Программа кружка по театрализованной деятельности дошкольников
рабочая программа по музыке (средняя группа)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Говорушки»
по театрализованной деятельности
для детей среднего дошкольного возраста
на 2021-2022 уч.год
Разработала:
воспитатель Турсунова А.С.
г. Улан-Удэ
2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка………………………………………………….. 3
1.2 Планируемые результаты освоения Программы 4
2. Содержательный раздел
2.1 Содержание психолого-педагогической работы с детьми при организации театрализованной деятельности …………………..……….. 5
2.2 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников…………………………………………………………… 6
2.3 Способы и направления поддержки детской инициативы……………… 8
2.4 Возрастные особенности оранизации театрализованной деятельности. Средний дошкольный возраст………………………………………………… 8
2.5 Перспективно – календарное планирование по организации
театрализованной деятельности. Средняя группа…………………………. 10
3.Организационный раздел
3.1 Организация и оформление развивающей предметно – пространственной среды……………………………………………………. 22
3.2 Материально-техническая база………………………………………… 22
3.3 Сведения об обеспечении образовательного процесса информационными ресурсами и материально-техническом оснащении.. 23
4. Список литературы………………………………………………………… 24
1.Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
В современной педагогике постепенно дидактическая направленность занятий заменяется развивающей. Под этим следует подразумевать в первую очередь то, что не только непосредственно психологи, но и учителя-практики начинают понимать и видеть реальные результаты проводимой ими образовательной и воспитательной деятельности в формировании личности ребенка, развитии его интересов, творческого потенциала и способностей.
Привычку к выразительной публичной речи можно выработать у человека, с ранних лет приобщая его к выступлениям перед аудиторией. Огромную помощь в реализации этой задачи оказывают театрализованные занятия. Дети всегда с восторгом воспри-нимают их, любят их посещать. В сказках, рассказах, пьесах решается проблема добра и зла, смелости и трусости, честности и лжи. Благодаря таким произведениям ребенок не только умом воспринимает окружающий мир, но и пропускает события через свое сердце.При этом он не только познает, но и выражает сложившееся у него отношение к проблемам. Возраст 3-6 лет является периодом формирования основ творческой личности, во время, которого осознаются моральные нормы, принятые в обществе
Актуальность.
Актуальность организации театрального кружка заключается в том, что в ДОО театрализованная деятельность является одним из самых доступных видов искусства для детей. Театр – это средство эмоционально – эстетического воспитания детей. Театральная деятельность близка и понятна ребёнку, она является неисчерпаемым источником эмоциональных открытий. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни, ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное наслаждение. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театрализация является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость). Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театрализованная деятельность.
Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи - умения общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, а также интеллектуального, коммуникативного, художественно - эстетического воспитания, развития музыкальных и творческих способностей.
Эмоциональное воздействие произведений театрального искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями, что и способствует развитию речи ребёнка. Неся в себе такой положительный импульс, театральная деятельность должна широко использоваться в работе с детьми.
Цель программы – развитие творческих возможностей, творческой самостоя-тельности, эстетического вкуса, воспитание любви к театру и театральной деятель-ности, формирование у детей коммуникативных умений через театрализованную деятельность.
Задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и
воплощения образа, а также их исполнительские умения.
3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить
имитировать характерные движения сказочных животных.
4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика) .
5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
7. Познакомить детей с различными видами театра.
8. Развить у детей интерес к театральной игровой деятельности.
9. Развивать желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.
1.2 Планируемые результаты освоения Программы :
- Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации) .
- Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы, фантазии) .
- Развитие личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным) .
Формы подведения итогов:
- -Театрализованные представления;
- -Досуги;
- -Участие в конкурсах по театрализованной деятельности.
Основные направления театрализованной игры:
- От наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности
- От индивидуальной игры к игре в группе из трех-пяти сверстников
- От имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.
Формы и режим занятий:
Программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для детей 4-5 лет.
Проводится кружок один раз в неделю (во второй половине дня, продолжительностью 20 минут).
Занятия проводятся с октября по май. Всего 31 занятий..
Деятельность проводится в форме игры:
-Игровые упражнения;
-Этюды;
-Игра-драматизация;
-Сюжетно-ролевая игра.
Методы и технологии, применяемые в работе с детьми:
- Словесные (рассказ, пояснение, вопрос, художественное слово, обращение к личному опыту, чтение художественной литературы, конкурс стихов)
- Наглядные (рассматривание костюмов, декораций к различным спектаклям, просмотр спектаклей, этюдов и постановок в ДОУ)
- Практические (игры-драматизации, работа над этюдами, рисование фрагментов сказок и пьес, изготовление декораций, костюмов, масок, элементов к костюмам)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.docx | 57.97 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Администрация города Улан – Удэ
Комитет по образованию города Улан – Удэ
МАОУ «Прогимназия № 108»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Говорушки»
по театрализованной деятельности
для детей среднего дошкольного возраста
на 2021-2022 уч.год
Разработала:
воспитатель Турсунова А.С.
г. Улан-Удэ
2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка………………………………………………….. 3
1.2 Планируемые результаты освоения Программы 4
2. Содержательный раздел
2.1 Содержание психолого-педагогической работы с детьми при организации театрализованной деятельности …………………..……….. 5
2.2 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников…………………………………………………………… 6
2.3 Способы и направления поддержки детской инициативы……………… 8
2.4 Возрастные особенности оранизации театрализованной деятельности. Средний дошкольный возраст………………………………………………… 8
2.5 Перспективно – календарное планирование по организации
театрализованной деятельности. Средняя группа…………………………. 10
3.Организационный раздел
3.1 Организация и оформление развивающей предметно – пространственной среды……………………………………………………. 22
3.2 Материально-техническая база………………………………………… 22
3.3 Сведения об обеспечении образовательного процесса информационными ресурсами и материально-техническом оснащении.. 23
4. Список литературы………………………………………………………… 24
1.Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
В современной педагогике постепенно дидактическая направленность занятий заменяется развивающей. Под этим следует подразумевать в первую очередь то, что не только непосредственно психологи, но и учителя-практики начинают понимать и видеть реальные результаты проводимой ими образовательной и воспитательной деятельности в формировании личности ребенка, развитии его интересов, творческого потенциала и способностей.
Привычку к выразительной публичной речи можно выработать у человека, с ранних лет приобщая его к выступлениям перед аудиторией. Огромную помощь в реализации этой задачи оказывают театрализованные занятия. Дети всегда с восторгом воспри-нимают их, любят их посещать. В сказках, рассказах, пьесах решается проблема добра и зла, смелости и трусости, честности и лжи. Благодаря таким произведениям ребенок не только умом воспринимает окружающий мир, но и пропускает события через свое сердце.При этом он не только познает, но и выражает сложившееся у него отношение к проблемам. Возраст 3-6 лет является периодом формирования основ творческой личности, во время, которого осознаются моральные нормы, принятые в обществе
Актуальность.
Актуальность организации театрального кружка заключается в том, что в ДОО театрализованная деятельность является одним из самых доступных видов искусства для детей. Театр – это средство эмоционально – эстетического воспитания детей. Театральная деятельность близка и понятна ребёнку, она является неисчерпаемым источником эмоциональных открытий. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни, ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное наслаждение. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театрализация является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость). Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театрализованная деятельность.
Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи - умения общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, а также интеллектуального, коммуникативного, художественно - эстетического воспитания, развития музыкальных и творческих способностей.
Эмоциональное воздействие произведений театрального искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями, что и способствует развитию речи ребёнка. Неся в себе такой положительный импульс, театральная деятельность должна широко использоваться в работе с детьми.
Цель программы – развитие творческих возможностей, творческой самостоя-тельности, эстетического вкуса, воспитание любви к театру и театральной деятель-ности, формирование у детей коммуникативных умений через театрализованную деятельность.
Задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и
воплощения образа, а также их исполнительские умения.
3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить
имитировать характерные движения сказочных животных.
4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика) .
5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
7. Познакомить детей с различными видами театра.
8. Развить у детей интерес к театральной игровой деятельности.
9. Развивать желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.
1.2 Планируемые результаты освоения Программы :
- Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации) .
- Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы, фантазии) .
- Развитие личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным) .
Формы подведения итогов:
- -Театрализованные представления;
- -Досуги;
- -Участие в конкурсах по театрализованной деятельности.
Основные направления театрализованной игры:
- От наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности
- От индивидуальной игры к игре в группе из трех-пяти сверстников
- От имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.
Формы и режим занятий:
Программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для детей 4-5 лет.
Проводится кружок один раз в неделю (во второй половине дня, продолжительностью 20 минут).
Занятия проводятся с октября по май. Всего 31 занятий..
Деятельность проводится в форме игры:
-Игровые упражнения;
-Этюды;
-Игра-драматизация;
-Сюжетно-ролевая игра.
Методы и технологии, применяемые в работе с детьми:
- Словесные (рассказ, пояснение, вопрос, художественное слово, обращение к личному опыту, чтение художественной литературы, конкурс стихов)
- Наглядные (рассматривание костюмов, декораций к различным спектаклям, просмотр спектаклей, этюдов и постановок в ДОУ)
- Практические (игры-драматизации, работа над этюдами, рисование фрагментов сказок и пьес, изготовление декораций, костюмов, масок, элементов к костюмам)
2. Содержательный раздел
2.1 Содержание психолого-педагогической работы с детьми при организации театрализованной деятельности
Театрализованная игра, как один из видов игровой деятельности, оказывает существенное влияние на ход развития личности ребенка.
В сфере познавательного развития: развитие разносторонних представлений о действительности, наблюдение за явлениями природы, поведением животных, обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития пространственных представлений, творчества, интеллектуальной инициативы, развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата .
В сфере социально-коммуникативного развития: формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности, воспитание культуры познания взрослых и детей, воспитание эстетически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе, развитие эмоций.
В сфере речевого развития: содействие развитию монологической и диалогической речи, обогащение словаря, образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, овладение выразительными средствами общения.
В сфере художественно-эстетического развития: приобщение к высокохудожественной литературе, развитие таких форм воображения, в основе которых лежит интерпретация литературного образа, приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов, создание выразительного художественного образа, развитие пространственного воображения как основы проектного мышления, творческого замысла, прогнозирование результата.
В сфере физического развития движений: согласование действий и сопровождающей их речи, развитие умения воплощать в творческом движении настроение, характер, и процесс развития образа, поддержка становления музыкально-двигательной импровизации в этюдах, выразительного исполнения основных видов движений.
2.2 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Формы взаимодействия взрослых и детей разнообразны, индивидуальны, подвижны, комфортны и интересны.
Родители привлекаются не только, и не столько как зрители на занятия-показы, но и как субъекты организации жизнедеятельности кружка. Мнение родителей учитывается при выборе форм работы с детьми, тематического содержания занятий, при подборе музыкального или танцевального материала. Оформление зала и сцены, придумывание и исполнение костюмов и реквизита тоже не обходится без участия родителей. Совместная деятельность взрослых и детей носит развивающий характер, общение вне дома обогащает мир взаимоотношений ребенка и мамы, папы, бабушки. Взрослые имеют уникальную возможность посмотреть на своего малыша со стороны, увидеть те стороны его личности, которые в повседневном обиходе не раскрываются, или раскрываются крайне редко.
№ | месяц | формы работы | участники | задачи взаимодействия |
1 | Сентябрь | Анкетирование «Нужны ли кружки в ДОУ для детей?» | педагог, родители, воспитатели | Формирование и подкрепление у родителей установки на сотрудничество |
2 | Октябрь | Памятка для родителей «Как организовать театр дома?» | педагог | Повысить педагогическую грамотность родителей по вопросам театральной деятельности |
3 | Ноябрь | Семинар–практикум «Организация теат-рально- игровой деятельности в домашних услови-ях»с использова-ниием презентации | педагог, родители, воспитатели | Мотивировать заинтересованность родителей в обогащении развивающей среды, в создании условий для творческого развития ребенка |
4 | Декабрь | Показ театрализ-ованного предста-вления | педагог, дети, родители, воспитатели | Развивать интерес родителей к театральной деятельности своих детей, создать хорошее настроение, привлечь родителей к совместному творчеству |
5 | Январь | Издательская де-ятельность: бук-леты «Играем дома» | педагог | Повысить педагогическую грамотность родителей по вопросам организации детского досуга |
6 | Февраль | Фото-стенд «Те-атральная семья», оформление пап-ки- передвижки «Ты детям сказку расскажи» | педагог | Способствовать освоению ак-тивной родительскойпозициив деятельности детского сада |
7 | Март | Папка–раскладушка «Театрализованная деятельность дошкольников» | педагог | Повысить педагогическую грамотность родителей по вопросам организации детского досуга |
8 | Апрель | Фото-альбом: «Весь мир - театр», выставка театральных кукол, сделанных руками родителей | педагог, родители, воспитатели | Вызвать интерес у родителей к ДОУ.Привлечение родителей к подготовке атрибутов для выступлений, детских костюмов |
9 | Май | Анкетирование, показ сказки родителям | педагог, дети, родители, воспитатели | Подведение итогов работы |
2.3 Способы и направления поддержки детской инициативы
Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня.
Все виды деятельности ребенка в детском саду осуществляются в форме самостоятельной инициативной деятельности:
— самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры ;
— самостоятельная деятельность в книжном уголке, в театральном уголке;
— самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей;
В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитателю важно соблюдать ряд общих требований:
— развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;
— создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;
— постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно;
— дозировать помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае.
2.4 Возрастные особенности оранизации театрализованной деятельности
Средний дошкольный возраст
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя; от игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат, от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные («параллельные») роли, к игре в группе из пяти - семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление); от создания в игре-драматизации простого «типичного» образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, их смена .
В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм. Работа воспитателя с детьми 4 - 5 лет должна состоять в поддержании их интереса к театрализованной игре, в его дифференциации, заключающейся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская), становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения.
Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. Практически все виды игровых заданий и игр-драматизаций, которые освоил младший дошкольник, полезны и интересны ребенку среднего дошкольного возраста. Усложнение касается текстов, которые отныне отличаются более сложным содержанием, наличием смыслового и эмоционального подтекстов, интересными образами героев, оригинальными языковыми средствами.
Содержательную основу составляют образно-игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера (например «Угадай, что я делаю», «Угадай, что со мной только что было», «Покажи, не называя, литературного героя» и т.п.).
Расширение игрового опыта детей происходит также за счет освоения театрализованной игры. В возрасте 4 - 5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур.
Существенно усложняются театрально-игровые умения дошкольников.
Первая группа умений обеспечивает дальнейшее развитие позиции «зритель» (быть внимательным и доброжелательным зрителем; проявлять элементы зрительской культуры: не покидать своего места во время спектакля, адекватно реагировать на происходящее «на сцене», отвечать на обращение «артистов», благодарить их с помощью аплодисментов; позитивно оценивать игру сверстников-»артистов»).
Вторая группа умений связана с совершенствованием позиции «артист». Главным образом это подразумевает умение использовать средства нсвербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций, их развития и смены (Машенька заблудилась в лесу - испугалась, увидела избушку - удивилась, придумала, как обмануть медведя, - обрадовалась), для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера (старый дед с трудом, но тянет репку; внучка тянет не очень старательно, хочет убежать и поиграть с подружками; мышка так боится кошки, что тянет изо всех сил). Развивается и умение «управлять» куклой: держать ее незаметно для зрителей, правильно «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре, имитируя ходьбу, бег, прыжки, жесты и движения, символизирующие приветствия и прощание, согласие и несогласие.
Третья группа умений обеспечивает первичное освоение позиции «режиссер» в режиссерской театрализованной игре, т.е. умение создавать игровое пространство на плоскости стола, наполнять его игрушками и фигурками по своему усмотрению.
Четвертая группа позволяет ребенку овладеть основными умениями «оформителя спектакля», что подразумевает способность определять место для игры, подбирать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаться в процесс изготовления воспитателем недостающих атрибутов для игры.
Пятая группа умений, направленная на позитивное взаимодействие с другими участниками игры, включает умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе игры .
.
2.5 Перспективно – календарное планирование по организации
театрализованной деятельности. Средняя группа
СЕНТЯБРЬ
| Занятие Тема | Цели и задачи | Методические рекомендации | Материал и оборудование |
1 Знакомство | Вызвать интерес к театрализованной деятельности; развивать эмоционально-чувственную сферу детей, побуждая их к выражению своих чувств, к общению; | Первое посещение детьми театрального кружка в новом учебном году. Знакомство с новыми детьми. Игра «Назови свое имя» Игра «Радио» | Мяч, музыкальный центр, | |
2 Мир театра | Учить выражать эмоции через движения и мимику; учить выразительной интонации. | Беседа с детьми «Что такое театр». Ряженье в костюмы. Игра «Измени голос». Хоровод-игра «Мышки на лугу» | Ширма для кукольного театра, куклы бибабо, маски. | |
3 Музыка осени | Познакомить детей с понятиями: «Мимика»; вызывать положительный эмоциональный отклик детей; учить красиво двигаться под спокойную музыку, делая плавные движения | «Выразительное движение». Игровые упражнения. Игра – импровизация «Листочки в саду». Музыкально – ритмическая композиция «Осенний вальс» | Декорация осеннего сада, музыкальное сопровождение, осенние листочки | |
4 Наш богатый урожай | Учить вслушиваться в стихотворный текст и соотносить его смысл с выразительным движением под музыку. | «Язык жестов». Игра «Где мы были, мы не скажем». Отгадывание загадок. Инсценировка «Мышка - норушка». Хороводная игра «Огород у нас хорош» | Шапочки овощей для игры, театральная кукла Мышка, зерна в плошке, муляжи пирожков. | |
ОКТЯБРЬ | Занятие Тема | Цели и задачи | Методические рекомендации | Материал и оборудование |
5 Забава | Вовлечь детей в сюжетно-игровую ситуацию; побуждать детей к двигательной активности. | Игры с Забавой. Игры и упражнения: «Диктор», «Изобрази героя». | Ширма, театральная кукла «Забава». | |
6 В гостях у сказки | Познакомить с новой сказкой; познакомить с теневым кукольным театром; учить отвечать на вопросы полным и содержательным ответом. | «Теремок». Показ театра теней Вопросы по содержанию. Рассматривание иллюстраций к сказке с обсуждением характерных особенностей персонажей. | Театр теней, иллюстрации к сказке. | |
7 В гостях у сказки | Учить детей бесконфликтно распределять роли; формировать дружеское взаимоотношение; разучить сказку по ролям, работать над произношением реплик, над жестами и мимикой; ввести диалог в процессе показа сказки | «Теремок». Ряженье в маски. Отгадывание загадок. | Маски героев по сказке, | |
8 Теремок | Развивать творческие способности; вызвать эмоциональный отклик детей на выступление перед зрителями. | Драматизация сказки « Теремок». | Декорация к сказке, музыкальное сопровождение. |
НОЯБРЬ
| Занятие Тема | Цели и задачи | Методические рекомендации | Материал и оборудование |
1 Наша дружба | Воспитывать у детей чувство осознанной необходимости друг в друге, понимание взаимопомощи, дружбы; развивать воображение и учить детей высказываться; учить восприятию сюжета игры. | Беседа о друзьях. Чтение стихотворения. Рассказывание сказки «Лучшие друзья». Игра « Скажи о друге ласковое слово» | Игрушка «Зайчик», воздушный шарик, музыкальное сопровождение. | |
2 Если с другом вышел в путь. | Учить выразительно двигаться под музыку, ощущая ее ритмичность или плавность звучания. | Отгадывание загадок по содержанию сказки. Этюды на выразительность передачи образа с помощью мимики и жестов. | Зеркало, музыкальное сопровождение /песня «Если с другом вышел в путь» В. Шаинского. | |
3 Все мы делим пополам. | Порадовать детей, создать дружественную атмосферу занятия. | Рассказывание детьми сказки «Лучшие друзья». Музыкально-ритмическая композиция «Все мы делим пополам». | Маски зверей, музыкальное сопровождение. | |
4 Лучшие друзья | Развивать творческие способности. Постановка сказки для детей детского сада. | Подготовка и драматизация сказки «Лучшие друзья». | Декорация к сказке, костюмы, музыкальное сопровождение |
ДЕКАБРЬ | Занятие Тема | Цели и задачи | Методические рекомендации | Материал и оборудование |
1 Мимика | Вовлечь детей в игровой сюжет; побуждать к двигательной имитации, учить импровизировать, в рамках заданной ситуации. | Игра «Что я умею». Чтение стихотворения Б.Заходера «Вот как я умею». Упражнения на выразительность движений и мимики. Мимические этюды у зеркала. | Мяч, мягкие игрушки щенок и козленок. | |
2 Страна воображения | Создать положительный эмоциональный настрой; Учить действовать с воображаемыми предметами | Упражнения на развитие воображения и внимания: «Ковер-самолет», «Давайте потанцуем». | Музыкальное сопровождение. | |
3 Наше настроение | Побуждать детей к выражению образов героев в движении, мимике, эмоциях; дать представление об основных эмоциях. | Этюды на выражение основных эмоций: «Чуть-чуть грустно», «Курица с цыплятами», «Гусь». | Иллюстрации к основным эмоциям. | |
4 Играем в театр | Развивать способности детей; дать заряд положительных эмоций; | Игровое занятие, построенное на театрализованных играх, способствующих развитию памяти, внимания, воображения. «Изобрази жестом», «Глухая бабушка», «Ласка», «Вкусная конфета», «Тише». | Музыкальное сопровождение, зеркало, цветик - семицветик. |
ЯНВАРЬ | Занятие Тема | Цели и задачи | Методические рекомендации | Материал и оборудование |
1 Лесная сказка | Побуждать к активному восприятию сказки; учить слушать внимательно сказку до конца и следить за развитием сюжета | Знакомство с содержанием музыкальной сказки «Три медведя». Рассматривание иллюстраций к сказке. Обсуждение характерных особенностей героев. | Фланелеграф, иллюстрации к сказке. | |
2 Лесные жители | Учить вспоминать знакомую сказку, отвечать на вопросы по ее сюжету; характеризовать героев; вместе с педагогом пересказывать сказку, показывая характер героя при помощи интонации. | Игровые упражнения, передающие образы героев сказки /зайчики, лисички, медведи, подружки/. Выбор костюмов к сказке | Маски зверей, костюмы. | |
3 Музыка в сказке | Побуждать детей к выражению образов героев в движении; учить импровизировать под музыку; учить координации движения. | Разучивание музыкальных номеров /хоровод подружек, песня Машеньки, общий танец/. | Музыкальное сопровождение. | |
4 Три медведя | Учить эмоционально и выразительно выступать перед зрителями, развивать творческие способности | Подготовка и драматизация сказки «Три медведя». | Декорация к сказке, костюмы героев, музыкальное сопровождение. |
ФЕВРАЛЬ | Занятие Тема | Цели и задачи | Методические рекомендации | Материал и оборудование |
1 Храбрый петух | Порадовать детей просмотром кукольного театра; дать представление о кукольном театре; учить внимательно смотреть сказку. | Знакомство с кукольным театром. Рассматривание атрибутов кукольного театра. Просмотр сказки «Храбрый петух». | Ширма, куклы бибабо к сказке. | |
2 Наступили холода | Дать представление о «холодном» настроении в музыке и эмоционально на него отзываться; упражнять в звукоподражании; учить выразительной артикуляции. | Игра – разминка «Холодок». Имитационные этюды /Метель, ласка и т.д./, игра – имитация «Догадайся, о ком я говорю». Этюд – упражнение «Как воет ветер». | Декорация зимней полянки, музыкальные записи для имитационных этюдов. | |
3 Музыкальное путешествие | Учить красиво двигаться под музыку, выражать эмоции через танцевальные движения, развивать музыкальные способности. | Музыкально-ритмические композиции «Веселые путешественники», «Разноцветная игра». | Музыкальное сопровождение | |
4 Веселые этюды | Вовлечь детей в сюжетно – игровую ситуацию; учить выразительной мимике и движениям в играх-этюдах. | Пантомимические этюды /Озорной щенок, щенок ищет и т.д./ Игра «Ай, дили, дили.» Разминка для голоса «И-го-го!» Игра – оркестр «Музыка для лошадки». | Игрушки: лошадка, щенок, инструменты детского шумового оркестра |
МАРТ | Занятие Тема | Цели и задачи | Методические рекомендации | Материал и оборудование |
1 Добрые слова | Побуждать к активному восприятию стихотворения; исполнять музыкальную композицию, передавая образ доброты и дружбы. | Чтение стихотворения «Добрые слова». Игра « Назови вежливое слово». Музыкально-ритмическая композиция «Если добрый ты». «Волшебная дверь». | Цветок, музыкальное сопровождение, ключик. | |
2 Домашние любимцы | Дать представление о жизни домашних животных; учить воплощаться в роли и ролевому поведению; использовать звукоподражание. | Рассказывание сказки В.Сутеева «Кто сказал «мяу»? Пантомимическая игра «Угадай, кого покажу». | Настольный театр, маски зверей по сказке. | |
3 Мой щенок | Учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов; упражнять в звукоподражании. | Упражнения в интонирование диалогов. Пантомимическая игра «Угадай, кого встретил щенок?» | Маски –шапочки зверей. | |
4 Кто сказал мяу? | Создать положительный эмоциональный настрой перед выступлением. | Подготовка к драматизации. Драматизация сказки «Кто сказал «мяу» | Декорации к сказке, музыкальное сопровождение, костюмы. |
АПРЕЛЬ
| Занятие Тема | Цели и задачи | Методические рекомендации | Материал и оборудование |
1 Весенний дождь | Порадовать детей, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, учить ролевому воплощению, побуждать к двигательной активности. | Рассказывание сказки В. Сутеева «Под грибом». Беседа по содержанию. Игра «Дождливо - солнечно». Этюд – игра «Цветы на полянке». Танец – игра «Цветочный вальс». | Декорация весенней лужайки, шапочки цветов, зонтики, музыкальное сопровождение. | |
2 Выйдем мы в лесок | Развивать воображение детей, учить высказываться, учить выразительно двигаться под музыку | Загадки по сказке. Игра-конкурс «Попросись под грибок». Рассматривание иллюстраций к сказке. Игра «Узнай, кто попросился под грибок» | Иллюстрации к сказке, грибок, маски шапочки зверей. | |
3 Пойми меня | Учить передавать характерные движения и мимику героев сказки, побуждать к двигательной активности. | Игра-имитация «Пойми меня». Разучивание музыкально-ритмических композиций к сказке. Заключительная пляска. | Карточки с изображением героев сказки «Под грибком». Музыкальное сопровождение в записи. | |
4 Под грибком | Учить воплощаться в роли и ролевому поведению при публичном выступлении, развивать эстетический вкус. | Драматизация сказки В.Сутеева « Под грибом». | Декорация к сказке, костюмы, музыкальное сопровождение. |
МАЙ | Занятие Тема | Цели и задачи | Методические рекомендации | Материал и оборудование |
1 По следам сказок | Создать радостное настроение, подвести итог занятий кружка.Учить вспоминать знакомые сказки, разыгрывать их, предварительно наряжаясь в костюмы. | Итоговое занятие кружка. Драматизация сказок по желанию детей. | Музыкальное сопровождение, атрибуты к сказкам, маски, декорации. |
3. Организационный раздел
3.1 Организация и оформление развивающей предметно – пространственной среды.
Занятия театрализованной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир с помощью сказок, но и жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий. И с этой точки зрения огромное значение имеет организация пространства. Здесь все имеет значение: цвет, мебель, зоны, наличие атрибутов.
В театральном уголке располагаются :
- различные виды театров (бибабо, настольный, теневой, пальчиковый, театр на фланелеграфе, марионеточный и др.);
- реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски);
- атрибуты для различных игровых позиций (театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссера, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, программки, касса, билеты, бинокль, «деньги», номерки, виды бумаги, ткани, краски, фломастеры, клей, карандаши, нитки, пуговицы, коробки, банки, природный материал).
3.2 Материально-техническая база
Направления развития | Помещения и их оснащение |
Социально –коммуникативное развитие | Игровой центр в группе Театральный уголок Книжный уголок Уголок ИЗО |
Художественно-эстетическое развитие | Музыкальный зал: |
3.3 Сведения об обеспечении образовательного процесса информационными ресурсами и материально-техническом
оснащении
№ Наименование | Название оборудования |
1 Технические средства | музыкальный центр компьютер телевизор |
2 Информационные ресурсы | Учебно -наглядное пособие для проведения бесед с дошкольниками Интернет-ресурсы |
4. Список литературы
Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2 – 5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2011.
Дерягина Л.Б. Театрализованная деятельность в ДОУ. Сценарии по сказкам зарубежных писателей и народов мира. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
Литвинцева Л.А. Сказка как средство воспитания дошкольников. Использование приемов сказкотерапии. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Под ред.О.С.Ушаковой. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред.О.С.Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
Филиппова Л.В., Филлипов Ю.В., Кольцова И.Н., Фирсова А.М. Сказка как источник творчества детей: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Научный руководитель Ю.А.Лебедев. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.
Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4 – 5 лет / Под ред. О.Ф.Горбуновой. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Электронно-образовательные ресурсы
http://window.edu.ru/catalog/resources?p_str=театрализованная+деятельность
Сайт для детей и взрослых http://detsad-kitty.ru/index.php?do=search
Социальная сеть работников образования. http://nsportal.ru/page/poisk-po-saitu
Международный образовательный портал http://www.maam.ru
Сайт для воспитателей http://dohcolonoc.ru
Сайт для воспитателей http://vospitateljam.ru/?s=театрализованная+деятельность&x=0&y=0
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа кружка по театрализованной деятельности "Мир сказки"
Материал представляет собой тематическое планирование кружковой работы по театрализованной деятельности для детей младшего дошкольного возраста на учебный год....
Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности "Теремок"
Данная программа разработана для кружка по театрализованной деятельности "Теремок" для старшей группы...
Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности "Теремок"в 1 младшей группе
В данной методической разработке я представила рабочую программу кружка по театрализованной деятельности в 1 младшей группе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по театрализованной деятельности вторая младшая группа
Для младших дошкольников характерно принятие действий взрослых в качестве образца. Именно через роль в театрализованной игре ребенок усваивает нормы поведения, принятые в мире взрослых....
Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности (2 младшая группа)
В качестве одного из средств, помогающих сохранить эмоциональное благополучие ребенка в детском саду, может служить интересная и доступная для него театрально-игровая деятельность. В...
Программа кружка по театрализованной деятельности для детей с ОВЗ
Кружок по театрализованной деятельности....
Программа кружка по театрализованной деятельности для детей с ОВЗ.
Кружковая работа....