Диагностика музыкально-личностного развития дошкольников как условие повышения качества образования
материал по музыке (старшая группа)
Диагностика музыкально-личностного развития дошкольников как условие повышения качества образования.
В целях повышения качества образовательного процесса и отслеживания эффективности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста, определения реальных возможностей каждого ребенка и создания оптимальных условий для его успешного обучения, в программе применяются диагностические методики, позволяющие определить достижения обучающимися планируемых результатов, разработаны показатели и критерии диагностического исследования уровней предметной и метапредметной компетенций, сферы личностного роста. Диагностическое исследование проходит в 2 этапа: нулевой (начальный) срез- сентябрь месяц; конечный (итоговый) срез- май месяц.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Диагностика музыкально-личностного развития дошкольников
как условие повышения качества образования
В целях повышения качества образовательного процесса и отслеживания эффективности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста, определения реальных возможностей каждого ребенка и создания оптимальных условий для его успешного обучения, в программе применяются диагностические методики, позволяющие определить достижения обучающимися планируемых результатов, разработаны показатели и критерии диагностического исследования уровней предметной и метапредметной компетенций, сферы личностного роста.
Диагностическое исследование проходит в 2 этапа:
нулевой (начальный) срез- сентябрь месяц;
конечный (итоговый) срез- май месяц.
1. Предметная компетентность
Специальные ЗУН:
- эмоциональная отзывчивость и выразительность
- вокально-интонационные навыки
- музыкально-ритмическая организация
Специальные знания, умения, навыки оцениваются по 3 уровням (высокий, средний, низкий) и по следующим критериям:
1.Эмоциональная отзывчивость и выразительность
Высокий уровень | Легко входит в художественный образ. Передает чувства, эмоциональные переживания посредством мимики, жеста, движения или музыкального исполнения, музицирования. Стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей. Эмоционально реагирует на характер звучания музыкального произведения. Артистичен. Сценичен. |
Средний уровень | Способен к эстетическому восприятию. Не всегда легко и свободно входит в роль другого персонажа. С помощью педагога меняет выражение голоса в процессе развития художественного образа. С трудом передает чувства, эмоциональные переживания посредством мимики, жеста, движения. Не всегда стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей. |
Низкий уровень | Интерес к творчеству не проявляет. Равнодушен и нерешителен. Безразличен к художественно-эстетическим характеристикам вещей и явлений. Плохо входит в художественный образ. Не умеет передавать чувства, эмоции через движения и музицирование. Не стремится вызвать эмоциональный отклик у других детей. |
2. Вокально – интонационные навыки
Высокий уровень | Интонационно чисто исполняет мелодию песни при правильном дыхании, несложные песни без сопровождения; поет выразительно, эмоционально. Качество звука – чистый, протяжный, четкое произношение согласных. Отличный музыкальный, вокальный и ансамблевый слух, правильная артикуляция. |
Средний уровень | Интонационно неустойчиво передает мелодию песни с сопровождением, поет недостаточно выразительно. Качество звука – не протяжный, средний вокальный слух, нечеткая артикуляция, дикция. |
Низкий уровень | Интонирует неточно, поет равнодушно, качество звука – тихий, слабый, вялая дикция и артикуляция, слабый вокальный и ритмический слух. Маленький диапазон. |
- Музыкально-ритмическая организация
Высокий уровень | Точно передает ритмический рисунок музыкального произведения, точно воспроизводит ритмический диктант, умеет четко и выразительно двигаться под музыкальное сопровождение, ощущая начало и конец музыкальной фразы, координируя музыку и движения. Умеет передавать в движении развитие музыкальных образов. |
Средний уровень | Передает ритмическую организацию музыкального произведения с помощью педагога, умеет самостоятельно двигается под музыкальное сопровождение. Недостаточная координация. Не всегда ощущает сильную долю, темп музыки. |
Низкий уровень | Не ощущает метроритмическую основу музыкального произведения, не может воспроизвести ритмический рисунок, координировать музыку и движения. Не умеет двигаться в соответствии с характером и художественным образом музыкального произведения, слышать и передавать в движении темп музыки и сильную долю. |
2. Метапредметные (общеучебные) компетентности
Метапредметные компетентности оцениваются по 3 уровням (высокий, средний, низкий) и по следующим критериям:
- коммуникативная компетенция
- познавательная сфера
- регулятивные навыки
- уровень мотивации к предмету
1.Коммуникативная компетенция
Высокий уровень | Легко и быстро осваивает способы учебной деятельности, применяет их как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. На достаточном качественном уровне развита речевая деятельность, навыки сотрудничества; активно вступает в диалог и коллективное обсуждение; продуктивно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; умеет корректировать и осуществлять контроль собственного поведения. |
Средний уровень | Не всегда активно осваивает способы учебной деятельности, редко применяет их как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Развита речевая деятельность, навыки сотрудничества; неохотно вступает в диалог и коллективное обсуждение; взаимодействует со сверстниками и взрослыми; иногда осуществляет контроль собственного поведения. |
Низкий уровень | Интерес к освоению способов учебной деятельности не проявляет. Слабо развита речевая деятельность, навыки сотрудничества. Не стремится к общению и диалогу. Социально не адаптирован. Не контролирует поведение. |
2. Познавательная сфера
Высокий уровень | Активен в получении новых знаний, умений, навыков и видов деятельности. Умеет работать с информацией- извлекать и перерабатывать; использует знаково-символические средства. На достаточном качественном уровне выполняет логические операции – сравнение, аналогия, анализ, обобщение, вывод; умеет строить логическую цепь рассуждения. |
Средний уровень: | Не всегда активен в получении новых знаний, умений, навыков, видов деятельности. Умеет работать с информацией; использует знаково-символические средства. При помощи педагога выполняет логические операции – сравнение, аналогия, анализ, обобщение. |
Низкий уровень: | Не активен в получении новых знаний, умений, навыков, видов деятельности. Не умеет прилагать усилия, добиваться результата. Нет желания научиться новому, узнать что- то интересное. При помощи педагога выполняет логические операции – сравнение, аналогия, анализ, обобщение. |
3. Регулятивные навыки
Высокий уровень | Умеет управлять своей деятельностью, контролировать и корректировать поведение в соответствии с ситуацией. Активно формируются навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в различных социальных ситуациях. Инициативный и самостоятельный. Умеет адекватно оценивать результаты своей деятельности, формулировать их в устной форме. В достаточной степени присутствует волевая саморегуляция, самоконтроль и самооценка. |
Средний уровень | Не всегда управляет своей деятельностью, контролирует и корректирует поведение в соответствии с ситуацией. Имеет навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в различных социальных ситуациях, но применяет не часто. Не всегда организован и сосредоточен. Бывает не внимателен. Умеет оценивать результаты своей деятельности, формулировать их в устной форме. Присутствует волевая саморегуляция, самоконтроль и самооценка. |
Низкий уровень | Не умеет управлять своей деятельностью, контролировать и корректировать поведение в соответствии с ситуацией. Имеет незначительные навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в различных социальных ситуациях. Не организован. Не контролирует свое поведение. |
- Уровень мотивации к предмету
Высокий уровень | Активно формируются социально значимые мотивы к учебной деятельности. Достаточно точно сформирована система ценностных отношений к образовательному процессу, предмету, результатам творческой деятельности. Ярко выражено положительное отношение к предмету, позитивные мотивы и интересы к освоению содержания программы. С удовольствием и радостью посещает учебные занятия. |
Средний уровень | Мотивирован к учебной деятельности. Присутствует интерес к образовательному процессу, предмету, результатам творческой деятельности. Наблюдается положительное отношение к предмету, позитивные мотивы к освоению содержания программы. С интересом посещает занятия. |
Низкий уровень | Не всегда мотивирован к учебной деятельности, не всегда присутствует интерес к образовательному процессу, предмету, результатам творческой деятельности. Но наблюдается положительное отношение к предмету, позитивные мотивы к освоению содержания программы. |
3. Сфера личностного развития обучающегося
Сфера личностного развития обучающегося оценивается по 3 уровням (высокий, средний, низкий) и по следующим критериям:
- уровень воспитанности
- уровень социальных навыков
- креативные способности
1. Уровень воспитанности
Высокий уровень | Обучающийся принимает гуманистические ценности и ориентации; формируются эстетические потребности, этические нормы, основы экологической культуры. Понимает значимость безопасного и здорового образа жизни. Бережно относится к материальным и духовным ценностям. Уважительно относится к чужому труду, к чужому мнению. Толерантен. Доброжелательный и отзывчивый, умеет сопереживать и сочувствовать. |
Средний уровень | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, этических норм, экологической культуры находится на начальном этапе. Понимает значимость безопасного и здорового образа жизни. Не всегда бережно относится к материальным и духовным ценностям. Не всегда уважительно относится к чужому труду, к чужому мнению. Бывает доброжелательным и отзывчивым. |
Низкий уровень | Не знаком с этическими и эстетическими нормами, основами экологической культуры. Нарушает правила поведения на занятиях, правила безопасности жизнедеятельности. Конфликтен. |
2. Уровень социальных навыков
Высокий уровень | Активно формируется система ценностных отношений к себе и другим участникам образовательного процесса. Умеет ориентироваться в ценностно- смысловых и социальных ролях, межличностных отношениях. Активно осваивает нормы социального взаимодействия. Проявляет такие социальные навыки, как ответственность, способность уважать сверстников и взрослых, сотрудничать, разрешать конфликты. Понимает ценность социально значимого труда. Готов к самостоятельным действиям. Ответственно относится к собственным поступкам. |
Средний уровень | Постепенно осваивает нормы социального взаимодействия. Не всегда проявляет такие социальные навыки, как ответственность, способность уважать сверстников и взрослых, сотрудничать, разрешать конфликты. Часто не готов к самостоятельным действиям. Не всегда может объяснить собственные поступки. |
Низкий уровень | Не желает осваивать нормы социального взаимодействия. Не умеет проявлять такие социальные навыки, как ответственность, способность уважать сверстников и взрослых, сотрудничать, разрешать конфликты. Не готов к самостоятельным действиям. Не может объяснить собственные поступки. Конфликтен. |
3. Креативные способности
Высокий уровень | Присутствует стремление к творчеству, мотивация к творческому труду, работе на получение положительного творческого результата. Умеет нестандартно мыслить. Способен к оригинальному мышлению. Интеллектуально развит. Любит удивлять новыми идеями и подходами, создавать новый творческий продукт. Умеет фантазировать. Хорошо развито творческое воображение, абстрактное мышление. |
Средний уровень | Способен к эстетическому восприятию. Не всегда присутствует стремление к творчеству, к творческому труду, к работе на получение положительного результата. Пытается нестандартно мыслить, фантазировать. Иногда способен мыслить оригинально. Не всегда доводит начатое дело до логического завершения. |
Низкий уровень | Интерес к творчеству не проявляет. Равнодушен и нерешителен. Безразличен к художественно-эстетическим характеристикам вещей и явлений. Творческое воображение развито слабо. Работает в репродуктивном режиме. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Планирование деятельности педагога как условие повышения качества образования дошкольников"
В презентации показаны современные подходы к понятию "Качество дошкольного образования", показаны задачи, которые необходимо поставить перед педагогами с учетом основных принципов содержания плана....
Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС»
Методическая разработка: педсовет....
Опыт работы по теме:«Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации как условие повышения качества образования»
В работе раскрывается система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров....
Сертификат "Ранняя профессиональная ориентация дошкольника как одно из условий повышения качества образования в современном мире"
Сертификат "Ранняя профессиональная ориентация дошкольника как одно из условий повышения качества образования в современном мире"...
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
В статье рассматриваются методы нетрадиционной изодеятельности с дошкольниками...
Педсовет: «Развитие кадрового потенциала, как одно из условий повышения качества образования»
Педсовет: «Развитие кадрового потенциала, как одно из условий повышения качества образования» Цель: осознание общих целей субъектами образовательного процесса; формирование общих...
Развитие профессиональной компетентности педагогов дошкольных групп ГБОУ «Школа № 842» как условие повышения качества образования детей дошкольного возраста.
В настоящее время педагоги дошкольных образовательных учреждений испытывают самые глубокие и стремительные перемены в своей педагогической деятельности за всю свою историю. Новая, современная система ...