Конспект занятия по музыкальной деятельности «Капустные вечёрки» Подготовительная группа
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Курилова Юлия Алексеевна

Фрагменты народного осеннего обычая "Капустные вечерки" (песен, танцев, игр, исполняемых детьми). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_2022.docx38.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по музыкальной деятельности

 «Капустные вечёрки»

Подготовительная группа

Курилова Юлия Алексеевна,

музыкальный руководитель

первой квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад №394 г. Челябинска»

Вид детской деятельности: музыкальная (музыкально-ритмическая деятельность, пение, танцевально-игровое творчество, игра на детских музыкальных инструментах), игровая, коммуникативная.

Задачи:

- Обогащать представления детей о народных обычаях, предметах быта, песнях, играх, устном творчестве русского народа Южного Урала.

- Способствовать развитию артикуляционного аппарата посредством отработки четкого произношения слов и формированию физиологического дыхания детей.

- Вызывать познавательный интерес, обогащать словарный запас.

-Упражнять в умении двигаться хороводным шагом, выполняя фигуру «завивайся капустка», сочетая с пением.

- Пополнять представления о народных музыкальных инструментах.

- Стимулировать детей в подыгрывании на шумовых музыкальных инструментах, соблюдая общую динамику и темп.

- Формировать певческие умения чистого интонирования, протяжного плавного пения.

- Способствовать умению передавать детьми весёлый, шуточный, игривый характер песни.

- Развивать умение импровизировать в игровой музыкальной деятельности, передавая характер музыки.

 - Накапливать положительный эмоциональный опыт в игровой, музыкальной деятельности на основе русского народного творчества.

- Приобщать к культурному наследию родного края.

Материал и оборудование:

Предметы быта русского народа, муляж русской избы, проектор, экран, музыкальный центр, флешка, фортепиано, музыкальные инструменты: ложки, трещотки, бубны, рубель, маракасы, колокольчики.

Место проведения:

Музыкальный зал.

Ход занятия: 

Этапы педагогического мероприятия

Содержание деятельности музыкального руководителя и воспитателя

Содержание деятельности детей

Визуальный ряд

Активизация, приветствие

Музыкальный руководитель (далее м.р.): Здравствуйте, мои друзья! Я рада видеть вас! Меня зовут Юлия Алексеевна! А ваши имена я вижу на бейджиках.

Сегодня я хочу пригласить вас мини-музей русской избы. Интересно вам узнать, как жили люди в нашем крае на Южном Урале? Тогда я расскажу о обычаях и традициях русского народа в стародавние времена. В каждом доме, в каждой избе принято было здороваться, встречать родных и гостей приветствием.

Давайте и мы с вами поздороваемся! Я пою фразу, а вы за мной повторяете.

Музыкальное приветствие «Здравствуйте, люди добрые»

(фрагмент народной попевки)

Здравствуйте, здравствуйте, люди добрые,

Люди добрые, приветливые!  

Постарайтесь, как можно точнее повторять за мной мелодию.

     Был на Южном Урале обычай заготавливать поздней осенью капусту. Девушки, юноши и дети собирались вместе, ходили из дома в дом и помогали хозяевам рубить капусту, так как заготавливали ее много, на всю зиму. А вечером начинались «капустные вечерки» с веселыми песнями, плясками и играми.

Ребята, посмотрите сюда. Как вы думаете, что занимает главное место в избе? Чем топится русская печь? Предлагаю вам нарубить дров для нашей печки.

Звучит музыка. Дети свободно входят в зал. Музыкальный руководитель (далее м.р.) встречает детей.

Дети, м.р. и воспитатель  встают в круг.

Дети повторяют движения, пропевают мелодию.

Дети стоят в кругу.

Ответы детей.

На экране слайд «Деревня»

Слайд «Музей народного быта»

Обратить внимание детей на предметы народного быта.

Поклон

Хлопает в ладоши

М.р. показывает на  декорацию русской избы.

Обратить внимание детей на кадку для засолки капусты и сечку.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Упражнение «Дровосек»

Давайте встанем прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнести "бах".

Упражнение «Дуем на ложку с горячими щами»

Сварили в печи щи. Ой, вкусно! Зачерпываем ложкой…горячие!

Набрать воздух и вытягивая губы дуть, но не очень сильно, стараясь как можно дольше растянуть выдох…..

Ребята, проговорим скороговорку:

Капустка моя, все четыре кочана,

Никогда я не плясала, только нынче начала.

Очень четко проговариваем в одном темпе.

Дети выполняют дыхательную гимнастику по показу м.р.

Дети проговаривают скороговорку.

Показ движений упражнения м.р. (5-6 раз каждое).

М.р. проговаривает скороговорку 4 раза вместе с детьми, регулируя темп.

Музыкально-ритмические движения

   Упражнение «завиваем капустку». Посмотрите на экран. Там изображена схема фигуры, которая называется «завивать капустку». 

Давайте встанем в круг, возьмемся за руки. Под музыку мы будем двигаться хороводным шагом: спина прямая, носок ноги тянем вперед. (Имя ребенка) будет «завивать капустку».

Раскручивать «вилок» будет другой ребенок (имя ребенка). Как вы считаете, у вас получилось завить вилок? А раскрутить?

Таким же хороводным шагом, под музыку проходите и садитесь на стульчики.

Дети смотрят на экран.

Дети встают в круг и выполняют музыкально-ритмическое упражнение.

Ответы детей.

Садятся на стульчики.

Слайд  «Схема фигуры «завивать капустку»»

Распевание, пение

Распевка «Наша горка высока» (фрагмент русской народной прибаутки).

Чтобы работа спорилась, на «капустных вечерках» пели песни. Давайте распоемся. Садимся правильно, сохраняя певческую посадку: спина ровная, ноги упираются в пол.

Поем все вместе в одном темпе, отчетливо произносим слова и пропеваем протяжно и плавно все звуки.

Русская народная песня «Вейся капустка» (под фортепиано и минус).

Сейчас предлагаю вам разучить русскую народную песню «Вейся капустка». Я пропою, а вы послушайте.

Какой характер у песни? Вот и вы повторяйте за мной весело, задорно, игриво.

Слушайте друг друга, поем дружно и в одном темпе. Бережно пропеваем низкие звуки, не «бросаем» их.

Ребята, проходите в центр зала! Предлагаю вам соединить движения  упражнением «Вейся капустка» с песней, которую мы только что разучили. (Имя ребенка) будет «завивать капустку». Раскручивать «вилок» будет другой ребенок (имя ребенка). Какие вы молодцы! Так задорно у вас получилось! Спасибо за капусту, будут щи густы!

Дети распеваются, разучивают песню.

Разучивают два куплета по фразам.

Ответы детей.

Ребята выходят в центр зала, смотрят на экран, поют песню и заводят фигуру «завивайся капустка»

Слайд «Певческая посадка»

Слайд  «Схема фигуры «завивать капустку»»

Игра на шумовых инструментах.

Шумовой оркестр. Какие предметы русского быта являются шумовыми инструментами? Можете назвать? (ложки, рубель, палочки, погремушки, коса, пила). Во время обрядов и праздников народ плясал, пел песни и подыгрывал на всем, что издавало звук. Предлагаю выбрать любой понравившийся инструмент и посмотреть на экран. Давайте для начала повторим название инструментов, на которых будем играть.

Ответы детей. Дети берут инструмент любой на выбор, становятся лицом к экрану. После игры инструменты кладут обратно.

На экране фото шумовых инструментов.

Видео-оркестр на экране.

Музыкально-игровое, танцевальное творчество.

Русская народная игра «Капустка моя». А как вы думаете, чем дети занимались на «капустных вечерках»?  Играли! Становитесь в круг. Запоминайте слова:

Капустка моя

Все четыре кочана,

Никогда я не плясала,

Только нынче начала.

 Будем передавать по кругу капусту. У кого она окажется с окончанием слов, тот   выходит в центр круга и показывает народные танцевальные движения соответственно характеру музыки, а остальные повторяют.

Дети проговаривают слова вместе с м.р. и выбирают водящего. Водящий показывает какие-то танцевальные движения под народную музыку, остальные за ним повторяют.

Заключение, прощание

Вот мы окунулись с вами в стародавние времена. Где вы сегодня побывали? Какие предметы народного быта видели? Какие элементы русского танца повторили? О каком народном обычае сегодня говорили? Что принято было делать в этот период? Вы сегодня проявили большую любознательность, очень старались и я хочу за это вас отблагодарить.

Дети стоят в круге.

М.р. дарит ребятам раскраски с предметами народного быта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по исследовательской деятельности"Вода-царица" подготовительная группа 6-7лет

Данный конспект занятия поможет воспитателю  рассказать детям о свойствах воды как жидкости....

Конспект занятия по исследовательской деятельности"Вода-царица" подготовительная группа 6-7лет

Данный конспект занятия поможет воспитателю  рассказать детям о свойствах воды как жидкости....

Конспект занятия по музыкальной деятельности для детей старшей группы "Музыкальная шкатулка"

Занятие по музыкальной деятельности составлено для детей старшего дошкольного возраста с целью развития музыкальных способностей в процессе музыкально-ритмической деятельности....

Конспект занятия по музыкальной деятельности «Встреча весны» Старшая группа

Конспект занятия на основе русского народного творчества...

Конспект занятия по музыкальной деятельности в первой младшей группе на тему: «Птичка - невеличка»

Конспект занятия по музыкальной деятельности в первой младшей группе "Птичка - невеличка"...

Конспект интегрированного занятия по музыкальной деятельности для детей подготовительной группы «Лебединое озеро»

Формирование представлений об  положительных или отрицательных образов героев с помощью музыки....

Конспект занятия по музыкальному воспитанию для детей подготовительной группы «Музыка Весны»

Конспект занятия по музыкальному воспитанию для детей подготовительной группы "Музыка Весны"...