Развитие чувства ритма у дошкольников
методическая разработка по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Андронова Елена Александровна

Развитие чувства ритма у дошкольников

Развитие чувства ритма у дошкольников - одна из наиболее важных задач музыкальной педагогики и в то же время - одна из наиболее сложных. Решение этой задачи успешно реализуется во всех видах музыкальной деятельности :

• в пении - когда мы просим ребенка прохлопать, протопать ритмический рисунок песни;

• в ритмике - где особенно важно слышать чередование сильных и слабых долей в музыке для передачи музыкального образа и характера музыки в движении;

• в игре на детских музыкальных инструментах - здесь очень важно слышать и чувствовать ритм мелодии, чтобы уметь согласовать свою игру на инструменте и игрой других детей, уметь поддержать темпо-ритм, не ускорять и не замедлять музыку.

Метроритмическое чувство – это основа музыкального развития детей. Его неразвитость у ребёнка закрывает ему возможность для самых разных форм совместного музицирования. Формирование чувства ритма требует времени, чтобы стать устойчивым навыком. Поэтому эта работа требует особого внимания. Движение является незаменимым средством для развития метроритмического чувства. Все его виды (на одном месте и с продвижением в пространстве, соединённые с речью, звучащими жестами, шумовыми инструментами, полезны в этой работе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_chuvstva_ritma_u_doshkolnikov.docx19.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие чувства ритма у дошкольников

Развитие чувства ритма у дошкольников - одна из наиболее важных задач музыкальной педагогики и в то же время - одна из наиболее сложных. Решение этой задачи успешно реализуется во всех видах музыкальной деятельности :

• в пении - когда мы просим ребенка прохлопать, протопать ритмический рисунок песни;

• в ритмике - где особенно важно слышать чередование сильных и слабых долей в музыке для передачи музыкального образа и характера музыки в движении;

• в игре на детских музыкальных инструментах - здесь очень важно слышать и чувствовать ритм мелодии, чтобы уметь согласовать свою игру на инструменте и игрой других детей, уметь поддержать темпо-ритм, не ускорять и не замедлять музыку.

Метроритмическое чувство – это основа музыкального развития детей. Его неразвитость у ребёнка закрывает ему возможность для самых разных форм совместного музицирования. Формирование чувства ритма требует времени, чтобы стать устойчивым навыком. Поэтому эта работа требует особого внимания. Движение является незаменимым средством для развития метроритмического чувства. Все его виды (на одном месте и с продвижением в пространстве, соединённые с речью, звучащими жестами, шумовыми инструментами, полезны в этой работе.

Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего

возраста и в доступной для дошкольников форме : ритмических упражнениях и играх. В игровой форме дети овладевают движениями, развивая общую и мелкую моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, выкладывать ритмические рисунки. Музыкальные игры развивают музыкальный слух, помогают в игровой форме усваивать элементарную теорию музыки. Кроме того, интерес к игре и эмоциональная приподнятость в процессе её исполнения, доступность игровых образов и художественные приёмы обучения, применяемые педагогом, способствуют развитию творческой инициативы ребёнка.

Одна из задач ФГОС ДО — создать благоприятные условия для раскрытия личности ребёнка. Музыкально-ритмические игры в этом плане имеют особое значение, поскольку решают одновременно множество задач:

• формировать умение исполнять простые ритмические рисунки на детских музыкальных инструментах;

развивать вокальные и ритмические навыки, музыкальный слух;

• формировать речевую и певческую интонации;

развивать воображение, образное мышление, внимание, память;

• формировать коммуникативные способности детей, способствовать преодолению индивидуальных психологических проблем.

Цель пособия - развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений.

Данное пособие предназначено для организации музыкально-игровой деятельности для детей 3-7 лет. При выполнении игровых упражнений дошкольники будут иметь возможность проявить себя в разных видах музыкальной деятельности – пении, музицировании, музыкально-ритмических движениях.

Все игровые упражнения построены на синтезе слова, движения и музыки.

Работа над развитием чувства ритма и закреплением знания ритмических структур строится на разнообразном музыкальном материале.

К данному пособию прилагается диск с музыкальным сопровождением.

«Песенки-ритмы»

«Лошадка»

1. Педагог проговаривает текст стихотворения, дети прохлопывают.

2. На слова «цок-цок-цок» дети играют на кастаньетах или деревянных ложках.

Вот лошадка прискакала -

Цок-цок-цок, цок-цок-цок.

И копытцами стучала -

Цок-цок-цок, цок-цок-цок.

Звонко цокают копытца -

Цок-цок-цок, цок-цок-цок,

Приглашают прокатиться -

Цок-цок-цок, цок-цок-цок.

«Птички»

Игра на свистульках.

Педагог проговаривает текст, дети играют на свистульках.

1. Птички прилетели,

Песенку запели.

Тирли-тень, тирли-тень

Ах, какой прелестный день!

2. Песенку пропели,

Зёрнышки поели.

Тирли-тень, тирли-тень,

Ах, какой прелестный день!

3. По дорожке - скок-скок

И на ветку - прыг-скок:

Тирли-тень, тирли-тень

Ах, какой прелестный день!

«Петушок»

Дети с педагогом проговаривают текст и играют на треугольниках.

Я - красивый петушок,

Шпоры есть и гребешок.

По утрам я всех бужу

И кричу: «Ку-ка-ре-ку!» (тремоло треугольников).

«Барабан»

Дети отстукивают ритм на барабане.

Тра-та-та, тра-та-та!

Барабан гремит с утра.

Тра-та-та, тра-та-та!

Поиграй с ним, детвора!

Далее поиграть с детьми различные ритмические рисунки.

«Козлятки»

Игра на клавесах.

Козлятки-ребятки

Играли в догонялки.

По тропке бежали,

Копытцами стучали.

Скачут и резвятся,

Волка не боятся.

Весело играют,

Рожками бодают!

Меее…. – показать рожки (приложить клавесы ко лбу).

На лесной лужайке

Музыкально-ритмическая игра для детей 4-6 лет.

Оборудование: шумовые инструменты - ложки, кастаньеты, барабаны, бубны, маракасы, треугольник.

1. На лесной лужайке

Заиграли зайки.

Ложками стучали,

Ритмы отбивали.

Та Та, ти-ти Та

Та Та, ти-ти Та!

2. Белки услыхали,

Кастаньеты взяли.

Чётко заиграли,

Ритмы обивали!

Ти-ти Та, ти-ти Та,

Ти-ти Та, ти-ти Та!

3. Вдруг ежата прибежали,

В барабаны застучали.

Ёжики играли,

Ритмы отбивали!

Та-Та-Та-Та,

Та-Та-Та- Та!

4. И волчата тут как тут,

С бубном появились вдруг.

Звонко заиграли,

Ритмы отбивали!

Ти-ти-ти-ти Та Та,

Ти-ти-ти-ти Та Та!

5. А мышата (лисята) прибежали,

В маракасы зашуршали.

Так тихонечко играли,

Ритмы отбивали

Ти-ти-ти-ти, ти-ти Та,

Ти-ти-ти-ти, ти-ти Та!

6. Медвежонок услыхал,

Треугольник в лапы взял.

Весело играет,

Ритмы отбивает!

Та Та, ти-ти Та,

Та Та Та Та!

7. Музыканты, дружно в ряд!

Становись, как на парад!

Дружно заиграйте,

Ритмы обивайте!

Ти-ти, ти-ти, ти-ти, Та

Ти-ти, ти-ти, ти-ти, Та

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Предварительно выучить с детьми ритмический рисунок.

Педагог поёт, ребёнок простукивает ритм. После последнего куплета, все дети играют на инструментах. Дети старшего возраста самостоятельно исполняют песню и простукивают ритмы.

ИГРА С КЛАВЕСАМИ

1. В руки клавесы мы взяли, - стучать клавесами друг о друга

Громко, громко застучали.

Клавес - раз - стукнуть клавесой по полу вертикально

Клавес – два - стукнуть другой клавесой по полу вертикально

Начинается игра - стучать по-очерёдно клавесами по полу.

2. Постучали справа так:

Туки-так, туки-так. - стучать клавесами друг о друга

Но, а слева все вот так:

Туки, туки, туки, так! - стучать клавесами друг о друга

Рожки показали - приставить клавесы ко лбу («рожки»)

И на ножки встали. - поставить клавесы вертикально на пол

3. Правой ножкой - топ, топ, топ,

Левой ножкой - топ, топ, топ.

Весело шагаем - «шагать» клавесами

Ритмы отбиваем - стучать клавесами друг о друга.

Далее поиграть в ритмические игры - педагог простукивает различные ритмоформулы, дети повторяют.

«Вкусная песенка»

(музыка И. Конвенан, слова Д. Галимовой)

Хороводная игра

Надеть шапочки зверят. Дети идут по кругу и поют. Выбранные дети по-очереди выходят в центр круга и на музыкальном инструменте исполняют ритмический рисунок.

1.Ёжик песенку поёт,

Яблочки домой несё т:

«Ти-ти -та, ти-ти- та!

Ах, какая вкуснота» - 2 раза

2. Скачет белка целый день,

Ей грибы срывать не лень.

«Ти-ти -та, ти-ти- та!

Ах, какая вкуснота» - 2 раза

3. Зайка в огород пошёл

И морковку там нашёл.

«Ти-ти -та, ти-ти- та!

Ах, какая вкуснота» - 2 раза

4. Мишка по лесу идёт,

Землянички там нарвёт.

«Ти-ти -та, ти-ти- та!

Ах, какая вкуснота» - 2 раза

«КТО КАК ХОДИТ»

Музыкально-ритмические движения для детей 3 лет

Музыка с диска Е. и С. Железновых «Десять мышек»

Цель: развитие умения находить образные движения, побуждать к выразительности исполнения игрового образа.

1. Вот по-кошачьи кошечка

К нам, крадучись, идёт опять.

Собака – по-собачьи, гордо

Вышла погулять.

2. Утё нок по-утиному:

Вразвалочку идёт-бредёт.

Козлё нок по-козлиному:

Всё прыг да прыг – вперёд!

3. Красиво, по-лосиному,

Гуляет лось в лесу густом.

Пугливо, по-мышиному,

Бежит мышонок в дом.

4. А косолапый мишка

По-медвежьи вышел погулять.

В берлоге под сосною он

Всю зиму спал опять.

5. А заинька по-заячьи

Спешит запутать след в лесу.

Трусишка скачет маленький.

Не встретить бы лису!

6. Гусята по-гусиному

Так важно шествуют гуськом.

Ребята по-ребячьи:

Кто вприпрыжку, кто шажком.

По стихотворению В. Степанова

«Осенний оркестр»

Театрализованная игра

Дети читают стихи, затем играют на музыкальном инструмене.

1. На осенней на полянке

Так красиво, ярко, ярко!

Ёжик вдруг здесь появился,

С бубном весело резвился.

2. Тут и Зайчик прибежал,

Румбу в лапы быстро взял.

Очень весело, забавно

Он с ежонком заиграл.

3. К ним и белка прискакала,

Кастаньеты увидала.

Ведь красиво, вместе, дружно

Всем сыграть в оркестре нужно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие чувства ритма у дошкольников посредством музыкально-ритмических движений»

Опыт работы по теме: «Развитие чувства ритма у дошкольников посредством музыкально-ритмических движений»...

Развитие чувства ритма у дошкольников в различных видах деятельности.

1. АКТУАЛЬНОСТЬ:  Актуальность проблемы и темы исследования. Современная цивилизация отличается ускорением темпа жизни и многообразием жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкивается каж...

Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе музыкальных занятий

Ритм – один из важных элементов в различных видах музыкальной деятельности дошкольников (пение, ритмические и танцевальные движения, игра на детских музыкальных инструментах)....

"Развитие чувства ритма у дошкольников"

Теоретическая часть и практическая часть. Игры....

Развитие чувства ритма у дошкольников.

Игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом  (они направлены на снятие эмоционального напряжения...

статья «Развитие чувства ритма у дошкольников в различных видах детской

Чувство ритма является одной из главных музыкальных способностей. Оно имеет не только двигательную, моторную природу, но и эмоциональную. В основе развития чувства ритма лежит восприятие выразительнос...