ООД в старшей группе "Сказка в музыке"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Молчанова Татьяна Михайловна

балет "Щелкунчик" П.И.Чайковского - итоговое занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_v_muzyke.docx154.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ММО музыкальных руководителей

Тема: «Развитие музыкальных способностей детей

старшего дошкольного возраста через все виды

музыкальной деятельности с использованием

мультимедийных технологий»

Конспект организованной образовательной

деятельности в старшей группе

«Сказка в музыке»

C:\Users\777\Desktop\76794205.jpg

Подготовила: музыкальный руководитель

МАДОУ «Детский сад №5»

Молчанова Татьяна Михайловна

высшая квалификационная категория

г. Гусев

2020, февраль

Цель: развитие музыкальных способностей через восприятие классической музыки с использованием мультимедийных технологий.


Задачи:

  • познакомить с балетом, как крупным музыкально-сценическим жанром музыки;
  • учить узнавать прослушанные ранее музыкальные фрагменты, определять характер музыки, продолжать знакомить с музыкальными инструментами, различать тембры музыкальных инструментов
  • воспитывать любовь к классической музыке, акцентировать внимание на том, что настоящее искусство выступает за распространение идей добра, гармонии, взаимопомощи, справедливости;
  • развивать умение воспринимать музыку, размышлять о ней, высказывать своё мнение, способствовать развитию творческих проявлений;

Оборудование: компьютер и мультимедийное оборудование, музыкальные инструменты: кастаньеты, ложки, бубны; снежинки.

Предварительная работа: знакомство с биографией и творчеством П. И. Чайковского, чтение сказки Э. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», обсуждение с детьми характеров героев, просмотр фрагментов балета «Щелкунчик».

Ход занятия:

«Приложение: Слайд - №1»

Дети входят в зал под звуки марша из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».

Муз. руководитель: - Здравствуйте, ребята. Вы узнали, что за музыка звучала, когда вы входили в зал? (ответы детей) Правильно, это марш. В каком произведение он звучит. Верно, это марш из балета «Щелкунчик» композитора П. И. Чайковского. Какой это марш по характеру?

Дети: Весёлый, шуточный.

 Да, он напоминает игрушечный, шуточный марш - отрывистый, лёгкий, весёлый. Помните? Нарядная елка, много подарков, дети, весело и радостно марширующие под звуки «детского марша». Вслушайтесь внимательно, и вы услышите легкие, грациозные шаги девочек, и задорные шаги мальчиков. Музыка звучит волшебно, сказочно, как будто обещает что-то необыкновенное.

«Приложение: Слайд - №2» Звучит «Марш»

Этот марш чем-то перекликается с песней про мальчишек которые тоже мечтают стать военными. Давайте мы её вспомним.

«Приложение: Слайд - №3»

Дети исполняют песню «Бравые солдаты» (после исполнения песни дети садятся на стульчики)

Как вы думаете, а можно по музыкальным фрагментам определить, о каких персонажах сказки идет речь - о добрых или злых?

Дети. Если звучит тревожная музыка, должен появиться злой персонаж, а если музыка легкая, мягкая, под такую музыку появляется положительный герой сказки. (Звучит фрагмент из музыки «Танец мышей»)

Муз. рук-ль: - Какая это музыка?

Дети. - Тревожная, волнующая. таинственная, злая, тихая, осторожная.

Муз. рук-ль: Кто появляется под эту музыку?

Дети. Мыши.

Муз. рук-ль: - Вдруг послышалось шуршание, скрип, возня. Со всех сторон показались мыши во главе с мышиным королём (исполняет фрагмент)

 Мыши подходят все ближе - музыка становится громче, зловещая, страшная.

«Приложение: Слайд - №4»

А теперь послушаем другой фрагмент из балета. Как называется эта музыка?

Звучит «Вальс снежных хлопьев»  

Дети: - «Вальс снежных хлопьев». Он звучит в балете, когда принц пригласил Мари посетить его сказочное королевство. Они отправились в путь, и попали в зимний, заснеженный лес.

Муз. рук-ль: - Как звучит «Вальс снежных хлопьев»? (Дети слушают запись.)

Дети. - Легко, нежно, тревожно, в музыке слышно, как ветер кружит снежинки.

Муз. рук-ль: - Да, в музыке передана картина сказочного зимнего леса, мелькание лёгких, волшебных, сверкающих снежинок, а настроение этого вальса слегка встревоженное, смятённое, но одновременно и светлое. Мари и принц вместе идут в чудесную, волшебную страну и, конечно, преодолеют все преграды.

      Слышите, как звенят в оркестре звонкие треугольники и колокольчики, посвистывают нежные флейты, как будто блестят на солнце пушистые снежинки. Переборы арфы помогают передать картину метели, а «вьюжную» мелодию ведут трепетные скрипки. (Звучит фрагмент повторно.) Падают крупные хлопья снега. Поднимается вихрь, и снежинки быстро кружатся.

       Я предлагаю девочкам превратиться в снежинки и покружиться под эту волшебную музыку.

«Приложение: Слайд - №5»

(Девочки берут в руки «снежинки и импровизируют под музыку).

Королевство, куда отправились Мари и принц было не обычное, а сказочное царство сластей, в котором можно увидеть человечков из сахара и шоколада, апельсиновый ручей, лимонадную реку

Итак, в сказочном королевстве был устроен замечательный праздник. Танцевали сказочные человечки. Кто же они? Звучит «Испанский танец».

Дети: - Игрушки из Испании

Муз. рук-ль: Правильно, музыка эта быстрая, огненная, задорная, слышно щёлкание кастаньет. Главная тема у солирующей трубы. Кто хочет постучать кастаньетами.

Дети берут кастаньеты, смотрят отрывок из балета и стучат

«Приложение: Слайд - №6»

Муз. рук-ль: - Есть на этом празднике и другой танец (звучит фрагмент китайского танца) Ребята, вы его узнали?

Дети: - Китайский танец

Муз. рук-ль: - Правильно, шуточный, словно прыгающий китайский танец. На фоне низко звучащих фаготов мы слышим свистящую флейту. Я предлагаю мальчикам исполнить китайский танец.

«Приложение: Слайд - №7»

(дети импровизируют под музыку)

Муз. рук-ль: - Узнаете ли вы вот эту музыку? (звучит фрагмент русского танца)

Дети: - Русский танец

Муз. рук-ль: - Правильно это задорный, весёлый, удалой русский народный танец к концу убыстряется и заканчивается настоящим вихрем плясового движения. Какие музыкальные инструменты помогут нам передать его характер? (ответы детей)

«Приложение: Слайд - №8»

Дети берут инструменты и импровизируют под музыку

Мы с вами познакомились с балетом, а мультипликаторы нарисовали мультфильм под музыку Чайковского, давайте посмотрим его фрагмент и ещё рас насладимся удивительной музыкой из балета «Щелкунчик» (смотрим фрагмент мультфильма 1973г. и слушаем адажио и вальс цветов)

«Приложение: Слайд - №9» (диалог на фоне музыки)

Муз. рук-ль: - Как звучит эта музыка?

Дети: - Радостно, счастливо.

Муз. рук-ль: - Да, музыка эта счастливая, восторженная, радостная, ликующая и нежная. Зло побеждено. Доброта, преданность, любовь восторжествовали. Прислушайтесь к основной мелодии. Она состоит из спускающихся подряд звуков, которые играют струнные инструменты - виолончели и скрипки. Но как красива эта простая мелодия! Она словно расцвечивается оркестром, звучит красочно, пышно. Звучание арф придаёт ей трепетность, взволнованность (звучит фрагмент).

Зазвучал вальс цветов. Какой он?

Дети: -  Праздничный и нежный.

Муз. рук-ль: - Да, во вступлении к вальсу слышна нежная арфа, а мелодия звучит то полётно и призывно (у валторн), то ласково, плавно (у скрипок). Она полна радости и красоты. Под воздействием этой волшебной музыки принц и Мари захотели превратиться в маленьких изящных бабочек и кружиться над цветами.

(досматриваем мультфильм)

Муз. рук-ль: - Куда отправились Мари и принц в сказке Щелкунчик?

Дети: - В королевство сластей

Муз. рук-ль: - А вы любите путешествовать? Я и девочка Даша приглашаем вас в путешествие в музыкальную страну Угадай-ка.

Проводится интерактивная музыкально-дидактическая игра «Путешествие в музыкальную страну Угадай-ка.

Муз. рук-ль: Наше увлекательное путешествие закончилось, но мир музыки ещё подарит нам много интересного, если мы будем дружить с музыкой.

Музыку какого композитора мы слушали сегодня?

Как называется эта музыка?

А что такое балет? 

Дети«Балет» - это спектакль, в котором соединяются музыка и танец.

Муз. рук-ль: - Да, ребята. В балете никто не разговаривает, не поёт. Там только танцуют под музыку. Но артисты так хорошо танцуют, что всё, о чём рассказывается в сказке, становится понятным.

Скажите, кто из героев сказки вам понравился больше всего?

Дети: - Мне понравилась Мари, потому что она добрая и смелая, помогала Щелкунчику победить мышиного короля.

- А мне понравился храбрый Щелкунчик, не испугавшийся злого короля.

- Но если бы у Щелкунчика не было столько верных друзей, он бы не смог победить мышиного короля!

Муз. рук-ль: - Правильно, ребята, дружба помогает нам совершать великие дела и подвиги. Я желаю вам всегда быть добрыми, отзывчивыми и дружными. Я очень рада, что вы получили удовольствие от этого занятия. Спасибо всем, до свидания.

(Звучит «Вальс цветов» П. И. Чайковского, дети выходят из зала).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская филармония для детей старшего дошкольного возраста "Музыка и сказка"

Данный концерт был проведен в ноябре 2011 года в стенах МБДОУДОД ДШИ№4 для воспитанников близлежащих детских садов. Филармония раскрывала очень близкую дошкольникам тему: сказки, мультфильмы, песни и ...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ (экология, музыка, развитие речи) «ЗИМА НЕ ЛЕТО - В ШУБУ ОДЕТА»

Данное занятие направлено на  закрепление знаний детей о времени года – зима, воспитывая любовь к природе, бережное отношение к ней, желание принимать участие в охране природы....

Творческий проект для старшего дошкольного возраста"Музыка великой победы"

Информационно-творческий групповой проект для старшего дошкольного возраста патриотической напрвленности....

Тематическая непосредственная образовательная деятельность в старших группах «Мир музыки»

Занятие «Мир музыки» знакомит детей с тремя музыкальными напрвлениями: классичечкое, народное, эстрадное. В основном  занятие построено на методах: беседы, объяснения и  импровизвции. Это за...

Педагогический проект для старшего дошкольного возраста. «Музыка и песни Владимира Яковлевича Шаинского».

На протяжении многих лет взрослыми и детьми слушаются и поются добрые, светлые детские песни Владимира Шаинского. Их популярность огромна. Сколько раз критики, специалисты  пытались объяснить фен...

Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста. «Музыка – воображение – фантазия – сказка – ...»

Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста. «Музыка – воображение – фантазия – сказка – ...»...

Музыкальный конкурс для детей старшего дошкольного возраста "Музыка, музыка..."

формировать интерес к музыке, учить работать в команде....