Музыкально-ртимические игры ускорялки и их роль в развитии дошкольного возраста
план-конспект занятия по музыке

Паршутина Юлия Римовна

Основной вид деятельности дошкольников – игра. Наиболее любимый вид игры – подвижная игра. Любимое место игр – на воздухе, там, где много места, можно побегать, порезвиться, показать свою ловкость. Игры на свежем воздухе, на природе способствуют физическому развитию детей, укрепляют здоровье. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально-чувственная основа для развития патриотических чувств.

 

В рамках воспитания основ толерантности в детях, в детском саду знакомим с национальностями и играми народов, населяющих Россию:

«Народы - как одна семья,

Хотя язык их разный.

Все - дочери и сыновья

Страны своей прекрасной».

 

Сегодня мы познакомим вас с башкирскими народными играми.

Cогласно преданию, Башкорт - имя военачальника в 9 веке объединившего башкирские племена. Именно тогда башкиры начали осваивать обширную территорию - южные отроги Урала, западный район Приуралья, и степи Зауралья. А складывался народ в результате сложного смешения местного финно-угорского населения с тюрками, пришедшими сюда из районов Южной и Центральной Сибири, и монголами.

 

До 18 века основным занятием народа было полукочевое скотоводство, разведение лошадей и овец, в меньшей степени - крупного рогатого скота, а в южных районах разводили верблюдов. Летом весь скот находился на пастбищах, вместе со стадами кочевали и люди, а зиму проводили в аулах. Лошади были не только средством передвижения, по и главным источником питания - мяса и молока, а из шкур изготавливали удобную посуду и одежду.

 

Земледелие - тоже традиционное занятие башкирского народа в Зауралье, причем выращивали не только неприхотливые культуры - просо, ячмень, коноплю, но и пшеницу. Уже с 18 века земледелие становится главным занятием башкир на северо-западе региона, но на юге и востоке кочевание сохраняется до 20 века. Среди ремесел и промыслов были развиты домашняя обработка шерсти, кожи, ручное ткачество, обработка дерева. Башкиры владели и кузнечно-ювелирным мастерством, вели разработки серебряной руды. Не случайно башкирские женщины всегда носили именно серебряные украшения - серьги, кольца, браслеты, застежки.

 

Традиционное башкирское жилище - это войлочная юрта со сборным решетчатым каркасом. В степи ставили глинобитные, саманные дома, в лесной зоне - срубные избы. Среди блюд башкирской кухни особое место занимает конина или баранина, но обязательно присутствуют пресный хлеб и лапша, а самый распространенный напиток – кумыс (из кобыльего молока).

 

Духовная культура башкирского народа очень выразительна и ярко отражена в фольклоре, но особенно в праздничных традициях и обрядах. Основные народные праздники отмечались весной-летом. После прилета грачей устраивали каргатуй (грачиный праздник), участники которого угощали друг друга ритуальной кашей, соревновались, водили хороводы, а остатки каши раскладывали на камнях со словами «Пусть и грачи поедят, пусть год будет плодоносным, жизнь благополучной».

 

Накануне же пахоты устраивали праздник плуга - сабантуй. Во время этого веселого праздника обязательно забивали корову или баранов, приглашали гостей, устраивали состязания, среди которых непременно были скачки, борьба и бег, что отражало древние традиции военно-физического воспитания молодежи у башкир.

 

Традиционные башкирские игры, танцы нередко воспроизводят движения птиц и зверей, имитируют повадки животных, то есть носят подражательный характер. Это объясняется тем, что в их основе лежат обряды, когда-то имевшие религиозно-магическое значение.

Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках, в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. Веселые подвижные игры - это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, также как сказки и песни.

 

Башкирские детские игры - школа воспитания. Игра воспитывает детей. В мире детей воспитательная школа строже, чем у взрослых. Самое тяжелое, когда отвергает коллектив. Того, кто хочет занять лидерствующее положение или проявить излишнюю обидчивость, того в следующий раз не примут в игру. Для этого, чтобы быть участником игры, ребенок старается не спорить, не обижаться, не ябедничать, быть терпимым, выучить много считалок, песен, т.е. незаметно для себя приобретает хорошие качества.

 

Башкирские народные игры имеют свою историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. В башкирских селах и городах среди молодежи были широко распространены игры подвижного характера. Без них не обходился ни один народный праздник. В игру вовлекались целые группы подростков, которые состязались в силе, ловкости, быстроте, меткости. Игры, как правило, проводились на улице, на свежем воздухе, что способствовало укреплению здоровья. Бытовавшие в народе игры возникали свободно; продолжительность их не была регламентирована; элементарные правила между играющими, требования к выполнению двигательных заданий, складывались по общему уговору участников игры, которые всякий раз сами устанавливали, где и как будут играть, куда можно убегать, сколько человек надо поймать водящему, как можно выручать пойманных и т.п. Устанавливались и правила выбора водящих, а также придумывались наказания проигравшему.

 

Башкирские народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Суровые условия полукочевого быта требовали серьезной закалки подрастающего поколения, поэтому различные состязания в выносливости стали для башкирского народа органической потребностью. С 4-5 лет башкирского мальчика воспитывал только отец, который, прежде всего, учил его ездить верхом, стрелять из лука, бороться, бегать. Большой популярностью пользовались у детей бег на скорость, игры в жмурки, прятки, игры с мячом, скатанным из шерсти, с палками, в кости.

 

По содержанию башкирские народные игры выразительны и доступны детям. Они способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В играх присутствуют все виды движений: бег, прыжки, метание. В башкирских народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnoy_vid_deyatelnosti_doshkolnikov.docx27.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Педагоги школы или внешкольного образовательного учреждения, социальные педагоги осуществляют профессиональную деятельность, направленную на решение воспитательных задач. Эта деятельность включает как целенаправленные воздействия на ученика с учетом особенностей окружающей его среды, так и активное воздействие на саму среду. Когда мы говорим о воздействии педагога на ученика в рамках реализации своих профессиональных функций, то эту педагогическую деятельность называем воспитательной работой.

Воспитательная работа включает реализацию комплекса организационных и педагогических задач, решаемых педагогом с целью обеспечения оптимального развития личности ученика, выбор форм и методов воспитания в соответствии с поставленными задачами и сам процесс их реализации. Эта работа предполагает организацию совместной деятельности педагогов и учащихся и предусматривает также регулирование отношений социальных институтов, оказывающих существенное влияние на ребенка.

«Любая воспитательная работа, — утверждает Н. М. Та-ланчук, — должна начинаться с того, что педагог усваивает, осознает воспитательные функции, т. е. обязанности, виды деятельности, выполняемые в процессе формирования личности и ученического коллектива»1.

В воспитательной работе следует выделить три группы функций.

Первая группа связана с непосредственным воздействием педагога на ученика:

■ изучение индивидуальных особенностей его развития, окружения, интересов;

■ программирование воспитательных воздействий;

■ реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы с учеником;

■ анализ эффективности воспитательных воздействий.

Вторая группа функций связана с созданием воспитывающей среды:

■ сплочение коллектива;

■ формирование благоприятной эмоциональной атмосферы;

■ включение учащихся в разнообразные виды социальной деятельности;

■ развитие детского самоуправления.

Третья группа функций направлена на коррекцию влияния различных субъектов социальных отношений ребенка:

■ социальная помощь семье;

■ взаимодействие с педагогическим коллективом;

■ коррекция воздействия средств массовой коммуникации;

■ нейтрализация негативных воздействий социума;

■ взаимодействие с другими образовательными учреждениями.

В проводимой педагогом воспитательной работе основное место занимает организаторская деятельность, в которой он реализует весь комплекс соответствующих функций: целеполагание, планирование, координация, анализ эффективности и т. п.

Воспитательная работа является важнейшим компонентом воспитательного процесса, его основной составляющей. От того, как эту работу проводят педагоги, насколько она адекватна актуальной ситуации, зависит успех деятельности школы.

Глава 4. Воспитательные системы и их развитие

Каждое действие отдельного ученика, каждая его удача или неудача должны расцениваться как неудача на фоне общего дела, как удача в общем деле.

А. С. Макаренко

1. Что такое воспитательная система?

По мнению Л. И. Новиковой, большое значение для реализации воспитательной функции учебного заведения имеет развитие воспитательной системы, имеющей достаточно сложную структуру, включающую цели, деятельность которой обеспечивает их реализацию, среду системы и управление.

Воспитательный процесс, представляющий собою динамическую систему, направлен прежде всего на реализацию задачи социального развития человека. Решение проблем современной школы связано с превращением ее из школы просто обучающей в школу, прежде всего воспитывающую. Это возможно тогда, когда воспитательный процесс будет целостным, что на практике реализуется через создание воспитательной системы.

Между понятиями «воспитательная система» и «воспитательный процесс» четко просматривается взаимосвязь.

С одной стороны, в процессе поставленных педагогических целей в образовательном учреждении создается и развивается воспитательная система, с другой — эта система выступает в качестве главного фактора успешного решения воспитательных задач.

А. С. Макаренко писал, что никакое средство нельзя рассматривать как отдельно взятое от системы; никакое средство вообще не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если оно рассматривается отдельно от других средств, от целого комплекса педагогических влияний.

Воспитательная система как педагогический феномен изучается наукой с начала 1970-х годов. Сегодня создана целостная концепция воспитательной системы. Среди ее авторов Л. И. Новикова, В. А. Караковский, А. М. Сидоркин, Н. Л. Селиванова и другие.

Они рассматривают воспитательную систему как особую педагогическую категорию. Она имеет признаки как психолого-педагогической системы, так и социально-педагогической. Воспитательная система влияет на школьников не только как педагогический фактор (через учителей, уроки, учебники, домашние задания, классные часы), но и как фактор социальный (через включенность в окружающую среду, через те отношения, которые складываются между детьми, педагогами, родителями, шефами; через психологический климат в коллективе, позволяющий объединять детей и взрослых в рамках данного конкретного заведения).

Главный признак системы — ее упорядоченность. Но упорядоченность может иметь различные основания: не только цели гуманистического развития личности ребенка, но и соблюдение формальных правил, внешнего административного порядка и т. д. Поэтому социально-педагогическая система может быть не всегда гуманной по отношению к ребенку.

Воспитательная система школы — социально-педагогический объект, упорядоченный не только относительно собственно педагогических целей, связанных с воспитанием ребенка, но и относительно целей самого ребенка, связанных с удовлетворением актуальных потребностей личности; и эти цели сориентированы.

Воспитательная система создается усилиями всех субъектов педагогической деятельности, прежде всего педагогов, учащихся и их родителей.

Зачем нужна воспитательная система в школе? Она создает условия для эффективной реализации воспитательных целей; в гуманистической воспитательной системе более благоприятные возможности для развития личности как ребенка, так и педагога.

Воспитательная система школы имеет сложную структуру. Ее компоненты: цели, выраженные в исходной концепции (т. е. совокупность идей, для реализации которых она создается); деятельность, обеспечивающая ее реализацию; субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий; рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность; среда системы, освоенная субъектом, и управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему, и развитие этой системы.

Субъект гуманистической воспитательной системы — это не только педагоги, но и сами дети. В этом одно из главных ее отличий от системы авторитарной, где ребенок выступает преимущественно в качестве объекта воспитания. И педагоги, и дети (с учетом возраста, разумеется) конкретизируют стоящие перед школой цели, переводят их в ранг практических задач и осуществляют в процессе совместной деятельности. Важнейшим условием ее эффективности является объединение детей и взрослых в коллектив — ядро гуманистической воспитательной системы школы.

Не всякая совместная деятельность является системообразующей. Она должна быть творческой и личностно-значимой. Деятельность и общение детей и взрослых порождают сетку отношений, которые и в гуманистической системе могут принимать не всегда гуманистический характер. Они-то в первую очередь и определяют воспитательный потенциал системы.

Любая гуманистическая воспитательная система — система открытая: в ее становлении, функционировании, развитии большую роль играет среда, и не только как влияющий фактор, но и как компонент самой системы (в той мере, в какой она освоена).

Школьные воспитательные системы гуманистического типа возникают, развиваются, перестраиваются. Важнейшим аспектом управления развивающейся системой являются укрепление ее системности на каждом новом витке развития, создание действенных связей между ее компонентами. Нельзя независимо друг от друга разрабатывать цели,

намечать системообразующие виды деятельности и ключевые дела, проектировать и развивать гуманистические отношения. Цели должны воплощаться в деятельности, деятельность — вести к определенному типу отношений и т. д. Создание, укрепление и корректировка связей между компонентами системы должны обеспечивать ее целостность.

Главный критерий эффективности развития гуманистической воспитательной системы — развитие личности ребенка. Становятся условия развития личности более благоприятными или же ухудшаются — от решения этой дилеммы зависит оценка правильности выбранного пути. Опыт свидетельствует о существовании закономерности: не только авторитарно управляемое развитие воспитательной системы, но и ее «свободный дрейф» неизбежно приводят к ухудшению условий личностного развития детей, к потере системой человека как цели.

Воспитательная система любого уровня не является самоцелью. Цель — личность развивающегося человека, включенного в эту систему. В связи с этим управление воспитательной системой включает прежде всего управление взаимодействием системы и личности, процессом их взаимного влияния. Этот личностный аспект управления требует поиска путей оптимального включения личности (причем и ребенка, и педагога) в процессы целеполагания, совместной творческой деятельности, совершенствования межличностных и групповых отношений, возникающих в коллективе, создания ситуаций, побуждающих каждого (ребенка и взрослого) к рефлексии, самопознанию, самореализации.

Таким образом, управление любой воспитательной системой можно рассматривать как трехаспектный процесс: управление процессом ее развития как целостной системы; управление, нацеленное на создание и укрепление этой целостности; и управление корректирующее (весьма условное название), направленное на включение каждого ребенка и взрослого в систему коллективных дел и отношений в наиболее для него благоприятной позиции.

Создание целостной воспитательной системы по сути есть процесс гармонизации учебной и внеучебной деятельности школьников.

Среди разнообразных видов деятельности в воспитательной системе можно выделить те, которые являются системообразующими. Таких может быть один, два и даже три.

Системообразующей деятельность становится, если в ее организации испытывают потребность все субъекты педагогической деятельности и если она связывает в целостный педагогический процесс учебную и внеучебную работу.

Содержание системообразующих видов деятельности определяет тип воспитательной системы. Так, в воспитательных системах школ, лицеев, гимназий познавательная деятельность может быть единственнным системообразующим видом; в школе-клубе системообразующих видов деятельности два: познавательная и клубная; в школе, являющейся отделением сельскохозяйственного предприятия и занимающейся производительным трудом (Зоринская средняя школа Курской области), один из системообразующих видов деятельности — труд. Тип воспитательной системы зависит также от типа школы, ее месторасположения, количества учащихся, опыта работы педагогического коллектива, традиций и т. д.

Сегодня в педагогической литературе часто встречается понятие «авторская воспитательная система». Такие системы создаются в школах, руководимых творчески работающими, нестандартно организующими воспитательный процесс директорами. Эти системы чаще всего и называют по имени директоров школ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры в коррекции ФФНР у детей старшего дошкольного возраста

Роль игры в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.           Работая с детьми с фонетико – ...

Роль дидактической игры в формировании эмоционального благополучия у детей дошкольного возраста

Введение............................................................................................................. 3  Глава 1. Теоретические основы изучения эмоциональной сферы...................

педагогический опыт на тему: «Роль дидактической игры в формировании игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста»

как удалось установить, введение в процесс обучения дидактические игры способствуют углублению познавательного процесса, повышению мотивации учебной деятельности, развитию коммуникативных умений, форм...

Семинар- практикум для воспитателей "Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии дошкольного возраста".

Материал предназначен для восспитателей дошкольных учреждений, где раскрыто значение нетрадициооных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками, для развития воображения, творческого мышления и т...

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии дошкольного возраста»

laquo;…Это правда! Ну что же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать. На бумаге, на асфальте, на стене И в трамвае на окне...» Э. Успенский. Рисование для...