Общеразвивающая программа дополнительного образования
методическая разработка по музыке (старшая группа)

Шистерова Галина Владимировна

Общеразвивающая  программа дополнительного

образования художественно-эстетической  направленности

   «Колокольчик»

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад»

 

СОГЛАСОВАНА:

педагогическим  советом

МАДОУ ЦРР – детский сад

Протокол №____ от_________ 2017г.

УТВЕРЖДЕНА:
Заведующим МАДОУ ЦРР – детский сад

_____________________Т.М.  Медведева

Приказ № _______ от _____________2017г.

Общеразвивающая  программа дополнительного

образования художественно-эстетической  направленности

   «Колокольчик»

(срок реализации 1 год, дети 5-6 лет)

   

Красноуфимск, 2017 г.

   

              Общеразвивающая  программа дополнительного образования художественно-эстетической  направленности    «Колокольчик»  (для детей 5-6 лет)  г. Красноуфимск , 2017г.

Составитель: музыкальный руководитель МАДОУ ЦРР – детский сад, Чирина Галина Владимировна

Общеразвивающая  программа дополнительного образования художественно-эстетической  направленности    «Колокольчик». Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов, улучшается качество пения,  качество музыкально-ритмических движений, благодаря развитию мелкой моторики,  у детей лучше формируется речь, развивается координация движений.

СОДЕРЖАНИЕ

I.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.

Пояснительная записка

1.1.1.

Цели и задачи реализации  Программы

1.1.2.

Принципы и подходы к формированию Программы

1.1.3.

Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

I.2.

Планируемые результаты   Программы

II.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1

Описание образовательной деятельности

2.2

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

2.3

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

2.4

Способы и направления поддержки детской инициативы

2.5

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

III.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.

Описание материально-технического обеспечения Программы

3.2.

Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания

3.3.

Расписание  занятий

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

          Игра на детских музыкальных инструментах,   детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует  развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.

           В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.

    Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище интонируют),  качество музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм), благодаря развитию мелкой моторики,  у детей лучше формируется речь, развивается координация. Игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир.      Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

       Правильный подход к музыкальному воспитанию должен не только всесторонне учитывать возможности маленьких детей, но и ставить на первое место уважение их интересов,  любых индивидуальных творческих проявлений. Это будет той психологической базой, на которой возможна организация различных видов деятельности  детей, позволяющая каждому ребенку найти свое место на занятиях, независимо от уровня музыкальных способностей. Роль ребенка может быть небольшой и очень простой, но качественно необходимой для его саморазвития.

Актуальность.    В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды, резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте.      Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей, тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками. Через  элементарное музицирование  на  детских  музыкальных  инструментах  формируются  ритмические  способности, речь  становится  более  совершенной.       Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников.

 Обучаясь игре на музыкальных  инструментах, дети открывают для себя удивительный мир музыкальных звуков, различают красоту звучания. Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности.       Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.      В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются  музыкальные способности. У детей улучшается качество пения, музыкально - ритмических  движений, они  чётче воспроизводят ритм.  

  Игра на музыкальных инструментах способствует развитию  у детей  эмоциональной  отзывчивости, любознательности, активности, дети свободно владеют  средствами  общения  со  взрослыми  и  сверстниками, способны управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, способны решать интеллектуальные и личностные задачи, имеют первичные представления об  элементарной  музыкальной  грамоте, овладеют необходимыми умениями, навыками  для осуществления музыкальной деятельности.  

1.1.1.Цели и задачи реализации Программы

 Цель:   обучение детей игре на детских  музыкальных  инструментах.

 Задачи:   

 Обучающие:   

  • Расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами (русскими  народными, инструментами  симфонического  оркестра).
  • Знакомить детей с приёмами игры на детских музыкальных  инструментах.      
  • Знакомить детей с равномерной ритмической пульсацией и простейшим ритмическим рисунком, динамикой и темпом, используя  «звучащие  жесты» и  игру на различных детских музыкальных инструментах.    
  • Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля.  
  • Поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных инструментах.  
  • Поддерживать желание играть на  инструментах в группе, в повседневной жизни.    

  Воспитательные:    

  • Активизировать внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную  и  эстетическую  отзывчивость.    
  • Направлять  детей  управлять  своим  поведением  и  планировать свои  действия.    
  • Воспитывать чувство патриотизма, любовь, уважение к российским традициям, через  знакомство с русскими народными  музыкальными  инструментами  и  игру  на  них.

 Развивающие:    

  • Способствовать становлению и развитию таких волевых  качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.  
  • Развивать  память  и  умение  сконцентрировать  внимание.  
  • Развивать  мышление, аналитические  способности.    
  • Развивать  мускулатуру  и  мелкую  моторику  пальцев  рук.          
  • Способствовать  координации   двигательных   функций   организма.      
  • Развивать  любознательность, фантазию, творческие способности,   интерес  к  русским  народным  инструментам, инструментам  симфонического  оркестра.

                                                     

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

 Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами:

  • полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;
  • индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;
  • партнерство с семьей;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту  и особенностям развития);
  • обеспечение преемственности дошкольного общего  и  начального общего образования.

Также программа строиться на принципах дошкольной педагогики и возрастной психологии:

  • Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.
  • Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования).
  • Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
  • Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

Возрастная характеристика детей дошкольного возраста 5 - 6  лет.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры, строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Действия детей в играх становятся разнообразными. Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и

их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствие формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление.

Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания.

Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются

фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно ролевой игре и в повседневной жизни.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Непосредственно-образовательная деятельность является основной формой обучения. Задания, которые дают детям старшей группы, требуют сосредоточенности и осознанности действий, хотя до какой-то степени сохраняется игровой и развлекательный характер обучения. НОД проводятся два раза в неделю по 25 минут, их построение основывается на общих задачах музыкального воспитания, которые изложены в программе.

Музыкальное развитие детей осуществляется в НОД, и в повседневной жизни.

1.2. Планируемые результаты   Программы

  А диагностика как процесс, позволяет выявить динамику развития музыкальных способностей ребенка. Наиболее ярко уровень музыкальных способностей ребенка можно выявить в процессе различных музыкальных игр.

      Диагностика чувства ритма может включать и выполнение заданий на воспроизведение в хлопках ритмического рисунка прозвучавшей мелодии или музыкального отрывка.

      Диагностика звуковысотного слуха может осуществляться на уровне различения регистров, определения направления движения мелодии, в процессе выявления изменений (ритмических, звуковысотных и др.) в знакомой ребенку песенке.

      Диагностика музыкально-слуховых представлений связана с выявлением способности воспроизводить мелодию по слуху голосом или на музыкальном инструменте.

    При диагностики музыкальных способностей необходимо избегать оценки не столько способностей, сколько усвоенных ребенком музыкальных знаний, умений и навыков.

   В  результате  знакомства  с  музыкальными  инструментами  и  игры  на  них  в  оркестре (ансамбле) у дошкольников формируется устойчивый интерес к инструментальному музицированию как форме коллективной художественной эстетической  деятельности  и  потребность  в  этой  деятельности.      

 При  успешном  освоении  программы  «Колокольчик», используемые  формы  и  методы  работы  будут  способствовать:      

  • развитию  музыкальных  способностей;
  • развитию  интереса  к  игре  на  музыкальных   инструментах;    
  • формированию  чувства   коллективизма,  сплоченности  дошкольников  и  умению следовать  общей  идее – «играть  музыку»;    
  • развитию представления о  музыкальных  инструментов;  
  • владению приемами игры на различных музыкальных инструментах, выразительными особенностями звукоизвлечения и звуковедения, навыками  оркестрового (ансамблевого)  исполнения;  
  • формированию   первичных  представлений  об элементарной музыкальной  грамоте;    
  • пониманию  дирижерского жеста  музыкального  руководителя;  
  • воспитанию  патриотического чувства,  уважения  к  традициям русской  музыкальной  культуры.    
  • воспитанию у детей веры в  свои творческие способности.

II Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности

          Программа  состоит  из  пяти  основных разделов:

I. Знакомство с музыкальными инструментами. 

Познакомить  детей  с  миром  музыкальных  инструментов, их  происхождением.  Рассказать  о  музыкальных  и  немузыкальных  звуках,  классификации  музыкальных  инструментов. Познакомить с оркестром русских народных инструментов и  симфоническим  оркестром.

II. Моделирование  элементов  музыкального  языка

Познакомить  детей  с  элементарной  музыкальной  грамотой. Познакомить  с  понятиями:  гамма, тоника, динамика: форте, пиано,   ускорение  и  замедление  темпа  при  игре  на  инструментах, агогика. Графическое  изображение  длительностей,  высоты  нот, их  поступенное  движение  вверх  и  вниз.

III. Музыкально-ритмические  игры   и  упражнения. 

Закреплять  знания  элементов  музыкального  языка  в  играх  и  упражнениях   посредством  игры  на  музыкальных  инструментах,  исполнять  «звучащие  жесты», использовать  ритмодекламацию.

 IV. Игра  в  оркестре (ансамбле).

Овладевать  игрой  на  ударных   инструментах:  бубне,  барабане,  колокольчике,  деревянных  ложках,  палочках,  маракасах,  треугольнике, кастаньетах,  трещотках,  тарелках. Овладевать  игрой  на  мелодических  инструментах:  дудочках, флейтах, металлофоне  на  одной  и  нескольких  пластинах, в  разной  последовательности, детском  синтезаторе. Играть  и  заканчивать  игру  вместе,  понимать  жест  дирижёра.

V. Музыкально-игровое творчество. 

Побуждать  детей  к  самостоятельной  импровизации на  музыкальных  инструментах. Звукоподражать  голосам  животных  и  птиц. Придумывать  свой  ритмический  рисунок  и  подыгрывать  музыкальному  сопровождению. Играть  с  дирижёром,  сочинять  музыкальное  сопровождение.  

2.1.Учебно-тематический план

        

Неделя

Тема

Количество - продолжительность

1.

Сентябрь – 1 неделя

«Вводное занятие (знакомство с шумовыми инструментами)»

1/25 мин

2.

Сентябрь – 2 неделя

«Техника безопасности при игре на инструментах»

1/25 мин

3.

Сентябрь – 3 неделя

«Звук волшебник»

1/25 мин

4.

Сентябрь – 4 неделя

«Музыкальные инструменты»

1/25 мин

5.

Октябрь – 1 неделя

«Звуки низкие и высокие»

1/25 мин

6.

Октябрь – 2 неделя

«Лесной оркестр»

1/25 мин

7.

Октябрь – 3 неделя

«Симфония дождя»

1/25 мин

8.

Октябрь – 4 неделя

«Утром мы во двор идем – листья сыплются дождем»

1/25 мин

9.

Ноябрь – 1 неделя

«Озвучивание стихов и сказок»

1/25 мин

10.

Ноябрь – 2 неделя

«Вверх по лесенке идем»

1/25 мин

11.

Ноябрь – 3 неделя

«Ритм»

1/25 мин

12.

Ноябрь – 4 неделя

«Вот иду я вверх, вот иду я вниз»

1/25 мин

13.

Декабрь – 1 неделя

«Звуки зимы в природе»

1/25 мин

14.

Декабрь – 2 неделя

«Зимние звуки леса»

1/25 мин

15.

Декабрь – 3 неделя

«Зимний наряд зимы»

1/25 мин

16.

Декабрь – 4 неделя

«В гости к елочке идем»

1/25 мин

17.

Январь – 1 неделя

«Сказки сами сочиняем»

1/25 мин

18.

Январь – 2 неделя

«Игра звуков»

1/25 мин

29.

Январь – 3неделя

«Слушаем и играем»

1/25 мин

20.

Январь – 4 неделя

«Продолжаем сказки сочинять»

1/25 мин

21.

Февраль – 1 неделя

«Синтез движения – речи - музыки»

1/25 мин

22.

Февраль – 2 неделя

«Урок в ритме вальса»

1/25 мин

23.

Февраль – 3 неделя

«Кружится вальс»

1/25 мин

24.

Февраль – 4 неделя

«Зима художница»

1/25 мин

25.

Март – 1 неделя

«Первые капели»

1/25 мин

26.

Март – 2 неделя

«Снова капают капели»

1/25 мин

27.

Март – 3 неделя

«Слушаем и играем»

1/25 мин

28.

Март – 4 неделя

«Весне навстречу»

1/25 мин

29.

Апрель – 1 неделя

«Каждый звук имеет свое имя»

1/25 мин

30.

Апрель – 2 неделя

«Звуки весны в природе и в музыке»

1/25 мин

31.

Апрель – 3 неделя

«Весна в природе и в музыке»

1/25 мин

32.

Апрель – 4 неделя

«Приглашаю вас в страну мелодий»

1/25 мин

33.

Май – 1 неделя

«Звуки низкие и высокие»

1/25 мин

34.

Май – 2 неделя

«Звук и тишина»

1/25 мин

35.

Май – 3 неделя

«Игра на детских музыкальных инструментах»

1/25 мин

36.

Май – 4 неделя

«Игра в ансамбле»

1/25 мин

Итого

36 занятий

        

Содержание  деятельности (6 лет)

неделя

тема

Содержание деятельности

Материалы, оборудование. Предметно-пространственная среда

Ожидаемый результат

Сентябрь – 1 неделя

«Вводное занятие (знакомство с ударными инструментами)»

- Знакомство  детей  с  ударными  инструментами (бубном, барабаном, колокольчиком). - Рассказать  о  конструктивных  особенностях  этих  инструментов, их  происхождении. - Показать  приёмы  игры  на  них.  

Колокольчики  звенят» В.Моцарта «Чей  колокольчик» М.Раухвергера «Птица  и  птенчики» Е.Тиличеевой «Полька»

- Освоят понятие ударные инструменты

- Научаться играть на бубне, барабане, колокольчике.

Сентябрь – 2 неделя

«Звук живет в любом предмете»

- Развивать элементарные представления о взаимоотношениях с окружающим миром

- Расширять у детей понятия о немузыкальных звуках окружающей среды

- Добиваться правильного исполнению динамических оттенков: тихо, громко. 

Кукушка» рус.нар песня  «Тихие  и  громкие  звоночки» Р.Рустамова «Марш  деревянных  солдатиков» П.Чайковский

- Научаться играть тихо, громко

- Освоят понятие о немузыкальных звуках окружающей среды

  

Сентябрь 3 неделя

«Звук волшебник»

- Уметь находить шумовые звуки в природе, быту, на улице

- Вспомнить название музыкальных инструментов, запомнить их звучание.

- Овладеть приёмами игры на колокольчике

Звуки музыкальные и шумовые. Привести примеры шумовых и музыкальных звуков. Музыкально — дидактическая игра «Повтори звук». Игра «Колокольчик звонкий — голосочек тонкий».

- Настрой на совместную деятельность

- Освоят приемы игры на колокольчике

Сентябрь 4 неделя

«Музыкальные инструменты»

- Продолжать знакомить детей со звуками музыки.

- Показать приёмы игры отрывистого исполнения звуков на металлофоне.

- Дать  представление  о  высоких  и  низких  звуках, о  динамике  музыки  (тихо-громко).

«Тихие  и  громкие  звоночки» Р.Раухвергера «Тише-громче  в  бубен  бей» Е.Тиличеевой  тихие  и  громкие  звоночки»

 «Полька» М.Глинки «Андрейворобей» рус.нар.попевка  

- Диалог между педагогом и детьми, побуждающий на игровую деятельность

- Закрепление звукового анализа музыкальных инструментов.

Октябрь – 1 неделя

«Звуки низкие и высокие»

- Развивать у детей воображение, тембровый и звуковысотный слух.

- Стараться вызвать у детей эмоции соответствующие характеру и тексту музыки.

Элементарное музицирование «Дождик, дождик, перестань». Музыкально-игровая гимнастика «Смешные человечки». Исполнение мелодии «Птенчики», муз. Тиличеевой на металлофоне. Игра на металлофоне:«Небо синее», «часы», муз. Тиличеевой.

- Развитие воображения

Октябрь – 2 неделя

«Лесной оркестр»

- Развивать элементарные представления о взаимоотношениях с окружающим миром.

- Чувствовать конец фразы, отмечать её ударами в бубен.  

Слушаем и вспоминаем звуки леса. Музыкально-игровая гимнастика «Мы на цыпочках идём». Игра на детских музыкальных инструментах: «Небо синее», муз. Тиличеевой, «Ах, вы сени», муз. рус. нар. «Лесная песенка», муз. Витлина.

- Музыкально-игровая гимнастика «Мы на цыпочках идём».

Октябрь – 3 неделя

«Симфония дождя»

-  Закреплять у детей знания о звуках природы, и изобразительных возможностях музыки.

- Развивать творческое воображение, умение иллюстрировать текст песни игрой на детских музыкальных инструментах.    

 «Тучка», закличка, исполнение попевки со звучащими жестами. Игра на детских музыкальных инструментах: «Дождь по улице идёт, песню звонкую поёт

- Музыкально-игровая гимнастика  «Хлынул ливень».

Октябрь – 4 неделя

«Утром мы во двор идем – листья сыплются дождем»

- Игра на детских музыкальных инструментах «Музыка осеннего леса».

-  Помогать детям в подборе музыкальных инструментов для изображении обитателей леса и лесных звуков.      

Музыкально-игровая гимнастика «Листопад». «Прогулка в осеннем лесу», Игра на детских музыкальных инструментах «Музыка осеннего леса».

- Научатся подбирать инструменты для изображения  обитателей леса и лесных звуков.

-  Музыкально-дидактическая игры: «Угадай, что звучит?».

Ноябрь – 1 неделя

«Озвучивание стихов и сказок»

- Совершенствовать опыт детей в подборе музыкальных инструментах для озвучивания стихов и сказок.  

-   Ощущать ритм заключённый в стихах и переносить его на шумовые инструменты.

Элементарное музицирование «Ветер и эхо». Музыкально-игровая гимнастика «Сшили кошке к празднику сапожки».». Русская народная сказка «Гуси лебеди».  Ощущать

- Научаться озвучивать стихи и сказки.

- Освоят ритм в стихах.

Ноябрь – 2 неделя

«Вверх по лесенке идем»

- Отмечать сильную долю такта игрой на деревянных ложках.

- Помогать детям осваивать навыки игры на металлофонах и ксилофонах.

Попевка «Вверх по лесенке иду». Игра на детских музыкальных инструментах «Птица и птенчики», муз. Тиличеевой «Комаринская», муз. Чайковского

Музыкально-игровая гимнастика «Весёлые строители».

Ноябрь – 3 неделя

«Ритм»

- Развивать у детей чувство ритма, быстроту реакции. - Добиваться точной передачи ритмического рисунка на ударных инструментах.

Элементарное музицирование «Шесть мышей».                                               Игра на детских музыкальных инструментах:  «В бубен бей», «Небо синее», «Комаринская», муз. Чайковского. «Треугольник».  

- Освоят ритмический рисунок на ударных инструментах

Ноябрь – 4 неделя

«Вот иду я вверх, вот иду я вниз»

- При исполнении попевки движением руки показывать направление движения  мелодии.

- Определять на слух направление движения мелодии

Элементарное музицирование «Ветер и эхо». Попевка «Лесенка», муз. Тиличеевой. Игра на детских музыкальных инструментах «Лесенка», «Дождь по улице идёт, песню звонкую поёт»

- Научатся показывать направление движения мелодии

Декабрь – 1 неделя

«Звуки зимы в природе»

- Знакомство детей с окружающими звуками природы на улице, в зимнем лесу.

- Развивать у детей воображение, тембровый слух.

Музыкально — дидактическая игра «Снеговик». Элементарное музицирование «Снежинки, летайте, летайте». Игра на детских музыкальных инструментах: «Лесенка», муз. Тиличеевой, «Комаринская», муз. Чайковского.

- Познакомятся с окружающими звуками в зимнем лесу.

Декабрь – 2 неделя

«Зимние звуки леса»

- Добиваться согласованности жестов с характером музыки и литературным текстом.

-  По звучанию определять направление мелодии вверх и вниз в поступенном движении.

-  Во время вступать каждой группе инструментов при исполнении оркестрового произведения.

Музыкально — дидактическая игра «Ёлочка в гости к нам спешит. Музыкально-игровая гимнастика «Ходят часики природы». Игра на детских музыкальных инструментах: «Лесенка», муз. Тиличеевой, «Комаринская», муз. Чайковского.

- Освоят прием направления мелодии вверх и вниз в поступенном движении

Декабрь – 3 неделя

«Зимний наряд зимы»

- Помогать детям подбирать соответствующие звучащие жесты для передачи ритмического рисунка попевок.

- Развивать у детей звуковысотный музыкальный слух, уметь определять направление движения мелодии вверх и вниз.

 Игра на детских музыкальных:  «Ты, красавица-Зима», «Я по ступенькам поднимусь», «Часы», муз, Тиличеевой

Музыкально-дидактическая игра «Волшебный колокольчик». «Снеговик», «Снег, снег кружится».

Декабрь – 4 неделя

«В гости к елочке идем»

- Уметь имитировать игрой на детских музыкальных инструментах звуки, которые мы слышим зимой на улице и в природе.

- Добиваться слаженности и согласованности с аккомпанементом и друг с другом при игре в оркестре.

 Игра на детских музыкальных инструментах: «Птенчики», «Лесенка», «Часы», «Комаринская», муз. Чайковского.

«Елочка»  Красева  

- Научаться имитировать звуки на улице и в природе

Январь – 1 неделя

«Сказки сами сочиняем»

- Помогать детям подбирать музыкальные инструменты для  характеристики сказочных героев.

- Развивать у детей воображение, тембровый слух.

Сказка «Два колокольчика». Элементарное музицирование  «Как на горке — снег, снег». Игра на детских музыкальных инструментах:  «Лесенка», «Часы», муз. Тиличеевой,«Вальс-шутка», муз. Шостаковича.

- Научаться подбирать музыкальные инструменты для характеристики сказочных героев.

Январь – 2 неделя

«Игра звуков»

- Способствовать развитию фантазии, воображения, через осмысливание таких средств музыкальной выразительности, как ритм, метр, интонация.

-  Связывать навыки музыкального восприятия с коммуникативным и речевым жизненным опытом.

Музыкально-игровая гимнастика «Мы на цыпочках идём». Музыкально-дидактическая игра «Определи по ритму». Игра на детских музыкальных инструментах: «Небо синее», муз. Тиличеевой, «Вальс-шутка», муз. Шостаковича.

- Научаться Связывать навыки музыкального восприятия с коммуникативным и речевым жизненным опытом.

Январь – 3неделя

«Слушаем и играем»

- Воспитывать ансамблевую слаженность, необходимую для развития музыкальности у детей.

- Развивать художественно-музыкальное восприятие детей.

Музыкально-игровая гимнастика «Утром рано я встаю». Музыкально-дидактическая игра»Где же наша песенка?». Элементарное музицирование «Путаница», немецкий фольклор. Игра на детских музыкальных инструментах; «Эхо», «Часы» муз. Тиличеевой, «Вальс-шутка», муз. Шостаковича.  

- Освоят художественно-музыкальное восприятие

Январь – 4 неделя

«Продолжаем сказки сочинять»

 - Рассказывая сказку детям, объяснить все правила игры в оркестре «громко — тихо», по сигналу дирижёра.

- Помогать детям развивать сюжет сказки, используя разные варианты.

Пальчиковая азбука «Раз, два, три, четыре, пять — вышли пальцы танцевать». Элементарное музицирование «Путаница», немецкий фольклор. Игра на детских музыкальных инструментах: сказка «Ветерветерок- ветрище» .  

- Освоят сюжетные сказки

Февраль – 1 неделя

«Синтез движения – речи - музыки»

- Помогать детям приобретать навыки превращать речевую пьесу в театрализованную игру.

 - Прослушать новую пьесу для игры в оркестре, определить её жанр и характер музыки.

- Развивать у детей воображение, тембровый слух.

Элементарное музицирование «Ледяное эхо». Музыкально-литературная зарисовка «Проказы матушки Зимы». Игра на детских музыкальных инструментах «Шла лисица», муз. рус нар., «Вальс», муз. Гречанинова.

- Научаться определять характер музыки и жанр

Февраль – 2 неделя

«Урок в ритме вальса»

- Определить, какие музыкальные инструменты должны звучать в каждой части вальса.

- Развивать навыки взаимосвязи речи и движения.

- Совершенствовать у детей язык жестов, телесно-пластическую деятельность.

Элементарное музицирование: «Снежинки кружатся», «Ледяное эхо», «Снег так искрится зимой  и блестит». Музыкально-игровая гимнастика «Кружимся парами». Игра на детских музыкальных инструментах «Шла лисица», муз. рус нар., «Вальс», муз. Гречанинова

- Научаться определять части вальса.

- Освоят телесно-пластиковую деятельность.

Февраль – 3 неделя

«Кружится вальс»

- Способствовать эмоциональному и творческому раскрепощению детей.

- Помогать детям формировать движения при помощи речи, а речь при участии движений.

Элементарное музицирование: «Снежинки кружатся», «Ледяное эхо», «Снег так искрится зимой  и блестит». Музыкально-игровая гимнастика «Кружимся парами». Игра на детских музыкальных инструментах «Шла лисица», муз. рус нар., «Вальс», муз. Гречанинова

- Научаться формировать движения при помощи речи, а речь при участии движений.

Февраль – 4 неделя

«Зима художница»

- Помогать детям проявлять творческую инициативу в поиске средств художественной выразительности, для передачи настроения в музыке.

-  Приближать речевое музицирование к импровизированному театру. - Добиваться комплексного развития музыкальности у детей.

Элементарное музицирование «Ледяное эхо»,  «Снег так искрится зимой  и блестит». Музыкально-игровая гимнастика «Юные фигуристы».                         Игра на детских музыкальных инструментах «Шла лисица», муз. рус нар., «Вальс», муз. Гречанинова

- Освоят импровизационный театр.

- Научаться передавать настроение в музыке.

Март – 1 неделя

«Первые капели»

- Продолжать знакомство детей с окружающими звуками природы, улицы, дома.

- Развивать у детей воображение, ритмический и тембровый слух. - Использовать при передачи ритма несложный ритмический рисунок. - Помогать детям подбирать музыкальные инструменты для сопровождения пения песни.  

Музыкально — дидактическая игра «Передай ритм.» Элементарное музицирование «Звонко капают капели»». Музыкально-игровая гимнастика: «Ронять руки», «Музыкальные стульчики»». Игра на детских музыкальных инструментах : «Вальс-шутка», муз. Шостаковича, «Ты, скажи мне реченька», муз. Вихаревой.

- Научаться подбирать музыкальные инструменты для сопровождения пения песни.  

- Освоят несложный ритмический рисунок

Март – 2 неделя

«Снова капают капели»

- Развивать элементарные представления о взаимоотношениях с окружающим миром.

- Попевки петь медленно, плавно переключаясь со звука на звук, постепенно приближаясь к темпу разговорной речи.

Музыкально-двигательная разминка «Чиж». «Ронять руки», «Музыкальные стульчики»». Элементарное музицирование:  «Звонко капают капели»».  «Кап , кап, динь, динь». Музыкально-игровая гимнастика «Мы на цыпочках идём».                                          

- Научаться исполнять попевки.

- Освоят взаимоотношения с окружающим миром.

Март – 3 неделя

«Слушаем и играем»

- Вызывать у ребёнка интерес к игре на детских музыкальных инструментах, желание участвовать. - Развивать у детей чувство лада и темпа.

-  Помогать детям придумать несложный импровизированный танец с бубнами.

Музыкально-игровая гимнастика «Игра с бубнами», «Ронять руки». Элементарное музицирование: «Кап , кап, динь, динь»,  «Еду, еду». Пальчиковый аккомпанемент «Пять обезьянок». Игра на детских музыкальных инструментах : «Ты, скажи мне реченька», муз. Вихаревой. 

- Научаться определять лад и темп.

- Освоят импровизированный танец с бубнами.

Март – 4 неделя

«Весне навстречу»

- Развивать необходимые  навыки музыкальной деятельности: звуковысотное восприятие, чувство ритма, - Создавать  условия для развития творческой деятельности каждого ребёнка  

Элементарное музицирование: «Кап , кап, динь, динь», «Весна». Музыкально-двигательная разминка: «Чиж», «Кулачки- кисти». Пальчиковый аккомпанемент «Пять обезьянок»                                                                      Игра на детских музыкальных инструментах : «Ты, скажи мне реченька», муз. Вихаревой.

- Освоят звуковысотное восприятие, чувство ритма.

Апрель – 1 неделя

«Каждый звук имеет свое имя»

- Продолжать знакомить детей с нотами и звуками.

- Развивать у детей звуковысотный слух, закреплять знания детей о движении мелодии вверх и вниз.

- При сопровождении пения песни музыкальными инструментами обращать внимание детей на соблюдение ритмического рисунка.

- Помогать детям в подборе музыкальных инструментов в озвучивании сказок.

Пение «Песенка про ноты», обработка Металлиди. Музыкально — дидактическая игра «Вверх — вниз». Элементарное музицирование «Тишина», муз. Медынь. Игра на детских музыкальных инструментах: «Колобок», муз. Боромыкиной (песня-игра), «Вербы», муз. Кошминой.  

- Познакомятся с нотами.

- Научаться соблюдать ритмический рисунок

Апрель – 2 неделя

«Звуки весны в природе и в музыке»

- Продолжать развивать у детей элементарные представления о взаимоотношениях с окружающим миром.

- При озвучивании стихотворения разбирать с детьми характер и каждого героя, способствовать индивидуальной интерпретации образа, эмоциональному самовыражению. 

Музыкально-игровая гимнастика «Игра с бубнами». Элементарное музицирование «Тишина», муз. Медынь. Игра на детских музыкальных инструментах: музыкальная зарисовка «Весна», «Вербы», муз. Кошминой.

Апрель – 3 неделя

«Весна в природе и в музыке»

Обращать внимание детей на качество исполнения оркестром музыкального произведения.

Элементарное музицирование «Тишина», муз. Медынь. Игра на детских музыкальных инструментах: музыкальная зарисовка «Весна», «Вербы», муз. Кошминой.  Пение «Песенка про ноты», обработка Металлиди.

Апрель – 4 неделя

«Приглашаю вас в страну мелодий»

- Закреплять знания детей о мелодии.

- Дать детям представление о каноне.

- Прививать детям любовь к мелодичной русской народной музыке,  учиться её исполнять.

Элементарное музицирование «Лягушачья песенка», «Утро», муз. Тютюнниковой. Пение «Пой за мной», детский канон. Игра на детских музыкальных инструментах: «Я на горку шла», муз рус. нар.

- Познакомятся с каноном

Май – 1 неделя

«Звуки низкие и высокие»

- Знакомство детей с окружающими звуками природы, улицы, дома.  Развивать у детей воображение, тембровый слух.

- Добиваться общности выразительных средств речи, движения и музыки.

Музыкально — дидактическая игра «Почему Мишутка пищал?» Элементарное музицирование «Дождик, дождик, перестань». Музыкально-игровая гимнастика «». Игра на детских музыкальных инструментах: музыкальная зарисовка «Весенние цветы», муз. Куликовой, «Колобок», муз. Боромыкиной (песня-игра),  

Май – 2 неделя

«Звук и тишина»

- Расширить у детей понятие о паузе.

- Пауза — знак молчания, перерыв в звучании. - Пояснить детям, что во время паузы  звуки не звучат.

Музыкально-игровая гимнастика «Весело шагаем, тихо — отдыхаем». Музыкально-дидактическая игра «Танцуем в тишине».

- Познакомятся с паузой.

Май – 3 неделя

«Игра на детских музыкальных инструментах»

- Помогать детям превращать речевую пьесу в театрализованную игру, вплотную превращая речевое музицирование к импровизированному театру.  

Элементарное музицирование «На травке», муз. Тютюнниковой. Игра на детских музыкальных инструментах: музыкальная зарисовка «Весна», «Вербы», муз. Кошминой.

Май – 4 неделя

«Игра в ансамбле»

Своевременно  вступать  и  заканчивать  свою  партию, соблюдать  темп и  динамику. Слышать  смену  музыкальных  фраз,  предложений, частей.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

«Веснянка» укр.нар.песня

 «Как  у  наших  у  ворот» рус.нар. песня «Часы» Е.Давыдова «Как  под  горкой» рус.нар.песня

- Научаться вовремя вступать и заканчивать свою партию.

2.2 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

Основная форма работы с детьми: тематические занятия,  интегрированного типа и занятия-концерты.

Методические приемы:

наглядный, словесный, практический;

− беседы с детьми;

− наблюдение за природой;

− слушание русских народных песен, сказок;

− разыгрывание для детей и самими детьми русских народных сказок взрослыми с привлечением родителей;

− инсценировки песен и малых фольклорных форм;

− ручной труд.

Формы подведения итогов:

занятия интегрированного типа;

− развлечения;

− театрализованные представления, концерты;

− календарные праздники;

− видео и фотоматериалы;

− отзывы родителей, педагогов ДОУ.   

Формы работы

музицирование,

− слушание музыки,

− игра на музыкальных инструментах,

− календарные праздники,

− развлечения,         

− тематические праздники,

− пение,

− исполнение,        

− песни – игры,

− игра на музыкальных инструментах,

− импровизация,

− тематические праздники,

− ярмарка,

− народные обряды,

− календарные праздники.      

2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

Культурные практики ребёнка обеспечивают его активную и продуктивную образовательную деятельность. Культурные практики – разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни.

Культурные практики, ориентированы на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.

        Так, сюжетная игра переводит внешнее действие во внутренний план «замысливания», но в максимальной степени сохраняет и провоцирует игровое отношение как процессуальное (вне результативности) отношение к миру. Сюжет игры - это, в конечном итоге, виртуальный мир возможных событий, который строится по прихоти играющих и не имеет результативного завершения.

− Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста.   Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах - это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры-инсценировки, игры-этюды и пр. При этом обогащение игрового опыта творческих игр детей тесно связано с содержанием непосредственно организованной образовательной деятельности. Организация сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных игр и игр-драматизаций осуществляется преимущественно в режимных моментах (в утренний отрезок времени и во второй половине дня).

− Коммуникативная практика, осуществляемая на фоне игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской деятельности, требует артикулирования (словесного оформления) замысла, его осознания и предъявления другим (в совместной игре и исследовании) и задает социальные критерии результативности (в совместной продуктивной деятельности). Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте (в старшем дошкольном возрасте). В учебном плане она занимает отдельное место, но при этом коммуникативная деятельность включается во все виды детской деятельности, в ней находит отражение опыт, приобретаемый детьми в других видах деятельности.

− Чтение (восприятие) детям художественной литературы входит в остав культурных практик, необходимых для развития дошкольника,  художественная литература как особого рода моделирующая (репрезентирующая) реальность система является универсальным развивающим средством.

− Музыкальная деятельность Музыкальная деятельность организуется в процессе музыкальных занятий, в свободной деятельности,  которые проводятся музыкальным руководителем дошкольного учреждения в специально оборудованном помещении   групповых помещениях.


2.4.  Способы и направления поддержки детской инициативы

Музыкальная деятельность ребёнка в детском саду может осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности – музыкальных игр и творческих импровизаций на музыкальных инструментах, в движении, пении, театрально-исполнительской деятельности. Ежедневная работа с каждым ребенком, знание его интересов, способностей дают возможность воспитателю вместе с музыкальным руководителем осуществлять самостоятельную музыкальную деятельность детей. Музыкальный руководитель консультирует педагогов, дает необходимые рекомендации, оказывает практическую помощь в руководстве самостоятельной музыкальной деятельностью дошкольников. Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников носит инициативный, творческий характер, основывается на приобретенном опыте, отличается многообразием форм и является начальным проявлением самообучения.

Деятельность педагога по поддержке детской инициативы с детьми 5-6 лет:

  • создать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям; выражать радость при встрече; использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
  • уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
  • поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других и ту радость; которую он доставил кому – то(маме, бабушке, папе, другу);
  • создать условий для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
  • при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;
  • привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу; обсуждать выбор спектакля для постановки, песни, танца и т;п;
  • создать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

1) обеспечение эмоционального благополучия через:

− непосредственное общение с каждым ребенком;

− уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

− создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

− создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

− недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

− создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

− развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

− развитие умения детей работать в группе сверстников;

4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:

− создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

− организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

− поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

− оценку индивидуального развития детей;

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Цель: Создание условий для формирования позиции сотрудничества педагогов и  родителей воспитанников с целью эффективной  разработки и реализации стратегии  развития  и образования  каждого ребенка.  

Задачи:

  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, вовлечение семей   в образовательную деятельность;
  • оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития;
  • консультативная поддержка родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации);
  • обеспечение информационной открытости образовательной деятельности  для семьи и всех заинтересованных лиц, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности.

Сотрудничество педагогов и родителей предполагает следующие подходы:

  • Родители рассматриваются, как важный фактор в улучшении перспектив развития детей.
  • Родители не только не мешают и не препятствуют работе педагогов, а наоборот, могут способствовать быстрым успехам, могут овладеть новыми навыками, руководствуясь сильным желанием помочь своим детям.
  • Родители имеют право на информированность и обращение к педагогам детского сада за советами с тем, чтобы эффективнее влиять на развитие своих детей.
  • Родители при соответствующих условиях могут быть субъектами организации, планирования и развития образовательной системы МАДОУЦРР – детский сад.

Направления деятельности при взаимодействии с родителями:

  • планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей;
  • практическая помощь семье в воспитании детей;
  • организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания;
  • вовлечение родителей в планово – прогностическую, организационную, аналитико – оценочную деятельность детского дошкольного учреждения.

Принципы взаимодействия детского сада и семьи:

  • доверительные отношения – обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность педагогов, их умение понять и помочь в решении проблем семейного воспитания;
  • подход к родителям как к активным субъектам  процесса взаимодействия - полноправные партнеры воспитания и обучения детей;
  • единство в понимании педагогами и родителями ценностно-целевых ориентиров, задач, условий, результата развития ребенка;
  • помощь, поддержка, уважение и доверие к ребенку со стороны педагога и родителей;

− личная заинтересованность родителей – изменение педагогической позиции родителей, которая поможет правильно строить общение и совместную деятельность с ребенком.

Формы работы с родителями:

− информационные стенды (наглядная агитация);

− папки – передвижки;

− тематические выставки;

− консультации;

− буклеты;

− памятки;

− родительские собрания;

− индивидуальные и групповые беседы;

− деловые игры;

− психологические тренинги;

− анкетирование, тестирование.


  1. Организационный раздел

  1. Описание материально-технического обеспечения Программы

№ п/п

Наименование МТО

Шт.

МЕБЕЛЬ И ТЕХНИКА

Тумба под видеоаппаратуру

1

Телевизор большой

1

Ширма (большая и малая)

2

Погремушка

20

Музыкальный  центр

1

Синтезатор

1

Пианино

1

Бубен маленький

4

Бубен средний

5

Ксилофон-альт диатонический (деревянный)

5

Металлофон-альт диатонический

4

Металлофон 12 тонов

10

Барабан большой

1

Барабан малый

2

Треугольник металлический

12

Колокол большой

1

Колокольчики маленькие

20

Ложки деревянные

30

Платочки цветные

90

Гармонь детская

1

Аккардеон детский

1

Трещетки деревянные

2

Маракасы

Вертушка пластмассовая

2

Румба деревянная(медные диски – 4 пары)

4

Стиральные доски музыкальные

4

Учебно-игровое пособие «Логико-Малыш» Бытовая культура. Театр.

1

Наборы карточек. Дидактические карточки «Музыкальные инструменты»

1

Наглядно-дидактическое пособие. Игра «Музыкальные инструменты»

1

Комплект карточек  «Игры, танцы, упражненья для красивого движенья»

1

Комплект карточек «Дыхательная гимнастика»

1

Комплект карточек «Пальчиковая гимнастика»

1

Картотека «Дидактические игры, развивающие творческие способности детей»

1

Картотека «Логоритмические игры и упражнения»

1

  1. Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания

  • И. Каплунова, И. Новоскольцева «Ладушки»  «Этот удивительный ритм» (пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений) СПб. Композитор 2005г.
  • Н.Г. Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах» Москва. Просвещение  1990г.
  • Н.А. Ветлугина «Музыкальное развитие ребенка» Москва. Просвящение. 1983г.
  • С. Бублей «Детский оркестр» (пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений) Издание 2-е, Ленинград «Музыка»1989г.

3.3.Расписание  занятий

Срок реализации программы рассчитан на один год обучения. Программа дополнительного образования реализуется 1 раз в неделю. Продолжительность 1-го занятия   25  минут. Занятия организуются в помещении музыкального зала. Занятие подразделяется на 3 части: мотивационную, основную и заключительную. В мотивационной      части  происходит настрой детей на работу, определение целей деятельности. В основной части осуществляется  непосредственная   деятельность.  В связи с этим во время занятия должны учитываться   индивидуальные особенности детей. Заключительная часть реализует воспитательные задачи: умение добиваться поставленной цели

    Конкретное планирование, распределение материала зависит от конечной цели занятий, концентрирующихся на общей музыкальной подготовке или нацеленных на исполнение музыкальных произведений. Конечно же, занятия могут не всегда соответствовать приведенной выше структуре – занятия статичные можно сочетать и чередовать с динамичными. Главное чтобы все происходящее на занятии, все его разделы и аспекты дополняли друг друга, составляли единое целое.

    На первом этапе преобладают ритмические игры и импровизации с использованием ударно-шумовых инструментов.  Не обойтись и без таких «удобных» для этой цели  инструментов, как ладошки и ноги. Ритмические движения и упражнения выполняются всеми вместе или поочередно. При этом дети сидят или получают возможность активно двигаться.

    На следующем этапе происходит расширение сферы музыкальной деятельности детей и их музыкальных представлений в связи с введением на занятиях диатонических музыкальных инструментов. Использование их выразительных и изобразительных возможностей сочетается с развитием ладового мелодического слуха.

    Ко второму полугодию, репертуар становится намного богаче, расширяется круг ансамблевых возможностей, совместная игра занимает все большее место. К этому времени дети уже имеют небольшой исполнительский опыт. Поэтому в еще большей степени надо обращать их внимание на выразительность игры, на понимание характера и жанра исполняемых пьес, на связь музыки с поэтическим текстом, с сюжетом.    

Процесс обучения детей игре на звуковысотных музыкальных инструментах можно так же разделить на три этапа:

  1. ознакомление с особенностями мелодии и приемами звукоизвлечения, который будет использоваться для её воспроизведения;
  2. разучивание мелодии (по слуху, по нотам, по цифровой или цветовой системам). Отработка исполнительских приемов, работа над выразительностью исполнения
  3. целостное воспроизведение мелодии на инструменте.

    Для того чтобы игра на музыкальных инструментах носила творческий характер и развивала самостоятельность, нельзя ограничиваться только разучиванием упражнений, пьес и партий. Следует всячески культивировать различные формы работы, способствующие творческим проявлениям детей: от подбора на слух  до совместных оркестровок-импровизаций.

        

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ дополнительной общеразвивающей программы дополнительного образования

дополнительной общеразвивающей программы дополнительного образования...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования   по художественно – эстетическому развитию  «Чудеса на ткани»  для воспи...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей и взрослых по формированию ранней профориентации у детей дошкольного возраста "Мир профессий"

Цель программы: Создать систему действенной профориентации воспитанников, способствующей формированию у детей способности к профессиональному самоопределению в соответствии с желаниями, способностями,...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)

2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)

Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....