ООД в старшей группе "Сказка в музыке"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)
балет "Щелкунчик" П.И.Чайковского - итоговое занятие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_v_muzyke.docx | 154.12 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ММО музыкальных руководителей
Тема: «Развитие музыкальных способностей детей
старшего дошкольного возраста через все виды
музыкальной деятельности с использованием
мультимедийных технологий»
Конспект организованной образовательной
деятельности в старшей группе
«Сказка в музыке»
Подготовила: музыкальный руководитель
МАДОУ «Детский сад №5»
Молчанова Татьяна Михайловна
высшая квалификационная категория
г. Гусев
2020, февраль
Цель: развитие музыкальных способностей через восприятие классической музыки с использованием мультимедийных технологий.
Задачи:
- познакомить с балетом, как крупным музыкально-сценическим жанром музыки;
- учить узнавать прослушанные ранее музыкальные фрагменты, определять характер музыки, продолжать знакомить с музыкальными инструментами, различать тембры музыкальных инструментов
- воспитывать любовь к классической музыке, акцентировать внимание на том, что настоящее искусство выступает за распространение идей добра, гармонии, взаимопомощи, справедливости;
- развивать умение воспринимать музыку, размышлять о ней, высказывать своё мнение, способствовать развитию творческих проявлений;
Оборудование: компьютер и мультимедийное оборудование, музыкальные инструменты: кастаньеты, ложки, бубны; снежинки.
Предварительная работа: знакомство с биографией и творчеством П. И. Чайковского, чтение сказки Э. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», обсуждение с детьми характеров героев, просмотр фрагментов балета «Щелкунчик».
Ход занятия:
«Приложение: Слайд - №1»
Дети входят в зал под звуки марша из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».
Муз. руководитель: - Здравствуйте, ребята. Вы узнали, что за музыка звучала, когда вы входили в зал? (ответы детей) Правильно, это марш. В каком произведение он звучит. Верно, это марш из балета «Щелкунчик» композитора П. И. Чайковского. Какой это марш по характеру?
Дети: Весёлый, шуточный.
Да, он напоминает игрушечный, шуточный марш - отрывистый, лёгкий, весёлый. Помните? Нарядная елка, много подарков, дети, весело и радостно марширующие под звуки «детского марша». Вслушайтесь внимательно, и вы услышите легкие, грациозные шаги девочек, и задорные шаги мальчиков. Музыка звучит волшебно, сказочно, как будто обещает что-то необыкновенное.
«Приложение: Слайд - №2» Звучит «Марш»
Этот марш чем-то перекликается с песней про мальчишек которые тоже мечтают стать военными. Давайте мы её вспомним.
«Приложение: Слайд - №3»
Дети исполняют песню «Бравые солдаты» (после исполнения песни дети садятся на стульчики)
Как вы думаете, а можно по музыкальным фрагментам определить, о каких персонажах сказки идет речь - о добрых или злых?
Дети. Если звучит тревожная музыка, должен появиться злой персонаж, а если музыка легкая, мягкая, под такую музыку появляется положительный герой сказки. (Звучит фрагмент из музыки «Танец мышей»)
Муз. рук-ль: - Какая это музыка?
Дети. - Тревожная, волнующая. таинственная, злая, тихая, осторожная.
Муз. рук-ль: Кто появляется под эту музыку?
Дети. Мыши.
Муз. рук-ль: - Вдруг послышалось шуршание, скрип, возня. Со всех сторон показались мыши во главе с мышиным королём (исполняет фрагмент)
Мыши подходят все ближе - музыка становится громче, зловещая, страшная.
«Приложение: Слайд - №4»
А теперь послушаем другой фрагмент из балета. Как называется эта музыка?
Звучит «Вальс снежных хлопьев»
Дети: - «Вальс снежных хлопьев». Он звучит в балете, когда принц пригласил Мари посетить его сказочное королевство. Они отправились в путь, и попали в зимний, заснеженный лес.
Муз. рук-ль: - Как звучит «Вальс снежных хлопьев»? (Дети слушают запись.)
Дети. - Легко, нежно, тревожно, в музыке слышно, как ветер кружит снежинки.
Муз. рук-ль: - Да, в музыке передана картина сказочного зимнего леса, мелькание лёгких, волшебных, сверкающих снежинок, а настроение этого вальса слегка встревоженное, смятённое, но одновременно и светлое. Мари и принц вместе идут в чудесную, волшебную страну и, конечно, преодолеют все преграды.
Слышите, как звенят в оркестре звонкие треугольники и колокольчики, посвистывают нежные флейты, как будто блестят на солнце пушистые снежинки. Переборы арфы помогают передать картину метели, а «вьюжную» мелодию ведут трепетные скрипки. (Звучит фрагмент повторно.) Падают крупные хлопья снега. Поднимается вихрь, и снежинки быстро кружатся.
Я предлагаю девочкам превратиться в снежинки и покружиться под эту волшебную музыку.
«Приложение: Слайд - №5»
(Девочки берут в руки «снежинки и импровизируют под музыку).
Королевство, куда отправились Мари и принц было не обычное, а сказочное царство сластей, в котором можно увидеть человечков из сахара и шоколада, апельсиновый ручей, лимонадную реку
Итак, в сказочном королевстве был устроен замечательный праздник. Танцевали сказочные человечки. Кто же они? Звучит «Испанский танец».
Дети: - Игрушки из Испании
Муз. рук-ль: Правильно, музыка эта быстрая, огненная, задорная, слышно щёлкание кастаньет. Главная тема у солирующей трубы. Кто хочет постучать кастаньетами.
Дети берут кастаньеты, смотрят отрывок из балета и стучат
«Приложение: Слайд - №6»
Муз. рук-ль: - Есть на этом празднике и другой танец (звучит фрагмент китайского танца) Ребята, вы его узнали?
Дети: - Китайский танец
Муз. рук-ль: - Правильно, шуточный, словно прыгающий китайский танец. На фоне низко звучащих фаготов мы слышим свистящую флейту. Я предлагаю мальчикам исполнить китайский танец.
«Приложение: Слайд - №7»
(дети импровизируют под музыку)
Муз. рук-ль: - Узнаете ли вы вот эту музыку? (звучит фрагмент русского танца)
Дети: - Русский танец
Муз. рук-ль: - Правильно это задорный, весёлый, удалой русский народный танец к концу убыстряется и заканчивается настоящим вихрем плясового движения. Какие музыкальные инструменты помогут нам передать его характер? (ответы детей)
«Приложение: Слайд - №8»
Дети берут инструменты и импровизируют под музыку
Мы с вами познакомились с балетом, а мультипликаторы нарисовали мультфильм под музыку Чайковского, давайте посмотрим его фрагмент и ещё рас насладимся удивительной музыкой из балета «Щелкунчик» (смотрим фрагмент мультфильма 1973г. и слушаем адажио и вальс цветов)
«Приложение: Слайд - №9» (диалог на фоне музыки)
Муз. рук-ль: - Как звучит эта музыка?
Дети: - Радостно, счастливо.
Муз. рук-ль: - Да, музыка эта счастливая, восторженная, радостная, ликующая и нежная. Зло побеждено. Доброта, преданность, любовь восторжествовали. Прислушайтесь к основной мелодии. Она состоит из спускающихся подряд звуков, которые играют струнные инструменты - виолончели и скрипки. Но как красива эта простая мелодия! Она словно расцвечивается оркестром, звучит красочно, пышно. Звучание арф придаёт ей трепетность, взволнованность (звучит фрагмент).
Зазвучал вальс цветов. Какой он?
Дети: - Праздничный и нежный.
Муз. рук-ль: - Да, во вступлении к вальсу слышна нежная арфа, а мелодия звучит то полётно и призывно (у валторн), то ласково, плавно (у скрипок). Она полна радости и красоты. Под воздействием этой волшебной музыки принц и Мари захотели превратиться в маленьких изящных бабочек и кружиться над цветами.
(досматриваем мультфильм)
Муз. рук-ль: - Куда отправились Мари и принц в сказке Щелкунчик?
Дети: - В королевство сластей
Муз. рук-ль: - А вы любите путешествовать? Я и девочка Даша приглашаем вас в путешествие в музыкальную страну Угадай-ка.
Проводится интерактивная музыкально-дидактическая игра «Путешествие в музыкальную страну Угадай-ка.
Муз. рук-ль: Наше увлекательное путешествие закончилось, но мир музыки ещё подарит нам много интересного, если мы будем дружить с музыкой.
Музыку какого композитора мы слушали сегодня?
Как называется эта музыка?
А что такое балет?
Дети: «Балет» - это спектакль, в котором соединяются музыка и танец.
Муз. рук-ль: - Да, ребята. В балете никто не разговаривает, не поёт. Там только танцуют под музыку. Но артисты так хорошо танцуют, что всё, о чём рассказывается в сказке, становится понятным.
Скажите, кто из героев сказки вам понравился больше всего?
Дети: - Мне понравилась Мари, потому что она добрая и смелая, помогала Щелкунчику победить мышиного короля.
- А мне понравился храбрый Щелкунчик, не испугавшийся злого короля.
- Но если бы у Щелкунчика не было столько верных друзей, он бы не смог победить мышиного короля!
Муз. рук-ль: - Правильно, ребята, дружба помогает нам совершать великие дела и подвиги. Я желаю вам всегда быть добрыми, отзывчивыми и дружными. Я очень рада, что вы получили удовольствие от этого занятия. Спасибо всем, до свидания.
(Звучит «Вальс цветов» П. И. Чайковского, дети выходят из зала).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детская филармония для детей старшего дошкольного возраста "Музыка и сказка"
Данный концерт был проведен в ноябре 2011 года в стенах МБДОУДОД ДШИ№4 для воспитанников близлежащих детских садов. Филармония раскрывала очень близкую дошкольникам тему: сказки, мультфильмы, песни и ...
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ (экология, музыка, развитие речи) «ЗИМА НЕ ЛЕТО - В ШУБУ ОДЕТА»
Данное занятие направлено на закрепление знаний детей о времени года – зима, воспитывая любовь к природе, бережное отношение к ней, желание принимать участие в охране природы....
Творческий проект для старшего дошкольного возраста"Музыка великой победы"
Информационно-творческий групповой проект для старшего дошкольного возраста патриотической напрвленности....
Тематическая непосредственная образовательная деятельность в старших группах «Мир музыки»
Занятие «Мир музыки» знакомит детей с тремя музыкальными напрвлениями: классичечкое, народное, эстрадное. В основном занятие построено на методах: беседы, объяснения и импровизвции. Это за...
Педагогический проект для старшего дошкольного возраста. «Музыка и песни Владимира Яковлевича Шаинского».
На протяжении многих лет взрослыми и детьми слушаются и поются добрые, светлые детские песни Владимира Шаинского. Их популярность огромна. Сколько раз критики, специалисты пытались объяснить фен...
Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста. «Музыка – воображение – фантазия – сказка – ...»
Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста. «Музыка – воображение – фантазия – сказка – ...»...
Музыкальный конкурс для детей старшего дошкольного возраста "Музыка, музыка..."
формировать интерес к музыке, учить работать в команде....