей мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей детей, творческое воображение у них развивается в основном стихийно, и, в результате, не достигает высокого уровня развития. А это, как уже говорилось выше, скажется на школьном обучении.

        Для исправления существующего положения можно предложить следующие меры, направленные на эффективное развитие творческого воображения дошкольников. Среди них можно выделить:

* введение в программу дошкольного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческого воображения и мышления дошкольников;

* на специальных занятиях рисованием, музыкой, развитием речи давать детям задания творческого характера;

* управление взрослыми детской предметной и сюжетно – ролевой игрой с целью развития в ней творческого воображения детей;

* использование специальных игр, развивающих творческое воображение детей;

* работа с родителями (беседы, лекции), где им давалось бы информация о том, как важно развивать творческое воображение с детства, какие условия необходимо создавать в семье для его успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, и рекомендовалась бы специальная литература по этой проблемы.

        Можно надеяться, что моя гипотеза подтвердится, и результатом проведённой экспериментальной работы будет повышение у детей старшего дошкольного возраста уровня творческого воображения, а так же появится желание и интерес к рисованию.

Библиография.

  1. Сост. Барышева Т. А, Шекалов В. А «Креативный ребёнок. Диагностика творческих способностей», серия «Мир вашего ребёнка», Ростов – на – Дону, «Феникс», 2004 г.
  2. Варки Н. «Ребёнок в мире творчества», ж-л «Дошкольное воспитание» 2003 г. № 6.
  3. Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте» Психологический очерк. Книга для учителя, Москва, «Просвещение», 1991 г.
  4. Сост. Доценко Е. В. «Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях» (методики, тесты, опросники), Волгоград, «Учитель», 2008 г.
  5. Комарова Т. «Детское изобразительное творчество: что под этим понимать?», ж-л «Дошкольное воспитание» 2005 г. № 2.
  6. Кравцова Е. «развитие воображения», ж-л «Дошкольное воспитание» 1998 г. № 12.
  7. Леонтьев А. А. «Научите человека фантазии: творчество и развивающее образование», ж-л «Вопросы психологии», 1998 г. № 5.
  8. Немов Р. С. «Психология», Москва, «Владос», 2004 г.
  9. Овчарова Ю. А. «Роль творчества в жизни детей» Изобразительное искусство в школе, 2003 г. № 3.
  10. Озерова О. Е. «Развитие творческого мышления у детей», «Феникс», 2005 г.
  11. Симановский А. Э. «Развитие творческого мышления детей» популярное пособие для родителей и педагогов, Ярославль, «Академия разивтия», 1996 г.
  12. Субботина Л. Ю. «развитие воображения у детей» популярное пособие для родителей и педагогов, Ярославль, «Академия развития», 1997 г.

                                                                                             

 Приложение 1.

Методика определения креативности.

Цель: определить особенности развития творческого воображение у ребёнка дошкольного возраста.

Материал: опросные листы (2 экземпляра), простой карандаш.

Опросные листы – половина листа А4, в центре – изображение фигуры:

Проведение: задание можно проводить с двумя детьми одновременно.

- Подготовить рабочие места для детей таким образом, чтобы они были удалены друг от друга (дети должны быть лишены возможности подглядывать).

- Предложить детям поиграть, показать им опросный лист и дать задание.

Инструкция:

- «Эти фигурки тебе нужно дорисовать. Посмотри на них внимательно, подумай, какую картинку ты можешь из них сделать, и дорисуй так, как не смог бы никто. Постарайся, чтобы твои рисунки были необычными». После того как ребёнок дорисовал, необходимо попросить его придумать необычное название картинок (название записывается на обратной стороне листа).

Оценка результатов:

Произвести оценку выполнения задания (по 3 – бальной шкале, каждый рисунок):

0 баллов -  отказ, к фигуре ничего не дорисовано;

1 балл – создан образ, который является основой рисунка, образ плохо разработан, схематичен;

2 балла – образ разработанный, содержит в себе много деталей, является второстепенной частью фигуры;

3 балла – создан сюжет, фигура является мелкой частью.

Затем производится общий подсчёт баллов по всем десяти заданиям, определяется уровень развития творческого воображения детей:

0 – 5 баллов – низкий уровень,

6 – 10 баллов – средний уровень,

более 11 баллов – высокий уровень.

        Полученные данные оформляются, производится обща оценка уровней развития творческого воображения детей, формулируется вывод.

                                                                                              Приложение 2.

Методика «Эскизы».

Цель: определение уровня развития творческих способностей, воображения, вариативности мышления, способности к ассоциированию.

Материал: цветные карандаши, тестовый бланк – лист стандартной бумаги (формат А4), на котором изображено 20 квадратов с кругом посередине. Размеры квадрата 5 Х 5 см, диаметр каждого круга – 1,5 см.

Инструкция:

«Добавь любые детали или линии к нарисованным кругам так, чтобы получились интересные рисунки. Рисовать можно как внутри, так и снаружи. Круги можно заштриховывать, пририсовывать к ним любые детали. Задание нужно выполнять быстро. Начинаем и заканчиваем задание по сигналу».

Обработка результатов:

Беглость. Число адекватных задаче рисунков (но не количество неповторяющихся кругов!). Например, ребёнок нарисовал три яблока, использовав три круга – он получает один балл. Суммируется общий результат, затем проводится стандартизация по 5 – бальной шкале.

Оригинальность. Подсчитывается количество оригинальных рисунков. Оригинальным считается рисунок, не повторяющийся в данной группе.

Гибкость. Число изображённых категорий рисунков. Например, изображения различных лиц относятся к одной категории, изображения различных животных также составляет одну категорию.

Примерный перечень категорий.

1 – растения(деревья, травы, цветы);

2 – животные (звери, птицы, насекомые, рыбы);

3 – машины, механизмы;

4 – лица, люди;

5 – посуда;

6 – украшения (бусы, серьги, браслеты);

7 – игры, игрушки;

8 – природные явления;

9 – космические явления (ракета, спутник, космонавт);

10 – съедобные продукты;

11 – войны, конфликты (военная техника, солдаты, взрывы);

12 – географические объекты (озеро, пруд, горы, солнце, луна);

13 – знаки (буквы, цифры, нотные знаки, символы);

14 – предметы домашнего обихода;

15 – орнамент, узоры;

16 – спортивные снаряды;

17 – фантастические образы.

Разработанность. Количество существенных и дополняющих элементов и деталей. Оригинальные и существенные детали оцениваются тремя баллами. Баллы суммируются и стандартизируются по 5 – бальной шкале.

Степень отдалённости ассоциации от стимула. Фиксируются образы, противоположные по стимулу. Например, круг (стимул) «трансформируется» ребёнком в квадратный или зигзагообразный по форме образ. Степень преобразований оценивается в баллах – чем ближе и очевидней ассоциация, тем меньше балл. Стандартизация результатов осуществляется на основе экспертных оценок.

Эмоциональная экспрессия. Оценивается по количеству и качеству эмоциональной выразительности образов. Учитываются цвет, линии, эмоционально – выразительные детали и их сочетания.

Выход за пределы задания. Полезависимость и поленезависимость. Этот показатель проявляется в объединении нескольких исходных повторяющихся фигур в единый образ в реализации скрытых возможностей, стимулов.

Художественно – эстетические компоненты. Этот показатель мы оценивать не будем, так как оценка осуществляется на основе экспертных оценок специалистов – искусствоведов. Предмет анализа – композиция, выразительные средства.

                                                                                           Приложение 3.

Упражнение «Три краски»

Цель: развитие фантазии, образного мышления, художественного восприятия, воображения.

Материал: краски, бумага, кисточки.

Инструкция:

«Возьми, пожалуйста, три краски, которые больше всего подходят друг другу и заполни ими весь лист. На что похож твой рисунок? Придумай название своей картине».

Модифицированный тест Роршаха.

Цель: развитие творческого воображения, умение находить сходство изображения неясных очертаний с реальными знакомыми объектами, образами.

Материал: 10 карточек с чернильными пятнами различной конфигурации.

Инструкция:

«Посмотрите внимательно на эти чернильные пятна, на что они похожи?»

В результате, проведённого занятия можно выделить три типа ответа у детей, одни не могут найти сходства чернильного пятна с каким – либо объектом, другие указывают на сходство с одним объектом, третьи могут установить сходство с несколькими объектами. Важно научить детей выделять целое, часть из пятна.

Игра «Закорючка».

Цель: развивать способность быстро устанавливать связи между привычными предметами, тренировать способность творчески и самостоятельно мыслить.

Материал: листы бумаги (формат А4), цветные карандаши.

Ход игры:

Первый игрок берёт лист бумаги, карандаш и рисует на своём листе произвольную небольшую закорючку. Затем, передаёт этот лист следующему игроку, задача которого состоит в следующем – дополнить закорючку так, чтобы получился какой – нибудь предмет, зверь и т. д. Далее этот игрок рисует для следующего игрока новую закорючку и т. д.

Игра «Графическая музыка».

Цель: учить воспринимать музыку и находить соответствующие образы.

Материал: музыкальное сопровождение, листы бумаги, простой карандаш, цветные карандаши.

Ход игры:

Ребёнку предлагается под музыку, закрыв глаза, проводить на бумаге линии в соответствии с восприятием мелодии. Найти в этих линиях образы и обвести их карандашами разного цвета. Одна и та же линия может использоваться в создании нескольких образов.

Упражнение «Неоконченный рисунок».

Цель: тренировать способность творчески и самостоятельно мыслить.

Материал: бумага, карандаши.

Ход: детям предлагается ряд кружочков (линий, квадратиков, крестиков и т. п.). Их задача – из каждого такого кружочка (линии, квадратика, крестика и т.п.) изобразить, используя различные элементы, какие – либо образы. Повторяться нельзя.

Упражнение «Свободный рисунок».

Цель: развитие творческого воображения.

Материал: лист бумаги, набор фломастеров.

Инструкция:

«Попробуйте придумать и нарисовать что – нибудь необычное, такое, что нарисовать можете только вы».

Упражнение «Волшебники».

Цель: развитие чувств на базе воображения.

Материал: две картинки с изображением двух совершенно одинаковых фигур волшебников.

Инструкция:

«Дорисуйте эти фигуры так, чтобы один волшебник превратился в доброго, а другой в злого волшебника».

Игра – конкурс «Натюрморт».

Цель: развитие образного мышления, представления, восприятия, воображение.

Предлагаемый конкурс – рисование. Дети должны нарисовать натюрморт на заданную тему. Обычно художники рисуют натюрморт с натуры, но сейчас необходимо ребёнку создать свой натюрморт в воображении, а затем изобразить на бумаге. Тема для натюрморта задаётся всем детям одна и та же.

Ориентировочные темы для натюрморта:

«Бабочка на распустившемся цветке»

«Яблоко на фарфоровом блюде»

«Осенние листья на холодной земле»

По окончании можно провести конкурс художественных работ или просто устроить выставку.

        

        

        

        

        

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл занятий по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Занятия направлены на развитие творческого воображения. В них входят задания на развитие невербального воображения, релаксация, пальчиковая гимнастика, игры....

«Развитие и активизация творческого воображения детей раннего дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной деятельности»

Развитие и активизация творческого воображения детей раннего дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной деятельности...

Опыт работы "Дизайн как средство развития изобразительного творчества и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности"

Опыт работы "Дизайн как средство развития изобразительного творчества и творческого воображения детей  старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности"...

Консультация для педагогов на тему: « Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий техникой оригами»

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. П...