Игры со звучащими жестами
консультация по музыке (средняя, старшая, подготовительная группа)

Артёменко Ирина Алексеевна

Консультация для педагогов

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Картотека для педагогов «Игры со звучащими жестами»

                               Речевые игры К. Орфа:

  1. «Имена»

Лена, Катя, Миша, Вова и Иван

Забрались с ногами на диван.

Лёша и Петя, Натали и Глеб

Уплетают свежий белый хлеб.

Уплетают вместе белый хлеб.

Начинают работу над этой моделью с установления метрического пульса самыми простыми способами: вместе с детьми выполняем шлепки по коленям. На этом фоне начинаю выразительно и ритмично декламировать текст. Затем предложить детям повторять текст по фразам, как эхо. При повторениях ревой игры предлагаю детям декламировать текст по-разному: громко, как рассказчик; тихо, как ябеда; писклявым голосом; басом ит. д. Когда текст будет выучен и произноситься детьми свободно и легко, можно добавить движения: метрические шаги по залу врассыпную, по кругу с различными вариантами остановок, приседаний, поворотов и т. д.

  1. «Работники»

Катя и Мишенька встали с утра

Сразу у них закипели дела:

Кошку помыть и постричь воротник,

Катя успела и брат озорник.

Данная модель позволяет детям почувствовать трёхдольную пульсацию. Начинаем с простого - тихих хлопков. На их фоне выразительно рассказываем историю про шалунов, чтобы дети поняли шуточный характер текста. Добавляем лёгкое покачивание вправо-влево на каждый такт. Затем выполняем лёгкие шаги по кругу, подчёркивая паузы двумя хлопками, не останавливая при этом движения. Можно двигаться змейкой, обходя поставленные стулья, кегли.

  1. «Колокольцы»

Колокольцы-бубенцы раззвонились удальцы

Диги-диги, диги-дон, угадай, откуда звон

Для исполнения этой русской народной потешки желательно иметь маленькие колокольчики, бубенчики. Потешку можно представить как игру: выбирают водящего, который сидит в центре с завязанными глазами. Дети бегут с колокольчиками по кругу и поют первую строфу. Затем останавливаются, исполняют конец потешки, звеня колокольчиками, прячут их за спину. По безмолвному знаку педагога один из детей звонит в свой колокольчик, водящий пытается найти его по звуку. (Тютюнникова Т.Э. «Бим-бам-бом!», с.31)

  1. «Мышки»

Вышли мышки как-то раз

Поглядеть который час:

Раз, два, три, четыре!

Мышки дёрнули за гири.

Вдруг раздался страшный звон:

Бом, бом, бом, бом!

Убежали, убежали, убежали мышки вон!

Потешку можно разучивать сразу с движением как маленькую театрализованную сценку. Сюжет очень прост: мышки крадутся тёмной ночью к часам, останавливаясь и прислушиваясь к шорохам (шорохи можно изобразить бумагой, тканью, голосом и т. д.) Бесстрашные мышки смело дёрнули за гири… Ужас, который они пережили от громкого звона часов, вполне соответствует скорости, с которой они убегают с места происшествия… Проиграв эту сценку несколько раз со всей группой, включаем аккомпанемент. Для боя часов подойдут немузыкальные предметы: сковорода, крышка от кастрюли и т. д.

  1. «Фокус-покус»

Фокус покус, трали-вали,

Едет мышь на самосвале

Ты чего же это, мышь,

Сверху вниз на нас глядишь?

Кыш! Кыш! Кыш!

Потешка может быть использована с детьми младшего возраста. Сюжет прост: мышка ездит внутри круга с рулём в руках и убегает, когда её пугают. Слова "Кыш, "Кыш!" можно озвучить каким-нибудь инструментом, например бубном.

  1. «ТУТТИ-ФРУТТИ РОНДО»

Фини, лимо, банакос,

Киви, персик, абрикос

Тутти-фрутти ти-ри-ти-ри-та, ти-ти!

Апельсин, мандарин, груша, ананасы

Яблоко, виноград, грепфрут, айва!

Скажите детям, что они должны отгадать, какие фрукты «спрятались» в стихах. Речевая игра как рондо, где рефреном служат слова «Тутти-фрутти!». Для игры и движения можно использовать детские стульчики, кегли и другие предметы.

  1. «Дождь»

Дождь, дождь, дождь с утра.

(Хлопки чередуются со шлепками по коленкам)

Веселится детвора!

(Легкие прыжки на месте)

Шлеп по лужам, шлеп – шлеп

(Притопы)

Хлоп в ладоши, хлоп – хлоп.

(Хлопки)

Дождик, нас не поливай,

(грозят пальцем)

А скорее догоняй!

(Убегают от дождика)

  1.  «Ливень» сл. М.Новиковой

Капля раз, капля два, капли медленно сперва.

Не спеша, не торопясь, песня эта началась.

Дети берут палочки и вместе с педагогом продолжают озвучивать стихотворение, в котором отражен весь «сюжет» летнего дождя:

Но вот пошел сильней

И закапал веселей:

Кап-кап, кап-кап, кап-кап, кап!

Кап-кап, кап-кап, кап-кап, кап!

Ливень, ливень, ливень, ливень,

Ливень льет как из ведра!

Ливень, ливень, ливень, ливень,

Перестать тебе пора!

Дети могут исполнять ритм стихотворения на перевернутой коробочке от йогурта, палочками для металлофона по ковру и т.п. ливень можно изобразить на более ярких по звуку инструментах – коробочке, барабане, тарелке. Ребята в этой модели знакомятся с ускорением темпа и усилением динамики, которые здесь тесно связаны. (Тютюнникова Т.Э. «Бим-бам-бом!», с.58)

  1. «Солнышко»

Солнышко, солнышко, (Ритмичные хлопки)

Выгляни в оконышко.

Твои детки плачут, (Притопы)

По камушкам скачут. (Лёгкие прыжки с хлопками)

  1. «Листопад»

Осень, осень! Листопад! (Ритмичные хлопки)

Лес осенний конопат. (Щелчки пальцами)

Листья рыжие шуршат (Трут ладошку о ладошку)

И летят, летят, летят! (Качают руками)

  1. Шур – шур – песенка

В тиши шуршунчики шуршат:

Шур-шур, Шур-шур, Шур-шур.

Они похожи на мышат.

Шур-шур, Шур-шур, Шур-шур.

Дети играют на «шуршунчиках» - султанчиках с бумажными или полиэтиленовыми полосками.

А где-то спит мурлыка-кот.

Мур-мур, мур-мур, мур-мур.

Во сне он песенку поет:

-Мур-мур, мур-мур, мур-мур.

Дети перебирают струны цитры или арфы.

Шур-шур! Мур-мур!

Шур-шур, Мур-мур!

  1. Кухонный оркестр

Наш повар Василий

На кухню пришел.

Он главный, он сильный,

Он – как дирижер!

Огромным половником только взмахнет –

Оркестр посудный тотчас запоет:

Кастрюли огромные – бом-бом!

Бидоны бездонные – дон-дон!

Чашки для чая – тинь-тинь!

Сковородка большая – динь-динь!

Вилки и ложки – там-там!

Тарелки и плошки – бам-бам, бам-бам.

Оркестр играет у нас интересный,

А борщ получается – просто чудесный!

  1.  «Тюшки – тютюшки»

Педагог декламирует речевой зачин, а затем сначала вместе с детьми, а потом и дети самостоятельно, исполняет ритмы с одновременным их слоговым проговариванием на всех «телесных» инструментах по очереди: в хлопках, шлепках, притопах и т.д.

Тюшки-тютюшки, сделаем хлопушки! Хлоп, хлоп, хлоп! Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп!

Тюшки-тютюшки, сделаем шлепушки! Шлёп-шлёп-шлеп! Шлё-пы-шлё-пы-шлёп!

Тюшки-тютюшки, хлопушки-шлепушки!

………………….. сделай топотушки!

 …………………. сделаем щелкушки! И т.д.

  1. «Взял- отдал» Ритмическая игра с орехами        

Дети сидят в кругу на коврике на коленях. Один орех кладётся в левую руку, другой лежит перед ребёнком на ковре.

1 ФРАЗА: 1 орех кладется на левую руку, и дети его накрывают у себя и передают соседу. 6 тактов 4/4

(Разучивается со словами «У МЕНЯ», «У СОСЕДА», «ВЗЯЛ», «ОТДАЛ»)

В проигрыше берут 2-ой орех

2 ФРАЗА: отстукивают ритм || III ||III ||II I||II I|| II I||III

Проговаривают слова: раз, два, раз, два, три

В проигрыше вновь кладут 2-ой орех перед собой

3 ФРАЗА: повтор 1 фразы, без слов: 6 тактов  4/4 в конце – поднимают руки с орешками ВВЕРХ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс. Семинар для родителей "Игры со звучащими жестами"

Один из методов обучения детей пению – метод "Звучащих жестов". Звучащие жесты – это: хлопки, шлепки, притопы и щелчки пальцами. Так просто – удивитесь Вы. Да, да, так просто! Эти элементарные зв...

Речевые игры со звучащими жестами

Игры используются для отработки чувства ритма, развития фонематического слуха и речи....

Игры со звучащими жестами

Игры со звучащими жестами для развития чувсива ритма....

Буклет "Игры со звучащими жестами" старший возраст

Один из методов развития чувства ритма – метод "Звучащих жестов". Звучащие жесты – это: хлопки, шлепки, притопы и щелчки пальцами....

Речевые игры со звучащими жестами

Речевые упражнения имеют огромное значение в развитии чувства ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми. А поддержка текста музицированием или движением способствует лучшем...

ИГРЫ СО ЗВУЧАЩИМИ ЖЕСТАМИ

   Звучащие жесты (ЗЖ) – это игра звуками человеческого тела (хлопки, шлепки, притопы, щелчки и т.д.). Игра звуками собственного тела есть первая бессознательная импро...

Картотека "Речевые игры со звучащими жестами"

Картотека Речевые игры со звучащими жестами...