Чудеса России
методическая разработка по музыке (старшая группа)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Чудеса России
Интегрированное занятие по нравственно – патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Звучит фонограмма народной музыки. Дети парами входят в зал, выполняя разные народные танцевальные движения.
Музыкальный руководитель: Добро пожаловать! Проходите! Будем веселиться, песни петь, плясать, смеяться, шутить, никому не дадим грустить. Пригласила я вас неспроста, а чтобы вспомнить былые времена. Рассаживайтесь, сейчас все узнаете.
Дети занимают места на лавках.
М.Р.: Вот и прошла зима. Ночи были длинные, а дни короткие. Чем же раньше занимался народ длинными, зимними вечерами?
(Дети отвечают.) Собирался народ в самой большой избе, а если погода удалась, то во дворе. Устраивали пиршества, умельцы хвалились своими рукотворными изделиями, а также шутили, пели, рассказывали друг другу небывальщины.
Ребенок: Хозяюшка, а почему у вас так много сундуков? Что в них лежит?
М.Р.: Сейчас обо всем расскажу. Всему свое время! В этом сундуке спрятаны разные платки.
Достает платки по одному, каждый платок надевает на девочку, которая проходит, делая круг и демонстрируя платок под музыку.
М.Р.: Вот платочек простой, ситцевый. Сделан он в городе Иваново, который славится своими тканями на всю Россию. Все девочки и женщины на Руси носили платки всегда и дома, и на улице. Вот еще один платочек. Он украшен вологодскими кружевами. На что они похожи? Такими кружевами украшали не только платки, а также полотенца, скатерти, кофты, платья, накидки. Кружева плетут мастерицы вручную, а узоры подсказывает сама матушка – природа.
Девочка: За окном снежок искрится.
Под коклюшек разговор
Выплетает кружевница
Зимний звездчатый узор.
Что за дивные узоры,
Полотенца и подзоры!
Все в букетах белых роз!
Может, вывел их мороз?
Что за скатерть получилась!
Может, все это приснилось?
Пляшут весело коклюшки,
Смотришь – кругом голова!
И бегут, бегут с подушки,
Как затейливые стружки,
Белой стежкой кружева.
М.Р. (показывает следующие платки):
А это не платок, а настоящее волшебство! Легкий, тонкий, как паутинка, и теплый, как солнышко. Как вы думаете, можно ли такой большой платок протянуть через колечко? Давайте-ка попробуем…(Взрослый продевает через кольцо платок.) Такие чудо-платки делают в Оренбурге.
Самые большие платки – павло - посадские. Они бывают разного цвета, с большими яркими цветами. О каком времени года напоминает вам этот платок? (Лето.) Такие платки надевали по большим праздникам и выходили «на люди». На какой праздник вы надели бы такой платок? (На Масленицу.)
Знаменит на весь мир русский платок. Его узоры разнообразны, извилисты, переплетаются между собой, словно девичий венок. Даже в наше время модницы носят такие платки. Самое время показать красоту русского платка в хороводе, где музыка также переплетается и вьется, словно узоры на платке.
Хоровод с платками «Гляжу в озера синие» (девочки)
М.Р.: А вот еще изделия русских мастеров. Знакомы вам эти промыслы?
(Дети рассказывают о промыслах и из чего сделаны работы.)
Да, прославили Россию умельцы на весь мир.
Песня «Русские умельцы»
(После песни мальчики обращают внимание на сундуки, подходят к ним и открывают.)
Мальчик: Ребята, посмотрите, это наши работы, но мы их не успели закончить.
М.Р.: Как говорится в русской пословице, «не тот молодец, кто нашел свое дело, а тот молодец, кто исполняет его умело». Не сразу мастера изготавливали свои работы. Вот и вы свои работы сегодня завершите. Ну что? За дело?
Дети подходят к рабочим местам, на которых приготовлены заготовки изделий русских ремесел. Хохлома – аппликация шерстяными нитками на основе фетра, дымковская игрушка – рисование тычками на гипсовых заготовках, богородская игрушка – работа в технике «пластилинография», городецкая роспись. Дети разбирают свои заготовки и продолжают над ними работать, при этом рассказывая пословицы о труде и умении.
М.Р.: Коль закончили вы дело, пора и представить его смело.
Дети выходят к зрителям и показывают свои работы, читая стихи о своем ремесле, передавая характер ремесла.
М.Р.: Вот такие мастера на ярмарках торговали – ремесло прославляли. Коль появится ложечник, да с целой корзиной расписных деревянных ложек, так они вмиг продавались. Всем нужны были деревянные ложки!
Мальчик (показывая 2 деревянные расписные ложки, говорит громко, нараспев):
Ложки, ложки,
Расписные ложки!
Ложки золоченые,
Узоры крученые!
Хочешь – щи хлебай!
Хочешь – музыку играй!
Песня «Ложки деревянные»
(С игрой на ложках)
М.р.: Делу время, а потехе час. Раньше по вечерам сидели и разные сказки сочиняли. «Докучные сказки» знаете? (Дети отвечают.) Вот сундук – в нем сказки живут! Сундук открываю – сказку начинаю!
М.Р. надевает на руку ребенка игрушку-сову, тот выполняет движения по словам сказки.
М.р.: Рассказать вам сказку про сову? Хорошо! Слушайте и не перебивайте!
Летела сова, веселая голова.
Вот она летела, летела, на березку села.
Хвостиком повертела, по сторонам посмотрела,
Песенку пропела, опять полетела.
Девочка: А можно, я расскажу про сову?
Летела сова, веселая голова.
Вот она летела, летела,
На (называет дерево) села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела
И опять поглядела и опять запела…
Дальше рассказывать?
Ребенок: Я хочу рассказать!
Жил-был старичок. Поехал на мельницу муки намолоть…
М.Р.: Чего молчишь? А дальше что?
Ребенок: Кабы доехал, рассказал бы, а может, неделю будет ехать!
Дети: А нам можно? (Берут куклы из сундука):
Жил-был карась, вот и сказка началась!
Жили-были два налима,
Вот и сказки половина.
Жили-были три гуся.
Вот и сказка вся!
М.Р.: А может, все вместе расскажем?
(Попевка с движениями на ускорение ритма.)
Жила-была бабка да у самой печки.
Захотелось бабке искупаться в речке.
И купила бабка мыло и мочало.
Эта песня хороша, начинай сначала!
Наигрались, насмеялись, присядем, отдохнем!
В зал входит Иван, здоровается.
Иван: Что-то больно тихо в избе вашей. Решил заглянуть. Не спят ли хозяева? Это хорошо, что веселились. Так давайте играть.
Тай-тай, налетай!
Поиграйте с нами в интересную игру,
А какую – не скажу. Догадайтесь сами!
Раз, два, три, четыре, пять –
Кто пойдет со мной играть?
Русская народная игра «Тетерка»
(Иван приглашает и зрителей.)
Иван: А в пляске себя покажете? Кто кого перепляшет?
(Девочки и мальчики начинают спорить.)
Мальчик: Раздайся, народ! Видишь, пляска идет!
Танец с ложками (мальчики) Дети садятся на скамейки.
Иван: А вы слыхали? Вы слыхали – в соседней деревне что творится?
(Дети отвечают.)
Жили-были Дед да Баба с маленькою внучкой,
Кошку рыжую свою называли Жучкой.
А Хохлаткою они звали жеребенка,
А еще была у них курица Буренка.
А еше у них была собачонка Мурка,
А еще два козла, Сивка да Бурка!
М.Р.: Да это что! Вот!
Кто поверит, что это бывает?
Кошка с мышкой в обнимку гуляет,
Волк овечку катает в коляске,
А под вечер читает ей сказки.
Рыба песни поет, словно птица.
Трус охотник зайчишку боится.
Жаба с ветки на ветку порхает…
Кто поверит, что это бывает?
Дети: Нет! Не верим! Все это небылицы и враки!
Иван: Вы слыхали, что мост через речку поломали?
Нет? А я сам все своими глазами видел!
Шла изба по мостику
И махнула хвостиком,
Зацепилась за перила,
Прямо в речку угодила.
В речке шум, в речке звон!
Кто не верит – выйди вон!
Дети: Нет, нет! Все это выдумки, небывальщины!
М.Р.: Довольно вам спорить! А я вот слышала, что за тридевять земель, в тридесятом царстве, живет птица сказочная. Перья ее светятся, как огонь. Кто про такую птицу слышал? (Дети отвечают.)
Иван: Это чудо мне знакомо. Живет она в яблоневом саду, где растут яблоки не простые, а золотые. Голыми руками Жар – птицу не поймать, да и зачем ее ловить? Нрав у нее добрый, сама красива, любит петь и танцевать. Стоит балалаечке заиграть, как она сама прилетит.
Иван берет балалайку, начинает играть, появляется Жар-птица.
«Танец Жар-птицы»
По окончании танца оставляет перо.
М.Р.: Вот так красота! И волшебное перо оставила!
Иван: Да, перо вам очень пригодится. К печке поднесешь – сразу огонь загорится, печь затопится, дымок из трубы пойдет…
М.Р.: А давай проверим!
Подносят перо к печке, в печи «загорается огонь».
Вот так чудо! Заодно и пряников напечем! А пока будут печься пряники, мы песню про них споем.
Песня «Прянички»
М.Р.: Вот и пироги поспели для ребят!
Воспитатель (входит в зал): Не засиделись ли мои дети в гостях? Пора в группу возвращаться!
М.Р.: Хорошо мы с вами посидели? Весело вам было у меня в гостях? Раз пора вам возвращаться, Иван вас проводит, корзину с пирогами донесет.
Иван: Донесу!
М.Р.: Постарайся целиком донести!
Дети исполняют попевку «До свидания!» и под музыку выходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлечение "Чудеса России нашей"
Развлечение "Чудеса России нашей", ( Смешанная группа старший подготовительный возраст)....
семь чудес россии
Этот материал поможет воспитателям рассширить свой кругозор.Узнать много интересного...
Настольная игра "Семь чудес России" старший дошкольный возраст
Цель игры: закрепление знаний об основных достопримечательностях, музеях и музеях – заповедниках нашей страны....
Методическая разработка: конспект занятия "Чудеса России"
Конспект "Чудеса Росиии разработан для детей старшей группы компенсирующй нарваленности" . В ходе образовательной деятельности дети закрепляют представления о малой и ...
Презентация "7 чудес России"
Презентация для детей подготовительной группы.Познакомит детей с семью чудесами России....
Семь чудес России
Тема: «Семь чудес России» Цель: создать условия для обогащения представлений детей о семи чудесах России. Вызвать интерес к древней истории мира. Задач...
Мемо - игры: "Природные чудеса России", "Картины русских художников", "Достопримечательности России"
о риоририолиьб юь ю ь бтлтжльНастольные игры не только формируют навыки общения, позволяют приобретать навыки конструктивного выхода из конфликтов, но и развивают высшие психические функции (вн...