Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию, раздел "Музыкальная деятельность", для детей 4-5 лет на тему: "Колючий еж".
план-конспект занятия по музыке (средняя группа)
Конспект музыкального занятия для детей 4-5 лет написан для детей младшего дошкольного возраста, а точнее для детей 4-5 лет. Незатейливый сюжет проходит через все виды музыкальной деятельности: музыкально-ритмические движения, восприятие художественной литературы, элементарное музицирование, пение, пальчиковую, дидактическую и музыкальную игры, танец. Использованием наглядного материала помогает детям окунуться в красочный, увлекательный мир окружающей природы, мир звуков и встретить веселого попутчика-ежика. Ежик-друг детей, с ним весело, для него дети играют на музыкальных инструментах, поют, двигаются вместе с ним во время активного слушания., выполняют с ним дыхательную гимнастику. Дети узнают о характере походки ежа и его действиях во время передвижения по лесу, помогают ему угадать названия инструментов, которые находятся в найденной им корзине. В итоге, с помощью яркого персонажа, педагог выполняет поставленные задачи музыкального развития, обучения и воспитатния детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сюжетное музыкальное занятие для детей 4-5 лет | 24.48 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №48»
Конспект занятия
по «Художественно-эстетическому развитию»,
раздел «Музыкальная деятельность»,
для детей 4-5 лет на тему: «Колючий еж»
Подготовил: музыкальный руководитель
Батина Татьяна Евгеньевна
Рязань, 2022 г.
Цель: развитие музыкальных способностей детей в различных видах музыкально-художественной деятельности (музыкально-ритмической, восприятии музыкальных произведений, элементарном музицировании, пении, музыкальной игре).
Задачи:
- продолжать учить детей выполнять музыкально-ритмические движения с предметами и без предметов по показу педагога, передавать музыкальные впечатления в движении, ориентироваться в пространстве, различать части музыкального произведения;
- формировать певческие навыки, умение четко артикулировать гласные звуки, начинать пение после вступления, петь согласованно в группе;
- развивать интонационную выразительность речи, тембровый слух, динамический, память, внимание, воображение, мелкую моторику пальцев рук, умение слушать музыку;
-познакомить детей с пьесой «Ежик» Д. Кабалевского;
- воспитывать доброжелательность.
Предметно-развивающая среда: пианино, музыкальный центр, аудиозаписи, ноты, игрушка Ежик, корзина, 2 стола для музыкальных инструментов, ширма, елка.
- Раздаточный материал: музыкальные инструменты (колокольчики, треугольники, бубны, ложки), листочки (по 2 шт. на каждого ребенка).
- Демонстрационный материал: музыкальная деревянная лесенка, деревянный молоточек.
Репертуар:
- вход «Марш» Е. Тиличеевой [1,148];
- приветствие «Доброе утро, улыбнись скорее!» с движениями [2, 4];
- музыкально-ритмические движения: «Золотой денек нас приглашает» (спокойная ходьба, «фонарики», кружение на месте вокруг себя, присядка, каблучок, бег на полупальцах, плавные движения руками) (интернет-ресурсы);
- дыхательная гимнастика (дуем на листочки);
- дидактическая игра «Угадай, что звучит?»;
- элементарное музицирование «Ах вы, сени» (русская народная мелодия);
- восприятие музыкальной литературы: «Ежик» Д. Кабалевского [1, 209];
- пальчиковая игра «Шли по лесу два ежа» [1, 98];
- распевание, пение:
распевание «Ежик, ежик- чудачок» [2, 99-100],
песня «Осень, осень наступила» сл. и музыка С. Насауленко (источник неизвестен);
- музыкальная игра с Ежиком «За грибами в лес идем» (интернет-ресурсы).
Предварительная работа: пение приветствия «Доброе утро, улыбнись скорее!»; знакомство с музыкальными инструментами; разучивание пальчиковой гимнастики «Шли по лесу два ежа», песни «Осень, осень наступила», музыкальной игры «За грибами в лес идем», выполнение дыхательной гимнастики.
Словарная работа: активизировать употребление в речи детей прилагательных (добрый, веселый).
Ход деятельности
Вводная часть занятия
Дети входят в зал друг за другом маршевым шагом под музыку «Марш» Е. Тиличеевой, останавливаются возле стульчиков.
Музыкальное приветствие «Доброе утро, улыбнись скорее!» Музыкальный руководитель поет приветствие a capello, сопровождая его движениями, дети подпевают и выполняют движения вместе с ней и воспитателем.
Сюрпризный момент
Музыкальный руководитель обращает внимание детей на то, что музыкальный зал необычно украшен, по-осеннему (неподалеку стоит зеленая елочка, много осенних листочков вокруг, красивые осенние деревья). Замечает, что кто-то спрятался под елочкой? загадывает детям загадку: «Лежит возле елки подушечка с иголками. Лежит, лежит, да и побежит» Ответы детей.
Мотивационный этап
Мотивация общения. Музыкальный руководитель берет игрушку в руки и показывает детям, хвалит детей за то, что они правильно разгадали загадку, здоровается от имени ежика с ребятами. Затем предлагает детям поздороваться с ежиком, сказав ему радостно: «Здравствуй, ежик!» Дети произносят. Музыкальный руководитель: «В лесу живут лисички. Давайте поздороваемся с ежиком, как хитрые лисички». Все вместе (хитро): «Здравствуй, ежик». Музыкальный руководитель: «А еще в лесу живут злые волки. Давайте поздороваемся с ежиком, как злые волки». Все вместе (по-злому): «Здравствуй, ежик». Затем предлагает детям снова поздороваться с ежиком, сказав ему радостно, как веселые дети: «Здравствуй, ежик!» Все вместе произносят. Музыкальный руководитель: «Молодцы, ребята, весело поиграли! Ежик, давай дружить!» Ежик: «Конечно, я очень рад вам! Будем с вами друзьями!» Спросить детей, хотят ли они подружиться с ежиком?
Основная часть занятия
Ориентировочный этап
Музыкальный руководитель продолжает говорить от имени ежика: «В моем лесу очень красиво! Я приготовил для вас осенние листочки. Они лежат на стульчиках. Повернитесь и возьмете в руки по два листочка. Будем гулять и с листочками танцевать!» Дети и воспитатель берут листики, выполняют движения с листиками по показу воспитателя.
Исполнительский этап
Музыкально-ритмические движения:
- музыкально-ритмические движения: «Золотой денек нас приглашает» (спокойная ходьба, «фонарики», кружение на месте вокруг себя, присядка, каблучок, бег на полупальцах, плавные движения руками). Дети выполняют упражнения с предметами по показу воспитателя. При необходимости, воспитатель делает словесные уточнения детям, чтобы добиться более точного выполнения движений. После выполнения движений похвалить детей.
- Дыхательная гимнастика (дуем на листочки). Воспитатель: «Ветерок наш подул на листочки». Воспитатель вместе с детьми дует на листочки 2 раза.
Воспитатель: «Листочки задрожали и под елочку упали». Кладет листочек к елочке, дети тоже идут к елочке и кладут листики возле нее. Воспитатель: «А мы на стульчики пойдем». Дети и воспитатель возвращаются к стульчикам.
Дидактическая игра «Угадай, что звучит?». Музыкальный руководитель говорит от имени ежика: «В своем лесу я нашел корзину, а в ней- музыкальные инструменты! Только я не знаю, как они называются. Поможете мне угадать их название?» Дети соглашаются. Ежик: «Ну тогда слушайте внимательно!» Музыкальный руководитель воспроизводит звуки инструментов. Дети слушают звучание колокольчика, бубна, деревянных ложек, треугольника, называют инструменты. Музыкальный руководитель хвалит детей и предлагает детям поиграть на музыкальных инструментах.
- Элементарное музицирование «Ах вы, сени» (русская народная мелодия).
Воспитатель предлагает девочкам встать и взять со стола бубны и ложки и расположиться с одной стороны зала, а мальчикам – треугольники и колокольчики, и расположиться напротив девочек с другой стороны зала. Музыкальный руководитель делает пояснение: «Когда вы услышите громкую музыку, то заиграют дети, у которых в руках ложки и бубны. Когда будет звучать тихая музыка, то заиграют дети, у которых в руках треугольники и колокольчики. Кто будет играть на громкую музыку? Поднимите свои инструменты». Дети с бубнами и ложками поднимают инструменты, показывают, что они поняли задание. «А теперь поднимите свои инструменты, кто будет играть на тихое звучание музыки?» Дети с треугольниками и ложками поднимают инструменты, показывают, что они поняли задание. Звучит двухчастная музыка с повторением. Дети музицируют. После игры воспитатель хвалит детей, просит их положить инструменты на столы и вернуться на стулья. Дети кладут инструменты и садятся на стулья возле окна.
Слушание (активное слушание при восприятии музыкального произведения). Музыкальный руководитель предлагает детям послушать пьесу «Ежик» Д. Кабалевского, исполняет пьесу. Дети слушают. После прослушивания музыкальный руководитель обращает внимание детей на характер музыки: звуки отрывистые, как колючки у ежа. Предположить, что ежик гулял по лесу. Вопросы: «Хотят ли дети ненадолго превратиться в ежиков?», «Как дети будут двигаться?» Дети отвечают. При затруднении детей о характере движений, музыкальный руководитель подсказывает: (Можно бегать, согнув спинку, маленькими шажками (семенящий бег). Можно фыркать «фр-р-р, фр-р-р». Можно растопыривать пальчики и сжимать их в кулачки. Можно наклониться и нюхать травку). Предложить детям прослушать пьесу еще раз, подвигаться, изображая ежа. При повторном прослушивании дети встают со стульев и активно двигаются по залу, изображают по-своему усмотрению движения ежа. Воспитатель, стоя в руках с ежиком, выполняет движения вместе с детьми.
После окончания пьесы музыкальный руководитель хвалит детей, отмечает, что ежики были у всех разные (добрые, смешные и т.д.), и приглашает детей занять места на стульях возле инструмента. Дети садятся на новые места возле инструмента. Воспитатель переходит вместе с ежиком в руках и с детьми, садится на стульчик напротив детей.
Музыкальный руководитель: «Ежик, наши ребята знают, что ты не один в лесу гуляешь, у тебя есть друг-колючий еж. И сейчас дети расскажут про тебя и твоего друга и покажут, как вы живете в лесу». Воспитатель выполняет пальчиковую гимнастику вместе с детьми.
Пальчиковая игра «Шли по лесу два ежа».
Шли по лесу два ежа, Шли спокойно, не спеша. На спине иголки длинные и колкие. Чуть шуршали листьями И травкой зубки чистили. | 4 поочередных удара по коленям то правой, то левой ладонями. 4 поочередных удара по коленям то правой, то левой ладонями. Собрать пальцы обеих рук в кулачки. 8 раз выбрасывать пальцы из собранного кулачка и снова собирать их. Трем ладони друг об друга. Широкая улыбка, одной рукой показать «чистим зубки». |
Музыкальный руководитель рассказывает детям, что ежик очень любит слушать песни. «Споем, ребята, для нашего ежика?» Дети отвечают. Музыкальный руководитель предлагает детям выполнить распевание.
Распевание. Звуки «а» на 1, 3, 2, 1, ступени мажора, затем «о», «и», «у»; распевка «Ежик, ежик-чудачок» (поступенный ход с 1 до 4 ступени мажора вверх и также вниз со словами, далее повторить распевку, поступенно поднимаясь на октаву вверх и вниз со словами). Музыкальный руководитель показывает движение мелодии на музыкальной лесенке.
Пение. Песня «Осень, осень наступила». Музыкальный руководитель играет припев песни «Осень, осень наступила», дети слушают, угадывают название песни. Похвалить детей, предложить им спеть песню. Обратить внимание детей на то, что песенка веселая и радостная и петь нужно весело, радостно, с движением. Дети исполняют песню под музыкальное сопровождение.
Музыкальный руководитель хвалит детей.
Игра с ежиком. Воспитатель берет ежика и предлагает поиграть с ним. Говорит, что игра будет называться «За грибами в лес идем». Воспитатель: «Поиграть хотите?» Дети: «Да». Воспитатель: «Тогда вставайте и проходите за мной». Воспитатель предлагает детям пройти к стульям у окна и говорит, что «стулья-это домики, в которые дети будут прятаться от ежика». Дети готовятся на игру, встают возле стульев у окна. Затем начинается игра. Музыкальный руководитель играет музыкальное сопровождение, дети и взрослые поют, дети выполняют движения под пение. Игра длится 2 раза.
Заключительная часть занятия
Рефлексивный этап
Музыкальный руководитель задает детям вопрос: «Вам понравилось играть с ежиком?» «Что больше всего понравилось сегодня на занятии?» Воспитатель обращается к ежику: «Ежик, детям пора возвращаться в группу». Перспективный этап
Воспитатель: «Когда мы снова увидимся с ежиком, то будем весело играть!» (Отдает ежика музыкальному руководителю). Музыкальный руководитель: «А сейчас послушайте прощальную песенку ежика и спойте ему в ответ». Музыкальный руководитель: «До свидания, дети!» Дети: «До свидания! (Вниз мелодия движется поступенно с 3 до 1 ступени).
Дети под музыку «Марш» Е. Тиличеевой возвращаются в группу с воспитателем.
Список использованных источников
- Каплунова И., Новоскольцева И. «Праздник каждый день. Средняя группа». Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением (2 СD) (средняя группа) «ЛАДУШКИ», Праздник каждый день. Изд. «Композитор» (Санкт – Петербург), 2015 г.–272 с.
- Журнал «Музыкальная палитра» №4, 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в средней группе на тему: «Колючий сосед»
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в средней группе на тему: «Колючий сосед»...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию с элементами театрализованной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Медовый замок настроений»
Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с помощью театрализованных игр и упражнений....
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию с элементами театрализованной деятельности с использованием различных современных технологий для детей подготовительной к школе группы.
Занятие в соответствии с современными требованиями ФГОС...
конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом
Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...
Конспект занятия по «Художественно-эстетическому развитию», раздел «Музыкальная деятельность», для детей 6-7 лет с ТНР «Необычная история»
Занятие построено по классической схеме. В нем происходит поочередная последовательность различных видов музыкальной деятельности. Все его содержание пронизано необычной по...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию с элементами театральной деятельности для детей подготовительной к школе группе «Медовый замок настроений»
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию с элементами театральной деятельности для детей подготовительной к школе группе «Медовый замок настроений» ...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию с элементами театрализованной деятельности для детей подготовительной к школе группе «Зимние забавы»
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию с элементами театрализованной деятельности для детей подготовительной к школе группе «Зимние забавы»....