Мастер-класс "Развитие речевой активности у детей дошкольного возраста через игру на детских музыкальных инструментах"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Воробьева Юлия Михайловна

Подбор логоритмических песен и нейроритмических упражнений.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Петушок»

Мастер-класс

по теме: «Развитие речевой активности у дошкольников  

через игру на детских музыкальных инструментах».

Музыкальный руководитель

I квалификационной категории:

Воробьева Юлия Михайловна

с. Прокудское, 2023

(СЛАЙД №1) Мастер-класс по теме «Развитие речевой активности у дошкольников  через игру на детских музыкальных инструментах».

На сегодняшний день все больше появляется детей с задержкой речевого и психического  развития, с речевыми нарушениями, гиперактивных и невнимательных. Все чаще встречаются дети моторно неловкие, они плохо переключаются с одного движения на другое. Почему же наблюдается такая ситуация? Причин может быть много. Это и экологические, биологические, социальные факторы, влияющие на состояние и развитие наших детей. Но еще одна немаловажная причина, это малоподвижный образ жизни наших детей. Недостаточность физической активности ведет к плохому снабжению головного мозга кислородом, несформированной координации движений, неразвитой ориентировки в пространстве, неразвитого чувства ритма, а также дисгармоничному развитию межполушарных связей. Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Что же делать, чтобы наши дети развивались правильно? (СЛАЙД №2) Высокой эффективностью в улучшении речевых навыков, а также общего развития ребенка, обладает комплексная методика под названием нейроритмика - это  комплекс музыкально-двигательных и речевых упражнений творческого характера, которые способствуют улучшению разговорных навыков, ритмики, крупной и мелкой моторики, а также развитию интеллектуальных способностей и творческого начала. Одним  из основных факторов, определяющих эффективность таких занятий, является положительная атмосфера, повышающая подвижность мышления и стабилизирующая психологическое состояние. Логопед – деффектолог очень часто направляет своих пациентов в музыкальную школу или на индивидуальные занятия с музыкальным терапевтом. Это достаточно частая рекомендация, которую дают на консультациях для родителей, чтобы восстановить у них когнитивное развитие  — развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика.

(СЛАЙД №3) Для малышей с нарушениями коммуникации и неговорящих ребят, индивидуальные занятия с музыкальным терапевтом помогают в выстраивании первых коммуникативных паттернов – «шаблон» или «модель» общения. Например, на музыкальных занятиях ими являются музыкальные «приветствие», «прощание», распевание голосового аппарата и т.д. Постепенный переход к занятиям логоритмикой (сочетание ритма, движения и пения) помогает, в дополнение к занятиям с логопедом, максимально быстро компенсировать задержку в развитии речи.

На каком музыкальном инструменте надо играть, чтобы стимулировать развитие речи, а на каком – чтобы стимулировать развитие пространственных представлений? (СЛАЙД №4) Существует крайне интересное исследование (Павлов А.Е. Коррекционно-развивающее влияние занятий музыкой на нейрокогнитивное развитие детей начальной школы. Автореферат дисс., к. псих. Е., М., 2008. – 24с.), которое показывает, что обучение детей по программе начальных классов музыкальной школы позволяет почти полностью компенсировать задержку психического развития. У этого же автора есть еще несколько любопытных выводов: обучение игре на флейте (на блокфлейте) и игре на фортепиано оказывают одинаковый сильный коррекционный эффект. При этом игра на пианино лучше воздействует на речевые функции, а игра на флейте – на пространственные функции и нейродинамику.

Каждый из нас занимаясь с детьми задумывается о том, как разнообразить занятия, досуги, сделать их более интересными, увлекательными, найти какую – то «изюминку».  (СЛАЙД №5) Сегодня в музыкальной деятельности для развития речи и движения в пространстве широко используют игры на клавесах и стаканчиках. Клавесы  или ритмические палочки - простейшие шумовые инструменты. Были введены немецким композитором и педагогом Карлом Орфом по его, знаменитым своей  авторской методикой "Schulwerk". Игры с клавесами – это увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма, координацию движений, ориентацию в пространстве, образное мышление, навык согласования движений с текстом стихотворения или песни, воображение, навык конструирования. Игру на стаканчике впервые показала американская певица и актриса Анна Кенрих (Anna Kendrick) в 2013 году в клипе «Cups» (как играть на стакане). А в 2014 году в России этот приём применила Арина Данилова на телеканале ТНТ в передаче «Голос» (дети). Когда же эта девочка через несколько лет появилась во взрослом «Голосе» со своим другом – стаканчиком Толиком, то игра приобрела свою популярность не только у детей, но и у взрослых.

(СЛАЙД №6) Игры, которые я сегодня представлю, можно применять, как индивидуально, так и в небольших группах. Подготовила дополнительный аудио и видео материал с указанием ссылок.

Цель мастер-класса: Увлечение игрой на детских музыкальных инструментах для координации речи с движениями под музыку.

Задачи:

  1. обучить техникам игры на клавесах, стаканчиках, пан флейтах, пальчиковой моторике при игре представляемой клавиатуре фортепиано
  2. развить зрительно-моторную координацию;
  3. воспитать и привить интерес к лого- ритмической детской и классической музыке;
  4. сформировать навык исполнения индивидуальной, коллективной игры.

Практическая часть:

  1. игра пальчиками по представляемой клавиатуре фортепиано (Л. Яртова «Пианистт».
  2. игра на флейте пана (Воробьева Ю.М. песня «Весенний ветер»);
  3. игра на клавесах (Воробьева Ю.М. песня «Сороконожка»;
  4. игра на стаканчиках (подбор игровых упражнений с интернета).

Игры со стаканчиками:

п/п

Название

Ссылки на видео

1

Anna Kendrick - клип «cups»

Anna Kendrick - how to do «cups» (как играть на стаканчике –медленный показ)

https://yandex.ru/video/preview/237095365619374506

https://yandex.ru/video/preview/10322459828804268431

2

Интересные игры с одноразовыми стаканчиками

https://yandex.ru/video/preview/9679291530027459939

3

Музыкально-ритмическая игра со стаканчиками

https://yandex.ru/video/preview/1345218418371591017

4

Музыкальные игры со стаканчиками

https://www.youtube.com/shorts/w61ZH2lY3Sg

5

Ритмическая игра со стаканчиками

https://yandex.ru/video/preview/3352727401741281155

6

Ритмическая игра «Стаканчики»

https://yandex.ru/video/preview/5915690983780508742

7

Игра на стаканчиках орф-подход

https://yandex.ru/video/preview/17070165427659223465

8

Игра на стаканчиках, шумовой оркестр

https://yandex.ru/video/preview/7724245967533555329

9

Музыкально-ритмическая игра со стаканчиками. Азизова Л.О.

https://yandex.ru/video/preview/11035902445648189018

10

Ритмические игры со стаканчиком и звучащими жестами

https://yandex.ru/video/preview/8164385994717330024

11

Ритмические игры со стаканчиком и звучащими жестами

https://yandex.ru/video/preview/6162933179968601890

12

Ритмическая игра «Стаканчик»

https://yandex.ru/video/preview/7088361898766770207

13

«Музыкальная игра «Стаканчик» (сл. и муз. Т. Марчук)

https://yandex.ru/video/preview/1017660397214158196

Ритмические игры со стаканчиком и звучащими жестами

1 вариант: Повторить 4 раза.

  1. Хлопок в ладоши.
  2. 2 хлопка по столу.
  3. Стукнуть 3 раза по стакану пальцами всей ладони (правой, левой, правой)
  4. Хлопок в ладоши.
  5. 2 хлопка по столу.
  6. Поднять стакан левой рукой, поставить стакан, хлопок по столу.

2 вариант: Повторить 4 раза.

  1. Хлопок в ладоши.
  2. 2 хлопка по столу.
  3. Поднять стакан правой рукой, поставить стакан, хлопок по столу.
  4. Хлопок в ладоши.
  5. 2 хлопка по столу.
  6. Поднять стакан левой рукой, поставить стакан, хлопок по столу.

3 вариант: Повторить 4 раза.

  1. Хлопок в ладоши.
  2. 2 хлопка по столу.
  3. Взять стакан правой рукой, развернуть к себе и закрыть левой ладонью, вернуть стакан на место.
  4. Хлопок в ладоши.
  5. 2 хлопка по столу.
  6. Взять стакан левой рукой, развернуть к себе и закрыть правой ладонью, вернуть стакан на место.

4 вариант: Повторить 8 раз.

  1. Хлопок в ладоши.
  2. 2 хлопка по столу.
  3. Взять стакан правой рукой и перевернуть.
  4. Хлопок в ладоши.
  5. 2 хлопка по столу.
  6. Взять стакан левой рукой и перевернуть.

5 вариант: Повторить 4 раза.

  1. Хлопок в ладоши.
  2. 2 хлопка по столу.
  3. Сдвинуть правой рукой стакан влево, поймать стакан левой рукой и прижать его, правой хлопнуть по столу.
  4. Хлопок в ладоши.
  5. 2 хлопка по столу.
  6. Сдвинуть левой рукой стакан вправо, поймать стакан правой рукой и прижать его, левой хлопнуть по столу.

6 вариант:

  1. Хлопок в ладоши.
  2. 2 хлопка по столу.
  3. Поднять стакан, передать вправо соседу.

Повторить несколько раз по кругу.

7 вариант:

  1. Хлопок в ладоши.
  2. 2 хлопка по столу.
  3. Поднять стакан, передать вправо соседу. Музыкальный руководитель постепенно собирает все стаканчики по кругу у себя, составляя их друг на друга.

Как только все стаканчики соберутся, музыкальный руководитель раздаёт их обратно по кругу.

Игры с клавесами

п/п

Название

Ссылки на видео

1

Ритмическая игра «Лошадка»

https://yandex.ru/video/preview/1618246951007343783

2

Скачут две лошадки»

https://yandex.ru/video/preview/9689150407390244214

3

Игра с клавесами «палочки-превращалочки»

https://yandex.ru/video/preview/4807180512571679641

4

Игры с палочками (клавесами) для дошкольников

https://yandex.ru/video/preview/13239897911247112144

5

Музыкально-ритмическая игра с палочками

https://yandex.ru/video/preview/666339650679262266

6

Игра с палочками (клавесами)

https://yandex.ru/video/preview/17620203775914368320

7

Музыкально-ритмическая игра «Весёлая лягушка»

https://dzen.ru/video/watch/623093804740b05a9dfa3424?f=video&utm_referer=yandex.ru

8

Игра с ритмом. Клавесы и банка-барабан.

https://yandex.ru/video/preview/1451874836375747603

9

Игра с клавесами «Пельмешки»

https://yandex.ru/video/preview/9480898938849374898

10

Мастер-класс «С клавесами с каждым днём мы умеем и растём»

https://yandex.ru/video/preview/10430796154551988627

11

Ритмика для детей. «Ёжик и барабан»

https://yandex.ru/video/preview/13477206754121669052

12

Игра с клавесами «Коза –хлопота»

https://yandex.ru/video/preview/7411093679951192657

13

Игра на клавесах и бубенцах

https://yandex.ru/video/preview/16334181647132227427

14

Игра с клавесами день первый

https://yandex.ru/video/preview/13207299923945831933

15

Игра с клавесами день второй

https://yandex.ru/video/preview/14848948069385094840

16

Играем с клавесами день третий

https://yandex.ru/video/preview/4127845921930951303

17

Игры с клавесами день четвёртый

https://yandex.ru/video/preview/12177742316586305570

18

Видео от Музыкальное пространство Ирины Барминой

https://yandex.ru/video/preview/17240011463466740827

Играем на клавесах песню «Сороконожка»

(музыка и слова Воробьевой Ю.М.)

Текст

Движения

1 /2 куплеты:

По тропинке по лесной

Идёт сороконожка,

Попеременные удары клавесами (сначала правой о левую, затем левой о правую).

Правой, левой, правой, левой,

Топ, топ, топ, топ.

Отбивание ритма по полу основанием  клавис (чередование правой, левой по тексту).

Солнце светит,

Потирание одной клавесы о другую.

И чирикают в округе птицы,

Открывание и закрывание «клювика» (нижняя в горизонтальном положении на месте, правая поднимается вверх)

А она танцует польку,

«Вертушка» клавесами перед грудью.

Топая вперёд – 1 куплет.

(Прыгая вперёд)  - 2 куплет.

И.п. Клавесами в вертикальном положении отбивается ритм с движением вперёд.

1 припев: 2 раза

Пяточка, носочек

Правой ножкой

(музыкальная пауза)

И.п. Левая рука держит инструмента в горизонтальном положении на полу. Играя правой рукой, ставим инструмент в вертикальном положении на нижнее основание, верхнее, нижнее, верхнее (4 шага).

Пяточка, носочек

Левой ножкой

(музыкальная пауза)

И.п. Правая рука держит инструмента в горизонтальном положении на полу. Играя левой рукой, ставим инструмент в вертикальном положении на нижнее основание, верхнее, нижнее, верхнее (4 шага).

2 куплет: см. первый куплет

2 припев: 2 раза

Прыгает на правой

Прыг-прыг ножке

(музыкальная пауза)

И.п. Левая рука держит инструмента в горизонтальном положении на полу. Играя правой рукой, ставим инструмент в вертикальном положении на нижнее основание, верхнее, нижнее, верхнее (4 шага).

Прыгает на левой

Прыг-прыг ножке.

(музыкальная пауза)

И.п. Правая рука держит инструмента в горизонтальном положении на полу. Играя левой рукой, ставим инструмент в вертикальном положении на нижнее основание, верхнее, нижнее, верхнее (4 шага).

Песня «Весенний ветер» Воробьевой Ю.М.  

Переложение для игры на флейте пане Воробьевой Ю.М.

Текст

Игра/ пение

1 куплет:

Дождик закончился скромно,

Тучки плывут вдалеке,

Лишь на деревьях от ветра

Капли блестят на листве.

Дети поют

Припев: 2 раза

Ветер, ветер слышен только нам,

Ветер, ветер виден только нам.

После каждого слова ветер дети играют (дуют) на флейте пана

2 куплет:

Радугу на небе видно,

Травы сочны от воды,

Ветер качает деревья,

Дарит нам звуки свои.

Дети поют

Припев: тот же


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей старшего возраста посредством игры на детских музыкальных инструментах в условиях ДОУ

Экспериментальная работа ставит своей целью развитие творческих и музыкальных способностей детей, а так же возможность доставить им удовольствие от соприкосновения с музыкой...

Творческая тема: «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через игры на детских музыкальных инструментах»

В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль. Они   вызывают у ребенка большой интерес. И...

Развитие музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста через игру на детских музыкальных инструментах на занятиях кружка «Веселый оркестр

Цель : Помочь детям активно войти в мир музыки, под воздействием которой дети способны раскрыть свои музыкально - творческие способности....

Мастер-класс "Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста через игру на народных деревянных инструментах"

Тема: « Развитие ритмического слуха, через игру  на деревянных  музыкальных инструментах».Цель:  Обогащение  духовной культуры детей через игру на народных  деревя...

Семинар-практикум «Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в игре на детских музыкальных инструментах»

Творческое музицирование на ДМИ обладает большим потенциалом эмоционального и психологического воздействия, поэтому способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств ребенка:- способнос...

Развитие речевой активности у детей дошкольного возраста через русскую народную игру

Народные игры играют особую роль в воспитании детей дошкольного возраста, они являются методом вовлечения детей в творческую деятельность, методом стимулирования их активности....