Конспект занятия :"Экпериментирование со звуком"
план-конспект занятия по музыке
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад № 3 города Данкова Липецкой области
Конспект занятия “Экспериментирование со звуком”
Подготовила: Ширнина С.А.,
музыкальный руководитель,
высшая квалификационная категори
Цель: исследование явления звука в ходе экспериментальной работы с использованием лабораторного оборудования «Звук и тон» для проведения экспериментов со звуком..
Задачи: Расширить представления детей о звуке. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о звуке ( распознавание и название звуков, восприятие на слух, наблюдение и ощущение вибраций, высокие и низкие звуки, усиление и ослабление звука, передача звука). Способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребёнка. Поддерживать инициативу и стремление детей к импровизации при игре на музыкальных или самодельных инструментах.
Музыкальный руководитель: Звук живёт в любом предмете,
Сколько их – посмотри!
Звук-шутник, играя с нами,
Любит прятаться внутри!
Давайте заглянем в комнату и прислушаемся. Что это?
Звучит пьеса «Часики» С. Вольфенлона.
Муз. руководитель: Это тикают часы. Целый день они идут, никогда не устают.
Но звук – такой шутник, что может быть повсюду. Сейчас он спрятался в горах. Крикнешь ему: «Ты здесь?» - а он нам ответит эхом: «Здесь, здесь».
Проводится музыкальная игра «Эхо», Е Тиличеевой.
Раздаётся грохот.
Звучит музыка «Баба Яга» Мусорский.
Муз.руководитель: Что это грохнуло? Что засвистело?
Баба Яга над землёй пролетела.
Ветром прогнулись сосен верхушки.
Спрятались в норы лесные зверушки.
Сучья трещат, громкий свист раздаётся.
Баба Яга над полями несётся.
В ступе с метлой на таинственный слёт –
Леших, кикимор из ближних болот!
Как сразу тихо стало в лесу,
Лишь только «Тук, тук, тук, тук», да «Ау! Ау!»
Исполняется песня –игра «Ау!», стихи С.Есенина, муз. Г.Струве.
По лесу леший кричит на сову.
Прячутся мошки от птичек в траву.
Ау! Ау! Ау! Ау!
Музыка спит, но снится ей,
Что нет больше звуков, всё замерло в ней.
Ау! Ау! Ау! Ау!
Муз. руководитель: И вот наступила тишина… Как страшно, когда без звуков она.
Что же делать? Надо звуки нам искать. Надо музыку спасать. А давайте-ка отправимся в нашу лабораторию, может, она нам поможет?
Дети проходят в лабораторию.
Муз. руководитель: Для начала нам нужно выяснить, почему всё звучит?
Опыт 1. «Почему всё звучит?»
Цель: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов.
Материал: деревянная линейка
Ход опыта: дети рассматривают деревянную линейку и выясняют, есть ли у неё «голос» (если линейку не трогать, то она не издаёт звуков). Затем один конец линейки плотно прижимают к столу, за свободный конец дёргают – возникает звук. Выясняют, что в это время происходит с линейкой (она дрожит, колеблется) Рукой останавливают дрожание и уточняют, продолжается ли звук (он прекращается) Вывод: надо произвести ДЕЙСТВИЕ. В результате возникнет ДРОЖАНИЕ. Дрожание вызывает колебание воздуха ( звуковые волны), которое передается на барабанную перепонку, затем в ухо, в мозг и мы осознаем звук, который слышим.
Опыт 2. «Как распространяется звук»
Цель: объяснить, как распространяется звук.
Материал: ёмкость с водой, камешки.
Ход опыта: предложить детям выяснить, почему мы можем слышать друг друга. (Звук по воздуху долетает от одного человека к другому, от звучащего предмета к человеку). Дети бросают камешки в ёмкость с водой. Рассказывают, что увидели (по воде расходятся волны) То же самое происходит со звуками, только звуковая волна невидима и передаётся по воздуху.
Опыт 3. «Откуда берётся голос?»
Цель: подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.
Материал: гусли
Ход опыта: предложить детям «пошептаться» - сказать друг другу « по секрету», тихо, какие-нибудь слова. Затем пропеть эти слова так, чтобы услышали все. Выясняем, что мы для этого сделали (сказали громким голосом) Откуда выходили громкие звуки? (из горла) Предложить поднести руку к горлу и пропеть слова то шёпотом, то очень громко. Ребята подносят руку к горлу, пропевают слова то шёпотом, то очень громко и объясняют, что почувствовали рукой: когда пели громко – в горле что-то дрожало; когда пели тихо – дрожание не было. Рассказать, что в этом участвуют голосовые связки, которые похожи на натянутые струны, ниточки: для того, чтобы спеть слово, надо, чтобы «ниточки, струны» тихонько задрожали. Далее предложить детям тихо тронуть струны гуслей. Звук тихий.
А что надо сделать, чтобы звук стал громче? (дёрнуть посильнее) Педагог уточняет, что при громком пении наши голосовые связки очень сильно устают, их можно повредить (как дёрнув нить очень сильно, она разорвется), поэтому связки надо беречь.
Опыт 4. «Музыка или шум?»
Цель: научить определять происхождение звуков и различать музыкальные и шумовые звуки.
Материал: металлофоны, пианино, духовая гармошка, колокольчики, коробочки со звуком, пакеты.
Ход опыта: предложить детям послушать русскую народную попевку «Скок, скок, поскок» и выяснить, получится ли она, если её просто постучать по кубикам. (Нет) Как назвать то, что получится? (Стук, шум) А если я сыграю это на музыкальном инструменте, то мы услышим музыкальный звук. Значит, звуки делятся на музыкальные и шумовые.
Муз. руководитель: Давайте мы пройдём с вами в маленький кинозал и посмотрим, как из множества звуков, сыгранных на музыкальных и шумовых инструментах получается целый оркестр.
Дети смотрят видеоурок «Маленький оркестр»
А вы хотите попробовать сыграть с помощью музыкальных звуков? Давайте попробуем.
Исполняется попевка «Скок, скок, поскок», рус.нар. мелодия.
Муз.руководитель: А теперь попробуем сыграть с помощью шумовых звуков, а поможет нам сказка «Не пили ветку, на которой сидишь»
Исполняется сказка –шумелка.
Муз.руководитель: Ребята, да вы просто молодцы! Нашли все звуки, которые украла Баба Яга. За это я открою вам небольшой секрет: звуки можно не только извлекать, но и рисовать.
Посмотрите: Разложив мольберт-треножник
Звук раскрашивал художник.
Звук хрустальный превратился в синий, светло-голубой;
Медный –вспыхнул ярко-красной
Огненною полосой.
Звуки можно рисовать
Надо просто краски взять.
Давайте представим что-нибудь сказочное, красивое.
Дети под музыку рисуют звуки под музыку «Звёздные звуки»
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».
Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....
Конспект занятия по автоматизации звука [Ш], «В гости к Каркуше-Говоруше»
Автоматизация звука - это нудный этап для ребенка, повторить слова с нужным звуком 70 раз за занятие - это не интересно, поэтому я старалась подобрать интересные методы и приемы, чтобы ...
Конспект занятия по автоматизации звука Рь
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Рь "Смешарики на арене цирка" для ребенка 6 лет....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по теме «Звук Р в словах и предложениях» (подгрупповое логопедическое занятие для дошкольников старшего возраста) «Приключения звука [р] и буквы Р» по сказке К.И. Чуковского «Краденое солнце»
Вид занятия: коррекционно-развивающийЦель: закрепить произношение звука Р в словах и предложениях;- правильное произношение звука «р» в речи;- развитие слухо-произносительных навыков;- развитие функци...
Конспект занятия-экпериментирования
Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе "Свойства воды"...
«Информационно-коммуникационные технологии дистанционного образования детей логопедической группы. План-конспект занятия «В стране звуков и букв. Звук и буква - В».
laquo;Информационно-коммуникационные технологии дистанционного образования детей логопедической группы.План-конспект занятия «В стране звуков и букв. Звук и буква - В»....
Конспект занятия по автоматизации звука [с] на подгрупповом занятии
Автоматизация звука [с] на подгрупповом занятии с детьми с ФФНР (5-6 лет)....