"МЕЛОДИЯ ВЕСНЫ"
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)
Методическая разработка ОД с детьми подготовительного к школе возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_melodiya_vesny.doc | 47 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
План-конспект НОД
художественно-эстетическое развитие, музыка
подготовительная группа
Тема: «Мелодия весны».
Тематическое комплексное музыкальное занятие.
Цель: развитие музыкальных способностей детей в различных видах музыкальной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
продолжать учить воспринимать окружающую действительность с помощью музыкальных образов;
упражнять детей в выразительной передаче звуковых образов;
Развивающие:
способствовать развитию звуковысотного слуха;
способствовать развитию хоровых способностей;
способствовать развитию музыкально-ритмических движений;
способствовать формированию познавательного интереса детей средствами музыки и изобразительного искусства;
стимулировать желание детей высказываться о музыке;
Воспитательные:
обогащать эмоциональную сферу детей средствами музыки, живописи, литературы.
Методические приемы:
Наглядно – слуховые:
прослушивание музыки в исполнении оркестра, фортепиано, педагога
Наглядно - зрительные:
знакомство с картинами-пейзажами через слайдовые презентации (применение ИКТ)
Словесные:
художественное слово (загадка, стихи, беседа)
Практические:
музыкально – дидактическая игра,
пение,
танец.
Приемы интерактивной деятельности детей:
работа индивидуальная, в подгруппах, группе.
Музыкальный репертуар:
П. И. Чайковский «Подснежник»
Г. Свиридов «Весна»
Муз. С. Соснина, сл. М. Садовского «Весенний будильник»
«Весенняя капель» - звуковая дорожка
Фонопедическое упражнение Карл Орф «Весенние голоса»
Художественная литература:
С. Я. Маршак «Апрель»
Наглядно – иллюстративный материал:
Слайдовая презентация «Мелодия весны»
(музыкальное сопровождение презентации «Весна» Г. Свиридов);
Материал дидактической игры «Подари лучик солнышку».
Оборудование:
компьютер, экран, мультимедийный проектор;
музыкальный центр, диск;
фортепиано;
фланелеграф;
детские музыкальные инструменты (треугольник, металлофон, колокольчик, трещотка, свистулька, коробочки с крупой, молоточки).
Виды деятельности:
музыкально-ритмические движения;
артикуляционная гимнастика;
слушание музыки;
пение;
музыкально – дидактическая игра;
элементарное музицирование;
танец – импровизация.
Использование авторских методик и технологий:
Карл Орф
Т. Э. Тютюнникова «Элементарное музицирование»
Радынова О. П. «Музыкальные шедевры»
Информационно – коммуникативные технологии
Литература:
«Дошкольное воспитание» 1998.- № 4.-с. 135
«Музыкальный руководитель» 2005.- № 1.-с. 77
Мерзлякова, С. И. «Роль интегрированных занятий в развитии дошкольников» //«Музыкальный руководитель» 2010.- № 2.- с. 2
Радынова, О. П. «Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры» //«Музыкальный руководитель» 2005.- №1. –с. 3
Радынова О. П. «Дошкольный возраст - задачи музыкального воспитания» // Дошкольное воспитание 1994.- № 2, с. 24 - 30
Скопинцева, О. А. «Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников» /Скопинцева О. А. - Волгоград, 2010
Тарасова, К. В. «Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве» //«Музыкальный руководитель» 2010 г. - №1. – с. 10
Тютюнникова, Т. Э. «Просто, весело, легко» // «Музыкальный руководитель» 2009.- № 5.-с. 4
Ход занятия.
Слайд 1.
Педагог исполняет на фортепиано произведение собственного сочинения «Весеннее пробуждение». Дети заходят в зал. Желающие подходят к педагогу и слушают музыку.
Музыкальный руководитель:
Здравствуйте, ребята. Посмотрите, какой сегодня
замечательный весенний день. Как ожила природа, сколько звуков на улице: поют птицы, звенит капель. Сегодня я хочу пригласить вас в волшебный мир музыки Весны.
Как вы думаете, может у Весны быть своя музыка?
Дети:
Музыкальный руководитель:
Как мы можем услышать музыку Весны? (звон капели, журчание ручья, пение птиц)
Дети:
Музыкальный руководитель:
Ребята, как вы думаете, мы с вами можем изобразить своим голосом звуки природы весной? Дети:
Музыкальный руководитель:
Конечно, да. Давайте вспомним звуки весенней природы и попробуем изобразить их своим голосом.
Я предлагаю вам послушать мой рассказ и кто хочет, может повторять за мной.
Фонопедическое упражнение «Голоса весны»
Пригрело весеннее солнышко. Давайте порадуемся теплому солнышку | Поднимаем руки вверх и поем свой звук |
С пригорка побежал веселый ручеек Можно предложить работу в подгруппах: как «журчит» ручеек у девочек, а как у мальчиков | Болтаем языком |
До краев наполнил большую глубокую лужу | На глиссандо опускаемся голосом в нижний регистр |
Перелился через край | Делаем голосом «волну» |
И дальше побежал | Булькаем языком |
Выбрались из-под коры жучки | жжж-жжж в низком регистре |
и букашки | ззз-ззз в более высоком |
расправили крылышки | крш, крш |
и полетели кто куда | трр-трр-трр, шепотом |
Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало | шур-шур, шур-шур |
И вылез ежик | сопят носом |
Ожил под теплым весенним солнышком и муравейник | каждый поет свой звук |
Лес наполнился птичьими голосами | Подражаем голосам птиц |
Вот и пришла весна | Поднимаем руки вверх и поем свой звук |
Музыкальный руководитель:
Отлично, молодцы. Как красиво у нас с вами получилось изобразить голосом пробуждение природы, какая красивая мелодия весны получилась.
Скажите, чьи песенки прозвучали в этом рассказе?
Дети:
Музыкальный руководитель:
а можем ли мы с вами изобразить ручеек по- другому, не только голосом?
Дети:
Музыкальный руководитель:
Конечно, в движении, и сейчас мы с вами побудем в роли веселых ручейков.
Двигательное упражнение «Ручеек».
Бежал ручей по камешкам, Бежал, бежал, бежал | Бежим |
Потом в глубокой лужице Лежал, лежал, лежал | Присаживаемся на корточки |
То снова он пустился вскачь | Бежим вприпрыжку |
То будто бы уснул | Остановиться, присесть |
Увидел речку – прыг туда | Прыжок вперед |
И сразу утонул | Присели или легли на пол |
Музыкальный руководитель:
Молодцы, мы с вами очень похоже показали разные ручейки.
Что мы теперь будем делать? Чем бы вы хотели заняться? Может быть мы сядем на стульчики, поближе к инструменту?
Дети:
Музыкальный руководитель:
Весна – очень красивое время года, и многие художники посвятили свое творчество этому времени года.
Сейчас я предлагаю посмотреть, как художник Левитан изобразил весеннюю природу в своих картинах.
Слайд 2-10.
Музыкальный руководитель:
Оживает природа под теплыми солнечными лучами, появляются первые цветы. Ребята, какие первые весенние цветы вы знаете.
Дети:
Музыкальный руководитель:
а я знаю такой весенний цветок, как подснежник.
Слайд11.
Весна приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнёт –
В лесу подснежник
Расцветёт.
Очень красивый, светлый, нежный весенний цветок.
Посмотрите, как подснежник растет в лесу, какой это красивый, нежный, и в тоже время отважный цветок, который не боится холода и снега.
Поэты сочиняли стихи о подснежнике, а композиторы – музыку о нем.
Я предлагаю вам сегодня послушать музыкальное произведение композитора П. И. Чайковского. Если у вас возникнет желание подвигаться — вы можете это сделать при помощи рук и головы, не вставая со своих стульчиков.
Звучит «Подснежник» П. И. Чайковского.
Музыкальный руководитель:
Скажите, какая музыка по характеру?
Дети:
Музыкальный руководитель:
Можно ли сравнить музыку с цветком, чем они могут быть похожи?
Дети:
Музыкальный руководитель:
Как бы вы назвали музыкальное произведение?
Дети:
Музыкальный руководитель знакомит детей с портретом П.И. Чайковского.
Слайд 12.
Музыкальный руководитель:
Давайте покажем, как растут цветы на весенней полянке.
Упражнение – импровизация «Цветок».
Музыка П. И. Чайковского «Подснежник».
Сесть на корточки, голова и руки опущены, поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны – цветок зацвел. Голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем.
Музыкальный руководитель:
Ребята, вы конечно же согласитесь, что первый признак Весны – это яркое, теплое ….
Дети:
Музыкальный руководитель:
солнышко. Только Солнышко, которое вы сейчас видите у нас в зале, очень грустное.
На фланелеграфе бумажный макет солнца без лучей.
Музыкальный руководитель:
Скажите, почему?
Дети:
Музыкальный руководитель:
Конечно,оно грустное, потому что у него нет лучиков. Чтобы оно светило ярче и веселее, я предлагаю спеть песенки солнышку, добавить ему лучиков. Обратите внимание, лучи разные по длине (длинный и короткий). Поэтому и песенки будут разными – короткими и долгими. Показ голосом длинных и коротких по длительности звуков.
Музыкально – дидактическая игра «Подари лучик солнышку».
Дети берут по очереди бумажный лучик, поют на слог «ля», добавляют луч на фланелеграф.
Музыкальный руководитель:
Молодцы, наше солнышко стало светить еще ярче и теплее.
Яркому солнышку обрадовались птички и весело запели. Хотите послушать мою песенку?Дети:
Музыкальный руководитель:
я предлагаю вам послушать мою песню и сказать, голоса каких птиц вы услышали в ней?
Исполняется вступление к песне «Весенний будильник» Муз. С. Соснина, сл. М. Садовского
Музыкальный руководитель:
Голоса каких птиц вы услышали?
Дети:
Музыкальный руководитель:
Я хочу предложить вам вместе со мной исполнить эту песню. Голоса каких птиц (какие по высоте звуки) мы можем предложить исполнить девочкам, а каких – мальчикам? Почему?
Дети:
Музыкальный руководитель:
Исполняется песня, дети поют на вступление и проигрыш.
Музыкальный руководитель:
Умнички. А теперь я хочу предложить вам сесть на ковер Хотите?
Дети:
Музыкальный руководитель:
Скажите, какой весенний месяц идет сейчас?
Дети:
Музыкальный руководитель:
Правильно, апрель.
Послушайте, даже стихотворение С. Я. Маршака Апрель ожило под весенними лучами.
Апрель! Апрель! На дворе звенит капель, | треугольник |
По полям бегут ручьи | металлофон |
На дорогах лужи | молоточки |
Скоро выйдут муравьи | коробочки с крупой |
после долгой стужи | погремушки |
Пробирается медведь Сквозь густой валежник! | трещотка (дерев. палочки) |
Стали птицы песни петь | свистулька |
И расцвел подснежник! | Колокольчик |
Музыкальный руководитель:
Я думаю, что это не простое стихотворение, а «музыкальное», и в нем спрятались, как вы думаете…
Дети:
Музыкальный руководитель:
песенки. Давайте подумаем, как мы можем услышать эти песенки? Что же может нам в этом помочь?
Дети:
Музыкальный руководитель:
Предлагаю нам исполнить это стихотворение вместе с музыкальными инструментами. Давайте подберем музыкальные инструменты.
Дети берут инструменты. Музыкальный руководитель читает стихи, дети знакомятся со звуком инструментов, подбирают их к стихотворным строчкам.
Исполнение с инструментами.
Музыкальный руководитель:
Молодцы, у нас получился чудесный весенний оркестр. Чьи же песенки прозвучали в этом стихотворении?
Дети:
Музыкальный руководитель:
Скажите, какую музыку Весны мы с вами услышали сегодня?
Дети:
Музыкальный руководитель:
А сейчас я предлагаю вам исполнить веселый весенний танец .
Танец-импровизация.
Музыкальный руководитель:
ну вот, наше с вами путешествие с мелодией весны заканчивается. Что вам понравилось сегодня, что запомнилось?
Дети:
Музыкальный руководитель:
а чтобы вам еще хотелось узнать, послушать, спеть, станцевать?
Дети:
Музыкальный руководитель:
я хочу поблагодарить вас. Вы сегодня проявили себя как внимательные чуткие слушатели музыки, исполнители и музыканты. Мы с вами обязательно продолжим знакомиться с мелодиями весны. А сейчас я желаю вам всем хорошего весеннего настроения и прощаюсь с вами.
Под музыку дети выходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа – концерт с детьми старшего дошкольного возраста. Тема занятия: « Мелодии путешествий».
На занятии дети знакомятся с П.И.Чайковским, его произведениями из "Детского альбома"...
Занятие по рисованию в старшей группе, тема «Мелодии весны»
рограммное содержание:Обучающие задачи:Учить детей изображать картину ранней весны; использовать в рисунке разные художественные материалы. Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой.Развив...
Презентация младшая группа "Звучит мелодия весны"
Все о весне....
Мастер-класс:" Мелодия Весны" работы детей старшего дошкольного возраста, выполненные в разных техниках изобразительного искусства (рисование, пластинография, аппликация)
Индивидуальные и коллективные работы детей старшнго дошкольного возраста по изобразительному искусству направленные на развитие эстетических способностей детей....
Музыкальное занятие"Мелодия Весны"
Весна забыла свою свою мелодию, но мы поможем ей ее вспомнить.Презентация к занятиюhttps://cloud.mail.ru/public/uqaa/gg45uRz4o...
Беседа "Мелодии весны"
Весеннее пробуждение. О весне часто говорят: весна красна. "Красна" - не потому что поя...
Сценарий развлечения «Мелодия весны» разновозрастная группа от 1,5 до 3 лет общеразвивающей направленности
Сценарий развлечения «Мелодия весны» разновозрастная группа от 1,5 до 3 лет общеразвивающей направленности...