Конспект занятия по «Художественно-эстетическому развитию», раздел «Музыкальная деятельность», для детей 6-7 лет с ТНР «Необычная история»
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)
Занятие построено по классической схеме. В нем происходит поочередная последовательность различных видов музыкальной деятельности. Все его содержание пронизано необычной подачей материала детям. Деятельностный подход в общении педагога с воспитанниками активизирует дошкольников, заинтересовывает их разнообразными, увлекательными заданиями. Музыкальное приветствие интересно детям тем, что вместе с пением они выполняют движения. Во время выполнения музыкально-ритмических движений, дети не просто двигаются, а "идут на поиски пропавших нот из музыкального сборника". Появление героев-снеговиков "Мажора" и "Минора", беседа с ними, появление Солнышка, радует детей, приносит элемент сюрприза. Слушание музыкальных произведений происходит активно. Дети дигаются во время слушания соответственно характеру пьесы, при этом они выполняют сразу не одну задачу, а несколько, определяя и название муз. произведения, и композитора, написавшего пьесы, и их музыкальный лад. Активны и эмоциональны дети и во время хороводной игры "Снеговик" и во время подготовки к ней, когда считалкой выбирается водящий. Дети эмоциональны и во время распевания, пения, исполнения танца. Таким образом, полученные знания, умения и навыки закрепляются детьми в интересной для них форме игры, происходит дальнейшеее развитие их музыкальных способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 20.76 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по «Художественно-эстетическому развитию», раздел
«Музыкальная деятельность», для детей 6-7 лет с ТНР
«Необычная история»
Цель: развитие музыкальных способностей детей посредством различных видов музыкально-художественной деятельности при помощи полученных умений и навыков.
Задачи:
-способствовать развитию интонационной выразительности пения, речи, чувству ритма, внимания, памяти, музыкального слуха;
-развивать, воображение, эмоциональную отзывчивость, активность детей;
-продолжать учить детей выразительно петь хором, по подгруппам;
-закреплять знания детей о музыкальных ладах (мажоре и миноре);
-воспитывать вежливое отношение к другим людям.
Предметно-развивающая среда: фортепиано, муз. центр, СD-диски, 2 нотных сборника, магнитная доска, наглядный материал: два снеговика-Мажор и Минор, солнце.
Репертуар: «Марш» Н. Богословского; ритмическая игра с пением «Здравствуйте!» муз. и сл. С. Коротаевой; «Марш» муз. Т. Шутенко, «Галоп» М. И. Глинка; «Камаринская» П. И. Чайковского из «Детского альбома», «Осенняя песня» П. И. Чайковского из цикла «Времена года»; хороводная игра «Снеговик» муз. И. Артемьевой; песни: «Зимушка-затейница» сл. и муз. З. Б. Качаевой, «Ах, снежок!» сл. и муз. Е. Д. Гольцовой; парный танец «Петербургская кадриль» А. Балабанова.
Предварительная работа: разучивание приветствия «Здравствуйте!», музыкально-ритмических движений (шаг с притопом, поскоки, марш); слушание музыкальных произведений П. И. Чайковского; разучивание хороводной игры «Снеговик», песен «Зимушка-затейница», «Ах, снежок!», парного танца «Петербургская кадриль».
Словарная работа: активизировать употребление в речи детей прилагательных.
Ход деятельности
Вводная часть занятия
Дети входят в зал друг за другом маршевым шагом под муз. «Марш» Н. Богословского. Останавливаются возле стульчиков. Муз. руководитель предлагает детям спеть приветствие.
Музыкальное приветствие «Здравствуйте!» (ритмичная игра с пением).
Мотивационный этап
Игровая мотивация. Муз. руководитель объясняет детям, что для начала занятия ей понадобится нотный сборник. Муз. руководитель открывает нотный сборник и обнаруживает, что в нем пропали ноты.
Основная часть занятия
Ориентировочный этап
Муз. руководитель удивляется, спрашивает детей: «Что же это могло быть?» и предлагает детям отправиться на поиски пропавших нот.
Исполнительский этап
Муз. руководитель предлагает детям образовать круг.
Музыкально-ритмические движения:
-«Марш» муз. Т. Шутенко (шаг с притопом). Предложить детям повернуться направо, руки поставить на пояс, выполнить шаг с притопом. Вопрос: «Какая нога будет выполнять первый шаг?», «Где расположена правая нога, в кругу или из круга?», «Какая нога будет делать притоп?», «Какая нога будет делать второй шаг?».
-«Галоп» М. И. Глинка (поскоки и энергичная ходьба). Назвать детям второе упражнение. Акцентировать внимание детей на том, что нужно быть внимательными, выполняя движения в нем. Смена музыки подскажет им, как нужно двигаться. Напомнить, что при движении нужно держать голову прямо, не сутулиться.
Сюрпризный момент: на магнитной доске воспитатель открывает шторку-занавес, во внимание детей попадают 2 снеговика. Воспитатель делает предположение, что Снеговики могли бы им помочь найти пропавшие ноты, но не знает, как к ним обратиться.
Слушание (активное восприятие музыкального произведения): Муз. руководитель сообщает детям о своей догадке, в которой музыка помогла бы им найти ключевые слова для определения имен попутчиков. Но для начала муз. руководитель предлагает детям прослушать музыкальные отрывки, назвать ихи определить, в каком ладу они написаны, а также предлагает детям при желании двигаться во время слушания. 1-й муз. отрывок - «Камаринская» П. И. Чайковского; 2-й муз. отрывок - «Осенняя песня» П. И. Чайковского. Дети активно слушают, дают название произведениям и определяют лад.
Муз. руководитель хвалит детей, проговаривает два ключевых слова в задании (Мажор и Минор) и задает детям вопрос: «Можно ли встретившихся на пути Снеговиков назвать Мажором и Минором? Почему?» Дети высказывают свои предположения, глядя на изображения Снеговиков (их мимику, цвет пуговиц и ведер на голове). Воспитатель обращается к Снеговикам по имени Мажор и Минор, спрашивает, не видели ли они, куда пропали ноты из сборника.
Голос за кадром (от имени Снеговиков):
-Вместе мы в снежки играли и одним к вам в зал попали.
Снег ваш сборник намочил, ноты с него удалил. Простите нас!
Воспитатель говорит Снеговикам, что рада тому, что они сказали правду, высказывает решение о том, что надо к солнышку обратиться яркому:
Пусть лучом согреет нас, ноты все появятся в тот час!
Мы игрой его разбудим, ноты мы свои добудем!
Считалку мы произнесем и игру свою начнем!
Воспитатель называет по имени выбранного ребенка для произнесения считалки, напоминает ему, что произносить ее необходимо весело, громко и ритмично. Ребенок произносит считалку, выбирается Снеговик-ребенок, который становится в центр круга.
Хороводная игра «Снеговик». (Проводится 2 раза).
После игры на магнитной доске появляется Солнышко, муз. руководитель акцентирует на этом внимание детей и, подойдя к нотному сборнику, обнаруживает, что действительно ноты в нем появились, говорит Солнышку: «Спасибо!», и можно спеть песни. Муз. руководитель просит детей пройти к инструменту, встать прямо, чтобы помочь голосу петь ярко и звонко, и выполнить гимнастику, для того, чтобы язык хорошо двигался во время пения.
Логопедическая гимнастика (разработка Картушиной):
Повернулся язычок вправо-влево, на бочок.
/Дети гладят щечки-правую и левую/.
Ротик открываем, язычком болтаем.
/Упражнение «Болтушка»/.
А теперь, друзья, без шутки, языком почистим зубки.
/Проводят языком несколько раз по верхним зубам, потом по нижним/.
Улыбнемся всем друзьям, без улыбки петь нельзя.
/Улыбаются, широко растягивая губы/.
Муз. руководитель предлагает детям распевание, дает установку на то, что «рот необходимо открывать широко, как будто откусываем большое яблоко, язык активный, слова проговариваем правильно и стараемся петь чисто, красиво, но при этом протяжно».
Распевание: «Ля-ля-ля, снег покрыл поля, снег покрыл поля».
«Ля-ля-ля, белая земля, белая земля».
Пение:
- «Зимушка-затейница» сл. И муз. З. Б. Качаевой. Предложить детям узнать песню по отрывку. Муз. руководитель исполняет на инструменте мелодию припева без текста. Дети угадывают название песни по исполненному припеву. Предложить детям исполнить 1 куплет песни хором, а со второго куплета по подгруппам в куплете (например, мальчики поют второй куплет, а девочки-третий, или наоборот) и хором в припеве. Муз. руководитель во время проигрыша между куплетами указывает каждой подгруппе, когда необходимо вступать. Напомнить детям, что при переходе от куплета к припеву в мелодии есть скачок вверх. Вспомнить с детьми особенности изменений текста в каждом припеве.
- «Ах, снежок!» сл. и муз. Е. Д. Гольцовой. Исполнить детям вступление песни, проиграв его на фортепиано. Дети угадывают название песни по исполненному вступлению. Напомнить детям, что куплет песни поется спокойно, а припев-живо, весело. Дети исполняют песню хором. Предложить детям спеть песню еще раз, но в припеве пропеть мелодию про себя, как рыбки, а в куплете спеть ее вслух. Песня исполняется детьми второй раз.
Похвалить детей и предложить им узнать, что прозвучит на этот раз. Муз. руководитель предлагает вниманию детей небольшой отрывок, звучащий на СD проигрывателе. Вопрос: «Что прозвучало сейчас?» Дети угадывают произведение, дают ему название и высказывают свои предположения о том, что это не песня, а танец. Муз. руководитель предлагает детям исполнить знакомый им веселый, задорный, парный танец «Петербургская кадриль».
Парный танец «Петербургская кадриль». Муз. руководитель хвалит детей и после исполнения танца предлагает им встать лицом в круг.
Заключительная часть
Рефлексивный этап. Муз. руководитель делится с детьми, что очень рада, что необычная история закончилась хорошо и дети смогли позаниматься. Вопросы: Что за история произошла с детьми на занятии? Кого дети встретили, как зовут героев? Кто помог вернуть ноты? Что больше всего понравилось? Что запомнилось? Какую музыку слушали? Назовите песни, которые исполняли?
Перспективный этап. Предложить детям нарисовать рисунки на тему: «Необычная история» и принести их в музыкальный зал на занятие, чтобы потом провести беседу.
Муз. руководитель предлагает детям исполнить прощальную песенку, показывает при этом движение мелодии рукой. Дети поют свою фразу: «До свидания», тоже показывая направление движения мелодии рукой.
Дети под фонограмму «Марш» Н. Богословского возвращаются в группу.
Список использованных источников
- Журнал «Колокольчик» - «Встречаем Новый год» №40, 2007 г., 36 с.
- Журнал «Музыкальный руководитель» №8, 2010 г., 64 с.
- Журнал «Музыкальный руководитель» №8, 2007 г., 64 с.
- Каплунова И., Новоскольцева И. «Праздник каждый день. Старшая группа». Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением (3 СD) (старшая группа) «ЛАДУШКИ», Праздник каждый день. Изд. «Композитор» (Санкт – Петербург), 2015 г.–308 с.
- Каплунова И., Новоскольцева И. «Праздник каждый день. Подготовительная группа». Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением (3 СD), (подготовительная группа) «ЛАДУШКИ», Праздник каждый день. Изд. «Композитор» (Санкт-Петербург), 2016г.,-368 с.
- Каплунова И., Новоскольцева И. «Потанцуй со мной, дружок». Библиотека программы «Ладушки». Методическое пособие с аудиоприложением для музыкальных руководителей д/с, учителей музыки, педагогов. Изд. «Невская нота»-СПБ., 2010 г.,-72 с.
- Картушина М. Ю. «Вокально-хоровая работа в детском саду», М. –изд. «Скрипторий 2003», 2017 г., - 172 с.
- Орлова Т. М., Бекина С. И. «Учите детей петь» (песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет). Пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. М.: Просвещение-1988 г., 144 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по реализации образовательной области "Художественно-эстетического развития" раздел "Музыкально-художественная деятельность"
Программа по музыкальному развитию...
Рабочая программа по реализации образовательной области "Художественно-эстетического развития" раздел "Музыкально-художественная деятельность"
Рабочая программа по реализации образовательной области "Художественно-эстетического развития" раздел "Музыкально-художественная деятельность"...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию с элементами театрализованной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Медовый замок настроений»
Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с помощью театрализованных игр и упражнений....
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию с элементами театрализованной деятельности с использованием различных современных технологий для детей подготовительной к школе группы.
Занятие в соответствии с современными требованиями ФГОС...
ПЛАН - КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ По художественно эстетическому развитию (рисованию) в подготовительной группе с общим недоразвитием речи "История про динозавров"
Создание истории про динозавров в технике коллаж. с использованием бумаги, созданной своими руками....
конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом
Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию, раздел "Музыкальная деятельность", для детей 4-5 лет на тему: "Колючий еж".
Конспект музыкального занятия для детей 4-5 лет написан для детей младшего дошкольного возраста, а точнее для детей 4-5 лет. Незатейливый сюжет проходит через все виды музыкальной деятельности: музыка...
- Мне нравится (1)