Формирование интереса к народной музыке у детей старшего дошкольного возраста
статья по музыке (старшая, подготовительная группа)

Бабенко Екатерина Александровна

Народное музыкальное искусство – это богатое культурно-историческое наследие, базовые знания о котором являются важными для каждой подрастающей личности. Музыкальное занятие можно рассматривать как основу формирования интереса к музыкальному фольклору в детском образовательном учреждении.

Основой воспитания у дошкольников музыкального интереса к фольклорной музыке являются художественно ценные детские произведения. Для развития интереса дошкольников важно использовать различные виды деятельности, такие как: пение, голосовые игры, речевые упражнения, слушание музыки, инсценировки, игра на музыкальных инструментах, народные игры и танцы.

Формы ознакомления с народной культурой могут быть самыми разнообразными: праздничные утренники, тематические вечера, театрализованные игры и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_interesa_k_narodnoy_muzyke_u_detey_.docx17.67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Формирование интереса к народной музыке
у детей старшего дошкольного возраста»

        Использование фольклора на музыкальных занятиях в детском саду – одно из важнейших достижений современной музыкальной педагогики. Народное песенное и инструментальное творчество является основой музыкальной культуры каждого народа, поэтому детям необходимо с малых лет прививать чувство уважения и любви к своему исконному наследию.

При этом немаловажный остается фактор природного или приобретенного интереса к музыкальному фольклору. Если у ребенка отсутствует интерес к народной музыке, это значит, что основная задача музыкального педагога – показать всю красоту и самобытность феномена фольклора. Благодаря упорной, но дозированной работе музыкального руководителя с детьми старшего дошкольного  возраста, будет формироваться интерес к музыкальному фольклору.

Народное музыкальное искусство – это богатое культурно-историческое наследие, базовые знания о котором являются важными для каждой подрастающей личности. Именно понимание музыкального фольклора во всех своих проявлениях представляет одну из приоритетных задач в современной музыкальной педагогике. Народное музыкальное творчество, как ничто иное, способно нести воспитательную, эстетическую функцию.

В первую очередь, музыкальные руководители  должны использовать профессиональный, комплексный подход к процессу приобщения к народной музыке.

К вопросам формирования интереса к музыке, в частности, народной, обращались такие отечественные и зарубежные учёные как К. Ушинский, В. Сухомлинский, Б. Асафьев, Б. Теплов, Э. Жак-Далькроз З.Кодай и другие. Разработанные эти авторами методики являют собой огромное педагогическое наследие для каждого педагога, чья деятельность связана с  музыкальным развитием в детском саду.

Помимо изложенного выше,  музыкальный руководитель должен анализировать психические и эмоциональные особенности своих подопечных; подбирать качественный репертуар, исходя из возрастных показателей; учитывать физиологические особенности у мальчиков и девочек и т.д.

Музыкальное занятие можно рассматривать как основу формирования интереса к музыкальному фольклору в детском образовательном учреждении.

Интерес - это мотив, побуждающей к самостоятельной деятельности. Интерес возникает на основе познавательного влечения к той или иной области действительности. Под влиянием интереса развиваются музыкальная наблюдательность, интеллект, воображение, непроизвольное внимание, сосредоточенность.

Психология выделяет  различные виды интересов дошкольников: любопытство, любознательность, теоретический и познавательный интересы. Интерес к народной музыке проявляется в вопросе «достаточно ли песня весела?», что «изображает» музыкальное произведение, а также в стремлении использовать имеющиеся знания и умения на практике: в домашнем музицировании, посещении концертов, и в конечном итоге - в музыкальном самообразовании и самовоспитании.

Основой воспитания у дошкольников музыкального интереса к фольклорной музыке являются художественно ценные детские произведения. Чем ярче и выразительнее музыкальное произведение, тем сильнее его воздействие на ребенка.  

Для развития интереса дошкольников важно использовать различные виды деятельности, такие как: пение, голосовые игры, речевые упражнения, слушание музыки, инсценировки, игра на музыкальных инструментах, народные игры и танцы.

Формы ознакомления с народной культурой могут быть самыми разнообразными: праздничные утренники, тематические вечера, театрализованные игры и т.д. Но самое главное они должны передавать  особую атмосферу деятельности детей или совместной деятельности детей и взрослых, приближенной к реальной.

Музыкальному руководителю подбирая репертуар, следует руководствоваться тем, что он должен быть достаточно понятен детям по содержанию, сохранять простые характерные движения (музыкально-ритмические движения) и интонации (пение и слушание музыки), быть небольшим по объёму.  

Программа воспитания и обучения в детском саду затрагивает лишь малую часть устного народного творчества: песенки, русские народные потешки, скороговорки, русские народные сказки о животных и волшебные сказки. Большая часть фольклора остаётся на изучении в следующей ступени образования школьников и экспедиционно-исследовательской деятельности научных сотрудников.

Фольклорные произведения на музыкальных занятиях и досуговой деятельности в детском саду, закладывают духовно-нравственные ценности, воспитывают вкус, благоприятно влияют на развитие музыкальных и творческих способностей, эмоциональной сферы детей. Народное творчество представляет собой уникальное средство для передачи мудрости, накопленной многими поколениями.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование интереса к художественному слову у детей старшего дошкольного возраста."

      Доклад по самообразованию. Что такое литературный вкус? Целесообразно ли говорить о нем в дошкольном возрасте?...

Рабочая программа по теме: «Формирование интереса к изобразительному творчеству у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Содержание:Пояснительная записка……………………………………………………………….3Нормативно-правовые документы…………………………………………………...3Цель программы………………………………………………………………………3Задачи программы…………………………………………………………………….3Особ...

Игровые педагогические технологии как средство формирования интереса к классической музыке у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

в стать описаны формы и методы работы с дошкольнками по развитю предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений классической музыки....

Возможность проекта «Классическая музыка - детям» в формировании эстетического отношения к музыке у детей старшего дошкольного возраста. Методическая разработка.

Данный методический материал может быть востребован как музыкальными руководителями, так и воспитателями дошкольных отделений. Здесь представлен тематизм занятий по проекту "Классическая музыка-детям"...

Презентация "Формирование интереса к народной культуре у детей старшего дошкольного возраста средствами народной игры"

В настоящее время в воспитательной практике дошкольных образовательных организаций наблюдается повышение активного интереса к потенциалу народной культуры, именно в ней содержится многовековая мудрост...