ДОКЛАД Использование инновационных технологий в работе музыкального руководителя ПРЕЗЕНТАЦИЯ
методическая разработка по музыке

Ермолаева Наталья Николаевна

ДОКЛАД Использование инновационных технологий

в работе музыкального руководителя

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации Клинцовского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

Чемерновская средняя общеобразовательная школа

дошкольное отделение

Клинцовского района Брянской области

 Использование инновационных технологий

в работе музыкального руководителя

Музыкальный руководитель

Ермолаева Наталья Николаевна

Мой мини-сайт:

https://nsportal.ru/natasha605

2023 г.

«С 1.» Использование инновационных технологий

в работе музыкального руководителя

              Д. Б. Кабалевский 

                                         «Нельзя новое осуществлять

старыми методами».

Цель: Ознакомить педагогов с инновационными технологиями используемых в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.

  • 1.Технология  сотрудничества
  •  2. Здоровьесберегающие технологии.                  
  • Дыхательная и артикуляционная гимнастика
  • Пальчиковые  игры
  • Музыкотерапия
  • физкультминутки, ритмопластика и др.
  • 3. Мнемотехника
  • 4. Коммуникативные танцы
  • 5. Ритмодекламация
  • 6. Элементарное  музицирование
  • 7. Синтез искусств
  • 8. Анимация
  • 9. Информационно коммуникационные технологии
  • 10. Мультимедийные технологии

Введение в тему.

      Музыка занимает особое место в воспитании детей дошкольного возраста.  Платон говорил: «Воспитание музыкой надо считать самым главным». Это объясняется спецификой этого вида искусства, а так же тем, что качество дошкольного образования – гарантия успешного освоения образовательных программ на следующих ступенях системы образования. Учитывая, что в социуме произошли изменения – современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 10 - 15 лет назад, работа муз.рук. должна наполняться новым содержанием, соответствующим запросом общества.

По Д. Б. Кабалевскому это звучит так :

 «Нельзя новое осуществлять старыми методами»

Иннова́ция, нововведе́ние — внедрение  нового, обеспечивающего повышение эффективности и улучшение качества продукции, востребованное рынком.

В детском саду — это создание и внедрение новых  наиболее эффективных приемов обучения и воспитания,

На ряду с использованием инновационных технологий

необходима модернизация всех процессов образования.

Модернизация  - усовершенствование старых методов и приемов

Использование новых методов и приемов не должно противоречить главному принципу образования - сохранить детство, поэтому инновационные методы и приемы должны выполнять следующие требования:

  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие;
  • Обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребенка;
  • Создание благоприятных условий развития детей, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
  • Формирование общей культуры личности дошкольников;
  • Обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей

В связи с этим формы и методы работы должны быть направлены  на развитие у детей (что нам нужно развивать):

  • способности к чувственному восприятию мира, его наблюдению;
  • ассоциативности художественного мышления (образное мышление, оно обязательно должно быть развито у ребенка;
  • выразительности интонации: речевой, вокальной, пластической, инструментальной;
  • координации слуха – голоса – зрения – движения;
  • чувства ритма: временного, пространственного, пластического, музыкального;
  • умение различать и отражать художественными средствами большое – маленькое, высокое – низкое, приближение – удаление, светлое – темное, яркое – тусклое, легкое – тяжелое, теплое – холодное, громкое – тихое, быстрое – медленное, плавное – отрывистое, одновременное – последовательное, доброе – злое;

Тема: Применение инновационных технологий в работе музыкального руководителя

Я расскажу о том, какие инновационные технологии целесообразно применять именно в музыкальной деятельности.

На практике не всегда прием или метод используется в чистом виде. В той или иной степени, они могут сочетаться, дополнять друг друга и присутствовать в одной модели. 

1. Технология  сотрудничества.

       Технология  сотрудничества - одна из главных инновационных технологий , когда нужно найти правильную эмоциональную волну, в которой будет комфортно и педагогу и воспитаннику. При этом дети не будут чувствовать страх,         скованность, а наоборот - будут раскрепощены, весѐлы и свободны.

         Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Педагог не только направляет

учебный процесс, он живёт вместе с детьми, помогает и по-настоящему танцует, играет и радуется их начинаниям.

2.  Здоровьесберегающие технологии.

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. По данным медицинской статистики количество детей с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. В школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников.

Одна из форм работы музыкального руководителя :

музыкально-валеологический аспект.

Валеология - наука, занимающаяся изучением здоровья человека. (более подробно о валеологии см. мой мини сайт).

В здоровьесберегающие технологии входят:

работа над Дыхание.

О значении дыхания для пения достаточно  одной формулировки: 

«Искусство пения – это искусство дыхания», – так утверждали представители старой итальянской школы (М. Гарсиа, П. Този, Ж. Берар, Ф. Ламперти и др.) 

Дыхание является энергетическим фактором, от которого зависит СИЛА и ДЛИТЕЛЬНОСТЬ звука,

его ТЕМБРОВЫЕ краски.

В народе считают, что сила голоса – показатель здоровья.

(Если при рождении ребенок громко и звонко кричал, значит здоровенький родился, а если пищит – называли «хиляк, хилый, слабый)

В качестве дыхательных упражнений некоторые музыкальные руководители  используют элементы  методики дыхательной гимнастики А.Стрельниковой, которая способствует развитию правильного дыхания, развитию дыхательной системы и певческих способностей детей, улучшает здоровье.

Гимнастика А. Н. Стрельниковой – единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т. д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде.

Задачи дыхательной гимнастики по Стрельниковой:

1. Учить детей делать короткий, шумный вдох.

2. Учить детей выполнять произвольный выдох, лучше выдыхать через рот.

3. Учить детей сочетать вдох с движением в ритме строевого шага.

Рекомендация: Освоение комплекса упражнений Стрельниковой дыхательной гимнастики необходимо начинать с первых трех упражнений: «Ладошки», 

                     «Погончики»,

                      «Насос»,

Упражнение дыхательной гимнастики по Стрельниковой :

  1. «Ладошки». И.П. встаньте прямо, согните руки в локтях и «покажите ладони зрителю». Делайте шумные, короткие вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки. 

    Помните! Вдох носом – активный, выдох через рот - абсолютно пассивный, неслышный.

    Упражнение «
    Ладошки» можно делать стоя, сидя и лежа.

    2. «
    Погончики» . И.П. встаньте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу, на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу. Затем кисти рук возвращаются в и.п. Выше пояса кисти не поднимать.

    Упражнение «Погончики» можно делать стоя, сидя и лежа.
    3. «
    Насос» («Накачивание шины"). И.П. встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища. Сделайте легкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно - шумный и короткий вдох носом (во второй половине поклона). Вдох должен кончиться вместе с поклоном. Слегка приподняться, но не выпрямляться, и снова поклон и короткий, шумный вдох "с пола". Поклоны делаются ритмично и легко, низко не кланяйтесь, достаточно поклона в пояс. Спина круглая, а не прямая, голова опущена.
    Помните! «Накачивать шину» надо в темпо ритме строевого шага.
    Упражнение «Насос» можно делать стоя и сидя
     не более 4 шумных вдохов, затем пауза – отдых – 3–5 секунд, и снова 4 шумных вдоха. Повторить 8 раз.Упражнение 1Упражнение 2Упражнение 3

          Я использую традиционные дыхательные упражнений,

в основе которых лежит глубокий вдох через нос, не поднимая плеч расширяя грудную клетку и плавный спокойный или активный шумный выдох.

Считают, выдох со звуком «ха-а-а» выбрасывает из организма весь негатив, освобождается отрицательная энергия.

Похожее дыхательное упражнение

«Куры» «Ку-дах, тах, тах»

               Дети, чтобы не мешать друг другу стоят др. за др.

«Насос» - шумный и глубокий вдох

                (в носу много капилляров и  кровь,

      обогащённая кислородом быстро прибывает к головному мозгу)

«Веселый паровозик»
Детям дается установка: «Чей паровозик проедет дольше?» Предлагается сделать глубокий вдох носом. По знаку муз. руководителя паровозик пока едет гудит: «У-у-у-у - так долго, на сколько хватит дыхания. Победит тот «паровозик», у которого дольше хватило дыхания.

«Егорка» скороговорка -
Она должна произноситься на одном выдохе, без дополнительного вдыхания воздуха:
Как на горке, на пригорке
Жили 33 Егорки: Егорка, Егорка…
(закладывать пальчики и на каждый пальчик произносить)

        Чем больше «Егорок» сможет назвать ребенок, тем больше у него объем легких.

 Дых.упр. «Поющие  ниточки» (длинная и короткая ниточка)

        Реб. наугад берет ниточку, пропевает «Здравтсвуйте-е-е»

        и одновременно протягивает ниточку, заканчивает с концом ниточки (глубокий шумный вдох и равномерной постепенный выдох – умение удерживать и распределять выдох)

«Телевизор» - управлять динамикой силой звука,

                            а значит управлять интенсивностью выдоха

                          по жесту на «брю-у-у-у-у», «а-а-а-а»

 См. мой мини сайт  «Картотека дыхательных упражнений»

Пальчиковые игры (здоровьесбарегающие)

Пальчиковые игрыенность таких игр в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, в которых характер исполнения фактически интонируется, обогащаясь ритмо-звуковыми модуляциями разговорной речи. О значении п.и.:

Жан-Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребёнка: «… он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…»

Пальчиковые упражнения и игры развивают:

  •  мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность;
  • умение расслаблять и напрягать мышцы пальцы;
  • координацию пальцев на одной руке и на двух;
  • развивают подражательную способность;
  • способность переключаться от одного движения к другому в соответствии с текстом
  • повышают общий уровень организации ребёнка
  • направлены на развитие чувства ритма,

         дикционной моторики речи,

                   выразительно-речевого интонирования.

 

           Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте является одной из важнейших задач. В наше время доказано, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи

«Чтоб красиво говорить – нужно с пальцами дружить»

 Родителей и педагогов всегда волновал вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте?

Известному педагогу

В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: 

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

«Рука – это инструмент всех инструментов» Аристотель.

 «Рука – это своего рода внешний мозг», писал Кант.

 При  подготовке ребенка  к школе, особое внимание уделяется

развитию мелкой моторики и координации тонких движений рук.

Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.

Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи.

Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

 См. мой мини сайт:

 №4   П.и. как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста Н. Мартыненко

№5   Картотека «Пальчиковые игры»

 №6   Консультация для родителей «Игры для пальчиков, для девочек и мальчиков»

 №7   Тематическое перспективное планирование пальчиковых игр для детей среднего дошкольного возраста на 3 квартал учебного года

Статья «На Руси говорили, что детей не воспитывали, а пестовали»

Дети всех возрастов всегда с неподдельным интересом наблюдают за действиями с пальцами и ладошками и пытаются повторять. Я люблю использовать пальчиковые игры, т.к. для их проведения не требуется никаких реквизитов, специального оборудования

П.у. «Вы, колесики крутитесь,

        Вы, колесики, крутитесь.

        Быстро, быстро, быстро мчитесь,

        А потом остановитесь»

П.у. «На двери висит замок»  

«На двери висит замок (сжимаю и разжимаю пальцы обеих рук

                                                                             закрытых в замок)

Кто открыть бы его смог?                  (руки крепко держу в замке,

                                               поднимаю и развожу лечи в стороны) Потянули,                            (пытаюсь освободить руки,

                                               тяну в разные стороны)

покрутили,                          (вращаю руками в замке)

постучали                             (не разжимая пальцы стучу

                                                нижними частями ладоней)

и открыли.                         (спокойно развожу руки в стороны)

Уже в ясельной группе мы варим кашку, стучим кулачками, любим показывать «Мы - супер!». (развитие мелкой моторики, умение напрягать мышцы)

Детки эмоционально воспринимают показ, возникает желание повторить, но многие вместо большого пальца часто выпрямляют указательный и не сразу получается, как надо.

П.у. «Ай, ту-ту-ту-ту-ту,

         Не вари кашу густу,

         Вари жиденьку,

          Корми Машеньку»

         «Кукла Маша,

          Кушай нашу кашу!»

Пальчиковые игры и упражнения:

«Вот и вся моя семья» мл.гр.

«Получился кулачок» мл.гр

«Солнышко встало» п.у. ср.гр.

«Повстречалась два котенка» п.и.    

 «Пластилин мы в руки взяли» п.и. ср.гр. 

 «Мы капусту рубим» п.у.

Использование Пальчикового театра удобно в индивидуальной работе или с подгруппой. А без реквизита можно провести в любой момент, любой обстановке, стоя, сидя, на любом пространстве, на прогулке, на экскурсии, перед занятием для привлечения внимания, перед ожиданием чего-то, просто в наступившей паузе в жизни детского коллектива.  (… Поднимаю руки перед собой, начинаю проговаривать текст, сопровождая движениями  и дети сразу затихают, начинают подтягиваться и прислушиваться, с интересом наблюдают…

и все – внимание собрано, можно переходить к запланированной работе)

3. «Мнемотехника»

Мнемотехника – это система  методов и приемов, облегчающих процесс запоминания информации при помощи схем-таблиц, путем образования дополнительных ассоциаций.

Цель мнемотехники – развитие памяти,

                                          мышления, 

                                          воображения,

                                          внимания.

Мнемотаблица помогает запомнить текст песни,

        изображение в соответствии с содержанием

      помогает прочувствовать характер куплета,

         запомнить последовательность куплетов,

запомнить движения и их последовательность в танце

Я прибегаю к использованию како-то  технологии не ради самой технологии, а когда в этом есть необходимость.

Это не только таблицы, схемы, но и устанавливание ассоциаций между словами, движениями.

Например:

Привлечь внимание к характеру музыкального произведения использую таблицы с мимикой. 

Вместе с детьми подходим к выводу о том, как передается веселый характер: кончики губ вверх- передают улыбку, глаза       Фото моих схем

Запомнить названия танцевального движения

«ковырялочка» я объясняю, что похоже,

                         как ножкой ковыряют на улице землю носком сзади ,

«топающий шаг» - протаптываем дорожку по снегу или

                                   по песочку.

            Если это движение не зимой – отряхиваем грязь  с прогулки.

«выставление ноги на каблучок или носочек с раскрытием рук –

                      хвалимся: «Вот какие у меня туфельки»,

«боковой галоп» - левая нога хочет стать на место правой.

                            Сердито: «Подвинься!»- толкает правую ногу и

                           становится на е место.

«Прямой галоп» - ножки играют в догонялки:

                                одна все время впереди, др.вс время сзади:

                           «ДО!гоню» - утрированное удрение на первый слог

                           и одновременно подскок на этот слог.

При знакомстве с п.у. «Задрожали ветки елей»

                             чтобы было понятно,

                             как и почему надо показывать «ветки елей»

                           показываю ветку с елки «лапу»

«Задрожали ветки елей,                          (дрожащие движения

                                             раскрытыми пальцами- ветки елей)

Мы в восторге от качелей:                             (шлепки по ногам)

Мы взлетаем вверх, вниз, вверх, вниз!             (соответст.      

                                                                        движения руками)

Вместе с нами веселись!»                    (хлопки  перед грудью)

В ПОДГ.гр.при запоминании фамилии П.И.Чайковского я  рассказываю, что для того чтобы запомнить, представьте, что этот композитор очень любил пить чай. Когда будете вспоминать его фамилию начинайте говорить, что он любил (понарошку).

Когда знакомились с композитором Красевым (показать его портрет) на картинке он не очень красивый (дети всегда на это обращают внимание) я им по секрету говорю, чтоб не обидеть композитора, он некрасивый, а вы запомните «красивый» и начинайте говорить: «Крас - ев». Всегда срабатывает. Но было, когда в подготовительной гр. знакомились с танцами - слушали Вальс, танцевали Краковяк и белорусскую польку «Бульба», чтоб легче было запомнить я объяснила, что бульба это белорусский танец и в Белоруссии так называют картошку (слово это у всех на слуху) На итоговом занятии на вопрос: «Какие танцы мы знаем, девочка ответила: вальс, крокодил и картошка  

Владение   мнемотехникой – залог успешного обучения в школе.

Мнемотаблицы к песням, танцам-схема, упражнениям

№   фотки моих таблиц характер и вкус через мимику

(5 слайд)

4. Коммуникативные игры и танцы ( А.И. Бурениной) 

     «Коммуникативный» - означает «имеющий отношение

                                   к передаче информации при помощи языка».

Коммуникативные танцы – это танцы,  

                          движения которых выполняем по тексту песни,

                          движения доступны и диктуются текстом. 

        Они создают атмосферу ПРИЯТИЯ        друг        друга        и

эмоционально-психического        раскрепощения.

ПРИЯТИЕ — это обращенность к миру и другим людям, сопровождающаяся позитивным настроем и приятными ожиданиями. Она выражается в теле в виде экспансивной реакции: в результате расширения периферических кровеносных сосудов происходит приток крови к поверхности тела. Это приносит физическое ощущение тепла. Для чувства приятия характерна такая теплота. Говоря о приятном нам человеке, мы используем выражение «теплые отношения». Имеют место и другие физические проявления удовольствия. Мускулатура становится мягкой и расслабленной, замедляется сердцебиение, сужаются зрачки и так далее.

Использование коммуникативных танцев создает условия для решения таких задач, как:

  • развития коммуникативных навыков,
  • работы над ощущением формы,
  • развития двигательной координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента»,
  • развития чувства ритма
  • стимулирует развитие точности, реакции,
  • воспитывает ансамблевую слаженность.

В методической литературе пишут так:

Если вы хотите, чтобы ваши дети были

Здоровыми-танцуйте,

Умными- танцуйте,

Красивыми-танцуйте

И мы – танцуем:

мп3(+) «На носок»,

мп3(+) «Вперед 4 шага»,

 мп3(+) «Буги-вуги»

мп3(+) «Да, да, да сказала голова»

Слайды фотографии детей «обнимашки

5. Ритмодекламация (Татьяна Михайловна Боровик)

Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии - это чёткое проговаривание стихов в заданном ритме или когда текст не поётся, а ритмично декламируется (этот прием мы используеем при работе над дикцией: четкое проговаривание слов песни в ритме песни).

В современной музыкальной методике обучения дошкольников ритмодекламациия рассматривается, как одна из перспективных форм развития

  • музыкального слуха, голоса, чувства ритма;
  • выразительного речевого интонирования;
  • развития у детей речедвигательной координации;
  • коррекции звукопроизношения, артикуляции, автоматизации произношения звуков. 

Отстранение от пения в ритмодекламации связано, с одной стороны, с упрощением интонационного процесса (проще и естественнее для ребёнка говорить), а с другой, направлено на развитие механизмов интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь.

 как применяется эта форма развития музыкальности.

ОРф- сфоткать свои кс.листы удобно

Сначала мы знакомим со стихотворением или содержанием песни,  уточняем содержание,

произносим в ритме стихотворения, чтоб чувствовали пульсацию. потом работаем над  ансамблем.

Дождик кап! (можно сидя)

«Дождик: «Кап, кап, кап!»       (шлепки тихо)

Птица: «Кар-кар-кар!»            (соединить 4 пальца и большой алец)

Ветер хлоп, хлоп, хлоп!            (хлопки тихо)

Ноги шлеп, шлеп, шлеп!                  (притопы)

Дети: «Ха! Ха! Ха!                                  (хлопки)

Мама6 «Ах! Ах! Ах!                     (руки к голове и качать головой)

Дождик кап, кап кап!                  (хлопки)

Туча ах! Ах! Ах!»                    (шлепки)

К ритмизованному тексту добавляем орфовские инструменты, в зависимости от содержания смотрим, какие подходят.

Следующий прием 

6. Элементарное музицирование. (по системе Карла Орфа)                                                                                                   

          Карл Орф - немецкий композитор,

          основатель музыкально-педагогической

          системы «Шульверк. Музыка для детей».

«Кем бы ни стал в дальнейшем ребѐнок —

музыкантом или врачом, учѐным или рабочим, —
задача педагога —

воспитать в нѐм творческое начало,

творческое мышление.

К.Орф  придерживался одного  из принципов гуманистической педагогики:

«Где для детей польза, там же для них должно быть и

удовольствие» (А. Монтень).

Вся работа ведется в игровой форме.

         В наше время продолжателем его идей стала муз.рук.

 Татьяна Эдуардовна Тютюнникова

      Понятие элементарное музицирование надо понимать не в смысле простого и доступного способа музицирования, а в основном, как музицировние простейшими элементами, такими как:

 мотив, ритм, слово, движение.

Ценность методики:

Простота в разучивании, игровая основа обучения.

Гибкость, возможность сочетать с другими методиками.

Знакомство с лучшими образцами народной и профессиональной музыки разных стран.

Развитие способностей каждого отдельного ребенка в условиях коллективной деятельности.  

Элементарное музицирование или игры со звуками можно поделить на  два варианта:

- шумовые примарные  инструменты  и музыка, рожденная из шума.

- звучащие жесты и музыка моего тела;

Первый с использованием Орфовских инструментов, к которым относятся: кубики, палочки, бутылки, бубнЫ, молоточки с дощечками, маракасы, ложки… все  что может издавать звуки.

Общение детей с примарными инструментами развивает:

музыкальность,

тембровый слух,

тонкость восприятия,

ассоциативность, художественность.

 

 второй вариант -  использование звучащих жестов,

Термин «Звучащие жесты» принадлежит Шулю Берку и

его соавтору Карлу Орфу.

К ним относятся

хлопки,

шлепки,

притопы,

щелчки.

трут ладошки - шуршат

Звучащие жесты – это музыка человеческого тела,

                                 это игра звуками человеческого тела,

                                 звуками окружающего мира :

  • дили-бом,
  • чиК-чирик,
  • динь-динь,
  • тук-тук….

Звучащие жесты - это игры с своим телом,

игры  на поверхности своего тела,

это первые инструменты человека.

Инструменты, которые всегда под рукой.

Звучащие жесты позволяют музицировать

при отсутствии каких либо муз. инструментов,

позволяющие музицировать

 не владея игрой на муз. инструментах,

не зная нотной грамоты.

Звучащие жесты доступны с раннего возраста.

ясли:

«Тра-та-та!

Тра-та-та!»        (шлепки)

Вышла кошка за кота,(притопы).

За Кота Котовича,

За Кота Петровича» (хл)

…………

Лягушата все по лужам…

Лягушата все по лужам: шлеп, шпеп

А ребята по дорожке «топ, топ

Рядом весело идут,

Звонко песенку поют.  (хл.)

Это очень удобно и хорошо, т.к. инструменты всегда собой, они позволяют организовать и украсить музицированием в отсутствии любых других инструментов.

Естественно с детьми это происходит не всегда с первого раза.

В своей работе периодически использую танцы сидя, под русскую народную мелодию, построенные на звучащих жестах

. В этом году мы взяли на выпускной прощальный танец «Мы уходим» построенный в основном на притопах.

Описание танцев см. мой мини сайт приложение  №      , №

Игры с использованием звучащих жестов:

Мл.гр.«Туки-тук, туки-тук!

            Раздается звонкий стук.

   В руки кубики возьмем,

   Будем строить зайке дом»

«Вышел Зайчик погулять» мл.гр.,

        «Нашей Армии салют!» ст.гр.

   

Все, что освоили дети включаю в мероприятия.

 

«С» Выступление оркестра на выпускном.

Выступление оркестра на осеннем празднике.

Главное в этой работе не зыбывать основные приципы дидактики: систиматичноость и последовательность,

           от простого к сложному,

           от знакомого к незнакомому.

При разучивании танцев, если сразу  все схватывают ритмич движение, перехожу на звучащие жесты: хлопки, притопы. Перед знакомством с ковырялочкой, где движение выполняется в ритме 1, 2, 1.2.3 выполняем ритмичны хлопки четвертями, отдельно хлопки: 1,2,    3.потом ритмический рисунок всего движениях., если вижу что не готовы к самому движению могу предложить 2 притопа четвертными, 3 хлопка для закрепления ритма ковырялочки,  использую орфовские инструменты И если не могут передать ритмический рисунок движенния, то ковырялочка точно не получится

ТВ Т.А.

В мл.гр.мы уже отхлопываем и отстукиваем ритмы

 д.и. «Прогулка»

(кубики, дощечки с молоточками –

 одновременно готовим руку для игры на металлофоне)

маленький и большой дождик,

как идет медведь,

прыгают зайки,

бегают детки.

 После такой работы над ритмом знакомлю с нотами соль и фа.- это как раз после нового года- весна

В старшей гр. работу с орфовскими инструментами начинаю с чтения текста и по ходу подсказываю, кто должен издавать звук и какой(перед детьми  лежат орфовские инструменты все то из чего можно извлечь звук)

Варианты звуковых моделей на основе игр с примарными  шумовыми инструментами: см. мой мини сайт

  • Впечатление дуновения ветра возникнет от легких взмахов газетного листа.
  • Состояние глубокой тишины помогут передать редкие удары по чугунной крышке, 
  • звенящей тишины - звучание стеклянных фужеров.
  • Шаги птицы «услышатся» в осторожном, неактивном прикосновении к целлофану и фольге; 
  • шелест сухих листьев можно имитировать трением кусочков шуршащей ткани.
  • Звуковая картина движения различных животных представится от (ладонью, кулачком, подушечками пальцев, ногтями) по бумажным коробкам разного объема, коробкам от чипсов, конфет, пластиковым стаканчикам от йогурта и т.д.
  • Звуки дождевых капель — не сильные удары пальцами в вертикально удерживаемый лист бумаги. 
  • Шум дождя — потирание свернутой в трубку бумаги кожи бубна. 
  • Звуки грома — энергичное потряхивание картонной коробки, наполненной деревянными кубиками или камешками.
  • Стрекотание кузнечиков возникнет от звука заполненных коробочек от киндер-сюрприза какими-либо маленькими предметами (скрепками для бумаги, маленькими гвоздиками, разломанными спичками, крупой, песком, семенами подсолнуха)

Приложение № из игротеки «Осенняя картина»

Я читаю -  взрослый озвучиваеи, предьеты разложены на столеч

Стихотворение «Осенняя картина» кс.150

к речевым играм добавляем сопровождение орфовскими инструментами

Моделирование музыкальных инструментов.

и

Моделирования музыкального языка

Тихо бродит по дорожке

Осень в золотой одежке             (стучат об барабан рукой)

                                                          (притопы в ритме)

Где листочком зашуршит             (маракасы. Бутылк с горохом)

                                                         (трут ладошки ш-ш-ш)

Где дождинкой зазвенит      (колокольчик, треугольник)

                                                 (щелчки пальцами)

Раздается громкий стук       (ложки, кубики, дощечки с молоточкам)

                                                (хл.)

Это дядел тук да тук            (хл.)

Дядел делает дупло

Белке будет там тепло            (металлофон глиссандо)

Ветерок вдруг налетел           (бубенцы, бубны)

По деревьям пошумел        (бумагой шуршать слюдой в шкафу есть)

                                               (трут ладошки и ш-ш-ш

Громче завывает,                  (дуделка для перушки, колядок)

                                                (у-у—у)

Тучки собирает                      (повторить)

Дождик динь                         (м. колокольчик)

Дождик дон                           (б. колокольчик)

Капель звонкий перезвон  (б. м .колокольчики)

Все шумит, звенит, поет    (все играют)

Осень яркая идет.              (шлепки по ногам)

Этот приѐм еще называется -  

Современный        метод        моделирования музыкального языка и он позволяет в доступной форме показать и дать возможность      почувствовать        воспитанникам      особенности      выразительных средств музыки и их отношения. Отношения могут быть: звуковысотные, темповые, динамические, ритмические, вокальные с использованием звуковых жестов: прихлопов, притопов, шлепков, щелчков.

Ритмизация:

        Я называю такое исполнение, с подачи из интернета            

Сказки шумелки см. мой мини сайт фото С.Ш.

МАРТ С.Ш. «ЧЕЙ ГОЛОС ЛУЧШЕ?»

Свободное моделирование музыкальных инструментов.

Однажды на кухне поспорила посуда, чей голос лучше.

«У меня просто волшебный голос»,

- сказал большой  хрустальный бокал и зазвенел.                                                            

                                                                                      (колокольчик)

«У нас тоже приятные голоса»,

 - сказала чашечка.

«Мы вместе можем сыграть песенку»,

подхватила другая.

И  чашечки и зазвенели.                                             (Кастаньеты)

«Мы тоже можем играть»,

- сказали две деревянные ложки и простучали. (деревянные ложки)

«И у нас не хуже голоса»,

- отозвались железные ложки.                            (железные ложки)                                

«Лучше послушайте меня»,

- сказала баночка с крупой.

«У меня тихий, но интересный голосок»

и она прошуршала.                                                   (маракас)

«Разве это музыка?»,

 - сказала большая картонная коробка.

«Тебя же почти не слышно!

 Вот как надо играть!»,

- и она громко застучала.                                      (барабан)

«Голос громкий, но не очень приятный»,

- сказали крышки.

«Послушайте нас!»

и они громко простучали.                                    (крышки)

Но тут зашла на кухню хозяйка и сказала:

«А вы попробуйте все вместе сыграть»

Зазвучала веселая музыка и  все начали играть. (все)

Получилась очень звонкая и веселая музыка

Я настолько увлеклась и п.и. и Орфовскими звучащими жестами, что сначала изучала, собирала. а потом и сама сочиняла. Есть такие стихи, где прослушивается четкая пульсация и слышно, куда какие звучащие жесты или звуки подойдут.

Например: (зачитать текст) «Шла собака по роялю», 

                                              «Шла веселая собака» см. Свои листки. В результате получился целый блокнот, который я называю «Игротека» и кот. использовала при подготовке к сегодняшнему выступлению.

7. Технология «Синтез искусств». 

Синтез - это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. 

Технология «Синтез искусств» в музыкальном воспитании -  объединение разных видов искусств направленное в основном на восприятие музыки через привлечение других видов искусств

                           (изобразительное искусство,

                            театр,

                            литература,

                            хореография).

        (По простому: другие виды искусств об одном и том же)

Такое объединение дает возможность проследить, как по-своему или похоже передается один и тот же образ в разных видах искусства, или же сравнить несколько музыкальных произведений на одну и ту же тему. Это помогает детям лучше понять характер произведения, специфики каждого вида искусств, находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства.

Основные задачи:

  • Формирование навыков восприятия произведений различных видов искусства.
  • Стимулирование творческой активности, свободы, эмоциональной раскованности.
  • Развитие воображения и ассоциативного мышления.
  • Формирование эстетического вкуса на лучших достижениях мировой культуры.
  • Развитие речи, обогащение активного словаря.
  • Обогащение положительного эмоционального опыта.
  • Развитие духовных качеств личности.  
  • Обеспечение обогащённого интеллектуально творческого развития детей.
  • Создание и сохранение у ребенка целостной картины мира.

Пример:

Перед разучиванием «Прощального вальса» для выпускного праздника предложила прослушать музыку танца, рассмотреть иллюстрацию и видео танцующих вальс,

Обратила внимание на характер и какие выразительные средства использованы в каждом произведении. Ребята с интересом рассматривали иллюстрацию и затаив дыхание просматривали ролик с танцующими. В дальнейшем, при освоении вальса, обращала внимание на характер движений.

Почему-то мальчики быстрее почувствовали характер движений в вальсе  «С» «Вальс»

При знакомстве с песней «Тает снег» Филиппенко,

для понимания смыла песни, рассматривали и скворушек, и

скворечники, и состояние природы. Выяснили, с помощью каких выразительных средств композитор и художник передали время года, весеннее настроение. Сравнили с иллюстрацией к осенней песне  «Скворушка прощается» мой рисунок фото «С»

2 куплет:

«Я пойду в зелен сад,

Там соловушки свистят.

Вишни распускаются,

 Пчелки просыпаются»

«С» «Соловушка»  

Слушали пение соловья

Мл.гр. песня «Корова» Раухвергера

Рассматриваем иллюстрацию

Выясняем как «Даст она нам к вечерку молочка парного»

Думаю большинство детей не видели этого в жизни, предлагаю для  просмотра ролики как доят корову, как телята сосут молочко. Действует завораживающе на детей

8. Анимация

 Анимация -  это изменение свойств одного или нескольких объектов. С помощью анимации можно оживить любой векторный рисунок или создать покадровую сцену из различных фотографий. Например, если анимировать персонажа, то он может двигаться, говорить и выполнять любые действия так, будто он живой. Нужно придумать движения чтобы оживить, чтобы быть в движении.

Сегодня Я использовала анимацию с солнышком

- оживляла рисунок: на экране появлялся домик, где живет солнышко. Дети  пришли в гости к солнышку и зовут его к себе. Сначала в окошке появлялось солнышко, потом плавно приближалось вперед и выплыло за пределы домика. Во время диалога с детьми солнышко на свои слова (речь солнышко звучала из музыкально центра) излучало лучи. В конце плавно исчезло и оставило после себя корзину с цветами. См. «С»

Первоначально анимацию использовали для развлечений, чтобы создавать веселых персонажей и рассказывать истории.

Пример анимации показ: ТВ март мл.гр.2023 солнышко,

                                               ТВ вып.2023 «Карабас Барабас»

Карабас Барабас не только двигался, но вел монолог с экрана.см. «С»

Пример -  присутствие элементов нескольких технологий:

Упр. «Я колю, колю дрова» рассматриваем с начала,

  • как пальчиковое упражнение-п.у.,
  • затем самомассаж,
  • дых. упр.,
  • игровой момент.

 «Я колю, колю дрова. (2 раза)

Колю дрова на чурочки                (ребром ладони правой руки

                                                         по ладошке левой руки)

Гори огонь в печурочке.       (ладошки вертикально перед грудью,

                                                  перебирать пальчиками) (п.у.)

Гори. Гори, жарче печь,  «С»

Будут детки пышки печь!

(подносят ладошки к щекам)

«холодные, еще не испеклись, надо посильнее тереть» (трут ладошка о ладошку 3 раза усиливая силу трения ладошек) (самомассаж)

«Угощайтесь» - (протягивают ладошки вперед)

Воспитатель пытается поймать ладошки. Дети прячут их за  спину.

При повторении м.р. протягивает ладошки к детям, дети ловят ладошки м.р. (игровой момент)

Наелись, наигрались, надо огонь потушить- дети делают глубокий шумный вдох и активный выдох на воображаемый огонь (дых.упр.).

Эта игра может служить примером модели, которая расширяется и обогащается:

вначале использую 4 строчки, как ритмическое упражнение – осваиваем ритмичные и энергичные удары твердым ребром ладони правой руки по твердой ладони левой руки.

Всегда в группе найдутся дети, у которых руки, как я говорю им: «Как вареные макароны» (объясняю, почему «вареные») и не с первого раза получаются твердые напряженные ладони. Та же проблема и при выполнении самомассажа и п.и. «Пластилин мы в руки взяли…»   «С» 

Технология Моделирование

Благодаря трансформации, видоизменению, обогащению модель остается в репертуаре надолго. Такое методическое моделирование материала очень ценно: -  для детей это «знакомое в незнакомом»: песня, стихотворение, игра, которую приятно повторять, но уже в новом, незнакомом варианте. Подобное варьирование продлевает жизнь не только модели, но и методу, расширяя его границы и открывая новые возможности педагогическому творчеству. Существование моделей допускает множество вариантов решения, зависит от фантазии музыкального руководителя, уровня музыкального и общего развития детей, их художественных пристрастий.

Пример методического моделирования - стихотворени «Зайчик»

Раз, два, три, четыре, пять (хлопки перед грудью)

Вышел зайчик погулять.     (топающие шаги на месте)

Вдруг охотник выбегает,    

Прямо в зайчика стреляет.   (бег на месте)

Пиф, паф!                                (руки вытянуты вперед скользящие

                                                   хлопки «тарелочки»)

Не попал.                                (развести руки и поднять плечи)

Быстрый зайчик убежал.      (шлепки по ножкам)

При планировании произведения про зайчика (в разделе слушания или пения, игры или танца) использую,

  • как художественное слово с целью заинтересовать, привлечь внимание.
  • Затем добавляю звучащие жесты стоя или сидя (сидя дети лучше запоминают и текст и звучащие жесты)
  • Когда запомнили, вношу ружье (из картона! Т.к.потом охотник будет бежать за зайчиком и может пораниться – здоровьесберегающая технология),  выбираем охотника и зайца, одеваем шапочки, даю ружье. После исполнения всего стихотворения охотник догоняет зайца (игровой момент).

      Важным и необходимым является умение педагога воодушевлять детей на игру, создавать игровую атмосферу сказки, загадки, приключения, тайны, волшебства. Это требует артистизма, интонационно-речевой, пластической, мимической выразительности, способности погружать детей в разные эмоциональные состояния.

9. ИКТ Информационно - коммуникационные технологии.

Под словом «коммуникационный» понимают «являющийся путем сообщения, связи». Значит, коммуникационным можно назвать процесс передачи знаний с помощью связи

 Ситуация, когда ребенок бы не знал, что такое компьютер, практически нереальна. Информационная эра диктует свои правила игры, игнорировать которые невозможно. Дети тянутся к

приобретению компьютерных навыков.

 Использование ИКТ на занятиях и в воспитательном процессе имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий.

Компьютер привлекателен для детей, использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям.

Подводя к выводу о характере произведений  

«Котенок заболел», «Котенок выздоровел»  Гречанинова ,есть возможность непросто слушать грустную и веселую музыку, но и соответственно видеть образ больного и здорового, скачущего котенка. Это всегда производит сильнейшее впечатление на детей, слушают с замиранием сердца, оживают при просмотре ролика, им хочется высказываться об увиденном и услышанном, эмоции переполняют ребят.

Позволяют сконцентрировать внимание и сосредоточенно наблюдать за происходящим. Дети легко запоминают новую информацию,

Способы визуальной поддержки материала

позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний. НО не пересыщать.

Использование ИКТ для м.р. дает возможность

работать с разными программами.

Можно скачать, можно без скачивания и регистрации онлайн

Нотный редактор Sibelius 7, MuseScore 3

  • Набор нот
  • Конвертация в   W документ Или
  • в аудио формат мп3
  • Транспонировать в любую тональность одним кликом

(Набор нотной записи и конвертации я делаю в нотном редакторе

Одним кликом можно в любую тональность транспонировать.

Подписываем текст снизу, аккорды сверху нотного стана и переводим в    ворд для печати. Можно конвертировать W документ аудио, т.е. все что записано нотами будет звучать как мп3.)

В аудио редакторе АудиоМАСТЕР можно

  • менять темп,
  • динамику,
  • копировать,
  • вставлять,
  • вырезать,
  • запись с голоса с конвертацией  в мп3  ,
  • добавлять эффекты
  • извлечь аудио из видео

В аудио редакторе VocalRemover , но это уже в онлайн режиме, тоже можно

  • менять или определять тональность,
  • обрезать,
  • присоединять- монтаж.

В TagScanner – редактор тегов, создание списка мп3 аудио записей для воспроизведении  в муз.центре

В PowerPoint 2016 –

  • создаю слайд шоу,
  • презентации,
  • работаю с анимацией
  • запись с голоса  ,
  • вставить аудио и видео

Функции компьютера в педагогической деятельности муз.р.:

1. Средство подготовки выступлений,
2. Источник учебной, музыкальной информации,
3. Наглядное пособие,
4. Методические копилки:

«Консультации»

«Работа с родителями»,

«Стихи»,

«Музыка»,

«Презентации »;

«Фотоальбомы» и др.
Благодаря ИКТ, можно использовать

Мультимедийные технологии

10. Технология мультимедиа – это технология, которая обеспечивает одновременную работу со звуком, видеороликами, анимацией, статистическими изображениями и текстами в интерактивном режиме. Для работы с мультимедийными продуктами компьютер должен иметь в комплекте

  • аудиоколонки или наушники,
  • микрофон,
  • звуковую карту и устройство для чтения дисков.

Основными составляющими мультимедиа являются звук и видео

Виды мультимедиа технологий:

  • Интерактивная доска;
  • Система интерактивного опроса;
  • Различные образовательные программы;
  • Мультимедийный экран;
  • Сетевые образовательные программы;
  • Имитационные технологии;\
  • Диагностические комплексы.

Мультимедийные технологии характеризуются соединением различных видов представленной информации (речь, музыка, рисунок), следовательно, оказывают наибольшее влияние на формирование личности ребёнка.

Виды мультимедийных программ

Мультимедийные приложения подразделяются на следующие виды: 

  • презентации; 
  • анимационные ролики; 
  • игры; 
  • видеоприложения; 
  • мультимедиа- галереи; 
  • аудио приложения (проигрыватели звуковых файлов); 
  • приложения для web.

Об анимационных роликах я уже говорила. Не забываем, что в чистом виде технологии не всегда используются

Игра – мультимедиа-приложение, направленное на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, на снятие напряжения, а также развитие определенных навыков и умений.

Использование мультимедийных технологий на музыкальных занятиях дает ряд преимуществ: детьми лучше воспринимается материал, возрастает заинтересованность,

В своей работе я так же использую мультимедийные презентации и слайд шоу, как для всего мероприятия «Праздник Осени», «День Защитников Отечества», «Праздник мам» «До свиданья, детский сад», «День победы», «Пасха» так и для отдельных музыкальных произведений: слайд-шоу к песням «Улыбка», «У солдата выходной» Шаинского, под которые дети танцевали

Учебный ролик При работе над оркестром в мл.гр.под музыку «Ходим -бегаем» (бубны и колокольчики)

Презентации помогают ребёнку проявлять и развивать необходимые качества:

  • ассоциативно-образное и логическое мышление,
  • воображение,
  • познавательную активность.

Решают следующие программные задачи:

  •  расширяют представления о государственных, народных и православных праздниках; об искусстве, традициях и обычаях народов России;
  •  способствуют развитию эстетического вкуса, способности ценить произведения искусства, предметы внешнего мира и окружающей среды;
  •  развивают умение давать адекватную оценку собственному творчеству и творчеству своих товарищей.

С помощью компьютерных программ становится возможным моделирование различных жизненных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать.

«С»  дых.упр. «Насос»

Возможно не все дети смогут представить сразу, как работает насос, поэтому использую просмотр короткой видеозаписи

«С» Корова дает молоко,

«С» Теленок сосет корову,

«С» Телята сосут корову,

ПОКАЗ:

«С» «Три медведя» (регистры)

«С» «Что делают дети»

«С» «Два веселых гуся» театр песни

«С» «Игра на ложках» TV «Страна талантов»

«С» «Кто как говорит»

 «С» март солнышко презентац,

«С»  «Улыбка» Шаинского

«С» «Идет солдат по городу»

«С» «Огородная» ср.гр.

«С» БАЛАЛАЙКА  мальчик

«С» БАЛАЛАЙКА  Елена

«С» БАЛАЛАЙКА  Настя Тюрина

Я имею возможность постоянно пополняю свою фонотеку, использовать идеи других музыкальных руководителей, занятия и мероприятия стали разнообразней, интересней,

Таким образом, использование ИКТ в деятельности музыкального руководителя помогает разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, делает встречу с музыкой более яркой, интересной, а музыкальный материал - доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные

достигает решения главной цели моей работы и музыкального воспитания в детском саду – научить детей любить и понимать музыку

Благодаря использованию  инновационных технологий

- У ребят стала проявляться эмоциональная отзывчивость, заинтересованность, собранность, раскрепощенность, уверенность, использование мп3 и ролики - повысился интерес к исполнительской деятельности.

Они с удовольствием идут в зал и ждут мой приход в группу.

Литература:

1. Боровик Т.А «Пути педагогического творчества», М:ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004

2. Белов Г. Г., Горбунова И. И., Горельченко А. В. Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта). – Спб.: СМИО Пресс 2010.

3. Буренина А. «Коммуникативные танцы для детей», СПб, 2004

4.  Богодяж О. «Инновационные технологии в развитии музыкальности дошкольников»

5. Ветлугина Н.А,.Кенеман А.В «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду»,  М:Просвещение, 1983

6. Радынова, О.П. «Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры» //«Музыкальный руководитель» 2005.- №1. –с.3

7. Радынова О.П. «Дошкольный возраст - задачи музыкального воспитания» //  Дошкольное воспитание 1994.- № 2, с. 24 - 30

8. Тарасова, К.В. «Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве» //«Музыкальный руководитель» 2010 г . - №1. – с.10

9. Атемаскина Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ. – М. : Детство-Пресс, 2011. – 112 с.

10. Баренбойм Л. А. Система музыкального воспитания К. Орфа. М. -Л., 1970г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использованеи ИКТ в работе музыкального руководителя

Семинар-практикум для воспитателей и специалистов ДОУ  ...

Доклад на тему: «Использование ИКТ в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения»

Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности педагога и существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-о...

Презентация "Использование ИКТ в работе музыкального руководителя"

Использование информационных технологий позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей:зрительного, слухового, чувственного, задействовать на занятии все виды памяти:зрительную, слуховую,...

Презентация "Использование ИКТ в работе музыкального руководителя ДОУ".

Презентация для воспитателей и узких специалистов....

«Инновационные методы работы музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста»

laquo;Инновационные  методы работы музыкального руководителя   с детьми дошкольного возраста»...

Инновационные формы работы музыкального руководителя с родителями

Статья полезна как для музыкальных руководителей, так и для родителей.Благодаря системе работы представленной в статье, дети с удовольствием ходят в детский сад, а родители - благодарны. Любая инновац...