Упражнения на развитие вокально-певческих навыков детей дошкольного возраста
статья по музыке (средняя группа)

Шлыкова Ольга Валерьевна

Данные упражнения, обьединенные единым сюжетом представляют большой интерес для детей дошкольного возраста.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  № 31 «Аленушка»  города  Лесосибирска»

 Упражнения  на развитие певческих навыков для   детей среднего дошкольного возраста

/опыт работы представлен на городском педагогическом совете  на площадке «Презентация эффективной практики воспитательно - образовательной деятельности ДОУ при реализации стандарта ДО»/

                                             

                                                                       Музыкальный руководитель:  Шлыкова

                                                                                                            Ольга Валерьевна

                                                             /высшая квалификационная категория/

 

                         

                                               Лесосибирск   2021 г.

         Музыкальность включает в себя несколько компонентов: звуковысотный слух, чувство ритма, координацию и моторику движений. Основы музыкальности необходимо закладывать в младшем дошкольном возрасте. В среднем возрасте происходит накопление и обогащение звуковысотного и двигательного опыта детей. Для того, чтобы развитие музыкальности осуществлялось систематически, мной разработаны комплексы игровых разминок для детей среднего дошкольного возраста.

Были поставленные следующие задачи:

Образовательные: Способствовать овладению вокально-певческими навыками: чистого интонирования, певческой дикции, артикуляции и дыхания.

Развивающие: Развивать музыкальную память, внимание, воображение, чувство ритма

Воспитательные: Воспитывать эстетический  вкус, исполнительскую  культуру, умение слушать.

Данные разминки составлены на основе технологий авторов А. Битус, Б. Емельянова,

Н. Ветлугиной, Н. Стрельниковой.  Упражнения данных авторов направлены на оздоровление, укрепление, голосового аппарата, способствуют улучшению психо -эмоционального фона человека, помогают в доступной форме сформировать у детей звуковысотные представления.  При помощи игровых упражнений у детей формируется представление о головном и грудном звучании голоса, расстоянии между двумя звуками, восходящем и нисходящем движении звуков. Все это актуально для детей среднего возраста.

Каждая разминка представляет собой отдельный сюжет, который может быть положен в основу музыкальной деятельности, а также использован воспитателями для развития речи детей. Темы, по которым выстроены сюжеты: «Как песенка ребят искала», «На лугу», «В гостях у бабушки Забавушки», «Путешествие Кары Каровны», «В лесу», «Мы гостей встречаем» «Отправляемся в полет», «Наш музыкальный теремок».  Исходя из содержания, разминки можно проводить в соответствии со временем года или независимо от него.

Важным моментом в проведении разминок является дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Пример № 1  Разминка «Отправляемся в полет»

Этапы НОД

           Отправимся в путешествие на музыкальном самолете. Ставим руку на уровне груди и слушаем, куда летит самолет /дети с закрытыми глазами передают рукой восходящее и нисходящее движение звуков/

          1.  Наш самолет прилетел в зоопарк.  /проводится артикуляционная разминка «Зоопарк»/

Тут клетка, где ужи живут

Вот шипят они, ползут.

          - Покажем, как змея ползет /дети изображают рукой как ползет змея, произнося на вдохе пшшшшш/

                  2. В следующей клетке живет слон.  Изобразим, какой хоботок  у слона  /дети складывают губы в трубочку/

               -  Слоник делает зарядку /крутят  «хоботком»/.

                 3. Клетка со львом. Он  пугает и  рычит  /дети произносят рррррр в низком регистре/.

                  4. Клетка с обезьянками. Они дразнятся  /дети произносят у –и; на слог у делают губы трубочкой , на слог и « обезьянки улыбаются»/.

                  5. Продолжаем путешествие на самолете. Встанем друг за другом. Если музыка звучит высоко, то самолет летит   /бег по кругу на носочках, расправив руки, как крылья самолета; если музыка звучит низко, то присаживаемся на корточки, руки опущены/.

                6.   Прибытие на станцию «Певунья» /послушать и угадать песенку/.

                7.  Работа над песней.

              Большую роль при  проведении  разминок отводится  движению. Пение упражнений сопровождаем звучащими жестами.  Звучащие жесты – это «природные инструменты» человека, которые воплощают в себе идею телесного происхождения музыки. Их уникальность и незаменимость состоит в том, что на первоначальном этапе обучение музыке происходит непосредственно через тело ребенка.

        Звучащие жесты – это хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы, щелчки пальцами, удары ладонями по грудной косточке и др. Речь, музыка и жесты должны быть очень тесно взаимосвязаны, дополнять друг друга. Благодаря этим трём компонентам развивается музыкальный слух, память, внимание, ритмичность.

Пример № 2   Разминка «Музыкальный теремок»

          Этапы НОД

         1.   Дети  поют попевку «Теремок» и сопровождают слова движениями.

                                                Стоит в поле теремок, теремок

                        /дети складывают руки над головой, делают «крышу» для домика/

                                                Он не низок, не высок, не высок

                       /делают движения рукой вниз и вверх, согласно словам песенки/

                                                В теремочке том ребята живут

                       /делают фонарики в такт музыке/

                                               Они весело играют и поют.

                                                     /хлопают/

        2. У нас в гостях лягушонок.

Дети поют попевку «Лягушонок», сопровождая ее движениями.

                                                Вот лягушка по дорожке

                                                  /хлопки по коленям/

                                                Скачет,  вытянувши ножки.

                /не отрывая пятки от пола, шлепки пальцами ног/

                                       Ква-ква-ква,

/руки согнуты в локтях, пальцы рук расставлены; сгибать и разгибать пальцы – 3 раза, хлопок в ладоши/

                                       Ква-ква-ква!

/руки согнуты в локтях, пальцы рук расставлены; сгибать и разгибать пальцы – 3 раза, хлопок в ладоши/

       3.   Лягушонок  пришел  в гости,  чтобы послушать песенку о том, как весело мы в детском саду живем.

/дети   исполняют песню  А. Филиппенко «Детский сад»/.

Пример № 3   Разминка «Домик для песенки»

          Этапы НОД

       1. Отправляемся  на поиск песенки по ритмическим тропинкам. Рассматриваем  тропинку,  где изображены длинные и короткие полоски – звуки.  Длинный звук поем на слог да, короткий на слог ди  /дети  воспроизводят  ритмический рисунок по картинке/.

      2. По дорожке мы прошли, нашу песенку нашли. Построим для нее домик.

                                                           Ритмическая игра «Домик для песенки»

Мы построим дом, дом,

Песня будет жить в нем.

                                          /стучат кулачками друг о друга, как молоточками в ритм песенки/

                                                            Тук, тук, тук, открывай,

                                           /стучат кулачком, как в дверь/

                                                            Песенка гостей встречай

                                          /плавно опускают руки на колени, выпрямляют спинку/

      3.   Какая песенка поселилась в домике?    /дети узнают песню,  исполнение/

     Игровой сюжет разминок помогает  работать с музыкальным репертуаром на разных этапах - знакомстве, разучивании, выразительном исполнении. Например, разминку «Как песенка ребят искала», проводится  перед знакомством с новой песней.  Как это происходит.

     1. Удивительная история. Жила была песенка. Она была очень доброй и веселой. Но, к сожалению, эту песенку никто не знал. Тогда песенка решила отправиться в путешествие по всему свету, чтобы найти своих исполнителей.

    2. На своем пути песенка встретила много разных звуков. Она слышала, как пищит мышка, мяукают кошки, квакают лягушки  /дети воспроизводят звукоподражания животным на высоком, среднем и низком звуке/.

    3.  А еще песенка слышала, как капает дождик  /дети поют упражнение на слог кап-кап-кап соответственно нотам до, ре, ми с постепенной транспозицией/.

   4. Однажды песенка попала в концертный зал. «Вот, где я найду своих исполнителей» -подумала песенка. Но все люди были заняты лишь тем, что играли на музыкальных инструментах  /проводится упражнение «Оркестр»/.

    Скрипочка пела средним голосом  /дети поют с педагогом - тили-тили-тили, соответственно нотам соль, ми, соль/.

    Маленький колокольчик пел высоким голосом /дети поют с педагогом  дилинь-дилинь-дилинь,  соответственно ноте си первой октавы/.

   Барабан пел низким голосом /дети поют с педагогом бу, бу, бам, бам, бам, соответственно ноте ре/.

    5. Однажды поднялся  сильный ветер  /адаптированное упражнение  Б. Емельянова/

Основной элемент упражнения  - пропевание  гласных  с резким переходом из одного регистра в другой.

    6. Песенка испугалась,  полетела и попала в открытое окно  детского сада. Послушайте песенку  /слушание новой песни/.

     - Вам понравилась песенка? Песенка нас так долго искала. Давайте постараемся разучить ее вместе и исполнить выразительно.

    Сюжет игровых разминок помогает связать между собой разные виды музыкальной деятельности - пение, слушание, движение.

Пример № 4   Разминка «В гостях у бабушки Забавушки»

          Этапы НОД

     1.Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие. Но для такого длинного путешествия нам нужны силы. Поэтому для начала надо  сделать зарядку /проводятся дыхательные упражнения по методике Н. Стрельниковой/.

    2. А отправимся в путешествие  на паровозе. Паровоз издает гудок  /проводится упражнение «Гудок» А.Ф. Битус.  Основной элемент- протянуть гласную у на одной ноте с педагогом/.

    3. Наш поезд приехал. И только мы вышли из поезда, как начался дождик /проводится упражнение «Дождик»/.

    4. Пришли к домику бабушки Забавушки, но дома ее не было. Споем, как мы поднимались и спускались по лесенке /проводится упражнение из муз. букваря Н. Ветлугиной «Маленькая лесенка»/.

    5. А бабушка была в огороде.  Какие цветы у нее растут?  /проводится упражнение на установку к правильной певческой стойке/.

                                               Мы в цветочки превратились,

                                     /поднимают руки вверх, делают «бутон»/

                                               Стебелечки  распрямились,    

                                              /выпрямляют спинки/

  Ручки будем опускать,

  Спинку ровненько держать.

    6. Споем для бабушки нашу  песенку /исполнение песни/.

    7. Песенка  понравилась бабушке Забавушке. Она тоже любит музыку, особенно ту под которую танцевал русский народ /знакомство с русской народной песней «Барыня»/

   8. Бабушке Забавушке очень хотелось бы, чтобы  под эту музыку потанцевали /разучивание танцевальных элементов/.

Вывод:  игровые разминки способствуют формированию певческих навыков у детей среднего возраста, а также создают интерес к музыкальной деятельности, что способствует улучшению качества исполнения музыкального репертуара в старших группах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения на формирование вокально-хоровых навыков детей дошкольного возраста

В основе обучения детей дошкольного возраста пению всегда лежит игровой метод, ведь игра - наиболее доступный для детей вид деятельности. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике,...

Упражнения по развитию основных речевых навыков. Старший дошкольный возраст.

Упражнения по развитию основных речевых навыков. Старший дошкольный возраст. ...

Консультация для педагогов «Развитие вокально-хоровых навыков детей дошкольного возраста.

Пение – одна из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Основная цель певческой деятельности – воспитание у детей певческой культуры, приобщение их к музыке....

Картотека игр на развитие социально-коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

Карточки с играми на развитие социально-коммуникативных навыков  детей дошкольного возраста...

"Работа над развитием коммуникативно – речевых навыков детей дошкольного возраста с помощью технологии волонтерства".

Технология волонтерства — это активная форма общения в детской среде — от сверстника к сверстнику, способствующая ранней позитивной социализации ребенка через активную деятельность, где де...