Музыкальные игры на развитие памяти в старшем дошкольном возрасте.
учебно-методический материал по музыке (старшая, подготовительная группа)

Анна Васильевна Никулина

Музыкальные игры на развитие памяти в старшем дошкольном возрасте.

 

Память развивается как и сам ребенок, под влиянием совместной деятельности со взрослым. Без участия памяти ребенок не может ни играть, ни разговаривать, ни воздействовать с предметами.

Важнейшим условием для развития памяти являются специальные усилия ребенка – что-то запомнить для того, чтобы потом припомнить. Формирование у детей готовности к таким умственным усилиям развивает способность к целенаправленному, намеренному запоминанию.

Процесс запоминания эффективно протекает в том случае, если в создании образа участвуют двигательные и эмоциональные ощущения, если взрослые помогают детям овладеть средствами приемами запоминания, чтобы удержать в памяти информацию и воспроизвести ее в нужный момент.

Музыкальные игры способствуют развитию и активизации зрительной, слуховой, двигательной, речевой памяти и помогают детям проявлять себя разнообразно не только в видах музыкальной деятельности, но и в различных формах познавательной деятельности. Эмоциональное восприятие музыкальных образов вызывает отклик, который проявляется в мимике, движениях, жестах, речи, желании действовать. Дети запоминают то, что им интересно, что их волнует, что вызывает чувство радости, удовлетворения.

Примеры игр:

 

 «Бабочка».

Цель. Развивать зрительную, слуховую память, учить запоминать последовательность выполнения заданий.

Ход игры: Перед игрой детям дается установка на запоминание выполнения последовательных действий. Под музыку вальса В. Беккер «Лесная сказка» дети изображают летящих бабочек. В конце первого предложения бабочки садятся на красный цветок, в конце второго- на желтый, в конце третьего -  на синий, в конце четвертого – на белый.

         Игра повторяется несколько раз. Для активации зрительного внимания последовательность действий изменяется.

 

«Повтори ритм».

Цель: Развивать ритмический слух, память, учить точно воспроизводить ритмический рисунок.

Ход игры: Дети стоят в кругу лицом к педагогу, который с помощью рифмованного текста создает установку на зрительное и слуховое запоминание.

         Глазки, глазки, вы смотрите, все запоминайте.

         Ножки, ножки, все з мною Дружно повторяйте.

Педагог под музыку «Гопак» М.П. Мусоргского из оперы «Сорочинская ярмарка» показывает ногами ритмический рисунок, притопывая на одном месте на первую фразу. На вторую – дети повторяют движение в нужном ритме. Движения педагога и детей чередуются по фразам. Освоив ритм, дети могут передавать его хлопками, шлепками, звучанием ДМИ, чередовать групповое и индивидуальное исполнение.

        

«Заяц с барабаном».

Цель: Развивать зрительную и двигательную память.

Ход игры: Педагог читает стихотворение , вызывающее у детей интерес к запоминанию текста и подражанию.

         Барабан зайчишка взял,

         Лапкой звуки издавал,

         Он по-разному играл,

         Зайчихе-маме подражал.

Взрослый исполняет роль зайчихи- мамы. Под музыку «Полька» М. Чайкина он показывает порядок движений в соответствии с музыкальными предложениями:

1 пр. – имитируется игра на барабане одной рукой.

2 пр. – имитируется игра на барабане другой рукой.

3.пр. – Имитируется игра н барабане поочередно каждой рукой.

4пр. – имитируется игра на барабане двумя руками.

         При повторении игры порядок движений может меняться.

 

«Смотри и повтори!».

Цель: Развивать зрительную и двигательную память

Ход игры: Дети стоят в трех колоннах лицом к педагогу. Под музыку детям показывается первый элементы движений на 1 такт. Дети первой колонны повторяют его на 2 такт, дети второй – на 3-й, дети третьей – на  4-й такт.

         Ритмическая последовательность выполнения движений способствует выработке быстроты реакции на повторение. Двигательные элементы могут быть гимнастического, хореографического, физкультурного характера.

 

«Фотоаппарат».

Цель: Развивать зрительную память, быстроту запоминания.

Ход игры: Дети делятся на две подгруппы: одна сидит у стены на стульях, другая получает задание запомнить порядок сидящих.

         Под музыку спокойного характера английской народной песни «Спи, малютка» дети второй подгруппы начинают ходить по залу. В это время дети первой подгруппы меняются местами. По окончании музыки каждый ребенок второй подгруппы называет тех детей, которые пересели. При повторении игры состав групп меняется.

 

«Жуки».

Цель: Учить запоминанию и удержанию в памяти игрового правила в течении всей игры.

Ход игры: Дети рассчитываются по порядку и свободно встают по залу. Они двигаются легким бегом по одному, изображая жуков, услышав свой порядковый номер заканчивают бег, остановившись, услышав другой возобновляют бег.

 

«Будь внимательным».

Цель: Учить запоминать последовательность выполнения движений, ориентироваться в пространстве.

Ход игры: Дети стоят по кругу друг за другом и запоминают словестную инструкцию. На звуковой сигнал, двигаясь под «Марш» В. Найденко они меняют направление движения: вперед, назад, на месте, вокруг себя.

На 1 сигнал – двигаться вперед;

На 2 сигнал  спиной вперед;

На 3 сигнал – ходьба на месте;

На 4 сигнал – вокруг себя.

 

«Венок».

Цель: Развивать зрительную и слуховую память.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Педагог предлагает запомнить стоящих рядом. На звучание русской плясовой мелодии взрослый называет детей по имени. Услышав свое имя, названный ребенок кладет правую руку на левое плечо рядом стоящего участника игры. Второй ребенок услышав свое имя, кладет праву руку на плечо следующего и т.д. При выполнении движений в другую сторону дети сами называют свое имя с ударением на первом слоге и протягивают левую руку на правое плечо стоящего рядом.

         Игра будет окончена, когда дети руками «Сплетут венок».

 

«Всадники».

Цель: Развивать образную память.

Ход игры: Дети делятся на пары и встают по кругу боком к центру: первый – «конь», второй – «всадник». Под пение попевки на мотив русской народной песни «Как под горкой» все двигаются с высоким подниманием бедра.

         Еду, еду на коне

         По родимой стороне,

По березовой, сосновой,

По дубовой и ольховой.

На музыку Г. Дмитриевой «кони» разбегаются, а «всадники» начинают их ловить, пока звучит музыка. Затем игра повторяется, игроки меняются ролями.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальные игры на развитие памяти в старшем дошкольном возрасте.

Память развивается как и сам ребенок, под влиянием совместной деятельности со взрослым. Без участия памяти ребенок не может ни играть, ни разговаривать, ни воздействовать с предметами.

Важнейшим условием для развития памяти являются специальные усилия ребенка – что-то запомнить для того, чтобы потом припомнить. Формирование у детей готовности к таким умственным усилиям развивает способность к целенаправленному, намеренному запоминанию.

Процесс запоминания эффективно протекает в том случае, если в создании образа участвуют двигательные и эмоциональные ощущения, если взрослые помогают детям овладеть средствами приемами запоминания, чтобы удержать в памяти информацию и воспроизвести ее в нужный момент.

Музыкальные игры способствуют развитию и активизации зрительной, слуховой, двигательной, речевой памяти и помогают детям проявлять себя разнообразно не только в видах музыкальной деятельности, но и в различных формах познавательной деятельности. Эмоциональное восприятие музыкальных образов вызывает отклик, который проявляется в мимике, движениях, жестах, речи, желании действовать. Дети запоминают то, что им интересно, что их волнует, что вызывает чувство радости, удовлетворения.

Примеры игр:

 «Бабочка».

Цель. Развивать зрительную, слуховую память, учить запоминать последовательность выполнения заданий.

Ход игры: Перед игрой детям дается установка на запоминание выполнения последовательных действий. Под музыку вальса В. Беккер «Лесная сказка» дети изображают летящих бабочек. В конце первого предложения бабочки садятся на красный цветок, в конце второго- на желтый, в конце третьего -  на синий, в конце четвертого – на белый.

        Игра повторяется несколько раз. Для активации зрительного внимания последовательность действий изменяется.

«Повтори ритм».

Цель: Развивать ритмический слух, память, учить точно воспроизводить ритмический рисунок.

Ход игры: Дети стоят в кругу лицом к педагогу, который с помощью рифмованного текста создает установку на зрительное и слуховое запоминание.

        Глазки, глазки, вы смотрите, все запоминайте.

        Ножки, ножки, все з мною Дружно повторяйте.

Педагог под музыку «Гопак» М.П. Мусоргского из оперы «Сорочинская ярмарка» показывает ногами ритмический рисунок, притопывая на одном месте на первую фразу. На вторую – дети повторяют движение в нужном ритме. Движения педагога и детей чередуются по фразам. Освоив ритм, дети могут передавать его хлопками, шлепками, звучанием ДМИ, чередовать групповое и индивидуальное исполнение.

        

«Заяц с барабаном».

Цель: Развивать зрительную и двигательную память.

Ход игры: Педагог читает стихотворение , вызывающее у детей интерес к запоминанию текста и подражанию.

        Барабан зайчишка взял,

        Лапкой звуки издавал,

        Он по-разному играл,

Зайчихе-маме подражал.

Взрослый исполняет роль зайчихи- мамы. Под музыку «Полька» М. Чайкина он показывает порядок движений в соответствии с музыкальными предложениями:

1 пр. – имитируется игра на барабане одной рукой.

2 пр. – имитируется игра на барабане другой рукой.

3.пр. – Имитируется игра н барабане поочередно каждой рукой.

4пр. – имитируется игра на барабане двумя руками.

        При повторении игры порядок движений может меняться.

«Смотри и повтори!».

Цель: Развивать зрительную и двигательную память

Ход игры: Дети стоят в трех колоннах лицом к педагогу. Под музыку детям показывается первый элементы движений на 1 такт. Дети первой колонны повторяют его на 2 такт, дети второй – на 3-й, дети третьей – на  4-й такт.

        Ритмическая последовательность выполнения движений способствует выработке быстроты реакции на повторение. Двигательные элементы могут быть гимнастического, хореографического, физкультурного характера.

«Фотоаппарат».

Цель: Развивать зрительную память, быстроту запоминания.

Ход игры: Дети делятся на две подгруппы: одна сидит у стены на стульях, другая получает задание запомнить порядок сидящих.

        Под музыку спокойного характера английской народной песни «Спи, малютка» дети второй подгруппы начинают ходить по залу. В это время дети первой подгруппы меняются местами. По окончании музыки каждый ребенок второй подгруппы называет тех детей, которые пересели. При повторении игры состав групп меняется.

«Жуки».

Цель: Учить запоминанию и удержанию в памяти игрового правила в течении всей игры.

Ход игры: Дети рассчитываются по порядку и свободно встают по залу. Они двигаются легким бегом по одному, изображая жуков, услышав свой порядковый номер заканчивают бег, остановившись, услышав другой возобновляют бег.

«Будь внимательным».

Цель: Учить запоминать последовательность выполнения движений, ориентироваться в пространстве.

Ход игры: Дети стоят по кругу друг за другом и запоминают словестную инструкцию. На звуковой сигнал, двигаясь под «Марш» В. Найденко они меняют направление движения: вперед, назад, на месте, вокруг себя.

На 1 сигнал – двигаться вперед;

На 2 сигнал  спиной вперед;

На 3 сигнал – ходьба на месте;

На 4 сигнал – вокруг себя.

«Венок».

Цель: Развивать зрительную и слуховую память.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Педагог предлагает запомнить стоящих рядом. На звучание русской плясовой мелодии взрослый называет детей по имени. Услышав свое имя, названный ребенок кладет правую руку на левое плечо рядом стоящего участника игры. Второй ребенок услышав свое имя, кладет праву руку на плечо следующего и т.д. При выполнении движений в другую сторону дети сами называют свое имя с ударением на первом слоге и протягивают левую руку на правое плечо стоящего рядом.

        Игра будет окончена, когда дети руками «Сплетут венок».

«Всадники».

Цель: Развивать образную память.

Ход игры: Дети делятся на пары и встают по кругу боком к центру: первый – «конь», второй – «всадник». Под пение попевки на мотив русской народной песни «Как под горкой» все двигаются с высоким подниманием бедра.

        Еду, еду на коне

        По родимой стороне,

По березовой, сосновой,

По дубовой и ольховой.

На музыку Г. Дмитриевой «кони» разбегаются, а «всадники» начинают их ловить, пока звучит музыка. Затем игра повторяется, игроки меняются ролями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма (старший дошкольный возраст)

Музыкально-дидактические игры  для развития чувства ритмав дошкольном образовательном учреждении (старший дошкольный возраст), собраны в небольшой сборник для помощи музыкальным руководителям ДОУ...

Развитие памяти детей старшего дошкольного возраста в процессе составления описательных рассказов

Опыт работы по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста. Технология развития памяти....

Развитие памяти детей старшего дошкольного возраста

Память – это один из самых востребованных психических процессов человека. Память лежит в основе способностей человека и является условием учения, приобретения знаний, формирования умений и навыко...

Методические рекомендации по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Методические рекомендации по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта Предлагаемый комплекс занятий рассчитан на детей 5-7 лет с нарушением интеллекта. Каждое з...

Музыкальные игры на развитие внимания в старшем дошкольном возрасте.

Внимание – одна из важнейших функций, обеспечивающих успешность процесса развития, воспитания, обучения.Внимание – необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой, познавательной....

Музыкальные игры на развитие внимания в старшем дошкольном возрасте.

Внимание – одна из важнейших функций, обеспечивающих успешность процесса развития, воспитания, обучения.Внимание – необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой, познавательной....

Музыкальные игры на развитие мышления в старшем дошкольном возрасте.

Музыкальные игры на развитие мышления в старшем дошкольном возрасте. К концу раннего детства, с 3-4 лет, происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. К 5-6 годам раз...