Мастер-класс "Развитие речевой активности у детей дошкольного возраста через игру на детских музыкальных инструментах"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Подбор логоритмических песен и нейроритмических упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_razvitie_rechevoy_aktivnosti_u_doshkolnikov_cherez_idmi.docx | 36.2 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Петушок»
Мастер-класс
по теме: «Развитие речевой активности у дошкольников
через игру на детских музыкальных инструментах».
Музыкальный руководитель
I квалификационной категории:
Воробьева Юлия Михайловна
с. Прокудское, 2023
(СЛАЙД №1) Мастер-класс по теме «Развитие речевой активности у дошкольников через игру на детских музыкальных инструментах».
На сегодняшний день все больше появляется детей с задержкой речевого и психического развития, с речевыми нарушениями, гиперактивных и невнимательных. Все чаще встречаются дети моторно неловкие, они плохо переключаются с одного движения на другое. Почему же наблюдается такая ситуация? Причин может быть много. Это и экологические, биологические, социальные факторы, влияющие на состояние и развитие наших детей. Но еще одна немаловажная причина, это малоподвижный образ жизни наших детей. Недостаточность физической активности ведет к плохому снабжению головного мозга кислородом, несформированной координации движений, неразвитой ориентировки в пространстве, неразвитого чувства ритма, а также дисгармоничному развитию межполушарных связей. Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Что же делать, чтобы наши дети развивались правильно? (СЛАЙД №2) Высокой эффективностью в улучшении речевых навыков, а также общего развития ребенка, обладает комплексная методика под названием нейроритмика - это комплекс музыкально-двигательных и речевых упражнений творческого характера, которые способствуют улучшению разговорных навыков, ритмики, крупной и мелкой моторики, а также развитию интеллектуальных способностей и творческого начала. Одним из основных факторов, определяющих эффективность таких занятий, является положительная атмосфера, повышающая подвижность мышления и стабилизирующая психологическое состояние. Логопед – деффектолог очень часто направляет своих пациентов в музыкальную школу или на индивидуальные занятия с музыкальным терапевтом. Это достаточно частая рекомендация, которую дают на консультациях для родителей, чтобы восстановить у них когнитивное развитие — развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика.
(СЛАЙД №3) Для малышей с нарушениями коммуникации и неговорящих ребят, индивидуальные занятия с музыкальным терапевтом помогают в выстраивании первых коммуникативных паттернов – «шаблон» или «модель» общения. Например, на музыкальных занятиях ими являются музыкальные «приветствие», «прощание», распевание голосового аппарата и т.д. Постепенный переход к занятиям логоритмикой (сочетание ритма, движения и пения) помогает, в дополнение к занятиям с логопедом, максимально быстро компенсировать задержку в развитии речи.
На каком музыкальном инструменте надо играть, чтобы стимулировать развитие речи, а на каком – чтобы стимулировать развитие пространственных представлений? (СЛАЙД №4) Существует крайне интересное исследование (Павлов А.Е. Коррекционно-развивающее влияние занятий музыкой на нейрокогнитивное развитие детей начальной школы. Автореферат дисс., к. псих. Е., М., 2008. – 24с.), которое показывает, что обучение детей по программе начальных классов музыкальной школы позволяет почти полностью компенсировать задержку психического развития. У этого же автора есть еще несколько любопытных выводов: обучение игре на флейте (на блокфлейте) и игре на фортепиано оказывают одинаковый сильный коррекционный эффект. При этом игра на пианино лучше воздействует на речевые функции, а игра на флейте – на пространственные функции и нейродинамику.
Каждый из нас занимаясь с детьми задумывается о том, как разнообразить занятия, досуги, сделать их более интересными, увлекательными, найти какую – то «изюминку». (СЛАЙД №5) Сегодня в музыкальной деятельности для развития речи и движения в пространстве широко используют игры на клавесах и стаканчиках. Клавесы или ритмические палочки - простейшие шумовые инструменты. Были введены немецким композитором и педагогом Карлом Орфом по его, знаменитым своей авторской методикой "Schulwerk". Игры с клавесами – это увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма, координацию движений, ориентацию в пространстве, образное мышление, навык согласования движений с текстом стихотворения или песни, воображение, навык конструирования. Игру на стаканчике впервые показала американская певица и актриса Анна Кенрих (Anna Kendrick) в 2013 году в клипе «Cups» (как играть на стакане). А в 2014 году в России этот приём применила Арина Данилова на телеканале ТНТ в передаче «Голос» (дети). Когда же эта девочка через несколько лет появилась во взрослом «Голосе» со своим другом – стаканчиком Толиком, то игра приобрела свою популярность не только у детей, но и у взрослых.
(СЛАЙД №6) Игры, которые я сегодня представлю, можно применять, как индивидуально, так и в небольших группах. Подготовила дополнительный аудио и видео материал с указанием ссылок.
Цель мастер-класса: Увлечение игрой на детских музыкальных инструментах для координации речи с движениями под музыку.
Задачи:
- обучить техникам игры на клавесах, стаканчиках, пан флейтах, пальчиковой моторике при игре представляемой клавиатуре фортепиано
- развить зрительно-моторную координацию;
- воспитать и привить интерес к лого- ритмической детской и классической музыке;
- сформировать навык исполнения индивидуальной, коллективной игры.
Практическая часть:
- игра пальчиками по представляемой клавиатуре фортепиано (Л. Яртова «Пианистт».
- игра на флейте пана (Воробьева Ю.М. песня «Весенний ветер»);
- игра на клавесах (Воробьева Ю.М. песня «Сороконожка»;
- игра на стаканчиках (подбор игровых упражнений с интернета).
Игры со стаканчиками:
№ п/п | Название | Ссылки на видео |
1 | Anna Kendrick - клип «cups» Anna Kendrick - how to do «cups» (как играть на стаканчике –медленный показ) | https://yandex.ru/video/preview/237095365619374506 |
2 | Интересные игры с одноразовыми стаканчиками | https://yandex.ru/video/preview/9679291530027459939 |
3 | Музыкально-ритмическая игра со стаканчиками | |
4 | Музыкальные игры со стаканчиками | |
5 | Ритмическая игра со стаканчиками | https://yandex.ru/video/preview/3352727401741281155 |
6 | Ритмическая игра «Стаканчики» | https://yandex.ru/video/preview/5915690983780508742 |
7 | Игра на стаканчиках орф-подход | https://yandex.ru/video/preview/17070165427659223465 |
8 | Игра на стаканчиках, шумовой оркестр | https://yandex.ru/video/preview/7724245967533555329 |
9 | Музыкально-ритмическая игра со стаканчиками. Азизова Л.О. | https://yandex.ru/video/preview/11035902445648189018 |
10 | Ритмические игры со стаканчиком и звучащими жестами | https://yandex.ru/video/preview/8164385994717330024 |
11 | Ритмические игры со стаканчиком и звучащими жестами | https://yandex.ru/video/preview/6162933179968601890 |
12 | Ритмическая игра «Стаканчик» | https://yandex.ru/video/preview/7088361898766770207 |
13 | «Музыкальная игра «Стаканчик» (сл. и муз. Т. Марчук) | https://yandex.ru/video/preview/1017660397214158196 |
Ритмические игры со стаканчиком и звучащими жестами
1 вариант: Повторить 4 раза.
- Хлопок в ладоши.
- 2 хлопка по столу.
- Стукнуть 3 раза по стакану пальцами всей ладони (правой, левой, правой)
- Хлопок в ладоши.
- 2 хлопка по столу.
- Поднять стакан левой рукой, поставить стакан, хлопок по столу.
2 вариант: Повторить 4 раза.
- Хлопок в ладоши.
- 2 хлопка по столу.
- Поднять стакан правой рукой, поставить стакан, хлопок по столу.
- Хлопок в ладоши.
- 2 хлопка по столу.
- Поднять стакан левой рукой, поставить стакан, хлопок по столу.
3 вариант: Повторить 4 раза.
- Хлопок в ладоши.
- 2 хлопка по столу.
- Взять стакан правой рукой, развернуть к себе и закрыть левой ладонью, вернуть стакан на место.
- Хлопок в ладоши.
- 2 хлопка по столу.
- Взять стакан левой рукой, развернуть к себе и закрыть правой ладонью, вернуть стакан на место.
4 вариант: Повторить 8 раз.
- Хлопок в ладоши.
- 2 хлопка по столу.
- Взять стакан правой рукой и перевернуть.
- Хлопок в ладоши.
- 2 хлопка по столу.
- Взять стакан левой рукой и перевернуть.
5 вариант: Повторить 4 раза.
- Хлопок в ладоши.
- 2 хлопка по столу.
- Сдвинуть правой рукой стакан влево, поймать стакан левой рукой и прижать его, правой хлопнуть по столу.
- Хлопок в ладоши.
- 2 хлопка по столу.
- Сдвинуть левой рукой стакан вправо, поймать стакан правой рукой и прижать его, левой хлопнуть по столу.
6 вариант:
- Хлопок в ладоши.
- 2 хлопка по столу.
- Поднять стакан, передать вправо соседу.
Повторить несколько раз по кругу.
7 вариант:
- Хлопок в ладоши.
- 2 хлопка по столу.
- Поднять стакан, передать вправо соседу. Музыкальный руководитель постепенно собирает все стаканчики по кругу у себя, составляя их друг на друга.
Как только все стаканчики соберутся, музыкальный руководитель раздаёт их обратно по кругу.
Игры с клавесами
№ п/п | Название | Ссылки на видео |
1 | Ритмическая игра «Лошадка» | |
2 | Скачут две лошадки» | |
3 | Игра с клавесами «палочки-превращалочки» | |
4 | Игры с палочками (клавесами) для дошкольников | |
5 | Музыкально-ритмическая игра с палочками | |
6 | Игра с палочками (клавесами) | |
7 | Музыкально-ритмическая игра «Весёлая лягушка» | https://dzen.ru/video/watch/623093804740b05a9dfa3424?f=video&utm_referer=yandex.ru |
8 | Игра с ритмом. Клавесы и банка-барабан. | |
9 | Игра с клавесами «Пельмешки» | |
10 | Мастер-класс «С клавесами с каждым днём мы умеем и растём» | |
11 | Ритмика для детей. «Ёжик и барабан» | |
12 | Игра с клавесами «Коза –хлопота» | |
13 | Игра на клавесах и бубенцах | |
14 | Игра с клавесами день первый | |
15 | Игра с клавесами день второй | |
16 | Играем с клавесами день третий | |
17 | Игры с клавесами день четвёртый | |
18 | Видео от Музыкальное пространство Ирины Барминой |
Играем на клавесах песню «Сороконожка»
(музыка и слова Воробьевой Ю.М.)
Текст | Движения | |
1 /2 куплеты: | ||
По тропинке по лесной Идёт сороконожка, | Попеременные удары клавесами (сначала правой о левую, затем левой о правую). | |
Правой, левой, правой, левой, Топ, топ, топ, топ. | Отбивание ритма по полу основанием клавис (чередование правой, левой по тексту). | |
Солнце светит, | Потирание одной клавесы о другую. | |
И чирикают в округе птицы, | Открывание и закрывание «клювика» (нижняя в горизонтальном положении на месте, правая поднимается вверх) | |
А она танцует польку, | «Вертушка» клавесами перед грудью. | |
Топая вперёд – 1 куплет. (Прыгая вперёд) - 2 куплет. | И.п. Клавесами в вертикальном положении отбивается ритм с движением вперёд. | |
1 припев: 2 раза | ||
Пяточка, носочек Правой ножкой | … | |
(музыкальная пауза) | И.п. Левая рука держит инструмента в горизонтальном положении на полу. Играя правой рукой, ставим инструмент в вертикальном положении на нижнее основание, верхнее, нижнее, верхнее (4 шага). | |
Пяточка, носочек Левой ножкой | … | |
(музыкальная пауза) | И.п. Правая рука держит инструмента в горизонтальном положении на полу. Играя левой рукой, ставим инструмент в вертикальном положении на нижнее основание, верхнее, нижнее, верхнее (4 шага). | |
2 куплет: см. первый куплет | ||
2 припев: 2 раза | ||
Прыгает на правой Прыг-прыг ножке | … | |
(музыкальная пауза) | И.п. Левая рука держит инструмента в горизонтальном положении на полу. Играя правой рукой, ставим инструмент в вертикальном положении на нижнее основание, верхнее, нижнее, верхнее (4 шага). | |
Прыгает на левой Прыг-прыг ножке. | … | |
(музыкальная пауза) | И.п. Правая рука держит инструмента в горизонтальном положении на полу. Играя левой рукой, ставим инструмент в вертикальном положении на нижнее основание, верхнее, нижнее, верхнее (4 шага). |
Песня «Весенний ветер» Воробьевой Ю.М.
Переложение для игры на флейте пане Воробьевой Ю.М.
Текст | Игра/ пение |
1 куплет: | |
Дождик закончился скромно, Тучки плывут вдалеке, Лишь на деревьях от ветра Капли блестят на листве. | Дети поют |
Припев: 2 раза | |
Ветер, ветер слышен только нам, Ветер, ветер виден только нам. | После каждого слова ветер дети играют (дуют) на флейте пана |
2 куплет: | |
Радугу на небе видно, Травы сочны от воды, Ветер качает деревья, Дарит нам звуки свои. | Дети поют |
Припев: тот же |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей старшего возраста посредством игры на детских музыкальных инструментах в условиях ДОУ
Экспериментальная работа ставит своей целью развитие творческих и музыкальных способностей детей, а так же возможность доставить им удовольствие от соприкосновения с музыкой...
Творческая тема: «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через игры на детских музыкальных инструментах»
В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль. Они вызывают у ребенка большой интерес. И...
Развитие музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста через игру на детских музыкальных инструментах на занятиях кружка «Веселый оркестр
Цель : Помочь детям активно войти в мир музыки, под воздействием которой дети способны раскрыть свои музыкально - творческие способности....
Мастер-класс "Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста через игру на народных деревянных инструментах"
Тема: « Развитие ритмического слуха, через игру на деревянных музыкальных инструментах».Цель: Обогащение духовной культуры детей через игру на народных деревя...
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на детских музыкальных инструментах
Консультация для родителей на родительском собрании...
«Развитие активности у детей дошкольного возраста через музыкально-речевые игры»
Дошкольный возраст — это самая благодатная пора для развития речи. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. И для нас педагогов это глав...
Семинар-практикум «Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в игре на детских музыкальных инструментах»
Творческое музицирование на ДМИ обладает большим потенциалом эмоционального и психологического воздействия, поэтому способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств ребенка:- способнос...