Чудеса России
методическая разработка по музыке (старшая группа)

Гаврилова Елена Вениаминовна

Интегрированное занятие 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudesa_rossii_integrir._zanyatie.docx26.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Чудеса России

Интегрированное занятие по нравственно – патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Звучит фонограмма народной музыки.  Дети парами входят в зал, выполняя разные народные танцевальные движения.

Музыкальный руководитель: Добро пожаловать! Проходите! Будем веселиться, песни петь, плясать, смеяться, шутить, никому не дадим грустить. Пригласила я вас неспроста, а чтобы вспомнить былые времена. Рассаживайтесь, сейчас все узнаете.

Дети занимают места на лавках.

М.Р.: Вот и прошла зима. Ночи были длинные, а дни короткие. Чем же раньше занимался народ длинными, зимними вечерами?

(Дети отвечают.) Собирался народ в самой большой избе, а если погода удалась, то во дворе. Устраивали пиршества, умельцы хвалились своими рукотворными изделиями, а также шутили, пели, рассказывали друг другу небывальщины.

Ребенок: Хозяюшка, а почему у вас так много сундуков? Что в них лежит?

М.Р.: Сейчас обо всем расскажу. Всему свое время! В этом сундуке спрятаны разные платки.

Достает платки по одному, каждый платок надевает на девочку, которая проходит, делая круг и демонстрируя платок под  музыку.

М.Р.: Вот  платочек простой, ситцевый. Сделан он в городе Иваново, который славится своими тканями на всю Россию. Все девочки и женщины на Руси носили платки всегда и дома, и на улице. Вот еще один платочек. Он украшен вологодскими кружевами. На что они похожи? Такими кружевами украшали не только платки, а также полотенца, скатерти, кофты, платья, накидки. Кружева плетут мастерицы вручную, а узоры подсказывает сама матушка – природа.

Девочка: За окном снежок искрится.

Под коклюшек разговор

Выплетает кружевница

Зимний звездчатый узор.

Что за дивные узоры,

Полотенца и подзоры!

Все в букетах белых роз!

Может, вывел их мороз?
Что за скатерть получилась!

Может, все это приснилось?

Пляшут весело коклюшки,

Смотришь – кругом голова!

И бегут, бегут с подушки,

Как затейливые стружки,

Белой стежкой кружева.

М.Р. (показывает следующие платки):

А это не платок, а настоящее волшебство! Легкий, тонкий, как паутинка, и теплый, как солнышко. Как вы думаете, можно ли такой большой платок протянуть через колечко? Давайте-ка попробуем…(Взрослый продевает через кольцо платок.) Такие чудо-платки делают в Оренбурге.

  Самые большие платки – павло - посадские. Они бывают разного цвета, с большими яркими цветами. О каком времени года напоминает вам этот платок? (Лето.)  Такие платки надевали по большим праздникам и выходили «на люди». На какой праздник вы надели бы такой платок?  (На Масленицу.)

  Знаменит на весь мир русский платок. Его узоры разнообразны, извилисты, переплетаются между собой, словно девичий венок. Даже в наше время модницы носят такие платки. Самое время показать красоту русского платка в хороводе, где музыка также переплетается и вьется, словно узоры на платке.

Хоровод с платками «Гляжу в озера синие» (девочки)

М.Р.: А вот еще изделия русских мастеров. Знакомы вам эти промыслы?

(Дети рассказывают о промыслах и из чего сделаны работы.)

Да, прославили Россию умельцы на весь мир.

Песня «Русские умельцы»

(После песни мальчики обращают внимание на сундуки, подходят к ним и открывают.)

Мальчик: Ребята, посмотрите, это наши работы, но мы их не успели закончить.
М.Р.: Как говорится в русской пословице, «не тот молодец, кто нашел свое дело, а тот молодец, кто исполняет его умело». Не сразу мастера изготавливали свои работы. Вот и вы свои работы сегодня завершите. Ну что? За дело?

  Дети подходят к рабочим местам, на которых приготовлены заготовки изделий русских ремесел. Хохлома – аппликация шерстяными нитками на основе фетра, дымковская игрушка – рисование тычками на гипсовых заготовках, богородская  игрушка – работа в технике «пластилинография», городецкая роспись. Дети разбирают свои заготовки и продолжают над ними работать, при этом рассказывая пословицы о труде и умении.

М.Р.: Коль закончили вы дело, пора и представить его смело.

Дети выходят к зрителям и показывают свои работы, читая стихи о своем ремесле, передавая характер ремесла.

М.Р.: Вот такие мастера на ярмарках торговали – ремесло прославляли. Коль появится ложечник, да с целой корзиной расписных деревянных ложек, так они вмиг продавались. Всем нужны были деревянные ложки!

Мальчик (показывая 2 деревянные расписные ложки, говорит громко, нараспев):

Ложки, ложки,

Расписные ложки!

Ложки золоченые,

Узоры крученые!

Хочешь – щи хлебай!

Хочешь – музыку играй!

Песня «Ложки деревянные»

(С игрой на ложках)

М.р.: Делу время, а потехе час. Раньше по вечерам сидели и разные сказки сочиняли.  «Докучные сказки» знаете? (Дети отвечают.) Вот сундук – в нем сказки живут! Сундук открываю – сказку начинаю!

М.Р. надевает на руку ребенка игрушку-сову, тот выполняет движения по словам сказки.

М.р.: Рассказать вам сказку про сову? Хорошо! Слушайте и не перебивайте!

Летела сова, веселая голова.

Вот она летела, летела, на березку села.

Хвостиком повертела, по сторонам посмотрела,

Песенку пропела, опять полетела.

Девочка: А можно, я расскажу про сову?

Летела сова, веселая голова.

Вот она летела, летела,

На (называет дерево) села,

Хвостиком повертела,

По сторонам поглядела

И опять поглядела и опять запела…

Дальше  рассказывать?

Ребенок: Я хочу рассказать!

Жил-был старичок. Поехал на мельницу муки намолоть…

М.Р.: Чего молчишь? А дальше что?

Ребенок: Кабы доехал, рассказал бы,  а может, неделю будет ехать!

Дети: А нам можно? (Берут куклы из сундука):

Жил-был карась, вот и сказка началась!

Жили-были два налима,

Вот и сказки половина.

Жили-были три гуся.

Вот и сказка вся!

М.Р.: А может, все вместе расскажем?

(Попевка с движениями на ускорение ритма.)

Жила-была бабка да у самой печки.

Захотелось бабке искупаться в речке.

И купила бабка мыло и мочало.

Эта песня хороша, начинай сначала!

  Наигрались, насмеялись, присядем, отдохнем!

В зал входит Иван, здоровается.

Иван: Что-то больно тихо в избе вашей. Решил заглянуть. Не спят ли хозяева? Это хорошо, что веселились. Так давайте играть.

Тай-тай, налетай!

Поиграйте с нами в интересную  игру,

А какую – не скажу. Догадайтесь сами!

Раз, два, три, четыре, пять –

Кто пойдет со мной играть?

Русская народная игра «Тетерка»

(Иван приглашает и зрителей.)

Иван: А в пляске себя покажете? Кто кого перепляшет?

(Девочки и мальчики начинают спорить.)

Мальчик: Раздайся, народ! Видишь, пляска идет!

 Танец с ложками (мальчики)  Дети садятся на скамейки.

Иван: А вы слыхали? Вы слыхали – в соседней деревне что творится?

(Дети отвечают.)

Жили-были Дед да Баба с маленькою внучкой,

Кошку рыжую свою называли Жучкой.

А Хохлаткою они звали жеребенка,

А еще была  у них  курица Буренка.

А еше у них была собачонка Мурка,

А еще два козла, Сивка да Бурка!

М.Р.: Да это что! Вот!

Кто поверит, что это бывает?

Кошка с мышкой в обнимку гуляет,

Волк овечку катает в коляске,

А под вечер читает ей сказки.

Рыба песни поет, словно птица.

Трус охотник зайчишку боится.

Жаба с ветки на ветку порхает…

Кто поверит, что это бывает?

Дети: Нет! Не верим! Все это небылицы и враки!

Иван: Вы слыхали, что мост через речку поломали?

Нет? А я сам все своими глазами видел!

Шла изба по мостику

И махнула хвостиком,

Зацепилась за перила,

Прямо в речку угодила.

В речке шум, в речке звон!

Кто не верит – выйди вон!

Дети: Нет, нет! Все это выдумки, небывальщины!

М.Р.: Довольно вам спорить! А я вот слышала, что за тридевять земель, в тридесятом царстве, живет птица сказочная. Перья ее светятся, как огонь. Кто про такую птицу слышал?   (Дети отвечают.)

Иван: Это чудо мне знакомо. Живет она в яблоневом саду, где растут яблоки не простые, а золотые. Голыми руками Жар – птицу не поймать, да и зачем ее ловить? Нрав у нее добрый, сама красива, любит петь и танцевать. Стоит балалаечке заиграть, как она сама прилетит.

Иван берет балалайку, начинает играть, появляется Жар-птица.

«Танец Жар-птицы»

По окончании танца оставляет перо.

М.Р.: Вот так красота! И волшебное перо оставила!

Иван: Да, перо вам очень пригодится. К печке поднесешь – сразу огонь загорится, печь затопится, дымок из трубы пойдет…

М.Р.: А давай проверим!

Подносят перо к печке, в печи «загорается огонь».

Вот так чудо! Заодно и  пряников напечем! А пока будут печься  пряники, мы песню про  них  споем.

Песня «Прянички»

М.Р.: Вот и пироги поспели для ребят!

Воспитатель (входит в зал): Не засиделись ли мои дети в гостях? Пора в группу возвращаться!

М.Р.: Хорошо мы с вами посидели? Весело вам было у меня в гостях? Раз пора вам возвращаться, Иван вас проводит, корзину с пирогами донесет.

Иван: Донесу!

М.Р.: Постарайся целиком донести!

Дети исполняют попевку «До свидания!» и под музыку выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение "Чудеса России нашей"

Развлечение "Чудеса России нашей", (  Смешанная группа старший подготовительный возраст)....

семь чудес россии

Этот материал поможет воспитателям рассширить свой кругозор.Узнать много интересного...

Настольная игра "Семь чудес России" старший дошкольный возраст

Цель игры: закрепление знаний об основных достопримечательностях, музеях и музеях – заповедниках нашей страны....

Методическая разработка: конспект занятия "Чудеса России"

Конспект "Чудеса Росиии разработан для детей старшей группы компенсирующй нарваленности" . В ходе образовательной деятельности  дети закрепляют   представления о малой и ...

Презентация "7 чудес России"

Презентация для детей подготовительной группы.Познакомит детей с семью чудесами России....

Семь чудес России

 Тема: «Семь чудес России»   Цель: создать условия для обогащения представлений детей о семи чудесах России. Вызвать интерес к древней истории мира.   Задач...

Мемо - игры: "Природные чудеса России", "Картины русских художников", "Достопримечательности России"

​о риоририолиьб юь ю ь  бтлтжльНастольные игры не только формируют навыки общения, позволяют приобретать навыки конструктивного выхода из конфликтов, но и развивают высшие психические функции (вн...